Научная статья на тему 'СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ТЭК В РОССИИ, И ПРЕДЛОЖЕНИЯ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ТЭК В РОССИИ, И ПРЕДЛОЖЕНИЯ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
320
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЙ РЫНОК / OIL MARKET / НЕФТЕДОБЫЧА / OIL PRODUCTION / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА США / THE U.S. TAX SYSTEM / НАЛОГИ / TAXES / ТЭК РОССИИ / FUEL AND ENERGY COMPLEX OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батяева Альбина Рамазановна, Шрапштейн Татьяна Марковна

Статья раскрывает систему нормативно-правового регулирования ТЭК России по вопросу налогообложения, что является важным инструментом формирования экономической политики любой страны. В статье не затронуты проблемы нормативно-правового регулирования топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Батяева Альбина Рамазановна, Шрапштейн Татьяна Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF NORMATIVE LEGAL ACTS REGULATING THE ENERGY SECTOR IN RUSSIA, AND PROPOSALS ON IMPROVING LEGISLATION

The article reveals the system of normative-legal regulation of Russian fuel and energy complex on taxation, which is an important tool for the formation of economic policy of any country. In the article the problems of legal regulation of fuel and energy complex in the Russian Federation

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ТЭК В РОССИИ, И ПРЕДЛОЖЕНИЯ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ^^ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

БАТЯЕВА Альбина Рамазановна,

доцент кафедры административного и финансового права Российского университета дружбы народов e-mail: bibigonya@mail.ru ШРАПШТЕЙН Татьяна Марковна, бакалавр 4-го курса вечернего отделения юридического института РУДН

e-mail: shrapshteyn_tm@icloud.com

12.00.04 - финансовое право; налоговое право; бюджетное право

СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ТЭК В РОССИИ, И ПРЕДЛОЖЕНИЯ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация. Статья раскрывает систему нормативно-правового регулирования ТЭК России по вопросу налогообложения, что является важным инструментом формирования экономической политики любой страны. В статье не затронуты проблемы нормативно-правового регулирования топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации.

Ключевые слова: нефтегазовый рынок, нефтедобыча, налоговая система США, налоги, ТЭК России.

BATYAEVA Albina Ramazanovna,

associate Professor, Department of administrative and financial law The Russian University of friendship of peoples SHARPSTEIN Tatiana Markovna, bachelors of the 4th course of the evening Department of the law Institute peoples'friendship University

THE SYSTEM OF NORMATIVE LEGAL ACTS REGULATING THE ENERGY SECTOR IN RUSSIA, AND PROPOSALS ON IMPROVING LEGISLATION

Abstract. The article reveals the system of normative-legal regulation of Russian fuel and energy complex on taxation, which is an important tool for the formation of economic policy of any country. In the article the problems of legal regulation of fuel and energy complex in the Russian Federation.

Keywords: oil market, oil production, the U.S. tax system, taxes, fuel and energy complex of Russia.

УДК - 340 ББК- 67

В России в 90-х гг. XX в. сформировалась новая система налогообложения предприятий в сфере топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Основные начала новой системы на-

логообложения нефтегазодобывающих предприятий были заложены в Законе РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [5]. В сфере налогообложения ТЭК главным

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

правовым актом стал Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» [6].

В 1992 г. было утверждено Положение «О порядке лицензирования пользования недрами» [10], предусматривающее порядок выдачи лицензий в упрощенном поряд-ке1 , включая установление ставок за платежи при пользовании недрами.

Данный порядок предусматривал подачу заявки в Комитет по геологии и использованию недр при Правительстве России (являлся предшественником Министерства природных ресурсов и экологии РФ), который в трехмесячный срок определял условия для предоставления лицензии.

В 1992 г. Постановлением Правительства России № 828 [11] был введен диапазон ставок по регулярным платежам за добычу в размере от 6 до 16% от выручки.

