Научная статья на тему 'Система обязательных поставок и проблема стимулирования колхозного труда в 1940-е гг'

Система обязательных поставок и проблема стимулирования колхозного труда в 1940-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
277
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / TAX LIABILITIES / СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / DISTRIBUTIVE RELATIONS / УСЛОВИЯ ЖИЗНИ / LIFE CONDITIONS / LABOUR BENEFIT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шалак Александр Васильевич

В статье исследуется налоговые обязательства колхозов перед государством, выявляется расхождение отраженных в документах органов власти основ трудовой деятельности с их реализацией. В силу данного несоответствия, важнейшей составляющей мотивации труда колхозного крестьянства являлась внутренняя мотивация. С точки зрения автора, стимулирование и мотивация труда могут рассматриваться только в рамках конкретно-исторической ситуации и в рамках определенного культурного фона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of obligatory deliveries and the issue of labour promotion in kolkhoz in 1940s

The article is intended to study the kolkhoz tax liabilities to the government and reveal the divergence of work fundamentals reflected in the official documents with their realization. Due to such inconsistency, the intrinsic motivation was the main constituent part of labour motivation of kolkhoz peasantry. According to the author, labour motivation and promotion can be scrutinized only under certain historical conditions and cultural background.

Текст научной работы на тему «Система обязательных поставок и проблема стимулирования колхозного труда в 1940-е гг»

УДК 338.43(470)(09) 2!

ББК 65.32(2Рос)г - ■

А. В. Шалак 81

Байкальский государственный университет J

экономики и права, j

г. Иркутск, Российская Федерация \

СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПОСТАВОК И ПРОБЛЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ КОЛХОЗНОГО ТРУДА В 1940-е гг.

Аннотация. В статье исследуется налоговые обязательства колхозов перед государством, выявляется расхождение отраженных в документах органов вла- ! сти основ трудовой деятельности с их реализацией. В силу данного несоответствия, важнейшей составляющей мотивации труда колхозного крестьянства являлась внутренняя мотивация. С точки зрения автора, стимулирование и мотивация труда могут рассматри- а ваться только в рамках конкретно-исторической ситу- * ации и в рамках определенного культурного фона. ^

Ключевые слова: налоговые обязательства, стимулирование труда, мотивация, распределительные о отношения, условия жизни. е

A. V. Shalak U

Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation

THE SYSTEM OF OBLIGATORY DELIVERIES AND THE ISSUE OF LABOUR PROMOTION IN KOLKHOZ IN 1940s

л

0

а

ж

1 *

г л н о

Abstract. The article is intended to study the kolk- ,3

hoz tax liabilities to the government and reveal the diver- ^

gence of work fundamentals reflected in the official doc- o

uments with their realization. Due to such inconsistency, g

the intrinsic motivation was the main constituent part of ® labour motivation of kolkhoz peasantry. According to the

© А.В. Шалак, 2014

285

ав

author, labour motivation and promotion can be scrutinized only under certain historical conditions and cultural background.

Keywords: tax liabilities, labour benefit, motivation, distributive relations, life conditions.

Стимулирование труда в данной статье рассма-ï тривается как использование комплекса внешних фак-= торов для мотивации трудовой деятельности. О моти-| вации труда в сельском хозяйстве в годы Великой Оте-| чественной войны можно говорить с известной долей ; условности. Там, где повседневная жизнь определя-| лась лозунгом: «Все — для фронта, все — для победы», | говорить о продуманной политике государства по материальному стимулированию труда вряд ли возможно. В военный период доминируют иные цели и ориентиры. В то же время абсолютно игнорировать эти вопросы было невозможно, они находили отражение в руководящих документах партийных и советских органов власти. В индустриальном секторе, особенно на крупных предприятиях, обладающих ресурсами, ма-| териальное стимулирование труда играло много боль-^ шую роль. При этом все же открытым остается вопрос, о насколько меры в этой области действительно глубоко й проникали во все сферы производственных отноше-^ ний, имели системный характер.

§ Вопрос о мотивации труда в сельском хозяйстве

| является еще в большей степени проблемным. Несомненно, есть нормативные документы органов власти § по этим вопросам. С формальной точки зрения, они ;§ представляют собой систему мер в данной области. V Однако материальные возможности для их практиче-| ского воплощения были сведены к минимуму. Анализ « архивных материалов свидетельствует о весьма моза-^ ичной картине в области материального стимулирова-^ ния труда колхозников.

-S Специфика сельскохозяйственного производства

^ такова, что распределять можно то, что произведено

тт а1

по итогам сельскохозяйственного года. До этого мо- 21 мента работники накапливали трудодни, то есть рабо- -! тали, не получая адекватной отдачи за труд, за исклю- 88' чением частичного авансирования. То есть, получить : вознаграждение за свою работу можно было только в • длительной перспективе, и это накладывало свой отпечаток на трудовую деятельность, препарируя достигнутые результаты многими ситуативными моментами, начиная от погодных условий и кончая субъективны- | ми факторами. Конечный же результат вознагражде- ! ния в виде материальной массы (продуктов сельского ] хозяйства), а также выплачиваемый по итогам года денежный эквивалент определялся теми повинностями (налогами), которыми было обложено крестьянство. Это как две стороны одной медали. Изучение мотивации труда в сельском хозяйстве через систему распределения получаемых доходов нельзя отделять от тех налоговых нагрузок, которые несли колхозники. ^ Именно поэтому внимательное прочтение налоговых | обязательств позволяет говорить о весьма условной мо- ^ тивации труда тружеников сельского хозяйства через ^ материальные стимулы. Причем это имеет отношение = не только к военному времени, но выходит даже за | рамки послевоенного восстановительно периода. |

В качестве примера обратимся к Постановлению | Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября Л 1946 г. В нем отмечается, что практика уравнитель-

1 Известия. 1946. 20 сент.

