Научная статья на тему 'Система образования как важнейший инструмент "мягкой силы" приграничного региона'

Система образования как важнейший инструмент "мягкой силы" приграничного региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МЯГКАЯ СИЛА" / "SOFT POWER" / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / FOREIGN STUDENTS / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ETHNIC TOLERANCE OF THE POPULATION / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / CROSS-BORDER COOPERATION / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН / FAR EAST REGION / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / QUESTIONNAIRE SURVEY / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / HIGH-TECH EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартышенко Наталья Степановна

Одним из важнейших инструментов «мягкой силы», способных оказать благоприятное влияние на улучшение взаимопонимания населения приграничных регионов является система образования. В России модель использования образования в качестве «мягкой силы находится в стадии формирования. В статье рассматриваются возможности, которыми обладает система образования в контексте реализации политики «мягкой силы». Целью настоящей работы является выявление зон позитивного влияния системы образования на углубление приграничного сотрудничества. Основное внимание в статье уделяется исследованию механизмов «мягкой силы», способствующих укреплению сотрудничества между Китаем и Дальним Востоком России. Эффективно использовать образование, как инструмент «мягкой силы, невозможно без поддержки идеи населением. Исследования основаны на анализе данных массовых онлайн-опросов населения Приморского края. В работе получила развитие идея измерения характеристик «мягкой силы». Произведена оценка восприятия населением Приморского края отношения к китайской системе образования. Для обеспечения конкурентоспособности российского образования необходимо изменять структуру подготовки иностранных студентов в высокотехнологичных областях. Наиболее одаренным иностранным студентам необходимо обеспечить возможность трудоустройства и упрощенную процедуру получения гражданства на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартышенко Наталья Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATION SYSTEM AS MOST IMPORTANT TOOL OF THE “SOFT POWER” IN THE BORDER REGION

One of the most important tools of “soft power” that can have a beneficial effect on improving the mutual understanding of the population of border regions is the education system. In Russia, the model of using education as a «soft power» is in the stage of formation. The article examines the opportunities that the education system has in the context of implementing the policy of “soft power”. The purpose of this work is to identify zones of positive impact of the education system on deepening cross-border cooperation. The article focuses on the study of the mechanisms of «soft power» that contribute to strengthening cooperation between China and the Far East of Russia. Effectively use education as an instrument of “soft power”, it is impossible without the support of the idea of the population. Studies are based on the analysis of data from mass online surveys of the population of Primorsky Krai. The idea of measuring the characteristics of “soft power” was developed in the work. The estimation of perception by the population of the Primorye Territory of the attitude to the Chinese system of education is made. To ensure the competitiveness of Russian education, it is necessary to change the structure of the training of foreign students in high-tech areas. The most gifted foreign students need to provide job opportunities and a simplified procedure for obtaining citizenship in the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Система образования как важнейший инструмент "мягкой силы" приграничного региона»

УДК 378.1, 327

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ»

ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА

© 2018

Мартышенко Наталья Степановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международного маркетинга и торговли» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41 e-mail: natalya.martyshenko@vvsu.ru)

Аннотация. Одним из важнейших инструментов «мягкой силы», способных оказать благоприятное влияние на улучшение взаимопонимания населения приграничных регионов является система образования. В России модель использования образования в качестве «мягкой силы находится в стадии формирования. В статье рассматриваются возможности, которыми обладает система образования в контексте реализации политики «мягкой силы». Целью настоящей работы является выявление зон позитивного влияния системы образования на углубление приграничного сотрудничества. Основное внимание в статье уделяется исследованию механизмов «мягкой силы», способствующих укреплению сотрудничества между Китаем и Дальним Востоком России. Эффективно использовать образование, как инструмент «мягкой силы, невозможно без поддержки идеи населением. Исследования основаны на анализе данных массовых онлайн-опросов населения Приморского края. В работе получила развитие идея измерения характеристик «мягкой силы». Произведена оценка восприятия населением Приморского края отношения к китайской системе образования. Для обеспечения конкурентоспособности российского образования необходимо изменять структуру подготовки иностранных студентов в высокотехнологичных областях. Наиболее одаренным иностранным студентам необходимо обеспечить возможность трудоустройства и упрощенную процедуру получения гражданства на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: «мягкая сила», система образования, иностранные студенты, межкультурное общение, этническая толерантность населения, приграничное сотрудничество, Дальневосточный регион, анкетный опрос, высокотехнологичные образовательные программы.

