Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА), ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ'

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА), ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банкротство / государственные органы / несостоятельность / арбитражный управляющий / система органов / государственное управление / bankruptcy / state bodies / insolvency / arbitration manager / system of bodies / public administration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О.М. Крылов, А.Р. Мансурова

Рассматривая систему органов государственного управления в сфере несостоятельности (банкротства), отметим, что она претерпела существенные изменения, и, как состав, так и компетенция государственных органов, обладающих полномочиями в области антикризисного государственного управления в сфере несостоятельности в период становления данной системы, значительно отличалась от ныне действующей. В статье рассматривается система органов государственного управления в сфере несостоятельности (банкротства), в правовом его выражении. Описана история становления системы органов государственного управления в сфере несостоятельности (банкротства). Выявлены правовые проблемы несовершенства системы государственного управления в сфере несостоятельности (банкротства). Предложено устранение посредством наделения органа по контролю (надзору) статусом лица, участвующего в арбитражном процессе по делу о банкротстве и внесения соответствующих изменений в п. 2 ст. 35 Закона о банкротстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION BODIES IN THE FIELD OF INSOLVENCY (BANKRUPTCY), PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVEMENT IN THE LEGAL ASPECT

Considering the system of public administration in the field of insolvency (bankruptcy), we note that it has undergone significant changes, and both the composition and competence of public authorities with powers in the field of anti-crisis public administration in the field of insolvency during the formation of this system differed significantly from the current one. The article discusses the system of public administration in the field of insolvency (bankruptcy), in its legal expression. The history of the formation of the system of public administration in the field of insolvency (bankruptcy) is described. The legal problems of the imperfection of the public administration system in the field of insolvency (bankruptcy) are revealed. It is proposed to eliminate by granting the control (supervision) body the status of a person participating in the bankruptcy arbitration process and making appropriate amendments to paragraph 2 of Article 35 of the Bankruptcy Law.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА), ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ»

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА), ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ

О.М. Крылов, канд. юрид. наук, доцент А.Р. Мансурова, студент Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-3-107-110

Аннотация. Рассматривая систему органов государственного управления в сфере несостоятельности (банкротства), отметим, что она претерпела существенные изменения, и, как состав, так и компетенция государственных органов,обладающих полномочиями в области антикризисного государственного управления в сфере несостоятельности в период становления данной системы, значительно отличалась от ныне действующей. В статье рассматривается система органов государственного управления в сфере несостоятельности (банкротства), в правовом его выражении. Описана история становления системы органов государственного управления в сфере несостоятельности (банкротства). Выявлены правовые проблемы несовершенства системы государственного управления в сфере несостоятельности (банкротства). Предложено устранение посредством наделения органа по контролю (надзору) статусом лица, участвующего в арбитражном процессе по делу о банкротстве и внесения соответствующих изменений в п. 2 ст. 35 Закона о банкротстве.

Ключевые слова: банкротство, государственные органы, несостоятельность, арбитражный управляющий, система органов, государственное управление.

В советской экономике, основанной на принципах планового хозяйства, понятие «банкротство» не имело широкого распространения. Это связано с тем, что в условиях централизованного планирования и контроля над производством и распределением ресурсов, риск возникновения финансовых трудностей у предприятий был минимальным. Кроме того, в отсутствие рыночных механизмов и конкуренции, необходимость в процедурах банкротства также отпадала.

Однако, несмотря на это, в СССР существовали отдельные формы финансовой помощи предприятиям, которые находились в трудном положении. Например, государство могло предоставлять кредиты на льготных условиях для решения временных финансовых затруднений. Также существовала система перераспределения средств между предприятиями через государственный бюджет.

С приходом к власти Михаила Горбачева и началом перехода к рыночной экономике в конце 80-х годов, ситуация начала

меняться. Появление новых форм собственности и рыночных отношений привело к возникновению различных форм банкротства. В 1993 году были приняты законы, регламентирующие процедуры банкротства и финансового оздоровления предприятий.

С тех пор законодательство в области банкротства претерпело ряд изменений и уточнений. Были созданы специальные государственные органы, ответственные за реализацию процедур банкротства и финансового оздоровления. Кроме того, были разработаны механизмы санации и реструктуризации предприятий, направленные на предотвращение банкротства и сохранение рабочих мест.

Таким образом, хотя понятие «банкротство» стало более распространенным в современной российской экономике, его история начинается еще в советские времена, когда экономическая система была основана на принципах планового хозяйства [1, с. 43].

В 1993 г. в России было организовано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) при Государственном комитете РФ по управлению госимуществом [2].

В марте 1997 г. ФУДН было преобразовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН).

Указом Президента РФ от 25 мая 1999 г. эта служба преобразована в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). ФСФО была поручена роль Государственного органа по антикризисному управлению и регулированию в период с 1998 по 2004 г. [3].

В 2004 г. в ходе административной реформы ФСФО была упразднена [4].

В связи с этим, некоторое время вопросы по управлению в сфере несостоятельности возлагались на отдельные подразделения федеральных органов, которые также обеспечивали взаимодействие между хозяйствующими субъектами (их ассоциациями, союзами) и властными структурами.

Так, например, в 2009 г. был создан Экспертно-консультативный совет по несостоятельности (банкротству) и финансовому оздоровлению при Департаменте корпоративного управления Минэкономразвития РФ. Его основной функцией был анализ состояния правоприменительной практики законодательства о банкротстве.

