Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОБРАЗОВ И АНТРОПОНИМИКА ГЛАЗОВСКИХ ТЕКСТОВ В.Г. КОРОЛЕНКО'

СИСТЕМА ОБРАЗОВ И АНТРОПОНИМИКА ГЛАЗОВСКИХ ТЕКСТОВ В.Г. КОРОЛЕНКО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская литература / Удмуртия / Глазов / В. Г. Короленко / антропонимы / автоматизация лингвистического анализа / цифровая гуманитаристика / контент-анализ / Russian literature / Udmurtia / Glazov / V.G. Korolenko / anthroponyms / automation of linguistic analysis / digital humanities / content analysis

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Закирова Наталия Николаевна, Майер Роберт Валерьевич

Жизнь и творчество В. Г. Короленко связаны с историей и культурой Вятской губернии. Цель исследования состоит в изучении пространства антропонимов произведений глазовского цикла. В статье приводятся основные факты глазовской политической ссылки В. Г. Короленко и рассматривается их художественная интерпретация в локальных текстах писателя. Специальному исследованию подвергается круг общения ссыльного студента в Глазове и система образов произведений о провинциальном уездном городе: проясняется вопрос о прототипах персонажей и даётся их типологизация. Впервые в короленковедении проводится анализ антропонимического пространства и отдельных антропонимов, занимающих важное место в глазовских текстах и отражающих как их региональную, местнографическую специфику, так и проявление творческого начала автора в сфере номинации героев беллетристических текстов. Определено количество использований антропонимов, изучены структура пространства персонажей и зависимость частоты упоминания героев от их ранга, построена семантическая сеть, показывающая связи образа автора с другими персонажами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N.N. Zakirova, R.V. Mayer THE SYSTEM OF IMAGES AND ANTHROPONYMY OF GLAZOV TEXTS BY V.G. KOROLENKO

V.G. Korolenko’s life and work are connected with the history and culture of the Vyatka province. The purpose of the research is to study the anthroponymic space of V.G. Korolenko's works of the Glazov cycle. The article presents the main facts of V.G. Korolenko's Vyatka political exile and examines their artistic interpretation by the writer in the Glazov cycle of works. The social circle of the exiled student in Glazov and the system of images of works about a provincial uezd town are subjected to special research: the question of the characters' prototypes is clarified and their typologization is given. For the first time in korolenkology, an analysis of the anthroponymic space and individual anthroponyms, which occupy an important place in Glazov texts and reflect both their regional, local geographical specifics, and the manifestation of the creative principle of the author in the field of heroes' nomination of artistic texts, is carried out. The quantity of anthroponyms is determined, the field structure of the character space and the dependence of the frequency of mentioning heroes on their rank are studied, a semantic network is built showing the connections of the author's image with other characters.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОБРАЗОВ И АНТРОПОНИМИКА ГЛАЗОВСКИХ ТЕКСТОВ В.Г. КОРОЛЕНКО»

УДК 821.161.1:004.9(470.51)(045) Н.Н. Закирова, Р.В. Майер

СИСТЕМА ОБРАЗОВ И АНТРОПОНИМИКА ГЛАЗОВСКИХ ТЕКСТОВ В.Г. КОРОЛЕНКО

Жизнь и творчество В. Г. Короленко связаны с историей и культурой Вятской губернии. Цель исследования состоит в изучении пространства антропонимов произведений глазовского цикла. В статье приводятся основные факты глазовской политической ссылки В. Г. Короленко и рассматривается их художественная интерпретация в локальных текстах писателя. Специальному исследованию подвергается круг общения ссыльного студента в Глазове и система образов произведений о провинциальном уездном городе: проясняется вопрос о прототипах персонажей и даётся их типологизация. Впервые в короленковедении проводится анализ антропонимического пространства и отдельных антропонимов, занимающих важное место в глазовских текстах и отражающих как их региональную, местнографическую специфику, так и проявление творческого начала автора в сфере номинации героев беллетристических текстов. Определено количество использований антропонимов, изучены структура пространства персонажей и зависимость частоты упоминания героев от их ранга, построена семантическая сеть, показывающая связи образа автора с другими персонажами.

Ключевые слова: русская литература, Удмуртия, Глазов, В. Г. Короленко, антропонимы, автоматизация лингвистического анализа, цифровая гуманитаристика, контент-анализ.

