8
Вестник АГИУВ №1, 2011
К вопросу о медицинской этике и деонтологии врача-бактериолога
Баймуратова М.А., Нурахова А.Д., Матаков М.И., Ахауова Ж.Ш., Дильдаева З.Е. Алматинский государственный институт усовершенствования
врачей, кафедра микробиологии и бактериологии Централизованная бактериологическая лаборатория Городской клинической инфекционной больницы им. И. Жекеновой УЗ г. Алматы Юго-Восточный региональный центр санитарно-эпидемиологической экспертизы на железнодорожном транспорте
Дэркер - бактериологтардыц деонтологиялыц жэне этикалыц медицинадагы с^рацтары
Баймуратова М.А., Нурахова А.Д., Матаков М.И., АхауоваЖ.Ш., Дильдаева З.Е.
Деонтологияныц бактериологияга взтдж теориялыц неаза тэжiрбиелiкмацсаты болады жэнеде басцада медециналыц тэрттте. Зертхана ць1зметкерлертщ жэнедеЕПМ, дентологиялыц белсендк, би1мдшк, уздж бул сапалыц кепш gp6ip цызметкерлер цолданылатын материалга улкен туанушткпен, жауапкершткпен цолайлы жагадай туг^гзады.
К вопросу о медицинской этики и деонтологии врача-бактериолога
Баймуратова М.А., Нурахова АД., Матаков М.И., АхауоваЖ.Ш., Дильдаева З.Е.
Деонтология в бактериологии имеет те же теоретические основы и практические цели, что и в других медицинских дисциплинах. Коммуникабельность сотрудников лаборатории и отделений ЛПО, профессиональная компетентность, деонтологическая грамотность - это те качества, которые обуславливают понимание и ответственность работы каждого специалиста с материалом и определяет благоприятную атмосферу в коллективе.
To the question about medical ethics and deontology of bacteriologist
Bajmuratova M.A., NurahovaA.D., MatakovM.I., Ahauova Z.S., DildaevaZ.E.
Deontology in bacteriology has the same theoretical bases and the practical purposes, as in other medical disciplines. Skill to communicate of laboratory employees and branches tpo, professional competence, deontologic literacy are those qualities which cause understanding and the responsibility of work of each expert with a material and defines a favorable atmosphere in collective.
Медико-гигиеническое обоснование здоровья и этиологии заболевания следует понимать в единстве с гуманистическим подходом. Спецификой медицины в отличие от социологии, является тот факт, что медики имеют дело с индивидуальными лицами. При этом медицина раскрывает социальную повседневность людей, их образ жизни в связи с биологическим, психическим и нервно-эмоциальным состоянием человеческого организма. Существование медицинской этики определяется, прежде всего, особенностями, связанными с объектом профессиональной деятельности врачей - больным человеком. Соответственно по характеру этой деятельности формируются своебразные нравственные качества, которые нельзя сравнивать с работниками других профессий (т.е. специфика отношений между врачом и больным). Надо сказать, что каждая профессия имеет собственную мораль, т.е. каждый вид труда способен накладывать отпечаток на психологию и чувства, на их нравственные взаимоотношения, значит понятие медицинская этика, врачебная этика, медицинская деонтология. Поэтому содержание этих понятий, может толковаться не равнозначно, а зачастую произвольно. В этой связи, например медицинская этика рассматривает некую совокупность моральных факторов, которыми руководствуются работники здравоохранения, направленной на удовлетворение потребностей общества и человека в сохранении и укреплении здоровья.
Еще в начале 19 века исследователи считали, что человеческий характер - является продуктом, с одной стороны, его природной организации, а с другой, условий окружающих человека в течение всей его жизни, и особенно в период его развития. Таким образом, человек как часть общества и природы в реальной жизни - биосоциальное существо! Основным деонтологическим требованием в бактериологических лабораториях, которое должно со-
блюдаться, является правильный подбор сотрудников. Врожденное разнообразие людей, а также их способностей обуславливает формирование межличностных связей в производственной сфере. Социально-культурное формирование личности, как показывает наука и практика, говорят о том, что в процессе становлении и воспитании личности большое значение имеют: биологические задатки, ритмы организма, адаптивные возможности (нервная система), которые оказывают большое влияние на мотивы и механизмы усвоения культуры, приобщения к ней.
Деонтология в бактериологии имеет те же теоретические основы и практические цели, что и в других медицинских дисциплинах. Между тем, существуют и принципиальные различия, которые обусловлены спецификой работы персонала бактериологической лаборатории, в частности, особенностью является отсутствие контакта с пациентом. В свою очередь важность деонтологического воспитания обуславливается тем, что среди работников бактериологических лабораторий велика доля специалистов с немедицинским образованием, не имеющих даже общей деонтологической подготовки. Соблюдение этико-деонтологических норм сотрудниками бактериологической лаборатории во многом способствует повышению авторитета данного подразделения медицинского учреждения. Надо сказать, что в профессиональной этической деятельности специалиста бактериолога большое значение имеют как общечеловеческие нормы, так и моральные обязанности. В этой связи морально-психологический климат в коллективе предполагает создание исключительно уважительных взаимоотношений между сотрудниками, укрепление профессиональных связей для оптимизации производственной деятельности при получении, в итоге, достоверных, объективных результатов исследования клинического материала и/или объектов окружающей среды. Если ру-
Журнал Алматинского государственного института усовершенствования врачей
9
ководитель компетентен и корректен с сотрудниками, то работа коллектива будет успешной. Исключительно стремлением создать условия для творческой обстановки для каждого сотрудника можно достичь ожидаемого результата. Направление работы (т.е. специфика) бактериологической лаборатории накладывают определенные особенности в ежедневные и трудоемкие исследования, а для обеспечения рейтинга лаборатории главным критерием является высокий уровень профессиональной подготовленности сотрудников.
