Научная статья на тему 'Система ограничений и условия, определяющие возможности и эффективность деятельности организаций туризма'

Система ограничений и условия, определяющие возможности и эффективность деятельности организаций туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА / ОГРАНИЧЕНИЯ / УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ВНЕШНЯЯ/ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбылева Зоя Михайловна, Шамардина Ирина Александровна

В статье раскрываются сущность понятий, формы и виды ограничений. Обосновывается необходимость исследования и изучения системы ограничений с целью повышения эффективности деятельности туристских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система ограничений и условия, определяющие возможности и эффективность деятельности организаций туризма»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СИСТЕМА ОГРАНИЧЕНИЙ И УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЙ ТУРИЗМА

1 2 Горбылева З.М. , Шамардина И.А.

1Горбылева Зоя Михайловна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и управления туристической индустрией;

2Шамардина Ирина Александровна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики, Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: в статье раскрываются сущность понятий, формы и виды ограничений. Обосновывается необходимость исследования и изучения системы ограничений с целью повышения эффективности деятельности туристских организаций. Ключевые слова: туризм, туристские организации, экономическая среда, ограничения, условия функционирования, внешняя/внутренняя среда.

Из года в год условия функционирования туристских организаций усложняются. Это связано с высоким уровнем конкуренции, нестабильной экономической, политической, международной ситуацией, усилением риска предпринимательской деятельности, государственной политикой по отношению к системе туризма и др. Это означает, что туризм как крупная межотраслевая система функционирует не в вакууме, а в сильно дифференцированной экономической среде. По отношению к туризму экономическая среда представляет собой внешнее окружение, совокупность определенных условий, оказывающих существенное воздействие на функционирование и результативность туристской системы [1, с. 44-52]. Она должна знать это окружение и факторы, влияющие на него, а также уметь реагировать на изменения среды. Однако существуют пределы, ограничения, за которые не должна выходить деятельность экономических субъектов туристской индустрии.

Ограничения - правила, нормы, ограничивающие действия; границы, вытекающие из законов и других нормативных актов, из решений государственных органов. Распространенными формами являются ограничения:

• бюджетные - финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выраженные в форме предельно допустимых расходов;

• валютные - система нормативных правил, устанавливаемая в административном или законодательном порядке и направленная на ограничение операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями;

• кредитные - административные или законодательные, прямые и косвенные ограничения объемов кредитования со стороны коммерческих банков;

• законодательные - правительственные решения, направленные на ограничение конкуренции, наряду с экономическими (на ценообразование, патенты, на иностранную валюту и др.);

• вхождения в отрасль - правительственные решения в области регулирования цен и деятельности корпораций, затрудняющие высокоприбыльную деятельность вновь образуемых, входящих в отрасль предприятий и организаций;

• при осуществлении прав на недвижимое имущество - наличие установленных условий/запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества;

• ресурсов - недостаточность имеющихся природных и трудовых ресурсов, основного капитала для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества, и др.

Все составляющие экономической среды, формы ограничений содержат в себе элементы, которые ограничивают функционирование организаций туризма и препятствуют раскрытию в полной мере их возможностей по эффективной деятельности. Однако система туризма обладает своими специфическими особенностями, которые заключаются:

- в особой технологии формирования и продвижения товара (услуги);

- услуги обладают спецификой «невидимого экспорта»: туризм вызывает миграцию людей к местам рассредоточения рекреационных ресурсов, а их потребление происходит в определенных местах;

- туризм оказывает огромное влияние на развитие других отраслей (эффект мультипликации);

- туризм выступает как фактор наиболее рисковых видов деятельности, напрямую зависящий от политической, экономической и социальной ситуаций в стране, наличия развитой инфраструктуры, индустрии туризма, высокоаттрактивных и доступных ресурсов;

- фактор риска для туризма - выраженный сезонный характер спроса на туристские услуги;

- туризм как вид экономической деятельности занимает особое место в группе отраслей, имеющих ярко выраженную ориентацию на использование природных ресурсов. Но в отличие от других отраслей, туристская деятельность не сопровождается изъятием природных ресурсов и их последующей переработкой и др.