DOI: 10.35634/2412-9534-2024-34-4-857-865 Введение

Важной вехой в жизни, формировании мировоззрения и творческого метода В. Г. Короленко явилась вятская ссылка (1879-1881 гг.). Без неё не состоялось бы его участие в Мултанском процессе (1892-1896). Именно близкое очное знакомство с вотяками во время поднадзорного пребывания политического ссыльного в Глазове и Берёзовских Починках стало аргументом для привлечения авторитетного писателя к деятельной правозащитной миссии в печально знаменитом Мултанском деле. Творчество В. Г. Короленко, не считая газетной заметки и его литературного дебюта в журнале «Слово», по существу начинается именно с глазовских страниц. Освоение новой для него реальности и освещение её проявлений в образной литературной форме - важный этап творческого становления раннего В. Г. Короленко-беллетриста.

Особенности идиостиля писателя обнаруживаются на всех уровнях формы и содержания произведений глазовского цикла, в том числе в их ономастическом и антропонимическом пространствах. Особый интерес представляет система образов и их наименований, которые в совокупности всех собственных имен, обозначающих персонажей, являются неотъемлемой составляющей лексического пространства анализируемых произведений. Антропонимикон вместе с используемыми нарицательными существительными, прилагательными, глаголами и другими частями речи образуют языковое пространство произведения [17] и позволяют охарактеризовать языковую личность автора. Определение форм проявления традиций и авторской креативности в номинациях позволяет выявить соотношение факта и вымысла при создании системы образов текстов, гармонично сочетающих документальную, фактологическую, реально-бытовую основу с художественным началом, как определяющую примету авторского стиля В. Г. Короленко.

Постановка проблемы, методы и материал исследования

Объектом настоящего исследования является совокупность антропонимов художественных произведений В. Г. Короленко, составляющих глазовский цикл: очерки «Собор с зароком» и «Ненастоящий город», повесть «Глушь» и фрагменты романа «История моего современника» (Т. II, Ч. 5. «Ссыльные скитания»).

Цель исследования: изучить пространство антропонимов и персонажей художественных произведений В. Г. Короленко [12; 13], созданных на основе биографических впечатлений от его пребывания в глазовской ссылке, выявить связь художественных образов с их прототипами.

Методологической основой исследования являются: 1) изыскания по короленковедению таких учёных, как М. И. Буня [2], В. М. Ванюшев [3], Н. Н. Закирова [7-10; 14], А. Г. Татаринцев [5],

Л. А. Чешкова [18], Я. А. Чиговская-Назарова [10]; 2) исследования по лингвистике Н. В. Васильевой [4], Т. В. Ефимова [6], Г. Х. Зиннатуллиной [11], В. И. Супруна [16], Г. Ю. Сызрановой [17], J. Algeo и K. Algeo [19], A. H. Gardiner [20], R. Hausser [21]; 3) работы по применению контент-анализа и других математических методов в гуманитарных исследованиях Г. Г. Белоногова [1], Р. В. Майера [14], Ю. Н. Марчука [15], M. D. White и E. E. Marsh [22].

В работе используются следующие методы исследования: биографический, культурно-исторический, социологический, лингвистический, местнографический. Вместе с ними применяются компьютерные технологии, упрощающие автоматическое выявление и подсчет всех онимов, их классификацию, статистическую обработку результатов, построение графиков и диаграмм. Все это способствует получению полной и объективной информации об анализируемых текстах, позволяет наглядно представить полученные результаты.

Для автоматического поиска собственных имен в художественных текстах применялся метод контент-анализа [22]. Использовалась компьютерная программа, написанная в среде ABCPascal, которая анализировала текст и сохраняла в выходном файле слова, начинающиеся с заглавной буквы. Получившийся файл обрабатывали с помощью интернет-ресурса advego.com, который преобразует каждое слово в начальную форму и подсчитывает общее число упоминаний. Затем из него удаляли нарицательные существительные и другие слова так, чтобы остались только имена собственные. Из получившегося словаря онимов выделили список антропонимов, входящих в рассматриваемые произведения; для каждого слова определили общее число упоминаний n. Список антропонимов упорядочили и проранжировали; это позволило выявить ядро, околоядерное пространство и периферию антропони-мического пространства.

Основная часть

В пору зенита деятельности народников Владимир Короленко-лаврист с младшим братом Илларионом твердо решил «идти в народ». «Если представится случай участвовать в каком-нибудь предприятии, сопряженном с опасностью ареста, то участвует только один, а другой остается в «семейном резерве» [12, с. 441], - вспоминал писатель о сложностях в осуществлении этого намерения.

Никакого резерва сохранить не удалось, «семейное гнездо» Короленко было разрушено: все мужчины (братья, племянник А. Туцевич и зять Н. Лошкарев) были арестованы, семья лишилась всех работников, о которых петербургский градоначальник А. Е. Зуров отзывался как о вредных и опасных для общественного порядка лицах и ходатайствовал об их высылке из столицы.

