Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ'

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
312
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИЦИЯ / ПРАВОМЕРНОЕ НАСИЛИЕ / ОКАЗАНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЗАКОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вишняков Сергей Викторович, Пырчев Сергей Вячеславович

В статье рассмотрены некоторые аспекты организации физической подготовки в системе органов внутренних дел Российской Федерации. Авторами приведен анализ применения сотрудниками полиции физической силы, основанный на результатах изучения задокументированной практики деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, проведенный на основе изучения доступной статистики оказания сопротивления законным требованиям сотрудника полиции. Анализируются подходы и формулируется понятие организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. В статье приведен краткий анализ нормативных правовых актов по вопросам регулирования применения физической силы сотрудниками территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях качественного выполнения функции по достижению социально приемлемого уровня безопасности, а также обеспечения личной безопасности сотрудника полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вишняков Сергей Викторович, Пырчев Сергей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING IN THE TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article discusses some aspects of the organization of physical training in the system of internal affairs bodies of the Russian Federation. The authors present an analysis of the use of physical force by police officers, based on the results of studying the documented practice of the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation, conducted on the basis of studying the available statistics of resisting the legitimate demands of a police officer. The approaches are analyzed and the concept of the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation is formulated. The article provides a brief analysis of regulatory legal acts on the regulation of the use of physical force by employees of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in order to qualitatively perform the function of achieving a socially acceptable level of security, as well as ensuring the personal safety of a police officer.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ»

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

THE SYSTEM OF ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING IN THE TERRITORIAL BODIES OF

THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Вишняков Сергей Викторович

слушатель

Академия управления МВД России г. Москва, Россия Vishnyakov Sergey Viktorovich

student

Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Moscow, Russia

Пырчев Сергей Вячеславович

доцент, кандидат юридических наук кафедра организации огневой и физической подготовки

Академия управления МВД России г. Москва, Россия Pyrchev Sergey Vyacheslavovich Ph. D., associate professor department of organization of fire and physical training Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Moscow, Russia

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты организации физической подготовки в системе органов внутренних дел Российской Федерации. Авторами приведен анализ применения сотрудниками полиции физической силы, основанный на результатах изучения задокументированной практики деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, проведенный на основе изучения доступной статистики оказания сопротивления законным требованиям сотрудника полиции.

Анализируются подходы и формулируется понятие организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации.

В статье приведен краткий анализ нормативных правовых актов по вопросам регулирования применения физической силы сотрудниками территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях качественного выполнения функции по достижению социально приемлемого уровня безопасности, а также обеспечения личной безопасности сотрудника полиции.

Abstract. The article discusses some aspects of the organization of physical training in the system of internal affairs bodies of the Russian Federation. The authors present an analysis of the use of physical force by police officers, based on the results of studying the documented practice of the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation, conducted on the basis of studying the available statistics of resisting the legitimate demands of a police officer.

The approaches are analyzed and the concept of the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation is formulated.

The article provides a brief analysis of regulatory legal acts on the regulation of the use of physical force by employees of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in order to qualitatively perform the function of achieving a socially acceptable level of security, as well as ensuring the personal safety of a police officer.

Ключевые слова: организация физической подготовки в органах внутренних дел; применение физической силы сотрудниками полиции; обеспечение личной безопасности; организация профессиональной служебной и физической подготовки в органах внутрен-них дел; полиция; правомерное насилие; оказание сопротивления законным требова-ниям сотрудника полиции.

Keywords: organization of physical training in the internal affairs bodies; use of physical force by police officers; ensuring personal safety; organization of professional service and physical training in the internal affairs bodies; police; lawful violence; resisting the legitimate demands of a police officer.

Согласно статье 20 федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Физическая сила сотрудником полиции применяется:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Анализом практики применения физической силы занимались такие ученые как П. П. Михеев, В. П. Вдовиченко, С. В. Кузнецов, В. Г. Колюхов, Б. В. Иванов, В. М. Гуралев. Важно отметить, что подобные исследования проводились и за рубежом - в США и Канаде. Согласно полученным данным около 89% лиц, против которых в той или иной степени применялось легитимное насилие, находились в состоянии измененного сознания (состоянии алкогольного или наркотического опьянения, эмоцио-нального возбуждения).

