СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ РЫБОЛОВСТВА И СОХРАНЕНИЯ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ В
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
А.Н. Самосюк, магистрант Мурманский филиал РАНХиГС (Россия, г. Мурманск)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-8-157-161
Аннотация. В статье отмечается правовое закрепление таких понятий, как: рыболовство, водные биоресурсы и их определения; дается характеристика географических, природных, климатических особенностей Мурманской области; определено понятие рыболовства и видов: промышленного и прибрежного. Проведен анализ полномочий в сфере рыболовства и сохранения биоресурсов в регионе - Губернатора, Правительства области, органов исполнительной власти Федерации и регионов.
Ключевые слова: рыболовство, водных биоресурсы, государственное регулирование, контрольно-надзорная деятельность, Кольский полуостров, Баренцево и Белое моря, добыча, рыбохозяйственное значение.
Природные ресурсы в России, согласно п. 1 ст. 9 Конституции РФ [1] признаны основой жизни и деятельности народов, живущих на этой территории, поэтому они не только используются, но и охраняются.
Федеральным законом, от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранению биологических ресурсов» [2] (далее - Закон), рыболовством признана деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов (далее - ВБ), приемка, обработка, перегрузка, транспортировка, хранение и выгрузка уловов биоресурсов, производство рыбной продукции.
ВБ - широкое понятие, включающее все виды рыб, водных беспозвоночных, млекопитающих, водоросли и иных, имеющихся в естественной свободе водных животных и растений.
Для Мурманской области государственное регулирование в сфере рыболовства и сохранения ВБ имеет, и будет иметь актуальное значение, так как территория находится на Кольском полуострове - на Северо-Западе Европейской части России. Область имеет общую границу со Скандинавскими странами - Финляндией, Норвегией, соседствует с Республикой Карелия и, через пролив Горло, с Архангельской областью. Баренцево и Белое моря омывают его. Территория региона 144 тыс. км [3]; располагается с запада на восток - по-
чти на 550 км, что является наибольшей протяженностью, и на 400 км - с севера на юг. К территории области относятся и ряд островов Баренцева и Белого морей. Западный и юго-западный участки региона выходят на материк.
На территории области имеются большие равнины со значительным числом болот и озёр. Характерной особенность региона является то, что он признан одним из наиболее озёрно-речных территорий РФ. Так, четыре реки - Поной, Варзуга, Стрельна, Йоканьга - обладают протяженностью более 200 км.
Кольский полуостров спускается к Баренцеву морю террасами - почти равными ступенями. В отличие от восточной, западная часть территории области является более гористой.
Баренцево море, с акваторией в 1424 тыс. км2, омывает северные берега региона. Восточная и юго-восточная границы региона - это берега Белого моря (90 тыс. км2). Баренцево море, в отличие от Белого, за счет вод теплого течения Гольфстрим, не замерзает зимой.
Для Мурманской области характерен арктически-умеренный, морской климат. Положительное влияние оказывает на климат региона, делая его (относительно) мягким, ветвь теплого течения Гольфстрим, поступающего в Баренцево море.
Надо отметить, что, в зависимости от способа изъятия и промыслово-биологических свойств объекта, селективность промысла делится на внешнюю, а также внутреннюю - определяющуюся орудиями лова [4].
Закон (ст. 1), в зависимости от деятельности по добыче (вылову) ВБ, предусматривает рыболовство:
- промышленное - основанное на предпринимательской деятельности. Эта деятельность включает в себя: поиск, вылов ВБ, приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, производство рыбной продукции на судах рыбопромыслового флота и пр.;
- прибрежное - основанное на предпринимательской деятельности по поиску, вылову ВБ, транспортировке, хранению, выгрузке уловов ВБ, рыбной продукции в морские порты России и иные места выгрузки.
Основными принципами, на которых основано рыболовство в РФ (ст. 2 Закона), являются:
- ВБ - основа жизни, деятельности для человека и должны подлежать учету;
- приоритет - сохранение ВБ и без ущербное и рациональное использование их;
- сохранность особо ценных и ценных видов ВБ;
- дифференцированный правовой режим ВБ, с учетом их биоособенностей, экономической ценности, доступность добычи и пр.;
- активное привлечение граждан, общественных объединений, ассоциаций, союзов в регулирование вопросов рыболовства и сохранения ВБ - с целью учета и защиты интересов населения региона и др.
Ст. 7 Закона определила участников отношений в сфере рыболовства и сохранения ВБ - это РФ и ее субъекты, муниципального образования, граждане и юрлица.
Например, в исследуемых отношениях участвуют, соответственно, органы госвласти РФ, ее субъектов и местного самоуправления - в соответствии с полномочиями, определенными правовыми актами и устанавливающими статус этих органов от
имени РФ, ее субъектов и муниципальных образований.