Местом ссылки для братьев Короленко была определена Вятская губерния. Все попытки будущего писателя выяснить причину наказания оканчивались либо многозначительным объявлением того, что это - «государственная тайна», либо не менее туманным и нелепым объяснением того, что «административная высылка не есть наказание, а мера, которую правительство в тревожные времена вынуждено применять в виде удобства... Быть может, даже вашего удобства» [12, с. 477]. И эти «удобства» для политически неблагонадёжных братьев Короленко были предоставлены властями в уездном городе Глазове Вятской губернии.

Продлившаяся неполных пять месяцев (с 3 июня по 25 октября 1879 г.) глазовская ссылка впечатлила студента и нашла отражение в комплексе его произведений. Глазовское бытие волнует мысль, питает творческую фантазию писателя и «циркулирует» от текста к тексту. Заметки в записных книжках, «летопись» городской жизни в многочисленных письмах к родным и знакомым, непременные упоминания в автобиографиях, собственное обращение к вятскому губернатору с жалобами на глазовского исправника и министру внутренних дел на вятскую администрацию, оформление «жалобных писем» к начальству глазовчан и неграмотных крестьян, ответ на оценку «Эпизодов из жизни "искателя"» критика В. П. Буренина, наброски и черновики, очерки, повесть и, наконец, главы в автобиографическом романе - таков состав глазовского цикла текстов в наследии В. Г. Короленко.

Архитектурный облик и окружающая природа, градостроительство, социальный и национальный состав жителей, экономика, торговля, местные традиции, нравы, обычаи, верования населения, взаимоотношения народа и интеллигенции, представителей власти и простых горожан, политическая ссылка и даже зарождение в городе рекламы - всё это вызвало интерес и запечатлелось писателем в подробностях и деталях, характерных для краеведческого подхода к материалу. Глазовский материал позволил писателю поставить целый ряд проблем социально-политического и нравственного плана не

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

только местного значения: проблемы отцов и детей, веры и суеверий, национальных отношений, значения для прогрессивного развития региона промышленности, железнодорожного транспорта, просвещения и культуры. А мысли-предостережения об алкоголизации и криминализации общества, «женский вопрос», проблемы воспитания и образования, соотношение центра и регионов продолжают оставаться актуальными сегодня не только для глазовчан. Автор от конкретных частных наблюдений за каждодневными будничными явлениями провинциального бытия переходит к обобщениям, имеющим непреходящее общечеловеческое значение.

Описание города, его жителей соответствует действительности того времени: «Два-три каменных здания, остальное все деревянное. В центре полукруглая площадь, лавки, навесы, старенькая церковка, очевидно пришедшая в негодность, и рядом огромное недостроенное здание нового храма, окруженное деревянными лесами. Он поднялся в центре города, подавляя его своей величиной, но не дорос до конца и остановился» [13, с. 32-33]. К городу примыкает слободка, в которой поселился сам В. Г. Короленко. Население слободки - преимущественно трудовой народ, почти все ремесленные силы которого «устремляются роковым образом к сапогу». Автор подчеркивает, что во всем городе было только два слесаря и один столяр, которые чувствовали себя хозяевами положения. В очерке есть данные о национальном составе населения: в городе, помимо русских, живут вотяки. Эти сведения подтверждаются архивными данными. В 1879 г. в Глазове было 15 каменных зданий (что составляло лишь 6% от всего количества домов) и 264 деревянных; значилось 45 «чеботных» (сапожников) и только 2 слесаря и 1 столяр; основное население города составляли вотяки (37 %) и русские (56 %). Подтверждается и то, что территория Глазова состояла из слободки и собственно города.

В результате анализа краеведческой литературы и архивных источников установлено, что у многих короленковских персонажей были прототипы - конкретные люди, общавшиеся с автором во время его пребывания в Глазове [5; 7; 18]. Укажем их, расположив образы в порядке убывания частоты упоминания: 1) автор - В. Г. Короленко; 2) Нестор Семеныч - чеботной мастер Семен Несторович Микрю-ков; 3) печник Карп - Карп Иванович - печник Иван Карпович Агафонов; 4) Пандин - Петр Емельяно-вич Баяндин; 5) Дарья Пармёновна - Елена Петровна (жена С. Н. Микрюкова); 6) бабка Варварка -Мария Николаевна Микрюкова; 7) Морхель - ссыльный М. Я. Гольчинский; 8) Сенька (в очерке «Ненастоящий город»), он же Мишук (в повести «Глушь») - Михаил (сын С.Н. Микрюкова) и т.д.

