Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ "УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК" ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА'

СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ "УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК" ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ "УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК" / КОНФЛИКТ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюрюканов А.В.

В статье рассматривается система отношений «учитель-ученик». Прослеживается историческое изменение типов взаимоотношений учителя и ученика. Автор осуществляет попытку ответа на вопрос о возможности идеальных взаимоотношений учителя и ученика.The article considers the system of relations «teacher-student». Аnalyzed the historical changes in the types of relations between teacher and student. The author attempts to answer the question about the possibility of the ideal relationship of teacher and student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ "УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК" ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА»

повреждений, ими понесенных. Более того, предоставлено отступать от буквы этих правил, подтверждая отступление расчетами, представляемыми на просмотр и одобрение главной конторы, в которой таким образом группируется и этот опыт, ведущий к постоянному совершенствованию правил. Ввиду этого правила периодически переиздаются, причем в них вносятся существенные изменения, польза которых оправдалась практикой; поэтому правила эти заслуживают внимательного и вдумчивого изучения. Математика - царица наук. Математика - самая важная наука в мире. Людям, увлекающимся математикой идти по жизни легко и интересно. Эти люди рассуждают логично и редко делают ошибки, так как принимают решения только после того, как рассмотрят все варианты. Люди, умеющие решать нестандартные задачи, очень часто становятся предпринимателями или занимают руководящие должности.

Библиография:

1. Александрова Е.В. Методико-содержательная линия преподавания раздела «Аналитическая геометрия»: монография / Е.В. Александрова, М.Н. Уварова. - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2015. - 160 с.

2. Павлова, Т. А. Специальные разделы математики: монография / Т.А. Павлова, М.Н. Уварова. - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2015. - 182 с.

3. Петрушина Н.Н. Использование интернет-тестирования как формы контроля качества подготовки студентов. / Н.Н Петрушина, М.Н. Уварова Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 7-2. С. 153-155.

4. Уварова М.Н. Интернет тестирование в образовании / М.Н. Уварова, Т.А. Павлова. Russian Agricultural Science Review. 2015. Т. 6. № 6-3. С. 337-342.

5. Уварова М.Н. Об использовании математических пакетов при изучении курса высшей математики. / М.Н. Уварова. Russian Agricultural Science Review. 2015. Т. 5. № 5-2. С. 147-149.

6. Уварова, М. Н. Неопределенный и определенный интегралы. Приложения определенного интеграла: методическое пособие / М.Н. Уварова, Т.А. Павлова. - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2009.-116 с.

7. М.Н. Уварова. Тематические работы для систематизации знаний по математике. / М.Н. Уварова, Т.А. Павлова, Е.В. Александрова, Т.И. Волынкина -Орел: Изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2016. - 258 с.

УДК 37.01

СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА

Тюрюканов А.В., бакалавр 2 курса направления подготовки 27.03.05 «Инноватика»

Научный руководитель: ассистент Инюшина И.А. ФГБОУ ВО ОрелГУЭТ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается система отношений «учитель-ученик». Прослеживается историческое изменение типов взаимоотношений учителя и ученика. Автор осуществляет попытку ответа на вопрос о возможности идеальных взаимоотношений учителя и ученика.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Система отношений «учитель-ученик», конфликт, сотрудничество. ABSTRACT

The article considers the system of relations «teacher-student». Аnalyzed the historical changes in the types of relations between teacher and student. The author attempts to answer the question about the possibility of the ideal relationship of teacher and student.

KEYWORDS

System of relations «teacher-student», conflict, cooperation.

Как известно, система отношений «учитель-ученик» сложилась еще в древности. Однако понимание ее элементов с тех пор очень изменилось: если изначально существовала устная традиция передачи знаний от учителя к ученику, то современная традиция передачи знаний институционализирована школой, среднепрофессиональными учебными заведениями, университетом и т.д. Например, в Древней Индии передача знаний осуществлялась по образцу упанишад - сидения у ног учителя и получения от него наставлений [1]. Процесс представлял собой обучение закрытого (эзотеричного) типа, где учитель обладал непререкаемым авторитетом Подобная модель была принята и во всем Древнем мире. Древнекитайский философ Конфуций говорил о взаимоотношениях учителя и ученика так: «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством» [2]. Действительно, на протяжении длительной истории развития человеческой мысли основным источником познания для ученика являлась даже не книга, а учитель -живое воплощение мирового опыта и знаний. С древнейших времен и до наших дней каждый ученик воспринимает своего учителя как наставника. Однако необходимо отметить, что как в наши дни, так и ранее существовали вариации восприятия системы «учитель-ученик», которые не ограничивались наставничеством.

