Секция «Информационно-экономические системы»
УДК 658.5.011
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
А. А. Стародубцев Научный руководитель - Д. В. Тихоненко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Описано, зачем нужны системы поддержки принятия решений, чем они могут быть полезны и их классификация.
Ключевые слова: СППР, принятие решений, система поддержки.
DECISION SUPPORT SYSTEM
A. A. Starodubcev Scientific Supervisor - D. V. Tkhonenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article explains why need a decision support system, than they can be useful and their classification.
Keywords: DSS, making decisions, support system.
Система поддержки принятия решений (СППР) - компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности.
СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.
Система поддержки принятия решений предназначена для поддержки многокритериальных решений в сложной информационной среде. При этом под многокритериальностью понимается тот факт, что результаты принимаемых решений оцениваются не по одному, а по совокупности многих показателей (критериев) рассматриваемых одновременно. Информационная сложность определяется необходимостью учета большого объема данных, обработка которых без помощи современной вычислительной техники практически невыполнима. В этих условиях число возможных решений, как правило, весьма велико, и выбор наилучшего из них «на глаз», без всестороннего анализа может приводить к грубым ошибкам [1].
Система поддержки решений СППР решает две основные задачи. Во-первых, выбор наилучшего решения из множества возможных (оптимизация). Во-вторых, упорядочение возможных решений по предпочтительности (ранжирование).
В обеих задачах первым и наиболее принципиальным моментом является выбор совокупности критериев, на основе которых в дальнейшем будут оцениваться и сопоставляться возможные решения (будем называть их также альтернативами). Система СППР помогает пользователю сделать такой выбор [2].
Для анализа и выработок предложений в СППР используются разные методы. Это могут быть:
• информационный поиск;
• интеллектуальный анализ данных;
• поиск знаний в базах данных;
• рассуждение на основе прецедентов;
• имитационное моделирование;
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
• эволюционные вычисления и генетические алгоритмы;
• нейронные сети;
• ситуационный анализ;
• когнитивное моделирование и др.
Некоторые из этих методов были разработаны в рамках искусственного интеллекта. Если в основе работы СППР лежат методы искусственного интеллекта, то говорят об интеллектуальной СППР или ИСППР.
Система позволяет решать задачи оперативного и стратегического управления на основе учетных данных о деятельности компании.
Система поддержки принятия решений представляет собой комплекс программных инструментальных средств для анализа данных, моделирования, прогнозирования и принятия управленческих решений, состоящий из собственных разработок корпорации и приобретаемых программных продуктов (Oracle, IBM, Cognos).
Теоретические исследования в области разработки первых систем поддержки принятия решений проводились в технологическом институте Карнеги в конце 50-х начале 60-х годов XX века. Объединить теорию с практикой удалось специалистам из Массачусетского технологического института в 60-х годах. В середине и конце 80-х годов XX столетия стали появляться такие системы, как EIS, GDSS, ODSS. В 1987 году компания Texas Instruments разработала для United Airlines Gate Assignment Display System. Это позволило значительно снизить убытки от полетов и отрегулировать управление различными аэропортами, начиная от Международного аэропорта O'Hare в Чикаго и заканчивая Stapleton в Денвере, штат Колорадо. В 90-х годах сфера возможностей СППР расширялась благодаря внедрению хранилищ данных и инструментов OLAP. Появление новых технологий отчетности сделало СППР незаменимой в менеджменте [3].
Выделяют несколько больших групп СППР.
По взаимодействию с пользователем выделяют три вида СППР:
• пассивные помогают в процессе принятия решений, но не могут выдвинуть конкретного предложения;
• активные непосредственно участвуют в разработке правильного решения;
• кооперативные предполагают взаимодействие СППР с пользователем. Выдвинутое системой предложение пользователь может доработать, усовершенствовать, а затем отправить обратно в систему для проверки. После этого предложение вновь представляется пользователю, и так до тех пор, пока он не одобрит решение.
По способу поддержки различают:
• модельно-ориентированные СППР, используют в работе доступ к статистическим, финансовым или иным моделям;
• СППР, основанные на коммуникациях, поддерживают работу двух и более пользователей, занимающихся общей задачей;
• СППР, ориентированные на данные, имеют доступ к временным рядам организации. Они используют в работе не только внутренние, но и внешние данные;
• СППР, ориентированные на документы, манипулируют неструктурированной информацией, заключенной в различных электронных форматах;
• СППР, ориентированные на знания, предоставляют специализированные решения проблем, основанные на фактах.
По сфере использования выделяют:
• общесистемные
• настольные СППР.
Общесистемные работают с большими системами хранения данных (СХД) и применяются многими пользователями. Настольные являются небольшими системами и подходят для управления с персонального компьютера одного пользователя.
В структуре СППР фигурирует четыре основных компонента:
• информационные хранилища данных;
• средства и методы извлечения, обработки и загрузки данных (ETL);
• многомерная база данных и средства анализа OLAP;
• средства Data Mining.
Секция «Информационно-экономические системыi»
СППР позволяет облегчить работу руководителям предприятий и повысить ее эффективность. Они значительно ускоряют решение проблем в бизнесе. СППР способствуют налаживанию межличностного контакта. На их основе можно проводить обучение и подготовку кадров. Данные информационные системы позволяют повысить контроль над деятельностью организации. Наличие четко функционирующей СППР дает большие преимущества по сравнению с конкурирующими структурами. Благодаря предложениям, выдвигаемым СППР, открываются новые подходы к решению повседневных и нестандартных задач.
Использование системы позволяет найти ответы на множество вопросов, возникающих как и у генерального директора, так и у руководителя какого-либо отдела.
Процесс создания системы управленческой отчетности, анализа данных и поддержки принятия решений состоит из следующих этапов:
• Анализ существующих на предприятии информационных потоков и процедур управления предприятием;
• Выявление показателей, влияющих на финансово-экономическое состояние предприятия и отражающих эффективность ведения бизнеса (на основе данных из уже использующихся систем);
• Выработка процедур, обеспечивающих получение управленческим персоналом необходимой информации в нужное время, в нужном месте и в нужном виде;
• Настройка программных средств многомерного анализа;
• Обучение персонала Заказчика работе с программными средствами многомерного анализа.
Итог - продуманные решения, опирающиеся на информационный фундамент, адекватные действия, квалифицированное исполнение и как результат успех всего предприятия.
Библиографические ссылки
1. Системы поддержки принятия решений, назначение и решаемые задачи [Электронный ресурс]. URL: http://referatz.ru/works/296331/ (дата обращения: 10.03.2016).
2. DSS - система поддержки принятия решений [Электронный ресурс]. URL: http://pro-spo.ru/erp/1816-dss (дата обращения: 12.03.2016).
3. Сппр [Электронный ресурс]. URL: http://www.oviont.com/soft/tools/sppr/sppr_expan.php (дата обращения: 10.03.2016).
© Стародубцев А. А., 2016