Итак, медицинская деонтология в бактериологии имеет вполне конкретный характер с обретенными чертами специализации. Для реализации основной своей цели работы врач бактериолог должен обладать специфическим мышлением, которое основано на глубоком знании теоретических и практических основ не только дисциплины микробиология (морфологии и физиологии бактерий, их связи с этиологией и патогенезом заболеваний человека), а также принципов работы смежных специальностей: эпидемиологии, санитарии и гигиены, клинических дисциплин. Специалист должен владеть информацией о применяемых современных антисептиках, дезинфекционных и химиотерапевтических препаратах, антибиотиков, бактериофагов для диалога (дискуссии) с врачом любого профиля. Весьма ценным багажом специалиста бактериолога является разносторонний кругозор. На сегодняшний день особое значение приобретает усиление взаимосвязи между бактериологами и клиницистами, химиотерапевтами, санитарными врачами и эпидемиологами. Дискуссии возникают по вопросам формирования у бактерийных штаммов резистентности к антибактериальным средствам, как биологического свойства, затрудняющего достижения эффекта лечения с полной элиминацией возбудителя, а также предупреждения развития хронической формы заболевания. Междисциплинарная интеграция, в каждом конкретном случае, способна научно обосновать комплекс осуществляемых лечебных и профилактических мероприятий. В отношении узких специалистов актуальным является вопрос целесообразности назначений лабораторных обследований (особенно повторных), в отдельных случаях, только факт выделения этиопатогена способен снять, возникшие сомнения, основанные лишь на клинических наблюдениях. Вполне понятно, что врачи клиницисты при выборе дополнительных лабораторных исследований руководствуются информативностью и экономическими затратами на их проведение. Между тем, забывая, что лечение антибиотиками может привести к фактическим сдвигам и формированию у человека психологии больного и/или возникновению дисбиотических сдвигов в различных экологических нишах организма. Грань между инфекционной и неинфекционной патологией стремительно исчезает, и микробный фактор в патогенезе так называемых соматических заболеваний становится все более значимым.
Одной из насущных деонтологических проблем, возникающих перед медицинскими работниками является ситуация в случаях, когда компетентность специалиста лабораторной службы ставится под сомнение при расхождении «микробиологического диагноза», т.е. заключительного
результата исследования клинического материала. В таких случаях подспорьем для выявления причин разногласий могут быть организованные межколлегиальные (включая лечащих врачей) консилиумы с детальным разбором допустимых неточностей и погрешностей в исполнении методологий алгоритма диагностики. Несомненно, коммуникабельность сотрудников лаборатории и отделений ЛПО, профессиональная компетентность, деонтологическая грамотность - это те качества, которые обуславливают понимание и ответственность работы каждого специалиста с материалом (в т.ч. если образец от пациента). Следует подчеркнуть, что лишь взаимное, профессиональное уважение способно обеспечить оптимальный и необходимый вариант взаимодействия.
Деонтологическое воспитание врача бактериолога должно быть организовано таким образом, чтобы исключить среди коллег самодовольство и самоуспокоенность, обуславливающих потерю самокритичности. Поскольку ошибка, допущенная при выполнении анализа, способна привести к ложноположительным результатам идентификации культуры с постановкой неверного диагноза или неправильной оценке санитарно - эпидемиологической ситуации. Невнимательность, недоразумения, неточности - это качества не допустимые специалистом лаборатории. Поэтому своевременно выявленные случаи требуют обсуждения на производственных собраниях, т.е. в коллективе. Снизить количество таких эпизодов помогают взаимные консультации, например, оказываемая помощь более опытных сотрудников, коллегиальное обсуждение наиболее сложных производственных моментов в выполнении бактериологических исследований.
Закон о соблюдении профессиональной тайны, как известно, также является единым для всех медицинских работников. В этой связи в бактериологических лабораториях категорически запрещается прибегать к услугам больного или его родственников для пересылки результатов анализа, не являются исключением законвертированный или опечатанный варианты.
Дискредитация работы бактериологической лаборатории, к сожалению, происходит по причине отсутствия знаний у практических врачей (общей практики, инфекционистов, пульмонологов, гастроэнтерологов и др.) о прикладных колоссальных возможностях бактериологического исследования любого биосубстрата пациента с соматической патологией. Стандартизация включает в себя преаналитические и аналитические методы. Для эффективности лабораторных исследований является обязательным выполнение правил преаналитического этапа исследований. Эти правила регламентируют условия и правила взятие биоматериала от пациента, процедуру его первичной обработки, условия хранения и транспортировки, информированность и обученность персонала приёмам взятия проб.
Литература
1. Орлов В.Г.,Крылов В.П..-Клиническая микробиология и перспективы ее преподавания.-Журн.микробиол.,1998.-№4.-С. 121-123.