Научная статья на тему 'СИСТЕМА МОНИТОРИНГА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕCКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ'

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕCКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн-обучение / мониторинг успеваемости / мультиагенты / мультиагентный подход / образование / цифровая среда / цифровое образовательное пространство / online learning / performance monitoring / multi-agents / multi-agent approach / education / digital environment / digital educational space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Редванов

С развитием технологий и распространением онлайн-обучения актуальность системы мониторинга успеваемости возрастает, поскольку она позволяет эффективно отслеживать и анализировать академический прогресс студентов на удаленных курсах. В работе рассматриваются основные проблемы и вызовы, связанные с оценкой успеваемости студентов в онлайн-формате. Предлагается концепция системы мониторинга, включающая в себя выбор подходящих показателей успеваемости, методы сбора данных и их анализа. Для реализации системы используются современные информационные технологии, включая базы данных, аналитические инструменты и визуализацию данных, элементы мультиагентного подхода. Разработанный подход способствует более объективной оценке успеваемости студентов, а также предоставляет преподавателям и администрации вуза инструменты для оперативного вмешательства в образовательный процесс с целью повышения качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.С. Редванов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF MONITORING THE PROGRESS OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF ONLINE EDUCATION

With the development of technology and the spread of online learning, the relevance of the performance monitoring system increases, since it allows effectively monitoring and analyzing the academic progress of students in remote courses. The paper discusses the main problems and challenges associated with the assessment of student performance in an online format. The concept of a monitoring system is proposed, which includes the selection of appropriate performance indicators, methods of data collection and analysis. To implement the system, modern information technologies are used, including databases, analytical tools and data visualization, elements of a multi-agent approach. The developed approach contributes to a more objective assessment of students’ academic performance, and also provides teachers and university administration with tools for operational intervention in the educational process in order to improve the quality of education.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА МОНИТОРИНГА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕCКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ»

включающую в себя три этапа овладения новыми лексическими единицами, на каждом из которых используются цифровые инструменты, методически соответствующие целям данного этапа.

На первом этапе применяются средства, обеспечивающие эффективную семантизацию новых лексем - онлайн-словари.

На втором этапе используются мобильные приложения, основанные на принципе работы с флэш-карточками, повышающие качество запоминания изучаемых слов, успешный перевод их в долговременную память.

На третьем этапе работа ведётся с инструментами, обеспечивающими включение изученной лексики в речевую деятельность, с применением мобиль-

Библиографический список

ных приложений, обеспечивающих развитие устной и письменной речи, а также навыков чтения и аудирования.

Необходимо дополнительно отметить, что работа по развитию лексических и речевых навыков с использованием онлайн-сервисов и мобильных приложений возможна только при наличии соответствующих компетенций у преподавателя [8, с. 193]. Педагог должен точно сформулировать цели подобной практики, тщательно отобрать необходимый для их достижения цифровой инструментарий, полностью освоить функционал данных программ, включая те функции приложений, которые являются платными, обучить студентов обращению с данными сервисами и методически верно организовать работу с ними.

1. Словарь педагогического обихода. Псков, 2003.

2. Ammanni S., Aparanjani U. The Role of ICT in English Language Teaching and Learning. International Journal of Scientific & Engineering Research. 2016. Available at: https:// www.ijser.org/researchpaper/the-role-of-ict-in-english-language-teaching-and-learning.pdf

3. Гузь Н.А. Тренды цифровизации высшего образования. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 236-237.

4. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебное пособие. Москва: Просвещение, 1991.

5. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Москва: Глосса-Пресс, 2010.

6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения ИЯ. Москва: Аркти-Гласа, 2000.

7. Hasan M.M., Hoon T.B. Podcast applications in language learning: A review of recent studies. English Language Teaching. 2013; № 6 (2): 128-135.

8. Титова Т.В. Использование современных цифровых технологий в обучении иностранному языку в неязыковом ВУЗе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 191-193.

