Научная статья на тему 'Система обеспечения безопасности мореплавания в Авачинской губе и на подходах к ней'

Система обеспечения безопасности мореплавания в Авачинской губе и на подходах к ней Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Коровин Анатолий Георгиевич

Предложены поэтапные перспективы развития радиотехнических систем обеспечения безопасности мореплавания (РТСБМ) в порту Петропавловск-Камчатский и на подходах к нему, которые в нынешних условиях не соответствуют требованиям международного со-общества, и потому порт не может считаться безопасным для движения морских судов как в самом п. Петропавловск-Камчатский, так и на подходах к нему. Решение предложен-ных вопросов даст возможность в будущем развиваться и Камчатской области, и порту Петропавловск-Камчатский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes stepwise perspectives in the development of radiotechnical system for providing safe navigation in Petropavlovsk-Kamchatsky port and accesses to it. These sys-tems do not meet international demands, therefore the port can not be considered safe in the re-spect of sea vessels traffic in P-Kamchatsky port and accesses to it. The solution of discussedd issues will give the opportunity for the future development of Kamchatka region and P-Kamchatsky port.

Текст научной работы на тему «Система обеспечения безопасности мореплавания в Авачинской губе и на подходах к ней»

УДК 656.61(571.66)

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ В АВАЧИНСКОЙ ГУБЕ И НА ПОДХОДАХ К НЕЙ

А. Г. Коровин (КамчатП'У)

Предложены поэтапные перспективы развития радиотехнических систем обеспечения безопасности морепчавания (РТСБМг) в порту Петропавловск-Камчатский и на подходах к нему, которые в нынешних усчовиях не соответствуют требованиям мелаfyuapoduoao сообщества, и потому порт не может считаться безопасным дм движении морских суд*** как в самом п. Петроповяоаск-Камчатский, так и на подходах к чему Решение предложен ных вопросов даст вогиожность в будущем развиваться и Камчатской области, и порту Петропавловск-Камчатский.

The article describes stepwise perspectives in the development of radlotechnicai system for providing safe navigation in Petropavlovsk-Kamchaiskv port otid accesses to it These systems do not meet international demands, therefore the port can not he considered safe in the respect of sea vessels traffic in P-Kamchatsky port and ассешь to it. The solution of dtscussedd issues will give the opportunity■ for the future development of Kamchatka nylon and P-Kamchatsky port.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РТСБМ

1.1. Назначение н цели создании РТСБМ

Радиотехнические системы безопасности мореплавания в Авачинской губе и А вами иском mu иве предназначены для решения шдач безопасности мореплавания и государственного кон-іроля за судоходством на акватории порта Петропавловск-Камчатский и на подходах к нему в комплексе с действующими системами гидрографического и метеорам» и чес кого обеспечения судовождения.

Целями создания РТСБМ являются;

J) организация морского района Л1 ГМССБ;

2) эффективный контроль и регулирование судоходства с помощью системы управления движением судов;

3) поэтапное внедрение и развитие других технических сисгем и компонентов, обеспечивающих безопасность мореплаиания и государственный контроль за судоходством в соответег-вни с международными требованиями и стандартами.

1.2. Осиоиные положения концепции ChM

Основой концепции создания системы безопасности мореплавання (СБМ) является нерспек-тивная организационно-техническая стратегия обеспечения безопасности на море с использованием комплекса методов и средств, отвечающих современным требованиям. При разработке ма гериала должна быть учтена принципиальная возможность последующе!х> включеним в состав РТСБМ дополнительных систем (компонентов), обеспечивающих выполнение новых функций по безопасности мореплавания и государственному контролю за судоходством в соответствии с обновляемыми международными стандартами и іребованиями

Учитывая возможные временные и финансовые оіраннчения па создание РТСБМ, при разработке материала должны быть реализованы следующие принципы:

1) поэтапное развертывание и ввод в эксплуатацию систем (компонентов);

2) максимальное использование имеющейся инфраструктуры, объектов, зданий и сооружений;

3) использование минимального количества пунктов для размещения (ніьекюв и компонентов РТСБМ;

4) размещение и одном пункте нескольких обьектов и компонентов различных поде моем РТСБМ.

Размещение Центра управления движением судов и Цен фа управления радиосвязью в районе АІ можно иредставизь в одном из готовых зданий в городских кварталах, прилегающих к побережью Авачинской губы.

В соот ветствии с комплексом стан дар юи н руководящих документов на автоматизированные системы (ГОСТ 34.201-89, ГОСТ 34.601 90, ГОСТ 34.602-89. РД 50-34.698-90 и ГОСТ 7.32)

РТСБМ является интегрированной автоматизированной системой (АС) обработки и передачи информации. Итегрироианные АС представляют собой совокупность нескольких взаимосвязанных систем (подсистем, компонентов), эффективность функционирования которых зависит от результатов других систем.

При разработке материала РТСБМ должны быть учтены следующие принципы построения автоматизированных информационных систем:

1)нриниип системности, требующий, чтобы между структурными элементами были установлены такие свячн, которые дзтлжны обеспечить целостность РТСБМ и ее взаимодействие с другими системами;

2) принцип развития, трсбуюший. чтобы РТСБМ создавалась с учетом перспектив дополнения и обновления ее функций,

3) принцип совместимости, требующий, чюбы при создании РТСБМ были реализованы информационные интерфейсы для се взаимодействия с другими системами.

