УДК 12.636.4.087.8:615
Доктор экон. наук Н.Т. ИСРАФИЛОВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ nti2009@yandex.ru)
СИСТЕМА МЕР ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Товаропроизводители, в настоящее время реализующие деловую активность в сфере российского сельского хозяйства, столкнулись с проблемой избыточной несостоятельности в финансовом плане (иначе говоря, банкротством). Данное явление возникает по большей части за счёт процессов трансформации, протекание которых зависит от собственников предприятий в малой степени, а конкретные неэффективные решения менеджмента играют здесь достаточно незначительную роль. Кроме того, на неспособность хозяйствующих субъектов в рассматриваемой сфере исполнять свои обязательства влияют общие экономические тенденции, в которых сегодня существует Россия: кратное падение объёмов инвестиционных средств, ужесточение условий привлечения капиталов заёмного характера, уменьшение количества товаров, производимых различными секторами экономики.
Материалы, методы и объекты исследования. В рамках данного исследования применялись такие общенаучные методы, как синтез, анализ и наблюдение. Кроме того, было использовано сопоставление между собой показателей, характеризующих деятельность компаний аграрного сектора Российской Федерации.
Цель исследования. Для решения задачи, связанной с переходом экономического сектора РФ, производящего сельскохозяйственную продукцию, к устойчивому росту, требуется сформировать и реализовать систему мер по элиминированию причин, вследствие которых у большинства предприятий рассматриваемого сектора сформировалась несостоятельность в плане исполнения собственных обязательств [5]. Решение задачи, упомянутой выше, невозможно без реализации как минимум совокупности мер, каждая из которых позволит в той или иной степени уменьшить несостоятельность российских предприятий сельскохозяйственного сектора [2]. Программа воздействия на отрасль экономики, ответственную за производство сельскохозяйственных товаров, должна как вывести эффективность производства на принципиально новый уровень, так и позволить компаниям снизить свои убытки.
Результаты исследования. Задачи, разрешаемые предлагаемой для формирования и реализации программой:
Во-первых, должны быть сняты вопросы социального характера (эта задача является для нашего государства в настоящий момент первоочерёдной - данный вывод можно сделать, отслеживая произошедшие после кризиса в мировой экономике события). При снижении количества агропредприятий, активно осуществляющих экономическую деятельность (при ликвидации некоторых аграрных предприятий), сельское население России остаётся без занятости, что приводит к социальным затруднениям.
Во-вторых, сохранение надлежащего состояния инфраструктурных социальных объектов. Аграрные предприятия, помимо своей основной деятельности, также занимаются поддержанием в нормальных кондициях существующих инфраструктурных объектов. Вследствие этого данная проблема возникает как на территориях, где агропредприятия полностью ликвидировались, так и в тех районах, где компании продолжают функционировать, но демонстрируют слабые финансовые результаты.
В-третьих, сохранение активов аграрных компаний в тех территориях, где они функционировали. Данная проблема возникает вследствие наличия практики реализации имущества исчезнувшей компании с торгов, после чего новый собственник далеко не всегда использует приобретённые активы по назначению.
В-четвёртых, существует потребность в создании на практике механизма, позволяющего при ликвидации аграрных компаний правильно учитывать отношения земельного характера. Если предприятие будет реорганизовываться (сливаться с другим,
ликвидироваться, продаваться на торгах), но при этом земельные вопросы будут игнорироваться, то в перспективе данный подход может серьёзно ухудшить финансово-экономические кондиции всех без исключения участников реорганизационных отношений.
В-пятых, целостность аграрных компаний, подвергающихся реорганизации, должна быть сохранена как можно в большей степени [3, 4]. При банкротстве все участники процесса должны предпринимать действия, результатом которых будет реализация (или иная реорганизация) всего предприятия полностью. Разделение права собственности на предприятии должно возникать только в том случае, если полная реорганизация компании оказалась невозможной по объективным причинам. Преимущества сохранения цельности аграрной компании при её продаже, слиянии или ином способе реорганизации: во-первых, сохраняется специализация компании на производстве конкретных видов товаров (если есть целесообразность); во-вторых, цена на всю компанию целиком будет выше, чем при её дроблении и последующей продаже долей в собственности; и наконец, объём средств, требующихся на нахождение и проведение мероприятий по ликвидации последствий проблем социального характера в связи с ликвидацией компании, минимален.