References

1. Slovar' pedagogicheskogo obihoda. Pskov, 2003.

2. Ammanni S., Aparanjani U. The Role of ICT in English Language Teaching and Learning. International Journal of Scientific & Engineering Research. 2016. Available at: https:// www.ijser.org/researchpaper/the-role-of-ict-in-english-language-teaching-and-learning.pdf

3. Guz' N.A. Trendy cifrovizacii vysshego obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 236-237.

4. Rogova G.V. Metodika obucheniya inostrannymyazykam v srednejshkole: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1991.

5. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Urokinostrannogoyazyka. Moskva: Glossa-Press, 2010.

6. Gal'skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya IYa. Moskva: Arkti-Glasa, 2000.

7. Hasan M.M., Hoon T.B. Podcast applications in language learning: A review of recent studies. English Language Teaching. 2013; № 6 (2): 128-135.

8. Titova T.V. Ispol'zovanie sovremennyh cifrovyh tehnologij v obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom VUZe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 191-193.

Статья поступила в редакцию 06.08.23

УДК 378.14

Redvanov A.S., senior teacher, Department of Mathematics, Computer Science and Digital Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: alim@sspi.ru

THE SYSTEM OF MONITORING THE PROGRESS OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF ONLINE EDUCATION. With the development of technology and the spread of online learning, the relevance of the performance monitoring system increases, since it allows effectively monitoring and analyzing the academic progress of students in remote courses. The paper discusses the main problems and challenges associated with the assessment of student performance in an online format. The concept of a monitoring system is proposed, which includes the selection of appropriate performance indicators, methods of data collection and analysis. To implement the system, modern information technologies are used, including databases, analytical tools and data visualization, elements of a multi-agent approach. The developed approach contributes to a more objective assessment of students' academic performance, and also provides teachers and university administration with tools for operational intervention in the educational process in order to improve the quality of education.

Key words: online learning, performance monitoring, multi-agents, multi-agent approach, education, digital environment, digital educational space

А.С. Редванов, ст. преп., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: alim@sspi.ru

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ОНЛАИН-ОБРАЗОВАНИЯ

С развитием технологий и распространением онлайн-обучения актуальность системы мониторинга успеваемости возрастает, поскольку она позволяет эффективно отслеживать и анализировать академический прогресс студентов на удаленных курсах. В работе рассматриваются основные проблемы и вызовы, связанные с оценкой успеваемости студентов в онлайн-формате. Предлагается концепция системы мониторинга, включающая в себя выбор подходящих показателей успеваемости, методы сбора данных и их анализа. Для реализации системы используются современные информационные технологии, включая базы данных, аналитические инструменты и визуализацию данных, элементы мультиагентного подхода. Разработанный подход способствует более объективной оценке успеваемости студентов, а также предоставляет преподавателям и администрации вуза инструменты для оперативного вмешательства в образовательный процесс с целью повышения качества обучения.

Ключевые слова: онлайн-обучение, мониторинг успеваемости, мультиагенты, мультиагентный подход, образование, цифровая среда, цифровое образовательное пространство

Современный мир образования переживает революцию благодаря он-лайн-обучению, которое предоставляет гибкость и доступность образования. Вместе с этим возникает необходимость эффективного мониторинга и оценки успеваемости студентов в данной среде. Система мониторинга успеваемости студентов в онлайн-обучении играет важную роль в обеспечении качественного и эффективного образовательного процесса. Она способствует повышению вовлеченности студентов, облегчает административную нагрузку для преподавателей и предоставляет оперативную информацию для принятия решений. Реализация такой системы требует интеграции технических решений с педагогическими методиками, что способствует оптимальной поддержке студентов в процессе их онлайн-обучения.

