Журнал Алматинского государственного института усовершенствования врачей
15
Система менеджмента знаний специалистов лабораторной службы
Нурахова А.Д., Баймуратова М.А., Есенаманова Т.Б. Алматинский иосударственный институт усовершенствования врачей, кафедра микробиологии, эпидемиологии, ЗОЖ с курсом гигиены УДК 579.2:005:378.014.6
Система менеджмента знаний специалистов лабораторной службы
Нурахова А.Д., Баймуратова М.А., Есенаманова Т.Б.
Алматинский Государственный институт усовершенствования врачей Кафедра микробиологии, эпидемиологии, ЗОЖ с курсом гигиены
Создание и использование системы менеджмента знаний в институте, ее структурном подразделении или даже на персональном компьютере отдельного сотрудника позволяют быстро и эффективно решать эти проблемы, что значительно облегчает жизнь сотрудников института, а самому институту дает возможность эффективно представлять себя на рынке образовательных услуг с занятием в нем своей достойной и стабильной ниши.
System of knowledge management of laboratory service experts
Nurakhova A.D., Bajmuratova M.A., Esenamanova T.B. Almaty State institute of physicians post-graduate education Department of microbiology, epidemiology, the HWL with the course
of hygiene
Creation and use ofknowledge management system in institute, its structural division or even on the personal computer of the separate employee allow to solve quickly and effectively these problems, that considerably facilitates of institute employees life, and to the institute enables effectively to represent itself in the market of educational services with employment in it of the worthy and stable niche.
Институтта, олардыц щрътымдык, бвлiмдерiнде немесе цызыметкердщ жеке компьютертде менеджмент жуйест ашу жэне колдану mü6íp мэселелердi тез жэне тиiмдi шешуге квмектеседi, бул институт кызметкерлертщ вмiрiн бiрталай жецiлдетедi, ал институттыц езте бiлiм кызметтщ нарыгында езт тиiмдi кврсетуге мумктштк бередi.
В «Концепции развития образования РК до 2015 года» предлагаются новые подходы в сфере высшего и послевузовского образования, переход на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации (бакалавр-магистр-доктор) и кредитную систему обучения. В послании Президента народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» отмечается, что «... Правительство должно в текущем году завершить внедрение в республике независимого внешнего контроля в форме единого национального тестирования выпускников школ, а также промежуточной аттестации студентов вузов. Для институциональной поддержки этого важного дела поручаю создать Национальный центр оценки качества образования»[3].
Историческими причинами возникновения менеджмента знаний в сфере образования являются:
• глобализация и обострение конкуренции, побуждающие университеты искать конкурентные преимущества;
• быстрое развитие и внедрение информационных технологий;
• повышение общего технологического уровня образования, науки и производства.
Идеи менеджмента знаний использовались на двух уровнях. Первый - это разработка идеи постиндустриального, информационного, основанного на знании общества. Второй - это исследование поведения человека в группах и сообществах, социальный аспект поведения человека. В настоящее время большинство практиков менеджмента знаний считают, что знания существуют и растут в коллективах. Создание социальной среды в ВУЗе, мотивирующей сотрудников и слушателей на постоянный рост собственных знаний и постоянное развитие эффективности процессов получения и закрепления новых знаний, является необходимым условием процветания ВУЗа [1].
Продукцией университета являются знания, полученные слушателем в ходе обучения, знания, не задокументированные в виде конспектов лекций, а подтвержденные экзаменами, тестами, выпускными квалификационными
работами, знания, апробированные студентом в научных лабораториях университета и на производственных практиках в условиях работы на предприятиях реального местного и мирового рынка [1].
В частности, на кафедре микробиологии АГИУВ за последние три года обучено 210 врачей-бактериологов. По итогам заключительного контроля знаний у данных специалистов получены следующие результаты: 90% врачей-бактериологов получили оценку «отлично» и «хорошо», 10% - «удовлетворительно». Полученные результаты позволяют сделать заключение об успешном уровне усвоения учебного материала слушателями. Однако указанные результаты касаются только знаний тематического усовершенствования, что свидетельствует о необходимости проведения различных узкотематических циклов. Кафедра микробиологии предлагает следующие циклы: «Питательные среды как основной компонент эффективной бактериологической диагностики», «Санитарная микробиология окружающей среды», «Микробиология кишечных инфекций», «Клиническая микробиология» и др. К примеру, на цикле «Микробиология кишечных инфекций» освещаются вопросы этиологической значимости различных микроорганизмов: энтеропатогенной Е.еоИ, кампилобактерий, гелибактерий. На цикле «Клиническая микробиология» раскрывается этиопатогенетическая роль микробов в развитии той или иной патологии, что способствует лучшему взаимодействию микробиолога с клиницистом. Кроме того, профессорско-преподавательский состав кафедры постоянно работает над созданием тестов, ситуационных задач, которые помогают раскрыть уровень знаний слушателей. В целом, ситуационные задачи входят в алгоритм диагностики инфекций. Они способствуют более полному осуществлению идентификации этиопатогена, что является ключевым звеном в процессе диагностики. В отношении аттестации уровня теоретического и практического «багажа» в дисциплине, следует отметить, что предлагаемая нам кредитная система оценки знаний в процессе последипломного обучения слушателей не представляется приемлемой. Поскольку на тематическом усовершен-
16
Вестник АГИУВ №2, 2010
ствовании практический врач-бактериолог, при кредитной системе дезориентируется в целях и задачах обучения, т.е. слушатель озабочен набором количества баллов, вместо совершенствования своего профессионального мастерства с выяснением многочисленных нюансов методик и мануальных навыков. Кроме того в АГИУВ внедряется система индивидуального усовершенствования слушателей, что благоприятно отражается на качестве обучения.
