Решетнеескцие чтения. 2015
principles and paradigms]. St. Petersburg : Piter, 2003. 877 p.
4. Pochemu Oracle Database 12c? [Why Oracle Database 12c?] Available at: http://www.oracle.com/ru/ database/overview/index.html (accessed: 15.09.2015).
5. vSphere ESXi Hypervisor. Available at: http://www.vmware.com/ru/products/vsphere/features/esx i-hypervisor (accessed: 15.09.2015).
© Зайцева Е. В., Темляков А. В., 2015
УДК 004.9
СИСТЕМА ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Н. В. Ивлева, М. В. Карасева, П. В. Зеленков
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается проблема планирования занятий по иностранному языку. Предлагается разработка системы персонифицированного формирования занятия и курса, которая способствует более эффективному планированию занятий и курса в целом с учетом индивидуальных характеристик отдельного учащегося.
Ключевые слова: система персонифицированного формирования занятия, планирование, характеристики учащегося.
COMPUTERIZED STUDENT-ORIENTED SYSTEM ON LANGUAGE TEACHING
N. V. Ivleva, M. V. Karaseva, P. V. Zelenkov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The paper considers the problem of foreign language lesson and course planning. It is offered to design a computerized student-oriented system on language teaching which could contribute into more effective lesson and course planning taking individual characteristics of each potential student into account.
Keywords: computerized student-oriented system on language teaching, planning, students' characteristics.
На протяжении десятилетий изучение иностранных языков носит характер необходимости в связи интеграцией и глобализацией мирового сообщества, обусловленных переходом общества в стадию информационного. Все больше и больше людей стремятся овладеть иностранным языком с целью применения его в своей профессиональной деятельности, обучения за рубежом и просто общения в иноязычном сообществе. Однако приоритетной потребностью в знании иностранного языка является профессиональная сфера человека. Все больше и больше глобальных компаний открывают свои представительства и филиалы в разных странах мира, соответственно, специалисты вынуждены изучать иностранный язык, а именно английский, который носит статус глобального. Существует множество методов и подходов в обучении иностранному языку, однако отсутствует система персонифицированного формирования занятия по обучению иностранному языку, которая смогла бы разработать план занятия и в целом курс для специалистов различных областей знаний, нуждающихся в получении языковой компетенции.
Под системой персонифицированного формирования занятия по обучению иностранному языку понимается программное обеспечение, которое служит методической поддержкой для преподавателей иностранного языка и способствует более эффективному планированию занятий и курса по изучению иностранного языка с учетом индивидуальных характеристик учащегося, уровня языковой компетентности и профессиональной сферы деятельности. Система предполагает обработку данных, полученных при вводе в систему преподавателем, и формирование плана занятия или курса, который будет использоваться в образовательном процессе [6]. Подразумевается, что система самостоятельно обращается к базе данных, которая содержит перечень учебно-методических материалов с определенными параметрами, и выбирает необходимые ресурсы под заданные характеристики учащегося. База данных должна иметь статус редактируемой, чтобы преподаватели самостоятельно могли добавлять ресурсы с целью поддержания ее актуальности [7].
Программные средства и информационные технологии
Учебно-методические ресурсы группируются согласно языковым навыкам: чтение, аудирование, письмо и говорение [4]. В зависимости от потребности учащегося необходимо акцентировать внимание на те или иные навыки в процессе обучения [5]. Все это зависит от данных, введенных преподавателем в систему. В настоящее время имеется огромный выбор учебно-методических материалов, которые используются для тренировки языковых навыков. Проанализировав ресурсы, предлагаемые зарубежными издательствами Cambridge University Press, Oxford University Press, Longman, Macmillan, можно утверждать, что все учебные пособия можно разделить на учебные, пособия по грамматике и лексике, пособия по совершенствованию рецептивных навыков (чтение, аудирование) и продуктивных навыков (письмо, говорение). Материалы по совершенствованию навыков чтения, аудирования, письма и говорения можно найти как в учебных пособиях, так и в отдельных пособиях. Материал выбирается по педагогическим и техническим аспектам.