ного распределения по трудодням относится к числу к грубейших нарушений Устава сельскохозяйственной * артели и является, наряду с другими нарушениями 5

Устава, «кулацкой вредительской практикой», проти- |

воречит марксистскому пониманию равенства т. д.1 Но =

тут же подчеркивалось, что улучшать свое положение ;|

колхозники могут только за счет доходов, получаемых » в своем хозяйстве и только после выполнения всех обя-

зательств, имеющих общенародное значение. Однако после выполнения плановых обязательств в большинстве колхозов не оставалось средств для распределения по трудодням, т. е. принцип распределения по труду, прописанный в Уставе сельскохозяйственной артели, работать не мог. Как в годы войны, так и в послевоен-» ный период акцент делался на обязательствах колхо-= зов перед государством, а не на трансформации произ-= водственных отношений и налоговой нагрузки таким | образом, чтобы изменить характер распределительной - системы и через материальную мотивацию влиять на условия жизни колхозного крестьянства. В силу данно-| го обстоятельства анализ объемов изъятия через систему «обязательных поставок» натуральных и денежных доходов колхозов является основой исследования возможностей мотивации и стимулирования труда в сельском хозяйстве.

Первоочередной обязанностью колхозов являлось выполнение ими натуральных обязательств перед государством. Обязательства по поставкам имели силу | налога и являлись строго непременными для выпол-а нения. В случае их невыполнения недоимки взыски-13 вались с колхоза в судебном порядке. Обязательные й поставки были введены постановлением СНК СССР и а ЦК ВКП(б) в 1933 г.1 сначала по зерну, а в дальнейшем § были распространены на многие другие культуры и о мясопродукты.

£ До 1940 г. обязательные поставки зерна и неко-

§ торых других культур исчислялись в зависимости от плана сева данной культуры. Постановлением ЦК Ъ ВКП(б) и СНК СССР от 7 апреля 1940 г.2 была вве-§ дена система исчисления обязательных поставок с « каждого гектара пашни, закрепленной за колхозом. На Февральском пленуме ЦК КПСС (1947 г.) указыва-

^ лось, что в размер пашни, по которой происходит ис-^ _

^ 2 Там же. 1940. 8 апр.

1 Известия. 1933. 20 янв.

числение обязательных поставок, включаются также § ;

' 3 I

огороды1. Местные органы власти отреагировали на — | это своеобразно. Например, в период хлебозаготовки 88' 1948 г. руководители Тюхтетского района (Краснояр- •• ский край) дали указание уполномоченным райкома партии произвести «обобществление» посевов зерновых культур на приусадебных участках колхозников. Только по шести колхозам было «обобществлено» таким образом 517 га посевов2. | Отметим также, что до 1947 г. нормы обязательных ! поставок государству зерновых культур устанавливались по территориальным группам районов, а с 1947 г. допускалось в рамках одного административного района применять несколько норм по группам колхозов. При этом для колхозов, не обслуживаемых машиностроительными станциями (МТС), нормы обязательных поставок зерна и риса устанавливались на 25 % выше. Но перевести колхозы из одной группы в другую ^ можно было только с разрешения Совета министров | СССР, что фактически делало данную возможность не- ^ реализуемой. В случае невыполнения в срок обязатель- ^ ных поставок, на колхоз налагался денежный штраф = в размере стоимости несданной в срок продукции по | государственным закупочным ценам, а должностные | лица часто привлекались к уголовной ответственности. | После выполнения обязательных поставок госу- Л дарству, колхозы должны были расплатиться за работу с МТС в соответствии с заключенным договором, име- | ющим силу закона. Всю натуроплату, причитающую- * ся МТС по врученным счетам, колхоз должен сдать го- 5 сударству в порядке и сроки, установленные централь- | ными органами власти. Причем сельскохозяйственную = продукцию, причитающуюся за работы МТС, колхоз ^ также был обязан доставить своими транспортными »

1 Правда. 1947. 28 февр.

2 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 9476. Оп. 2. Д. 32. Л. 178.

га

средствами и за свой счет. При этом колхоз начинал выполнять свои обязательства перед МТС в процессе уборки, то есть авансировал МТС до вручения окончательных счетов с ее стороны. Если колхоз не рассчитывался с МТС за выполненные работы, применялась процедура, аналогичная при невыполнении колхозом своих обязательств перед государством. Единственное = отличие заключалось в том, что на колхоз в этом случае £ налагался денежный штраф в размере половины стои-| мости несданной части натуроплаты. 5 При распределении натуральных доходов колхоз

должен был выполнить свои обязательства по догово-| рам, заключаемых государственными заготовительными организациями или производственными предприятиями с колхозами (договор контрактации). Особенность этих договоров в том, что заготовитель мог оказывать материально-техническую помощь колхозу в осуществлении договора. Как правило, колхоз получал денежный аванс, нередко сортовые семена. Главное же отличие заключалось в том, что за культуры, сдаваемые | государству в порядке контрактации, колхозы получа-а ли право получать оплату по высоким заготовитель-§ ным ценам, денежные премии-надбавки при сверх-й плановой сдаче, а также продукты и промышленные а товары по льготным ценам. Сила закона по договорам § контрактации была придана постановлением ЦИК и о СНК СССР от 21 сентября 1935 г.1 Договоры контрак-£ тации были выгодны колхозам, создавали основу для ^ получения больших доходов и развитие на этой основе мер материального стимулирования. Но это станови-V лось возможным только при условии наличия продук-§ ции после выполнения колхозами своих обязательств « перед государством.

