15) приоритет принципов национального воспитания и мероприятий в формировании современной молодёжи;
16) воспитание гражданина и патриотического поколения;
17) формирование творческих навыков;
18) педагогическая и психологическая поддержка социального развития личности;
19) развитие чувства причастности к обществу и навыков межличностных отношений;
20) освоение навыков культурного самоповедения, здорового образа жизни;
21) формирование экологической культуры;
22) психолого-педагогическое предупреждение правовых нарушений;
23) формирование у граждан Туркменистана гражданской общности, чувства и понятия патриотизма;
24) создание у граждан Туркменистана высокой общественной активности, гражданской ответственности, патриотического отношения к обществу и государству на основе готовности и способности к служению Родине, укрепления государства, обеспечения его значимых интересов и стабильного развития;
25) повышение сплочённости общества для обеспечения национальной безопасности Туркменистана и решения проблем устойчивого развития;
26) укрепление чувства причастности молодёжи к истории и культуре Туркменистана, обеспечение преемственности поколений;
27) воспитание гражданина Туркменистана, любящего свою Родину и семью, имеющего свой активный жизненный взгляд;
Список использованной литературы:
1. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана. Том I. Учебное пособие для студентов вузов. - Ашхабад. Туркменская государственная издательская служба, 2010.
2. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана. Том II (Приложения). Учебное пособие для студентов вузов. - Ашхабад. Туркменская государственная издательская служба, 2010.
© Башимова Г.А., Чарыяргулыев К., 2024
УДК 338.48
Башимова Г.А.
Преподаватель
Туркменского государственного института экономики и управления.
Чарыев А.Я. Студент
Туркменского государственного института экономики и управления.
СИСТЕМА НАЛОГОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ ОРГАНАМИ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
Аннотация
В статье рассматривается система налогов, уплачиваемых административными органами в государственный бюджет и анализируется его особенности.
Ключевые слова:
система налогов, государственный бюджет.
Основные доходы бюджетов
1. Основные доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным, налоговым и иным законодательством Туркменистана.
2. В основных доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в другие бюджеты бюджетной системы Туркменистана для целевого финансирования мероприятий, имеющих общегосударственное или региональное значение.
3. В составе основных доходов обособленно учитываются доходы государственных целевых фондов. Указанные доходы являются целевыми.
4. Другие основные доходы - все доходные операции, не классифицируемые как налоги или гранты:
1) доходы от собственности после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством Туркменистана;
2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством Туркменистана;
3) средства, полученные в порядке, установленном законодательством Туркменистана, в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, пени, компенсации, конфискации;
4) средства, полученные в возмещение вреда, причинённого Туркменистану, и иные принудительные изъятия;
5) трансферты не являющиеся грантами, включая поступление трансфертов из Стабилизационного фонда Туркменистана в Централизованный бюджет и добровольные трансферты;
6) прочие доходы, включая государственные пошлины.
К доходам от собственности относятся:
1) средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное пользование имущества, находящегося в государственной собственности;
2) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных учреждениях;
3) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной собственности, в доверительное управление;
4) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных и акционерных обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Туркменистану;
5) часть прибыли государственных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, определяемом Кабинетом Министров Туркменистана;
6) другие доходы от использования государственного имущества, предусмотренные законодательством Туркменистана.
1. Основные расходы бюджетов осуществляются на невозвратной основе по видам, указанным в пункте 2 статьи 14 настоящего Кодекса.
При этом:
1) расходы на оплату труда работников представляют собой выплаты работникам в денежной форме за их труд;
2) использование товаров и услуг представляет собой полную стоимость товаров и услуг, необходимых для осуществления государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг;
3) потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости запасов основных
фондов в течение отчётного периода в результате физического износа, естественного устаревания и случайного ущерба;
4) проценты представляют собой расходы, связанные с использованием депозитов, ценных бумаг, кроме акций, кредитов и займов;
5) расходы в виде субсидий в денежной форме;
6) расходы в виде грантов в денежной или натуральной форме;
7) расходы государственных целевых фондов являются целевыми расходами этих фондов;
8) расходы на социальные (государственные) пособия представляют собой выплаты в денежной форме отдельным категориям граждан в целях их социальной защиты;
9) другие основные расходы включают:
a) все расходные операции, не отнесённые к другим категориям расходов, связанные с собственностью, кроме процентов;
b) штрафы и пени, налагаемые одними органами государственного управления на другие;
д) текущие и капитальные трансферты, относимые к прочим расходам;
d) страховые премии и требования, не связанные со страхованием жизни;
е) расходы, связанные с организацией и предоставлением бюджетными учреждениями платных услуг в соответствии со статьёй 79 настоящего Кодекса.