Другая задача системы персонифицированного формирования занятия - выбор наиболее подходящего метода и подхода обучения на основе полученных данных системой. Существует 12 распространенных методов и подходов, которые являются интернациональными и используются во всем мире по работе с учащимися [1]. Однако бизнес-сообщество отличается своей спецификой. Не все существующие методы работают с данной целевой аудиторией, как показывает практика. Таким образом, система должна включать только те методы и подходы, которые действительно будут работать на практике. Основываясь на опыте, можно утверждать, что лишь 4 метода работают на должном уровне: коммуникативный подход; обучение на основе цикла работ, близких к потребностям повседневной жизни и необходимым умениям; личностно ориентированный подход; а также предметно-языковое интегрированное обучение.
Данные методы считаются универсальными в методике преподавания иностранного языка для специальных целей. Методы способствуют ведению предмета в рамках контекста, что стимулирует учащихся овладеть иностранным языковом в качестве средства общения, инструмента для решения бизнес-проблем, а также принятия решения. Таким образом, при использовании вышеуказанных методов учащиеся из различных сфер профессиональной деятельности имеют возможность эффективнее вести бизнес и решать сопутствующие задачи.
Исходя из вышеупомянутого, чтобы удовлетворить потребности учащихся, занимающихся различной профессиональной деятельностью, необходимо разработать систему персонифицированного формирования занятий, включающую такие параметры, как личные качества учащегося, срок обучения и цели изучения иностранного языка. В процессе исследования планируется разработать модифицированные методы анализа индивидуальных характеристик (психологические, физиологические) с учетом профессиональной области знаний учащегося [3], разработать
модифицированные методы формирования узкоспециализированных занятий [2], разработать систему формирования персонифицированных занятий с учетом мультилингвистических потребностей учащихся.
Библиографические ссылки
1. Jim Scrivener. Learning Teaching. The Essential Guide to English Language Teaching. 3rd ed. Macmillan, 2011. P. 418.
2. Ковалев И. В., Зеленков П. В. Автоматизация формирования информационно-терминологического базиса мультилингвистических обучающих технологий // Дистанционное и виртуальное обучение. 2005. № 3. С. 68-81.
3. Построение частотных словарей на основе исходных текстов с применением лемматизации / И. В. Ковалев [и др.] // Вестник СибГАУ. 2013. Вып. 4(50). С. 39-41.
4. Оптимизация обработки данных в распределенных образовательных средах / И. В. Ковалев [и др.] // Программные продукты и системы. 2007. № 3. С. 28.
5. Ковалев И. В., Лесков О. В., Карасева М. В. Внутриязыковые ассоциативные поля в мультилин-гвистической адаптивно-обучающей технологии // Системы управления и информационные технологии. 2008. Т. 33, № 3.1. С. 157-160.
6. Ковалев И. В., Карасева М. В., Суздалева Е. А. Системные аспекты организации и применения мульти-лингвистической адаптивно-обучающей технологии // Образовательные технологии и общество. 2002. Т. 5, № 2. С. 198-212.
7. Ковалев И. В., Карасева М. В., Лесков В. О. Информационно-терминологический базис как совокупность лексически связанных компонентов // Вестник СибГАУ. 2009. Вып. 1-1(22). С. 54-56.
References
1. Jim Scrivener. [Learning Teaching]. The Essential Guide to English Language Teaching, 3rd ed. Macmillan. 2011. P. 418.
2. Kovalev I. V., Zelenkov P. V. [Automatization of Information and Terminology Basis of Multilinguistic Educational Technologies] // Distantsionnoe i virtualnoe obuchenie. 2005. № 3. P. 68-81 (In Russ.).
3. [Formation of Frequency Dictionaries on Basis of Original Texts using Lemmatization] / Kovalev I. V., Seredin A. I., Karaseva M. V., Zelenkov P. V., Khrapunova V. V. // Vestnik SibGAU. 2013. No. 4(50). P. 39-41 (In Russ.).
4. [Optimization of Data Processing in Distributed Educational Environments] / Kovalev I. V., Zelenkov P. V., Yarkova S. A., Shevchuk S. F. // Programmnye produkty i sistemy. 2007. № 3. P. 28 (In Russ.).