THE EDUCATION SYSTEM AS MOST IMPORTANT TOOL OF THE "SOFT POWER"

IN THE BORDER REGION

© 2018

Martyshenko Natalya Stepanovna, candidate of economic sciences, professor of «International Marketing and Trade» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street, 14, e-mail: natalya.martyshenko@vvsu.ru)

Abstract. One of the most important tools of "soft power" that can have a beneficial effect on improving the mutual understanding of the population of border regions is the education system. In Russia, the model of using education as a «soft power» is in the stage of formation. The article examines the opportunities that the education system has in the context of implementing the policy of "soft power". The purpose of this work is to identify zones of positive impact of the education system on deepening cross-border cooperation. The article focuses on the study of the mechanisms of «soft power» that contribute to strengthening cooperation between China and the Far East of Russia. Effectively use education as an instrument of "soft power", it is impossible without the support of the idea of the population. Studies are based on the analysis of data from mass online surveys of the population of Primorsky Krai. The idea of measuring the characteristics of "soft power" was developed in the work. The estimation of perception by the population of the Primorye Territory of the attitude to the Chinese system of education is made. To ensure the competitiveness of Russian education, it is necessary to change the structure of the training of foreign students in high-tech areas. The most gifted foreign students need to provide job opportunities and a simplified procedure for obtaining citizenship in the territory of the Russian Federation.

Keywords: «soft power», the system of education, foreign students, intercultural communication, ethnic tolerance of the population, cross-border cooperation, the Far East region, questionnaire survey, high-tech educational programs.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последние годы наблюдается значительное обострение политической ситуации в мире. Характерной особенностью современной международной политики является смещение центра тяжести от принуждения к использованию скрытых, «мягких», неявных стратегий влияния. Такие инструменты влияния приято называть «мягкой силой».

По мнению А.О. Наумова, «мягкая сила» (soft power) - это способность достигать целей на внешнеполитической арене путем убеждения и привлечения симпатий других акторов. Это особый тип внешнеполитической деятельности, который связан с распространением влияния одного государства на другие через средства массовых коммуникаций, популярную и высокую культуру, предоставление услуг образования, благоприятную экономическую среду, распространение привлекательных гуманитарных и политических идеалов, собственной оригинальной системы ценностей, которую хотели бы импортировать другие субъекты международных отношений [1].

Многие исследователи считают, что в России последние двадцать лет недооценивалась значимость «мягкой силы». Поэтому исследования в этой области являются весьма актуальными. Инструмент «мягкой силы» имеет особое значение для приграничных регионов, таких как

Приморский край. «Мягкая сила» может дать дополнительный толчок не только развитию гуманитарных отношений, но и содействовать развитию экономического сотрудничества. С принятием новой стратегии разворота России на Восток для приграничных регионов важным фактором развития экономики является налаживание более тесного сотрудничества с Китаем [2; 3]. Однако, в отношениях меду Россией и Китаем существуют и противоречия, сдерживающие развитие экономического сотрудничества [4]. Одним из важнейших инструментов «мягкой силы», способных оказать благоприятное влияние на улучшение взаимопонимания России и Китая может стать система образования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В связи с высокой актуальностью проблемы в последние годы появилось значительное количество публикаций, посвященных аспектам формирования и развития концепции «мягкой силы» [5—10]. Ряд конкретных предложений по использованию «мягкой силы» для развития евразийской экономической интеграции представлено в работе [11]. В отличие от России, Китай достаточно эффективно использует инструменты «мягкой силы». В работах [1216] представлены результаты анализа использования

Мартышенко Наталья Степановна СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ...

Китаем механизмов «мягкой силы». Зарубежный опыт использования системы образования, как инструмента «мягкой силы» обсуждается в работах [17-20]. Вопросы формирования политики «мягкой силы» в сфере образования России представлены в работах [21-22].

В настоящее время в России есть понимание допущенных в последние годы промахов при использовании образования в качестве «мягкой силы» не только в научных кругах, но и в правительстве страны. В своем выступлении на пленарном заседании в Госдуме 8 мая 2018 года при представлении на должность премьер-министра Д.А. Медведев отметил: «мягкая сила», использование наших интеллектуальных возможностей, возможностей нашего образования, русского языка, действительно, пока, к сожалению, применяются нами не в том объеме, как это было бы необходимо» [23].