Обратимся к воззрениям на процесс обучения родоначальника древнегреческой педагогики - Сократа [3]. Он излагал суждения в устной форме, провоцирующей участников разговора к философской дискуссии. Просветительская роль Сократа заключалась как раз в том, что он умел довести собеседника до истинных умозаключений, подталкивая его вопросами и собственными рассуждениями. Сократ считал, что цель педагога заключается в обеспечении личностного роста ученика и его подготовке к ведению правильного образа жизни. Иными словами, Сократ был педагогом-воспитателем, формирующим определенную интеллектуальную культуру.

Новые идеи о взаимоотношениях учителя и ученика возникли в эпоху Возрождения, когда учитель стал восприниматься не как наставник, а как источник вдохновения. Идеи об идеальном учителе порождали множество споров. Однако все философы Возрождения были согласны в том, что самопознание под чутким руководством наставника и есть путь к постижению знаний.

В дальнейшем наметился разрыв между педагогикой и философией в вопросе понимания системы «учитель-ученик». Если философия превозносила учителя, как источник мудрости, светило научной мысли, то педагогика рассматривала учителя, как путь достижения знаний.

Как мне кажется, каждый современный студент должен иметь точку зрения на систему отношений «учитель-ученик». Правильные взгляды по данной проблеме способствуют эффективности учебного процесса. Если ученик доверяет авторитету учителя, видит в нем пример, и в то же время, чувствует уважение со стороны учителя в свой адрес, то и знания усваиваются легко и в комфортной атмосфере. Я думаю, на сегодня нет более точного определения функций учителя в системе «учитель-ученик», как то, которое сформулировал Лев Николаевич Толстой. По мнению Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Современная педагогика позиционирует учителя, как инструмент распространения фундаментальных знаний, предмет созидания и ключ к познанию мира и себя [2].

Можно задаться вопросом о том, существуют ли идеальные отношения между учителем и учеником. И стоит ли осуществлять постановку вопроса подобным образом, ведь в реальном учебном процессе мы часто встречаем моменты

недопонимания, выплеска эмоций и т.д. с обеих сторон? Я попытаюсь дать ответы на эти вопросы в своей статье.

Прежде всего, необходимо понять, какой тип личности ученик принимает в качестве учителя. Исследователь проблемы взаимоотношений в системе «учитель-ученик» Н.А. Перепелкина видит важное отличие ученика от учителя в том, что учитель является участником конкретного социума, в то время как ученик - это единица взаимодействия [5]. Думаю, с этим утверждением можно согласиться и выделить четыре аспекта, влияющих на восприятие учителя учеником:

1) фактичный - ученик принимает учителя в его иерархической роли. В любом социуме есть иерархия. Иерархия порождает уважение, а любое взаимодействие построено на уважении.

2) функциональный - ученик принимает учителя, как профессионала, мастера, наставника. На данном этапе учитель должен продемонстрировать свои умения, чтобы ученик почувствовал его превосходство.

3) контактный - ученик воспринимает как учителя того, с кем у него соответствующие отношения. Какими должны быть эти взаимоотношения? Это скорее дружеские отношения, как у старшего друга с младшим (как в диалоге Платона «Федр»), или, как между родителем и опекуном (как в «Эмиле» Руссо).

4) учение, как смысл жизни. На данном этапе происходит восприятие учителя по его предназначению. Учитель рассматривается не как источник обучения конкретным знаниям, а как совокупность знаний на рассмотрение.

Эти взаимоотношения и являются фундаментальными аспектами действия системы «учитель - ученик». Отсутствие хотя бы одного пункта, влияет на целостность взаимоотношений, порождая оппозицию, агрессию и недовольство любой стороны. Оппозиция может усиливаться и проявляться сильнее или же, наоборот, игнорироваться одной из сторон. В последнем случае достичь поставленной цели обучения будет невозможно.

Психология гласит, что идеальный учитель, это учитель, который понимает своего ученика, ведь когда-то он и сам был учеником. Педагогика в свою очередь утверждает, что учитель - это сосуд, который по чаше выдает знания, и если эта чаша не полна, то ученик должен сам ее дополнить до краев. Последнее обстоятельство может повлечь конфликт интересов учителя и ученика. Подобные конфликты проявляются в четырех формах:

1. Конфликт неповиновения - отсутствует авторитет учителя и ученик отказывается выполнять его требования. Подобный конфликт обусловлен столкновением взглядов и желанием ученика отстаивать свою позицию.

