Научная статья на тему 'Система менеджмеента качества: терминологический аспект'

Система менеджмеента качества: терминологический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поповская Светлана Александровна, Тимербаев Арстан Сергеевич

Существующая на сегодняшний день в России практика, в соответствии с которой осуществляется стандартизация систем управления качеством, почти по всем пунктам соответствует международным правилам и нормам. Обращая внимание на международные стандарты, Вы, прежде всего, должны ставить своей целью быть конкурентоспособными в условиях жесткого рынка, а также воспользоваться новейшими достижениями в области систем управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система менеджмеента качества: терминологический аспект»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 006.065

Поповская Светлана Александровна,

магистр, Саратовский ГАУ, г. Саратов E-mail: kafedramk@yandex.ru Тимербаев Арстан Сергеевич магистр, Саратовский ГАУ, г. Саратов E-mail: kafedramk@yandex.ru

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕЕНТА КАЧЕСТВА: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

Существующая на сегодняшний день в России практика, в соответствии с которой осуществляется стандартизация систем управления качеством, почти по всем пунктам соответствует международным правилам и нормам. Обращая внимание на международные стандарты, Вы, прежде всего, должны ставить своей целью быть конкурентоспособными в условиях жесткого рынка, а также воспользоваться новейшими достижениями в области систем управления.

Ключевые слова

Стандартизация, система менеджмента качества, ресурсы.

Происходящие в последнее время перемены коренным образом изменили отношение к стандартизации систем управления качеством в экономике и промышленности. Что касается стандартизации, то на современном этапе глобализации международных торговых отношений она должна обеспечить переход от превалирования государственных интересов в требованиях существующих стандартов к обеспечению в стандартах соблюдения государственных интересов, остальных субъектов хозяйствования и предпринимательской деятельности, потребителей и общественных организаций.

Более качественного совершенствования и разработки системы менеджмента и стандартизации качества в России на всех уровнях требуют современные условия хозяйствования, кроме того, без этого расширить рынки сбыта и выйти со своей продукцией на международные рынки было бы затруднительно (если даже вообще невозможно).

Существующая на сегодняшний день в России практика, в соответствии с которой осуществляется стандартизация систем управления качеством, почти по всем пунктам соответствует международным правилам и нормам. Кроме того национальный классификатор государственных стандартов также практически аналогичен международному. Однако, по мнению многих отечественных экспертов, уровень российской стандартизации не дает возможности в полной мере обеспечить учет интересов России при разработке и внедрении международных стандартов [6].

Стандартизация является важным элементом абсолютно во всех системах менеджмента качества продукции и предоставляемых услуг. Можно даже сказать, что это нормотворческая деятельность, при осуществлении которой изыскиваются самые рациональные нормы, а потом они закрепляются нормативными документами — инструкциями, стандартами, методиками и требований к качеству производимой продукции. То есть, можно сказать, что это комплекс мероприятий, которые выполняются для установления принятых решений в соответствие со стандартами.

Федеральный закон, принятый в 2002 году, так трактует понятие стандартизации — Стандартизация является деятельностью, которая устанавливает характеристики и правила для их многократного добровольного использования, и с помощью которой можно добиться упорядочивания во всех сферах производства и обращения товаров, а также повысить конкурентоспособность продукции или предоставляемых услуг.

Как можно понять из определения международной организации по стандартизации — ISO, стандартизация систем управления качеством — это разработка и применение правил для упорядочивания деятельности предприятий в определенных сферах на пользу и при активном участии всех заинтересованных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

сторон, в частности, чтобы достичь максимальной экономии во время соблюдения функциональных условий и существующих правил техники безопасности [4].

Действующая сегодня в России система менеджмента_качества и стандартизации предоставляет возможность внедрять и поддерживать в оптимальном состоянии: общепринятый технический язык;

унифицированные элементы основных технических характеристик производимой продукции — частоты, напряжения, посадки, допуски и т.д.;

типовые конструкции и типоразмерные ряды изделий, применяемых в машиностроительной и других отраслях — режущий инструмент, крепежные изделия, подшипники и прочее;

систему классификаторов технической, производственной и экономической информации; справочные данные о качествах и свойствах расходных материалов и элементов.

Современная стандартизация систем управления качеством основывается на таких принципах — системность, взаимозаменяемость, вариантность и повторяемость. Осуществление стандартизации должно приводить к социальному или экономическому эффекту, а достичь этого можно за счет экономии ресурсов, повышения надежности и информационной и технической совместимости [1].

