В качестве вариантов проявления скрытых форм инновационных конфликтов можно выделить[5]:
1. Формальное участие в инновациях. Педагог открыто не выражает своё несогласие, но использует любую возможность избежать участие в инновационной деятельности, уходя на больничный, ссылаясь на тяжелые семейные ситуации, плохое самочувствие и т. д. Если контроль за участием в инновационной деятельности отсутствует, то данное поведение выглядит естественным. В действительности же отказ от нововведений налицо.
2. Ситуация, когда происходит освоение лишь некоторых наиболее привлекательных и легко реализуемых элементов инновации, не требующих серьезных усилий. Так, например, в процессе освоения личностно-ориентированных технологий некоторые педагоги демонстрируют изменение образовательного пространства, сохраняя при этом традиционные методы обучения. Действенность и степень освоения нового может определить научный консультант - специалист в данном виде инноваций.
3. «Вечный эксперимент» - такая форма обеспечивает педагогу снижение контроля за результатами инновационной деятельности, поскольку пока идет внедрение, оценить результаты не представляется возможным. Руководители образовательных учреждений отмечают, что практически во всех школах есть педагоги, выбирающие такую тактику поведения. Периодическая отчетность помогает выявить тех, кто «стоит на месте», реально не осваивая новое.
4. «Отчётное внедрение», где изменения осуществляются только на бумаге, в реальности всё остается по-прежнему. Многолетний опыт работы с педагогами позволяет нам предположить, что такая форма инновационных конфликтов встречается довольно часто. При внедрении педагогического мониторинга в образовательный процесс, многие педагоги «рисуют» его результаты в последнюю ночь перед проверкой. Опыт экспертов инновационной деятельности образовательных учреждений демонстрирует, что такое поведение не характерно для отдельных педагогов, но как реакция на декларативные инновации «сверху» часто проявляется в деятельности самых разнообразных образовательных учреждений.
5. «Параллельное внедрение», которое предполагает сосуществование нового наряду со старым. К такой форме по-
Библиографический список
тенциально готовы только опытные педагоги, которые в силу своих педагогических убеждений, основываясь на собственном педагогическом опыте, принципиально не соглашаются с внедряемой инновацией. Однако идти на открытое столкновение они не готовы (есть риск попасть в число консерваторов, тормозящих развитие образования) и предпочитают реализо-вывать в ситуации контроля новую технологию, а в обычной деятельности используют привычные способы работы. Определить, насколько возможно в действительности сочетание современных образовательных технологий, методик, программ и др. с традиционным набором педагогических средств, может научный консультант, имеющий не только большой педагогический опыт, но и высокую научную квалификацию в области педагогики.
Вышеназванные формы проявления инновационных конфликтов зависят от опыта и стажа работы их участников. Так, психологи подчеркивают, что склонность к подобным конфликтам меньше у молодых педагогов, у которых еще не сформировались чёткие «стандарты» профессиональной деятельности. В этой связи следует отметить, что чрезмерное стремление директоров к формированию опытного педагогического коллектива неизбежно приводит к трудностям при введении образовательных инноваций и конфликтным ситуациям внутри коллектива [6].
Что же делать руководителю, чтобы в процессе инновационной деятельности снять конфликтную напряженность в коллективе?
Поскольку избежать конфликтных ситуаций не представляется возможным, необходимо предвидеть и управлять ими. Управление инновационными конфликтами осуществляется в рамках основных управленческих функций: планирования, мотивации, организации и контроля.
Итак, рассмотренные направления обеспечивают снижение уровня инновационных конфликтов, их своевременное предупреждение и регулирование в рамках управленческой деятельности. От умения руководителя образовательной организации управлять инновационными конфликтами, от его психологической готовности действовать в ситуации сопротивления со стороны педагогов во многом зависит успешность развития не только образовательного учреждения в целом, но и каждого субъекта образовательной деятельности в частности.
1. Синякова М.Г. Инновации в образовании: направления, сопротивление, управление инновационными процессами. Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования: сборник научных статей: в 2 ч. Под редакцией А.А. Симоновой, Э.Э. Сы-манюк. Екатеринбург: Издательство УрГПУ, 2006; Ч. 2.
2. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2008.
3. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: учебное пособие. Москва: Центр педагогического образования, 2008.
4. Синякова М.Г., Сыманюк Э.Э. Управление конфликтами в педагогическом коллективе. Успехи современного естествознания. 2010; 9.
5. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
6. Омарова В.К., Рачинская Н.П., Баринова О.Н., Шевченко Л.В. Педагогический менеджмент и управление современной школой: учебно-методическое пособие. Павлодар: ПГПИ, 2011.
References
1. Sinyakova M.G. Innovacii v obrazovanii: napravleniya, soprotivlenie, upravlenie innovacionnymi processami. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: problemy nepreryvnogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh statej: v 2 ch. Pod redakciej A.A. Simonovoj, 'E.'E. Symanyuk. Ekaterinburg: Izdatel'stvo UrGPU, 2006; Ch. 2.
2. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaya innovatika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.
3. Lazarev V.S. Upravlenie innovaciyami vshkole: uchebnoe posobie. Moskva: Centr pedagogicheskogo obrazovaniya, 2008.
4. Sinyakova M.G., Symanyuk 'E.'E. Upravlenie konfliktami v pedagogicheskom kollektive. Uspehisovremennogo estestvoznaniya. 2010; 9.
5. Ancupov A.Ya. Profilaktika konfliktov vshkol'nom kollektive. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2003.
6. Omarova V.K., Rachinskaya N.P., Barinova O.N., Shevchenko L.V. Pedagogicheskij menedzhment i upravlenie sovremennoj shkoloj: uchebno-metodicheskoe posobie. Pavlodar: PGPI, 2011.
Статья поступила в редакцию 30.01.16
УДК 378
Popova R.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Methods of Teaching Life Safety, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
SYSTEM OF METHODICAL TRAINING OF MA STUDENTS WHO MAJOR EDUCATION IN THE FIELD OF HEALTH AND SAFETY. The article reveals the contents of concepts "a methodical system" and "a system of methodical preparation", which allows identifying the structural components of methodical system: the purpose of the formation of modes of action of methodical activities. The research describes theoretical and practical contents of methodical activities, as well as methods, forms and means of teaching
methodological activity. The author studies methods of control, correction and learning outcomes methodical activity. The research presents subordination and relations between the concepts "a system of methodical preparation", "a system of vocational and methodical training", "a methodical system of education" in teaching Master students in the field of safety management.
Key words: educational system, methodical system, system of teaching Master students of safety management.
Р.И. Попова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. методики обучения безопасности жизнедеятельности, Российский
государственные педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрыто содержание понятий «методическая система» и «система методической подготовки», что позволяет выделить структурные компоненты методической системы: цель формирования способов действий методической деятельности; теоретическое и практическое содержание методической деятельности; методы, формы и средства обучения методической деятельности; способы контроля, коррекции и результат обучения методической деятельности.
Представлена соподчинённость и соотношение понятий «система методической подготовки», «система профессионально-методической подготовки», «методическая система образования» в системе подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: образовательная система, педагогическая система, методическая система, система методической подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности.
Современный взгляд на педагогическое образование ассоциируется, с одной стороны, с определёнными уровнями: бакалавриат, магистратура, аспирантура, имеющими свою специфику, с другой стороны, образование является единой и целостной подготовкой для формирования высококвалифицированного педагога в конкретной предметной области. При этом научная организация образовательного процесса на любом уровне связана с приведением в систему составляющих его компонентов.
Анализ специальной литературы позволил выявить, что традиционное понятие «система» в педагогической науке последовательно развивается и на современном этапе включает следующие составляющие: «образовательную», «педагогическую» и «методическую».
Понятие «образовательная система», по мнению О.А. Свиридова, рассматривается как разновидность сложных систем, в которой «каждый из функциональных элементов может быть рассмотрен, как подсистема (при условии её сложности) в процессе исследования системы структурным компонентом которой он является [1, с. 29].
В настоящее время образовательная система определяется исследователями как структура способов организации учебно-воспитательного процесса, обозначающая совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней и направленности, а также сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым нормам, типам, видам, система органов управления образования.