^ В 1940-е гг. получила развитие еще одна форма

^ контрактации: заключение договоров непосредствен-

но с самими колхозниками. Прежде всего, это имело от- 2 !

г 3 ■

ношение к приобретению у них крупнорогатого скота. —; Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 88' 1943 г. рекомендовалось выплачивать колхозникам, ра- : бочим и служащим за каждую голову молодняка, сдан- | ного ими в колхоз для комплектования животноводческих ферм, стоимость молодняка по государственным закупочным ценам. Кроме того, рекомендовалось выдавать за каждый килограмм живого веса сданного теленка по 1 кг зерна или 10 кг грубых кормов в перево- ! де на сено или за каждого сданного теленка в возрасте старше шести месяцев принимать на себя выполнение обязательных поставок по мясу в размере не свыше годовой нормы этих поставок, установленной для колхозного двора1. Но данные выплаты и зачеты могли осуществляться только после выполнения колхозом обязательств по сдаче зерна государству. Соответственно, это требовало от колхозов иметь натуральный запас про- ^ дуктов для покрытия указанных расходов. Размер этого | запаса определялся планом по закупке и контрактации ^ молодняка у колхозников, который устанавливался го- ^ сударственными органами. То есть теоретически, это = также можно рассматривать как меру стимулирования | труда в сельском хозяйстве. Но опять же эта мера могла | работать при наличии у колхоза ресурсов после выпол- | нения планов по обязательным поставкам. |

Но и после выполнения обязательств перед государством, МТС, договорам по контрактации колхозы | не могли приступить к образованию внутриколхоз- * ных общественных натуральных фондов. В соответ- 5 ствии со ст. 11 Устава сельскохозяйственной артели, | из натуральных доходов, полученных колхозом от о растениеводства, требовалось создать семенной и фу- ^ ражный фонды, ежегодно возобновляемые семенной » и фуражный страховые фонды. Кроме того, из полу-

1 Известия. 1943. 14 апр.

со св

ченных натуральных доходов колхоз обязан был образовать продовольственный страховой фонд и фонд помощи нетрудоспособным колхозникам, нуждающимся семьям военнослужащих и на содержание детских яслей и сирот.

Семенной страховой фонд создавался в размере от ; 10 до 15 % годовой потребности в семенах и подлежал = обязательному ежегодному возобновлению. Фураж-= ный фонд создавался в размерах, обеспечивающих | полную годовую потребность общественного скота ^ колхоза в кормах. Страховой фуражный фонд создавался на случай неурожая для страховки от бескорми-| цы за счет кормовых ресурсов, остающихся в колхозе после выполнения обязательств перед государством и образования основного фуражного фонда. В соответствии с п. «б» ст. 11 Примерного устава сельскохозяйственной артели фуражный страховой фонд, также как и семенной страховой фонд, должен создаваться в размере 10-15 % годовой потребности в кормах. Накануне войны постановлением СНК СССР от 29 мая 1941 г. | «О мерах по увеличению кормов для животноводства а в колхозах» было предложено довести в каждом кол-13 хозе ежегодно обновляемые, т. е. заменяемые кормами й нового урожая, страховые запасы грубых кормов (сена, а соломы) до 23-30 % годовой потребности1. § Кроме двух вышеназванных фондов, в соответ-

о ствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от £ 1 августа 1940 г., обязательным для колхозов стал про-§ довольственный страховой фонд, который должен был составлять не менее 2 % валового сбора продо-V вольственных культур2. Выделение его должно было § производиться из той части зерна, которая остается

« для распределения на трудодни, т. е. не должно за-£

трагивать зерна, предназначенного для выполнения ^ _

"а 1 Известия. 1941. 6 июня.

^ 2 Там же. 1940. 1 авг.

натуральных обязательств перед государством и для 2 ! создания общественных натуральных фондов

Фонд помощи колхозникам-инвалидам, стари- 88' кам, временно потерявшим трудоспособность, нуж- : дающимся, семьям военнослужащих и на содержание детских яслей и сирот не должен был превышать 2 % валовой продукции колхоза. В этот фонд колхозу раз- | решалось выделять как продукты растениеводства, так и продукты животноводства. При необходимости кол- | хоз мог произвести обмен одной части продуктов на другие, нужные колхозу для оказания помощи или для ] детских яслей. Этот фонд мог образовываться и за счет денежных доходов колхоза.

На основании Устава сельскохозяйственной артели колхоз мог часть полученного урожая и продукции животноводства выделять для продажи государству или на рынок. При продаже хлеба государству колхоз поощрялся встречной продажей промышленных то- ^ варов и выдачей премий-надбавок за продажу значи- | тельного количества хлеба. При продаже продуктов ^ на рынке колхозы формально должны были руковод- ^ ствоваться решением общих собраний колхозников о = ценах на продукты, предназначенных к продаже. При- | менительно к природным условиям колхоз мог разви- | вать подсобные промыслы (например, кузницы, шор- | ные мастерские, кирпично-черепичные заводы, заводы Л по переработке продуктов сельского хозяйства и т. п.), продукция которых использовалась на производствен- | ные нужды и только часть ее шла на реализацию. *

Только после того, как колхоз выполнил свои обя- ^

о

зательства перед государством, возвратил государству |

полученные натуральные ссуды, внес натуроплату о

МТС, создал общественные натуральные фонды и вы- ;|

делил необходимую часть продукции для продажи го- О сударству или на рынок, оставшуюся часть урожая и продуктов животноводства можно было распределять между членами колхоза по трудодням.