Целью организации ISO (ИСО) является разработка на международном уровне различных стандартов, касающихся, прежде всего, требований к системам управления. В международных стандартах ISO сконцентрирован весь передовой мировой опыт ведения бизнеса и организации производства. Внедрение стандарта ISO 9001:2015, который определяет требования к системам менеджмента качества, позволяет решить множество конкретных управленческих задач, повысить качество продукции и удовлетворенность потребителей [3].

Все начинается с того, что у Вас есть какая-то бизнес-идея. Или уже работающий завод, или сеть прачечных, или юридическая фирма. ISO 9001, безусловно, поможет Вам при наличии хорошей бизнес-идеи правильно построить эффективную систему управления, а при наличии работающего бизнеса - провести полный пересмотр своих бизнес-процессов и значительно их улучшить. У данного стандарта нет задачи анализировать «живучесть» Ваших идей или перспективность Вашего бизнеса, которому Вы, быть может, уже посвятили много лет. Кто кроме Вас может знать об этом лучше всех и сможет добиться того, чтобы идея стала успешной, а бизнес вышел на новые рубежи? Конечно же, никто, только Вы сами. Но вот в чем стандарт будет полезным, так это в том, чтобы Вы не сделали тех ошибок в области менеджмента качества организации при построении своей компании, через которые до Вас уже прошли многие и которые характерны почти для любого бизнеса из любой сферы.

Итак, что же такое система менеджмента качества на основе ISO 9001? Прежде всего, это инструмент управления, который сфокусирован на методах достижения устойчивого успеха в конкурентной среде. Данный инструмент позволяет:

построить оптимальную модель управления бизнесом; повысить вовлеченность персонала

и, как следствие, повысить качество продукции / услуг и удовлетворенность потребителей при условии:

наличия лидерства на всех уровнях управления.

Руководство предприятия на всех уровнях и работники должны быть осведомлены о своем влиянии на удовлетворенность клиентов. Модель управления, лежащая в основе стандарта ISO 9001, позволяет внедрить технологию управления, которая повышает осведомленность и вовлеченность персонала во всех бизнес-процессах.

Ключевым элементом системы менеджмента качества на основе ISO 9001 являются процессы. Процесс - это трансформация входов в выход, при этом учитывается только та деятельность, которая имеет отношение к формированию выхода (желаемого результата), имеющего ценность для клиента. Клиент может быть как внешним (покупатель или потребитель товаров или услуг), так и внутренним (следующий процесс в сети процессов предприятия). Таким образом, основа данной системы - связанная цепочка процессов, построенная с учетом:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

стратегии развития компании;

требований потребителя;

потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;

рисков и возможностей, которые могут повлиять на желаемые выходы бизнес-процессов [2].

Для разработки и внедрения элементов системы менеджмента качества на предприятии создается группа внедрения. В нее входят владельцы процессов, функциональные руководители и специалисты, обладающие специальными знаниями. Важным условием для результативного внедрения системы менеджмента качества является выделение ресурсов. Необходимо гарантировать временные ресурсы участникам группы внедрения, а также предоставить возможности и спланировать изменения административного, организационного, технического характера на предприятии и управлять этими изменениями.

В реальном бизнесе процессный подход в идеальном «чистом» виде встречается не так часто. Фактически, он представляет собой матричный способ управления, когда процесс пронизывает несколько функциональных подразделений и имеет Хозяина (например, руководителя проекта, владельца процесса), который не является начальником этих подразделений. Переход к матричному способу управления организацией обычно занимает у передовых компаний от 5 до 10 лет. Залогом успеха для организаций, решивших внедрять у себя процессный способ управления и требования стандарта ISO 9001, является выполнение следующих ключевых условий: четкое планирование проекта по времени и остальным ресурсам, понимание методов и технологии управления, заложенных стандартом, а также лидерство и настойчивость высшего руководства в проекте внедрения [5].

Какие действия необходимо предпринять, чтобы пройти сертификацию на соответствие требованиям ISO 9001? Обратите внимание, что согласно международным правилам (например, стандарту IS017021), этапы внедрения и дальнейшей сертификации должны быть полностью независимыми друг от друга. Если Вам предлагают и внедрение, и сертификацию в одном месте, по сути аффилированными структурами, то теряется весь смысл данного процесса. Есть общее понимание, особенно среди ведущих компаний, что репутация органа по сертификации крайне важна и связана с «качеством» выданного сертификата и, следовательно, с уровнем доверия к нему. Рассматривая органы по сертификации, обращайте внимание на несколько факторов, а именно:

непредвзятость и независимость аудиторов, т.е. отсутствие какой-либо связи между процессом консалтинга и последующим аудитом;

уровень подготовки и опыт аудиторов;

отраслевую специализацию конкретного органа.

