Bibliography
1. Afanasjeva, I.A. Realizaciya mezhpredmetnihkh svyazeyj kak odno iz napravleniyj povihsheniya kachestva obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http: festival. 1 September. ru/articles/527712/
2. Giljchenok, N.L. Praktikum po perevodu nauchnihkh i publicisticheskikh tekstov s nemeckogo yazihka na russkiyj. - SPb., 2008.
3. Inostrannihyj yazihk v sfere professionaljnoyj deyateljnosti (na materiale nemeckogo yazihka): uchebno-metodich. posob. / sost. G.A. Khaustova. - Barnaul, 2012.
Статья поступила в редакцию 18.09.13
УДК 37.013.42
Yudina A.I., Khorosheva T.A. MONITORING SYSTEM EFFECTIVENESS OF EVALUATION WITH FAMILY. This paper proposes a novel approach to evaluating the effectiveness of rehabilitation programs for children who are at risk. In order to maintain a family environment and prevention of family problems, the monitoring of the process aims to work with the family. This approach allows us to improve information management decisions.
Key words: evaluation of the process of rehabilitation, family socialization.
А.И. Юдина, канд. пед. наук, доц., директор института социально-культурных технологий Кемеровского гос. университета культуры и искусств, г. Кемерово, Е-mail: [email protected]; Т.А. Хорошева, канд. технич. наук, доц. каф. автоматизации исследований и технической кибернетики Кемеровского гос. университета, г. Кемерово, Е-mail: [email protected]
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
В статье предложен оригинальный подход к оценке эффективности программ реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении. С целью сохранения семейного окружения и профилактики семейного неблагополучия, система мониторинга данного процесса направлена на работу с семьей. Данный подход позволяет повысить информативность принимаемых управленческих решений.
Ключевые слова: оценка эффективности, процесс реабилитации, семья, социализация.
Современный этап развития социально-экономических процессов в России характеризуется одной из наиболее актуальных проблем - интенсивный рост количества детей «группы риска». Термин «дети группы риска» появился относительно недавно и непосредственно связан с изменениями экономического и общественно-политического строя в стране. К данной категории обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, проявляющих девиантное поведение.
С целью осуществления мероприятий, направленных на уменьшение количества детей данной категории в Российской Федерации реализуется федеральная целевая программа «Дети России», одним из направлений действия которой предусмотрена организация социально-педагогической реабилитации детей, попавших в группу риска.
Социально-педагогическая реабилитация рассматривается нами, как восстановление у ребенка основных социальных функций личности, психического и нравственного здоровья, социального статуса. Мероприятия по социальной реабилитации детей осуществляются на уровне детских специализированных учреждений социальной защиты населения - социально-реабилитационных центров (Центр) [1, с. 4]
Для решения стратегических и оперативных задач управления процессом реабилитации в условиях Центра необходимо наличие объективной информации о ресурсах, процессах и результатах реабилитации, что в свою очередь требует создания и поддержания в актуальном состоянии системы мониторинга для
оценки эффективности программ реабилитации, в частности, при работе с семьей. При создании такой системы важно определить объекты мониторинга, существенно влияющие на процесс принятия управленческого решения.
Основной целью мониторинга является информационное обеспечение управления качеством программ реабилитации, реализуемых в рамках работы Центра.
Разработка системы мониторинга осуществляется на основе построенной информационной модели. Информационная модель позволяет символически выразить технологию подготовки управленческих решений.
На рис. 1. представлен граф системы реабилитации, включающий основные объекты и связи между ними.
Такой граф называют информационно-логической моделью или инфологической моделью предметной области.
Мы видим, что без взаимодействия с семьей процесс реабилитации становится неполным. Невозможно рассматривать ребенка как объект воздействия в отрыве от семьи, в связи с этим, к процессу реабилитации необходимо подходить комплексно, решая проблемы ребенка, находящегося в Центре, и уменьшая социальную дезадаптацию семьи в трудной жизненной ситуации [2].
Обеспечивает взаимодействие специалистов и семьи в рамках реабилитационного процесса служба сопровождения семьи. Рассмотрим схему формирования информационного поля социального сопровождения семьи в рамках работы Центра (рис. 2).
Рис. 1. Граф системы работы с семьей
Рис. 2. Формирование информационного поля социального сопровождения семьи
Работа с семьей начинается с момента поступления несовершеннолетнего в Центр. Важным является определение реабилитационной группы семьи, на основе которой в дальнейшем дается оценка эффективности реабилитационного процесса.
Определение реабилитационной группы, а также оценка эффективности реабилитационных воздействий дается на основе социального профиля семьи.
Социальный профиль семьи включает следующие показатели: категория семьи (таблица 1); категория несовершеннолет-
него (таблица 2); социальный статус отца (или лица, его заменяющего) (таблица 3); социальный статус матери (или лица, его заменяющего) (таблица 3); уровень социальной адаптации семьи (таблица 4); особенности семейного воспитания (таблица 5). Описание вышеуказанных показателей представлено в таблицах 1-5.
Нужно отметить, что используемый графический метод является наиболее приемлемым с точки зрения обработки и анализа, а также интерпретации результатов.
Таблица 1
Описание показателя социального профиля «Категория семьи»
Категория семьи Описание категории Г руппа
Малообеспеченная Семья, среднедушевой доход которой не достигает прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. 1
Семья «группы риска» Семья, имеющая в своем составе алкоголиков, наркоманов, токсикоманов или лиц, совершающих правонарушения или другие антиобщественные действия. 2
Социально опасная семья Семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном для их жизни и здоровья положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются сними. 3
Описание показателя социального профиля «Категория несовершеннолетнего» Таблица 2
Категория несовершеннолетнего Описание категории Г руппа
Несовершеннолетний, находящийся в трудной жизненной ситуации Лицо до 18 лет, которое находится в обстановке, не отвечающей требованиям его воспитания и содержания. 1
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении Лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей собой опасность для его жизни или здоровья или не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, или совершает правонарушения или другие антиобщественные действия. 2
Безнадзорный Несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей. 3
Беспризорный Безнадзорный, не имеющий постоянного места жительства и (или) места пребывания. 3
Описание показателя социального профиля «Социальный статус родителей» Таблица 3
Социальный статус родителя Описание категории Г руппа
Безработный Трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в органах службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущий работу и готовый приступить к ней. 1
Временно нетрудоспособный Трудоспособный гражданин, в силу временных обстоятельств не имеющий возможности выполнять трудовые обязанности. 1
Оказавшийся в трудной жизненной ситуации Лицо, которое находится в обстановке, не отвечающей требованиям его жизни. 1
Инвалид Лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты. 2
Без вести пропавший, без вести отсутствующий Гражданин, местонахождение которого неизвестно. 2
В местах лишения свободы Гражданин, отбывающий уголовное наказание. 2
Страдающий психическими заболеваниями Лицо, имеющее нарушение психического здоровья, находящийся на учете. 3
Без определенного места жительства и занятий Гражданин, не имеющий регистрации по месту жительства в качестве собственника, по договору найма или поднайма, договору аренды или на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или не имеющий возможности проживать по месту регистрации по независящим от него причинам. 3
Описание показателя социального профиля «Уровень социальной адаптации семьи» Таблица 4
Уровень социальной адаптации Описание категории Г руппа
Высокий Широкий диапазон социальных контактов; способность адекватно воспринимать социальное общение; наличие положительных жизненных планов. 1
Средний Средний диапазон социальных контактов; способность адекватно воспринимать социальное общение, несформированность жизненных планов. 2
Низкий Узкий диапазон социальных контактов, неспособность адекватно воспринимать социальное общение, отсутствие положительных жизненных планов. 3
Таблица 5
Описание показателя социального профиля «Особенности семейного воспитания»
Особенности семейного воспитания Описание категории Группа
Педагогическая несостоятельность Родители с ограниченными воспитательными возможностями. 1
Конфликты между членами семьи Неуважение личности ребенка, затруднение родителей и ребенка в межличностном взаимоотношении. Разногласия в понимании функций семьи. 2
Насилие в семье, жестокое обращение с детьми Моральное и (или) физическое насилие над личностью в семье. Отсутствие у родителей желания заботиться о своих детях. 3
С помощью лепестковой диаграммы мы можем представить как оценку социального развития семьи в конкретный момент времени, так и проследить ее развитие в динамике, используя результаты мониторинговых исследований.
Разбив площадь многоугольника на три области (I , II и III реабилитационная группа соответственно), можно по социальному профилю давать точную, объективную оценку степени социального развития семьи, выявлять и корректировать отклонения от нормального развития. Нормальное развитие семьи определяется точкой {0}.
Рассмотрим возможности применения описанной методики на примере семьи, ребенок которой проходил реабилитацию по программе «Росток».
На рисунке 3 представлен социальный профиль семьи N на момент обращения в Центр.
