УДК 378
Т. В. Осипова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА К УПРАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Представлена характеристика системы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом в следующей последовательности: внутреннее строение и наполнение; педагогические принципы, которые учитывались при реализации системы; специфические свойства и функции системы.
Ключевые слова: система, педагогическая система, принципы, функции, свойства, аналитика, коррекция
Проблема определения путей повышения эффективности подготовки студентов вузов культуры и искусств к управлению творческим коллективом является актуальной в связи с тенденциями развития системы высшего образовании в России. Перед образованием ставятся новые задачи, одной из которых является качественная подготовка управленческих кадров. О необходимости формирования управленческих компетенций говорится и в нормативных документах.
Поскольку готовность будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом, являясь сложной профессионально-личностной характеристикой, не возникает стихийно, ее необходимо целенаправленно формировать на стадии подготовки будущих специалистов в вузе.
Следует отметить, что идея формирования готовности студентов к управлению коллективом в последнее время активно разрабатывается в педагогических исследованиях.
Общие основы управления педагогическим процессом разрабатывались Ю. К. Бабанским, В. П. Беспалько, Т. М. Давыденко, Т. И. Шамо-вой и др.; принципы управленческой деятельности представлены в трудах отечественных и зарубежных ученых: А. К. Гастева, П. М. Керженцева, Ю. Л. Тихомирова, А. В. Филиппова, Ф. Тейлор, Э. Мэйо, А. Маслоу, Т. Парсонса и др. Вопросы подготовки специалиста-хореографа рассмотрены в исследованиях З. Р. Ажимова, Ю. В. Богачевой, Л. Д. Ивлевой, Л. А. Митако-вич, В. И. Панферова и др. Анализу и обобщению опыта подготовки студентов к управленческой деятельности посвящены работы А. Б. Баку-радзе, Е. Н. Беловой, О. А. Кравченко и др. Одна-
ко, несмотря на существенный интерес ученых и значительность полученных результатов, проблема подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом по-прежнему в достаточной степени не решена.
Целью нашего исследования является разработка системы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом, следовательно, возникает необходимость выяснить сущность управления, выступающего как один из видов многогранной человеческой деятельности и связанного с системами и системным подходом.
Педагогический процесс - динамическая система, поэтому он управляем. От качества управления зависит его эффективность как системы. Педагогическое управление связано с получением, передачей, переработкой и использованием информации на стадии анализа, принятия решения и его реализации и выступает ведущим видом деятельности. В нашем исследовании речь идет о творческом (хореографическом) коллективе, которым управляет педагог-хореограф, характеризующийся креативностью, увлеченностью, самостоятельностью, ответственностью и т. д.
Для понимания сущности творческого коллектива большое значение имеют исследования Л. И. Новикова, А. В. Петровского и др. Разработанные ими общетеоретические положения непосредственно относятся к изучаемой нами проблеме. Учитывая различные трактовки понятия творческий коллектив, мы понимаем данный феномен как группу равноправных людей, объединенных общими целями, интересами, традициями, участвующих в разнообразных видах деятельности (репетиционной, постановочной, кон-
170
цертной и др.), создающих творческие социально значимые проекты, которые объединяют членов коллектива в позитивные сообщества, учат взаимодействию.
Готовность педагога-хореографа выступает в двух аспектах: к созидательному, творческому труду (управлению коллективом) и к развитию творческих способностей (как собственных, так и других людей). Опираясь на исследования отечественных исследователей (А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя и др.), в структуре готовности к управлению творческим коллективом мы выделяем три компонента: мотивационный, когнитивный и деятельностный.
В решении проблемы определения сущности готовности мы разделяем точку зрения тех авторов (О. А. Абдуллина, В. П. Беспаль-ко, М. И. Дьяченко, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.), которые рассматривают готовность как результат профессиональной подготовки; состояние, интегральное качество личности; личностный опыт, включающий знания, умения и навыки, ценностные ориентации, личностные качества, соответствующие определенной профессии.
Мы понимаем под готовностью будущего педагога-хореографа к управлению творческим коллективом сложное личностное образование, основанное на владении знаниями, умениями, ориентацией на ценности управления и хореографии, позволяющее оказывать влияние на развитие креативности творческого коллектива.