Здесь нужно понимать, что нет никакого смысла получать сертификат в органе с сомнительной репутацией, также как нет смысла получать сертификат ради сертификата или разрабатывать систему ради пакета никому не нужных документов. Обращая внимание на международные стандарты, Вы, прежде всего, должны ставить своей целью быть конкурентоспособными в условиях жесткого рынка, а также воспользоваться новейшими достижениями в области систем управления.

Список использованной литературы:

1. Коник, Н.В. Товарные знаки: монография. - М.: Журн. «Управление персоналом, 2006 - 144 с. ISBN: 59563-0059-0

2. Коник, Н.В. Совершенствование технологии выращивания молодняка мериносовых овец в условиях Поволжья / Н.В. Коник // Зоотехния. - 2009. - № 6. - С. 24-26.

3. Коник, Н.В. Использование племенной репродукции ведущих племхозов ставропольской породы овец / Н.В. Коник // Зоотехния. - 2009. - № 5. - С. 5-7

4. Коник, Н.В. Особенности управления качеством в сельском хозяйстве / Н.В. Коник, О.А. Голубенко, Е.В. Максименко, В.А. Коновалов // Актуальные вопросы науки и техники: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Саратов: Инновационный центр развития образования и науки, 2015.- С. 165-168

5. Коник, Н.В. Современные представления о безопасности и качестве / Н.В. Коник, О.А. Голубенко, О.А.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

Шутова // Актуальные вопросы науки и техники: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Саратов: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. - С. 171-174

6. Коник, Н.В. Разработка системы измерения управленческих процессов вуза в условиях функционирования системы менеджмента качества / Н.В. Коник, О.А. Голубенко, О.А. Шутова // Аграрный научный журнал. - 2015. - № 10. - С. 83-86

© Поповская С.А., Тимербаев А.С., 2016

УДК 006.065

Поповская Светлана Алексеевна,

магистр, Саратовский ГАУ, г. Саратов E-mail: kafedramk@yandex.ru Тимербаев Арстан Сергеевич магистр, Саратовский ГАУ, г. Саратов E-mail: kafedramk@yandex.ru

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ И СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Аннотация

В настоящее время существуют два вида международных стандартов в области качества: стандарты на продукцию (спецификация продукции, спецификация производств, показатели качества, средства и методы контроля и т.д.) и стандарты обеспечения качества, связанные с поставщиком. Стандарты качества играют фундаментальную роль в отношении конкретных связей между потребителем и производителем, они являются фундаментом для решения возникающих проблем качества. Хорошие перспективы в этом направлении дает концепция всеобщего управления качеством.

Ключевые слова

Стандартизация, сертификация, управление качеством, руководство по качеству.

Международные стандарты качества семейства ИСО 9000. Последовательная и непрерывная интернационализация производств, рост числа фирм на зарубежных рынках способствовали разработке соответствующих международных нормативных документов и стандартов, регулирующих взаимоотношения продавцов и покупателей, характеристики продукции, обеспечение качества и других аспектов взаимоотношений участников международного обмена товарами и услугами.

В настоящее время существуют два вида международных стандартов в области качества: стандарты на продукцию (спецификация продукции, спецификация производств, показатели качества, средства и методы контроля и т.д.) и стандарты обеспечения качества, связанные с поставщиком.

Международные стандарты семейства ИСО 9000 устанавливают основные требования к созданию общих программ управления качеством (обеспечения качества) в промышленности и сфере обслуживания. Стандартами ИСО 9000 предусмотрены рекомендации для выбора той системы качества, которая требуется на предприятии с учетом конкретных условий и планируемых действий в области обеспечения качества. Созданию семейства стандартов ИСО 9000 предшествовал трехъязычный словарь терминов и их определений в области обеспечения качества — ИСО 8402 [1].

Стандарт ИСО 9000 определяет условия общего руководства качеством и совокупность стандартов по обеспечению качества.

Стандарты ИСО 9001, 9002 и 9003 определяют различные модели обеспечения качеством, в том числе:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.