Научная статья на тему 'Система надзорных органов и компетенция должностных лиц по пресечению преступных посягательств на животный мир'

Система надзорных органов и компетенция должностных лиц по пресечению преступных посягательств на животный мир Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЖИВОТНЫЙ МИР / ПРЕСТУПНЫЕ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА / НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ / ПРЕСЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENTAL CRIMES / ENVIRONMENTAL LAW / WILDLIFE / CRIMINAL ENCROACHMENTS / SUPERVISORY AUTHORITIES / SUPPRESSION OF ENVIRONMENTAL CRIMES / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Согомонян Г.Х.

Анализируются вопросы защиты животного мира с точки зрения конституционного и уголовного права. Дана классификация учреждений и организаций, ведущих борьбу с преступными посягательствами на животный мир, рассмотрены полномочия надзорных органов. Представлены нормативно-правовые акты, устанавливающие меру наказания за экологические нарушения и преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF SUPERVISORY BODIES AND THE COMPETENCE OF OFFICIALS TO PREVENT CRIMINAL ENCROACHMENTS ON WILDLIFE

The constitutional and criminal foundations for the protection of the animal world at the present stage are analyzed. The classification of the system of bodies that control criminal attacks against the animal world is investigated. Certain supervisory bodies and their powers are studied. Legislation establishing measures to control environmental crimes is analyzed.

Текст научной работы на тему «Система надзорных органов и компетенция должностных лиц по пресечению преступных посягательств на животный мир»



УДК 340:349

СИСТЕМА НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ И КОМПЕТЕНЦИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ НА ЖИВОТНЫЙ МИР

Г. Х. Согомонян

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Анализируются вопросы защиты животного мира с точки зрения конституционного и уголовного права. Дана классификация учреждений и организаций, ведущих борьбу с преступными посягательствами на животный мир, рассмотрены полномочия надзорных органов. Представлены нормативно-правовые акты, устанавливающие меру наказания за экологические нарушения и преступления.

Ключевые слова: экологические преступления, экологическое право, животный мир, преступные посягательства, надзорные органы, пресечение экологических преступлений, окружающая среда.

UDC 340:349

THE SYSTEM OF SUPERVISORY BODIES AND THE COMPETENCE OF OFFICIALS TO PREVENT CRIMINAL ENCROACHMENTS ON WILDLIFE

G. Kh. Sogomonyan

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The constitutional and criminal foundations for the protection of the animal world at the present stage are analyzed. The classification of the system of bodies that control criminal attacks against the animal world is investigated. Certain supervisory bodies and their powers are studied. Legislation establishing measures to control environmental crimes is analyzed.

Keywords: environmental crimes, environmental law, wildlife, criminal encroachments, supervisory authorities, suppression of environmental crimes, environment.

Введение. В основном законе нашей страны — Конституции РФ — в ст. 72 указывается, что экологическое законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ [1]. Нарушение экологического законодательства влечёт за собой административную и уголовную ответственность. Наиболее строгий вид наказания устанавливается за совершение уголовных преступлений. Так, в главе 26 Уголовного кодекса РФ содержится перечень основных экологических преступлений [2]. Их можно классифицировать по объектам посягательства. Правоохранительные органы должны использовать все необходимые меры и средства, чтобы не только расследовать, но и пресекать преступные посягательства.

Животный мир, как объект природной среды, является важной составляющей существования человечества. Он находится под определённой защитой и охраной на национальном и международном уровне [3]. Принимаются различные акты и соглашения, которые прописывают необходимые условия сохранения животного мира. Важно, чтобы животные находились в условиях естественной свободы и к ним не применялись жестокие меры. Соблюдая все требования и правила, можно будет достичь стабильной экологической безопасности [4].

На сегодняшний день существует определённая система надзорных органов, в обязанности которых входит пресечение посягательств на животный мир. Данная система функционирует и в России и позволяет поддерживать экологическую безопасность. Цель данной статьи — проанализировать систему таких надзорных органов и компетенций должностных лиц, которые занимаются

пресечением преступных посягательств на животный мир, рассмотреть классификацию этих органов и их полномочий.