В условиях высокой налоговой нагрузки в декабре 1995 г. в качестве альтернативного варианта налогообложения был принят Федеральный закон от 30.12.1995 «О соглашениях о разделе продукции» [20] (СРП). Стоит заметить, что ни одно соглашение о разделе продукции действующих нефтегазовых месторождений так и не было подписано и система налогообложения недропользователей, носящая фискальный характер, базируется только на валовых показателях. Исключение составляют лишь три СРП, но они были заключены до принятия данного Закона [4, с. 24]. Соглашения «Сахалин-1», «Сахалин-2», а также соглашение по Харьягинскому нефтяному месторождению были разработаны до 1995 г. и подписывались на других условиях [32]. В 1998 г. была утверждена методика дифференциации ставок акциза на нефть в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 165 [12]. В 1999 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1213 «О мерах по вводу в эксплуатацию бездей-

1 Данный порядок предусматривал подачу заявки в Комитет по геологии и использованию недр при Правительстве России (являлся предшественником Министерства природных ресурсов и экологии РФ), который в трехмесячный срок определял условия для предоставления лицензии.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

ствующих, контрольных и находящихся в консервации скважин на нефтяных месторождениях» [13] нефтегазодобывающим компаниям были предоставлены льготы по освобождению от уплаты регулярных платежей от добычи нефти и отчислений на ВМСБ в отношении нефти, добытой из бездействующих и контрольных скважин, а также скважин, находящихся в консервации.

В 2001 г. в связи с принятием Федерального закона № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» [21] была реорганизована сформированная в 1990-х гг. система налогообложения нефтегазодобывающих компаний, а в Налоговом кодексе РФ (НК РФ) появилась новая глава — «Налог на добычу полезных иско-паемых»2.

В 2004 г. после принятия Федерального закона № ЗЗ-ФЗ «О внесении изменении? в статью 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и в статью 5 Федерального Закона «О внесении изменении? и дополнении? в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых отдельных актов законодательства Российской Федерации» [22] установился прогрессивный рост экспортной пошлины с повышением мировой цены реализации нефти, что увеличило налоговую нагрузку для нефтегазодобывающих компаний.

В 2006 г. для нефтяных месторождений со степенью выработанности запасов, превышающих 80%, был введен понижающий коэффициент (Кв) к ставке НДПИ. Данное нововведение было введено Федеральным законом № 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании ут-

2 Глава 26 НК РФ регулирует налогообложение по НДПИ.

ратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [23]. Кроме того, в данном Законе присутствует следующий акцент: «Налогообложение производится по налоговой-ставке 0% при добыче сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа Ч с (в пластовых условиях)». Стоит заметить, что ставка 0% по НДПИ для сверхвязких неф-тей, в отличие от выработанных месторождений, осуществляется как по лицензионному участку, так и по продуктивным пластам [32].

В 2006 г. был принят Федеральный закон № 117-ФЗ «Об экспорте газа» [24], который определил основы государственного регулирования экспорта газа, основываясь на необходимости защиты экономических интересов России, исполнении международных обязательств по экспорту газа, обеспечении поступления доходов в федеральный бюджет и поддержания топливно-энергетического баланса России.

Принятый в 2008 г. Федеральный закон № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» [25] существенно расширил географию налоговых каникул, предоставляемых по НДПИ для новых нефтегазовых месторождений, но предоставленные льготы не смогли в этих регионах инициировать разработку лицензионных участков в связи с отсутствием производственной и социальной инфраструктуры. Федеральным законом № 239-Ф3 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» [26], принятым в 2012 г., было закреплено снижение экспортной пошлины до 45% от базовой ставки в качестве дополнительной меры государственной поддержки. Вскоре и для шельфовых месторождении? Каспия и северных территорий было принято такое же решение — с принятием в 2013 г. Постановления Правительства Российской Федерации № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании

утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» [14]. Принятие данных законов оказало стимулирующее воздействие на инвесторов и позволило им разрабатывать месторождения в этих регионах.

