Научная статья на тему 'Система менеджмента качества метрологической службы Уральского отделения Российской академии наук'

Система менеджмента качества метрологической службы Уральского отделения Российской академии наук Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
1118
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Гудина У.А., Малыгина Т.М., Баженова Л.Н.

Показано, что для достижения методологического и методического единства требований, предъявляемых при выпуске СО и их применении, для соответствия отечественных СО международному уровню, для их признания в мировом сообществе необходимо обеспечивать высокое качество работ по разработке СО непосредственно метрологических служб юридических лиц. Предложено как инструмент обеспечения качества научно-исследовательских работ в области метрологии применять СМК и ввести в условия аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации СО, МВИ и метрологической экспертизы документации наличие действующей СМК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Гудина У.А., Малыгина Т.М., Баженова Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества метрологической службы Уральского отделения Российской академии наук»

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

У. А. Гудина, Т. М. Малыгина, Л. Н. Баженова

Показано, что для достижения методологического и методического единства требований, предъявляемых при выпуске СО и их применении, для соответствия отечественных СО международному уровню, для их признания в мировом сообществе необходимо обеспечивать высокое качество работ по разработке СО непосредственно метрологических служб юридических лиц. Предложено как инструмент обеспечения качества научно-исследовательских работ в области метрологии применять СМК и ввести в условия аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации СО, МВИ и метрологической экспертизы документации — наличие действующей СМК.

Создание и применение стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (СО) имеет важное значение для обеспечения научных исследований, производства и потребления веществ и материалов, контроля качества и сертификации продукции, обеспечения ее безопасности для жизни и здоровья человека и окружающей среды.

Важная роль межгосударственных СО (МСО) в устранении технических барьеров в торгово-экономической, научно-технической и иных сферах отношений между странами ведет к усилению регионального и международного сотрудничества производителей СО.

В соответствии с ПМГ 16 «Положение о межгосударственном СО» [1] установлены два способа создания МСО: совместная разработка новых типов СО и признание в качестве МСО национальных типов СО государств — участников Соглашения о сотрудничестве по созданию и применению СО [2].

Метрологическая служба УрО РАН выполняет работы по разработке и аттестации СО различных типов. В 1999 г. метрологическая служба УрО РАН впервые прошла государственную аккредитацию в Госстандарте России в 2004 г. была повторно аккредитована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ сроком на 5 лет с расширением области аккредитации.

В область аккредитации метрологической службы УрО РАН входит: разработка и аттестация методик выполнения измерений (МВИ) в том числе методик количественного химического анализа (МКХА), применяемых в сфере распространения государственного метрологического контроля и надзора; разработка и метрологическая аттестация СО и аттестованных смесей; метрологическая экспертиза технической документации.

Метрологическая служба УрО РАН выполняет задачи по метрологическому обеспечению

измерений и испытаний, выполняемых в институтах и подразделениях УрО РАН в процессе научных исследований. Например, в Институте органического синтеза им. И. Я. Постов-ского УрО РАН (ИОС УрО РАН) совместно с метрологической службой УрО РАН были разработаны СО состава органических соединений, которые прошли последовательно весь путь признания от ОСО и ГСО до МСО (табл. 1).

Таким образом, при данном алгоритме сотрудничества большую ответственность за разработку МСО несут аккредитованные метрологические службы юридических лиц. А поскольку одним из инструментов обеспечения качества работ, услуг и продукции, как показывает зарубежная и отечественная практика, является наличие системы менеджмента качества (СМК), то при аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации СО должны предъявляться требования не только к их технической компетентности, но и к наличию действующей СМК.

Поэтому руководителем метрологической службы УрО РАН было принято стратегическое решение о разработке СМК с учетом требований и рекомендаций национальных и международных документов в области менеджмента качества [9—13].

Основным документом СМК организации является руководство по качеству (РК), его

структура, как правило, совпадает со структурой нормативного документа, на соответствие которому разрабатывается СМК. Основной проблемой при разработке СМК метрологической службы УрО РАН стал выбор соответствующего нормативного документа и структуры РК из трех документов: ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 [10], ГОСТ Р ИСО 9001 [11] и Руководство ИСО 34 [12].

