Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ДИАЛОГА ФИЛОЛОГОВ ГЛАЗОВСКОЙ И ПЕРМСКОЙ НАУЧНЫХ ШКОЛ'

ИЗ ИСТОРИИ ДИАЛОГА ФИЛОЛОГОВ ГЛАЗОВСКОЙ И ПЕРМСКОЙ НАУЧНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
48
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко / университеты города Перми / научно-педагогическое сотрудничество / науковедение / higher education / Glazov State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko / universities of Perm / scientific and pedagogical cooperation / science

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Закирова Наталия Николаевна

Освещаются проблемы укрепления сотрудничества российских и зарубежных ученых и аспирантов, расширения деловых и научно-педагогических связей пермской научной школы с Глазовским государственным педагогическим институтом имени В.Г. Короленко в сфере филологического высшего и поствузовского образования. Публикуются конкретные факты взаимодействия научных школ в исследовании актуальных проблем лингвистики и литературоведения, приводится библиография.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF THE DIALOGUE OF PHILOLOGISTS GLAZOV AND PERM SCIENTIFIC SCHOOLS

The article covers the problems of strengthening cooperation between Russian and foreign scientists and graduate students, expanding the business and scientific and pedagogical ties of the Perm scientific school with the Glazov State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko in the field of philological higher and post-graduate education. Specific facts of the interaction of scientific schools in the study of current problems of linguistics and literary criticism are published, a bibliography is given.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ДИАЛОГА ФИЛОЛОГОВ ГЛАЗОВСКОЙ И ПЕРМСКОЙ НАУЧНЫХ ШКОЛ»

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

it§l HI СП II II\ 111 ГПУ

УДК 378.111:001

DOI: 10.24412/2308-7196-2022-1 -58-67

Закирова Наталия Николаевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы

ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко», Глазов, Россия 427621, Глазов, ул. Первомайская, 25, 8(34141)5-58-50, e-mail:

natnik50@rambler. ru

ИЗ ИСТОРИИ ДИАЛОГА ФИЛОЛОГОВ ГЛАЗОВСКОЙ И ПЕРМСКОЙ НАУЧНЫХ ШКОЛ

Natalia N. Zakirova

candidate ofphilological sciences, associate professor of the department of Russian

language and literature

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education ‘Glazovsky State Pedagogical Institutenamed after V.G. Korolenko ’,

25, Pervomaiskaya, 427621, Glazov, Russia, e-mail: natnik50@rambler.ru

FROM THE HISTORY OF THE DIALOGUE OF PHILOLOGISTS GLAZOVANDPERMSCIENTIFICSCHOOLS

Аннотация. Освещаются проблемы укрепления сотрудничества

российских и зарубежных ученых и аспирантов, расширения деловых и научнопедагогических связей пермской научной школы с Глазовским государственным педагогическим институтом имени В.Г. Короленко в сфере филологического высшего и поствузовского образования. Публикуются конкретные факты взаимодействия научных школ в исследовании актуальных проблем лингвистики и литературоведения, приводится библиография.

Ключевые слова: высшее образование, Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, университеты города Перми, научно-педагогическое сотрудничество, науковедение.

Abstract. The article covers the problems of strengthening cooperation between Russian and foreign scientists and graduate students, expanding the business and scientific and pedagogical ties of the Perm scientific school with the Glazov State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko in the field of philological higher and post-graduate education. Specific facts of the interaction of scientific schools in the study of current problems of linguistics and literary criticism are published, a bibliography is given.

© Закирова Н.Н., 2022

58

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОЛОГИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Key words: higher education, Glazov State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko, universities of Perm, scientific and pedagogical cooperation, science.

Глазовский государственный педагогический институт имени

В.Г. Короленко (ГГПИ) - единственный в Удмуртии педагогический вуз, успешность развития которого в определенной степени зависит

от включенности в процесс взаимодействия с профессиональным сообществом отечественных университетов и институтов, составляющих научнопедагогическое пространство Российской Федерации [10].

На главной странице институтского сайта отражены партнерские отношения ГГПИ с российскими вузами, в особом разделе содержится информация о договорах и соглашениях о сотрудничестве с международными образовательными организациями таких стран, как Узбекистан, Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Армения [17].

Продолжительные и прочные связи имеет ГГПИ с Пермским краем, где, в частности, были опубликованы научно-методическое пособие профессора-радищевоведа А.Г. Татринцева и первый из сборников статей по творчеству В.Г. Короленко [2; 15]. Взаимовыгодные научные отношения с вузами Перми имеют традиционный, системный и многовекторный характер.