В 2010 г. Федеральным законом № 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» [27] базовая ставка НДПИ была повышена до 419 руб./т с 2011 г., 446 руб./т с 2012 г. и 470 руб./т с 2013 г. Поскольку в России значительная часть неразрабатываемых запасов нефти приходится на мелкие месторождения с небольшими запасами, на основании принятого в 2011 г. Федерального закона № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» [28] было предусмотрено введение понижающего коэффициента (Кз) к ставке НДПИ для участков недр с начальными извлекаемыми запасами нефти менее 5 млн. т и степенью выра-ботанности запасов (С ) меньше или равной 0,05. В 2012 г. Правительством России было принято Распоряжение № 700-р «О классификации проектов по разработке участков недр, содержащих запасы труд-ноизвлекаемой нефти, определенных на основе показателей проницаемости коллекторов и вязкости нефти» [17] для достижения разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти.

Вскоре был принят Федеральный закон № 213-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3-1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» [29], который закрепил возможность применения понижающих коэффициентов Кд и Кдв к ставке НДПИ. В рамках «малого налогового маневра» в 2013 г. был принят Федеральный закон № 263-ФЗ [30], по которому базовая ставка НДПИ за 1 т обезвоженной, обессоленной и стабилизированной добытой нефти в 2014 г. составила 493 руб./т, в 2015 г. - 530 руб./т, в 2016 г. - 559 руб./т. Кроме того, одновременно произошло снижение экспортной пошлины в расчетной формуле до 55%. В процессе проведения «большого налогово-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 5 • 2017

Таблица 1.

Налоговые маневры при добыче нефти [32]

Ставки 2015 г. 2016 г. 2017 г.

малый налоговый маневр большой налоговый маневр малый налоговый маневр большой налоговый маневр малый налоговый маневр большой налоговый маневр

НДПИ, руб./т 530 766 559 857 559 919

ЭП, % 57 42 55 36 55 30

го маневра» в 2014 г. принимается Федеральный закон № З66-ФЗ [31], который еще больше изменил базовые ставки НДПИ и расчет экспортной пошлины (табл. 1). Данным Законом также был введен дополнительный понижающий коэффициент к расчету НДПИ - ККАН, характеризующий регион добычи и свойства нефти.

Постоянно изменяющееся законодательство для нефтегазодобывающих компаний увеличивает поступления в бюджет за счет уменьшения прибыли, получаемой недропользователями, а применение в 2017 г. к расчету НДПИ понижающих коэффициентов и снижение экспортной пошлины на нефть и продукты ее переработки до 30% позволит лишь незначительно уменьшить налоговую нагрузку [32].

Реформа налогообложения для нефтегазодобывающих компаний обсуждается и в настоящее время. По мнению большинства экспертов, НДПИ - устаревший механизм, который нужно дорабатывать либо полностью изменить, так как он взимается вне зависимости от экономических показателей добычи, в связи с чем система, основанная на валовых показателях, крайне неэффективна [2].

На законодательном уровне предложения о введении НФР были внесены 20.08.2014 г. Минэнерго России на рассмотрение в Минфин России (законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения системы налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти»). В качестве пилотных проектов рассматривалось шесть

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

месторождений ПАО «Газпром нефть» и ПАО «ЛУКОЙЛА» [18].

14.08.2015 г. Законодательное собрание Ханты-Мансийского автономного округа -Югры при поддержке ряда нефтяных компаний и Министерства энергетики РФ подготовило и внесло в Государственную Думу РФ законопроект [16] о налогообложении добычи нефти на основе финансового результата. В качестве пилотных проектов было выбрано 22 экспериментальных месторождения крупных нефтегазодобывающих компаний. Активность законодательного собрания ХМАО объясняется тем, что этот регион является лидером нефтедобычи, но обделен льготами при действующей рентной налоговой системе [1, с. 27].