В силу указанных и других особенностей конкретно для системы туризма свойственны характерные для нее ограничения:

- на въезд и (или) постоянное проживание граждан на территории государства, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании;

- на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающих из этих ограничений;

- на создание и деятельность организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, организации с иностранными инвестициями;

- таможенным законодательством предусмотрен перечень ограничений по ввозу/вывозу товаров и возрасту туристов, их перевозящих; список не выездных иностранных граждан; паспортно-визовые формальности для въезжающих в страну и выезжающих за ее пределы;

- ограничения, связанные с использованием в расчетах в организациях индустрии туризма иностранной валюты [2, с. 29-31].

Условия функционирования туристских организаций определяются и внутренней средой: цели организации; структуру; экономический и технический потенциал. Они рассматриваются как факторы, от которых зависит деятельность организации и поэтому должны быть задействованы в полной мере с целью поддержания финансовой устойчивости и конкурентоспособности. Внутренние ограничения могут быть связаны с состоянием ресурсов, их сбалансированностью и эффективностью использования; организацией и управлением производства; состоянием маркетинга и т.д. К примеру, к числу внутренних ограничений организаций туризма по развитию инвестиционной деятельности следует отнести: недостаток собственных финансовых ресурсов; неудовлетворительное состояние материально-технической базы; низкая прибыльность инвестиций в основной капитал; неопределенность экономической ситуации в стране; несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующую

37

инвестиционную деятельность, в том числе отраслевую; инвестиционные риски; высокий процент коммерческого кредита; сложный механизм его получения для реализации инвестиционных проектов; недостаточный спрос на товары/услуги, продукцию индустрии [3, с. 78-83]. Каждый из перечисленных факторов, в свою очередь, также содержит определенные ограничения. Наиболее существенный - это обеспеченность организации финансовыми ресурсами с целью инвестирования и развития бизнеса. Источники инвестирования имеют ограничения для их применения. К ним относятся:

- величина собственных средств организации, которая ограничивается объемом продаж на рынке туристских услуг, их рентабельностью, условиями и порядком начисления амортизации, используемым режимом налогообложения и др.;

- величина заемных средств зависит от залогового обеспечения, условий кредитования финансовыми возможностями;

- величина привлеченных средств связана с финансовым состоянием организации, платежеспособностью учредителей, условиями эмиссии.

Как видно, внешняя среда туристской организации многофакторная, сложная, обладает высокой динамикой изменений и зависимостью факторов влияния друг от друга. Поэтому ограничения формируются, как правило, внешней средой организации. Возможности влияния на эти ограничения у организации либо незначительны, либо отсутствуют вообще. Туристские организации должны воспринимать такие ограничения как данность. Однако, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего окружения, то для эффективного выполнения управленческих функций необходимо изучать и анализировать действие внешних переменных и разрабатывать алгоритм действий с целью изменения внутри себя. В настоящее время исследования и публикации по теме статьи практически отсутствуют.

Список литературы

1. Экономика туризма: Учеб. пособие / З.М. Горбылева. Мн.: БГЭУ, 2004. 478 с.

2. Экономика предприятий туризма: учеб.-метод. пособие / З.М. Горбылева. Минск: РИПО, 2014. 226 с.

3. Горбылева З.М. Инновации как условие эффективного развития туристического бизнеса / З.М. Горбылева // Современные тенденции развития туризма и индустрии гостеприимства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Донецк 2628 апреля 2017. Донецк, 2017. С. 78-83.

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО И МОРАЛЬНОГО ИЗНОСА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ Васильева (Тропина) Е.И.

Васильева Екатерина Игоревна - магистрант, кафедра экономики отраслей и рынков, Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье проанализировано текущее состояние основных средств в различных отраслях отечественной промышленности. Рассмотрены методики расчета и оценки физического и морального износа.

Ключевые слова: основные фонды, физический износ, моральный износ, обновление основных фондов, промышленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.