На ранней стадии развития онлайн-обучения системы управления обучением стали центром применения информационных технологий в образовании. Последние разработки предоставляют новые возможности мониторинга взаимодействия человека с компьютером в ходе обучения, например, инструменты, позволяющие оценивать ход выполнения задачи. Однако широкое распространение электронного обучения поставило также новые задачи перед образованием, например, такие как измерение эффективности электронного обучения и поиска методов и средств, обеспечивающих наиболее точную оценку достигнутых результатов.

Традиционные методы оценки не всегда подходят для онлайн-обучения, и становится важным разработать инновационные системы мониторинга.

Создание современной системы мониторинга успеваемости студентов основано на использовании информационных технологий и анализе больших объемов данных. Главной целью является автоматизация процесса сбора и анализа информации, а также предоставление актуальных результатов как студентами, так и преподавателями.

Система мониторинга успеваемости студентов в онлайн-обучении является актуальной и важной темой, которая отражает современные требования к образовательному процессу [1].

Актуальность данного исследования обусловлено аспектами:

- Рост онлайн-обучения. С появлением технологий Интернета и онлайн-образовательных платформ онлайн-обучение становится все более популярным и доступным. Множество учебных заведений переносит свои курсы в онлайн-формат, исключительно важно иметь эффективные инструменты для оценки успеваемости студентов в этой среде.

- Потребность в эффективной оценке. Оценка успеваемости студентов в онлайн-обучении требует более сложных и инновационных методов, чем традиционное присутственное обучение. Студенты могут быть удалены географически, и классические методы оценки могут быть неэффективными.

- Индивидуализация обучения. Одним из главных преимуществ он-лайн-обучения является возможность индивидуализированного подхода к каждому студенту. Системы мониторинга успеваемости позволяют адаптировать образовательный опыт в соответствии с потребностями и возможностями каждого студента [2].

- Современные технологии. Развитие технологий анализа данных и искусственного интеллекта предоставляет новые возможности для создания более точных и объективных систем мониторинга успеваемости.

- Качество образования. Эффективный мониторинг успеваемости способствует повышению качества образования. Быстрая обратная связь и персонализированные рекомендации помогают студентам более глубоко погрузиться в материал и достичь лучших результатов.

Исходя из вышеперечисленного, можем сказать, что актуальностью является рост онлайн-образования, потребность в эффективной оценке, индивидуализация обучения, современные технологии и важность поддержания качества образования в меняющихся условиях. Дальнейшие исследования и разработка этой темы будут способствовать развитию образовательного процесса и его адаптации к современной среде.

Целью исследования является изучение возможностей мультиагентного подхода в системе мониторинга успеваемости студентов в цифровом образовательном пространстве.

Задачи исследования:

- изучение вопросов мониторинга успеваемости студентов онлайн-обуче-

ния;

- рассмотрение преимуществ системы мониторинга успеваемости;

- исследование технических аспектов систем мониторинга успеваемости;

- визуализация для участников образовательного процесса результатов анализа данных и успеваемости в системе.

Научная новизна исследования заключается в интеграции современных технологий, разработке адаптивных систем, использовании прогнозирующих моделей. Это позволяет автоматизировать процессы анализа, оценки и предоставления рекомендаций, что приводит к более точному и персонализированному обучению.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система может быть применена в образовательном процессе для повышения качества обучения, расширения доступности образования, сокращения отсева студентов, научных исследований и адаптации к технологическому прогрессу.

Для организации эффективного мониторинга успеваемости в образовательной среде вуза большое значение имеет концепция умного обучения, в которой подчеркивается роль онлайн-платформ как инструмента, развивающего познавательные способности студента, а также технологий генерирования и передачи знаний с помощью создания виртуальных учебных сред, ориентированных на активизацию фоновых знаний учащихся. В контексте нашего исследования интерес представляет не только технологический аспект использования умных инструментов в информационном обмене внутри мультиагентной образовательной среды вуза, но и характер информационного поведения агентов - субъектов образовательного процесса [3].