Процесс подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом является сложным и длительным, его эффективность зависит от разработки и предварительного проектирования с учетом специфики образовательного процесса, особенностей студентов и наличия необходимых средств. Поэтому ученые представляют собственное видение процесса формирования готовности через разнообразные по содержанию педагогические системы (Е. Ю. Никитина, Л. Г. Колесникова и др.), модели (Л. В. Винская, Т. А. Садовская и др.), методики (В. В. Потапов, Ю. В. Богачева и др.), программы (Ю. А. Шмаков, Г. В. Бурцева и др.). Так, например, Т. А. Садовская разработала и апроби-
ровала модель формирования готовности будущего переводчика к управлению профессиональными конфликтами [13]; Ю. В. Богачева представляет методику формирования профессиональной готовности педагогов-хореографов к коррекционной работе с детьми в учреждениях дополнительного образования [6].
Л. Н. Абдуллина предлагает структурно-функциональную модель управления развитием готовности к педагогическому творчеству учителей общеобразовательной средней школы, работающей в инновационном режиме, положенную в основу ее авторской программы «Педагогическое творчество» [1].
Предложенный вариант решения проблемы, на наш взгляд, может быть принят за основу, если будет дополнен дидактическим аспектом исследуемого процесса с учетом специфики управленческой деятельности педагога-хореографа и особенностей творческого коллектива. В большей степени нам импонирует подход, предполагающий последовательное усложнение целей, содержания, средств развития управленческой деятельности педагога-хореографа (художественного руководителя), согласование компонентов системы с содержанием, педагогическими условиями образовательного процесса вузов культуры и искусств. Реализацию указанной идеи мы видим в исследованиях З. Р. Ажи-мова [2], И. И. Киютиной [11].
Так, например, З. Р. Ажимов в дидактическую модель формирования управленческой компетенции студентов специальности «Народное художественное творчество» в высшей школе включает целевой, содержательный, деятельностный и оценочно-результативный блоки [2]; И. И. Киютина в структуру модели вводит содержательный и деятельностный компоненты [11]. Ю. В. Богачева отмечает в своем исследовании, что в содержании профессиональной подготовки педагога-хореографа наблюдаются тенденции, ориентирующие его на педагогическую деятельность с детьми в учреждениях дополнительного образования [6]. Поскольку реформирование системы дополнительного образования вносит свои коррективы в профессиональную подго-
171
товку педагога-хореографа, для нашего исследования этот факт имеет особое значение.
Рассматривая процесс формирования готовности как педагогическое явление, большинство ученых (Л. В. Винская, И. Н. Мамай, Д. А. Савельев и др.) выявляют и раскрывают условия, влияющие на результативность данного процесса. Не останавливаясь на полном обзоре существующих в научной литературе точек зрения, приведем в качестве примера те позиции, которые представляют для решения исследуемой нами проблемы особый интерес: положительное отношение к педагогической деятельности, личностно ориентированный подход, создание личностно значимых перспектив профессиональной деятельности (Ю. В. Богачева) [6]; творческая проектная деятельность как средство подготовки будущих учителей к управленческой деятельности (И. И. Киютина) [11].
Раскрывая собственное понимание процесса формирования готовности студентов к управлению, современные исследователи обращают внимание на принципы, обеспечивающие реализацию системы. Так, например, И. В. Белякова выделяет в качестве основных принципов формирования готовности будущего учителя к управлению речемыслитель-ную активность, индивидуализацию, функциональность, ситуативность, новизну [5]. Не обсуждая полноту совокупностей предложенных принципов и значимость каждого из них, считаем необходимым отметить, что при фиксации нашей позиции по данному вопросу будем исходить из специфики подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом, ее содержания, требований к педагогу-хореографу, его управленческой деятельности и особенностей разработанной системы его подготовки.
Система подготовки будущего педагога-хореографа к управлению творческим коллективом включает в себя: а) потребности социума в творческих руководителях, б) цели и задачи подготовки хореографа-педагога в вузе культуры, в) принципы (подходы) в подготовке специалиста-управленца, г) факторы и педагогические условия, д) педагогический про-
цесс и его методическое обеспечение, е) критерии, показатели и уровни готовности руководителя к управлению хореографическим коллективом.
Существенное значение для исследования педагогического явления имеет проблема определения критериев эффективности его реализации. Учеными осуществляется поиск критериев, показателей и уровней для выявления степени сфор-мированности готовности студентов к управлению коллективом. Г. В. Бурцева, опираясь на систему диагностических показателей уровня развития творческих возможностей будущих хореографов, справедливо утверждает, что можно отслеживать и корректировать учебный процесс, адаптируя его к индивидуальным особенностям личности будущего специалиста [8].