Банкротство компаний, производящих продукцию аграрного сектора, предполагает, что ликвидация предприятий осуществляется лишь в самых крайних случаях, а во всех остальных ситуациях проводится санирование компании. Здесь стоит отметить, что санация является целесообразной только для тех компаний, которые с высокой долей вероятности смогут восстановить нормальный режим функционирования, получив поддержку извне. Задачи, решаемые механизмом банкротства:
1. Уничтожение «фиктивных» компаний. Существует две модели «фиктивных» производств в аграрном секторе: «отсутствующие должники» и «двойники». Основная особенность первых - отсутствие фактов, позволяющих подтвердить ведение хоть какой-то деятельности компанией. Такие предприятия не предоставляют никакой отчётности, что связано с отсутствием производственных показателей. Что касается «двойников», то они создаются для ухода какого-либо производителя товаров сельскохозяйственного сектора от долгов. «Двойники» имеют существенные по объёмам долговые обязательства, при этом у них практически нет активов. Такой подход позволяет компаниям на время снизить бремя долговой нагрузки, однако глубинные причины возникновения несостоятельности не устраняются, вследствие чего неплатёжеспособность возникает вновь.
В силу того, что бюджеты регионов (а также всего государства) могут являться конкурсными кредиторами, то логичным представляется включение в мировое соглашение пункта, согласно которому обслуживать ранее принадлежавшие важные с социальной точки зрения инфраструктурные объекты, а также земельное имущество, смогут специально создаваемые для этого муниципальные предприятия.
2. Банкротство аграрных компаний с сохранением профильности активов. В секторе производства сельскохозяйственных товаров существуют не только фиктивные организации, но и те компании, которые реально занимаются ведением уставной деятельности, но делают это с несоответствующей требованиям рынка степенью эффективности. Все подобные предприятия должны подвергнуться процедуре банкротства, при этом в отношении тех компаний, которые могут за счёт решений менеджмента улучшить эффективность своей деятельности, может осуществляться реорганизация. Осуществляя наблюдение и финансовое оздоровление компаний, арбитражный управляющий должен сформировать перечень причин, вследствие которых образовалась несостоятельность, а также дать помогающие устранению этих причин рекомендации. Если данные задачи выполнены арбитражным управляющим в полном объёме, то появляется перспектива сохранения предприятия именно в том виде, в котором оно функционировало ранее (с теми же специализацией и профилем). Нужно отметить, что ожидаемое количество подобных компаний совсем незначительное, однако совсем не рассматривать возможные шаги в отношении таких производств нельзя. Возможно сохранение целостности структуры аграрной компании и на этапе конкурсного производства. Федеральное законодательство в сфере банкротства устанавливает необходимость первоочерёдного выставления на торги всего комплекса как единого целого.
Если торги завершатся успешно, то реорганизация будет выражена лишь сменой юридического лица собственника компании.
Именно поэтому при подготовке к реализации всего имущества, которым обладает компания сельскохозяйственного сектора, нужно аккумулировать в уставном капитале организации все её земельные паи. Если компания осуществляет свою деятельность на участке, который ей не принадлежит, а взят в аренду, то и права собственности на данную землю к новому владельцу также не переходят. Из-за этого сразу после приобретения для обеспечения функционирования производства новый собственник должен перезаключать все соглашения об аренде, вследствие чего привлекательность выставляемого на реализацию актива уменьшается. Помимо всего вышесказанного, реализация всего предприятия как единого комплекса является выгодной и для собственников должника. Если компания перед продажей будет раздроблена и продаваться по частям, то с высокой долей вероятности производить аграрные товары она уже никогда не будет.
3. Решение проблемы занятости населения сельских муниципальных образований. Эта задача должна решаться при помощи создания и проведения обучающих программ и программ переподготовки. Кроме того, здесь должны вырабатываться механизмы оказания поддержки кредитной кооперации. Поскольку почти все аграрные компании имеют статус селообразующих (на них так или иначе трудится большая часть всего трудоспособного населения муниципального образования), то их ликвидация вызовет острые затруднения, требующие оперативных и точных воздействий.