Изначально цель заключалась в создании СМК разработки и изготовления СО (СМК СО), но в процессе работы стало очевидно, что необходима СМК всех областей деятельности метрологической службы УрО РАН, а СМК СО должна быть согласованной частью общей СМК.

В Руководстве ИСО 34 [12] содержатся требования к системе качества и компетентности только производителей СО, поэтому было решено его учесть при конкретизации положений СМК для создания СО.

Общие требования к СМК, содержащиеся в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 [10], ГОСТ Р ИСО 9001 [11] во многом совпадают, например, идентичны такие требования, как управление документацией и записями, проведение внутренних аудитов, необходимость корректирующих и предупреждающих действий и т. д., но имеются и существенные отличия, например, в ИСО/МЭК 17025 [10] нет требований к применению процессного и системного подходов,

Таблица 1

СО состава органических соединений, разработанные в ИОС УрО РАН совместно с метрологической службой УрО РАН

Стандартные образцы состава Тип

ОСО ГСО МСО

пентафторбензойной кислоты 88-16358-1-99 7752-2000 1187-2005

п-хлоранилида тетрафторпропионовой кислоты 88-16358-6-02 8217-2002 0617-2003

п-броманилида тетрафторпропионовой кислоты 88-16358-7-04 8673-2005 1188-2005

трифторметилморфолинотиадиазола 10-16374-2006 8853-2007 В работе

ориентации на потребителя, лидерству руководства, вовлечению персонала и постоянному улучшению его деятельности.

Принципиальным отличием ГОСТ Р ИСО 9001 [11] является его направленность прежде всего на менеджмент, т. е. организацию и управление производственных процессов предприятия, а не на его техническую компетентность. А поскольку требования к технической компетенции изложены в ПР 50.2.013 [6] и подтверждаются фактом аккредитации метрологической службы юридического лица уполномоченными органами, то мы сделали акцент именно на менеджменте и выбрали ГОСТ Р ИСО 9001 [11] для построения СМК, отказавшись от практики применения ГОСТ РИСО/МЭК 17025 [10], в соответствии с которым разработаны и разрабатываются СМК национальных метрологических институтов, которые являются калибровочными центрами в отличие от МС УрО РАН.

СМК направлена прежде всего для организации деятельности внутри метрологической службы, для определения и идентификации внутренних процессов, распределения ответственности и регулирования взаимоотношений персонала между собой, с заказчиками и поставщиками. СМК включает вопросы управления качеством, планирование, обеспечение и улучшение качества.

СМК по ИСО серии 9000 базируется на следующих основополагающих принципах TQM (Total Quality Management — всеобщий менеджмент качества): ориентация на потребителя, лидерство руководства, вовлечение персонала, процессный подход, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение деятельности, принятие оптимальных решений, основанных на фактах и взаимовыгодных отношениях с заказчиками.

Эти принципы реализуются в деятельности метрологической службы УрО РАН, несмотря на специфику задач заказчиков, ориентированных на научные исследования и продукты высокотехнологичных и наукоемких процессов.

1. Ориентация на потребителя

Основополагающий принцип СМК по ГОСТ Р ИСО 9001 [11] — это направленность на потребителя, на удовлетворение его потребностей и ожиданий. В случае же предоставления и оказания научно-технических услуг и работ в области метрологии, в том числе и при производстве СО, этот принцип осложняется тем, что главным является соответствие результатов деятельности обязательным требованиям законодательных и нормативных документов в области обеспечения единства измерений и технического регулирования. Поэтому основная задача метрологической службы УрО РАН — быть ориентированной на потребно-сти заказчиков в формате законодательно и нормативно установленных требований, правил и норм.

Особенностью работы метрологической службы УрО РАН является то, что разрабатываемые в УрО РАН СО, уникальны по своей природе. Разработка СО, в частности создание материала СО и изучение его свойств и характеристик, ведется на уровне научных исследований, это же относится и к МВИ. СО, как правило, выпускается единичным экземпляром, не предполагая повторного и тем более серийного выпуска.

2. Лидерство руководства

Руководитель несет ответственность за стратегическое развитие организации, в том числе за реализацию принципов СМК и оценку ее результативности, определяет политику и цели в области качества, создает и поддерживает общие ценности и нормы поведения сотрудников, инициирует и поощряет вклад персонала в общий результат. Руководитель-лидер — необходимое условие устойчивого успеха метрологической службы УрО РАН.