2. Государственные пособия, субсидии предоставляются в случаях, предусмотренных законодательством Туркменистана.
1. Операционное сальдо определяется как разница между основными доходами и основными расходами бюджета.
2. Отрицательным операционным сальдо является сумма превышения основных расходов над основными доходами бюджета.
3. Положительным операционным сальдо является сумма превышения основных доходов над основными расходами бюджета.
1. Чистое приобретение нефинансовых активов определяется как разница между покупкой и продажей нефинансовых активов.
2. К нефинансовым активам относятся основные средства, запасы материальных оборотных средств, ценности и непроизведённые активы, которые классифицируются в соответствии с законодательством Туркменистана.
1. Чистое кредитование/заимствование равно операционному сальдо за вычетом чистого приобретения нефинансовых активов, которое равно также чистому результату операций с финансовыми активами и обязательствами (финансированию).
Полученная величина с положительным знаком является профицитом бюджета, с отрицательным знаком - дефицитом бюджета.
2. Источниками финансирования дефицита бюджета являются:
1) средства от государственных - как внутренних, так и внешних - заимствований;
2) возврат бюджетных средств с депозитов, поступления в результате продажи ценных бумаг;
3) свободный остаток бюджетных средств с соблюдением условий, определённых настоящим Кодексом;
4) трансферты из Стабилизационного фонда Туркменистана.
Список использованной литературы:
1. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана. Том I. Учебное пособие для студентов вузов. - Ашхабад. Туркменская государственная издательская служба, 2010.
2. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития
Туркменистана. Том II (Приложения). Учебное пособие для студентов вузов. - Ашхабад. Туркменская государственная издательская служба, 2010.
© Башимова Г. А., Чарыев А. Я., 2024
УДК 338.48
Башимова Г. А.
Преподаватель
Туркменского государственного института экономики и управления.
Дурдыева Н. А.
Студент
Туркменского государственного института экономики и управления.
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ТУРКМЕНИСТАНА
Аннотация
В статье рассматривается текущее состояние и направления развития финансовой системы Туркменистана и анализируется его особенности.
Ключевые слова: финансовая система, Туркменистан.
В качестве важнейших составляющих экономической политики Туркменистана Президент Сердар Бердымухамедов определил стабильный прогресс народнохозяйственного комплекса, эффективное развитие промышленной, инвестиционной, социальной, агропромышленной, транспортно-коммуникационной сферы и сферы услуг, рациональное использование природных ресурсов, укрепление внешнеэкономических связей, повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Всё это нацелено на решение главной задачи - устойчивость социально-экономического развития, последовательный рост благосостояния и качества жизни населения. В контексте модернизации национальной экономики важно соизмерить всё достигнутое с теми показателями и данными, которые существуют сегодня во всем мире, ориентироваться на достижения мирового опыта, отмечает Президент Гурбангулы Бердымухамедов. Наша задача - последовательно и целеустремлённо идти к дальнейшему общественному и демократическому развитию. Все реформы, к которым мы приступили, преследуют одну цель - сохранив свой путь, как можно скорее органично войти в систему мировой экономики. Отправной точкой развития страны стал 1991 год, когда Туркменистан получил свою независимость. За последующие годы в Отчизне достигнуты грандиозные успехи в области формирования собственной национальной модели социально-ориентированной рыночной экономики и в настоящее время продолжается процесс её совершенствования, с учётом внутренних интересов и общих тенденций глобализации мирового сообщества. В исторически короткие сроки в Туркменистане создан прочный фундамент устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу, вследствие кардинальных преобразований усовершенствована отраслевая структура экономики. На сегодняшний день наша страна имеет развитую производственную инфраструктуру, разветвлённую транспортно-коммуникационную систему и богатый человеческий потенциал. В настоящее время Туркменистан находится на стадии проведения новых экономических реформ на основе применения современной техники и передовых технологий, цифровизации всех отраслей, создания инновационных производственных структур,