Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 6 (1), с. 20-26
УДК 378
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ АСПИРАНТСКИХ ПРОГРАММ
© 2011 г. Л.А. Остапенко, А.А. Миронос, Б.И. Бедный
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 05.10.2011
Представлен опыт организации системы мониторинга и контроля подготовки кадров высшей квалификации, основанный на формализации результатов учебной и исследовательской работы аспирантов. Показаны аналитические возможности базы данных балльной аттестации для получения развернутой характеристики процессов подготовки аспирантов по отдельным научным направлениям и специальностям.
Ключевые слова: подготовка научных кадров, аспирантура, эффективность, мониторинг, аттестация, критерии.
Одним из основных механизмов внутриву-зовского контроля качества подготовки научных кадров является аттестация аспирантов, которая осуществляется в соответствии с Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации [1]. Развитие внутривузовских методов и форм контроля эффективности и качества аспирантских программ в значительной степени базируется на формализации процесса аттестации. В ряде университетов разработаны аттестационные процедуры, основанные на использовании количественных критериев результативности учебной и исследовательской работы аспирантов1, в том числе на балльной оценке аспирантской подготовки (Нижегородский, Толь-яттинский, Ульяновский государственные университеты, Белгородский технический университет, Нижегородский лингвистический университет, Красноярский государственный аграрный университет, Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники и др.) [2].
Механизм балльной аттестации предполагает, что аспирант по итогам выполнения годового этапа индивидуального плана должен набрать определенное количество баллов, превышающее установленное университетом критериальное (пороговое) значение. В числе показателей, за которые начисляются баллы, обычно присутствуют результаты кандидатских экзаменов, научные публикации и конференции, стажировки, освоение образовательной программы, гранты на проведение научных исследований, именные стипендии, награды и др.
В ННГУ балльная аттестация аспирантов введена в 2005 году. Порядок аттестации содержит перечень показателей результативности с указанием количества баллов, получаемых за каждый вид учебной и научной работы [3]. Созданная институтом аспирантуры и докторантуры ННГУ специализированная база данных обеспечивает возможность получения оперативной (on line) информации о продуктивности текущей работы аспирантов. Такая информация важна для организации контроля качества подготовки аспирантов и выработки на этой основе управленческих решений, направленных на совершенствование аспирантских программ.
В настоящей работе на примере результатов аттестации за 2009/10 учебный год иллюстрируются информационные и методические возможности созданной базы данных для оценки продуктивности учебной и исследовательской работы аспирантов.
Общая характеристика результатов балльной аттестации
Из 411 аспирантов очной формы обучения, прошедших аттестацию, 206 человек обучаются по программам естественно-научного профиля (физико-математические, технические, химические и биологические специальности) и 205 - по программам социогуманитарного профиля (исторические, политические, социологические, филологические, философские, психологические, экономические и юридические специальности).
Анализ итогов аттестации позволил выделить четыре условные группы (кластеры) аспи-
□20-29 баллов ■30-39 баллов □40-69 баллов □более 70 баллов
Рис. 1. Результаты балльной аттестации: распределение аспирантов по набранным баллам
Доля аспирантов,%
0 20 40 60 80 100
Сдача кандидатского экзамена на "отлично"
Сдача кандидатского экзамена на "хорошо"
Сдача кандидатского экзамена на "удовлетворительно"
Образовательная программа в аспирантуре, включая факультативные курсы
Педагогическая практика объемом не более 100 часов
Публикация статьи в международном и центральном российском издании (из перечня ВАК)
Доклад, опубликованный в материалах всероссийской и международной конференций
Публикация статьи в межвузовском, региональном и внутривузовском издании
Публикация тезисов доклада на международных и всероссийских симпозиумах, конференциях, семинарах
Публикация тезисов доклада на региональных симпозиумах, конференциях, семинарах
Охранный документ (патент, свидетельство о регисграциии)на объект интеллектуальной собственности Дипломы, фанты и другие поощрения, полученные на международных или всероссийских конкурсах научных работ Дипломы, фанты и другие поощрения, полученные на региональных, межвузовских и внутривузовских конкурсах научных работ
Представленная в печатном виде и одобренная научным руководителем диссертация
Успешная предзащита диссертации
□20-29 баллов □ 30-39 баллов □ 40-69 баллов аболее 70 баллов
!'.ї.......у.у.у.у.у.у.у.у.уу.........у.у;.у.у.у.у.у.у.у:.у
чЧЧ^^\\\\\\\ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ^к^
... I
□
ь_
^\\\\\\\\\^ 3^5
Рис. 2. Распределение кластеров по показателям результативности
2%
□ 20-29 баллов
□ 30-39 баллов (□40-69 баллов аболее 7-0 баллов
Рис. 3. Распределение аспирантов естественно-научного (а) и социогуманитарного профилей (б) по набранным баллам
Сдача кандидатского экзамена на"отлично" Сдача кандидатского экзамена на "хорошо"
Сдача кандидатского экзамена на "удовлетворительно"
Образовательная программа в аспирантуре, включая ф а куп ьтати вн ы е кур сы
Педагогическая практика объемом не бопее 100 часов
Публикация статьи в международном и центральном российском издании (из перечня ВАК)
Доклад, опубликованный в материалах всероссийской и международной конференций
Публикация статьи в межвузовском, региональном и внутривузовском издании
Публикация тезисов доклада на международных и всероссийских симпозиумах, конференциях, семинарах
Публикация тезисов доклада на региональных симпозиумах, конференциях, семинарах
Охранный документ (патент, свидетельство о регисграциии)на объект интеллектуальной собственности
Дипломы, фанты и другие поощрения, полученные на международных или всероссийских конкурсах научных работ
Дипломы, фанты и другие поощрения, полученные на региональных, межвузовских и внутривузовских конкурсах научных работ
П редста впеннаявпечатномвидеи одобрен наян аучн ы м руко водител ем ди ссерта ция
Успешная предзащита диссертации
Ь
20
Доля аспирантов, %
40 60
01 год обучения 12 год обучения ПЗ год обучения
80
Рис. 4. Результаты балльной аттестации аспирантов по годам обучения
рантов, отличающиеся результативностью учебной и научной работы: первый кластер - аспиранты, набравшие 20-29 баллов, т.е. выполнившие минимальные требования, позволяющие пройти аттестацию2, второй кластер - 30-39 баллов; третий кластер - 40-69 баллов; четвертый кластер - более 70 баллов. На рис.1 показана общая структура результатов аттестации. Видно, что 41% аспирантов принадлежит к первому кластеру, а более высокие результаты показали 59% аспирантов.
На рис. 2 показано, как распределены аспиранты различных кластеров по отдельным показателям результативности. Для каждого кластера можно отметить ряд особенностей в проявлениях учебной и исследовательской активности. Так, доля аспирантов, опубликовавших статьи в ведущих российских и международных изданиях и журналах, набравших в ходе аттестации 30-39 баллов, почти вдвое превышает долю аспирантов с результатами аттестации в диапазоне от 20 до 29 баллов. Кроме того, аспиранты второго кластера существенно опережают аспирантов первого кластера по таким параметрам, как доклады на всероссийских и международных конференциях, гранты, именные стипендии, победы в конкурсах научных работ. Из рис. 2 видно, что у аспирантов с результатами от 20 до 29 баллов преобладают статьи и тезисы докладов в изданиях регионального или внутривузовского уровней. Вместе с тем следует отметить, что в отношении учебной деятельности итоги аттестации аспирантов, принадлежащих к разным кластерам, отличаются незначительно.
Высокие результаты аспирантов третьего и четвертого кластеров обусловлены, в первую очередь, их публикационной активностью: 65.3% аспирантов с результатами аттестации от 40 до 69 баллов и 85.2% аспирантов, набравших 70 и более баллов, имеют статьи в ведущих российских и международных изданиях, более половины - доклады и тезисы в сборниках материалов всероссийских и международных конференций. Видно, что доля аспирантов, принадлежащих к третьему и четвертому кластерам, имеющих дипломы, гранты и другие поощрения, многократно превышает соответствующий показатель для аспирантов первой и второй групп.
Рисунок 3 демонстрирует различия в структуре результатов балльной аттестации аспирантов, специализирующихся в естественно-научных и социогуманитарных дисциплинах. Доля аспирантов социогуманитарного профиля, набравших при аттестации 20-29 баллов (т.е. попавших в первый кластер), составляет 58%. Это
более чем вдвое превышает процент аспирантов естественно-научного профиля, вошедших в первый кластер (23%). Отметим также, что у естественников налицо существенно более равномерное распределение по группам баллов, причем удельный вес второй и третьей групп почти одинаковый.
Распределение учебной и исследовательской активности аспирантов по годам обучения
Приоритетным направлением работы аспирантов первого года обучения является сдача кандидатских экзаменов (см. рис. 4). Около 30% первокурсников являются авторами докладов, представленных на международных и всероссийских конференциях. В то же время процентная доля аспирантов, опубликовавших или подготовивших к печати статьи в ведущих международных и российских изданиях и журналах из перечня ВАК, составляет лишь 24%.
Усилия значительной части аспирантов второго года обучения сосредоточены на прохождении педагогической практики. Вместе с тем существенным образом возрастает их публикационная активность: 58.6% имеют статьи, опубликованные в рецензируемых изданиях, 50% -доклады и тезисы, опубликованные в материалах всероссийских и международных конференций. Обращает на себя внимание тот факт, что активность аспирантов, направленная на публикацию материалов диссертационных исследований в межвузовских и региональных изданиях, значительно меньше (35%).
У аспирантов третьего года обучения на первом месте по значимости видов деятельности также находится апробация результатов в ведущих российских и зарубежных изданиях (48.3%).
Как видно из рис. 4, педагогическая практика достаточно равномерно распределена в нагрузке аспирантов первого, второго и третьего годов обучения. Интересно, что доля выдающихся аспирантов, получивших именные стипендии, гранты и дипломы за победу на международных и всероссийских конкурсах научных работ, практически не зависит от года обучения.
Анализ дисциплинарных особенностей учебной и исследовательской работы аспирантов
На рис. 5 и 6 приведены результаты сравнительного анализа аттестации аспирантов естественно-научного и социогуманитарного профилей. По таким показателям, как сдача кандидат-
Рис. 5. Результаты балльной аттестации аспирантов естественно-научного профиля с учетом периода обучения
ских экзаменов, прохождение педагогической практики, результаты естественников и гуманитариев различаются несущественно. В то же время естественники существенно опережают гуманитариев по количеству статей в ведущих научных изданиях. Наиболее существенное превышение по публикациям в международных и российских журналах наблюдается по результатам второго года обучения (75% естественников против 41% аспирантов социогуманитарно-го профиля).
Гуманитарии демонстрируют весьма скромные результаты в отношении дипломов, грантов и других поощрений на конкурсах научных работ: максимальная доля равна 5% у аспирантов
третьего года обучения. У аспирантов естественно-научного профиля первого и третьего годов обучения данный показатель составляет 29%.