В связи с отсутствием законодательно закрепленного понятия, обобщающего право применения органами исполнительной государственной власти физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, как одного из средств административного принуждения, многими авторами широко используется термин «легитимное насилие» [1, 2, 3]. Использование данного термина вызывает неоднозначное его понимание, в связи с чем, предлагается следующее определение. Термин состоит из двух слов насилие и легитимное, рассмотрим каждое из них. Насилие, согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения [4], -преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб. Легитимный,

согласно словарю С. И. Ожегова, означает признаваемый законом, соответствующий закону. Таким образом, представляется возможным сформулировать следующее определение: легитимное насилием - это насилие, применяемое уполномоченными на то органами исполнительной государственной власти, в соответствии с действующим законодательством. Синонимом данному словосочетанию в рамках статьи, может выступать формулировка «правомерное насилие» [5].

В процентном соотношении, количество фактов оказания сопротивления граждан, находящихся в измененном сознании, выглядит следующим образом:

1) в состоянии алкогольного опьянения - 42,3%;

2) в состоянии наркотического опьянения - 19,6%;

3) в состоянии алкогольного и наркотического опьянения - 17,1%;

4) нормальное - 11,9%;

5) эмоциональное возбуждения - 9,1%.

Часто правонарушители, находящиеся в измененном сознании, оказывают активное сопротивление законным требованиям сотрудников полиции, побуждая тем самым к применению физического воздействия. В отечественных исследованиях дана следующая картина способов сопротивления.

Относительные приоритеты частот характера сопротивления в процентах указаны в работах В. П. Вдовиченко и С.В. Кузнецова:

1) убегает - 100;

2) не предъявляет документов - 86;

3) оказывает силовое сопротивление, не контратакуя - 83;

4) не выполняет требования при наружном осмотре - 66;

5) не двигается по указанию - 60;

6) контратакует - убегает - 56;

7) неожиданно атакует на поражение одиночным ударом, приемом борьбы -

47;

8) неожиданно атакует с целью завладеть оружием сотрудника - 26;

9) пытается достать оружие или подручный предмет - 22;

10) ведет встречный рукопашный бой на поражение - 21;

11) массовые беспорядки - 20;

12) активное сопротивление задержанию (захвату) - 18;

13) неожиданно атакует холодным оружием или подручным средством - 17;

14) угрожает в упор (пистолет, ружье, нож) - 17;

15) групповое нападение - 16;

16) атакует с применением подручных средств - 13;

17) огневой контакт - 6.

Физическая подготовка - обязательный элемент подготовки кадрового состава в органах внутренних дел Российской Федерации. От ее уровня, способности правильно и профессионально применять физическую силу зависит не только обеспечение общественной безопасности, а также личная безопасность сотрудника в процессе исполнения им служебных обязанностей. Качество физической подготовки находится в прямой взаимосвязи с грамотной организаций вышеназванного вида подготовки в органах внутренних дел.

Согласно приказу Министерства внутренних дел (далее МВД) России от 5 мая 2018 г. № 275 от 5.05.2018 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудников в целях совершенствования их профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, и включает в себя правовую, служебную, огневую и физическую подготовку.

Определение понятия «организация физической подготовки» с позиции теории социального управления и управления правоохранительными органами выделяются следующие подходы:

1) процесс создания организационных структур в органах внутренних дел (далее - ОВД), полномочных осуществлять физическую подготовку;

2) деятельность субъектов управления (начальники территориальных органов МВД России, начальники управлений по работе с личным составом соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне), направленная на создание состояния упорядоченности данных органов;

3) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей подразделений профессиональной подготовки управлений по работе с личным составом территориальных органов МВД России в соответствии с их структурой;

4) результат процесса упорядочиваниия подразделений профессиональной подготовки управлений по работе с личным составом территориальных органов МВД России, отражающий состояние их функционирования, так и объекта и субъекта управления в целях реализации функций, связанных с организацией огневой и физической подготовки.

Как видно, сущность организации раскрывается через критерии «обеспечение» и «упорядочивание». Под обеспечением понимается создание условий для деятельности подразделений по работе с кадровым составом, а под упорядочиванием -разработка и принятие организационно-распорядительных документов по данному направлению деятельности.

Правовую основу организации физической подготовки составляет ряд нормативных правовых актов. Высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации. Статья 15 определяет права и свободы человека высшей ценностью. Статьями 2, 17, 18 соблюдение, защита прав и свобод гражданина возлагается на государство и его органы. Федеральный закон «О полиции» от 7.02.2011 №3-Ф3 отражает правовые аспекты применения сотрудниками полиции физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств. Также определяются нормы, которые обязывают сотрудника проходить специальную подготовку и периодическую проверку на профессиональную пригодность. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует обязанность сотрудника соответствовать по уровню физической подготовки квали-

фикационным требованиям к замещаемой должности в ОВД. Также к нормативной правовой базе необходимо отнести Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 01.06.2021) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».