Система надзорных органов должна включать в себя четыре важных элемента, которые между собой взаимосвязаны:

— распределение полномочий;

— установление функциональных обязанностей между должностными лицами на разных уровнях;

— обеспеченность информационными технологиями;

— осуществление контроля за всеми надзорными органами.

Для того чтобы защита животного мира осуществлялась эффективно, следует выстроить четкую систему органов, которые обеспечивают экологическую безопасность. В России существует большое количество таких надзорных и контролирующих органов. Необходимо, чтобы координация их деятельности приносила ощутимый результат. К сожалению, приходится констатировать, что единой и законодательно установленной системы таких органов у нас не существует. Поэтому автор предлагает опираться на классификацию, предложенную А. М. Максимовым [5].

По мнению А. М. Максимова, контролирующие органы в области охраны животного мира и пресечения преступных посягательств на него делятся на несколько групп:

1. Органы общей компетенции:

— законодательные и представительные органы РФ и субъектов РФ. Они издают законы, которые входят в общую правовую базу предупреждения преступлений;

— президент РФ. Подписывает законы, принятые Государственной думой, и издаёт указы, определяющие направления борьбы с теми или иными преступлениями;

— правительство РФ. Основной его орган — Министерство природных ресурсов и экологии, которое выполняет управленческие функции по охране природных ресурсов.

2. Неспециализированные федеральные и муниципальные органы:

— Федеральное агентство по рыболовству. Надзорные и контролирующие функции также выполняют и его территориальные органы;

— Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства.

Указанные органы причисляются к федеральным неспециализированным органам. В их компетенцию входят полномочия по охране и пресечению преступных посягательств на животный мир. Такие полномочия возложены и на субъекты РФ. Для этого там формируются надлежащие отделы. В функции таких отделов входит надзор за:

— особо охраняемыми природными территориями;

— областями охоты и разрешительной деятельности.

Функции неспециализированных органов заключаются в принятии нормативных и организационных основ по пресечению уголовных преступлений против животного мира. Для того чтобы их роль в государстве поддерживалась на должном уровне, им необходимо следовать определённым условиям и требованиям. Они должны чётко распределять функции, обязанности и полномочия, обеспечивать друг друга необходимыми сведениями, которые имеют оперативное значение. Также требуется осуществлять взаимодействие по главным направлениям, которые входят в предупредительную деятельность.

3. Специализированные органы. Они выполняют полномочия по пресечению преступных деяний против животного мира. Данная группа органов непосредственно несет основную нагрузку в деле по пресечению преступлений. Эта группа считается самой многочисленной, так как включает в себя большое количество специализированных учреждений и органов. К данным органам следует отнести:

— судебные органы;

— следственные органы;

— прокуратуру;

— полицию;

— ФСБ;

— пограничную и таможенную службы.

Все эти службы наделяются большими полномочиями по пресечению преступлений.

В настоящее время для сохранения животного мира привлекаются специализированные общественные формирования, основной нагрузкой которых является предупреждение преступлений против животного мира. Субъекты РФ подбирают оптимальные способы и методы разрешения проблемных вопросов по пресечению подобных преступлений.

Компетенцию некоторых органов необходимо рассмотреть более подробно. Это позволит проанализировать их полномочия, а также компетенцию должностных лиц.

Федеральное агентство по рыболовству наделяется широким перечнем полномочий, основные полномочия прописаны в постановлении Правительства РФ «О Федеральном агентстве по рыболовству» [6].

Основная функция агентства заключается в государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных ресурсов. В полномочия агентства входит:

— совокупное исследование всех водных ресурсов, главная цель заключается в сохранении водных ресурсов и среды обитания;

— осуществление государственного мониторинга водных ресурсов;

— установление квот на ловлю и добычу рыбы и морепродуктов;

— осуществление государственного контроля за торговым мореплаванием;

— контроль за соблюдением и исполнением международных договоров РФ в сфере рыболовства.