Отметим, что контрольно-надзорная деятельность (далее - КНД) является одной из важных государственных функций. Она представляет собой направление предметной деятельности государства, а ее отсутствие - не позволяет ему нормально существовать и развиваться.
Справедливо мнение Д.В. Пожарского [5] о том, что государственный контроль и надзор обязательный атрибут любого государства, а эффективность стабильности государства зависит от уровня эффективности государственного контроля и надзора.
В силу п. 1 ст. 14 Устава Мурманской области исполнительная власть в регионе реализуется Губернатором области, как высшим должностным лицом региона, Правительством области - высшим исполнительным органом госвласти в области, и иными органами исполнительной власти региона [6].
Осуществляя полномочия по руководству Губернатор области, в рамках действующего законодательства РФ и региона, регулирует: владение, пользование, распоряжение землей, недрами, водными и прочими природными ресурсами; природопользование; защиту окрсреды и обеспечение экобезопасности; вопросы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) и прочее (ст. 24 Устава МО).
Губернатор, через Аппарат Администрации Мурманской области и органы исполнительной власти региона, координирует, направляет, планирует, контролирует реализацию государственной политики в регионе, в т.ч. вопросы в сфере рыболовства и сохранения ВБ.
Высшим исполнительным органом госвласти региона является Правительство Мурманской области, в силу закона от 20.12.2001 г. № 324-01-ЗМО «Закон Мурманской области о Правительстве Мурманской области» [7], оно участвует в проведении единой госполитики в области экологии в регионе. Ст. 16 Закона предусмотрела перечень его полномочий по природопользованию и охране окрсреды. Законодательное закрепление получила
обязанность Правительства реализовывать право граждан на благоприятную окрсре-ду, как значимого конституционного права.
К исполнительным органам госвласти Мурманской области, принимающим участие в охране и воспроизводстве объектов животного мира относится Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (далее -Министерство). Оно действует в соответствии с Положением [8] о нем и наделено функциями по выработке региональной политики и реализации госполитики в сфере рыбохозяйственного комплекса, в т.ч. переданных полномочий РФ в области охраны и использования ВБ ресурсов.
В структуре Министерства имеется «Отдел сельского и рыбного хозяйства» из 5 человек.
Надо отметить, что Росприроднадзор, своим приказом от 24.08.2016 г. № 501, утвердил Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области» [9] (далее -Управление), как территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере регионального природопользования; возложенные на него полномочия выполняются совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, госвласти субъекта РФ и местного самоуправления, общественными и прочими организациями, населением, т.е. субъектами, заинтересованными в охране и использовании ВБ ресурсов области. Управление находится в подчинении центрального аппарата Росприроднадзора и Департамента Ро-сприроднадзора по Северо-Западному ФО.
Управление наделено правом проведения федерального экоконтроля в сфере рыболовства и сохранения ВБ на ООПТ федерального значения. Кроме того, оно:
- формирует и доводит до центрального аппарата мотивированные заключения о выдачи разрешений на добычу ВБ, имеющихся в Красной книге РФ;
- согласовывает заявления на выдачу лицензий на экспорт и/или импорт товаров, формирование документов по товарам, запрещенным или ограниченным в
торговле с иными государствами на ввоз / вывоз ими - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экосоюза для: живой рыбы (кроме декоративной); живых ракообразных в панцире или без него; моллюсков в раковине или без раковины живых; водных беспозвоночных, кроме ракообразных и моллюсков, живых; яйца (цисты) артемий; морских и прочих водорослей.
Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 [10] определил, что Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболов-ство) подчинено Министерству сельского хозяйства РФ.
Постановление Правительства РФ, от 11.06.2008 г. № 444, установило, что им реализуются возложенные на него полномочия как самостоятельно, так и через подчиненных ему территориальные органы. Один из таковых, подчиняющихся Ро-срыболовству - Североморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Североморское ТУ Росрыболовства, Управление), созданное для реализации приказа Росрыболовства от 08.11.2019 г. № 583 «О Североморском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству» [11], переименовав Баренцево-Беломорское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
Росрыболовство России, приказом от 19.11.2019 г. № 612 [12], утвердило Положение о нем, признав, что Управление -орган, реализующий полномочия по контролю (надзору):
- на водных объектах рыбохозяйствен-ного значения Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Архангельской области - в сфере рыболовства и сохранения ВБ;
- за безопасным судоходством рыбопромыслового флота в районах управления госимуществом;
- предоставления госуслуг субъектам, согласно полномочий;
- осуществления в рыбохозяйственной сфере управления госимуществом;
- охране, рационального использования, изучения, воспроизводства ВБ и среды их обитания;
- рыбоводству (аквакультуры), изготовление рыбной и иной продукции из ВБР;
- безопасного плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла;
- производственной деятельности на рыбопромысловых судах и в морских портах - с целью комплексного обслуживания этих судов.