Так, ГГПИ и Пермский государственный национальный

исследовательский университет (ПГНИУ) активно взаимодействуют в поле кадрового обмена. Например, Н.В. Данилевская, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и стилистики ПГНИУ, несколько лет успешно сотрудничала с кафедрой русского языка и литературы ГГПИ. Студентам факультета социальных коммуникаций и филологии запомнились содержательные и яркие лекции и семинары Наталии Васильевны, а проведенный ею вместе с коллегой - кандидатом филологических наук, доцентом И.Ю. Роготневым цикл занятий для преподавательского состава позволил глазовским филологам повысить свою квалификацию по курсу «Педагог высшего образования. Разработка научно-педагогического

обеспечения и преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам подготовки кадров высшей квалификации» (340 часов).

Показательно, что в аспирантуре ПГНИУ обучалась и защищала кандидатскую диссертацию доцент кафедры русского языка и литературы, ректор ГГПИ, руководитель Ассоциации учителей русского языка и литературы Удмуртии Я.А. Чиговская-Назарова. Естественно, что основные положения своего научного исследования «Категории ретроспекции и проспекции в русских научных текстах» (научный руководитель - доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор Маргарита Николаевна Кожина) Янина Александровна апробировала прежде всего в пермских изданиях [18-23].

Е.И. Чупина, наставник и учитель Я.А. Чиговской-Назаровой, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и литературы, авторитетный методист, заслуженный учитель Удмуртской Республики, тоже

59

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

it§l HI СП II II\ 111 ГПУ

связана биографически и профессионально с Пермским краем. Выпускница историко-филологического факультета Пермского педагогического университета, Екатерина Игнатьевна по окончании вуза в 1964 г. работала пионервожатой, учителем русского языка и литературы, завучем в одной из школ своего родного города Гремячинска Пермской области. Сегодня имя педагога-методиста носит один из кабинетов ГГПИ, светлой памяти Е.И. Чупиной посвящены экспозиции вузовского музея, статьи в научных сборниках и раздел в новейшем издании ГГПИ [7].

Пермяки довольно активно участвуют в конференциях, проводимых в Глазове, и публикуются в глазовских сборниках [1; 3; 4; 6; 13; 14; 16]. Имеются и совместные статьи глазовских и пермских лингвистов [5].

В настоящее время в аспирантуре ПГНИУ над темой исследования «Структура и семантика вторичного текста: социолингвистический аспект» под руководством доктора филологических наук, профессора Елены Валентиновны Ерофеевой работает ассистент кафедры русского языка и литературы ГГПИ М.В. Колотов, выпускник ГГПИ 2011 г. В его публикациях отражены принципы и достижения глазовской и пермской научных лингвистических школ [11; 12].

В вековой истории Пермского государственного гуманитарнопедагогического университета (ПГГПУ) также есть страницы, объединяющие его с ГГПИ.

Так, выпускница филологического факультета ГГПИ 1973 г. (связанная еще и узами семейного родства с видным лингвистом региона, доцентом кафедры русского языка ГГПИ Л.Э. Князевой) Т.И. Доценко - высококлассный дипломированный специалист: кандидат филологических наук, доцент,

несколько десятилетий она работает в ПГГПУ, не утрачивая связей с городом своей студенческой юности.

По следам Тамары Ивановны путь из глазовской альма-матер в ПГГПУ проложила ее коллега И.И. Бакланова (в студенческие годы - Вяткина). Сегодня Ирина Ивановна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой общего языкознания, русского и коми-пермяцкого языков и методики преподавания языков ПГГПУ.

Примечательно, что эти и другие наши выпускники, продолжая традиции глазовской филологической научной школы А.С. Попова, В.П. Соколовой, Л.Э. Князевой, вместе с пермскими коллегами и студентами успешно принимают участие в конференциях и публикуются в научных сборниках педвуза Удмуртии.

Новым и, естественно, не последним фактом проявления научно-делового глазовско-пермского диалога явилась поддержка ГГПИ аспирантов и соискателей научных званий ПГНИУ. Так, в 2019 г. педагогический вуз Глазова официально выступил ведущей организацией при защите двух диссертационных работ.