В очерке «Ненастоящий город» образы героев даны эскизно и вместе с тем очень рельефно. Писатель высказывает озабоченность, спрашивая в письме своего брата Иллариона, не обиделся ли гла-зовский сапожник на него, узнав себя в образе чеботного мастера. Это означает, что прототипом этого героя стал глазовский сапожник Семён Несторович Микрюков. В «Истории моего современника» В. Г. Короленко пишет, что «стал ежедневно в течение шести-семи часов ходить к Нестору Семёновичу, весёлому и добродушному человеку», который помогал писателю осваивать сапожное ремесло. Примечательно, что личность чеботного мастера С. Н. Микрюкова является прототипом образа сапожника не только в глазовских произведениях, но и перекочевала в ряд рассказов волжского цикла (образ сапожника Андрея Ивановича в рассказах «Птицы небесные», «За иконой», «Ушёл!»).

В повести «Глушь» перед нами чередой проходят обитатели города и их истории, каждая из них становится своего рода притчей. Автор часто наделяет героев «говорящими» именами и образными характеристиками: фельдшер Василий Васильевич Толстопятов, архитектор Аркадий Иванович Кранцшпигель, почетный гражданин Подковыркин, мещанин Фёдор Семёнович Семёнов (Путаный), его брат Ванька, отец Ферапонт с причтом, дьяк Стратилат, «ученики» Сенечка (Семён Ерофеич) Стоеросов, Феденька и Петенька, дети, безымянные жители в массовых сценах.

В глазовских текстах автор обошёлся с реальными антропонимами творчески, задействовал различные семантические приёмы онимии. Так, например, фамилия Морхеля образована от имени ссыльного Мордка Гольчинского. В случае с чеботным Нестором Семёнычем и печником Карпом Ивановичем писатель упразднил фамилии и поменял местами имена и отчества. Эта трансформация антропонимов придала образам дополнительный смысл. Так симпатичный автору, творческий и вдумчивый сапожник стал именоваться как легендарный летописец Нестор, имя пьяницы-печника Карпа, валяющегося в луже, невольно ассоциируется с рыбой. Перестановку в образовании имени, отчества и фамилии наблюдаем в наименовании купца Ивана Никифоровича, прототипом которого явился глазов-ский купец второй гильдии Никифор Лукич Иваненко. А при наименовании глазовского полицейского исправника Луки Сидоровича Петрова оставлены во всех произведениях неизменными имя и отчество прототипа без указания его фамилии.

Образ мастера Бориса Пандина списан с глазовчанина Петра Емельяновича Баяндина, здесь явная фонетическая близость фамилий. Прототипом купца Шкиларова (образовано от слов «школа», «школяр») является глазовский купец Смышляев, здесь срабатывает явная смысловая ассоциация. Отцом Ферапонтом в тексте именуется протоирей глазовского Преображенского собора в 1879 г. Михаил Федорович Фармаковский (1833-1881).

В. Г. Короленко специально сконструировал немецкую фамилию архитектора Аркадия Ивановича Кранцшпигеля (Kranzspiegel в переводе с немецкого «венок+зеркало»), дополненную именем древнегреческого происхождения (со значением «счастливый», «удачливый», «блаженный») и типичным русским отчеством, оно коннотирует с именем и фамилией известного градостроителя и автора архитектурного плана застройки Глазова - Ивана Михайловича Лема (1738-1810). Этимологически восходящие к антропонимам прототипов и специально созданные В. Г. Короленко «говорящие» фамилии и имена отражают ментальность героев, их эмоциональную оценку, соотнесенность с литературными традициями, выступают у автора как одно из средств типизации.

Пространство антропонимов

Обсуждаемые произведения носят автобиографический характер и были написаны В. Г. Короленко от первого лица. Главным героем является сам автор (ядро пространства персонажей). Хотя местоимение «я» не является антропонимом, все равно отметим, что оно в значении «автор-повествователь» встречается до 280 раз.

В систему образов глазовского цикла входит большое количество персонажей из народа. Они представлены групповыми и индивидуализированными образами, обозначенными нарицательными существительными (старушка, диакон, обыватель, мужик, бабка и т. д.).

10 15 20 25 30

Рис. 1. Зависимость частоты упоминания персонажей от их ранга

Другие действующие лица персонифицированы, им соответствуют антропонимы (имена, отчества, фамилии, прозвища). Для их выявления был составлен список из 36 персонажей, и для каждого определено количество упоминаний п. Список был упорядочен по убыванию частоты п и пронумерован (то есть каждому персонажу присвоен ранг г, который тем больше, чем реже персонаж был упомянут). На его основе построена гистограмма, представленная на рисунке 1. На ней разными цветами выделены персонажи, образующие околоядерное пространство (ОЯП), ближнюю и дальнюю периферии (БП и ДП).