Главная цель физической подготовки - формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению служебных задач, грамотному применению силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также повышение работоспособности в процессе служебной деятельности. Основные задачи сформулированы в приказе МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации:

1. Развитие и поддержание профессионально важных физических качеств на уровне, необходимом для успешного выполнения оперативно-служебных задач.

2. Формирование двигательных навыков и умений эффективного и правомерного применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы.

3. Поддержание и укрепление здоровья, сохранение продуктивного уровня общей работоспособности, повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности

Также в этом нормативном правовом акте определены нормы часов, предусмотренных для занятий по огневой и физической подготовке.

Сотрудники отрядов специального назначения подразделений по контролю за оборотом наркотиков, отделов (отделений, групп) физической защиты подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите - не менее 150 часов в год, иные сотрудники - не менее 100 часов в год.

Практические занятия проводятся не реже одного раза в неделю, в рамках нормальной продолжительности служебного времени сотрудника. Однако, в подразделениях, где сотрудники осуществляют сменный режим работы, обучение может быть организовано за пределами нормированного рабочего времени с предоставлением компенсации в установленном порядке. В четвертом квартале каждого года проводятся итоговые занятия, на которых осуществляется мониторинг уровня физической подготовки с выставлением индивидуальной оценки. Она определяется требованием приказа МВД России от 5.05.2018 № 275 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» и заключается в выполнении контрольных упражнений (контрольного упражнения) и проверки уровня владения боевыми приемами борьбы. В настоящий момент важной остается проблема с недостаточным количеством лиц, проводящих занятия по физической подготовке в подразделениях органов внутренних дел. В 2019 году сотрудниками Академии управления МВД, Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, Дальневосточного юридического института МВД России, Сибирского юридического института МВД России проведено исследование качественного состава сотрудников террито-риальных органов МВД России на региональном уровне (далее - ТОМВДР

на РУ), выполняющих функции лиц, проводящих занятия по огневой и физической подготовки. Анализ данных показал, что среди респондентов стаж службы в органах от 10 до 20 лет имеют 63,6% опрошенных, в то же время стаж по проведению занятий по огневой и физической подготовке от 10 до 20 лет составляет только 5%. В соответствии с нормативными актами МВД сотрудники, проводящие учебные занятия, должны принимать участие в учебно-методических сборах не реже одного раза в год. Однако, вышеприведенное исследование показало, что 37,1% респондентов в данных сборах участия не принимали.

Нехватка квалифицированных инструкторов, являющихся важным элементом системы организации физической подготовки, не может не сказываться на качестве проводимых занятий, и, как следствие, на уровне физической подготовки сотрудника в целом. В настоящее время эта проблема не решена.

Организация физической подготовки в органах внутренних дел на региональном уровне реализуется уполномоченным подразделением по работе с личным составом. На них также возлагается организация материально-технического обеспечения территориальных органов, подчиненных органов и организаций. Эта обязанность реализуется через организацию деятельности по строительству и ремонту объектов учебной базы, используемой для подготовки и проведения занятий по физической подготовке, мероприятий физкультурно-спортивного направления, а также закупки инвентаря, согласно табелям положенности.

Материально-техническое обеспечение в ТОМВДР на РУ заключается в следующих основных направлениях:

1. Обеспечение табельным спортивным инвентарем, имуществом, тренажерами, специальной техникой, аппаратурой, снаряжением.

2. Строительство и оборудование спортивных сооружений и мест для занятий физической подготовкой

3. Содержание и ремонт спортивных сооружений и мест для занятий физической подготовкой, спортивного оборудования, инвентаря, тренажеров, снаряжения.

4. Изготовление (приобретение) нетабельных спортивных снарядов, тренажерных устройств и другого учебного имущества.

В Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации сформулировано содержание физической подготовки сотрудников. К нему относятся занятия по прикладной гимнастике и атлетической подготовке, легкой атлетике и ускоренному передвижению, преодолению препятствий, лыжной подготовке, плаванию. Они должны проводиться на специально оборудованных площадках, бассейнах, в тренажерных и спортивных залах. Однако, результаты исследования показали, что собственной учебной базой для проведения занятий в подразделениях располагают только 43% опрошенных (представители ТОМВДР на РУ).

Наличие учебной базы для проведения занятий по огневой и физической подготовке выглядит следующим образом:

1. Не имеют собственных объектов - 30%.

2. Имеют собственные объекты - 43%

3. Используют объекты на договорной основе - 27%.

Отсутствие правильно оснащенных спортивных площадок не может не сказываться на качестве проводимых занятий. Использование спортивных объектов на договорной основе ставит жесткие временные рамки пользования залом и оборудованием, что лишает сотрудников возможности заниматься самоподготовкой. Недостаточное обеспечение специальными помещениями ТОМВДР на РУ на сегодняшний день является самой актуальной проблемой. Этот фактор оказывает серьезное негативное влияние на уровень физической и огневой подготовки сотрудников.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. На законодательном уровне сотруднику полиции дано право применения легитимного насилия для выполнения оперативно-служебных задач.

2. Физическая подготовка сотрудника - гарантия качественного выполнения служебных задач по обеспечению общественной безопасности и личной безопасности самого сотрудника.

3. В настоящее время не решены проблемы с нехваткой квалифицированных инструкторов, а также обеспечением специальными помещениями для проведения занятий, что оказывает существенное негативное влияние на уровень физической подготовки сотрудника в целом.

В целях оптимизации системы организации физической подготовки в территориальных органах МВД России на региональном уровне предлагается рассмотреть вопрос о:

1) предоставлении специальных помещений для проведения занятий по физической подготовке;

2) введении дополнительной единицы в штатное расписание территориальных органов - инструктора по профессиональной, служебной и физической подготовки из числа наиболее подготовленных лиц, либо введении единицы государственных гражданских служащих, вольнонаемных по организации данной сферы деятельности;

3) разработать дополнительные меры стимулирования руководителей подразделений территориальных органов МВД России по организации вышеуказанной деятельности, в зависимости от результатов подчиненных им сотрудников;

4) привлекать специалистов из других ведомств, образовательных и дополнительных образовательных учреждений в качестве лиц способных проводить занятия физической подготовки сотрудников;

5) в целях стимулирования проработать вопрос о материальном вознаграждении специалистов из других ведомств, образовательных и дополнительных образовательных учреждений, которые привлекаются для проведения занятий по физической подготовке, а также сотрудников, в основные обязанности которых не входит организация данной деятельности.

Предложения носят дискуссионный характер и будут рассмотрены в дальнейших исследованиях.

Литература

1. Бойко С. И. Легитимное насилие: внутриполитический контент // 36opHiK навуковых прац. Мiнiстэрства унутраных спрау Рэспубл'1к'1 Беларусь, Установа адукацьи Магiлеyскi iнстытут Мiнiстэрства унутраных спрау Рэспубл'1к'1 Беларусь, Кафедра сацыяльна-гумаштарных дысцыпл'1н. Маглеу. 2016. С. 113-119.

2. Драгель Л. В. Легитимация и насилие // Философия и культура. 2017. № 6. С. 81 -

89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избранные произведения : пер. с нем. Москва : Прогресс, 1990. 808 с.

4. Этьенн Г. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. Москва : Весь Мир, 2003. 376 с.

5. Пырчев С., Шакиров А. Организация начальником территориального органа МВД России на региональном уровне обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел в условиях применения «правомерного насилия» // Академическая мысль. 2020. № 4 (13). С. 17-22.

References

1. Boyko S. I. [Legitimate violence: internal political content]. Zbornik navukovykh prats. Ministerstva ynutranykh spray Respubliki Belarus', Ustanova adukatsyi Magileyski instytut Ministerstva ynutranykh spray Respubliki Belarus' [Zbornik Navukovykh prats. Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, Establishment of Adukatsi Magilenski Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus], Mogilev, Magilenski Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus Puvl., 2016, pp. 113-119. (In Russia).

2. Dragel' L. V. Legitimatsiya i nasilie [Legitimation and violence ]. Filosofiya i kul'tura -Philosophy and culture, 2017, no. 6, pp 81-89.

3. Veber M. Politika kak prizvanie i professiya. [Politics as vocation and profession]. Moscow, Progress Publ., 1990, 808 p.

4. Et'enn G. Nasilie i ego vliyanie na zdorov'e. Doklad o situatsii v mire [Violence and its impact on health. World Situation Report]. Moscow, Ves Mir Publ., 2003, 376 p.

5. Pyrchev S., Shakirov A. Organizatsiya nachal'nikom territorial'nogo organa MVD Rossii na regional'nom urovne obespecheniya lichnoy bezopasnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del v usloviyakh primeneniya «pravomernogo nasiliya» [Organization by the head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level to ensure the personal safety of employees of the internal affairs bodies in the context of the use of "lawful violence"]. Akademicheskaya mysl' - Academic thought, 2020, no. 4 (13). pp. 17-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.