4. Решение проблемы, возникающей в связи с необходимостью поддерживать в пригодном для использования состоянии различных инфраструктурных объектов. Если проводится банкротство агропроизводителя, то во многих случаях остро встаёт проблема дальнейшего поддержания в пригодном для использования состоянии различных инфраструктурных объектов, за которые ранее он же отвечал. Чтобы разрешить это затруднение, инфраструктура должна быть передана местным властным органам, вследствие чего банкротство предприятий будет связано с куда более меньшим объёмом работ. Действующее на сегодняшний момент законодательство в сфере банкротства определяет необходимость включения подобных объектов в состав конкурсной массы и последующих попыток их реализации при конкурсном производстве. Очевиден тот факт, что в ходе торгов сбыть подобное имущество практически невозможно, а значит, ещё до того момента, как компания-агропроизводитель приобретёт статус несостоятельной, такое имущество должно быть передано в собственность другим субъектам.
Это делается для того, чтобы сохранить некий минимальный уровень функционирования инфраструктуры различного назначения (социальной, инженерной, производственной) [7]. Представляется целесообразным не поддерживать неэффективные предприятия, часть средств которых уходит на поддержание инфраструктуры в надлежащем состоянии, а напрямую предоставлять средства тем организациям, основной задачей которых является эксплуатация и развитие инфраструктурных объектов.
5. Сохранение активов, принадлежащих юридическим лицам агросектора. Принятая сегодня процедура, согласно которой проводятся конкурсные торги, определяет наличие гарантий того, что имущество, принадлежащее должнику, будет и впоследствии использоваться в компаниях аграрного сектора. Тем не менее, по нашему мнению, перечень компаний, деятельность которых позволяет им пользоваться приоритетным правом на покупку активов ликвидируемой или реорганизуемой иным образом компании, должен расширяться. Сегодня федеральное законодательство к числу подобных компаний относит предприятия, производящие и/или перерабатывающие продукцию аграрного сектора и владеющие землёй, непосредственно прилегающей к земле реорганизуемого производства [6]. В связи с тем, что часто компании, осуществляющие производство товаров в аграрном секторе, не имеют в собственности земли, а лишь арендуют её, представляется целесообразным расширить перечень компаний, пользующихся приоритетным правом на приобретение земельного имущества реорганизуемой компании, включив в него все аграрные организации, ведущие деятельность в том же субъекте Федерации.
6. Создание максимально благоприятствующих привлечению инвестиций извне условий. Для реализации этой задачи используется механизм банкротства. В зависимости от того, насколько существенно будет уменьшена несостоятельность реорганизуемой компании, внешние инвесторы будут проявлять совершенно разный интерес к приобретению и последующему управлению целостным аграрным производством-комплексом. Если мероприятия по снижению несостоятельности будут проведены успешно, то объём бюджетных затрат на разрешение проблем, возникающих при банкротстве, уменьшится.
Модель проведения санации, описываемая в рамках данного исследования (под санацией понимается механизм финансового оздоровления, при котором средства на исправление ситуации предоставляются всеми заинтересованными лицами - от собственника до кредитных компаний), включает в себя следующие действия:
Первое действие. Территориальный орган налогообложения, преследующий задачу выявить компании, имеющие долги, предоставляет в комиссию, созданную с целью реформирования аграрных предприятий с неплатёжеспособностью, сведения о компаниях, которые не предоставляют отчётность по результатам своей деятельности. Здесь же определяются и компании-«двойники», чьё назначение - отвод долгов от материнской организации. Комиссия может понять, какие предприятия создавались именно с этой целью, по результатам изучения подаваемой всеми агропроизводителями региона отчётности.
Второе действие. Комиссия формирует списки фиктивных компаний и предоставляет их в территориальный орган налогообложения. Тот, в свою очередь, инициирует упрощённые процедуры проведения банкротства.
Третье действие. Те предприятия, эффективность деятельности которых характеризуется как «очень низкая», начинают подвергаться упрощённому банкротству. По мнению авторов исследования, ликвидация целесообразна только в отношении тех компаний, которые несостоятельны с финансово-экономической точки зрения, а в остальных нужно осуществлять реорганизацию с целью увеличения эффективности менеджмента. До старта банкротства распределение по группам агропредприятий не должно осуществляться, поскольку это вызовет как нарушение прав, которыми обладают компании, так и даст толчок коррупционным явлениям.