Подготовленные под научным руководством доктора филологических наук, доцента, заведующей кафедрой русской литературы филологического факультета ПГНИУ С.В. Бурдиной диссертация Н.В. Аввакумовой на тему

60

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОЛОГИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

«Мир Крайнего Севера в творчестве К.Д. Носилова», представленная на соискание ученой степени кандидата филологических наук, и автореферат диссертационной работы китайского исследователя Инь Цзецзе «Рецепция творчества В.П. Астафьева и В.Г. Распутина в Китае: этическое пространство» прошли рецензирование в ГГПИ и получили объективные отзывы (см. прил.). Оба соискателя успешно защитили диссертации и заслуженно получили степень кандидата филологических наук по специальности 10.01.01 - русская литература [8; 9].

Выборочные сведения из истории контактов филологов ГГПИ с коллегами пермских университетов подтверждают продуктивность и актуальность организационно-деловых и научно-педагогических контактов в социокультурном пространстве соседних регионов России.

Список литературы

1. Васнеева О.И. О работе спецкурса «Аспекты изучения языковой картины мира» // Пятые Короленковские чтения: Материалы региональной научной конференции. Глазов, 2000. С. 129-130.

2. В.Г. Короленко и русская литература: межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1987. 64 с.

3. Голева А.Е. Актуализация абстрактных объектов в текстах И. Бродского // Гуманизм в культуре и гуманитаристике: Сборник статей участников Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Десятые Короленковские чтения», посвященной 70-летию присвоения ГГПИ имени В.Г. Короленко / науч. ред. Н.Н. Закирова, отв. ред. Я.А. Чиговская-Назарова. Глазов, 2017. С. 121-128.

4. Данилевская Н.В. Некоторые особенности современной речевой практики: взгляд со стороны образованного наблюдателя // Короленковское наследие в самосознании XXI века: Сборник статей участников Международной научно-практической конференции «Одиннадцатые Короленковские чтения», посвященной 165-летию В.Г. Короленко (30 ноября 2018 г.) / науч. ред. Н.Н. Закирова, отв. ред. Я.А. Чиговская-Назарова. Глазов, 2018. С. 132140.

5. Данилевская Н.В., Чиговская-Назарова Я.А. Критико-аналитический взгляд на современную телевизионную речь // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2021. № 2. С. 379-386.

6. Доценко Т.И. Цветовое мировидение современных русских и удмуртов //

Пятые Короленковские чтения: Материалы региональной научной

конференции. Глазов, 2000. С. 183-185.

7. Екатерине Игнатьевне Чупиной посвящается // Инновационные процессы

в системе образования: Сборник материалов XV итоговой научно-

практической конференции / под ред. С.Л. Скопкаревой, И.А. Гришановой, науч. ред. Н.Н. Закирова; Глазов. гос. пед. ин-т. Глазов, 2021.

61

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

it§l HI СП II II\ 111 ГПУ

8. Закирова Н.Н. Отзыв на автореферат Инь Цзецзе «Рецепция творчества В.П. Астафьева и В.Г. Распутина в Китае: этическое пространство // ПГНИУ > Наука > Диссертационные советы > Филологические науки. URL: http://www.psu.ru/nauka/dissertatsionnye-sovety/dsov-filologicheskie/in-tszetsze-retseptsiya-tvorchestva-v-p-astafeva-i-v-g-rasputina-v-kitae-eticheskoe-prostranstvo (дата обращения: 11.11.2021) .

9. Закирова Н.Н. Приобщение Китая к современной русской классике // Инновационные процессы в системе образования: Сборник материалов XIV итоговой научно-практической конференции / под ред. С.Л. Скопкаревой, И.А. Гришановой. Глазов, 2020. С. 230-232.

10. Закирова Н.Н., Чиговская-Назарова Я.А. Научный диалог филологов Удмуртии и Москвы: о сотрудничестве Глазовского пединститута имени

B. Г. Короленко с институтом русского языка имени А.С. Пушкина // Вестник педагогического опыта. Глазов, 2016. № 37. С. 15-18.

11. Касимова А.Р., Колотов М.В. Нормативный аспект употребления управляемых конструкций в современном русском языке // Научнометодические достижения - в действии : сборник научных трудов / редкол.: Я.А. Чиговская-Назарова, О.Е. Данилов, Е.С. Баженова. Глазов, 2020.

C. 102-105.

12. Колотов М.В., Чиговская-Назарова Я.А. Полилингвальная среда как один из факторов становления функциональной грамотности личности // Проблемы преемственности в обучении русскому языку в условиях билингвизма: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Грозный, 2020. С. 183-188.

13. Мальцева Н.Е. Изучение образных слов и выражений диалекта на факультативных занятиях по русскому языку // Пятые Короленковские чтения: Материалы региональной научной конференции. Глазов, 2000. С.163-164.