Нетрудно определить, что рассматриваемая семья относится к первой реабилитационной группе (ее социальный профиль практически весь находится в первой области). Анализ социального профиля позволяет также выявить зону ближайшего развития (перспективные направления реабилитации), а именно:
• изменение категории семьи путем оказания материальной помощи и устройство младших детей в дошкольное образовательное учреждение;
• изменение статуса несовершеннолетнего, находящегося в Центре;
• работа с психологом по позитивной адаптации к жизни.
Работа с семьей продолжалась в течение шести месяцев.
Члены семьи шли на контакт, выполняя совместный план реабилитации семьи. На рис. 4 мы можем видеть изменение социального профиля семьи (до и после совместной работы).
Анализируя социальный профиль семьи до и после реабилитации, мы видим несомненный эффект проведенных мероприятий.
Эффективность реабилитации (реабилитационных воздействий) можно определить как степень соответствия результата требуемому, или степень достижения цели. Степень достижения цели определяется с помощью критериев эффективности.
Можно выделить следующие критерии оценки эффективности:
1) изменение категории несовершеннолетнего;
2) изменение статуса родителя (одного или обоих);
3) улучшение уровня социальной адаптации семьи (позитивная адаптация);
4) изменение категории семьи.
Основной целью в процессе социально-педагогического сопровождения семьи является повышение ее реабилитационного потенциала, поэтому главным критерием оценки эффективности является изменение реабилитационной группы семьи, который можно проследить по социальному профилю. Оценку эффективности можно определить с помощью следующей шкалы:
2 - произошли социально значимые изменения в семье (изменение реабилитационного потенциала семьи);
1 - улучшение социального положения семьи (изменение по одному или нескольким параметрам);
0 - нет изменений (нет сдвигов в социальном профиле семьи, либо они социально незначимые).
Например, анализируя социальный профиль семьи N можно дать оценку эффективности 1.
Рис. 4. Изменение социального профиля семьи N
Представленный пример иллюстрирует возможности применения данной методики при мониторинге оценки эффективности работы с семьей в рамках деятельности Центра.
Использование системы мониторинга оценки эффективности социального сопровождения семьи в работе Центра позволяет оценивать успешность реабилитационных курсов, осуществлять координацию выполнения индивидуальных программ,
Библиографический список
а также вести мониторинг изменений социальных характеристик различных категорий семей «группы риска».
Анализ социального профиля семьи позволяет не только диагностировать показатели оценки эффективности, но и прогнозировать направления и формы развития реабилитационного потенциала семьи.
1. Карташов, В.Я. Управление процессом социальной реабилитации на основе моделирования / В.Я. Карташов, Т.А. Хорошева, А.И. Юдина. - Кемерово, 2010.
2. Юдина, А.И. Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации: социально-культурный подход. - Кемерово, 2013. Bibliography
1. Kartashov, V.Ya. Upravlenie processom socialjnoyj reabilitacii na osnove modelirovaniya / V.Ya. Kartashov, T.A. Khorosheva, A.I. Yudina. -Kemerovo, 2010.
2. Yudina, A.I. Pedagogika socializacii podrostkov v trudnoyj zhiznennoyj situacii: socialjno-kuljturnihyj podkhod. - Kemerovo, 2013.
Статья поступила в редакцию 13.09.13
УДК 378.02:372.8
Almadakova G. У. USE of DIALOGUE TASKS WHEN TRAINING STUDENTS IN THE GENERAL PHYSICS.
Expediency of use of dialogue tasks locates in article when training students in physics and the example of a dialogue task of an electromagnetic induction is given.
Key words: physical tasks, the dialogue tasks, developing education, theoretical knowledge.
Г.В. Алмадакова, аспирантка ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛОГОВЫХ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ОБЩЕЙ ФИЗИКЕ
В статье обосновывается целесообразность использования диалоговых задач при обучении студентов физике, приводится пример диалоговой задачи по электромагнитной индукции.
Ключевые слова: физические задачи, диалоговые задачи, развивающее обучение, теоретические знания.
Для того, чтобы включить студентов в понятийную творческую учебную деятельность при решении физических задач, можно воспользоваться диалоговой формой обучения. Диалоги различного типа (информационно-проблемные, эвристические и исследовательские) позволяют осуществлять необходимые взаимодействия между преподавателем и студентами, а также меж-
ду самими студентами [1-4]. Такая форма обучения учитывает диалоговую природу теоретических знаний и становится в учебном процессе базовым методом организации развивающего обучения, когда обучающиеся получают не только новые знания, но и усваивают способы получения этих знаний.