2. Конфликт общественного мнения - ученик не может выразить свою точку зрения, и вынужден из-за личных мотивов принять мнение общества. Подобное поведение ученика обусловлено нежеланием стать «белой вороной» и выделяться на фоне остальных.

3. Конфликт лидерства - ученик видит в учителе соперника. Он не хочет принимать превосходство учителя, боясь потерять свою индивидуальность.

4. Конфликт неприязни - обусловлен межличностными отношениями, когда ученик испытывает неприязнь к учителю, по личным мотивам или в виду какой-то ситуации. Такой конфликт является личным, поэтому его преодоление сложное. Найти правильное решение проблемы может не каждый учитель. Трудности решения конфликтных ситуаций обусловлены подключением личных мотивов в обучение.

Идеального учителя можно было бы представить как беспристрастного и относящегося ко всем ученикам, как к равным. Однако как бы учитель ни старался не выделять фаворита, у него все равно формируется личное отношение к каждому ученику. В данной ситуации необходимо корректное и понимающее отношение учеников к мотивам и эмоциям учителя. Я думаю, что нельзя выдвигать требования только к личности учителя. Когда мы пытаемся ответить на вопрос об идеальных взаимоотношениях учителя и ученика, тогда мы должны обратиться и к поведению ученика. Если ученик в недостаточной степени проявляет свои способности, то он не

выполняет всю меру возложенной на него ответственности и, возможно в большей степени виноват в возникновении конфликта, чем учитель, ограничивающийся в данной ситуации только рабочим взаимодействием вместо повышенного внимания к личности и действиям ученика. Учитель может ошибаться при анализе поступков ученика, особенно в процессе проведения первых занятий. Недостаточное знакомство друг с другом, отсутствие необходимой информации, должно быть преодолено не только со стороны учителя, но и ученика.

Можно сделать вывод, что взаимоотношения между учителем и учеником характеризуется динамичностью и целенаправленностью действий со стороны обоих участников взаимодействия. Взаимоотношения в системе «учитель-ученик» представляют собой совокупность действий необходимых для достижения единой цели. Цель ставит не столько учитель, сколько ученик, пришедший в школу или вуз за знаниями. Учитель же создает благоприятные условия учебной деятельности, используя специализированные знаковые формы общения, принятые в системе образования. Эти знаковые формы сочетают в себе психологические, этические и педагогические аспекты, такие как педагогический этикет, ученический такт, культуру общения, диалогическую компетенцию, этическую коммуникацию и т.д. Отсутствие подобных знаковых форм в системе «учитель-ученик» провоцирует конфликт.

Идеальные взаимодействия в системе отношений «учитель-ученик» можно охарактеризовать как динамичный процесс, который реализуется через демократический и дружеский стиль общения. Иными словами, процесс обучения представляет собой сотрудничество заинтересованных сторон. Думаю, что полностью осознать сущность системы отношений «учитель-ученик» возможно только в студенческие годы в силу возрастных особенностей. Именно в этот период ученик воспринимает учителя как идейного вдохновителя, который создает условия полноценного и всестороннего развития личности, научает получать знания в контексте непрерывного образования и дает необходимые навыки для самостоятельного обучения.

Библиография:

1. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2452858/page:5/

2. Конфуций. Беседы и суждения [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.su/16_171758_besedi-i-suzhdeniya.html

3. Малыгина А.А. Педагогическая деятельность Сократа// [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/ushilki/blog/piedaghoghichieskaia-dieiatiel-nost-

4. Слепцова С. А. Учитель и ученик: причины возникновения конфликтов // Молодой ученый. - 2010. - №3. - С. 261-263. [Электронный ресурс]. URL: http://moluch.ru/archive/14/1260/

5. Перепелкина Н. А., Методы и приемы организации взаимодействия в системе новых отношений «Учитель - Ученик» [Электронный ресурс]. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-16020.html

УДК 519.6

РОЛЬ КЛАССИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ В ХИМИИ И ХИМИЧЕСКОЙ

ТЕХНОЛОГИИ

Волчков С.С., бакалавр 2 курса направления подготовки 35.03.06 «Агроинженерия» Научный руководитель: к.э.н., доцент Уварова М.Н.

ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

АННОТАЦИЯ

Возможности математики проявляются при анализе химических процессов, когда выявленные математические закономерности позволяют прогнозировать конкретное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.