Четвёртое действие. Члены специальной комиссии проводят переговоры с конкурсными кредиторами, пытаясь добиться дисконта по долгам компаний, в отношении которых проводится реорганизация. Такой шаг позволит в будущем привлекать больше инвестиций подобным производствам, поскольку часть средств, накопленных как кредиторская задолженность, высвободится и может быть использована для модернизации и развития компании.
Пятое действие. Чтобы аккумулировать все земельные паи в уставном капитале предприятий сельскохозяйственного сектора, обладающих долгами, члены специальной комиссии начинают работу разъяснительного характера с лицами и компаниями, обладающими правом собственности на данную землю. Если такая деятельность будет осуществляться успешно, то компания сохранится как единое целое перед реализацией, вследствие чего при конкурсном производстве этот шаг должен осуществляться обязательно.
Шестое действие. Формируется инструкция по реализации имущества, которым владеет реорганизуемая компания. Документ разрабатывается членами специальной комиссии, в инструкции должны даваться максимально подробные и полные указания на действия всех связанных с торгами компаний и лиц. Кроме этого, вся информация, имеющая отношение к проведению процедуры банкротства, должна освещаться при помощи СМИ (радио, телевидение, Интернет, печатные издания).
Седьмое действие. Здесь норма, в соответствии с которой все субсидии, которые за 3 года могли бы быть получены ликвидируемым агропроизводством, перенаправляются в территориальное образование, получает законодательное подкрепление. Такое изменение законодательства необходимо, чтобы содействовать трудоустройству потерявшего занятость населения. Специальная комиссия, учитывая конкретные условия, должна вырабатывать
индивидуальные направления и правила использования появившихся возможностей финансового характера.
Средства, которые были зарезервированы, частично могут быть направлены на создание и дальнейшее стимулирование активности предпринимательского характера у населения сельского муниципального образования. Здесь следует сконцентрировать усилия на создании цехов, где была бы возможной первичная переработка продукции сельскохозяйственного сектора, на создании пунктов, где будет осуществляться первичная переработка леса, на стимулировании предоставления туристических услуг. Кроме того, субсидии, предоставляемые территориальному образованию вместо агропредприятия, могут использоваться для льготных кредитов сельчанам, готовым предоставить занятость другим жителям. При наличии высокого спроса на данные средства их распределение должно происходить на конкурсной основе, причём в перечень критериев в качестве одного из основных обязательно должно включаться количество создаваемых для жителей села рабочих мест.
Восьмое действие. Если вновь созданная в сельской местности компания аграрного профиля предусмотрела в своём штате рабочие места для жителей конкретного села, то в течение начального периода своего функционирования она должна быть освобождена от налогов, имеющих как местный, так и региональный статус. Здесь требуется учесть, что налоговые вычеты могут распространяться лишь на те результаты, которые были сформированы в результате деятельности в рамках конкретной территории.
Чтобы поддерживать инфраструктуру села на уровне пригодном для выполнения своих основных функций, следует создать резерв для проведения финансирования работ, в ходе которых инженерная и социальная инфраструктура территориального образования подвергается реорганизации. Резерв формируется за счёт доходов от реализации составляющих конкурсную массу аграрного предприятия-банкрота. Существуют следующие возможные векторы применения средств: доведение сетей инженерного назначения до состояния, соответствующего стандартам, а также формирование муниципальных предприятий, в перечень задач которых будет входить поддержание нормального состояния инфраструктуры и её эксплуатация.
Выводы. Все мероприятия, которые были перечислены и описаны выше, помогут трансформировать институт несостоятельности в государственную программу, помогающую финансово оздоровить компании-должники аграрного сектора. Эта задача на сегодняшний момент имеет большую актуальность, поскольку финансовая неплатёжеспособность компаний рассматриваемой отрасли экономики сегодня приобретает масштабы, из-за которых сценарий аграрной катастрофы России становится вполне реальным.
Литература
1. Басовский Л.Е., Лунева А. М., Басовский А. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): учебное пособие - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 222 с.
