Научная статья на тему 'Система налогообложения юридических лиц в условиях либерализации налоговой политики: приоритеты на 2012 год'

Система налогообложения юридических лиц в условиях либерализации налоговой политики: приоритеты на 2012 год Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин С. А., Рузметова М. С.

Механизм налогообложения оказывает непосредственное влияние на формирование средств, необходимых для модернизации имеющегося потенциала, инвестирования инновационной деятельности предприятий, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Государство, используя различные фискальные инструменты, создает стимулы для внедрения новых технологий, сокращения ресурсоемкости производства, обеспечения экологической безопасности, расширения сферы деятельности малого бизнеса и частного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система налогообложения юридических лиц в условиях либерализации налоговой политики: приоритеты на 2012 год»

Воронин С.А.

д.э.н., зав. отделом Институт экономики АН РУз Рузметова М.С. соискатель Института экономики АН РУз

СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В УСЛОВИЯХ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ: ПРИОРИТЕТЫ НА 2012 ГОД

Механизм налогообложения оказывает непосредственное влияние на формирование средств, необходимых для модернизации имеющегося потенциала, инвестирования инновационной деятельности предприятий, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Государство, используя различные фискальные инструменты, создает стимулы для внедрения новых технологий, сокращения ресур-соемкости производства, обеспечения экологической безопасности, расширения сферы деятельности малого бизнеса и частного предпринимательства.

За последние годы в Узбекистане принято ряд мер, направленных на дальнейшую либерализацию налоговой политики, в частности, упрощение порядка налогообложения, совершенствование налогового механизма, расширение свободы деятельности хозяйствующих субъектов и повышение их правовой грамотности.

В этих целях в 2008г. в систему налогообложения были внесены существенные изменения и введен новый Налоговый кодекс, отвечающий современным требованиям.1 В соответствии с обновленным Налоговым кодексом на территории Республики Узбекистан значительное место занимают общеустановленные налоги и обязательные платежи, включая: налог на прибыль юридических лиц, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизный налог, налог за пользование во-

1 Постановление Президента Республики Узбекистан «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2008г. (в извлечениях)» от 12 декабря 2007г. № ПП-744. // Норма, №51, 21 декабря 2007г., с.6.

дными ресурсами, налог на имущество, земельный налог, налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единый социальный платеж, страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, обязательные отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд, обязательные отчисления в Республиканский дорожный фонд, сборы в Республиканский дорожный фонд и другие. Наряду с ними, могут применяться налоги, уплачиваемые при применении упрощенного порядка налогообложения: единый налоговый платеж, единый земельный налог, фиксированный налог по отдельным видам предпринимательской деятельности, а также иные обязательные отчисления.

В Узбекистане за последние годы последовательно проводится политика снижения и оптимизации ставок налогов и обязательных отчислений. В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2011г. «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета республики Узбекистан на

V_/

Ставки основных налогов в сфере бизнеса за 2011-2012 годы

Наименование налога (платежа) Ставка в 2011г.,% Ставка в 2012г.,% Примечание

Налог на прибыль юридических лиц, основная ставка. 9 9 В 2012г. сохранено снижение ставки на 10% для сферы услуг по объему, оплаченному с применением пластиковых карт. Сохранены льготы для экспортеров.

Единый налоговый платеж для микрофирм и малых предприятий (ЕНП): В 2012г. сохранена льготная ставка для предприятий, занимающихся разработкой и внедрением компьютерных программных продуктов, а также для экспортеров. Для посреднических, заготовительных фирм, предприятий общепита, и иных - предусмотрены повышенные ставки налога.

-для сферы промышленности; 6 5

-для редакций СМИ и др.; 6 5

-для всех отраслей экономики, за исключением отдельных сфер. 6 5

Фиксированный налог. * * Ставки дифференцированы. Для сферы обслуживания ставки снижены в среднем в 2 раза.

НДС. 20 20 Ставка сохранена.

Налог за пользование водными ресурсами. * * В 2012г. ставки увеличены в 1,2 раза.

Налог за пользование недрами, бонусы, налог на сверхприбыль. * * В 2012г. ставки сохранены на уровне 2011г.

Налог на имущество юридических лиц. 3,5 3,5 В 2012г. ставки сохранены. Сохранены льготы для экспортеров.

Земельный налог. * * В 2012г. ставки увеличены в среднем на 20%.

Единый земельный налог. 6 6 В 2012г. ставки сохранены на уровне 2011г. в размере 6%.

Местные налоги. * * В 2012г. ставки сохранены на уровне 2011г.