Всех персонажей можно разделить на следующие три категории:

A) ядро: 1) автор;

Б) околоядерное пространство: 2) Ферапонт - 37 упоминаний, 3) Федор Семёнович Семёнов (Путаный) - 36; 4) Василий Васильевич Толстопятов - 34; 5) Иван Иванович Иванов - 32; 6) Нестор Семёнович - 28; 7) Лука Сидорович - 27; 8) Семён Ерофеич (Сеня) Стоеросов - 27;

B) ближняя периферия: 9) Аркадий Иванович Кранцшпигель - 19; 10) Фекла Ивановна - 18; 11) Влас Карпов Подковыркин - 13; 12) Карп Иванович - 12; 13) Борис Пандин - 10; 14) Стратилат - 10;

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

Г) дальняя периферия: 15) Иван (Сергей) Автономович - 7; 16) Дарья Пармёновна - 6; 17) Варварка - 4; 18) Петр Иванович Неволин - 4; 19) отец Иван - 3; 20) Иван Никифорович - 3; 21) Ванька (брат Путаного) - 3; 22) Маков - 3; 23) Морхель - 3; 24) Стольберг - 3; 25) Тимофей - 3; 26) Шкиларов - 3; 27) Клавдия Мурашкинцева - 2; 28) Златовратский - 2; 29) Иван Прохорыч - 2; 30) Николай Лош-карев - 2; 31) Матвеев - 2; 32) Михалевич - 2; 33) Тройницкий - 2; 34) Филимон - 2; 35) Сенька - 2; 36) Мишук - 1 и др.

Рис. 2. Полевая структура пространства персонажей

Итак, внимание автора занимал ограниченный круг людей, с которыми он был связан процессуально: по большей части он интересовался, общался, думал и писал в основном об отце Феропонте, мещанине Путаном, фельдшере Толстопятове, покойном учителе Иване Иванове, сапожнике Несторе Семёныче, полицейском исправнике Луке Сидоровиче и купце Семёне Стоеросове. Полевая структура существенной части пространства антропонимов, составляющих ближний, средний и дальний круги общения автора, представлена на рисунке 2 (числа означают количества упоминаний).

Система образов и их взаимосвязи

Выше объяснено, как ранжирование персонажей по частоте упоминания помогло выявить ядро, околоядерное пространство, ближнюю и дальнюю периферии пространства антропонимов. На основе анализа текстов была создана семантическая сеть из наиболее часто упоминаемых персонажей (рис. 3), показывающая, кто с кем и как взаимодействует [6]. Она представляет собой граф, вершинами которого являются персонажи, а ребрами - связи между ними. В центре - главный герой (автор), от лица которого ведётся повествование; пронумерованные вершины в прямоугольниках соответствуют семи главным героям (наиболее часто встречающимся персонажам, образующим ОЯП). Некоторые второстепенные герои из ближайшей периферии ономастического пространства представлены в виде фигур овальной формы.

Перечислим процессуальные связи между образом автора и главными персонажами, которые на рисунке 3 показаны жирными отрезками: 1 ^ 2 и 2 ^ 1: разговаривали, купались; 1 ^ 3: слышал о нём, обсуждал его, слушал игру на гармони, разговаривал; 1 ^ 4: учился, работал, разговаривал, вместе нашли мёртвое тело; 1 ^ 5: встречался, разговаривал, думал о нём, написал жалобу на него; 5 ^ 1: разговаривал, читал письма, задерживал посылки, проводил обыск; 1 ^ 6: видел, разговаривал, обнаружил мошенничество; 1 ^ 7: дружил, разговаривал, думал о нём, направлял больных, вместе ходили на охоту; 7 ^ 1: пророчил самоубийство, утверждал, что похож на Иванова, спрашивал об образовании и зарплате; 1 ^ 8: обсуждал его с другими людьми, думал о нём.

Связи автора со второстепенными образами, входящими в ближайшую периферию, показаны кривыми пунктирными линиями и обозначены заглавными буквами: А: слышал о нём и его деятельности; Б: видел, слушал, разговаривал; В и Д: видел, обсуждал; Г: видел; Е: участвовал в обыске и высылке; Ж: видел, разговаривал, ходили на базар; З: разговаривал, учил, объяснял. Перечислим связи главных героев между собой: 2-8: рассказывал о нём; 7-8: дружил; 7-6: разговаривал, обсуждал с автором; 8-3: разговаривал. Важные связи главных героев с второстепенными: 4а: был женат; 4б: бил, воспитывал; 4в: дружил, разговаривал; 5а: посылал, руководил.