Система подготовки будущего педагога-хореографа к управлению творческим коллективом представляет собой интеграцию компонентов: мобилизационно-целевого (осознание себя как социокультурной ценности); теоретико-содержательного (развитие когнитивных способностей); этапно-методического (включение личности в творческую хореографическую деятельность); аналитико-корректирующего (анализ полученных результатов и разработка коррекцион-ных действий по преодолению недостатков). Кратко рассмотрим смысловое наполнение выделенных компонентов.
Мобилизационно-целевой компонент системы представлен определением общих целей подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом и ценностно ориентационными целями воспитания. Целенаправленность приводит к целенаправленному поведению, затем к целенаправленной управленческой деятельности, конечному результату.
При анализе цели как объекта исследования и изучения принято исходить из ряда положений общефилософского характера: цель является идеально предвосхищаемым результатом деятельности; цель любой деятельности порождается и определяется объективными условиями, существует во взаимосвязи со средствами, объективно включает в себя результат и процесс, выступает как главная направляющая человеческой
172
деятельности, как закон, определяющий способ и характер человеческих действий [14, с. 78-79].
В качестве основного мобилизирующего фактора у студентов можно выделить фактор направленности на управленческую деятельность. Достижение цели возможно при решении следующих задач: 1) расширении и углублении разносторонних специальных знаний, умений и навыков, необходимых для управления творческим коллективом; 2) формировании ценностных ориентаций, необходимых для управления творческим коллективом; 3) развитии положительной мотивации к управлению творческим коллективом и организаторских способностей, обеспечивающих успешное выполнение управленческих задач.
Мобилизационно-целевой компонент системы выполняет следующие функции: целепола-гающую (определяет перспективы взаимодействия субъектов), ориентировочную (ценности хореографии, ценностные ориентации). Цели и задачи позволили определить содержание подготовки будущего педагога-хореографа к управлению творческим коллективом.
Теоретико-содержательный компонент системы определяет содержание, которое должен усвоить будущий специалист, и специфику организации взаимодействия в творческом коллективе. Данный компонент обеспечивает развитие у студентов творческих способностей, задатков, формирование направленности личности студента, включая ориентацию на ценности управления и хореографии, владение знаниями и умениями в сфере управления коллективом.
Информационным ядром системы подготовки студентов является разработанная нами в свете решения данной задачи практико-ориентированная программа, состоящая из четырех разделов: мотивационно ориентированный, информационно обобщающий, репродуктивно практический, творчески практический.
В соответствии с указанным наполнением теоретико-содержательного компонента отметим, что в структуре разработанной нами системы он выполняет познавательную функцию, заключается в овладении знаниями об управлении коллективом и осмыслении своих возможностей;
практико-ориентированную функцию, предполагающую исполнительскую деятельность, которая способствует формированию индивидуального стиля хореографической деятельности, что непосредственно связано с готовностью к освоению механизмов личностного взаимодействия и педагогического творчества; овладению педагогическими технологиями (методами) диагностирования, целеполагания, организации и оценивания педагогической подготовленности будущего руководителя хореографического коллектива.
Этапно-методический компонент характеризует дидактические процедуры, в ходе реализации которых у будущих педагогов-хореографов формируются составляющие управленческой деятельности: знания, умения, профессионально значимые качества и ценностные ориентации. Выбор методов, форм и средств определяется содержанием программы подготовки будущих педагогов-хореографов, логикой процесса подготовки. Нами разработано методическое обеспечение каждого раздела программы подготовки педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом. В соответствии с указанным наполнением этапно-методического компонента отметим, что он выполняет следующие функции: адаптационную (приспособление к будущей профессиональной деятельности через создание условий) и организаторскую (создает план действий, определяет направление и процедуры деятельности).
Аналитико-корректирующий компонент связан с формированием методики профессионального мастерства на основе установки на развитие готовности студента к управлению хореографическим коллективом (что соответствует пятому году обучения студентов в вузе), а также с анализом полученных результатов, их оценкой, разработкой коррекционных действий по совершенствованию процесса подготовки к управлению творческим коллективом.
Анализ - операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека [3]. В качестве аналитического метода
173
выступает педагогическая диагностика [10], которая, во-первых, позволяет объективно оценить сформированность готовности к управлению творческим коллективом; во-вторых, обеспечивает правильное определение результатов обучения; в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, позволяет свести к минимуму ошибки в процессе обучения и воспитания.