К основным направлениям деятельности Федерального агентства можно отнести:

— регулирование в сфере рыбного хозяйства: сохранение водных биологических ресурсов, производство и реализация рыбной продукции, а также осуществление производственной работы на судах;

— охранная деятельность: отслеживание процесса рационального использования ресурсов, дальнейшее их исследование и воспроизводство;

— обеспечение безопасности.

Охрана животного мира осуществляется в рамках Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7]. Он определяет полномочия государственных органов, органов субъектов РФ и местного самоуправления в деле сохранения животного мира. Именно такое разделение позволяет выделять уровни контроля в данной деятельности.

В целях пресечения преступлений против животного мира государственные органы должны проводить мониторинг охотничьих ресурсов, осуществлять надзор за ними, а также устанавливать факты нарушений, содержащие признаки административного правонарушения или уголовного преступления. Перечень всех полномочий прописан в ст. 32 указанного выше закона. На законодательном уровне предусматривается передача исполнения некоторых полномочий РФ органам субъектов Федерации. Основная цель этой деятельности заключается в эффективном и результативном решении поставленных задач.

Органы субъектов РФ также занимаются пресечением преступлений против животного мира. На основании ст. 34 закона об охоте и охотничьих ресурсах они разрабатывают и утверждают нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, определяют перечень таких ресурсов. В их полномочия входит отстранение охотничьих инспекторов от исполнения соответствующего контроля, который устанавли-

вается органом исполнительной власти на федеральном уровне. Список полномочий таких органов не так широк, что говорит об определённых ограничениях их деятельности.

Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия на основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [8].

В систему органов, которые осуществляют защиту и охрану животного мира, можно отнести и соответствующие межведомственные комиссии. Такие комиссии являются общественными, но наделяются определёнными властными полномочиями. Они взаимодействуют с государственными органами, общественностью, научными учреждениями. Таким образом они пытаются добиться принятия существенных мер, которые будут направлены на пресечение преступлений против животного мира.

Заключение. Система органов по пресечению преступлений в сфере охраны природы не имеет установленной классификации. Однако данная система позволяет достигать положительных результатов в борьбе с преступлениями против животного мира. Организация природоохранной деятельности в нашем государстве сформирована надлежащим образом. Такая организация является научно обоснованной. Это обеспечивает единый подход к процессу противодействия экологическим преступлениям. Приведённая система позволяет достигать основной цели, которая заключается в сохранении водных биологических и охотничьих ресурсов в стране.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] // Российская газета от 25.12.1993, № 237.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации : [принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года] : [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 15.12.2019).

3. Пчельников, М. В. Правовое регулирование создания, использования и транспортировки биологических коллекций (биологических объектов) / М. В. Пчельников // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. — 2016. — № 4 (25). — С. 73-77.

4. Исакова, Ю. И. Экологическое право: учеб. пособие / Ю. И. Исакова, М. В. Пчельников. — Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. — 152 с.

5. Максимов, А. М. Нормативная регламентация функциональных обязанностей и полномочий субъектов предупреждения преступлений против животного мира: проблемы совершенствования / А. М. Максимов // Российский следователь. — 2014. — № 11. — С. 30-33.

6. О Федеральном агентстве по рыболовству : [пост. Правит. РФ от 11 июня 2008 года] : [Электронный ресурс] / Гарант. — Режим доступа: https://base.garant.ru/12160949/ (дата обращения: 15.12.2019).

7. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон [принят Государственной Думой 17 июля 2009 года, одобрен Советом Федерации 18 июля 2009 года] // Российская газета от 28.07.2009, № 137.

8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон [принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года, одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года] // Российская газета от 08.10.2003, № 202.

Об авторе:

Согомонян Галина Хачатуровна, студент Донского государственного технического университета (344000, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), Lovedtodream@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.