В целом клиентом института, в первую очередь, является сам слушатель, затем, естественно, общество, предприятие, направившее слушателя на обучение, государство, финансирующее из бюджета процесс получения и управления знаниями. Создание документированной системы менеджмента знаний является важной задачей. Система менеджмента качества знаний должна непрерывно и эффективно работать и развиваться, ее неотъемлемой составляющей должен стать постоянный мониторинг знаний и умений слушателя, модуль непрерывного улучшения системы. Только по реальным результатам востребованности выпускника вуза на мировом рынке можно судить об эффективности функционирования системы менеджмента знаний [2].
В общем, менеджмент знаний можно определить как создание и управление ценными знаниями (интеллектуальными активами) института. Данное определение еще раз доказывает, что высшая школа, являющаяся одним из важнейших звеньев создания и управления знаниями в обществе, обязана иметь аналогичную систему менеджмента, что и весь мировой рынок. Менеджмент знаний в большей степени имеет дело с качественной стороной информации - свойствами информации, ее формами и видами, для правильного и глубокого анализа качественной стороны информации необходимо знать сущность информации. Активное применение новейших достижений информационных технологий в процессе формирования знаний у слушателей и у сотрудников института требует формализации и документирования этого процесса, а также создания в системе менеджмента знаний подсистемы менеджмент ресурсов. В этой связи ППС кафедры микробиологии в 2010 году подготовил программу дистанционного обучения на тему: «Лабораторная диагностика вирусных гепатитов». Большинство специалистов менеджмента знаний, проводя различие между знанием и информацией, дают следующие определения. Данные, которые находятся на каком-либо искусственном носителе - это информация, а то, что находится в голове сотрудника - это знания. Часто к знаниям причисляют также и умения (навыки) сотрудника. Как видно, эмпирическое определение информации и знания порождает много неясностей. Действительно, одна из ключевых задач менеджмента знаний - «отобрать драгоценные алмазы знаний среди моря информации». Так, на нашей кафедре успешно закрепился вид семинара: «Деловая игра», который позволяет стимулировать познавательную активность и коммуникационные навыки каждого из слушателей по конкретно разбираемой теме специальности для решения производственных задач. Однако можно смело утверждать, что информация формирует новые знания. Новые знания управляются не только в процессе академического переноса информации, но и, что сегодня, бесспорно, сверх актуально для российских вузов, в ходе практических тренингов, научно-исследовательской работы в вузе и отлично организованных производственных практик. В частности, на кафедре микробиологии практические занятия планируются и проводятся исключительно с клиническим материалом от пациентов с рассматриваемой нозологической формой. Предоставляется возможность воспроизведения всех необходимых исследований. Итог занятия ориентирован на систематизацию
полученных результатов с коллегиальным обсуждением, интерпретации.
К интеллектуальным активам необходимо отнести знания, обладающие определенным уровнем ценности для вуза.
Интеллектуальные активы разделяются на два типа:
• Явные интеллектуальные активы - знания, которые существуют на каком-либо носителе.
• Скрытые интеллектуальные активы - незадо-кументированные знания, которые существуют в головах сотрудников института [3].
Первой задачей для менеджмента в управлении интеллектуальными активами является определение интеллектуальных активов института. ППС кафедры разработал и активно внедряет в учебный процесс ряд учебно-методических пособий и защищенных предпатентов.
Определение информации и знания, а также анализ их свойств, видов и форм создают теоретическую основу для создания базы знаний на новом уровне. Создание и ведение предложенной базы знаний университета позволяют определять ценные знания для вуза и структурировать их по критериям ценности, вопроса и области применения. Кроме того, структурирование по критериям вопроса и области применения позволяет быстро и точно отыскивать необходимые знания, а также концентрировать необходимые знания и сотрудников для решения нестандартных задач. В этой связи ППС кафедры организовываются и проводятся узкотематические краткосрочные ТУ.
Отражение в базах знаний не только документов, но и связанных с ними знаний и процессов, так называемых know-how, позволяет перевести часть скрытых информационных активов в явные, что повышает уровень знаний института в целом, развивает составляющую инновационного менеджмента в менеджменте знаний [3].
Разработка методов управления интеллектуальными активами университета, в данном случае посредством формализованных баз знаний, только половина дела. Вторая половина - создание мотивации для сотрудников по внесению своих знаний в базу, по активному участию в документировании баз знаний и процедур их использования для организации всех стадий учебного процесса. Здесь важно не только создать материальный стимул, но и стремиться к тому, чтобы программа менеджмента знаний была стабильной с точки зрения задающих документов, делала жизнь сотрудника легче, иначе она (программа) терпит неудачу [3].
Создание и использование системы менеджмента знаний в институте, ее структурном подразделении или даже на персональном компьютере отдельного сотрудника позволяют быстро и эффективно решать эти проблемы, что значительно облегчает жизнь сотрудников института, а самому институту дает возможность эффективно представлять себя на рынке образовательных услуг с занятием в нем своей достойной и стабильной ниши.
Литература
1.Рузаев Е.Н., Рузаева П.Е. Менеджмент качества образовательных услуг и менеджмент знаний в высшей школе www. quality.edu.ru
2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Экономпресс, 1997 г., с.78
3. www.quality.edu.ru
Зертхана цызмет/ндег/ мамандардыц б1л1м1н1ц менеджмент ЖYйесi Нурахова А.Д., Баймуратова М.А., Есенаманова Т.Б. Алматы Мемлекеттiк дэрiгерлер бiлiмiн жетiлдiру институты.
Микробиология, эпидемиология, СЭС кафедрасы гигиена курсымен.