Рис. 3. Взаимодействие образа автора с другими персонажами

Заключение

В статье проведен анализ произведений В. Г. Короленко в местнографическом аспекте, доказана такая черта идиостиля писателя, как опора на реально-бытовую, фактологическую основу в описании конкретного локуса (города Глазова) в конкретное время (1879 г.). Важнейшим фактором жизни ссыл-ного студента В. Короленко, помимо места и времени, был круг общения. Факт создания образов на основе прототипов, в котором признавался сам автор, подтверждается и значительно расширяется результатами исследования антропонимического пространства художественных произведений В. Г. Короленко глазовского цикла методом контент-анализа.

С помощью компьютерной программы проведен анализ художественных текстов глазовского цикла В. Г. Короленко и получен список антропонимов. Выделено ядро, околоядерное пространство, ближняя и дальняя периферии антропонимического пространства, выявлены главные герои - автор (ядро) и семь персонажей, составляющих околоядерное пространство. На основе результатов ранжирования построена гистограмма, создана семантическая сеть, показывающая связи между образом автора и остальными персонажами произведений.

Анализ соотношения реальных и художественных топонимов [9], а также подлинных имён гла-зовчан-прототипов и их литературных двойников, привлечение сведений о диалектной лексике открывают перспективу выявления специфики писательского стиля данного цикла и выхода на определение «глазовского текста» в творчестве В. Г. Короленко.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белоногов Г. Г. Компьютерная лингвистика и перспективные информационные технологии. М.: Русский мир, 2004. 246 с.

2. БуняМ. И. В. Г. Короленко в Удмуртии / Вступ. ст. В. М. Ванюшева. Ижевск: Удмуртия, 1995. 302 с.

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

3. Ванюшев В. М. Национальный герой удмуртского народа (к 160-летию со дня рождения В. Г. Короленко) // Ученый. Поэт. Публицист: к 85-летию со дня рождения и 60-летию творческой деятельности В. М. Ванюшева: коллективная монография. УдмФИЦ УрО РАН. Ижевск: Алмаз-Принт, 2021. С. 186-191.

4. ВасильеваН. В. Собственное имя в мире текста. М.: Акад. гуманитар. исслед. 2005. 224 с.

5. Глазов в жизни и творчестве В. Г. Короленко / Сост. и научный редактор А. Г. Татаринцев. Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2003. 127 с.

6. Ефимова Т. В. Анализ художественного текста с применением семантической сети // Вестник ВГУ. Серия Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 1. С. 57- 67.

7. Закирова Н. Н. «Ненастоящий город» или «богоспасаемый град»: Вступл.; «Продолжение следует...» (По-слесл.); примеч. // Короленко В. Г. Ненастоящий город. = ГОрмымтэ кар: Избранные страницы. Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2005. С. 4-19; 128-130; 131-142.

8. Закирова Н. Н. Этюды об экогуманизме В. Г. Короленко: монография. М.: Наука, 2022. 239 с.

9. Закирова Н.Н., Майер Р. В. Топонимическое пространство глазовских текстов В. Г. Короленко: результаты контент-анализа // Russian Linguistic Bulletin. 2023. № 11 (47).

10. Закирова Н. Н., Чиговская-Назарова Я. А. Местнографизм концепта «провинциальный город» в «глазовском цикле» В. Г. Короленко // Казанская наука. 2014. № 5. С. 115-117.

11. Зиннатуллина Г. Х. Ономастическое пространство художественных текстов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 3 (33): в 2-х ч. Ч. II. C. 84-87.

12. Короленко В. Г. История моего современника / Подготовка текста и примеч. А. В. Храбровицкого. М.: Художественная литература, 1965. 1053 с.

13. Короленко В. Г. Ненастоящий город = ГОрмымтэ кар: Избранные страницы. Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2005. 144 с.

14. Майер Р. В., Закирова Н. Н. Изучение ономастикона короленковской прозы о Глазове с помощью информационных технологий // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 12 (138).

15. Марчук Ю. Н. Компьютерная лингвистика: учеб. пособие. М.: АСТ; Восток-Запад, 2007. 317 с.

16. Супрун В. И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал: Монография. Волгоград: Перемена, 2000. 171 с.

17. Сызранова Г. Ю. Ономастика : учеб. пособие. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013. 248 с.