В связи с этим, в 2017 году правительством России была принята дорожная карта развития экспортного потенциала российской системы образования [24]. Сейчас уже достигнут некоторый позитивный результат. На сегодняшний день в России обучается 272 тысячи иностранных студентов, что позволило России выйти на шестое место в мире по числу иностранных студентов. Россия выделяет 15 тысяч стипендий для зарубежных граждан, а взамен российские граждане получают стипендии за рубежом. Однако, доля России на международном рынке образовательных услуг еще недостаточна - около 8 %. В этом направлении планируется осуществить прорыв, повысив к 2025 году количество обучающихся иностранных студентов до 700 тысяч человек.

В большинстве упомянутых публикаций «мягкая сила» характеризуется определенными качественными признаками в различном формате. Среди публикаций, в которых делается попытка выработать подходы к использованию количественных характеристик для измерения «мягкой силы», можно выделить работы [25; 26]. В настоящей работе получила дальнейшее развитие идея измерения характеристик «мягкой силы». Использование факторов образования в качестве «мягкой силы» может дать ощутимый синергетический эффект в области экономики приграничных регионов [27].

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью настоящего исследования является разработка инструментальных средств оценки результативности политики «мягкой силы» в сфере образования на примере Приморского края. Основными задачами исследования в рамках поставленной цели являются следующие:

- выявление зон позитивного влияния системы образования на углубление приграничного сотрудничества;

- оценка населением Приморского края перспективы развития отношений между Россией и Китаем;

- оценка развития межличностного общения населения Приморского края и Китая;

- влияние этнической толерантности населения на взаимопонимание народов России и Китая;

- исследование отношения населения Приморского края к образовательной системе Китая;

- исследование отношения населения к включению в образовательные программы изучения языка и культуры сопредельных государств;

- определение путей дальнейшего укрепления взаимного доверия и добрососедских отношений между народами приграничных регионов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Эффективно использовать образование, как инструмент «мягкой силы, невозможно без поддержки идеи населением. В настоящей работе предлагаются к рассмотрению результаты анализа данных исследований отношения населения Приморского края к перспективам расширения сотрудничества между Приморским краем и Китаем в области образования. Исследование основано на онлайн-опросах населения края. В анкетном опросе приняло участие 1197 респондентов. Анкета

включала 23 вопроса, относящихся к исследованию различных аспектов гуманитарного сотрудничества и личностных отношений между народами двух стран. Ознакомиться с полным текстом анкеты и, при желании, даже принять участие в опросе можно по адресу в сети Интернет, приведенному в списке литературы [28]. Для анализа данных были использованы методики, которые разрабатывались во Владивостокском государственном университете (ВГУЭС) в течение длительного периода времени [29]. Рассмотрим результаты анализа данных ответов на некоторые из вопросов анкеты.

История отношений между Россией и Китаем знала различные периоды. Большинство исследователей сходятся во мнении, что сегодня одна из главных проблем, возникающих у России при взаимодействии с Китаем,

- это проблема взаимопонимания и культурной совместимости [30].

Для оценки населением края общего состояния российско-китайских отношений респондентам было предложено ответить на вопрос: «Существуют ли, по вашему мнению, проблемы в отношениях между Россией и Китаем?». В результате были получены следующие оценки трех предложенных альтернативных ответов:

- да, и они успешно продвигаются к их разрешению

- 45 %;

- да, и они решаются слишком медленными темпами

- 25 %;

- нет, противоречия несущественные - 30 %.

Наличие противоречий между двумя странами признают 70 % населения края. Однако 45 % опрошенных верят в возможность их преодаления.

Большинство граждан Приморского края имееют опыт общения с гражданами соседней страны. Еще несколько лет назад приморцы достаточно часто посещали приграничные региона Китая, в основном, с целью шопинга. Сегодня картина изменилась с точностью до наоборот. Китайский туризм в край показывает небывалый подъем. В 2017 году край посетили 420 тысяч туристов из Китая. Увеличение туристского потока обусловлено в основном двумя причинами. Во-первых, выгодный для китайцев курс валюты. Во-вторых, принятое решение по упрошению визового режима посещения края. Примечательно, что большинство (81 %) населения края позитивно оценивают рост туристского потока грждан Китая.