Подобные системы должны быть гибкими относительно изменяющегося окружения, способными обеспечивать персонифицированную поддержку пользователей с различными уровнями компетенций и требований к получаемым знаниям, масштабируемыми относительно типов информационных ресурсов и их содержимого, а также способными взаимодействовать с другими электронными приложениями. Кроме того, необходимо учитывать наличие в системе электронных образовательных курсов нескольких источников знаний, многокомпонент-ность и сложную структуру учебно-педагогических знаний. Все это ставит вопрос о создании такой архитектуры системы электронных образовательных курсов, которая позволяет объединить, хранить и обрабатывать необходимый объем информации [4]. Для создания подобных систем широкое распространение получила технология мультиагентных систем, которая позволяет осуществлять

физическое и семантическое распределение информации в системе. Термин «мультиагентные системы» используется для обозначения систем, состоящих из множества автономных агентов, которые взаимодействуют друг с другом. В таких системах взаимодействие агентов реализуется платформой, обеспечивающей их асинхронную работу [5].

Понятие агента является одним из основных в теории мультиагентных систем. Агент - это аппаратная или программная сущность, способная действовать в интересах достижения целей, поставленных пользователем.

Агенты описываются рядом базовых свойств:

- реактивность - адекватно реагирует на изменения окружающей среды;

- автономность - работает как самостоятельная программа, независимо от владельца, выполняя действия для достижения целей;

- адаптивность - обладает способностью обучаться и развивать свои знания;

- коллаборативность - может взаимодействовать с другими агентами несколькими способами;

- активность - способен генерировать цели и выполнять действия для их достижения;

- коммуникативность - способность общаться с другими агентами;

- рассудительность - обладает частичными знаниями или механизмами вывода.

В соответствии со своими свойствами отдельные агенты могут характеризоваться своими целями, убеждениями, желаниями, обязательствами и намерениями перед другими агентами.

На рис. 1 представлена базовая мультиагентная архитектура системы электронных образовательных курсов. Рассмотрим более подробно разработанную архитектуру и назначение каждого агента.

Агент интерфейса преподавателя осуществляет взаимодействие преподавателя с базой данных предметной области, что позволяет агенту оперативно ее пополнять, определять различные уровни обученности, разрабатывать средства для проверки знаний обучаемых [6].

Агент интерфейса обучающегося осуществляет взаимодействие с базой данных по обучающимся, в которой содержатся сведения о каждом из них с указанием текущего уровня подготовки, предпочтительной стратегии обучения, типичных ошибок. Текущие действия обучающихся сравниваются с эталонными (с действиями преподавателя), и различия в ответах используются для определения текущего уровня подготовки и маршрута обучения.

Агент доступа к знаниям обеспечивает проверку личных данных обучающихся и защиту от несанкционированного доступа к обучающему ресурсу, также передает эти данные программному агенту, который осуществляет их обработку. База знаний о процессе обучения в электронном курсе обеспечивает формирование информационной модели, предъявление информации и оценку качества деятельности обучающихся и передает эти данные агенту управления системой электронных курсов, который осуществляет выбор маршрута обучения на их основе [7].

Программный агент системы электронных курсов отвечает за ее программную составляющую, которая непосредственно осуществляет электронное обучение по этому курсу.

Агент управления взаимодействиями в системе осуществляет координацию работы всех компонентов системы. В ней имеется несколько агентов управления процессами. Опишем их функции:

1) агент управления доступа к теоретическому материалу выводит содержание курса обучения, учебную программу, тексты лекций и определения основных понятий (глоссарий);

2) агент управления поиском в системе осуществляет вывод электронной карты обучающего ресурса;

3) агент управления практическими навыками предоставляет методики выполнения практических заданий, управляет доступом к ним и осуществляет их вывод;

4) агент управления доступом к системе тестирования выводит итоговое и промежуточное тестирование;

5) агент управления компетенциями собирает, хранит и обрабатывает компетенции, на основе которых строятся тестовые задания;

6) агент доступа к дополнительному материалу осуществляет вывод имеющихся проектов мультимедиа, вопросов для самоконтроля и рекомендаций по самостоятельной работе.