Правительство поддержало законопроект, но предложило его доработать, в частности, включить в него критерии отбора пилотных проектов, а Правительство наделить полномочиями на составление этого списка. Поправки разрабатывает Минэнерго [19]. Однако проект по НФР подвергся критике со стороны Минфина, которое обеспокоено неоднозначным критерием выбора пилотных проектов, а также возникновением угрозы для устойчивости нефтегазовых доходов [2].

Дело в том, что из-за слишком высокой ставки налога этот механизм крайне неэффективен для большинства гринфилдов1 , а также месторождений, которые имеют льготы по НДПИ по выработанности, и для

1 Под гринфилдами следует понимать новые, неосвоенные месторождения.

действующих месторождений, себестоимость добычи которых меньше, чем 17,7$ за баррель. Кроме того, необходимо для зрелых месторождений просчитать меньший уровень ставки, а решение о переходе на новую систему налогообложения окончательно принимать после 2017 г. с учетом продолжения налогового маневра [9].

В апреле 2015 г. ОАО «НК «Роснефть»» направило в Правительство России законопроект, который предусматривал включение новой главы «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья» во вторую часть НК РФ, подготовленный на базе законопроекта 1998 г. [15] В отличие от законопроекта 1998 г., в новом законопроекте НДД заменяет НДПИ, а не акциз на нефть. Вторым отличием стала шкала Р-фактора, где ставка налога может достигать 70%, а не 60%, предлагавшихся в ранее [1, с. 26]. Осенью 2015 г. законопроект об НФР был отложен, поскольку Министерство финансов убедило Правительство России и Минэнерго в том, что необходимо проработать и ввести в действие систему НДД, а не НФР. Министерство предлагало ввести налог с фиксированной ставкой 70% с сохранением экспортной пошлины. В апреле 2016 г. стало ясно, что работа по подготовке НДД идет тяжело, а параметры новой системы значительно ухудшат положение нефтегазодобывающих компаний [7]. В дальнейшем в ходе проведенных совещаний в Комитете по бюджету и налогам к компромиссу прийти не удалось.

В конце октября 2016 г. Минфин России начал разработку проекта закона, направленного на повышение инвестиционной привлекательности2 , по введению новой системы налогообложения при добыче углеводородного сырья для нефтегазовой отрасли в части введения НДД, уплата которого будет осуществляться только после достижения окупаемости проектов. Кроме того, законопроект направлен на стимулирование рационального недро-

2 Как новых месторождений углеводородного сырья, так и тех, которые нерентабельны и связаны с высокими затратами.

пользования и повышения коэффициента извлечения нефти [8].

Список литературы:

[1] Выгон Г.В. и др. Налоговая реформа нефтяной отрасли: основные развилки // Исследование «VYGON Consulting». 2015. № 7.

[2] Дайджест: Налог на финансовый результат [Электронный ресурс] // Национальный

[3] нефтегазовый форум. URL: http:// oilandgasforum.ru/data/files/Digest_ 1_final.pdf (дата обращения: 16.01.2017).

[4] Ежов С.С. Развилки налоговой реформы / С.С. Ежов, А.С. Рубцов // Oil & Gas Journal Russia. 2016. № 4.

[5] Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (утратил силу) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http: //www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 13.01.2017).

[6] Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 03.07.2016) «О недрах» (с изм. и доп. от

03.10.2016) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_343/ (дата обращения: 13.01.2017).

[7] Минэнерго предложило оживить работу над законопроектом по налогу на финрезуль-тат [Электронный ресурс] // Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/business/507213 (дата обращения: 16.01.2017).

[8] Минфин РФ начал разработку проекта о введении НДД в нефтяной отрасли [Электронный ресурс] // Агентство экономической информации «ПРАЙМ». URL: https://1prime.ru/ (дата обращения: 15.01.2017).