3. Вовлечение персонала

Руководитель метрологической службы УрО РАН поощряет вовлечение сотрудников

в деятельность в области качества с целью обеспечения эффективности СМК и деятельности организации в целом.

Вовлечение и развитие работников поощряется посредством планирования и обеспечения постоянной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала; содействия открытому обмену информацией; морального и материального стимулирования сотрудников.

Сотрудники метрологической службы УрО РАН принимают активное участие в разработке СМК, в формировании политики и целей в области качества.

4. Процессный подход

Структурирование СМК начинается с разработки процессной структуры, предусматривающей идентификацию, описание, установление взаимодействия процессов и управление ими. Под процессом понимают логически упорядоченные последовательности этапов, преобразующих входы в выходы. Для наглядности процесс изображают в виде блок-схемы, состоящей из последовательных этапов, имеющих входы, выходы и обратные связи. Процессный подход обеспечивает более высокую прозрачность производственных связей, наглядность распределения ответственности и регламентирующих требований к отдельным этапам процессов.

В метрологической службе УрО РАН выделены 3 уровня процессов: основные — производственные процессы, создающие добавленную ценность продукту (разработка и аттестация СО, МВИ, метрологическая экспертиза технической и научной документации); вспомогательные — обеспечивающие основные процессы (управление документаций и записями, управление персоналом) и управляющие — обеспечивающие управляемость организации (анализ со стороны руководства: анализ требований потребителя, заключение договоров, управление организацией, а также анализ функционирования СМК и стратегическое планирование).

5. Системный подход

Системный подход к менеджменту качества — представление деятельности организации как системы взаимосвязанных процессов. Следование этому принципу проявляется в создании оптимальной сети процессов, установление взаимосвязи между ними с точки зрения как поставленных целей, так и согласования входов и выходов. Нами разработана карта процессов СМК метрологической службы УрО РАН (Рис. 1).

Все начинается с управляющих процессов — руководитель анализирует требования потребителя и возможности метрологической службы для выполнения работы (входы), далее выполняются один или несколько из основных процессов, результаты (выходы) которых, в свою очередь, передаются потребителю, анализируются руководителем и учитываются при принятии последующих решений и стратегическом планировании. Вспомогательные процессы обслуживают основные, и их результаты также являются объектом улучшения и анализа со стороны руководства.

6. Постоянное улучшение

Этот принцип реализуется постоянным совершенствованием имеющихся, а также освоением новых сфер деятельности в области предоставления научно-технических метрологических услуг. Что обеспечивается применением актуальной нормативной документацией и научно-технических периодических изданий, участием в специализированных конференциях и постоянным повышением квалификации сотрудников.

Например, в настоящее время ведется внедрение понятия «неопределенности» при разработке и аттестации СО, МВИ и МКХА в соответствии с требованиями Руководства ЕВРАХИМ/СИТАК по выражению неопределенностей измерений [15].

В процессе разработки СМК внедрена система идентификации внутренней и исходящей

Рис. 1. Карта процессов СМК метрологической службы УрО РАН

документации метрологической службы УрО РАН для упорядочения и быстрого поиска документов, что способствует рациональному использованию рабочего времени и повышению эффективности основных процессов. С целью повышения имиджа разработан фирменный бланк организации.

7. Принятие решений, основанных на фактах

Следование этому принципу предусматривает принятие решений и определенных действий на основе точных и достоверных данных, анализа подтвержденных фактов и требует доступности необходимой информации для всех сотрудников метрологической службы УрО РАН.

При заключении договора на осуществление метрологических услуг руководитель анализирует заявку и принимает решение на основе баланса между результатами логического анализа, опыта и интуиции, учитывая имеющиеся возможности и ресурсы.

В метрологической службе УрО РАН проводится систематический последовательный анализ заказов потребителей для получения неопровержимых доказательств того, что требования к качеству результатов услуг, установленные законодательством РФ и потребителем, точно определены, исключают неоднозначное толкование, документально оформлены и могут быть выполнены в оговоренные с потребителем сроки.

Используя рекламную печать, специализированные выставки, письменные и телефонные контакты, электронную почту, возможности Интернета, руководитель организации определяет потенциальные потребности заказчиков. На основе этого анализа делаются выводы и составляются прогнозы о возможности расширения области деятельности метрологической службы.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Политика в области качества метрологической службы УрО РАН заключается в предо-

ставлении научно-технических метрологических работ и услуг высокого качества, обеспечивающего достоверность результатов измерений и доверие потребителей к выполняемым в организации работам со стороны как внутренних потребителей УрО РАН (институтов и научно-вспомогательных подразделений), так и внешних.

В процессе комплексных проверок подразделений и институтов УрО РАН метрологическая служба осуществляет оценку уровня метрологического обеспечения научных исследований и других работ и, как следствие, дает рекомендации по совершенствованию системы метрологического обеспечения научно-исследовательских работ в подразделениях УрО РАН, включая повышение уровня и развития техники измерений, внедрение современных методов и средств измерений, разработку СО, МВИ и формирование фонда нормативной документации.

С другой стороны, метрологическая служба УрО РАН в своей работе использует научный и технический потенциал подразделений и институтов УрО РАН, включая новейшие технологии, наукоемкие разработки, современные измерительные комплексы и системы.

Все 8 принципов TQM мы реализуем при разработке СМК и РК метрологической службы УрО РАН. На данном этапе внедрения СМК в практику работы метрологической службы УрО РАН определены процессы СМК, разработано РК, сформулирована политика и цели в области качества в целом и политика и цели в области качества при создании СО, составлен план разработки ряда документов СМК.

Авторы будут благодарны за любые критические замечания и отзывы по поводу вопросов, поднятых в статье.

Литература

1. ПМГ 16—99 Положение о межгосударственном стандартном образце.

2. СООМЕТ D3/1998 Меморандум о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в рамках КООМЕТ.

3. ГОСТ Р 8.563—96 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений.

4. Соглашение о проведении согласованной политики в области метрологии, стандартизации и сертификации.

5. ПМГ 26—98 Реестр межгосударственных стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов. Основные положения.

6. ПР 50.2.013—97 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов.

7. ПР 50-732—93 Государственная система обеспечения единства измерений. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц.

8. СООМЕТ D1/2002 Меморандум о сотрудничестве КООМЕТ.

9. СООМЕТ /ЛО/9:2002 Рекомендации по оценке систем менеджмента качества национальных метрологических институтов.

10. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025—2001 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.

11. ГОСТ Р ИСО 9001—2001 Системы менеджмента качества. Требования.

12. Руководство ИСО 34:2000 Основные требования к компетенции изготовителей эталонных материалов.

13. Руководство ИСО 35:1989 Аттестация стандартных образцов. Общие и статистические принципы.

14. Отчет о деятельности по СО от Германии для заседания ИСО/РЕМКО 2004.

15. Руководство ЕВРАХИМ/СИТАК Количественное описание неопределенности в аналитических измерениях — 2-е издание, 2000; пер. с англ. — СПб: ВНИИМ им. Д. И. Менделеева, 2002.

Авторы

И

V

Л' к,

Гудина У. А.

Ведущий метролог региональной организации метрологического обеспечения и стандартизации президиума Уральского отделения РАН, аспирантка УГТУ-УПИ. Направления деятельности: управление качеством; системы менеджмента качества; аттестация СО; имеет 4 публикации.

Адрес:

620041, Екатеринбург, ГСП-169, ул.

Первомайская, 91

Телефон:

(343) 362-33-97

E-mail:

gudina@inbox.ru

■ ^ЛШ к.

Малыгина Т. М.

Руководитель Центра «Сертимет» региональной организации метрологического обеспечения и стандартизации президиума Уральского отделения РАН, главный метролог, к.т.н.

Направления деятельности: разработка и аттестация СО, МВИ; имеет 12 публикаций.

Адрес:

620041, Екатеринбург, ГСП-169,

ул. Первомайская, 91

Телефон:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(343) 362-33-97

E-mail:

maligina@imp.uran.ru

О

VI

Баженова Л. Н.

Руководитель группы аналитической химии Института органического синтеза им. И. Я. Постовского УрО РАН, к.х.н., ст.н.с.; имеет 77 публикаций.

Направления деятельности: разработка СО, МВИ, КХА.

Адрес:

620041, г. Екатеринбург, ул. С. Ковалевской / Академическая, 22/20 Телефон: (343) 362-33-22 E-mail:

lnb@ios.uran.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.