Основным преимуществом построенной архитектуры является ее семантическое распределение, обеспечивающее независимую работу агентов системы. Каждый агент выполняет отдельный вид работы, обладая всей необходимой информацией, а также способен обучаться и развивать свои знания. Применение мультиагентных систем в мониторинге успеваемости студентов в онлайн-обуче-нии позволяет создать более гибкое, адаптивное и персонализированное образовательное окружение. Агенты способствуют улучшению рекомендаций, обратной связи, сотрудничества и прогнозирования трудностей, что в конечном итоге способствует повышению успеваемости и качества обучения [8].

Внедрение данной архитектуры в образовательный процесс проходило на базе педагогического института, где была разработана система SMUS SSPI (система мониторинга успеваемости студентов).

База знаний о предметной области

База знаний о

процессе электронного обучения

База данных обучаемых

Программный агент системы электронного обучения

Агент доступа к знаниям

Агент интерфейса преподав ателя

Агент управления взаимодействиями в системе

Агент интерфейса обучающегося

I

I

Преподав атель

Обучающийся

Рис. 1. Архитектура мультиагентной системы

Объектом автоматизации системы являются процессы, связанные с ведением учета успеваемости обучающихся в государственном бюджетном обра о-вательном учреждении высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт».

Пользователями электронной системы SMUS SSPI являются:

- учащиеся педагогитеского института;

- профессорско-преподавательский состав образовательного учреждения;

и алрудники сфуктуриых подраздетендйорганизации и контроля образовательной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система SMUS SSPI автоматизирует следующие процессы:

- учет учебной деятельности («Электронный журнал»);

- проведение тестового контроля по курсам обучения и просмотр результатов тестирования в режиме реального времени;

- проведение диагностического среза знаний по пройденным дисциплинам;

- предоставление информации об успеваемости обучающихся в электронной и бумажной форме;

- составление аналитической и статистической отчетности об успеваемости;

- доступ к материалам (лекционные и практические) онлайн-курсов, разработанных для дистанционногообразования.

Перечень автоматизированных функций:

- формирование и размещение в подсистеме «Аналитика и отчетность» статистической и аналитической отчетности об успеваемости, предусмотренной нормативными актами педагогического института;

- регистрация в сводном реестре успеваемости сведений об итоговой успеваемости обучающихся;

- регистрация текущей успеваемости обучающихся;

- возможность внесения исправлений в журнал, указания причин исправления, протоколирование всех действий пользователей;

- регистрация итоговых контрольных оценок;

- регистрация замечаний и комментариев преподавателя к академической группе по читаемой дисциплине;

- формирование отчетности о полноте и своевременности заполнения электронных журналов;

Таблица 1

Уровни доступа в системе

УРОВЕНЬ ДОСТУПА РАЗДЕЛЫ ОСНОВНОГО МЕНЮ

Структура Корзина Статистика и отчеты Уведомления Профиль пользователя

Учс6| ю-мстодичес кос управление (УМУ) • Архивы учебных групп • Академические семестры • Направления подготовки • Профили подготовки • Факультеты • Кафедры • Преподаватели • Учебные группы « Папки и файлы • Архивы учебных групп • Академические семестры • Направления подготовки • Профили подготовки « Факультеты • Кафедры • Преподаватели • Учебные группы • Студенты • Дисциплины Статистика и отчеты Уведомления Профиль пользователя

Факультет • Кафедры • Учебные группы • Папки и файлы • Кафедры • Учебные труппы « Студенты • Дисциплины Статистика и отчеты Уведомления Профиль пользователя

Кафедра • Преподаватели * Папки и файлы * Преподаватели * Дисциплины Статистика и отчеты Уведомления Профиль пользователя

Профессорско-преподавательский состав * Папки к файлы * Дисциплины Статистика и отчеты Уведомления Профиль пользователя