[9]Подобедова Л. Нефтяники выступили с замечаниями по налогу на финансовый результат [Электронный ресурс] // «РосБизнесКонсалтинг». URL: http://www.rbc.ru/business/ 10/03/2015/54f9b65e9a794717585dcaa9 (дата обращения: 16.01.2017).

[10] Постановление ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 (ред. от 05.04.2016) «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_852/ (дата обращения:

15.01.2017).

[11] Постановление Правительства РФ от 28.10.1992 № 828 (утратило силу) «Об утверждении Положения о порядке и условиях взи-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 5 • 2017

мания платежей за право на пользования недрами, акваторией и участками морского дна» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/ (дата обращения: 15.01.2017).

[12] Постановление Правительства РФ от 02.02.1998 № 165 (утратило силу) «Об утверждении Методики дифференциации ставок акциза на нефть, включая газовый конденсат» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_17880/ (дата обращения: 15.01.2017).

[13] Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.1999 № 1213 «О мерах по вводу в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации скважин на нефтяных месторождениях» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 45. Ст. 5435.

[14] Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» (с изм. и доп. от 01.06.2016) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 13. Ст. 1577.

[15] Проект Федерального закона № 98057470-2 «О налоге на дополнительный доход от добычи углеводородов» (не действует) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.01.2017).

[16] Проект Федерального закона № 862141-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. - URL: http://asozd2c. duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/ FC217B7C80A5F2024325 7EA100 4B1196/ $FILE/862141-6_14082015_862141-6.PDF? OpenElement (дата обращения: 14.01.2017).

[17] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 г. № 700-р «О классификации проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлека-емой нефти, определенных на основе показателей проницаемости коллекторов и вязкости нефти» [Электронный ресурс] // СПС «Кон-

сультант Плюс». URL: http://www.consultant. ru / cons / cgi / online. cgi?req = doc ; base = LAW;n=129372#0 (дата обращения: 14.01.2017).

[18] Трунин И.В. О перспективах введения НДД в нефтяной отрасли [Электронный ресурс] // Министерство финансов РФ. URL: http://minfin.ru/ru/press-center/ ?id_4=32963 (дата обращения: 16.01.2017).

[19] Фадеева А. Правительство подберет нефтяникам налог [Электронный ресурс] // Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/ business/articles/2016/05/30/642839-neftyanikam-nalog (дата обращения: 16.01.2017).

[20] Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изм. и доп. от 05.04.2016) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/ 10105771/ (дата обращения: 13.01.2017).

[21] Федеральный закон от 08.08.2001 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» (с изм. и доп. от 03.12.2012) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: http://base. garant.ru/121238 73/ (дата обращения: 13.01.2017).

[22] Федеральный закон № 33-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и в статью 5 Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых отдельных актов законодательства Российской Федерации» (с изм. и доп. от 03.12.2012) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 19. Ст. 1834.

[23] Федеральный закон от 27.07.2006 № 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24.11.2014) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_61800/ (дата обращения: 13.01.2017).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

[24] Федеральный закон от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа» (с изм. и доп. от

30.11.2013) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12148416/ (дата обращения: 13.01.2017).

[25] Федеральный закон от 22.07.2008 № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (с изм. и доп. от от 23.11.2015) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: http://ivo.garant.ru/#%2Fdocument% 2F12161590%2Fparagraph%2F33535%3A2 (дата обращения: 13.01.2017).

[26] Федеральный закон от 03.12.2012 № 239-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» (ред. от 05.04.2016)» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50. Ст. 6962.

[27] Федеральный закон от 27.11.2010 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (ред. от 01.01.2011) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: http://ivo. garant.ru/#%2Fdocument% 2F12180621% 2Fparagraph%2F1%3A4 (дата обращения: 13.01.2017).

[28] Федеральный закон от 21.07.2011 № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (ред. от от 24.11.2014) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_117198/ (дата обращения: 13.01.2017).

[29] Федеральный закон от 23.07.2013 № 213-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3-1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (с изм. и доп. от 24.11.2014)» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 30. Ст. 4046.

