Л. Г. Любарская
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Работа представлена кафедрой экономики иупраеления Санкт-Петербургского института управления и права.
Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор С. А. Дятлов
В рамках программы «Педагогические кадры России» рассматривается улучшение и повышение социального статуса работников образования, государство способствует разработке и экспериментальной апробации моделей реформирования системы подготовки педагогических кадров, ее организации и аттестации руководителей. Образовательная политика России отражает общенародные интересы и проходит важнейший этап модернизации.
Ключевые слова: педагогические кадры, социальный статус, образовательный спрос, модернизация.
Within the framework of the «Pedagogical Personnel of Russia» program, the author of the article considers enhancement and upgrading of the pedagogues' social status, state support in elaboration and piloting of the models of pedagogic personnel training system reform, its organization, as well as attestation of managers. Educational policy of Russia reflects popular interests and goes through a very important stage of modernization.
Key words: pedagogic personnel, social status, educational demand, modernization.
294
Система образования и образовательные учреждения
Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.
Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом [1].
Государство рассматривает улучшение материального положения и повышение социального статуса работников образова-ния как одну из приоритетных задач образовательной политики. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, -необходимое условие модернизации системы образования России.
В рамках подпрограммы «Педагогические кадры России» Федеральной программы развития образования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышению социального статуса и профессионализма педагогических работников. Они должны включать в себя следующие основные направления:
1. Повышение статуса педагогического работника.
Все педагогические работники должны получить возможность реализовать право на:
• участие посредством профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и др.) в управлении образованием, в выработке принципов и направлений образовательной политики;
• свободное получение профессиональной информации, связанной с образованием;
• бесплатное пользование фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек;
• льготное первоочередное обеспечение жилой площадью в пределах социальных норм, в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников образования:
• введение финансирования расходов по оплате труда работников общеобразовательных учреждений из бюджетов субъектов Российской Федерации;
• при этом за счет введения нормативного финансирования должен быть зафиксирован обязательный надтарифный фонд, дающий возможность образовательному учреждению гибко устанавливать надбавки и доплаты в целях стимулирования качества работы и привлечения кадров, пользующихся повышенным спросом на рынке труда;
• осуществление на основе модернизации перехода на систему оплаты труда педагогических работников с учетом специфики образовательной отрасли;
• доведение средней заработной платы учителей до уровня средней по промышленности;
• введение надбавок молодым специалистам на первые три года педагогической деятельности, надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, а также надбавок, стимулирующих высокие результаты педагоги-ческой деятельности;
• решение в установленном порядке вопроса об отсрочке призыва в ряды Вооруженных сил для выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования, получивших педагогическую специальность, на время их работы на штатных должностях с полной учебной нагрузкой педагога, воспитателя, мастера производственного обучения в учреждениях общего и начального профессионального образования, имеющих
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
государственную аккредитацию, детских домах и интернатах.
3. Повышение профессионализма педагогических кадров:
• разработка и экспериментальная апробация моделей реформирования системы подготовки педагогических кадров - ее организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании; увеличение объема и повышение качества подготовки педагогических кадров для системы начального и среднего профессионального образования;
• реорганизация системы учреждений повышения квалификации работников образования, перевод их финансирования на конкурсную основу и введение персонифицированного финансирования повышения квалификации педагога на основе его собственного выбора места дополнительного профессионального образования;
• оплачиваемое государством повышение квалификации или переподготовку в установленных государством объемах не реже чем один раз в пять лет [2];
• организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческих и педагогических кадров;
• реорганизация методической службы органов управления образованием; построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга;
Выводы. Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования, в настоящее время проходит важный этап модернизации, которая обуславливает:
• ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения и образовательного уровня граждан;
• переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важ-
ность приобретают факторы коммуника-бельности и толерантности;
• возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках меж -дународного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
• динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда;
• глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
• возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
Решение задач модернизации образовательной системы непосредственным образом связано с усилением государственной поддержки и стимулирования труда педагогических работников, для этого необходимо:
• скорейшее введение дополнительного финансирования расходов по оплате труда работников общеобразовательных учреждений из бюджетов субъектов Российской Федерации [3];
• за счет введения нормативного финансирования должен быть зафиксирован обязательный надтарифный фонд, дающий возможность образовательному учреждению гибко устанавливать надбавки и доплаты в целях стимулирования качества работы и привлечения кадров, пользующихся повышенным спросом на рынке труда;
• доведение средней заработной платы учителей до уровня средней по промышленности за счет инновационного подхода в стимулировании труда педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федякова И. А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru.
2. Клячко Т. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. 2002. № 2. С. 48-56.
3. Медведев Д. Выступление на заседании Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. 28 февраля 2008 года. Москва, Кремль.