Сттаент ПппЛип* пользователя

А'

S. ® §

о Q <s> * %

АРХИВЫ УЧЕБНЫХ ГРУПП ' АКАДЕМИЧЕСКИЕ СЕМЕСТРЫ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ ФАКУЛЬТЕТЫ КАФЕДРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Ö Л

УЧЕБНЫЕ ГРУППЫ

Рис. 2. Главная страница электронной системы SMUS SSPI

- формирование «бегунков» обучающимся, сдающим досрочно академическую сессию;

- формирование и экспорт сводной ведомости учета успеваемости (итоговых результатов академической группы за указанный семестр);

- администрирование базы данных: архивирование электронных журналов, в том числе с деперсонализацией данных.

Система SMUS SSPI построена на основе архитектуры с тонким клиентом (веб-браузером). Клиентские рабочие места системы рассчитаны на использование любого современного веб-браузера. Требования к аппаратному обеспечению клиентских рабочих мест пользователей не предъявляются.

В системе предусмотрены следующие уровни доступа:

- учебно-методическое управление;

- факультет;

- кафедра;

- профессорско-преподавательский состав;

- студент.

Совмещать сразу несколько уровней доступа запрещено.

В зависимости от уровня доступа в системе SMUS SSPI пользователь имеет доступ к различному функционалу системы (см. табл. 1).

Интеграция мультиагентных систем в мониторинг успеваемости студентов в онлайн-обучении может значительно повысить эффективность и персонализа-цию образовательного процесса. Однако важно учесть сложности и трудоемкость данного процесса, включая разработку архитектуры, программирование агентов и их интеграцию [9].

Рис. 3. Электронный журнал успеваемости академической группы

В начало ► Дистанционные курсы по кафедрам ► Кафедра математики, информатики и цифровых образовательных технологий ► ИКТ и медиаинформационная грамотность - ПИ2

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ — К

А- А А+ R Щ А Q

Управление курсом £ Режим

редактирования Ф Редактировать настройки

► Пользователи Т Фильтры

► Отчеты 0 Оценки

Показатели

► Значки |£| Резервное

копирование А Восстановить ¿1 Импорт £) Очистка

► Банк вопросов э Хранилища

► Переключиться к роли...

Новостной форум

Медиаинформационная грамотность педагога. Электронная персональная образовательная среда педагога

<• И Лекция 1. Медиаинформационная грамотность педагога. Электронная персональная образовательная среда педагога

Практическое занятие N01 «Структура и содержание электронной персональной образовательной среды педагога»

Методические рекомендации по выполнению практической работы «Написание и оформление текста реферата»

Доступ к данной теме закрыт. Пожалуйста, завершите обучение по предыдущей теме курса

Обработка числовой информации

Доступ к данной теме закрыт. Пожалуйста, завершите обучение по предыдущей теме курса

Работа с базами данных

Доступ к данной теме закрыт. Пожалуйста, завершите обучение по предыдущей теме курса

Создание мультимедийной презентации

Доступ к данной теме закоыт. Пожалуйста, завеошите обучение по поедыдушей теме куоса

Поиск По Форумам — К

I I

Расширенный поиск ®

Последние Новости — К

Добавить новую тему.., (Пока новостей нет)

Нет предстоящих событий

Перейти к календарю... Новое событие...

Последние Действия — К

Действия с пятница, 10 Сентябрь 2021, 14:05 Полный отчет о последних действиях

Со времени Вашего последнего входа ничего не произошло

Рис. 4. Онлайн-обучение в системе ЭИОС (LMS Moodle) с интегрированной архитектурой мультиагентного подхода

Системы мониторинга успеваемости студентов в онлайн-обучении пред- мендацийиобеспечении оперативной связи между студентами и преподавателя-

ставляют собой ключевой технологический инструмент, способствующий улуч- ми оказывается весьма продуктивной. Дальнейшие исследования в этой области

шению качества образовательного процесса. Их роль в адаптации обучения к могут способствовать разработке более точных и эффективных методов монито-

индивидуальным потребностям, предоставлении персонализированных реко- ринга успеваемости [10].