14. Постникова О.В. Из опыта преподавания русского языка учителям начальных классов в пермском ИПК // Пятые Короленковские чтения: Материалы региональной научной конференции. Глазов, 2000. С. 130-132.

15. Татаринцев А.Г. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева : научно-методическое пособие / Перм. гос. пед. ин-т; Глазов. гос. пед. ин-т. Пермь, 1975. 55 с.

16. Трубинова Е.А. Глагольные сочетания типа щурить глаза, пожимать плечами : проблема членимости // Гуманизм в культуре и гуманитаристике: Сборник статей участников Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Десятые Короленковские чтения», посвященной 70-летию присвоения ГГПИ имени В.Г. Короленко / науч. ред. Н.Н. Закирова, отв. ред. Я.А. Чиговская-Назарова. Глазов, 2017. С. 85-90.

17. Чиговская-Назарова Я.А. Развитие научной и международной деятельности в ГГПИ // Проблемы школьного и дошкольного образования. Материалы VIII региональной научно-практической конференции : электронное научное издание на компакт-диске. Глазов, 2017. С. 10.

62

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОЛОГИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

18. Чиговская Я.А. Категории ретроспекции и проспекции в русских научных текстах : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2001. 23 с.

19. Чиговская Я.А. Категории ретроспекции и проспекции в русских научных текстах : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01. Пермь, 2001. 335 с.

20. Чиговская Я.А. Категории проспекции и ретроспекции в русских научных текстах // Стилистика и прагматика: Тезисы докладов Международной научной конференции. Пермь, 1997. С. 101-102.

21. Чиговская Я.А. Коммуникативно-прагматическая функция категории ретроспекции в научном тексте // Пятые Короленковские чтения. Материалы региональной научной конференции. Глазов, 2000. С. 140-142.

22. Чиговская Я.А. Специфика текстовых категорий проспекции и ретроспекции в русском научном тексте // Словесность и современность: Материалы научной конференции. В 3 ч. Пермь, 2000. С. 280-286.

23. Чиговская Я.А. Стереотипность в средствах выражения категорий ретроспекции и проспекции в русских научных текстах // Текст: стереотип и творчество : межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1998. С. 151— 166.

Приложение

ОТЗЫВ

ведущей организации - ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко» о диссертационной работе Н.В. Аввакумовой на тему:

«Мир Крайнего Севера в творчестве К.Д. Носилова», представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.01 - «русская литература» (филологические науки)

Диссертация Н.В. Аввакумовой «Мир Крайнего Севера в творчестве К.Д. Носилова» направлена на изучение литературного наследия уральского писателя, путешественника, этнографа К.Д. Носилова. Историко-литературная актуальность представленной работы обусловлена в первую очередь самим материалом исследования и определяется отчасти тем фактом, что литературное творчество Константина Носилова не становилось ранее предметом специального рассмотрения. Актуальность работы связана также и с тем обстоятельством, что по -прежнему перспективными и востребованными в литературоведении остаются культурно-исторический и местнографический подходы, связанные с изучением локальных текстов русской литературы.

Постановка цели и задач диссертации методологически и теоретически оправдана. Основная целевая установка работы вполне резонно отождествляется автором с воссозданием целостной картины мира Крайнего Севера в творчестве К.Д. Носилова. Разумеется, столь непростой в историко-литературном отношении посыл ставит перед соискателем ряд сложных задач, важнейшие из которых: выявить

63

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

it§l HI СП II II\ 111 ГПУ

специфику пространственной картины мира в творчестве К.Д. Носилова, охарактеризовать образ автора в его этнографических очерках, реконструировать основные параметры картины мира Крайнего Севера в произведениях писателей-этнографов рубежа веков.

Заслуживает поддержки предложенный соискателем ученой степени подход к литературному материалу, отражающий современный уровень научного мышления. В теоретико-методологическом плане диссертация ориентирована на работы российских ученых ХХ в. в области пространства и текста (М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, Вяч. Вс. Иванова), а также на труды, посвященные семиотике географического пространства в литературе (В.Н. Топорова, Т.В. Цивьян, В.Г. Щукина) и анализу конкретных «локальных текстов» русской культуры (В.В. Абашева, М.А. Литовской, А.П. Люсого, И.А. Разумовой, Е.К. Созиной, А.С. Янушкевича).