га

Начисление трудодней должно было производиться в соответствии с квалификацией колхозника, в зависимости от степени важности, сложности и трудности работы. Однако типичной на протяжении 1940-х гг. являлась практика распределения доходов между членами колхоза только по количеству затра-» ченных трудодней без учета результатов труда. Когда = в 1945 г. была предпринята попытка рассчитать фонд Ё потребления хлебных продуктов сельскохозяйствен-| ного населения, оказалось, что вообще не имеется ме-5 тодики определения бюджета среднедушевого потребления. Подобный учет просто не велся1. » В послевоенный период эту практику попыта-

лись исправить. На основании решений Февральского (1947 г.) пленума ЦК ВКП(б) был установлен новый порядок оплаты труда колхозников, по которому распределение доходов между членами колхоза требовалось производить с учетом собранного урожая и в зависимости от выполнения заданий по продуктивности животноводства и росту поголовья скота. Для этого вво-| дилось дополнительное начисление определенного ^ процента трудодней при перевыполнении плана уро-§ жайности и списание установленного процента тру-й додней при невыполнении плана сбора урожая. На-а пример, бригаде, перевыполнившей установленный § план сбора урожая по закрепленной за ней культуре о или группе однородных культур, начислялось допол-£ нительно за каждый процент перевыполнения плана ^ 1 % количества трудодней, затраченных ею на данную культуру. С бригады, недовыполнившей план сбора Ъ урожая, списывался за каждый процент его недовы-§ полнения 1 %, но не более 25 % количества трудодней, £ затраченных ею на данную культуру2.

£

^ -

^ 1 Государственный архив новейшей истории Иркутской об-

294

« ласти (ГАНИИО). Ф.273. Оп.2. Д. 100. Л. 65. ^ 2 Правда. 1947. 28 февр.

Кроме оплаты труда членов колхоза по трудод- 2 ! ням постановлениями центральных органов власти —! с 1941 г. была введена дополнительная оплата труда 88' колхозников за повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства. Например, колхозники полеводческой бригады, перевыполнившие план урожайности на всей площади зерновых культур, закрепленной за бригадой, получали в качестве дополнительной оплаты четвертую часть зерна, собранного бригадой сверх установленного для нее планового урожая.

Доярке-скотнице, обслуживающей не менее восьми коров, за получение телят от всех закрепленных за ней коров и полное сохранение телят до передачи их в 15-20-дневном возрасте телятнице, разрешалось выдавать сверх установленной оплаты по трудодням 150 литров молока или одного теленка в четырехмесячном возрасте, а при сохранении не менее 90 % телят — Ё 75 литров молока или одного ягненка, либо поросен- | ка в двухмесячном возрасте. Однако дополнительная ^ оплата труда за перевыполнение плана урожайности ^ и продуктивности животноводства могла начисляться =

только при выполнении колхозниками обязательного | -1 о

минимума трудодней1. I

В годы войны практика оплаты по труду в колхо- | зах практически не применялась, да и трудодни мог- Л ли начисляться за что угодно. В послевоенный период

центральные органы попытались усилить роль ма- |

териальных стимулов. Постановлением Совета Ми- *

нистров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 г. не- 5

правильное расходование трудодней в сельскохозяй- |

ственной артели квалифицировались как грубейшее О

нарушение Устава сельскохозяйственной артели. В це- ;|

лях его устранения теперь колхозы, наряду с годовым О производственным планом, должны были составлять

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

га

1 Известия. 1941. 1 янв.

планы затрат трудодней по каждой культуре. Работы, не предусмотренные планом затрат трудодней, могли вестись только с разрешения председателя колхоза, но в последующем подлежали обязательному утверждению на общем собрании членов колхоза. Кроме того, за неправильное начисление трудодней колхозникам 2 списывалось до пяти трудодней с допустившего это = бригадира или заведующего фермой. За допущение Ё перерасхода трудодней на оплату административного | и обслуживающего персонала колхоза с председателя - колхоза, счетовода (бухгалтера) и членов правления (с каждого) должно было списываться до 10 % начис-| ленных им за год трудодней1. Однако, в последнем случае делать это можно было только по решению общего собрания колхозников, что явно ставило административный персонал колхозов в предпочтительное положение. Когда в 1946 г. проверили Тулунский район (Иркутская область) по порядку начисления трудодней, то оказалось, что по 46 колхозам административно-управленческий персонал за счет завышения | расценок незаконно начислил себе 29 931 трудодень2. а При этом и нормы оплаты по трудодням администра-13 тивно-управленческий персонал колхозов определял й для себя нередко совершенно другие. Например, в а колхозе «Улан-Цирик» (Усть-Ордынский Бурят-Мон-§ гольский национальный округ) такие начисления по о итогам 1946 г. составили для приближенных председа-£ теля колхоза 20-50 р. и до 10 кг хлеба на один трудо-! день, тогда как для рядовых колхозников они составляли, соответственно, 10-25 к. и 10-25 гр. хлеба3. V Окончательный расчет на выработанные тру-

§ додни члены колхоза могли получить в конце хозяй-« ственного года. До этого времени члены колхоза мог-^ ли получать продукты урожая и животноводства в

^ 3 Там же. Ф. 127. Оп. 14. Д. 309. Л. 59.

1 Известия. 1946. 20 сент.