Таким образом, основу данного компонента составляет педагогическая диагностика и коррекция (лат. соггесйо) - исправление, выправление характера изменения величины, протекания процесса с целью их поворота в требуемое русло [7].
В соответствии с указанным наполнением аналитико-корректирующего компонента отметим, что он выполняет следующие функции: аналитическую (выявляет затруднения, выбирает способы устранения трудностей, определяет тенденции дальнейшей подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом), контрольно-оценочную (сравнивает и оценивает результаты сформированной готовности будущих педагогов-хореографов к управлению коллективом).
Анализ исследований Т. Г. Браже, М. В. Колосовой, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Рындак и других ученых показал, что подготовка будущего педагога-хореографа к управлению творческим коллективом должна основываться на системе принципов, выполняющих функции руководящих указаний. Под принципами мы понимаем «руководящую идею и основное правило поведения» [15, с. 382]. Рассмотрение ряда научных
работ (В. И. Загвязинского [9], Ю. К. Бабанского [4], В. В. Краевского [12], Е. В. Яковлева, Н. О. Яковлевой [16] и др.) привело к выводу о том, что принципы должны удовлетворять требованиям: системности, дополнительности, ориентированности, объективности, теоретической и практической значимости. Мы выделили следующие принципы: педагогической гармонии, признания самоценности собственной личности, творческой сущности (самости), «креативных вспышек», нравственной опосредованности, индивидуализации в управленческой подготовке, перехода педагогического управления в самоуправление, рефлексивности.
Таким образом, система подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом, разработанная нами на основе системного, креативно-деятельностного, культурологического подходов, а также с учетом требований социального заказа, содержания профессиограммы педагогов-хореографов, их профессиональной подготовки, воспитательной деятельности, обеспечивающей социализацию личности, включает мобилизационно-целевой, теоретико-содержательный, этапно-методичес-кий, аналитико-корректирующий компоненты. Она характеризуется актуализацией хореографических ценностей; открытостью, отражающей способность к развитию и взаимодействию с внешней средой; интегративностью, требующей взаимной связи, приспособления и взаимодействия всех ее составных частей; персонализирован-ностью, ориентирующейся на неповторимую личность педагога-хореографа.
1. Абдуллина, Л. Н. Управление развитием готовности к педагогическому творчеству учителей средней общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Н. Абдуллина. - Магнитогорск, 2005. - 172 с.
2. Ажимов, З. Р. Формирование управленческой компетенции у будущих художественных руководителей творческих коллективов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / З. Р. Ажимов. - Казань, 2008. - 193 с.
3. Аналитика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. Т. 82. - 4-е изд., доп. - Санкт-Петербург, 1890-1907.
4. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. - Москва: Педагогика, 1989. - 560 с.
5. Белякова, И. В. Формирование готовности будущего учителя к управлению самостоятельной работой учащихся: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И. В. Белякова. - Магнитогорск, 2004. - 211 с.
6. Богачева, Ю. В. Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю. В. Богачева - Москва, 2007. - 215 с.
7. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. - Москва: Книжный мир, 2003. - 895 с.
8. Бурцева, Г. В. Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки: дис. ... канд. пед. наук / Г. В. Бурцева. - Барнаул, 2000. - 178 с.
9. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. - Москва: Педагогика, 1982. - 160 с.
174
10. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп; пер. с нем. - Москва: Педагогика, 1991. - 240 с.
11. Киютина, И. И. Дидактические средства формирования готовности будущих учителей к управленческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук / И. И. Киютина. - Брянск, 2004. - 235 с.
12. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. В. Кра-евский. - Москва; Волгоград: Перемена, 2002. - 163 с.
13. Садовская, Т. А. Формирование готовности переводчика к управлению профессиональными конфликтами: дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Садовская. - Калининград, 2011. - 198 с.
14. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - Москва: Политиздат, 1987. - 590 с.
15. Философский энциклопедический словарь. - Москва: Совет. энциклопедия, 1989. - 815 с.
16. Яковлев, Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: моногр. / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. - Челябинск: РБИУ, 2010. - 316 с. Сдано 04.09.2014
T. V. Osipova
SYSTEM OF TRAINING FUTURE TEACHER-CHOREOGRAPHER TO CREATIVE TEAM
Abstract. The characteristics of the system of training of future teachers-choreographers to the management
of the creative team in the following sequence: internal structure and content; pedagogical principles that were
taken into account when implementing the system; specific properties and functions of the system.