Педагогическая система является важной составляющей нашего исследования, которая отражает структуру организации учебно-воспитательного процесса подготовки и имеет существенное значение для установки и реализации методической системы подготовки студентов в педагогическом вузе. По утверждению В.П. Беспалько, педагогическая система представляет собой педагогический процесс, со своими элементами и связью между ними: социальная система, студенты, педагоги, содержание, формы, цели, дидактические процессы» [2, с. 24].
По мнению П.С. Самородского и В.Д. Симоненко, педагогическая система представляет социально обусловленную целостность взаимодействия на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и её духовными и материальными ценностями участниками педагогического процесса, направленную на формирование и развитие личности [3, с. 7].
На основе общей теории систем Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, И.А. Урклин выделяют следующие компоненты педагогической системы: субъект и объект педагогического взаимодействия; предмет их совместной деятельности; цели обучения; средства педагогической коммуникации. Учёные считают, что, с одной стороны, отсутствие одного из компонентов ведёт к ликвидации самой педагогической системы, а с другой - никакой из указанных компонентов не может быть выражен через иной или совокупность других элементов.
Следовательно, педагогическая система в определенных ситуациях выступает, как отражение соответствующей методической системы и представляет собой самостоятельную научную
область в рамках педагогической науки.
Понятие «методическая система» Л.В. Занков определяет как систему, в которой направляющую и регулирующую роль в организации образовательной системы выполняют дидактические принципы: многогранности, процессуальности, системности, вариантность и другие [4, с. 47].
Учитывая представленную формулировку дефиниции «методическая система» выделяем следующие структурные элементы данного понятия: цели, содержание, формы, методы, способы и средства обучения, направленные на личность обучаемых, обеспечивающие взаимодействие преподавателя и обучаемых на основе личностно-деятельностного подхода. Соответственно обучение только тогда эффективно, когда оно строится как методическая система. Рассматривая, структуру методической системы обучения студентов, определяем следующие её составляющие компоненты:
- цель - формирование способов действий методической деятельности в учебном процессе;
- теоретическое и практическое содержание методической деятельности;
- методы обучения (проблемные, исследовательские, эвристические и др.);
- формы обучения (лекции, семинары, лабораторные работы, спецпрактимумы, занятия на базе образовательных учреждений, консультации);
- средства (дидактические: задания исследовательского характера, курсовые и дипломные работы, информационные);
- способы контроля (текущий, итоговый: зачет, экзамен, защита дипломных и курсовых работ, самоконтроль как элемент содержания внеаудиторной деятельности);
- способы коррекции (уточнение формулировки заданий);
- результат (общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции).
На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы на рисунке 1 нами представлено соподчинен-ность «методическая система образования», «система профессионально-методической подготовки», «система методической подготовки»
Понятие «система методической подготовки» при подготовке магистров образования в области безопасности жизнедеятельности включает в себя овладение способами решения профессиональных задач в формате преподавания безопасности жизнедеятельности и предполагает моделирование различных видов деятельности педагога с целью овладения опытом решения профессиональных задач в процессе теоретического обучения, научно-исследовательской и педагогической практики и самообразования. Оно фиксирует не только наличие методических знаний и умений, но и способность магистра принимать ответственные решения при выполнении профессиональных задач в ходе практической деятельности. Понятие «система методической подготовки» выступает базовым и характеризует содержание, общую направленность и форму осуществления психолого-педагогической и общеметодической подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности. Указанное понятие конкретизирует содержание более общего
Условные обозначения: СМП - система методической подготовки; СПМП - система профессионально-методической подготовки; МСО-методическая система образования.
Рис. 1 Соподчинённость методической системы подготовки мaгсcеpoвпeдa гогического образования в области безопасности жизнедеятельности
понятия«система профееситпольно-методичечкоЯ подч-товки» и регистрирует параметры личностно-ориентированной методи-ччссоЯкомч-тентеоеаимагтстров тб-амованияч еблс-ое-епо-пасности жизнедеятельности в условиях образовательной практики. Теоретическую основу системы методической подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности составляют общие методические знания, основанные на педагогических, психологических, дидактических знаниях и обеспечивающих научное обоснование методической деятельности педагога.