Указанное следует, в частности из наличия у Росреестра права участвовать в собраниях кредиторов, о проведении которых арбитражный управляющий обязан уведомлять территориальный орган Росре-естра, на территории которого находится должник, а в случае, предусмотренном абз. 2 п. 4 ст. 14 Федерального закона о банкротстве - также и в территориальный орган Росреестра по месту проведения собрания кредиторов (при проведении собрания кредиторов вне места нахождения должника).

Рассматривая полномочия Росреестра, считаем целесообразным согласиться с позицией Е.Г. Дорохиной, отметившей эпи-

зодический характер государственного контроля (надзора), связанный с ограничением процессуального статуса органа по контролю (надзору) в деле о банкротстве [5, с. 34].

Полагаем, что данная проблема может быть устранена посредством наделения органа по контролю (надзору) полноценным статусом лица, участвующего в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

А именно, предлагается изменение п. 2 ст. 35 Закона о банкротстве и изложение его в следующей редакции:

В арбитражном процессе по делу о банкротстве вправе участвовать: саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве, при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих;

- орган по контролю (надзору);

- кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам.

Росимущество - это орган исполнительной власти, который занимается подготовкой заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, этот орган уполномочен подготавливать заключения по отчету оценщика об оценке имущества должника - унитарного предприятия или имущества должника - акционерного общества, если более 25% голосующих акций последнего находятся в государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, отраслевые ведомства и министерства, а также другие федеральные органы исполнительной власти, в отношении закрепленного за ними федерального имущества выполняют функции государства как собственника.

Еще одним важным органом в системе управления несостоятельностью (банкротством) является Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Оно выполняет функции корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков. АСВ занимается управлением имуществом должника, принимает меры по восстановлению его платежеспособности или готовит документы для ликвидации банка.

В силу федеральных законов № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Агентство управляет процедурами банкротства (ликвидации) кредитных организаций.

В целях формирования конкурсной массы для дальнейшего проведения расчетов с кредиторами ликвидируемой кредитной организации Агентство по страхованию вкладов осуществляет управление ее активами. В связи с этим оно ведет учет наличия и анализ состояния имущества ликвидируемой кредитной организации, проводит инвентаризацию и определяет его рыночную стоимость, производит взыскание активов, организует и проводит торги.

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) является ключевым органом в системе управления несостоятельностью (банкротством) в России. Оно отвечает за выявление и оспаривание сделок, заключенных в ущерб интересам кредитных ор-

ганизаций и их кредиторов. АСВ также занимается поиском и истребованием от третьих лиц незаконно удерживаемого имущества банка. Кроме того, АСВ проводит расследование и привлекает к ответственности лиц, виновных в доведении кредитной организации до банкротства.

Система органов, осуществляющих полномочия по государственному антикризисному управлению в сфере несостоятельности (банкротства) юридических и физических лиц, является четко регламентированной и основана на разграничении полномочий и компетенции различных государственных органов.

Однако, несмотря на все преимущества, данная система содержит некоторые недостатки и проблемы правового регулирования. В частности, эпизодичный характер государственного контроля (надзора) может ограничивать процессуальный статус органа по контролю (надзору) в делах о несостоятельности (банкротстве). Это может затруднять эффективное выполнение его функций и приводить к нарушению прав и интересов заинтересованных сторон. Полагаем, что данная проблема может быть устранена посредством наделения органа по контролю (надзору) статусом лица, участвующего в арбитражном процессе по делу о банкротстве и внесения соответствующих изменений в п. 2 ст. 35 Закона о банкротстве.

Библиографический список

1. Романчин С.В. Анализ особенностей управления хозяйствующими субъектами в процедурах банкротства // Экономический анализ: теория и практика. - 2005. - № 6(39). -С. 39-45.

2. Постановление Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. № 926 «О Федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом» // Собрание законодательства РФ. 1993. № 39, ст. 3615 (утратило силу).

3. Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с посл. изм. и доп. от 12 мая 2008 г. № 724) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.10.2023).

4. Указ Президента РФ от 29 ноября 2004 г. № 1480 «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации по вопросам федеральных органов исполнительной власти» Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»

5. Львова О.А. Система управления банкротством: экономические аспекты. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2022. - 182 с.

THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION BODIES IN THE FIELD OF INSOLVENCY (BANKRUPTCY), PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVEMENT

IN THE LEGAL ASPECT

O.M. Krylov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

A.R. Mansurova, Student

Ufa University of Science and Technology

(Russia, Ufa)

Abstract. Considering the system of public administration in the field of insolvency (bankruptcy), we note that it has undergone significant changes, and both the composition and competence ofpublic authorities with powers in the field of anti-crisis public administration in the field of insolvency during the formation of this system differed significantly from the current one. The article discusses the system of public administration in the field of insolvency (bankruptcy), in its legal expression. The history of the formation of the system of public administration in the field of insolvency (bankruptcy) is described. The legal problems of the imperfection of the public administration system in the field of insolvency (bankruptcy) are revealed. It is proposed to eliminate by granting the control (supervision) body the status of a person participating in the bankruptcy arbitration process and making appropriate amendments to paragraph 2 of Article 35 of the Bankruptcy Law.

Keywords: bankruptcy, state bodies, insolvency, arbitration manager, system of bodies, public administration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.