1.3. Структура системы и принципы ее технической реализации

1.3. /. Основные системы РТСЬМ, создаваемые на первой wane

На первом этапе создания РТСБМ в ее состав должны быть включены две основные системы. являющиеся фундаментом для развертывания других систем и подсистем, а именно:

1) система радиосвжи в морском районе AI f МССБ в зоне ответственности морских администраций І Іетропавловскя-Камчатского (ГМССБІ. 11 ГР);

2) система управления движением судов (СУДС).

С учетом возможных крайне жестких сроков создания и ввода в эксплуатацию ГМССБ в материалах предусматривается следующий план первою этана:

1) создание общей для ГМССБ І. ПТР и СУДС инфраструктуры (объекты, подсистемы передачи информации и энергообеспечения);

2) ввол в действие ГМССБ]. ПТР;

3) ввод в действие СУДС.

На последующих этапах в состав РГСЬМ включаются дополнительные системы, расширяющие се функциональные возможности:

1) система информационного обеспечения государственного контроля за судоходством (СОГК);

2) система радиосвязи в морском районе А2 ГМССБ (ГМССБ2. ПТР);

3) система автоматической идентификации и зависимого контроля (САИ1К) в морском районе АI и/или А2;

4) система передачи поправок для дифференциального варианта глобальной навигационной системы (DGPS) и ГЛОНАСС;

5) система передачи навигационных предупреждений для района NAVAREA ХШ Всемирной системы навигационных предупреждений (NAVTBX).

1.3.2. Cucme.ua радиосвязи в морском районе АІ (ГМССБІ. ИГР)

ГМССБ1. ПТР должна создаваться на основе Резолюции И МО Л. 801(19), постановления Пра вительства РФ № 813. обязывающих морские администрации порюв обеспечить функционирова ние района АI, В связи с обязательностью выполнения международных соглашений в дальнейшем в материалах могут рассматриваться только потенциальные поставщики аппаратуры.

В соответствии с Положением о создании зон ответственности А1 ГМССБІ, II IР может состоять из следующих компонентов:

- одной или нескольких базовых радиостанций ОВЧ;

— Центра управления радиосвязью (ЦУС) и спасательного иод центра н. Петроїтавлоиск-Камчатский (в дальнейшем СПЦ);

подсистемы передачи информации между базовыми станцшіми, 11У( и ПІЦ; подсистемы энергообеспечения,

1.3.3. Система упракчеты движением судов (СУДС)

СУДС должно со здаваться на основе Резолюции И МО А.5^8 (14) и Руководст ва но службам движения судов MAMC7IALA. СУДС может состоять из следующих комноненюв:

- берем иных радиолокационных станций (БРЛС);

- 11снтра управления движением судов (ЦУДС) с аппаратурой обработки и отображения информации;

подсистемы радиосвязи операторов ЦУДС с судами; подсистемы передачи информации между БРЛС и ЦУДС; подсистемы энергообеспечения.

1.3 .4. Требования к пунктам размещения объектов Р ТС НМ

В генеральной схеме РТСБМ могут быть определены количество и место расположения объектов системы.

При этом могут быть учтены следующие важнейшие требования:

Г) объемы РТСБМ должны находиться в точках, выгодных в Iео1 раф и чес ко м отношении (высота, отсутствие теневых зон) и обеспечивающих перекрытие максимальной акватории при МИНИМаЛЬНОМ числе объектов;

2) объекты РТСЬМ должны быть расположены с учетом технических возможностей радиорелейных линий связи (прямая видимость, расстояние не более 50 60 км) при минимальном числе радиорелейных станций и промежуточных ре 1рансляторов;

3) мест дислокации объектов РТСБМ дшжны обладать определенной инфраструктурой (надежное промышленное энергоснабжение, инженерные сети, подъездные дороги, обеспечение охраны).

Принимая во внимание слабую освоенность побережья Авачинского залива, данная проблема решается только при содействии со стороны ТОФ. выразившего тозовиость предостави ть для размещения объектов РТСБМ территории и здания действующих радиотехнических постов (РТ[I).

1.3.5. Принципы интеграции подсистем и компонентов РТС КМ

Па первом этапе реализации РТСБМ (создания ГМССБ1. ГГГР и СУДС) для сокращения за траг и сроков создания обеих систем и РТСБМ в целом можно применя ть следующие принципы:

1) использование общих пунктов размещения для основных объектов и компонентов обеих подсистем (БРЛС и базовых станций, ЦУДС и ЦУС) с учетом дальнейшего развития РТСБМ;

2) размещение в выбранных пунктах инфраезрукзуры. необходимой для развертывания ГМССБ1. ПТР и СУДС и последующего развития РТСБМ;

3) включение в состав ГМССБ1. ИГР компонентов, обеспечивающих последующее (или одновременное) развертывание подсистемы радиосвязи для СПЦ и ЦУДС;

4) создание общей для ГМССБ1. ПТР и СУДС подсистемы передачи информации с учетом дальнейшего развития РТСБМ;

5) создание единой подсистемы энергообеспечения РТСБМ с учетом ее дальнейшего развития

Учитывая проблемы электромагнитной совместимости, использование общих и смежных ка

налов в одном диапазоне частот-, общие разрешительные и регистрационные процедуры, подсистему радиосвязи операторов ЦУДС с судами условно можно включить в состав I'МССБ1. П ГР.

На последующих этапах развития РТСБМ должна максимально использоваться созданная на нервом этане инфраструктура (обьекгы. линии передачи информации, энергообеспечение), что позволит сократить затраты и сроки развертывания дополнительных и перспективных систем.

Кроме того, объединение в единый комплекс служб СПЦ, ЦУДС, I(УС и расположение их в одном здании позволит сократить затраты на создание комплекса связи и наблюдения за надводной обстановкой, аренду средств связи у других организаций. В настоящее время в СПЦ кроме факсимильного аппарата, телекса и телефона не имеется других средств связи. Для обеспечения аварийно-спасательных работ арендуются ОВЧ-каналы у радиоцентра, принадлежащего Феде ральному агентству но рыболовству. Организация прямою капала связи для ретрансляции аварийного сообщении в формате ЦИВ позволит 01Ц в кратчайший срок организовать и координировать действия по спасательным операциям в морском районе ответственности.

2. ФУНКЦИИ РТСБМ

2.1. Основные функцин первого этапа реализации

По завершении первого этапа реализации (создание ГМССЫ. III Р и СУДС) РТСБМ должна обеспечить выполнение двух групп функций

1X1

I, Функции обеспечения безопасности лнун; плавания:

автоматическое выполнение процедур обработки вызовов бедствия, срочности и безопасности в морском районе АІ ГМССБ;

обеспечение СІІЦ оперативной связью с судами (в гом числе касательными) к морском районе Л! ГМССБ для организации спасательных операций;

сбор и обрабоїка информации (данные судна, координаты, вектор скорости, прогне» движения) в зоне радиолокационною контроля с помощью БРЛС;

- организация и обеспечение безопасного движении судов в зоне радиолокационного контроля, и том числе требующих повышенного внимания (боевых кораблей, подводных лодок, судов с опасными грузами, аварийных, пассажирских, занятых буксировкой или специальными работами);

- контроль іа собі юлением правил плавания и МППСС (движение по зонам разделения, предупреждение чрезмерного сближения или движения к опасности, предотвращение плавания в опасных и запретных районах и т. д.);

контроль за положением плавучих знаков навигационного оборудования;

обеспечение СИЦ оперативной информацией но судам в зоне радиолокационного кон фоля (данные судна, координаты, вектор скоросги, прогноз движения).

2 Функции государственного контроля:

- обеспечение государственных струкгур информацией о судах (данные судна, координаты, вектор скорости, прогноз движения) в .зоне радиолокационного контроля;

выявление судов - нарушителей правил плавания (в том числе не выходящих на связь, прекративших движение, швартующихся в море) в зоне радиолокационною конт роля с оповещением соот ветст вующих служб;

- обеспечение специальных мер по организации и управлению движением судов, связанных с размещением в Авачинской губе военно-морской базы;

содействие экологическому контролю, а также контролю за добычей рыбы и морепро „іукгов в зоне радиолокационного контроля.

2.2, Основные функции последующих напои реализации

При реализации последующих этапов (создание дополнительных систем) РТСБМ должна дополнительно обеспечить:

- автоматическое выполнение процедур обработки вызовов бедствия, прочности и безопасности в морском районе А2 ГМССБ;

оперативную связь СПЦ с судами (в гом числе спасательными) в морском районе А2 ГМССБ ,ин организации спасательных операций;

- сбор и обработку информации (данные судна, координаты, вектор скорости) с помощью САИ'Ж в морских районах АІ/А2 .

СІІІД и государственные сгрукгуры - информацией о движении судов в зоне действия СЛИЗ К в морских районах А1/А2.

суда дифференциальными поправками для Глобальной навигационной системы (іР8, іарантирующими точность определения места судна до 10 метров (с использованием соответствующей судовой аппаратуры) в радиусе до 50 миль,

- суда - навигационными предупреждениями по системе МАУТЕХ в радиусе до 200 миль.

С внедрением РТСБМ и Авачинском заливе и Авачинской губе решатся основные вопросы

безопасности мореплавания. Нели не будут соблюдаться эти условия и не будут выполняться требования кодекса ОС ПС (охрана судов и портовых сооружений), то мировым сообществом в соответствии с рекомендациями ИМО (Международная морская организация) порт Пезропав-лонск-Камчатский не будет рекомендован для захода иностранных судов. Убытки о г таких дей СТВНІІ в масштабах развижя Камчатской области будут значительными.

Литература

1. Типовое положение о системе управления движением судов. - М.: Росморфлот, 1996.

2. Береговые системы управлении движением судов: Технико-эксплуатационные гребова-ния, — М.: Росморфлот, 1096.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.