2 ГАНИИО. Ф. 273. Оп. 2. Д. 225. Л. 53.

виде авансов. Порядок авансирования был определен 2 ! только в 1950 г. Согласно постановлению Совета Ми- —! нистров СССР и ЦК ВКП(б) «О проведении уборки 88' урожая и заготовок сельскохозяйственных продуктов в 1950 г.» колхозам разрешалось авансировать членов ар- | тели до выполнения плана заготовок зерном, картофелем и овощами в размере 15 % от фактически сданного (зачтенного) на государственные заготовительные пункты в счет обязательных поставок, натуроплаты за работы МТС и возврата ссуд1. !

Окончательное распределение доходов между колхозниками разрешалось производить только в конце хозяйственного года. При этом из общего количества продукции, подлежащей распределению среди членов колхоза, вычиталась часть продукции для выдачи работникам тракторных бригад в тех случаях, когда уровень оплаты трудодня в колхозе был ниже гарантированной оплаты зерном трудодня тракториста, и для Ё дополнительной оплаты труда колхозникам за пере- | выполнение планов по урожаю и продуктивности жи- ^ вотноводства. После этих вычетов вся остальная масса й продукции растениеводства и животноводства дели- = лась на общее количество трудодней текущего года, | затраченных колхозниками в общественном хозяйстве | колхоза. В итоге такого подсчета определяется коли- | чество продукции, приходящейся на один трудодень. Л Затем определяется доход каждого колхозника в соответствии с количеством выработанных им трудодней. Л

Денежный доход колхоза складывался из средств, *

о

получаемых за сданные государству по обязательным 5

поставкам и в порядке контрактации, а также в поряд- |

ке государственных закупок продукты растениевод- О

ства и животноводства. Кроме этого, в него входили ;|

суммы, вырученные от реализации на рынке части О продукции, скота и изделий подсобных предприятий,

га

1 Известия. 1950. 15 июня.

а также полученные за работы и услуги, выполненные колхозом сторонним организациям и лицам. При этом следует отметить, что колхозная продукция изымалась по государственным заготовительным ценам, по сути, бесплатно. Один килограмм сдаваемого зерна стоил 7-8 к., картофеля — 3 к., голова крупнорогатого скота I оценивалась, в среднем, в 53 р., свиная — от 31 до 48 р., = голова овцы или козы — от восьми до одиннадцати ру-= блей. На городских рынках Восточной Сибири цены | на эту продукцию были в сотни раз выше. Например, - стоимость килограмма ржаной муки в 1947 г. подни-« малась до 65 р., картофеля — до 28 р., корова дойная | стоила в пределах 10-13 тыс. р., коза — 1200-15001. Поэтому на весь денежный доход, полученный по трудодням на душу колхозного населения, например, в Бурят-Монгольской АССР за 1943-1944 гг., можно было купить на городском рынке пять-семь килограмм хлеба или два-три килограмма мяса [3, с. 47].

Колхоз из полученных денежных средств обязан был выплатить государству установленные законом | налоги, страховые платежи и возвратить денежные а ссуды. Закон о подоходном налоге с колхозов был при-§ нят 1 марта 1941 г. С доходов от продажи продуктов в й порядке контрактации и госзаупок, а также с доходов а от продукции, используемой на внутрихозяйственные § нужды колхозов, налог устанавливался в размере 4 % с

о облагаемого дохода, с остального дохода колхоза — в §

£ размере 8 %. В случае неуплаты налога в установлен! ном порядке неуплаченные суммы налога списывались с текущих счетов колхозов по решениям народного суда. Не включались в состав облагаемого дохода § колхоза суммы, полученные от сдачи государству про-« дукции по обязательным поставкам, фураж, расходуе-^ мый на корм скоту колхозных ферм, денежные суммы

^ за оплату работы МТС [5, с. 191-195]. С 1949 г. подо-

« 1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).

^ Ф. 374. Оп. 2. Д. 712. Л. 49, 54, 60.

298

ходный налог с колхозов стал исчисляться в соответ- 2 ствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР —! от 11 августа 1948 г. Ставки налога были пересмотрены 88' в сторону повышения. С доходов от продукции, используемой на внутрихозяйственные нужды колхозов, подоходный налог увеличивался до 6 % с облагаемого дохода. С других доходов подоходный налог стал исчисляться по еще более высоким ставкам. Подоходный налог колхозы были обязаны уплачивать в четыре ; срока: к 25 марта вносится аванс в размере 20 % налога ! предшествующего года; к 1 июня — 30 % оклада теку- ] щего года с зачетом уплаченного аванса; к 1 октября — 30 % и к 1 декабря — 40 % оклада. С этого же времени в случаях неуплаты подоходного налога в установленные сроки, неуплаченные суммы налога по решению народного суда списывались с текущего счета колхоза. За просрочку платежа по налогу взыскивается пеня в размере 0,05 % за каждый день просрочки1. Ё

К числу первоочередных денежных обязательств |

колхозов относилось также внесение платежей по и

и

обязательному страхованию. На основании закона от ^

4 апреля 1940 г. обязательному окладному страхова- =

нию в колхозах подлежали строения, инвентарь, обо- |

рудование, транспортные средства, продукция, сырье |

и материалы; посевы сельскохозяйственных культур; |

крупный рогатый скот, овцы, козы и свиньи в возрасте Л от шести месяцев; лошади, в возрасте от одного года и

племенной молодняк лошадей, ловецкие суда2. Стра- Л

1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1948. № 34.

2 Там же. 1940. № 12.

3 Там же. 1942. № 28.

ховое возмещение при гибели сельскохозяйственных *

культур и животных колхозы получали от Госстраха 5

по нормам, установленным в законе «Об обязатель- |

ном окладном страховании» от 4 апреля 1940 г. и в О

Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня ^

1942 г.3 В соответствии с этим законом Госстрах возме- О

га

щал убытки только в том случае, если колхоз содержал застрахованное имущество и посевы в строгом соответствии с противопожарными, агрономическими и ветеринарными правилами, принятия всех зависящих от страхователей мер к предупреждению пожаров, заболеваний животных и т. п. Причем в случае гибели » или повреждения застрахованного имущества колхозы = должны были сообщить не позднее одних суток. Если Ё колхоз не укладывался в этот срок, то для госстраха это | являлось еще одним основанием для отказа в выплате ^ страховых сумм. Платежи по обязательному окладному страхованию вносились колхозами в следующие | сроки: 40 % платежей — к 15 сентября, 30 % — к 1 ноября и 30 % — к 1 декабря. Не внесенные колхозом в срок страховые платежи обращались в недоимку по обязательному окладному страхованию, на которую колхозам за каждый день просрочки начислялась пеня в размере 0,05 %.

После этих выплат делались необходимые расходы на текущие производственные нужды, администра-| тивно-хозяйственные расходы, выделялись средства на а культурные нужды, пополнялся денежный неделимый 13 фонд колхоза. Для покрытия административно-хозяй-й ственных расходов колхоз мог выделить не более 2 % а полученных за год денежных доходов. Этот фонд ис-§ пользовался на приобретение канцелярских принад-о лежностей, на почтово-телеграфные расходы, оплату £ командировочных членам колхоза, выезжающим по ^ делам общественного хозяйства артели, на отопление и освещение, мелкий ремонт и покупку предметов обстановки для канцелярии правления колхоза и т. д. § Размер отчислений в культурный фонд колхоза

« определялся в зависимости от возможностей колхоза. ^ Из средств культурного фонда колхоз мог производить

^ расходы на подготовку колхозных кадров, организа-.3 цию детских яслей и детских площадок, устройство ^ радио, выписку газет, журналов и другой литературы

для клуба колхоза и т. п. Для обеспечения расходов на |; восстановление и расширение основных средств кол- -! хоза должен был пополнять свой неделимый фонд. 88« В соответствии со ст. 12 Устава на пополнение недели- : мого фонда отчислялось в зерновых районах не менее 12, но не более 15 %, в районах технических культур и животноводческих районах — не менее 15, но не свы- | ше 20 % денежных доходов колхоза. Только после всех

I

перечисленных выплат, оставшиеся денежные доходы подлежали распределению в конце хозяйственного года среди членов колхоза. Распределение денежных доходов среди колхозников производилось, так же, как и распределение натуральных доходов, то есть по выработанным трудодням. Устав разрешал до окончательного распределения денежных доходов выдавать колхозникам денежный аванс в течение года в размере не более 50 % причитающейся за работы суммы. Следует также отметить, что распределение денежных ^ средств колхозом подлежало утверждению на испол- | коме райсовета. ^

Таким образом, в период 1940-х гг. основной упор ^

делался на изъятии производимой продукции. В це- = лом за годы войны доля налогового обложения сель- |

г а

ского населения увеличилась в 5 раз, а в расчете на |

один колхозный двор, не имевший льгот — в 6 раз |

[4, с. 178]. При этом, поскольку основная часть про- § изводимой продукции обязана была поставляться по

государственным ценам, колхозы от продажи госу- § дарству сельскохозяйственной продукции практиче- *

ски ничего не получали. Не стремиться выполнить ^

установленные сверху обязательства колхозы также |

не могли. За невыполнение планов, выплат МТС, до- =

говоров по контрактации, формирования различных ;|

фондов, выплат страховых сумм обязательно предус- » матривалась уголовная ответственность руководителей хозяйств перед государством. Поэтому редко, кто задерживался в этой должности на срок больше года.

га

со св

Иногда в колхозах в течение года менялось по четы-ре-пять председателей1.

Государство и в послевоенный период по-прежнему стремилось изъять из деревни не только прибавочный, но и значительную часть необходимого продукта. В 1946 г. собранный урожай зерновых был на 62,1 % » меньше уровня 1940 г. Из этого урожая 51,7 % сбора = сдано государству (37,2 % в 1940 г.). К выдаче на тру-= додень определено 41,1 млн ц или 14,1 % от оприходо-| ванного зерна, тогда как в 1940 году — 152,4 млн. ц или 5 19,9 % от собранного урожая. За 1946 г. 26,2 % колхозов с не распределяли денежные доходы2. » Среднестатистические данные лишь отчасти рас-

крывают истинное положение крестьянства. Согласно им, потребление на душу наличного колхозного населения в 1950 г. оставалось, в основном, на уровне 1940 г., кроме хлеба, потребление которого снизилось на 13 %, а также мяса и рыбы (снижение на 4 %). Основным продуктом питания являлся картофель (рост в 2,67 раза). (Из картофеля пекли и хлеб, добавляя в | него немного муки для склеивания; такой хлеб был а практически лишен белка.) В целом же оплата по тру-§ додням выглядела весьма пестро в любой области и в й любом районе региона. По итогам 1949 г. в Киренском а районе (Иркутская область) из 69 колхозов выдали на § трудодень молоко и масло только 21 колхоз, овощи и картофель — 40, мясо — 6. При этом размеры выда-£ чи составляли граммы3. По Тайшетскому району этой ^ же области натуральные доходы в виде зерна до двух килограммов получили 17 колхозов, денежные дохода- ды до 50 к. на трудодень — 11 колхозов, до одного ру-§ бля — 20 колхозов и два колхоза — свыше двух рублей. « В Куйтунском районе распределение по 34 колхозам ^ выглядело следующим образом: до 500 грамм зерна на

1 ГАНИИО. Ф.273. Оп.2. Д.187. Л.33об.

2 РГАЭ. Ф. 9476. Оп. 2. Д. 18. Л. 58.

^ 3 ГАНИИО. Ф. 401. Оп. 2. Д. 659. Л. 39.

трудодень распределяли в шести колхозах, до одного 2! килограмма — в девяти, до двух килограммов — в 12, -! свыше двух — в семи колхозах; деньгами: до 50 к. — в 88' 15 колхозах, до одного рубля — 18, до полутора рублей — один колхоз1. О размерах получаемой из колхоза продукции говорит оплата по трудодням на душу населения из расчета на один день. В среднем, как пишет Ю.В. Арутюнян, крестьянин в годы войны получал «меньше 200 г зерна и около 100 г картофеля в день — это стакан зерна и одна картофелина. Кроме того, выдавалось немного овощей, а мясо, масло, молоко практически не распределялось, если не считать расходов на общественное питание» [2, с. 341]. Денежная оплата в условиях военной инфляции имела символическое значение. Крестьянство выживало за счет личного приусадебного участка. Не случайно за годы войны не сократились, а даже несколько подросли как размеры приусадебных участков, так и поголовье ^ скота на них. И это притом, что приусадебное хозяй- |

ство также облагалось налогом. Помимо денежного и

и

сельскохозяйственного налога (его размеры в 1943 г. ^

были увеличены) крестьянский двор облагался нату- =

ральным государственным налогом в форме обяза- |

тельных поставок зерна, мяса, молока, шерсти, яиц, § картофеля и др. Норма сдачи (за символическую оплату) мяса определялась в пределах — 40-60 кг и молока

100-280 кг. Поставки взимались независимо от нали- =

чия скота и птицы. Если колхозник не держал живот- § ных, он обязан был любыми путями приобрести эти * продукты (купить на рынке, занять, заработать и т. д.) и сдать государству. Таким образом, для многих колхозников полученное за трудодни не покрывало рас- = ходов по тем налогам, которыми облагался крестьян- ;| ский двор. Низкая рентабельность колхозного произ- » водства в этот период являлась следствием извлечения

га

1 ГАНИИО. Ф. 127. Оп. 27. Д. 43. Л. 151-152.

со св

трудовых и материально-технических ресурсов села в действующую армию и в промышленность, что сопровождалось гендерной асимметрией трудовых ресурсов села, резким увеличением доли стариков и детей в аграрном производстве.

Система распределения доходов колхозов сложи» лась в результате мобилизационного варианта раз-= вития. В мобилизационной экономике приоритетное Ё развитие и государственную поддержку получают | стратегические отрасли, обеспечивающие наращива-- ние военной мощи. Они же в перспективе становятся основой развития гражданских отраслей. Однако в | этот период сокращение выпуска предметов потребительского назначения и сведение практически к нулю материальных стимулов обусловливает возрастание роли моральных факторов стимулирования труда. Чрезвычайная ситуация объективно обусловила преобладание моральных стимулов над материальными, но, с другой — формировала и новые нормы трудового поведения, основанные на общественных ценностях | и высоком уровне ответственности работников. а Сведение к минимуму материальной мотивации,

13 неизбежно сопровождается укреплением централи-й зации управления с одновременной опорой на вну-а тренние материальные и трудовые ресурсы колхозов. § Нельзя не согласиться с В.Т. Анисковым, когда он пи-о шет, что в годы войны «был осуществлен строжайший £ (можно сказать крайний) организационный центра-| лизм...» [1, с. 197-198].

Централизация одновременно сопровождалась и Ъ бюрократизацией, поскольку обеспечение моральной § мотивации влекло создание соответствующих инсти-£ тутов и механизмов активизации (планирование, соцсоревнования, агитация и др.), направленных на вов-^ лечение работников в трудовой процесс. Поэтому не .3 случайно, к концу 1940-х гг. в каждом районе имелись десятки различных «отделов» и контор, официально

отвечающих за тот или иной участок «идеологиче- 2! ской», «массово-политической», «оборонно -массовой» 8 работы. Согласно справке Иркутского областного 88' управления ЦСУ, в среднем по каждому району на начало 1950 г. имелось 90 различных отделов, агентств уполномоченных и пр., в которых работало свыше 540 человек [6, с. 81]. Содержание разросшейся про- | слойки «руководящих кадров» районного звена ложилось на плечи колхозников. Это неизбежно сопро- | вождалось изъятием части произведенной в колхозах продукции, уменьшая и без этого скудную долю, пред- ] назначенную для распределения по трудодням. Секретарь Алтайского крайкома говорил (в июне 1943 г.): «Мы исписали кучу всяких резолюций, планов, директив. В этих директивах и резолюциях до мельчайших подробностей разрабатывались и давались совершенно конкретные указания, простые и ясные, доступные для проведения в жизнь в любом месте, при любых ^ обстоятельствах... Создавался своеобразный большой | шум, возня, сотни людей разъезжали по колхозам, да- ^ вали установки, указания, советы, но установщики, в ^ которых, кстати говоря, не было недостатка, приезжа- =

ли и уезжали, а порядки в МТС и колхозах оставались |

1 а прежними»1. §

С «экономической точки зрения», хозяйствен- | ное действие должно быть мотивировано интересом, § опираться на свободу выбора модели поведения человека. Однако переносить данный «политико-эконо- § мический» тезис на мобилизационную экономику не * представляется возможным. Здесь экономикой движет ^ не интерес неких свободных индивидов, а цели, опре- | деляемые политической системой и направляемые на = достижение победы. В такой конкретно-исторической ;| ситуации интерес неизбежно замещается принужде- » нием, выполнением «обязательств». Мотивация, сле-

1 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 1. Д. 50. Л. 35-36.