*) ставки данных налогов дифференцированы по видам деятельности.

Источник: Солик инфо. - 2012, №2.-С.4-11

2012 год» вновь введены меры, направленные на оптимизацию налоговых ставок, активизацию структурных и экономических преобразований в национальной экономике.1

Введенные изменения и дополнения охватывают различные сферы и отрасли экономики страны, в особенности - производство продовольственных и непродовольственных товаров, легкую промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, финансовые услуги. Предусма-

1 Налоговые и таможенные вести / №1-2 от 5 января 2012г.

тривается, что в 2012г. в распоряжении хозяйствующих субъектов останется около 193 миллиард сум за счет снижения ставок налогов и обязательных платежей, а также в результате реализации иных мер поддержки реального сектора экономики.

В 2012г. оставлены на уровне предыдущего года ставки налога на прибыль - 9%, единого налогового платежа (кроме сферы промышленности) - 6%, налога на имущество - 3,5%, НДС - 20%, единого земельного налога - 6%, а также - местных налогов. В тоже время, с 2012г. проиндексированы ставки земельного налога,

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 2, 2012

налога за пользование водными ресурсами и некоторых других платежей. Для микрофирм и малых предприятий, занятых в сфере промышленности, ставка ЕНП снижена на один процентный пункт и установлена на 2012г. в размере 5% (табл.).

На 2012г. сохранено положение, предусматривающее использование двойной ставки налога на имущество юридических лиц, которое не было установлено в нормативные сроки (для оборудования). Для предприятий-экспортеров сохранена действовавшая в 2011г. регрессивная шкала налогообложения в зависимости от доли экспорта товаров собственного производства за свободно конвертируемую валюту в общем объеме реализации (за исключением сырьевых товаров).

В 2012г. унифицированы ставки обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд от объема реализации товаров (работ, услуг) и установлены для всех плательщиков в размере 1,4%. По обязательным отчислениям в Пенсионный фонд от объема реализации товаров (работ, услуг) ставка сохранена на уровне 2011 г. в размере 1,6%. Ставка обязательных отчислений в Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений на 2012 г. установлена в размере 0,5%. При этом налоговые льготы для данного платежа сохранены и на текущий год.

Ставка единого социального платежа (ЕСП) в 2012 г. также сохранена на уровне 25%. При этом сумма ЕСП распределяется в следующих размерах: Внебюджетный Пенсионный фонд - 24,8%, Государственный фонд содействия занятости - 0,1%, Совет Федерации профсоюзов Узбекистана - 0,1%. Ставка обязательных страховых взносов граждан от их доходов в виде оплаты труда во внебюджетный пенсионный фонд повышена с 4,5% в 2011г. до 5,5% - в 2012 году.

В целях поддержки и развития предпринимательской деятельности продлены до 1 января 2014г. льготы:

- лицам, занятыми индивидуальной трудовой деятельностью по производству в домашних условиях изделий художественных промыслов и прикладного ис-

кусства - по уплате фиксированного налога;

-микрофирмам и малым предприятиям, предоставленные в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 17.04.2006г. «О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в 2006-2010 годах» по уплате ЕНП и других налогов;

-предприятиям, специализирующихся на выпуске непродовольственных потребительских товаров, в соответствии постановления Президента Республики Узбекистан от 28.01.2009г. «О дополнительных мерах по симулированию расширения производства отечественных непродовольственных потребительских товаров»;

- некоторым другим структурам, которым в соответствии с законодательством были предоставлены различные налоговые льготы.

С 1 января 2012г. снижена ставка ЕНП с 6% до 5% для редакций средств массовой информации, издательств, полиграфических организаций, телерадиовещательных компаний, относящихся к микрофирмам и малым предприятиям. Сокращен размер обязательных отчислений издательских и полиграфических организаций в Фонд «Ижод» при союзе писателей Узбекистана от реализации печатной продукции, оказания редакторских услуг, полиграфических и издательских услуг с 2 до 1 процента.

С 2012 года освобождена сроком на 5 лет от уплаты налога на прибыль и налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры прибыль, полученная редакциями СМИ и издательствами от реализации общественно-политической и детской литературы и некоторой другой печатной продукции. Предусмотрены также и другие налоговые льготы для поддержки деятельности СМИ.1

Необходимо учесть, что с 1 января 2012г. истекает срок действия льгот, предоставленных в виде:

1 О предоставлении дополнительных налоговых льгот и преференций для дальнейшего развития средств массовой информации. Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.12.2011. / Народное слово, 31.12.2011.