[30] Федеральный закон от 30.09.2013 № 263-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (ред.

01.01.2014)» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 40. Ст. 5033.

[31] Федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и

отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 01.01.2015) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_171242/ (дата обращения: 14.01.2017).

[32] Яртиев А.Ф. Налогообложение нефтедобывающей промышленности: история, перспективы, эффективность для недропользователя [Электронный ресурс] // Журнал «Нефтегазовая геология. Теория и практика». 2015. Т. 10. № 2. URL: http://www.ngtp.rU/rub/3/ 14_2015.pdf (дата обращения: 29.12.2016).

Spisok literatury:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Vy'gon G.V. i dr. Nalogovaya reforma neftyanoi? otrasli: osnovny'e razvilki // Issledovanie «VYGON Consulting». 2015. № 7.

[2] Dajdzhest: Nalog na finansovy'j rezul'tat [E'lektronny'j resurs] // Nacional'ny'j

[3] neftegazovy'j forum. URL: http:// oilandgasforum.ru/data/files/Digest_1_ final.pdf (data obrashheniya: 16.01.2017).

[4] Ezhov S.S. Razvilki nalogovoj reformy' / S.S. Ezhov, A.S. Rubcov // Oil & Gas Journal Russia. 2016. № 4.

[5] Zakon RF ot 27.12.1991 № 2118-1 (utratil silu) «Ob osnovax nalogovoi? sistemy' v Rossii?skoi? Federacii» [E'lektronny'j resurs] // SPS «Konsul'tant Plyus». URL: http:// www.consultant.ru/document/ (data obrashhe-niya: 13.01.2017).

[6] Zakon RF ot 21.02.1992 № 2395-1 (red. ot 03.07.2016) «O nedrax» (s izm. i dop. ot 03.10.2016) [E'lektronny'j resurs] // SPS «Konsul'tant Plyus». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_343/ (data obra-shheniya: 13.01.2017).

[7] Mine'nergo predlozhilo ozhivit' rabotu nad zakonoproektom po nalogu na finrezul'tat [E'lektronny'j resurs] // Interfaks. URL: http: //www.interfax.ru/business/507213 (data obrashheniya: 16.01.2017).

[8] Minfin RF nachal razrabotku proekta o vvedenii NDD v neftyanoj otrasli [E'lektronny'j resurs] / / Agentstvo e'konomicheskoj informacii «PRAJM». URL: https://1prime.ru/ (data obrashheniya: 15.01.2017).

[9] Podobedova L. Neftyaniki vy'stupili s zamechaniyami po nalogu na finansovy'j rezul'tat [E'lektronny'j resurs] // «Ros BiznesKonsalting». URL: http://www.rbc.ru/ business/10/03/201554f9b65e9a794717585dcaa9 (data obrashheniya: 16.01.2017).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

[10] Postanovlenie VS RF ot 15.07.1992 № 3314-1 (red. ot 05.04.2016) «O poryadke vvedeniya v dejstvie Polozheniya o poryadke licenzirovaniya pol'zovaniya nedrami» [E'iektronny'j resurs] // SPS «Konsul'tant Plyus». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_852/ (data obra-shheniya: 15.01.2017).

[11] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.10.1992 № 828 (utratilo silu) «Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke i usloviyax vzimaniya platezhej za pravo na pol'zovaniya nedrami, akvatoriej i uchastkami morskogo dna» [E'lektronny'j resurs] // SPS «Konsul'tant Plyus». URL: http://www.consultant.ru/ document/ (data obrashheniya: 15.01.2017).

[12] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.02.1998 № 165 (utratilo silu) «Ob utverzhdenii Metodiki differenciacii stavok akciza na neft', vklyuchaya gazovy'j kondensat» [E'lektronny'j resurs] // SPS «Konsul'tant Plyus». URL: http: / / www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_17880/ (data obrashheniya: 15.01.2017).