Научная новизна работы очевидна. Творчество К.Д. Носилова впервые становится объектом монографического литературоведческого исследования. Впервые предпринимается и попытка создания целостного образа Крайнего Севера в литературе рубежа XIX-XX вв.; с этой целью к исследованию привлекаются некоторые малоизученные или совсем неисследованные материалы: произведения писателей-этнографов П.П. Инфантьева, Н.М. Ядринцева и М.П. Плотникова.

Особенно хотелось бы обратить внимание на тот факт, что работа Н.В. Аввакумовой вводит в научный оборот малоизвестный материал, позволяющий целостно осмыслить специфику картины мира Крайнего Севера в литературе рубежа веков. Так, в ней впервые анализируются произведения, не переиздававшиеся с начала XX в. В работе также используются архивные источники (документы, письма, хранящиеся в архивах и библиотечных центрах Урала и Сибири). Эти материалы представляют ценность как для изучения творчества К.Д. Носилова, так и для воссоздания целостной картины литературной жизни региона, многие из них вводятся в научный оборот впервые. С этой точки зрения диссертация Н.В. Аввакумовой вызывает неподдельный интерес и обладает всеми признаками научной новизны.

Практическая ценность работы связана с расширением представлений о литературном процессе XIX-XX вв., что позволяет использовать ее результаты при разработке спецкурсов по изучению литературы о Крайнем Севере.

Диссертация соответствует паспорту специальности (10.01.01 - русская

литература), по которой она рекомендуется к защите. В работе находят отражение п. 4 (история русской литературы XVIII-XXI вв.) и п. 7-9 (биография и творческий путь писателя, творческая лаборатория писателя, индивидуально-писательское и типологическое выражение жанрово-стилевых особенностей в их историческом развитии). Положения, выносимые на защиту, раскрываются в основном тексте работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

64

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОЛОГИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Во введении обоснована актуальность темы, методологическая база, охарактеризованы объект и предмет исследования, научная новизна, сформулированы цель, задачи и положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации «Крайний Север в русской прозе конца XIX -начале XX века» показан процесс формирования образа Крайнего Севера в литературе с древнейших времен до начала XX в.; в этой связи диссертант обращается к трудам античных авторов (Геродота, Аристея, Далмаста, Гелланика, Гомера, Овидия), к русским летописям XI в., к произведениям русского энциклопедиста XVII в. С. Ремизова, а также писателей середины и второй половины XIX в. (П. Мельникова-Печерского, В.Г. Короленко, В.Г. Богораза) и рубежа XIX-XX вв. (Г. Маттчета, П. Инфантьева, С. Максимова).

Особый этап в формировании литературного образа Крайнего Севера соискатель связывает с творчеством К.Д. Носилова; в разделе 1.2 подробно показывается творческий путь уральского писателя и журналиста.

Вторая глава диссертации посвящена выявлению специфики картины мира Крайнего Севера в творчестве К.Д. Носилова. Наблюдения, сделанные в главе, приводят соискателя к важным и значимым выводам. Основная категория второй главы «картина мира» осмысляется диссертантом - вслед за Ю.М. Лотманом и М.М. Бахтиным - как некая художественная целостность, модель мира, связанная, по словам Ю.М. Лотмана, «с формами пространственного конструирования мира в сознании человека» (с. 45-46). Важно подчеркнуть, что предложенное понимание термина определило логику построения этой, безусловно центральной, главы диссертации, где на материале прозы К.Д. Носилова последовательно рассматриваются: специфика пространства Крайнего Севера (раздел 2.1), особенность человека (автора), постигающего это пространство (раздел 2.2), и, наконец, взаимодействие человека и пространства (раздел 2.3). Такой подход к изучению мира Крайнего Севера в творчестве писателя оказался весьма плодотворным и позволил поднять осмысление историко-литературного материала на должный теоретический уровень.

Особенно ценными с этой точки зрения представляются наблюдения, направленные на выяснение специфики пространства Крайнего Севера в произведениях К.Д. Носилова. Диссертант считает, что принципиальной особенностью северного пространства в текстах этого автора является его амбивалентная природа, данный тезис подробно и убедительно доказывается в работе, подкрепляется выполненным на высоком уровне анализом очерков и рассказов. Ценным в этой связи представляется и такое наблюдение диссертанта: «...оппозиция возникает у Носилова не только в плоскости горизонтальной (юг -север; Россия - Крайний Север), но и по линии вертикали (верх - низ). Причем, создавая картину мира, Носилов - через оппозицию «низина (лес) - горы» - особенно актуализирует линию вертикали, выстраивающую, в свою очередь, целый ряд оппозиций: верх - низ, ад - рай, тьма - свет, прекрасное - некрасивое» (с. 139).