2. Басовский Л.Е. Антикризисное управление: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 487с.
3. Витрянский В.В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве) // Хозяйство и право. - 2013. - №3. - С.38-48.
4. Зайцева В. Процессуальные особенности банкротства. - М.: Алгон, 2014. - 228с.
5. Исрафилов Н.Т. Сравнительный анализ вариантов организации и развития малого бизнеса на основе минимизации затрат//Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2017. - № 2. - С. 180-186.
6. Радыгин А.Д., Гонтмахер А.Е., Межераупс И.В., Турунцева М.Ю. Экономико-правовые факторы и ограничения в становлении моделей корпоративного управления. - М.: ИЭПП, 2014. - 228с.
7. Радыгин А.Д., Гонтмахер А.Е., Кузык М.Г. Институт банкротства: становление, проблемы, направления реформирования. - М.: ИЭПП-СВРКА, 2015. - 238с.
Literatura
1. Basovskij L.E., Luneva A.M., Basovskij A. EHkonomicheskij analiz (Kompleksnyj ehkonomicheskij analiz hozyajstvennoj deyatel'nosti): uchebnoe posobie - M.: NIC INFRA-M, 2015. - 222 s.
2. Basovskij L.E. Antikrizisnoe upravlenie: ucheb. posobie. - M.: INFRA-M, 2015. - 487s.
3. Vitryanskij V.V. Novoe zakonodatel'stvo o nesostoyatel'nosti (bankrotstve) // Hozyajstvo i pravo. - 2013. - №3. - S.38-48.
4. Zajceva V. Processual'nye osobennosti bankrotstva. - M.: Algon, 2014. - 228s.
5. Israfilov N.T. Sravnitel'nyj analiz variantov organizacii i razvitiya malogo biznesa na osnove minimizacii zatrat//Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: EHkonomika. - 2017. - № 2. - S. 180-186.
6. Radygin A.D., Gontmaher A.E., Mezheraups I.V., Turunceva M.YU. EHkonomiko-pravovye faktory i ogranicheniya v stanovlenii modelej korporativnogo upravleniya. - M.: IEHPP, 2014. -228s.
7. Radygin A.D., Gontmaher A.E., Kuzyk M.G. Institut bankrotstva: stanovlenie, problemy, napravleniya reformirovaniya. - M.: IEHPP-CEPRA, 2015. - 238s.
УДК 338.3
Аспирант К.И. ПОЛИКАРПОВ
(СПбГЭУ, polikarpovk@bk.ru)
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Современные условия социально-экономического развития отличаются нестабильностью, связанной со многими факторами, среди которых: неустойчивость политической обстановки, интенсивность научно-технического развития, кризисные явления в экономике и другие. Возникает необходимость поиска эффективных методов управления деятельностью предприятий отдельных отраслей промышленности.
Цель исследования - оценка состояния пищевой промышленности в современных условиях, её взаимосвязи с аграрно-промышленным комплексом (далее АПК).
Материалы, методы и объекты исследования. Информационной базой исследования выступают данные Федеральной службы государственной статистики, информационно-аналитических, консалтинговых и иных агентств, среди которых ВЦИОМ, КРМО и другие. Предметом исследования являются отдельные отрасли российской экономики, среди которых АПК, пищевая промышленность, а также отдельные субъекты хозяйствования, входящие в структуру указанных отраслей. Объектом исследования являются особенности управления деятельностью предприятий пищевой промышленности и АПК в современных условиях. При подготовке труда используются эмпирические методы научного исследования, в том числе анализ состояния рассматриваемых отраслей, а также теоретические методы научного познания.
Оценивая текущую ситуацию социально-экономического развития российской экономики, а также мирового хозяйства в целом, следует отметить её нестабильность, проявляющуюся в различных формах политической борьбы, военных конфликтах, экономической нестабильности и др. Предприятия российского АПК в рассматриваемых условиях хозяйствования подвергаются существенному воздействию различных факторов дальней окружающей среды. Указанное воздействие связано в том числе с введением в действие списка эмбарго, состав и срок действия которого неоднократно изменялись, включающего среди прочих и различного рода сырьевую продукцию пищевой промышленности. Данная мера внешнеэкономического воздействия ориентирована не