[13] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 01.11.1999 № 1213 «O merax po vvodu v e'kspluataciyu bezdejstvuyushhix, kontrol'ny'x i naxodyashhixsya v konservacii skvazhin na neftyany'x mestorozhdeniyax» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1999. № 45. St. 5435.

[14] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.03.2013 № 276 «O raschete stavok vy'vozny'x tamozhenny'x poshlin na neft' sy'ruyu i otdel'ny'e kategorii tovarov, vy'rabotanny'x iz nefti, i priznanii utrativshimi silu nekotory'x reshenij Pravitel'stva Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop. ot 01.06.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. № 13. St. 1577.

[15] Proekt Federal'nogo zakona № 980574702 «O naloge na dopolnitel'ny'j doxod ot doby'chi uglevodorodov» (ne dejstvuet) [E'lektronny'j resurs] // SPS «Konsul'tant Plyus». URL: http: //www.consultant.ru/ (data obrashheniya: 14.01.2017).

[16] Proekt Federal'nogo zakona № 862141-6 «O vnesenii izmenenii? v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossii?skoi? Federacii i Byudzhetny'i? kodeks Rossii?skoi? Federacii» [E'lektronny'j resurs] // Avtomatizirovannaya sistema obespecheniya zakonodatel'noj deyatel'nosti. - URL: http:// asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/ FC217B7C80A5F2024325 7EA100 4B1196/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

$FILE/862141-6_14082015_862141-6.PDF?OpenElement (data obrashheniya: 14.01.2017).

[17] Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossii?skoi? Federacii ot 03.05.2012 g. № 700-r «O klassifikacii proektov po razrabotke uchastkov nedr, soderzhashhix zapasy' trudnoizvlekaemoj nefti, opredelenny'x na osnove pokazatelej pronicaemosti kollektorov i vyazkosti nefti» [E'lektronny'j resurs] // SPS «Konsul'tant Plyus». URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=129372#0 (data obrashheniya: 14.01.2017).

[18] Trunin I.V. O perspektivax vvedeniya NDD v neftyanoj otrasli [E'lektronny'j resurs] // Ministerstvo finansov RF. URL: http:// minfin.ru/ru/press-center/?id_4=32963 (data obrashheniya: 16.01.2017).

[19] Fadeeva A. Pravitel'stvo podberet neftyanikam nalog [E'lektronny'j resurs] // Vedomosti. URL: http://www.vedomosti.ru/ business/articles/2016/05/30/642839-neftyanikam-nalog (data obrashheniya: 16.01.2017).

[20] Federal'ny'j zakon ot 30.12.1995 № 225-FZ «O soglasheniyax o razdele produkcii» (s izm. i dop. ot 05.04.2016) [E'lektronny'j resurs] // SPS «Garant». URL: http://base.garant.ru/ 10105771/ (data obrashheniya: 13.01.2017).

[21] Federal'ny'j zakon ot 08.08.2001 № 126-FZ «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v chast' vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i nekotory'e drugie akty' zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, a takzhe o priznanii utrativshimi silu otdel'ny'x aktov zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop. ot 03.12.2012) [E'lektronny'j resurs] // SPS «Garant». URL: http://base.garant.ru/ 12123873/ (data obrashheniya: 13.01.2017).

[22] Federal'ny'j zakon № 33-FZ «O vnesenii izmenenii? v stat'yu 3 Zakona Rossii?skoi? Federacii «O tamozhennom tarife» i v stat'yu 5 Federal'nogo Zakona «O vnesenii izmenenii? i dopolnenii? v chast' vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossii?skoi? Federacii i nekotory'e drugie akty' zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, a takzhe o priznanii utrativshimi silu nekotory'x otdel'ny'x aktov zakonodatel'stva Rossii?skoi? Federacii» (s izm. i dop. ot 03.12.2012) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2004. № 19. St. 1834.