В результате общения с гражданами соседней страны приморцы дали свою оценку отношения простых людей из Китая к российскому народу. Отвечая на вопрос: «Как вы оцениваете отношение большинства простых людей в Китае к населению России?», большинство респондентов считают, что сегодня простые китайцы дружественно настроены по отношению к населению нашей страны, представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Распределение оценок восприятия населением Приморского края отношения китайцев к гражданам России

Возрастание доверия населения двух стран благоприятно сказывается на оценках возможности получения образования в соседней стране. Получение образования в соседней стране имеет очень большое значение для дальнейшего сближения двух стран. Во-первых,

долговременное пребывание в стране в период обучения позволяет понять особенности менталитета населения принимающей стороны. Во-вторых, необходимое изучение языка расширяет возможности общения. В-третьих, получение образования в другой стране часто предполагает возможность контактов и в будущей профессиональной деятельности.

В вузах Приморского края в 2017 году обучалось около 4 тысяч иностранных студентов. Более 3 тысяч студентов приходится на Дальневосточный Федеральный университет (ДВФУ) и около 600 студентов обучается во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС), доля остальных вузов края менее значима. Большинство иностранных студентов приходится на Китай. По обучению китайских студентов вузы Дальневосточного региона занимают особое место. Из 22,5 тысяч студентов, приехавших учиться в Россию, на дальневосточные вузы приходится треть всех китайских студентов. Результаты исследования мотивации китайских студентов в выборе образования в дальневосточных университетах представлены в работе

[31].

Однако, российские университеты далеко не на первом месте по спросу на образовательные услуги за рубежом в Китае. Например, в 2016-2017 году только в США обучалось 351 тысяча китайских студентов. Китай и сам последние 15 лет вкладывает очень большие средства в свое образование. Сегодня ряд китайских университетов занимают высшие ступени в рейтингах университетов мира. В настоящее время в стране обучается около 400 тысяч иностранных студентов. Однако, далеко не все вузы Китая столь успешны. Различные университеты в Китае имеют очень большой разброс по качеству и престижности образования. В настоящее время Китай взял курс на экспортноориентированное образование. Несмотря на языковые проблемы, сегодня Китай начинает конкурировать с Россией по обучению студентов из бывших среднеазиатских республик СССР.

Российские студенты рассматривают обучение в Китае, в основном, как перспективу получения второго или дополнительного образования. Однако, положение дел может и измениться. В проведенном анкетном опросе жителей Приморского края была произведена оценка восприятия населением края отношения к китайской системе образования, представлено на рисунке 2.

ных учреждениях в качестве обязательной программы изучение истории и культуры сопредельных государств (Китая, Кореи, Японии)?» представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Распределение оценок населения возможности углубленного изучения истории и культуры сопредельных государств в образовательных учреждениях*

№ Варианты ответов Доля ответов в %

1. Хорошая идея. Это будет способствовать большему пониманию наших соседей и расширению культурных и деловых связей между нашими странами. 42 %

2. Можно попробовать дополнить программы ряда специальностей вузов изучением такой дисциплины. Желательно изучить общественное мнение и мнение студентов. 35 %

3. Я против. И так программы перегружены. Пусть изучают этот предмет только специальности связанные с международными отношениями. 23 %

* Составлено автором

По результатам опросов, очевидно, что большинство населения положительно относится к такой идее и только 23 % выступают противниками обязательного изучения в образовательных учреждениях края истории и культуры сопредельных государств. Поэтому такая идея подлежит более широкому обсуждению в обществе.

Во многих странах в образовательных учреждениях изучают не один иностранный язык, а два. Второй язык - язык сопредельных государств. В результате обработки данных ответов на вопрос анкеты: «Как вы относитесь к введению вторым изучаемым языком китайского языка?» число поддерживающих эту идею оказалось несколько ниже, чем при ответах на предыдущий вопрос. Согласны поддержать такую идею 37 % опрошенных, а противников - 28 %, представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Распределение оценок населения о возможности обязательного изучения вторым иностранным языком китайского *

№ Варианты ответов Доля ответов в %

1. Хорошая идея. Это будет способствовать большему пониманию наших соседей и расширению культурных и деловых связей между нашими странами. 37 %

2. Можно попробовать. Нужно изучить мнение населения. 35 %

3. Я против обязаловки. У нас и английский-то не хотят изучать, а тут еще китайский. Пусть изучают, кому хочется. 28 %

Рисунок 2 - Распределение оценок восприятия населением Приморского края отношения к китайской системе образования

Большинство населения края считает, что сегодня системы образования обеих стран либо находятся приблизительно на равном уровне (32 %) либо лучше российской (56 %). То есть, население признает высокие достижения Китая в сфере образования.