18. Чешкова Л .А. Идейно-художественное своеобразие очерка В. Г. Короленко «Ненастоящий город» // Вопросы русской и удмуртской литературы. Ижевск, 1969. С. 67- 82.

19. Algeo J., Algeo K. Onomastics as an interdisciplinary study // Names. 2000. № 48 (3-4). pp. 265-274.

20. Gardiner A. H. The theory of proper names. 2-nd ed. Oxford, 1954. 76 p.

21. Hausser R. Foundations of Computational Linguistics. Springer Berlin, Heidelberg, 2014. 518 p.

22. White M. D., Marsh E. E. Content analysis: A flexible methodology // Library trends. 2006. Vol. 55, no. 1. Pp. 22-45.

Поступила в редакцию 12.12.2023

Закирова Наталия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы

E-mail: natnik50@rambler.ru

Майер Роберт Валерьевич, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физики и дидактики физики E-mail: robert_maier@mail.ru

ФГБОУ ВО «Глазовский государственный инженерно-педагогический университет им. В.Г. Короленко» 427621, Россия, Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Первомайская, 25

N.N. Zakirova, R.V. Mayer

THE SYSTEM OF IMAGES AND ANTHROPONYMY OF GLAZOV TEXTS BY V.G. KOROLENKO

DOI: 10.35634/2412-9534-2024-34-4-857-865

V.G. Korolenko's life and work are connected with the history and culture of the Vyatka province. The purpose of the research is to study the anthroponymic space of V.G. Korolenko's works of the Glazov cycle. The article presents the main facts of V.G. Korolenko's Vyatka political exile and examines their artistic interpretation by the writer in the Glazov cycle of works. The social circle of the exiled student in Glazov and the system of images of works about a provincial uezd town are subjected to special research: the question of the characters' prototypes is clarified and their typologization is given. For the first time in korolenkology, an analysis of the anthroponymic space and individual anthroponyms, which

occupy an important place in Glazov texts and reflect both their regional, local geographical specifics, and the manifestation of the creative principle of the author in the field of heroes' nomination of artistic texts, is carried out. The quantity of anthroponyms is determined, the field structure of the character space and the dependence of the frequency of mentioning heroes on their rank are studied, a semantic network is built showing the connections of the author's image with other characters.

Keywords: Russian literature, Udmurtia, Glazov, V.G. Korolenko, anthroponyms, automation of linguistic analysis, digital humanities, content analysis.

REFERENCES

1. Belonogov G. G. Komp'yuternaya lingvistika i perspektivnye informacionnye tekhnologii [Computational linguistics and promising information technologies] M.: Russkij mir, 2004. 246 s. (In Russian).

2. Bunya M. I. V. G. Korolenko v Udmurtii [Korolenko in Udmurtia] / Vstup. st. V. M. Vanyusheva.: 2-e izd. Izhevsk : Udmurtiya, 1995. 302 s. (In Russian).

3. Vanyushev V. M. Nacional'nyj geroj udmurtskogo naroda: k 160-letiyu so dnya rozhdeniya V. G. Korolenko [National hero of the Udmurt people (to the 160th anniversary of the birth of V. G. Korolenko)] / // Uchenyj. Pojet. Publicist: k 85-letiju so dnja rozhdenija i 60-letiju tvorcheskoj dejatel'nosti V. M. Vanjusheva: kollektivnaja monografija [Scientist. Poet. Publicist: on the 85th anniversary of his birth and the 60th anniversary of his creative activity V. M. Vanyushava]. UdmFIC UrO RAN. Izhevsk: Almaz-Print, 2021. S. 186-191. (In Russian)

4. Vasil'evaN. V. Sobstvennoe imya v mire teksta [Proper name in the world of text]. M.: Akad. gumanitar. issled. 2005. 224 s. (In Russian).

5. Glazov v zhizni i tvorchestve V. G. Korolenko [Glazov in the life and work of V. G. Korolenko] / Sost. i nauchnyj redaktor A. G. Tatarincev. Glazov: Glazov. gos. ped. in-t, 2003. 127 s. (In Russian).

6. Efmova T. V. Analiz hudozhestvennogo teksta s primeneniem semanticheskoj seti [Analysis of a literary text using a semantic network] // Vestnik VGU. Seriya Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya [Bulletin of the VSU. Linguistics and Intercultural Communication series]. 2003. № 1. S. 57- 67. (In Russian).

7. Zakirova N. N. «Nenastoyashchij gorod» ili «bogospasaemyj grad» ["Fake city" or "God-saved city"]: Vstupl.; «Prodolzhenie sleduet...» (Poslesl.); primech. // Korolenko V. G. Nenastoyashchij gorod [Fake city]. = Pormymte kar: Izbrannye stranicy. Glazov: Glazov. gos. ped. in-t, 2005. S. 4-19; 128-130; 131-142. (In Russian).