Keywords: system, educational system, principles, functions, properties, analysis, and correction
References
1. АЬ^Шпа, L. N. Upravlenie razvitiem gotovnosti k pedagogicheskomu tvorchestvu uchitelej srednej obshheo-brazovatel'noj shkoly [Management of development of readiness for pedagogical creativity of teachers of high comprehensive school]: dis. ... Cand. Ped. sciences: 13.00.01 / L. N. Аbdullina. - Magnitogorsk, 2005. - 172 p.
2. Аzhimov, Z. R. Formirovanie upravlencheskoj kompetentsii u budushhikh khudozhestvennykh rukovoditelej tvorcheskikh kollektivov [Formation of administrative competence at future art directors of creative collectives]: dis. ... Cand. Ped. sciences: 13.00.08 / Z. R. Аzhimov. - Kazan', 2008. - 193 p.
3. Analytics// Entsiklopedichesky slovar' Brokgauza i Efrona [Brockhaus and Efron's encyclopedic dictionary]: in 86 vol. Vol. 82. - 4 ed., add. - Saint-Petersburg, 1890. - 1907 p.Babansky, Yu. K. Izbrannye pedagogicheskie trudy [Chosen pedagogical works] / Yu. K. Babansky. - Moscow: Pedagogika, 1989. - 560 p.
5. Belyakova, I. V. Formirovanie gotovnosti budushhego uchitelya k upravleniyu samostoyatel'noj rabotoj uchash-hikhsya [Formation of readiness of future teacher for management of independent work of pupils]: dis. ... Cand. Ped. sciences: 13.00.08 / I. V. Belyakova. - Magnitogorsk, 2004. - 211 p.
6. Bogacheva, Yu. V. Formirovanie professional'noj gotovnosti k prakticheskoj deyatel'nosti pedagogov-khoreografov v vuzakh kul'tury i iskusstv [Formation of professional readiness for practical activities of teachers-choreographers in higher education institutions of culture and arts]: dis. ... Cand. Ped. sciences: 13.00.08 / Yu. V. Bogacheva. - Moscow, 2007. - 215 p.
7. Borisov, А. B. Bol'shoj ekonomicheskij slovar' [Big economic dictionary] / А. B. Borisov. - Moscow: Knizhnyj mir, 2003. - 895 p.
8. Burtseva, G. V. Upravlenie razvitiem tvorcheskogo myshleniya studentov-khoreografov v protsesse vuzovskoj podgotovki [Management of development of creative thinking of students choreographers in the course of high school preparation]: dis. ... Cand. Ped. sciences / G. V. Burtseva. - Barnaul, 2000. - 178 p.
9. Zagvyazinsky, V. I. Metodologiya i metodika didakticheskogo issledovaniya [Methodology and technique of didactic research] / V. I. Zagvyazinsky. - Moscow: Pedagogika, 1982. - 160 p.
10.Ingenkamp, K. Pedagogicheskaya diagnostika [Pedagogical diagnostics] / K. Ingenkamp; transl. from germ. -Moscow: Pedagogika, 1991. - 240 p.
11.Kiyutina, I. I. Didakticheskie sredstva formirovaniya gotovnosti budushhikh uchitelej k upravlencheskoj deyatel'nosti [Didactic means of formation of readiness of future teachers for administrative activity]: dis. ... Cand. Ped. sciences / I. I. Kiyutina. - Bryansk, 2004. - 235 p.
12.Kraevsky, V. V. Obshhie osnovy pedagogiki [General fundamentals of pedagogics]: manual for students of high. ped. educat. inst. / V. V. Kraevsky. - Moscow; Volgograd: Peremena, 2002. - 163 p.
13.Sadovskaya, T. А. Formirovanie gotovnosti perevodchika k upravleniyu professional'nymi konfliktami [Formation of readiness of the translator for management of the professional conflicts]: dis. ... Cand. Ped. sciences / T. А. Sadovskaya. - Kaliningrad, 2011. - 198 p.
14.Filosofskij slovar' [Philosophical dictionary] / ed. I. T. Frolov. - 5 ed. - Moscow: Politizdat, 1987. - 590 p.
15.Filosofskij ehntsiklopedicheskij slovar' [Philosophical encyclopedic dictionary]. - Moscow: Sovet. еШ^-lopediya, 1989. - 815 p.
16.Yakovlev, E. V. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov [Pedagogical research: contents and representation of results]: monogr. / E. V. Yakovlev, N. O. Yakovleva. - Chelyabinsk: RBIU, 2010. - 316 p. Received 04.09.2014
175