65

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

it§l HI СП II II\ 111 ГПУ

Заслуживает внимания и подробный анализ векторов взаимодействия человека и пространства, позволяющий автору работы выделить и охарактеризовать географическою, природную, этническую и культурную ипостась пространства.

Для выяснения специфики пространства Крайнего Севера в творчестве К.Д. Носилова в диссертации используется подход, в основе которого лежит исследование бинарной оппозиции «свое - чужое». Диссертант доказывает, что реализация этой оппозиции в этнографических очерках писателя осуществляется в основном через художественное пространство («их край» - «наша, русская крепость») и национальные признаки (русские - вогулы), а также посредством сквозного в его творчестве мотива потерянной родины и изгнания. Анализ оппозиции «свое - чужое» можно считать безусловной удачей автора диссертации.

Все представленные в работе тексты К.Д. Носилова закономерно вписываются соискателем в достаточно широкий культурный и литературный контекст - от первых произведений, обращенных к образу Крайнего Севера, до произведений писателей-этнографов рубежа веков; в этот ряд, как считает исследователь, попадают и произведения А.П. Чехова и Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Творческому диалогу уральского писателя с его современниками посвящена третья глава работы «Творчество К.Д. Носилова в литературном контексте конца XIX - начала ХХ века». Анализируя произведения Н.М. Ядринцева, П.П. Инфантьева и М.П. Плотникова, Н.В. Аввакумова приходит к интересному выводу. Основные параметры картины мира Крайнего Севера в произведениях Носилова, - считает исследователь, - «во многом совпадают с теми, что сложились в прозе писателей-этнографов конца XIX - начала XX в. Н.М. Ядринцева, П.П. Инфантьева и М.П. Плотникова. Общим маркером зрительного восприятия в произведениях всех авторов является словосочетание «однообразная пустыня», звукового - «мертвая тишина», доминирующими цветами стали белый, черный и красный. Основным запахом северного пространства все писатели считают запах дыма. Единый признак географического облика Крайнего Севера в творчестве всех авторов реализуется с помощью словосочетания «громадный неведомый Север», природного - оппозиции «холодная безжизненная пустыня - богатый край», национального - словосочетания «люди природы» и «вымирающее племя» (с. 143).

В заключении обобщены основные результаты исследования, подводятся итоги, намечаются перспективы дальнейшего изучения темы.

Сильной стороной диссертации является профессиональный анализ текста, который и помогает соискателю прийти к значимым выводам, определяющим новизну и научную ценность работы. На наш взгляд, практически во всех аналитических разборах диссертанту удалось на материале произведений К.Д. Носилова убедительно показать своеобразие созданной автором картины мира. К достоинствам работы Н.В. Аввакумовой следует отнести также логичность и четкую структурированность исследования, ясность и обоснованность выводов, которые завершают каждую главу диссертации и суммируются в заключении.

66

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОЛОГИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

С полной определенностью можно считать, что предпринятое Н.В. Аввакумовой исследование мира Крайнего Севера в творчестве К.Д. Носилова состоялось. Вызывает уважение корректность и четкость множественных сносок и ссылок, свидетельствующих о скрупулезном, всегда библиографически подтверждаемом подходе к анализируемому материалу.

Подводя итог, можно сказать, что диссертация Н.В. Аввакумовой на тему: «Мир Крайнего Севера в творчестве К.Д. Носилова», представленная к защите на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.01 -«русская литература», является завершенной и актуальной научно-квалификационной работой.

Положения, выносимые автором на защиту, получили свое подтверждение в ходе проведенного исследования и сформулированы в выводах.

Автореферат достаточно полно передает актуальность, новизну, структуру и содержание представленной диссертационной работы. Основные результаты научного исследования апробированы на научных конференциях, а также отражены в публикациях, четыре из которых напечатаны в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

По актуальности, научной новизне, объему выполненного исследования и практической значимости представленная диссертация «Мир Крайнего Севера в творчестве К.Д. Носилова» соответствует требованиям пп. 9, 10, 11, 12, 14 «Положения о порядке присуждения ученых степеней», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2013 № 842, а ее автор, Н.В. Аввакумова, заслуживает искомой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.01 - «русская литература».

Отзыв подготовлен кандидатом филологических наук, доцентом Закировой Наталией Николаевной, обсужден и одобрен на заседании кафедры русского языка и литературы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко», протокол заседания № 3 от «04» октября 2019 года.

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.