Понятие «система профессионально-методической подготовки» рассматривает осуществление работы научно-педагогических кадров по подготовке магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к науч-
Библиографический список
но-педагогической деятельности, к готовности самих студентов проектировать и конструировать полученные знания в данной области. В качестве основы профессионально-методической подготовки магистров выступает единство методической и профессионально-предметной подготовки магистров. Единство методической и профессионально-предметной подготовки связано с вариативностью на уровне методов, форм и содержания процесса обучения - это использование возможностей дисциплин учебного плана, педагогической практики, научно-исследовательской работы. Понятие «система профессионально-методической подготовки» характеризуется определённым уровнем сформированности профессионально-предметных и частно-методических знаний, умений, навыков, позволяющих успешно осуществлять передачу социокультурного опыта обучаемым и создаватьусловиядляихразвитияисаморазвития.
Понятие «методическая система образования» является наиболее общим из представленных и характеризует общую направленность целей обучения на развитие и формирование у студентов знаний, умений в области образования безопасности жизнедеятельности и способности применения этих знаний в своей профессиональной деятельности. Характер развития методической системы образования задает границу целей профессиональной деятельности магистров образования в области безопасности жизнедеятельности, поэтому совершенствование методической системы образования позволяет реализовать эффективные методы, приемы и технологии обучения.
Таким образом, изучение соотношения представленных понятий показало, что каждое понятие несёт функциональную нагрузку и в тоже время они взаимосвязаны между собой и объединены общими функциями и являются дополнением друг друга, отражающим изменения подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности.
1. Свиридов О.А. Теория и методология функционирования образовательных систем. Диссертация ... доктора экономических наук. Йошкар-Ола, 2006.
2. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учебно-методическое пособие. Москва: Высшая школа, 1989.
3. Самородский П.С., Симоненко В.Д. Методика профессионального обучения: учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение». Под редакцией В.Д. Симоненко. Брянск: Издательство БГУ, 2001.
4. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. 3-е издание. Москва: Дом педагогики, 1999.
References
1. Sviridov O.A. Teoriya imetodologiya funkcionirovaniya obrazovatel'nyh sistem. Dissertaciya ... doktora 'ekonomicheskih nauk. Joshkar-Ola, 2006.
2. Bespal'ko V.P., Tatur Yu.G. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo processa podgotovki specialistov uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1989.
3. Samorodskij P.S., Simonenko V.D. Metodika professional'nogo obucheniya: uchebno-metodicheskoe posobie dlya prepodavatelya special'nosti «Professional'noe obuchenie». Pod redakciej V.D. Simonenko. Bryansk: Izdatel'stvo BGU, 2001.
4. Zankov L.V. Izbrannye pedagogicheskie trudy. 3-e izdanie. Moskva: Dom pedagogiki, 1999.
Статья поступила в редакцию 24.01.16
УДК 373
Sidorova A.V., postgraduate, Tyumen Regional State Institute for the Development of Regional Education, pedagogue at Information and Methodical Center (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
FORMING OF SKILLS OF SOCIAL ORIENTATION THE INTERACTION OF PRESCHOOL CHILDREN. The article conducts research on forms and results of interaction of preschool children of different ages. The author studies the potential of these forms of organization of work to form of social orientation skills in children of preschool age. The author also raises a problem of the lack of competence of teachers in the use of upbringing and educational processes in groups of children of different age. In this regard, the paper presents various approaches to understanding the organization of the children of different ages. The research shows the experience of preschool educational institutions in the sphere of integrating preschool children of different age to work together.
Key word: social skills orientation, interaction of children of all ages, forms of organization of interaction of children of different ages in kindergartens.
А.В. Сидорова, аспирант каф. педагогики и андрагогики, Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, методист МАОУ «Информационно-методического центра», г. Тюмень, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В МЕЖВОЗРАСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
В статье рассматриваются формы и результаты организации межвозрастного взаимодействия, потенциал межвозрастной среды в формировании навыков социальной ориентации у детей предшкольного возраста. Автор поднимает проблему недостаточной компетентности педагогов в части осуществления воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных