Научная статья на тему 'Система менеджмента промышленной безопасности и охраны труда и система информационной безопасности Испытательного центра ГБУ "Республиканская ветеринарная лаборатория" Республики Татарстан в рамках интегрированной системы менеджмента'

Система менеджмента промышленной безопасности и охраны труда и система информационной безопасности Испытательного центра ГБУ "Республиканская ветеринарная лаборатория" Республики Татарстан в рамках интегрированной системы менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ветеринарный врач
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ТРУДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ / TESTING LABORATORY / INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEMS / ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE TESTING LABORATORY / ENVIRONMENTAL ASPECTS / INDUSTRIAL SAFETY AND LABOR PROTECTION / INFORMATION SAFETY OF TESTING LABORATORIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мингазов Д., Умарова Н. Н., Исмаилова Р. Н., Валиев М. М.

Важнейшими условиями успешной деятельности испытательной лаборатории является прохождение процедуры аккредитации, стабильность и воспроизводимость результатов испытаний, отсутствие рекламаций со стороны заказчиков и, в конечном итоге, удовлетворенность потребителей. Большинство систем менеджмента качества испытательных лабораторий функционирует на основе международного стандарта ИСО/МЭК17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. С 2017 года вступила в силу новая версия данного международного стандарта ИСО/МЭК 17025-2017. В данной версии особое внимание уделяется риск-ориентированному подходу и процессам интеграции системы менеджмента. Лабораториям, в которых уже функционирует интегрированная система менеджмента, будет гораздо проще адаптироваться к требованиям новой версии международного стандарта ИСО/МЭК 17025-2017 от 2017 года. Также, при анализе литературных данных, отмечается тенденция к тому, что испытательные лаборатории, в которых функционирует интегрированная система менеджмента, имеют ряд преимуществ над теми испытательными лабораториями, в которых нет интегрированной системы менеджмента. С целью определения сильных и слабых сторон, угроз и возможностей проведен SWOT-анализ деятельности Испытательного центра. Также в данной работе проведен анализ функционирования системы менеджмента Испытательного центра ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» Республики Татарстан, проанализирован жизненный цикл продукции, определены экологические аспекты деятельности и факторы, оказывающие негативное воздействие на сотрудников Испытательного центра, проанализирована система информационной безопасности Испытательного центра. Проведен FMEA-анализ нештатных ситуаций при проведении Испытаний. Проанализирована система информационной безопасности Испытательного центра и ее эффективность после внедрения в деятельность Испытательного центра компоненты ФГИС «ВетИС» ФГИС «Веста». Разработаны конкретные предложения по снижению негативного воздействия факторов среды на сотрудников Испытательного центра. Проведена оценка функционирования элементов системы менеджмента Испытательного центра и приведено обоснование внедрения интегрированной системы менеджмента в деятельность Испытательного центра как движущего вектора дальнейшего развития. Разработаны конкретные предложения по улучшению деятельности Испытательного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мингазов Д., Умарова Н. Н., Исмаилова Р. Н., Валиев М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OCCUPATIONAL HEALTH AND SAFETY MANAGEMENT SYSTEM AND THE INFORMATION SECURITY SYSTEM OF THE TESTING CENTER OF THE VETERINARY LABORATORYOF THE REPUBLIC OF TATARSTAN UNDER THE INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEM

The most important conditions for the success of the testing laboratory is the passage of the accreditation procedure, stabilityand reproducibility of test results, theabsenceof complaints from customersand, ultimately, customer satisfaction. Most quality management systems for testing laboratories operate on the basis of the international standard ISO / IEC 17025-2009 General requirements for the competence of testing and calibration laboratories. Since 2017, a new version of this international standard has entered into force ISO / IEC 17025-2017; in this version, special attention is paid to the risk-oriented approach and management system integration processes. Laboratories in which the integrated management system is alreadyoperating will be much easier to adapt to the requirements of the new version of the international standard ISO/IEC 17025-2017 of 2017. Also, when analyzing the literature data, there is a tendency that testing laboratories in which an integrated management system operates have a number of advantages over those testing laboratories in which there is no integrated management system. In order to identify strengths, weaknesses, threats and opportunities, a SWT analysis of the Testing Center was conducted. Also in this work, an analysis was made of the functioning of the management system of the Testing Center of the Republican Tatarstan Republican Veterinary Laboratory, the product life cycle was analyzed, environmental aspects of the activity and factors that adversely affect the Testing Center staff were identified, the Information Security System of the Testing Center was analyzed. An FMEA analysis of abnormal situations during testing was conducted. The information security system of the Testing Center and its effectiveness were analyzed after the FGIS VetlS FGIS Vesta components were introduced into the Testing Center. Specific proposals to reduce the negative impact of environmental factors on the staff of the Testing Centerhave been developed. The evaluation of the functioning of the elements of the Management System of the Testing Center was carried out and the rationale for introducing an integrated management system into the activities of the Testing Center as a driving vector for further development was given. Specific proposals for improving the activities of the Testing Centerhave been developed.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента промышленной безопасности и охраны труда и система информационной безопасности Испытательного центра ГБУ "Республиканская ветеринарная лаборатория" Республики Татарстан в рамках интегрированной системы менеджмента»

6. Effektivnost skarmlivaniya novogo probiotika na osnove sporoobrazuyushchikh bakteriy telyatam molochnogo perioda vyrashchivaniya [Efficiency of feeding a new probiotic based on spore-forming bacteria to calves of the dairy rearing period] / R.V.Nekrasov[et ai.] //Agrarnaya nauka. - 2016. - № 2. - P. 24-27.

7.0vsyannikov, A.I. Osnovy opytnogo delà v zhivotnovodstve [Fundamentals of experienced business in animal husbandry] / A.I.Ovsyannikov. - M.: Kolos, 1976. - 304 p.

8. Izuchenie pishchevareniya u zhvachnykh: metodicheskie ukazaniya [Study of digestion in ruminants: guidelines] / Vserossijskiy nauchno-issledovatelskiy institut fiziologii, bioKhimii i pitaniya selskohozyajstvennykh zhivotnykh RASHN. -1979.-140 p.

9. Tarakanov, B.V Metody issledovaniya mikroflory pishchevaritelnogo trakta selskohozyaystvennykh zhivotnykh i pticy [Methods for studying the microflora of the digestive tract of farm animals and poultry] / B.V.Tarakanov. - M.: Nauchnymir,2006.-188p.

10. Plokhinskiy, N.A. Biometriya [Biometrics] / NAPIohinskiy. - 2-e izd. - M.: Izd-vo MGU, 1970. - 367 p.

11. Normy i raciony kormleniya selskohozyaystvennykh zhivotnykh: spravochnoe posobie [Norms and diets of feeding farm animals] [Tekst] / pod red. A.P.Kalashnikova [et al.]. - 3-e izd., pererab. i dop. - M, 2003. - 456 p.

УДК 331.45+330.13+006.86

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ГБУ «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В РАМКАХ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

'Н.Д.Мингазов - заведующий отделом, магистр;2Н.Н.Умарова - кандидат химических наук, доцент; 2Р.Н.Исмаилова - кандидат химических наук, доцент;

'М.М.Валиев - кандидат сельскохозяйственных наук, директор.

1 ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» Республики Татарстан, г. Казань (420087, Казань, ул. Даурская, д. 34, +7(843)298-56-48, e-mail: [email protected]).

2ФГБОУВО«КНИГУ», г. Казань (420015, Казань, ул.Карла Маркса, 68, Корп. "А", +7(843) 231-43-67).

Важнейшими условиями успешной деятельности испытательной лаборатории является прохождение процедуры аккредитации, стабильность и воспроизводимость результатов испытаний, отсутствие рекламаций со стороны заказчиков и, в конечном итоге, удовлетворенность потребителей. Большинство систем менеджмента качества испытательных лабораторий функционирует на основе международного стандарта ИСО/МЭК17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. С 2017 года вступила в силу новая версия данного международного стандарта - ИСО/МЭК 17025-2017. В данной версии особое внимание уделяется риск-ориентированному подходу и процессам интеграции системы менеджмента. Лабораториям, в которых уже функционирует интегрированная система менеджмента, будет гораздо проще адаптироваться к требованиям новой версии международного стандарта ИСО/МЭК 17025-2017 от 2017 года. Также, при анализе литературных данных, отмечается тенденция к тому, что испытательные лаборатории, в которых функционирует интегрированная система менеджмента, имеют ряд преимуществ над теми испытательными лабораториями, в которых нет интегрированной системы менеджмента. С целью определения сильных и слабых сторон, угроз и возможностей проведен SWOT-анализ деятельности Испытательного центра. Также в данной работе проведен анализ функционирования системы менеджмента Испытательного центра ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» Республики Татарстан, проанализирован жизненный цикл продукции, определены экологические аспекты деятельности и факторы, оказывающие негативное воздействие на сотрудников Испытательного центра, проанализирована система информационной безопасности Испытательного центра. Проведен FMEA-анализ нештатных ситуаций при проведении Испытаний. Проанализирована система информационной безопасности Испытательного центра и ее эффективность после внедрения в деятельность Испытательного центра компоненты ФГИС«ВетИС» - ФГИС «Веста». Разработаны конкретные предложения по снижению негативного воздействия факторов среды на сотрудников Испытательного центра. Проведена оценка функционирования элементов системы менеджмента Испытательного центра и приведено обоснование внедрения интегрированной системы менеджмента в деятельность Испытательного центра как движущего вектора дальнейшего развития. Разработаны конкретные предложения по улучшению деятельности Испытательного центра.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: испытательная лаборатория, интегрированные системы менеджмента, оценка эффективности системы менеджмента качества испытательной лаборатории, экологические аспекты, промышленная безопасность и охрана труда, информационная безопасность деятельности испытательных лабораторий.

DOI: 10.33632/1998-698Х.2019-4-59-67

В настоящее время одним из важнейших факторов роста эффективности производства является повышение качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, которое непосредственно определяет ее конкурентоспособность. Применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие.

Система менеджмента качества испытательных лабораторий основывается на принципе постоянного улучшения деятельности, направленном на повышение удовлетворенности потребителей [1]. Главной задачей функционирования системы качества испытательной лаборатории является создание и стабильное воспроизведение необходимых условий для получения достоверной информации о значениях показателей качества и безопасности продукции при испытаниях установленными методами и оценки соответствия этих показателей установленным требованиям [2]. Также в систему менеджмента испытательной лаборатории могут быть внедрены элементы экологического управления и экологический менеджмент в целях совершенствования природоохранной деятельности предприятия и снижения отрицательного воздействия производства на окружающую среду. Кроме того, это создает немало преимуществ, позволяющих снизить экологические риски и штрафные санкции за негативное воздействие на окружающую среду.

В то же время в процессе проведения испытаний работа сотрудников испытательных лабораторий непосредственно связана с воздействием вредных и опасных факторов производства и повышенным риском возникновения травматизма и профессиональных заболеваний.

Кроме того, в соответствии с подпунктом с пункта 4.1.5 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» [3] лаборатория должна определять политику и процедуры, позволяющие обеспечить конфиденциальность информации и прав собственности ее заказчиков, включая процедуры защиты электронного хранения и передачи результатов.

Внедрение интегрированной системы менеджмента на предприятии позволяет решить проблемы дублирования процессов, документов, должностей и функций подразделений; взаимосвязей между системами управления качеством и экологией; охраной труда, информационной безопасностью, низкой эффективности планирования, контроля и управления в целом. В связи с этим построение интегрированной

системы менеджмента на предприятии - это наиболее эффективный способ одновременного соблюдения требований нескольких стандартов для повышения качества выпускаемой продукции с минимальными затратами времени и финансовых ресурсов.

Таким образом, особенность интеграции систем менеджмента качества заключаются в развитии и переходе от одного функционального элемента к другому, т.е. поэтапно, при этом сбор и анализ данных, а также внутренняя и внешняя отчетность являются ключевыми элементами поэтапного улучшения системы менеджмента качества [4].

Испытательный центр ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» РТ - современная аккредитованная испытательная лаборатория, соответствующая требованиям стандарта ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», что подтверждено аттестатом аккредитации № RA.RU.21 ПХ21, выданным Федеральной службой по аккредитации 22.11.2017 г. Также, согласно данного стандарта, все аккредитованные лаборатории имеют функционирующую систему менеджмента качества, соответствующая требованиям ГОСТ Р ИСО 9001. Как таковой, функционирующей в полном смысле этого слова ИСМ в Испытательном центре нет, однако, представлены отдельные ее элементы, а именно элементы экологической безопасности, элементы охраны труда и элементы системы защиты информации.

Исходя из вышеизложенного, цель данной работы заключалась в определении рисков, сильных и слабых сторон и возможностях деятельности методом £ЗТОТ-анализа [5, 6, 7, 8], анализе охраны труда и окружающей среды, системы экологического менеджмента и информационной безопасности деятельности Испытательного центра ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» РТ в рамках интегрированной системы менеджмента.

Материалы и методы. В ходе выполнения настоящей работы проводили анализ деятельности структурных подразделений Испытательного центра ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» Республики Татарстан. Определение рисков, сильных и слабых сторон и возможностях деятельности Испытательного центра ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» Республики Татарстан выполняли методом 9ЛЮТ-ана-лиза [5, 6, 7, 8]. Также анализировали функционирование системы менеджмента качества Испытательного центра за анализируемый период. Экологические аспекты деятельности и перечень негативных факторов, воздействующих на сотрудников Испытательного центра, анализировали на основе отчетных форм предприятия. Информационную безопасность деятельности

Испытательного центра анализировали в соответствии с требованиями статьи 4.1 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» от 14 мая 1993 г. № 4979-1, постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. № 1140 «О порядке создания, развития и эксплуатации федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии» и Порядка предоставления информации в федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и полунения информации из нее, утвержденного приказом Минсельхоза России от 30 июня 2017 г. № 318. В деятельность ИЦ внедрили компоненту ФГИС «Ветис» - «Веста» [9]. РМЕА-анализ нештатных ситуаций деятельности Испытательного центра ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» Республики Татарстан проводили по стандартной методике [10] с адаптациями применения данной методики для испытательных лабораторий [11,12,13].

Результаты исследований. Испытательный центр ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» Республики Татарстан (далее - ИЦ) впервые был аккредитован в качестве испытательного центра в 1998 г. Учреждение находится в ведении Главного управления ветеринарии Кабинета министров Республики Татарстан. В своей деятельности ИЦ руководствуется законами Российской Федерации, Республики Татарстан, нормативными документами, законами о ветеринарии, Уставом ГБУ «Республиканская ветлаборатория» РГ, а также положением об ИЦ.

Профиль деятельности ИЦ - проведение микроскопических, бактериологических, химико-токсико-логических, паразитологических, радиологических испытаний образцов пищевой продукции, кормов на соответствие требованиям безопасности; средств воспроизводства животных, исследование биоматериала в пределах области аккредитации, являющейся приложением к аттестату аккредитации.

Результаты £>\/\ЮТ-анализа деятельности ИЦ представлены в таблице 1.

ЭЛЮТ-анализ показал, что основные угрозы и слабые стороны деятельности ИЦ относятся к типовым для большинства испытательных лабораторий: вероятность не прохождения процедуры аккредитации в связи с ужесточением требований Росаккредитации, вероятность поставки некачественных реактивов, приборов и оборудования вследствие «привязки» к тендерной системе закупок, «привязка» к бюджетному финансированию, текучесть кадров. Решение данных каждодневных вопросов - залог успеха деятельности любой испытательной лаборатории. Результаты данного ЭЛ/ОТ-анализа были использованы в дальнейшем для проведения корректирующих и предупреждающих действий деятельности ИЦ и для определения векторов развития ИЦ.

В соответствии с требованиями Критериев аккредитации и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 большое внимание уделяется структуре испытательной лаборатории, так как от рационального распределения полномочий и ответственности зависит успех деятельности всей ла-

боратории. В соответствии с вышеуказанными требованиями, в ИЦ разработана, внедрена и поддерживается система менеджмента качества - документально оформлены политика, цели, задачи, процедуры и инструкции в объеме, необходимом для обеспечения качества результатов испытаний. Документы системы менеджмента качества доведены до сведения персонала, доступны ему, им поняты и выполняются. Распределение ответственности и функциональных обязанностей между руководством ИЦ и сотрудниками регламентировано в соответствующих документированных процедурах. Структура документов СМК ИЦ представляет собой иерархическую систему взаимосвязанных документов, состоящую из 4-х уровней (табл. 2).

Матрица ответственности сотрудников ИЦ представлена в таблице 3.

Под продукцией испытательных лабораторий подразумевается протокол испытаний, т.е. информация о соответствии испытуемых образцов требованиям нормативно-технических документов. Таким образом, потребители услуг ИЦ - физические и юридические лица, государственные органы, органы Росаккредитации. Физические и юридические лица на основании протоколов испытаний, выданных ИЦ, могут осуществлять реализацию своих товаров в точках сбыта; кроме того, протокол испытаний ИЦ может быть использован в качестве документа, подтверждающего соответствие тех или иных образцов требованиям нормативно-технической документации, в том числе по вопросам безопасности продукции.

Государственные органы (Россельхознадзор, Главное управление ветеринарии КМ РТ, правоохранительные органы) могут использовать протоколы испытаний ИЦ при необходимости проведения контрольно-над-зорных мероприятий, исследований,экспертиз.

Органы Россаккедитации используют протоколы ИЦдля внесения их в базу данных, а также для оценки результатов МСИ в части оценки достоверности и прецизионности полученных результатов испытаний, проведенных ИЦ.

При функционировании испытательных лабораторий к рискам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и на персонал, относятся накопление отходов. Образующихся при проведении исследований и испытаний и воздействие различного рода факторов. В ИЦ к таковым факторам относятся риски, связанные с выбросами в атмосферу и водную среду, а также с радиоактивным и электромагнитным излучением. Максимальная вероятность возникновения данных рисков в ИЦ - на стадии проведения испытаний и утилизации контрольных проб.

Анализ системы менеджмента качества ИЦ показал, что в нем отсутствуют элементы системы экологического менеджмента. Однако, в связи с тем, что при проведении испытаний в лаборатории используется оборудование, оказывающее потенциально опасное и негативное воздействие на окружающую среду (источники радиоактивного излучения, музейные коллекции

Таблица 1

SWOT-анализ деятельности ИЦ

Сильные стороны (Э) 1. Опытный и квалифицированный персонал. 2. Современное оборудование, своевременно поверенное и калиброванное. 3. Большой опыт деятельности (с 1998 г.). 4. Отсутствие рекламаций со стороны заказчиков, регулярное участие в МСИ. 5. Заинтересованность руководства в стабильном и качественном функционировании ИЦ. 6. Регулярное обновление нормативно-технической и нормативно-методической базы, регулярное и бесперебойное снабжение расходными материалами. 7. Информационная открытость. Слабые стороны Щ 1. «Привязка» к бюджетному финансированию. 2. Вероятность поступления некачественных средств измерений вследствие тендерной системы закупок. 3. Нахождение в центре города, под ИЦ проходит линия метрополитена.

Возможности (0) 1. Проведение испытаний в соответствии с утвержденной областью аккредитации. 2. Расширение действующей области аккредитации. 3. Гибкая система оплаты для заказчиков (наличными, безналичным расчетом, взиморасчетом), возможность рассрочки оплаты. 4. Предоставление заказчику возможности проведения испытаний по методике, выбранной им. 5. Возможность освоения новых рынков других регионов в части проведения испытаний. 6. Возможность использования личного кабинета заказчиками для получения результатов испытаний. 7. Государственная поддержка. Используя современное оборудование, опытный и квалифицированный персонал, регулярное обновление нормативной базы необходимо расширять действующую область аккредитации. Заинтересованность руководства в стабильном и качественном функционировании ИЦ, активная работа с заказчиками, государственная поддержка, информационная открытость обеспечат стабильное функционирование деятельности ИЦ и дадут возможность освоения новых рынков других регионов в части проведения испытаний. Необходимо рассмотреть возможность финансового стимулирования сотрудников за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов из фонда внебюджетной деятельности ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» Республики Татарстан. Кроме того, необходимо ужесточить требования, предъявляемые к поставщикам оборудования, реактивов, расходных материалов.

Угрозы (Т) 1. Неполучение и/или приостановка аттестата аккредитации. 2. Активная деятельность конкурентов. 3. Вынос ИЦза пределы города. 4. Отключение от систем связи, невозможность предоставить результаты испытаний. 5. Ужесточение требований со стороны Росаккредитации. 6. Не прохождение МСИ. 7. Утрата ключевого персонала. Наличие опытного и квалифицированного персонала, современного оборудования, заинтересованность со стороны руководства, большой опыт работы, отсутствие рекламаций со стороны заказчиков будут способствовать успешному прохождению аттестации, проверок контролирующих органов. Необходимо провести маркетинговые исследования для сравнения эффективности деятельности ИЦ и конкурентов. Также необходимо подготовить соответствующие документы, исключающие перенос ИЦ за пределы города (заключение соответствующих органов о безопасности в части использования ПБА 1Н\/ групп патогенности). Кроме того, во избежание текучки кадров, необходимо проработать механизмы дополнительного финансового стимулирования сотрудников ИЦ. Необходимо финансово стимулировать сотрудников ИЦ, создавать условия для должностного роста и профессионального развития. Также необходимо подготовить соответствующие документы, исключающие перенос ИЦ за пределы города (заключение соответствующих органов о безопасности в части использования ПБА II—IV групп патогенности). Ужесточить требования к поставщикам оборудования, расходных материалов, разработать механизм защиты от недобросовестных поставщиков.

Таблица 2

Иерархическая система документов ИЦ

Уровень Сокращение Наименование документа

Документы I уровня ЦОК пок Политика в области качества Цели в области качества

PK Руководство по качеству

Документы ДП Документированная процедура

II уровня ф Формуляры к документированной процедуре

Документы III уровня РИ Рабочая инструкция

ДИ Должностные инструкции

ИТБ Инструкции по технике безопасности

Документы IV уровня - Протоколы, записи, акты, отчеты

Таблица 3

Матрица ответственности для ИЦ

Директор Заместитель директора по общим вопросам Руководитель ИЦ Менеджер по качеству Метролог Заведующие структурными подразделениями Специалисты, проводящие испытания Специалисты отдела приема и регистрации проб

Общее руководство

Обеспечение ресурсами

Функционирование СМК

Калибровка, поверка оборудования, актуализация нормативных документов

Прием, регистрация образцов

Проведение испытаний, интерпретация результатов

Выдача протоколов испытаний

Взаимодействие с заказчиками

Внутренние аудиты, корректирующие и предупреждающие действия

Планирование деятельности

патогенных микроорганизмов), а также исследуются потенциально опасные биологические объекты (патма-териал, кровь, трупы, абортплоды, смывы), испытания с использованием патогенных биологических объектов (ПБА) II—IV группы патогенности, представляется необходимым разработать предложения по внедрению элементов системы экологического менеджмента.

Анализ деятельности структурных подразделений ИЦ выявил наличие локального негативного воздействия на окружающую среду. При этом определено 10 экологических аспектов ИЦ на стадии проведения испытаний и 10 - на стадии утилизации исследованных и

контрольных проб:

- вероятность локального загрязнения помещений и прилегающей к ИЦтерритории радионуклидами;

- локальное загрязнение сточных вод, минимизируемое за счет деятельности станции обеззараживания и хлорирования сточных вод;

- локальное загрязнение воздушной среды, минимизируемое за счет деятельности фильтров тонкой очистки.

Для минимизации негативного воздействия на окружающую среду экологических аспектов, в ИЦ разработан и внедрен комплекс мероприятий:

- всем сотрудникам ИЦ выдается спецодежда установленного образца, средства индивидуальной защиты, на случай нештатных ситуаций предусмотрен запас коллективных средств защиты;

- все сотрудники ИЦ, участвующие в проведении испытаний, связанных с использованием патогенных биологических объектов II—IV групп патогенности, в обязательном порядке проходят вакцинацию от заразных заболеваний;

- ежегодно все сотрудники ИЦ проходят периодические медицинские осмотры, не реже 1 раза в 5 лет проводится специальная оценка условий труда сотрудников ИЦ;

- со всеми сотрудниками ИЦ проводятся периодические инструктажи по технике безопасности; до каждого сотрудника ИЦ доведена схема оповещения и взаимодействия при возникновении нештатных ситуаций с участием патогенных биологических объектов 1НУ групп патогенности;

- всем сотрудникам ИЦ, участвующим в проведении испытаний, предусмотрены надбавки за вредные условия труда и возможность досрочного выхода на пенсию;

- в ИЦ создан и хранится несжимаемый запас дезинфицирующих средств на случай возникновения нештатных ситуаций с выходом из под контроля патогенных биологических объектов 11—IV групп патогенности;

- функционирует станция обеззараживания и хлорирования сточных вод, образующихся в результате деятельности ИЦ;

- во всех помещениях ИЦ оборудована вентиляционная система, фильтры тонкой очистки которой проходят поверку в соответствии с утвержденным планом-графиком;

- во всех помещениях ИЦ установлена система кондиционирования воздуха, ежедневно проводится мониторинг показателей микроклимата;

- ежедневно на территории и в помещениях ИЦ проводится контроль радиационного фона, сотрудникам ИЦ, проводящим радиологические испытания, выданы индивидуальные дозиметры, и они систематически проходят дозиметрию.

С целью определения возможных рисков и нештатных ситуаций в деятельности ИЦ был проведен РМЕА-анализ процессов проведения испытания образцов и утилизации исследованных образцов. Одной из характерных особенностей применения ШЕА-анализа в испытательных лабораториях является высокая вероятность обнаружения того или иного несоответствия (О), что объясняется тем, что при проведении внутреннего аудита каждого отдельно взятого структурного подразделения подробно анализируется вся его деятельность и все виды несоответствий могут быть обнаружены. Согласно результатам проведенных внутренних аудитов ИЦ, все выявленные несоответствия относятся к категории В («редкий некритический отказ»). Основные нештатные ситуации, возникающие в ходе деятельности ИЦ, связаны с угрозой выхода из под контроля и загрязнения помещений и территории ИЦ ПБА Н-1У группы патогенности, аварийного сброса неочищенных вед и выхода

из под контроля источников ионизирующего излучения. Для устранения нештатных ситуаций, связанных с выходом из под контроля и загрязнением помещений и территории ИЦ патогенными биологическими объектами II—IV группы патогенности, систематически проверяется состояние вентиляции, создана система резервного электроснабжения. Проведены учения по ликвидации ПБА. Со всеми сотрудниками проведен инструктаж. Систематически проверяется состояние емкостей для хранения ПБА. Для устранения нештатных ситуаций, связанных со сбросом неочищенных вод в систему общегородской канализации, создана система резервного электроснабжения для питания насосной станции. Со всеми сотрудниками проведен инструктаж. Создан нес-нижаемый запас дезинфицирующих средств. Разработана система экстренного прекращения сброса сточных вод. Для устранения нештатных ситуаций, связанных с выходом из под контроля источников ионизирующего излучения, систематически проверяется состояние герметичности емкости для хранения ионизирующего излучения. Систематически проводятся инструктажи. Систематически проводятся учения по ликвидации утечки источников ионизирующего излучения. Ежедневно проводится мониторинг радиационного фона. Данные мероприятия способствуют минимизации негативного воздействия ИЦ на окружающую среду и позволяют контролировать экологические риски на всех стадиях жизненного цикла продукции ИЦ.

К критериям, предъявляемым к лабораторным информационным системам, полностью соответствует ФГИС «Веста». ФГИС «Веста» предназначена для автоматизации процесса сбора, передачи и анализа информации по проведению лабораторного тестирования образцов поднадзорной продукции при исследованиях в области диагностики, пищевой безопасности, качества продовольствия и кормов, качества и безопасности лекарственных средств для животных и т.п. В числе функций ФГИС «Веста» имеется функция автоматизации ветеринарной отчетности в упомянутых областях деятельности, включая автоматическое составление и экстренную отправку данных строгой отчетности. Применение данной автоматизированной системы в деятельности ИЦ не противоречит требованиям, установленным ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 и критериям деятельности испытательных лабораторий, установленных Росаккредитацией. Благодаря внедрению в деятельность ИЦ ФГИС «Веста», достигнуты следующие положительные результаты:

- полноценное и однозначное электронное документирование всех этапов проведения испытаний;

- снижение вероятности внесения ошибочных результатов исследований благодаря наличию логинов, паролей и ролей у каждого пользователя, а также модулей в программе;

- повышение личной ответственности исполнителя и возможность контроля каждого этапа работы за счет отображения в программе времени выполнения любого действия и конкретного человека, выполнившего это действие;

- автоматическое формирование протоколов;

- автоматическое формирование отчетов;

- сокращение затрат времени сотрудников;

- повышение эффективности управления процессом проведения испытаний.

Система менеджмента качества ИЦ, как отмечалось выше, функционирует на основе международного стандарта ГОСТ И СО МЭК17025-2009. Исходя из того, что большинство принципов ГОСТ ИСО МЭК 17025-2009 было взято из ГОСТ ИСО 9001-2015, в определенной степени можно рассматривать систему менеджмента Испытательного центра как интегрированную. Однако, если рассматривать ИСМ в полном соответствии со стандартами, безусловно, система менеджмента ИЦ не может рассматриваться как интегрированная. В настоящее время принимая во внимание специфику деятельности, представляется возможным создать в Испытательном центре ИСМ на базе международного стандарта ГОСТ ИСО МЭК 17025-2009 с элементами, которыми являются системы экологического менеджмента ИС0 14001-2015, менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда ОН БАБ 18001-2007 и международного стандарта по информационной безопасности ИСО МЭК 27001-2013.

При этом обобщенная структура интегрированной системы менеджмента будет выглядеть следующим образом:

1 .Руководство по ИСМ.

2. Политика и цели в области качества, экологии и охраны труда.

3.Процедура управление документацией ИСМ.

4.Процедура управление записями.

5.Процедура внутреннего аудита ИСМ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.Правила реагирования на инциденты, аварии и аварийные ситуации.

7.Корректирующие действия.

8.Предупреждающие действия.

9.Процедуры по специальным требованиям стандартов ИСО 9001, ИС014001, ОНБАБ18001, ИСО 27001.

10.Необходимые положения и инструкции.

Это приведет к следующим улучшениям в деятельности ИЦ:

- минимизации функциональной разобщенности, возникающей при разработке и внедрении отдельных систем менеджмента;

- системному управлению; согласованному взаимодействию процессов и функций ИЦ;

- уменьшению затрат на разработку, сертификацию и функционирование системы менеджмента, объема документов на систему менеджмента, по сравнению с суммарным объемом документов в нескольких параллельных системах;

- развитию подходов к менеджменту (сбору, анализу и обмену) экологической информации и сокращению потерь ресурсов, сырья и материалов и снижению вклада этих составляющих в себестоимость продукции;

- идентификации приоритетных экологических аспектов, привлечению к ним внимания и, тем самым, предотвращению развития серьезных экологических

проблем (загрязнения окружающей среды, несоответствия требованиям законодательства, ответственности за прошлые нарушения и т.п.);

- улучшению условий и повышению производительности труда в ИЦ;

- снижению рисков и связанных с ними потерь, объемов штрафов и платежей, снижению количества нештатных ситуаций;

- эффективному использованию ресурсов;

- повышению престижа и конкурентоспособности ИЦ и позитивному общественному мнению о надежности, стабильности и высоком уровне развития;

- улучшению отношений с поставщиками.

Вышеуказанные улучшения приведут к оптимизации деятельности ИЦ и будут способствовать переходу на новую версию международного стандарта ИСО/МЭК 17025-2017 в части интеграции системы менеджмента.

Заключение. ОТОТ-анализ позволил выявить сильные и слабые сторону, угрозы и возможности деятельности ИЦ; результаты данного анализа были учтены при определении дальнейшей стратегии развития ИЦ. В результате деятельности ИЦ на этапах жизненного цикла продукции, связанных с проведением испытаний и утилизацией исследованных и контрольных образцов, оказывается негативное воздействие на окружающую среду и на персонал лаборатории. Анализ экологических аспектов деятельности ИЦ показал, что каждое структурное подразделение в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, масштаб данного воздействия носит локальный характер. Применение РМЕА-анали-за способствовало выявлению потенциальных угроз для деятельности ИЦ и определению наиболее уязвимых элементов в деятельности ИЦ. Для обеспечения экологической безопасности и защиты сотрудников, разработаны и внедрены конкретные предложения по минимизации негативного воздействия деятельности ИЦ на окружающую среду. Внедрение ФГИС «Веста» в деятельность ИЦ способствовало дальнейшему ее совершенствованию и обеспечило информационную безопасность и защищенность от внешних и внутренних факторов. Для успешного функционирования любая организация должна рассматривать результаты анализа и оценки, выходные данные анализа со стороны руководства, чтобы определить, имеются ли потребности или возможности, требующие рассмотрения в качестве мер по постоянному улучшению. Исходя из анализа экологических аспектов деятельности ИЦ и степени воздействия на здоровье сотрудников, а также требований по информационной безопасности, в настоящее время одним из ключевых направлений деятельности ИЦ является разработка и внедрение интегрированной системы менеджмента, базирующейся на основе ИСО/ МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий с интеграцией ГОСТ Р ИСО 14001-2016 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению, ГОСТ Р 54934-201 г/ОНЗАБ 18001-2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны

здоровья. Требования и международного стандарта по информационной безопасности ИСО/МЭК 27001 -2013.

Литература

1. Вишняков, О. Системы менеджмента качества: основы, проблемы, решения [Электронный ресурс] / О.Вишняков Режим доступа: http://quality.eup.ru/Materialy7/smk-base.htm, свободный.

2. Система качества испытательной лаборатории [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ria-stk. ru/mos/adetail.php ID=8180, свободный.

3. ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. - М.: Стандартинформ, 2010. - 70 с.

4. Кухарь, B.C. Экономическая эффективность внедрения интегрированных систем менеджмента качества на предприятиях малого и среднего бизнеса в зерновом производстве Северного Казахстана (на материалах Костанайской области): автореф. дис.... канд. экон. наук/ В.С.Кухарь. - СПб, 2012. - 23 с.

5. Майсак, О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами / С.О. Майсак// Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2013. - № 1 (21). - С. 151-157.

6. Исмаилова, Р.Н. Построение стратегической карты испытательной лаборатории ООО "УкуЛаб" / Р.Н.Исмаилова, С.М.Горюнова, А.Р.Зайнуллина // Вестник Казанского технологического университета. - 2017. -Том. 20, №12.-С. 116-118.

7. SWOT-анализ деятельности медицинской организации в аспекте конкурентоспособности услуг / А.Х.Гу-дов, С.В.Поляков, ВАКаменский, О.В.Чигринец// Вестник Росздравнадзора. - 2012. - №1. - С. 41-45.

8. Сидоренко, H.A. Применение методики менеджмента рисков в деятельности органа по сертификации систем менеджмента качества / Н.А.Сидоренко // Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке: сб. науч. ст. II Междунар. науч.-пракг. конф. - Новокузнецк: Сибирский государственный индустриальный университет, 2016.-С. 135-145.

9. Официальный сайтФГИС «Веста» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fsvps.ru/fsvps/vesta, свободный.

10. ГОСТ Р 51814.2-2001 Система качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. - 23 с.

11. Курмашева, И.Г. Применение метода FMEA для оценки качества работы испытательной лаборатории / И.Г. Курмашева, Н. И. Мовчан // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Том 17, № 24. - С. 412-418.

12. Использование анализа видов и последствий потенциальных дефектов (fmea) для разработки системы предупреждающих мероприятий испытательной лаборатории / С.М.Горюнова, А.Ф.Дресвянников, Н.Г.Николаева, Н.М.Урманчеева // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. - 2006. - Том. 72, № 8. - С. 58-63.

13. Алимова, Э.К. FMEA как путь повышения качества продукции / Э.К.Алимова, Н.Г.Николаева // Вестник Казанского технологического университета. -2014. - Том. 14, № 24. - С. 476-478.

THE OCCUPATIONAL HEALTH AND SAFETY MANAGEMENT SYSTEM AND THE INFORMATION SECURITY SYSTEM OF THE TESTING CENTER OF THE VETERINARY LABORATORY OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN UNDER THE INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEM

'MingazovN.D. - Master; 2Umarova N.N. - Candidate of Chemical Sciences; 3lsmailova R.N. - Candidate of

Chemical Sciences; 4Valiev M. M. - Candidate of Agricultural Sciences.

1Veterinary Laboratory of the Republic of Tatarstan, Kazan (e-mail: rvl-rt-kazan@yandex. ru).

1Kazan National Research Technological University, Kazan.

The most important conditions for the success of the testing laboratory is the passage of the accreditation procedure, stabilityand reproducibility of test results, theabsenceof complaints from customersand, ultimately, customer satisfaction. Most quality management systems for testing laboratories operate on the basis of the international standard ISO / IEC 17025-2009 General requirements for the competence of testing and calibration laboratories. Since 2017, a new version of this international standard has entered into force - ISO / IEC 17025-2017; In this version, special attention is paid to the risk-oriented approach and management system integration processes. Laboratories in which the integrated management system is alreadyoperating will be much easier to adapt to the requirements of the new version of the international standard ISO/IEC 17025-2017 of 2017. Also, when analyzing the literature data, there is a tendency that testing laboratories in which an integrated management system operates have a number of advantages over those testing laboratories in which there is no integrated management system. In order to identify strengths, weaknesses, threats and opportunities, a SWT

analysis of the Testing Center was conducted. Also in this work, an analysis was made of the functioning of the management system of the Testing Center of the Republican Tatarstan Republican Veterinary Laboratory, the product life cycle was analyzed, environmental aspects of the activity and factors that adversely affect the Testing Center staff were identified, the Information Security System of the Testing Center was analyzed. An FMEA analysis of abnormal situations during testing was conducted. The information security system of the Testing Center and its effectiveness were analyzed after the FGIS VetIS - FGIS Vesta components were introduced into the Testing Center. Specific proposals to reduce the negative impact of environmental factors on the staff of the Testing Centerhave been developed. The evaluation of the functioning of the elemente of the Management System of the Testing Center was carried out and the rationale for introducing an integrated management system into the activities of the Testing Center as a driving vector for further development was given. Specific proposals for improving the activities of the Testing Centerhave been developed.