Сфера работы Управления основана на бассейновом принципе, действующем на территории ряда субъектов РФ - Архангельская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ. Функции, определенные законодательно, осуществляются на водных объектах рыбохозяй-ственного значения вышеперечисленных регионов и во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе РФ и открытых водах зоны Баренцево моря района СевероВосточной Атлантики и др.
Подведомственны Росрыболовству и находящиеся в зоне ответственности Се-
Библиографический список
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 01.08.2023).
2. Российская Федерация. Законы. О рыболовстве и сохранении биологических ресурсов: Федеральный закон [от 20.12.2004 № 166-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2022)]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50799/ (дата обращения: 03.08.2023).
3. Природные ресурсы Мурманской области. Студопедия. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://studopedia.su/20_111232_prirodnie-resursi-murmanskoy-oblasti.html (дата обращения: 02.08.2023).
4. Понятие и виды рыболовства. Мегалекции. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://megalektsii.ru/s15907t2.html (дата обращения: 03.08.2023).
5. Пожарский, Д.В. Контрольно-надзорная функция современного государства: дис. канд. юр. наук. - М., 2004. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/teoria-prava/kontrolno-nadzornaja-funkcija-sovremennogo-gosudarstva.html (дата обращения: 06.08.2023).
6. Российская Федерация. Законы. Устав Мурманской области [принят Мурманской областной Думой 26 ноября 1997 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.04.2022)]. Официальный сайт Правительства Мурманской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gov-murman.ru/regulatory/charter_mo/ (дата обращения: 08.08.2023).
7. Российская Федерация. Законы. О Правительстве Мурманской области: Закон Мурманской области [от 20.12.2001 г. №324-01-ЗМ0 (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.12.2021)]. Официальный сайт Правительства Мурманской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gov-murman.ru/about/government/law/ (дата обращения: 10.08.23).
вероморского территориального управления Росрыболовства, следующие организаций:
1. Полярный филиал ФГБНУ «ВНИРО» («ПИНРО» им. Н.М.Книповича).
2. ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» Мурманский филиал.
3. Мурманский филиал ФГБУ «Глав-рыбвод».
4. ФГБУ «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» (Северный ЭО АСР).
5. Мурманский филиал ФГБУ ЦСМС.
6. Северный филиал ФГБУ «Главрыб-вод».
Материал исследования доказывает, что система организации госконтроля (надзора) в сфере рыболовства и сохранения ВБ в Мурманской области представляет собой внутреннюю упорядоченность, согласованность действий, основанных на законодательной базе России - для достижения интересов всего общества.
8. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области: Постановление Правительства Мурманской области [от 18 апреля 2013 г. № 196-ПП (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.06.2023)]. Официальный сайт Министерства природных ресурсов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mpr.gov-murman.ru/about/regulations.php (дата обращения: 12.08.2023).
9. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области: Приказ Росприроднадзора [от 24.08.2016 № 501 (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.09.2018)]. Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosprirodnadzora-ot-24082016-n-501-ob-utverzhdenii-polozhenija/ (дата обращения: 11.08.2023).
10. Российская Федерация. Указы. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ [от 09.03.2004 № 314 (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.03.2023)]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/ (дата обращения: 01.08.2023).
11. Российская Федерация. Приказы. О Североморском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству: Приказ Федерального агентства по рыболовству [от 08.11.2019 г. № 583]. Официальный сайт Управления. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sevtu.ru/ (дата обращения: 12.08.2023).
12. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Положения о Североморском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству: Приказ Федерального агентства по рыболовству [от 19.11.2019 г. № 612 (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2022)]. Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosrybolovstva-ot-19112019-n-612-ob-utverzhdenii-polozhenija/ (дата обращения: 14.08.2023).
SYSTEM FOR ORGANIZING STATE CONTROL (SUPERVISION) IN THE FIELD OF FISHERIES AND CONSERVATION OF AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES IN
THE MURMANSK REGION
A.N. Samosyuk, Graduate Student Murmansk branch of RANEPA (Russia, Murmansk)
Abstract. The article notes the legal consolidation of such concepts as: fishing, aquatic biological resources and their definitions; characteristics of geographical, natural, climatic features of the Murmansk region are given; the concept of fishing and species is defined: industrial and coastal. An analysis of powers in the field of fishing and conservation of biological resources in the region was carried out - the Governor, the Government of the region, the executive authorities of the Federation and the regions.
Keywords: fishing, aquatic biological resources, state regulation, control and supervision activities, Kola Peninsula, Barents and White Seas, mining, fishery significance.