5. Kovalev I. V., Leskov O. V., Karaseva M. V. [Intralingual Associative Fields in Multilinguistic Adaptive Educational Technology] // Sistemy upravleniya i informatsionnye tekhnologii. 2008. Vol. 33. № 3.1. P. 157-160 (In Russ.).
Решетнееские чтения. 2015
6. Kovalev I. V., Karaseva M. V., Suzdaleva E. A. [System Aspects of Organization and Usage of Multilinguistic Addaptive Educational Technology] //
Obrazovatelnye tekhnologii i obschestvo. 2002. Vol. 5. № 2. P. 198-212 (In Russ.).
7. Kovalev I. V., Karaseva M. V., Leskov V. O. [Information and Terminology Basis as Complex of Lexically Connected Components] // Vestnik SibGAU. 2009. No. 1-1(22). P. 54-56 (In Russ.).
© HB^eBa H. B., KapaceBa M. B., 3eœHKOB n. B. 2015
УДК 338.46.5
ПРИМЕНЕНИЕ ШАБЛОНОВ KNOWLEDGE BASED ENGINEERING В САПР CATIA V5 ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОТОВЫХ ПАНЕЛЕЙ
В. И. Калинцев, М. В. Лихачев
АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» Российская Федерация, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52 E-mail: [email protected], [email protected]
Разработана методика полуавтоматического конструирования сотовых панелей КА с использованием интеллектуальных шаблонов в САПР CA TIA V5.
Ключевые слова: САПР, интеллектуальный шаблон, повторное использование данных.
CATIA V5 KNOWLEDGE BASED ENGINEERING TEMPLATE METHODOLOGY APPLICATION
FOR HONEYCOMB PANELS MODELLING
V. I. Kalintsev, M. V. Lihachev
JSC "Academician M. F. Reshetnev "Information satellite systems" 52, Lenin str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]
A methodology for semi-automatic honeycomb panels for 3D model creation with knowledge-based template CATIA V5 CAD is developed.
Keywords: CAD, PLM, knowledge based engineering, data re-use.
Современные приборы полезной нагрузки космических аппаратов (КА) представляют собой отдельные функционально законченные блоки, имеющие соответствующую массу, что позволяет распределить общую массу по поверхности платформы, а не концентрировать ее на небольшой монтажной плоскости конструкции. Для обеспечения равнопрочности и размеростабильности в целом всей несущей конструкции современных КА негерметичного исполнения широко используются трехслойные композитные сотовые, в частности алюминиевые, несущие панели.
Проектирование сотопанелей (СП) с использованием традиционных методов в САПР - процесс, занимающий много времени из-за большого количества построений. Процесс проектирования выглядит следующим образом: создаётся эскиз, на основе которого нужно построить лист обшивки (ЛО) определённой толщины, назначить материал (материал назначается каждому из элементов СП). Далее с использованием контекстных связей на поверхности ЛО нужно создать эскиз, из которого построить со-тозаполнитель (СЗ), толщина которого вычисляется как разность толщины СП и суммы толщины двух ЛО (как правило, толщина у них совпадает), и, нако-
нец, создать эскиз второго ЛО при помощи контекстных связей на поверхности СЗ.
Если СП состоит из двух и более частей, то описанные выше три построения нужно повторить в количестве частей, из которых состоит СП, а также по два эскиза усиливающих накладок (УН) на стыках листов обшивки, т. е. всего будет 3X + 2(Х -1) эскизов, где Х - количество частей из которых состоит СП. В случае с наличием УН появляются дополнительные построения: в СЗ необходимо создать карманы под накладки (рис. 1). В большинстве случаев количество частей СП варьируется от одной до пяти. Чтобы спроектировать СП из пяти частей, конструктору необходимо создать двадцать три эскиза и на их основе строить листы обшивки, сотозаполнитель, накладки и карманы для них. Необходимо соблюдать определённую иерархию внутри сборки СП.
Цикл построения СП занимает несколько часов, из которых большую часть занимает создание эскизов и построения элементов СП. Для сокращения затрат времени на построение СП было принято решение создать шаблон с использованием модуля Product Knowledge Template (PKT) САПР CATIA V5.