Библиографический список

1. Aбросимов A.T Технология дистанционного обучения в дополнительном образовании. Информатика и образование. 2004; №У: УУ-в2.

2. Aндреев A.A. Педагогика высшей школы. Новый курс. Москва: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.

3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Москва: ИИТО ЮНЕСКО, 2013.

4. Сергеев AX. Введение в электронное обучение. Владимир: Издательство ВлГУ, 201У.

5. Тавгень ИА Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы. Минск: БГУ 2012.

6. Селиванова Е.Ю. Электронное обучение за рубежом: примеры МООК. Available at: http://zlatmk.ru/ehlektronnoeobuchenie-za-rubezhom-primery-mook У. Бадарч Д., Токарева Н., Цветкова М. МООК: реконструкция высшего образования. Высшее образование в России. 2019; № 10: 135-146.

S. Бугайчук К. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы. Высшее образование в России. 201S; № 3: 14S-155.

9. Михеева О.П. Современная систематика массовых онлайн-курсов на основе одномерных таксономических схем. Современные информационные технологии и ИТ-образование: сборник научных трудов X Юбилейной Международной научно-практической конференции. Москва: МГУ, 201У: 5S-66.

10. Голубева A.K Массовые открытые онлайн-курсы: понятие, классификация и опыт применения в системе высшего образования. Вопросы педагогики. 201У; № У: 25-29.

References

1. Abrosimov A.G. Tehnologiya distancionnogo obucheniya v dopolnitel'nom obrazovanii. Informatika i obrazovanie. 2004; №У: УУ^2.

2. Andreev A.A. Pedagogika vysshej shkoly. Novyj kurs. Moskva: Moskovskij mezhdunarodnyj institut 'ekonometriki, informatiki, finansov i prava, 2002.

3. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii. Moskva: IITO YuNESKO, 2013.

4. Sergeev A.G. Vvedenie v 'elektronnoe obuchenie. Vladimir: Izdatel'stvo VlGU, 201У.

5. Tavgen' I.A. Distancionnoe obuchenie: opyt, problemy, perspektivy. Minsk: BGU, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Selivanova E.Yu. 'Elektronnoe obuchenieza rubezhom: primery MOOK. Available at: http://zlatmk.ru/ehlektronnoeobuchenie-za-rubezhom-primery-mook У. Badarch D., Tokareva N., Cvetkova M. MOOK: rekonstrukciya vysshego obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2019; № 10: 135-146.

S. Bugajchuk K. Massovye otkrytye distancionnye kursy: istoriya, tipologiya, perspektivy. Vysshee obrazovanie v Rossii. 201S; № 3: 14S-155.

9. Miheeva O.P. Sovremennaya sistematika massovyh onlajn-kursov na osnove odnomernyh taksonomicheskih shem. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie: sbornik nauchnyh trudov X Yubilejnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGU, 201У: 5S-66.

10. Golubeva A.N. Massovye otkrytye onlajn-kursy: ponyatie, klassifikaciya i opyt primeneniya v sisteme vysshego obrazovaniya. Voprosy pedagogiki. 201У; № У: 25-29.

Статья поступила в редакцию 31.08.23

УДК 378.147

Saidov Z.A., teaching assistant, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia),

E-mail: kafedra_terek@mail.ru

ACTIVE METHODS OF FORMATION OF PROFESSIONAL SUBJECTIVITY OF FUTURE ECONOMISTS. The objective of the study is to clarify the list of active methods for forming the professional subjectivity of future economists. In this case, first of all, methods will be studied that will be flexible to various external pedagogical conditions of implementation; will not require significant financial, organizational and personnel costs. In other words, active learning methods should be cost-effective for higher education institutions. The methodology of scientific work is mediated by the scientific discoveries of A. N. Leontiev. The author particularly emphasizes clarifying the role of activity in the formation of various knowledge, skills and abilities in the individual. The scientific novelty of the work is determined by the identification of a list of active teaching methods that allow the most effective formation of the professional subjectivity of future economists. As a result, it is substantiated that heuristic and interactive teaching methods, as well as psychological trainings, are most suitable for achieving the goal of pedagogical research.