Необходимо признать, что в настоящее время население России и Китая имеют весьма размытые представления о культурном наследии и взглядах на развитие исторических процессов народов соседних стран. В анкетном опросе была предпринята попытка оценить отношение населения к возможности более широкого изучения языка и культуры в образовательных учреждениях. Оценки предложенных вариантов ответов на вопрос анкеты: «Как Вы относитесь к введению в образователь-

* Составлено автором

Кроме рассмотренных, в анкетном опросе исследовались вопросы отношения населения края к расширению сотрудничества приграничных регионов в экономической и культурных сферах, также оценивалось влияние этнической толерантности населения на взаимопонимание народов.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Анализ обширного списка источников и собственные исследования по оценке перспектив развития зон влияния системы образования на укрепление взаимовыгодного сотрудничества приграничных регионов российского Дальнего Востока и Китая позволяет сделать ряд выводов.

Население приграничных регионов позитивно относятся к расширению сотрудничества России и Китая в различных сферах деятельности. Однако, в настоящее

Мартышенко Наталья Степановна СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ...

время существует определенная доля недоверия, особенно, между предпринимателями двух стран. Россия ожидала гораздо большей инвестиционной активности китайских предпринимателей в связи устремлением России развивать Дальний Восток ускоренными темпами. Для Приморского края назрела необходимость принятия правительством специальных законодательных актов, способствующих развитию приграничных регионов России и Китая. В своем развитии Приморский край должен ориентироваться на экспорт продукции в Китай.

Необходимо всемерно способствовать расширению контактов населения приграничных регионов на неправительственном уровне. Дальнейшему расширению контактов и взаимопонимания народов России и Китая может послужить совместное участие в различных знаковых мероприятиях, проводимых на приграничных территориях. Поэтому для Приморского края очень важно сейчас формировать и развивать ивент-стратегию в туризме [32]. Необходимо оказать содействие расширению зоны влияния Российской православной церкви в регионе. Возможно, рассмотреть вопрос открытия во Владивостоке христианской семинарии, ориентированной на обучение иностранных граждан.

Необходимо повысить конкурентоспособность российского образования иностранных студентов на Дальнем Востоке. Необходимо изменить структуру квот на подготовку иностранных студентов в сторону высокотехнологичных специальностей. Низкое качество подготовки иностранных студентов отрицательно сказывается на имидже российского образования. На бюджетной основе необходимо принимать иностранных студентов на условиях конкурсного отбора. Обеспечить возможность трудоустройства лучших иностранных студентов на территории РФ и упростить для них порядок получения российского гражданства. В этом плане полезно использовать опыт США. Например, в США с 2004 по 2016 год были трудоустроены 1,5 миллиона высококвалифицированных молодых специалистов из числа иностранных студентов в высокотехнологичных областях науки, технологий, инженерии и математики.

В настоящее время иностранные студенты имеют низкие коммуникационные способности, ведут достаточно изолированный образ жизни. Необходимо прививать навыки работы в команде студентов из различных стран.

Необходимо создать специальные фонды для обучения одаренных студентов из Дальневосточного региона по высокотехнологичным специальностям в ведущих университетах Японии, Китая и Южной Кореи с дальнейшим трудоустройством в университетах Дальнего Востока.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Наумов А. «Мягкая сила» и «умная сила». Внешнеполитический опыт США // Стратегия России. № 1. 2016. С. 57-64.

2. Караганов С.А., Макаров И.А. Поворот на Восток: итоги и задачи // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 8. № Supplement. С. 6-10.

3. Жариков Е.П. Новые возможности и реалии развития экономики Дальневосточного региона // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. 2015. № 1 (34). С. 9-23.

4. Тарасюк А. Россия и Китай: межрегиональное и приграничное сотрудничество. Проблемы, приоритеты, перспективы // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 8. С. 95-99.

5. Гацко М.Ф. Роль «мягкой силы» в обеспечении национальной безопасности современной России // Современное общество и власть. 2017. № 3 (13). С. 5359.

6. Ковба Д.М. Основные подходы к исследованию «мягкой силы» в отечественной политической науке // Дискурс-Пи. 2017. Т. 14. № 1. С. 143-148._

7. Лебедева М.М. «Мягкая сила»: понятия и подходы // Вестник МГИМО Университета. 2017. № 3 (54). С. 212-223.

8. Леонова О.Г. Интерпретация понятия «мягкая сила» в науке // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2015. № 2 (301). С. 80-89.