Для формализованной оценки продуктивности научной работы аспирантов несомненный интерес представляют показатели их публикационной активности. На рис. 7 представлены структуры публикаций аспирантов естественнонаучного и социогуманитарного профилей. Видно, что и у естественников, и у гуманитариев лидируют публикации в материалах всероссийских и зарубежных конференций. В то же время статьи в центральных российских и зарубежных изданиях у аспирантов естественно-
Доля астраніов, %
О 10 20 ЗО 40 50 60 70
Сдача кандидатского экзамена на“отлично”
Сдача кандидатского экзамена на “хорошо"
Сдача кандидатского экзамена на “удовлетворительно"
Образовательная программа в аспирантуре, включая факультативные курсы
Педагогическая практика объемом не более 100 часов
Публикация статьи в международном и центральном российском издании (из перечня ВАК)
Доклад опубликованный в материалах всероссийской и международной конференций
Публикация статьи в межвузовском, региональном и внугривузовском издании Публикация тезисов доклада на международных и всероссийских симпозиумах, конференциях, семинарах
Публикация тезисов доклада на региональных
симпозиумах, конференциях, семинарах
Охранный документ (патент, свидетельство о
регистрациии) на обьект интеллектуальной
собственности Дипломы, гранты идругие поощрения, полученные
на международных или всероссийских конкурсах
научных работ Дипломы, гранты идругие поощрения, полученные
на региональных, межвузовских и внутривузовских
конкурсах научных работ
Представленная в печатном виде и одобренная
научным руководителем диссертация
Успешная предзащита диссертации
Рис. 6. Результаты балльной аттестации аспирантов социогуманитарного профиля с учетом периода обучения
□ Статьи в центральных российских и зарубежных изданиях
■ Статьи в межвузовских, региональных и вузовских изданиях
□ Публикации в материалах всероссийских и зарубежных конференций
□ Публикации в материалах региональных и вузовских конференций
6
Рис. 7. Структура публикаций аспирантов: а) естественно-научный профиль; б) социогуманитарный профиль
научного профиля составляют 25% от общего количества публикаций против 14% у гуманитариев. Соотношение между публикациями в центральных и региональных изданиях у аспи-рантов-естественников - 78:22, что, в целом, коррелирует с данными рис. 5. Аспиранты гуманитарного профиля отдают явное предпочтение статьям в вузовских и региональных изданиях, их доля в общем массиве публикаций -35%. Среднее значение числа статей в международных и российских изданиях из перечня ВАК (из расчета на одного аспиранта) у естественников - 1, у аспирантов социогуманитарного профиля - 0.4.
Приведенные данные по структуре публикаций в целом согласуются с наукометрическими оценками продуктивности исследовательской работы аспирантов, выполненными в работе [4].
Заключение
Анализ результатов балльной аттестации позволяет получить достаточно подробную информацию о подготовке аспирантов по различным научным специальностям. На наш взгляд, балльная аттестация обеспечивает возможность формализованной оценки учебной и исследовательской работы аспирантов по таким важным критериям, как публикационная активность, степень доведения результатов диссертационных исследований до научной общественности, именные стипендии, гранты и дипломы, наличие финансовой поддержки научного проекта, по тематике которого готовится диссертация.
Отметим, что база данных по аттестации аспирантов предоставляет возможность построе-
ния рейтинга аспирантов, а также ранжирования аспирантских программ по эффективности (в рамках одной или близких научных специальностей). Результаты балльной аттестации целесообразно учитывать при проведении внут-ривузовских конкурсов научных работ аспирантов и при переводе аспирантов из внебюджетной аспирантуры на бюджетную форму обучения.
Примечания
1. При подготовке работы использована информация, содержащаяся на официальных сайтах высших учебных заведений.
2. В соответствии с порядком аттестации аспирантов ННГУ минимальное количество баллов, необходимое для прохождения аттестации аспирантов очной формы обучения, составляет: первый и второй годы обучения - 20, третий год - 30. Для аспирантов заочной формы обучения: первый-третий годы обучения - 15 баллов, четвертый год - 25.
Список литературы
1. Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере послевузовского профессионального образования. М., 2003. С. 137-156.
2. Булярский С.В., Львов П.Е. Опыт Ульяновского государственного университета по совершенствованию системы контроля качества подготовки научно-педагогических кадров //Сохранение и развитие научного потенциала Приволжского федерального округа: опыт высших учебных заведений. Сборник статей. Выпуск 3. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005. С. 133-138.
3. http://www.unn.ru/ppo/att_asp.html
4. Бедный Б.И., Миронос А.А., Серова Т.В. Продуктивность исследовательской работы аспирантов // Высшее образование в России. 2006. №7. С. 20-36.
THE SYSTEM FOR MONITORING POSTGRADUATE TRAINING AS A TOOL TO ANALYZE THE EFFECTIVENESS OF PH.D. PROGRAMS
L.A. Ostapenko, A.A. Mironos, B.I. Bednyi
We present our experience in the organization of a system for monitoring and control of postgraduate training based on the formalization of the results of academic and research work of Ph.D. students. Analytical potential is demonstrated of the database for point-rating certification of Ph.D. students permitting to obtain detailed characteristics of the processes of postgraduate training in specific fields of science and areas of studies.
Keywords: science education, postgraduate studies, effectiveness, monitoring, certification, criteria.