Key words: professional subjectivity, future economists, active learning methods, the formation of cognitive skills, heuristic teaching methods

З.А. Саидов, асс. Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, г. Грозный, E-mail: kafedra_terek@mail.ru

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Целью представляемого исследования является уточнение перечня активных методов формирования профессиональной субъектности будущих экономистов. При этом в первую очередь необходимо обратить внимание на такие методы, которые при апробации в той или иной педагогической системе не будут требовать значительных финансовых, организационных и кадровых затрат. Иными словами, активные методы обучения должны быть экономически выгодны для учреждений высшего образования. Методология научной работы опосредована научными открытиями А.Н. Леонтьева. В частности, речь идёт об уточнении роли деятельности в формировании у личности различных знаний, умений и навыков. Научная новизна работы определяется выявлением перечня активных методов обучения, позволяющих наиболее эффективно формировать профессиональную субъектность будущих экономистов. В результате обосновано, что эвристические и интерактивные методы обучения, а также психологические тренинги более всего подходят для достижения поставленной цели педагогического исследования.

Ключевые слова: профессиональная субъектность, будущие экономисты, активные методы обучения, формирование когнитивных навыков, эвристические и интерактивные методы обучения, психологические тренинги

Одними из ценных качеств будущих экономистов является их функциональная самостоятельность, инициативность и творческий подход к решению возникающих проблем. В научной литературе указанный комплекс черт принято называть профессиональной субъектностью. Именно благодаря ей личность может эффективно самореализовываться, активно преобразовывать свой внешний и внутренний мир и эффективно выполнять трудовые обязанности.

Важно отметить, что перед современными экономистами зачастую ставятся нестандартные задачи, которые требуют одновременной активизации мягких и жёстких компетенций. При отсутствии знаний, умений и навыков, которые требуются для решения той или иной проблемы, специалист должен уметь в кратчайшее время их освоить.

Также важно отметить, что социальный запрос, а также цели современных образовательных программ высшего образования предъявляют целый ряд серьёзных требований к трудовым компетенциям будущих экономистов. В частности, речь идёт о формировании у них готовности к самостоятельному анализу экономических закономерностей в различных областях жизнедеятельности общества; умений пресекать экономические преступления; психологической устойчивости к влиянию негативных внешних факторов. При этом для нас в первую очередь будет важен анализ их когнитивной активности. В этой связи уточним,

что умение проводить сложную аналитическую работу основывается не только на базовых теоретических знаниях математического анализа, экономического моделирования и т. п. Продуктивность владения указанным навыком определяется высокой социальной и культурологической грамотностью специалиста. Именно благодаря обширным энциклопедическим знаниям специалист способен проявлять свою уникальную субъектную позицию по тому или иному проблемному вопросу. Дополнительно укажем, что изучаемый вид профессионально важного качества требует развития у будущих экономистов критического мышления, которое позволит ему грамотно отбирать наиболее эффективные формы, методы и средства для выполнения трудовых поручений.

Для того чтобы у изучаемой категории лиц сформировать значимые атрибуты профессиональной субъектности, необходимы особые условия обучения. В частности, важно выявить наиболее оптимальные дидактические методы, которые позволят с наименьшими кадровыми, финансовыми и организационными затратами решить поставленную педагогическую задачу.

Исходя из особенности и сущности такого качества, как профессиональная субъектность, необходимо обратить внимание на активные методы обучения. Мы полагаем, что только деятельностные формы учебных занятий помогут сформировать у будущих экономистов не только требуемые трудовые навыки,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.