- освобождения производственных предприятий с иностранными инвестициями, специализирующихся на производстве готовой одежды, чулочно-носочных изделий и обуви от уплаты всех видов налогов и сборов, кроме НДС (Указ Президента Республики Узбекистан от 20.06.2003г. «О дополнительных мерах по стимулированию увеличения производства готовых потребительских товаров предприятиями с иностранными инвестициями»);

- уменьшения коммерческими банками налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму доходов, полученных ими от предоставления кредитов сроком свыше трех лет на реализацию инвестиционных проектов по модернизации, техническому и технологическому перевооружению и обновлению производства в приоритетных отраслях экономики в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекиста н от 12 июля 2007г. «О мерах по дальнейшему повышению капитализации банков и активизации их участия в инвестиционных процессах по модернизации экономики».

Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» от 30.12.2011г. внесен ряд дополнений в статьи Налогового кодекса1. Так, например, единовременные премии, не связанные с результатами труда, доплаты к отпуску, стоимость питания и проездных билетов или возмещение стоимости питания и проездных билетов, а также оплата отпусков работникам сверх норм, установленных законодательством, и денежных компенсаций теперь включаются в состав расходов на оплату труда, подлежащих вычету при исчислении налога на прибыль. Ранее эти расходы не вычитались при исчислении этого налога. Реализация данной меры позволит, на наш взгляд, повысить возможности хозяйствующих субъектов в поддержке деятельности персонала, а также усилить стимулирующую роль премий в повышении конкурентоспособности отечественной продукции.

1 Народное слово, 31 декабря 2011г.

Остаются в силе налоговые льготы, предоставленные хозяйствующим субъектам в соответствии постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» от 15 июля 2008г.2 На основе данного нормативного документа учебные и научно-исследовательские учреждения и организации, проектно-конструкторские организации были освобождены до 1 января 2013 г. от уплаты налога на прибыль, единого налогового платежа, НДС и обязательных платежей в государственные целевые фонды (за исключением единого социального платежа) в части выполнения прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых по договорам, заключенным с хозяйствующими субъектами. Кроме того, освобождены от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) оборудование, ввозимое для переоснащения и дооснащения научно-исследовательских учреждений и организаций в рамках проводимой модернизации по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

В 2012г. продолжает действовать налог на полностью изношенное оборудование, находящееся в эксплуатации. Согласно «Положения о порядке взимания платы за полностью изношенное оборудование, находящееся в эксплуатации» (рег. № 2199 от 21.02.2011г.), хозяйствующие субъекты, за исключением микрофирм и малых предприятий, использующие в своей производственной деятельности полностью изношенное оборудование, числящееся как основное средство на балансе организации, являются плательщиками данного налога (в размере 0,25% от первоначальной, восстановительной стоимости - в 2011г.). При этом полная восстановительная стоимость основных фондов определяется по усмотрению организации либо путем прямого пересчета стоимости от-

2 Постановление Президента РУз. «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» от 15 июля 2008г. № ПП-916

дельных объектов по документально подтвержденным рыночным ценам на новые объекты, аналогичные оцениваемым, сложившимся на 1 января в период проведения переоценки, либо на основе индексации первоначальной (восстановительной) стоимости отдельных объектов с применением индексов изменения стоимости основных фондов.1 Таким образом, перед расчетом налога необходимо произвести переоценку стоимости изношенного оборудования, что увеличит налогооблагаемую базу и сумму исчисляемого налога.

С 1 января 2011г. прибыль предприятий, полученная юридическими лицами от реализации полностью амортизированных основных средств, была освобождена от уплаты налога на прибыль. Для субъектов малого бизнеса, уплачивающих единый налоговый платеж, при его исчислении налогооблагаемая база уменьшается на доходы от реализации (ликвидации) полностью амортизированных основных средств. Действие данного механизма сохранено и на 2012 год.

Таким образом, в Узбекистане постепенно создаются фискальные рычаги, способствующие модернизации потенциала отраслей экономики, стимулирующие переход экономики на инновационный путь развития. Упрощение налогового законодательства, оптимизация налоговых ставок, значительное количество предоставленных налоговых льгот, несомненно, будет способствовать активизации инвестиционных процессов в отдельных отраслях, в частности в сфере малого и частного предпринимательства.

Однако, «...мы не должны забывать, что живем в XXI веке, веке приоритета интеллектуальных ценностей, веке ускоряющейся глобализации и растущей конкуренции на мировом рынке. И выигрывает та страна, которая не останавливаясь на достигнутом и не предаваясь эйфории, идет в ногу со стремительно меняющимся миром, трезво оценивает складывающуюся ситуацию, видит и принимает необхо-

1 Пункт 5 «Положения о порядке проведения ежегодной переоценки основных фондов по состоянию на 1 января (рег. № 1192 от 04.12.2002г.)»