8. Zakirova N. N. Etyudy ob ekogumanizme V. G. Korolenko: monografiya [Etudes on ecohumanism V. G. Korolenko: monograph]. M.: Nauka, 2022. 239 s. (In Russian).

9. Zakirova N. N., Mayer R. V. Toponimicheskoe prostranstvo glazovskih tekstov V. G. Korolenko: rezul'taty kontent-analiza [Toponymic pronunciation of Glazov texts V. G. Krolenko: articles of counter-analysis] // Russian Linguistic Bulletin [Russian Linguistic Bulletin]. 2023. № 11 (47). URL: https://rulb.org/archive/11-47-2023-novem-ber/10.18454/RULB.2023.47.23 (data obrashcheniya: 08.12.2023). DOI: 10.18454/RULB.2023.47.23 (In Russian).

10. Zakirova N. N., Chigovskaya-Nazarova Ya. A. Mestnografizm koncepta «provincial'nyj gorod» v «glazovskom cikle» V. G. Korolenko [Local graphism of the concept "provincial city" in the "Glazovsky cycle" V. G. Korolenko] // Ka-zanskaya nauka [Kazan Science]. 2014. № 5. S. 115-117. (In Russian).

11. Zinnatullina G. H. Onomasticheskoe prostranstvo hudozhestvennyh tekstov [Onomastic space of literary texts] // Fil-ologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological sciences. The questions of theory and practice]. Tambov: Gramota, 2014. № 3 (33): v 2-h ch. CH. II. C. 84-87. (In Russian).

12. Korolenko V. G. Istoriya moego sovremennika [The story of my contemporary] / Podgotovka teksta i primech. A. V. Hrabrovickogo. M. : Hudozhestvennaya literatura, 1965. 1053 s. (In Russian).

13. Korolenko V. G. Nenastoyashchij gorod [Fake city] = Pormymte kar: Izbrannye stranicy. Glazov: Glazov. gos. ped. in-t, 2005. 144 s. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Mayer R. V., Zakirova N. N. Izuchenie onomastikona korolenkovskoj prozy o Glazove s pomoshch'yu informacionnyh tekhnologij [The study of the onomasticon of Korolenkov's prose about Glazov using information technologies] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Scientific Research Journal]. 2023. № 12 (138). (In Russian).

15. Marchuk Yu. N. Komp'yuternaya lingvistika: ucheb. posobie [Computational linguistics: textbook]. M.: AST; Vostok-Zapad, 2007. 317 s. (In Russian).

16. Suprun V. I. Onomasticheskoe pole russkogo yazyka i ego hudozhestvenno-esteticheskij potencial [Onomastic field of the Russian language and its artistic and aesthetic potential]: Monografiya. Volgograd: Peremena, 2000. 171 s. (In Russian).

17. Syzranova G. Yu. Onomastika: ucheb. posobie [Onomastics: textbook]. Tol'yatti Izd-vo TGU, 2013. 248 s. (In Russian).

18. Cheshkova L. A. Idejno-hudozhestvennoe svoeobrazie ocherka V. G. Korolenko «Nenastoyashchij gorod» [The idological and artistic originality of V. G. Korolenko's essay "An fake city"] // Voprosy russkoj i udmurtskoj literatury [Questions of Russian and Udmurt literature]. Izhevsk, 1969. S. 67-82. (In Russian).

19. Algeo J., Algeo K. Onomastics as an interdisciplinary study // Names. 2000. № 48 (3-4). Pp. 265-274. (In English).

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

20. Gardiner A. H. The theory of proper names. 2-nd ed. Oxford, 1954. 76 p. (In English).

21. Hausser R. Foundations of Computational Linguistics. Springer Berlin, Heidelberg, 2014. 518 p. (In English).

22. White M. D., Marsh E. E. Content analysis: A flexible methodology // Library trends. 2006. Vol. 55, no. 1. Pp. 22-45. (In English).

Received 12.12.2023

Zakirova N.N., Candidate of Philology, Associate Professor at Department of Russian Language

E-mail: natnik50@rambler.ru

Mayer R.V., Doctor of Pedagogy, Associate Professor,

Professor at Department of Physics and Didactics of Physics

E-mail: robert_maier@mail.ru

Glazov State University of Engineering and Pedagogical named after V.G. Korolenko Pervomaiskaya st., 25, Glazov, Russia, 427621

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.