га

со аб

довательно, основана на принуждении и активизации морального фактора. При этом речь идет о внеэкономическом принуждении, подкрепляемым идеологическим контролем.

Стимулирование и мотивация труда, таким образом, могут рассматриваться как исторически детерми-; нированный процесс в рамках определенного куль-= турного фона. Важнейшей составляющей мотивации Ё труда является внутренняя мотивация. Поэтому в | конкретно-историческом контексте 1940-х гг. требует- ся достаточно четко разделить проблему стимулирования процесса труда и мотивацию труда, поскольку | между этими явлениями связь в большей степени косвенная, опосредованная, нежели прямая. Изучение же внутренней мотивации имеет междисциплинарный характер и требует привлечения усилий специалистов области управления, культурологов, социальных психологов. Причем наибольшую сложность представляет именно реконструкция внутренней мотивации труда (психосоциальных факторов) применительно к | конкретному историческому периоду, региону, ситу-^ ации, группе. Изучение психосоциальных факторов § предполагает, в частности, анализ сплоченности груп-й пы, в которой работает индивид, а также атмосферы а на рабочем месте, взаимоотношений с руководством, § удовлетворенности работником своим трудом, фор-о мирования у него самой установки к труду, осознавае-£ мых желаний, мотивов и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ Исходя из этого, расхождение отраженных в за-

конодательных документах основ трудовой деятельности с их реализацией нельзя квалифицировать как | демотивацию труда. Стимулы к труду, если они даже « существуют вне официально утверждаемых норм, но ^ обеспечивают достижение поставленных задач, сохра-^ няют свое мотивационное значение. Только в этом слу-.3 чае требуется искать мотивацию труда вне официаль-^ но декларируемых стимулов.

В 1940-е гг. у государства не было средств, чтобы 2 приобретать сельскохозяйственную продукцию и сы- -рье на основе эквивалентного обмена. Но отказаться 88 от этого курса — означало обречь страну на неминуемое поражение в войне, в послевоенной гонке вооружений и закреплении своего влияния на контролируемом пространстве. Поэтому не произошло облегчения налогового бремени и в послевоенный период. Обострение международной обстановки, новый виток гонки вооружений, необходимость укрепления позиций в Восточной Европе и других странах требовали не меньшей мобилизации ресурсов, чем в предвоенный период. Интересы сохранения российской государственности не оставляли других вариантов. В жертву приносились прежде всего интересы крестьянства. Однако длительное осуществление данной политики не только негативно влияло на мотивацию колхозного труда, но и порождало комплекс проблем, | имевших самые серьезные социально-политические | последствия для страны. ^

Список использованной литературы

1. Анисков В. Т. Жертвенный подвиг деревни : крестьян- | ство Сибири в годы Великой Отечественной войны / В. Т. Ани- § сков. — Новосибирск, 1993. — 245 с. |

2. Арутюнян Ю. В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны / Ю. В. Арутюнян. — 2-е изд., "§ доп. — М. : Наука, 1970. — 466 с. !

3. Базаржапов В. Б. Торговля и материальное обеспечение ц крестьян / В. Б. Базаржапов // Ратный и трудовой подвиг на- § рода Бурятии : тез. и материалы докл. респ. науч.-практ. конф., * посвящ. 50-летию победы сов. народа над нем. фашизмом в Ве- £ ликой Отеч. войне 1941-1945 гг. — Улан-Удэ, 1995. — С. 43-52. §

4. Новейшая история Отечества. ХХ век : учеб. для вузов : 3 в 2 т. / под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. — М. : Владос, ^ 1998. — Т. 2. — 447 с. ®

5. Сборник руководящих материалов по колхозному £ строительству / сост. Пятницкий [и др.]. — М. : Юрид. изд-во р М-ва юстиции СССР, 1948. — 351 с. ~

GO

ae

6. Шалак А. В. Социальные проблемы населения Восточной Сибири (1940-1950 гг.) / А. В. Шалак. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2000. — 354 с.

Информация об авторе

Шалак Александр Васильевич — доктор исторических = наук, профессор, кафедра истории, экономических и по-5 литических учений, Байкальский государственный уни-» верситет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: Shalak-av@isea.ru.

Л

I Author

Shalak Aleksandr Vasilievitch — D.Sc. in History, Professor, » Department of History, Economics and Political Theory, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin st., Irkutsk, 664003, e-mail: Shalak-av@isea.ru.

Библиографическое описание статьи

Шалак А. В. Система обязательных поставок и проблема стимулирования колхозного труда в 1940-е гг. / А. В. Шалак // Историко-экономические исследования. — | 2014. — Т. 15, № 2. — С. 285-308.

I Reference to article

а

й Shalak A. V. The system of obligatory deliveries and the

^ issue of labour promotion in kolkhoz in 1940s Istoriko-ekono-

s micheskie issledovaniya = Journal of Economic History & History of

f Economics, 2014, vol. 15, no. 2, pp. 285-308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.