димые упреждающие меры по нейтрализации возможных угроз и вызовов.»2

Несмотря на принятые за последние годы меры, система налогообложения юридических лиц, по-прежнему имеет значительные резервы для повышения ее стимулирующей функции в проведении модернизации национальной экономики, усиления ее инновационной направленности. Большая часть доходов Госбюджета Узбекистана формируется за счет действия «чисто» фискальных и «оборотных» платежей: НДС, акцизы, обязательные отчисления в государственные внебюджетные целевые фонды и другие. Налогооблагаемой базой данных обязательных платежей является товарооборот или выручка от реализации продукции. По данным платежам, как правило, хозяйствующие субъекты не имеют налоговых льгот. В связи с этим, предоставленные льготы по налогу на прибыль, на имущество юридических лиц, и некоторые др., на наш взгляд, не будут существенно отражаться на размере чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Следует постепенно повышать роль малого бизнеса и частного предпринимательства в формировании средств Госбюджета страны, снижая налоговую нагрузку на деятельность крупных объединений, компаний и предприятий (в особенности - промышленных) и упрощая систему налогообложения, что будет способствовать созданию равных конкурентных условий на внутреннем рынке. Необходимо также переосмыслить необходимость применения налога на имущество юридических лиц в современных условиях (в условиях командно-административной экономики его использование было обоснованным, так как основные фонды передавались предприятиям на безвозмездной основе).

Кроме того, в целях поддержания экологической устойчивости экономики необходимо усилить значение платежей хо-

2 Наш путь - углубление демократических реформ и последовательное продолжение модернизации страны. Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на торжественном собрании, посвященном 19-летию Конституции Республики Узбекистан. - Народное слово, 13.12.2011.

зяйствующих субъектов за выбросы загрязняющих веществ, внимание к которым в настоящее время достаточно ослаблено (как в сфере статистики, так и на практике). По данным статистических сборников и иных информационных источников практически невозможно выявить динамику объемов платежей предприятий за выбросы загрязняющих веществ, определить их долю в консолидированном Госбюджете страны. В связи с этим сложно сделать анализ влияния этих платежей на динамику выбросов загрязняющих веществ и оценить эффективность действующего механизма их исчисления.

Необходимо также разработать фискальные инструменты, являющиеся не только источником устойчивого формирования бюджетных средств, но и своеобразным стабилизатором ценообразования, оказывающим влияние на повышение устойчивости цен на топливно-энергетические ресурсы и другие базовые товары. В качестве фискальных стабилизаторов можно использовать «плавающие» ставки платежей за использование недр, земли, водных ресурсов, а также другие специально введенные механизмы. Действие данных фискальных инструментов может быть таким: в случае существенного колебания в уровне мировых цен, а также усиления действия каких-

либо внутренних факторов, влияющих на производственно-хозяйственную деятельность предприятий, необходимо оперативно изменять ставки стабилизирующих платежей (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Использование фискальных стабилизаторов будет способствовать снижению ценовых рисков в сфере производства высокотехнологичной продукции, что будет создавать предпосылки для ускорения модернизации национальной экономики и повышению ее конкурентоспособности.

Таким образом, вызовы глобализации обуславливают необходимость повышения эффективности налоговой системы и усиления ее гибкости. Реформы в сфере налогообложения не должны сводиться лишь к снижению уровня налогового бремени. Система налогообложения должна учитывать стратегию государства, направленную на повышение конкурентоспособности национального производства, расширение выпуска высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, повышение его инновационной направленности. Функционирование гибкой системы налогообложения будет способствовать активизации инвестиционной деятельности в инновационной сфере экономики Узбекистана.

Список литературы:

1. Наш путь - углубление демократических реформ и последовательное продолжение модернизации страны. Доклад Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на торжественном собрании, посвященном 19-летию Конституции Республики Узбекистан. - Народное слово, 13.12.2011.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2011г. «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2012 год». - Налоговые и таможенные вести / №1-2, 5 января 2012г.

3. Рустамов О. Информационное сообщение об изменения ставок налогов и других обязательных платежей. А также по отдельным вопросам налогообложения в 2012 году. / Солик Инфо. -2012, №2 от 12 января. - С.4-11

4. О предоставлении дополнительных налоговых льгот и преференций для дальнейшего развития средств массовой информации. Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.12.2011. / Народное слово, 31.12.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.