[23] Federal'ny'j zakon ot 27.07.2006 № 151-FZ «O vnesenii izmenenij v glavu 26 chasti vtoroj Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i

priznanii utrativshimi silu otdel'ny'x polozhenij zakonodatel'ny'x aktov Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop. ot 24.11.2014) [E'lektronny'j resurs] // SPS «Konsul'tant Plyus». URL: http://www. consultant.ru / document / cons_doc_ LAW_61800/ (data obrashheniya: 13.01.2017).

[24] Federal'ny'j zakon ot 18.07.2006 № 117-FZ «Ob e'ksporte gaza» (s izm. i dop. ot 30.11.2013) [E'lektronny'j resurs] // SPS «Garant». URL: http://base.garant.ru/12148416/ (data obrashheniya: 13.01.2017).

[25] Federal'ny'j zakon ot 22.07.2008 № 158-FZ «O vnesenii izmenenij v glavy' 21, 23, 24, 25 i 26 chasti vtoroj Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i nekotory'e drugie akty' zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o nalogax i sborax» (s izm. i dop. ot ot 23.11.2015) [E'lektronny'j resurs] // SPS «Garant». URL: http://ivo.garant.ru/#%2Fdocument% 2F12161590%2Fparagraph%2F33535%3A2 (data obrashheniya: 13.01.2017).

[26] Federal'ny'j zakon ot 03.12.2012 № 239-FZ «O vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii «O tamozhennom tarife» (red. ot 05.04.2016)» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 50. St. 6962.

[27] Federal'ny'j zakon ot 27.11.2010 № 307-FZ «O vnesenii izmenenii? v stat'i 342 i 361 chasti vtoroj Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii» (red. ot 01.01.2011) [E'lektronny'j resurs] // SPS «Garant». URL: http://ivo.garant.ru/#%2 Fdocument%2F12180621%2Fparagraph%2F1%3A4 (data obrashheniya: 13.01.2017).

[28] Federal'ny'j zakon ot 21.07.2011 № 258-FZ «O vnesenii izmenenii? v stat'yu 342 chasti

vtoroj Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii» (red. ot ot 24.11.2014) [E'lektronny'j resurs] // SPS «Konsul'tant Plyus». - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_117198/ (data obrashheniya: 13.01.2017).

[29] Federal'ny'j zakon ot 23.07.2013 № 213-FZ «O vnesenii izmenenii? v glavy' 25 i 26 chasti vtoroi? Nalogovogo kodeksa Rossii?skoi? Federacii i stat'yu 3-1 Zakona Rossii?skoi? Federacii «O tamozhennom tarife» (s izm. i dop. ot 24.11.2014)» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. № 30. St. 4046.

[30] Federal'ny'j zakon ot 30.09.2013 № 263-FZ «O vnesenii izmenenii? v glavu 26 chasti vtoroi? Nalogovogo kodeksa Rossii?skoi? Federacii i stat'yu 3.1 Zakona Rossii?skoi? Federacii «O tamozhennom tarife» (red. 01.01.2014)» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. № 40. St. 5033.

[31] Federal'ny'j zakon ot 24.11.2014 № 366-FZ «O vnesenii izmenenii? v chast' vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossii?skoi? Federacii i otdel'ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossii?skoi? Federacii» (red. ot 01.01.2015) // SPS «Konsul'tant Plyus». URL: http://www. consultant.ru / document / cons_doc_ LAW_171242/ (data obrashheniya: 14.01.2017).

[32] Yartiev A.F. Nalogooblozhenie nefte-doby'vayushhej promy'shlennosti: istoriya, perspektivy', e'ffektivnost' dlya nedropol'-zovatelya [E'lektronny'j resurs] // Zhurnal «Neftegazovaya geologiya. Teoriya i praktika». 2015. T. 10. № 2. URL: http://www.ngtp.ru/ rub/3/14_2015.pdf (data obrashheniya: 29.12.2016).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.