KEYWORDS: testing laboratory, integrated management systems, assessment of the effectiveness of the quality management system of the testing laboratory, environmental aspects, industrial safety and labor protection, information safety of testing laboratories.

References

1. Vishnyakov, 0. Sistemy menedzhmenta kachestva: osnovy, problemy, resheniya [Elektronny resurs] [Quality management systems: fundamentals, problems, solutions [Electronic resource]. Access mode: http:// quality.eup.ru/ Materialy7/smk-base.htm, free.

2. Sistema kachestva ispytatelnoy laboratorii [Elektronny resurs] [The quality system of testing laboratory [Electronic resource]. Access mode: http://www.ria-stk.ru/mos/adetail.php?ID=8180, free.

3. GOSTISO/MEK17025-2009 Obschie trebovaniya k kompetentnosti ispytatelnykh i kalibrovochnykh laboratory [ISO/IEC 17025:2005, General requirements for the competence of testing and calibration laboratories]. - M.: Standartinform, 2010. - 70 p.

4. Kukhar, V.S. Ekonomicheskaya effektivnost vnedreniya integrirovannykh sistem menedzhmenta kachestva na predpriyatiyakh malogo i srednego biznesa v zernovom proizvodstve Severnogo Kazakhstana (na materialakh Kostanayskoy oblasti): avtoref. dis.... kand. ekon. Nauk [Economical efficiency of the integrated quality management systems introduction into the small and medium business enterprises in grain production of Northern Kazakhstan on the example of Kostanay region: abstract from dis. for cand. of econ. sci.] / V.S.Kukhar. - SPb., 2012. - 23 p.

5. Maysak, O.S. SWOT-analiz: obyekt, faktory, strategii. Problema poiska svyazey mezhdu faktorami [SWOT -analysis: object, factors, strategies. The problem of searching connections between factors] /S.O. Maysak// Prikaspiyskiy zhurnakupravlenieivysokietekhnologii. -2013. -№ 1 (21).-P. 151-157.

6. Ismailova, R.N. Postroenie strategicheskoy karty ispytatelnoy laboratorii OOO "UkuLab" [Formation of a strategic map of the testing laboratory of UkuLab] / R.N.Ismailova, S.M.Goryunova, A.R.Zaynullina // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2017. - Vol. 20, № 12. - P. 116-118.

7. SWOT-analiz deyatelnosti medicinskoy organizacii v aspekte konkurentosposobnosti uslug [SWOT - analysis of a medical organization in terms of competitiveness of services] / A.Kh.Gudov, S.V.Polyakov, V.A.Kamenskiy, O.V.Chigrinets // Vestnik Roszdravnadzora. - 2012. - № 1. - P. 41 -45.

8. Sidorenko, N.A. Primenenie metodiki menedzhmenta riskov v deyatelnosti organa po sertifikacii sistem menedzhmenta kachestva [Applying of risk management techniques in the activities of the certification body for quality management systems] / N.A.Sidorenko // Aktualnye problemy ekonomiki i upravleniya v XXI veke: sbornik nauchnykh statey II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Current issues of economy and management in XXI century: proceedings from the II Int. sci.-pract. conf. ]. - Novokuznetsk: Sibirskiy gosudarstvennyy industrialny universitet, 2016. - P. 135-145.

9. Oficialny sayt FGIS «Vesta» [Official website of the State Information and Information Agency "Vesta" [Electronic resource] [Elektronny resurs], - Access mode: http://www.fsvps.ru/fsvps/vesta, free.

10. GOST R 51814.2-2001 Sistema kachestva vavtomobilestroenii. Metod analiza vidov i posledstviy potencialnykh defektov [GOST R 51814.2-2001 Quality system in the automotive industry. A method for analyzing the types and effects of potential defects]. - M.: IPK Izdatelstvo standartov, 2001. - 23 p.

11. Kurmasheva, I.G. Primenenie metoda FMEA dlya ocenki kachestva raboty ispytatelnoy laboratorii [Application of the FMEA method for assessing the quality of the testing laboratory] / I.G.Kurmasheva, N.I.Movchan // Vestnik Kazanskogo texnologicheskogo universiteta. - 2014. - Vol. 17, № 24. - P. 412-418.

12. Ispolzovanie analiza vidovi posledstviy potencialnykh defektov(fmea)dlyarazrabotki sistemy preduprezhdayushhix meropriyatij ispytatelnoj laboratorii [Applying of analysis of types and consequences of potential defects (fmea) for developing a system of preventive measures of the testing laboratory]/S.M.Goryunova,A.F.Dresvyannikov,N.G.Nikolaeva, N.M.Urmancheeva//Zavodskaya laboratoriya. Diagnostika materialov. - 2006. - Vol. 72, № 8. - P. 58-63.

13. Alimova, E.K. FMEA kak put povyslieniya kachestva produkcii [FMEA as a approach to improve the quality of products] / E.K.AIimova, N.G. Nikolaeva //Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2014. - Vol. 14, № 24. - P. 476-478.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.