9. Макаревич Э.Ф. Структура и возможности «мягкой силы» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки. 2017. № 778. С. 27-37.

10. Русакова О.Ф., Русаков В.М. «Мягкая сила» как инструмент политической коммуникации и гуманитарной дипломатии // Дискурс-Пи. 2017. Т. 14. № 1. С. 61-72.

11. Казанцев А.А., Гусев Л.Ю. Продвижение «мягкой силы» России в центральной Азии как инструмент развития евразийской экономической интеграции // Управленческое консультирование. 2015. № 11 (83). С. 80-91.

12. Кучинская Т.Н. Китайская модель мягкой силы: современные трансформации // Дискурс-Пи. 2017. № 2. С. 103-109.

13. Рогожина Н.Г. «Мягкая сила» в политике Китая в странах Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. № 34. С. 24-33.

14. Састрохандойо В. Развитие и поддержание партнерских отношений между Китаем и странами региона методом «мягкой силы» // Век глобализации. 2017. № 2 (22). С. 77-82.

15. Тарабарко К.А. Концепция «мягкой силы» культуры в китайском научном дискурсе // Дневник АШПИ. 2017. № 33. С. 25-29.

16. Харитонов А.И. «Мягкая сила» с китайской спецификой // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведе-ние. Востоковедение. 2017. № 1 (7). С. 113-120.

17. Бобыло А.М. Политика интернационализации высшего образования в странах АТР как инструмент «мягкой силы» (на примере США, КНР, Сингапура, и РФ) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2017. № 1 (40). С. 18-29.

18. Муратшина К.Г., Иванова А.Е. Сотрудничество Китая со странами ЮВА в сфере образования как проявление «мягкой силы» и средство решения ключевых внешнеполитических задач // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. № 35. С. 58-69.

19. Плотников Д.С. «Мягкая сила» политика Китая, Турции, Ирана, России и США в Центральной Азии в сфере образования // Ars Administrandi. Искусство управления. 2016. № 1. С. 160-177.

20. Михневич С.В. Роль образования в повышении эффективности ресурса «мягкой силы» на примере КНР // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. 2015. № 16-1. С. 10-17.

21. Лэпин С. Политика «мягкой силы» в сфере образования Китая и России: сравнительный анализ // Вопросы политологии. 2016. № 4 (24). С. 148-155.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Григорян А.В., Габриелян А.А. Высшее образование в контексте «мягкой силы» в системе международных отношений // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2016. Т. 11. № 2. С. 14-24.

23. «Мягкая сила» пока применяется Россией в мире не в тех объемах, которые необходимы URL: https:// http://tass.ru/politika/5184987: 16.05.18.

24 Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» URL: https:// https://minec.astrobl.ru/ru/document/pasport-prioritetnogo-proekta-razvitie-eksportnogo-potenriala-rossiiskoi-sistemy: 16.05.18.

25. Макаревич Э.Ф. Привлекательность мягкой силы и способы ее измерения // PolitBook. 2017. № 1. С. 30-48.

26. Панов А.И. Народная дипломатия пригранично-

го сотрудничества: попытка квантификации // В сборнике: International innovation research сборник статей III Международной научно-практической конференции. МЦНС «Наука и Просвещение». 2016. С. 232-242.

27. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Гусев Е.Г. Оптимизация календарного плана реализации программ на основе синергетического подхода // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 6. С. 90-97.

28. Анкетный онлайн-опрос. «Выскажите свое мнение по перспективе развития российско-китайских отношений». URL: https://goo.gl/forms/ZCEpDygst3Uc70bC2: 16.05.18.

29. Мартышенко С.Н. Методическое обеспечение анализа данных мониторинга социально-экономических процессов в муниципальных образованиях // Экономика и менеджмент систем управления. 2012. Т. 6. № 4.2. С. 259-267.

30. Коновалова О. Н., Чистая К. С. Торгово-инвести-ционное сотрудничество России и Китая: текущее состояние, риски, проблемы и препятствия // Инновационная экономика и общество. 2015. №. 2. С. 41-51.

31. Леонтьева Э.О. Китайские студенты в дальневосточных вузах: стереотипы и реальные мотивационные установки (на примере г. Хабаровска) // Культура и наука Дальнего Востока. 2016. № 2. С. 36-40.

32. Мартышенко Н.С. Формирование Ивент-стратегии развития въездного туризма в Приморском крае // Event-маркетинг. 2012. № 3. С. 178-197.

Статья поступила в редакцию 21.04.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.