испанской разговорной речи) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 66. С. 68-74.
12. Свердлова Н.А. Методологические особенности лингвистической концепции Отто Есперсена // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Иркутск, 2004. - 180 с.
13.Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Практический материал для занятий с детьми раннего возраста с нарушениями речевого развития // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2009. № 3. С. 30-39.
14. Уразаева Н.Р. Структурно-семантическая характеристика немецкоязычного молитвенного текста // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -Москва, 2003. - 24 с.
15.Балабан О.В. Интерпретация народной песни как педагогический прием // В сборнике: Образовательная и профессиональная траектория педагога-музыканта 2013. С. 28-31.
16. Абубакаров М.Н., Хусиханов А.М. Lehrstück" как авторская интенция Бертольда Брехта // В сборнике: 6 ежегодная итоговая конференция профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного университета 2017. С. 69-73.
17. Valeeva N.G., Avdonina M.Y., Terekhova S.I., Zhabo N.I. English, french and russian environmental terms: comparative analysis // В книге: Актуальные проблемы экологии и природопользования сборник научных трудов XVII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Российский университет дружбы народов. 2015. С. 212-217.
18.Prokhorova A.A. The substantiation of the international mission of english language in the development of polyculturality and multilingualism // European Social Science Journal. 2015. № 4. С. 164168.
19.Кохичко А.Н. Теория и методика лингвоориентированного образования младших школьников // Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Челябинск, 2012. - 384 с.
20.Шаймарданов Р.Х., Сибгатуллин Р.Г. Татар милли педагогикасы. - Казань, 2000. - 392 с.
УДК 159.91613.8
СИСТЕМА ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Евдокимова А.А., 2017
Тверской государственный университет, студентка 4 курса кафедры психологии труда и
клинической психологии, г. Тверь Короткина Е.Д.,
Тверской государственный университет, кандидат психологических наук, доцент, г. Тверь
Аннотация: в данной статье рассмотрена система личностных детерминант профессиональной деятельности сотрудников скорой медицинской помощи во взаимосвязи с синдромом эмоционального выгорания. Под системой личностных детерминант сотрудников скорой медицинской помощи были рассмотрены самооценка стрессоустойчивости, мотивация к успеху и индекс групповой сплочённости. Проанализированы результаты эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи между синдромом эмоционального выгорания и системой личностных детерминант сотрудников скорой медицинской помощи в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: система личностных детерминант, сотрудники скорой медицинской помощи, синдром эмоционального выгорания
THE SYSTEM OF PERSONAL DETERMINANTS PROFESSIONAL ACTIVITY OF EMPLOYEES OF AMBULANCE IN CORRELATION WITH THE EMOTIONAL COMBUSTION
SYNDROME
Evdokimova A.A., 2017
Tver State University, 4th year student of the Department of Labor Psychology and Clinical Psychology,
Tver
Korotkina E.D, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
Annotation: In this article, the system of personal determinants of professional activity of ambulance staff is considered in connection with the syndrome of emotional burnout. Under the system of personal determinants of ambulance staff, self-assessment of stress-resistance, motivation for success and group cohesion index were considered. The results of an empirical study aimed at revealing the relationship between the syndrome of emotional burnout and the system of personal determinants of emergency medical personnel in professional activity are analyzed.
Key words: system of personal determinants, ambulance staff, emotional burnout syndrome
Тема исследования психологических особенностей работников скорой медицинской помощи является актуальной в психологии труда и организационной психологии. Работа на станции скорой медицинской помощи требует от субъектов трудового процесса наличия таких качеств, как высокая компетентность, стрессоустойчивость, ответственность, самоотверженность, доброжелательность, сострадание, смелость, уверенность в себе, стойкость, способность быстро и правильно принимать решения, наблюдательность, выдержка, оперативность, терпение и многих других Проблема эмоционального выгорания работников скорой медицинской помощи касается не только врачей, фельдшеров, медицинских сестёр и братьев, но и диспетчерской службы.
Работники скорой медицинской помощи постоянно испытывают стресс при столкновении со страданиями людей и проистекающими негативными эмоциями, но зачастую они не осознают протекание данного явления, так как оно переходит в хроническую фазу и уже не так остро воспринимается ими. В процессе работы они используют своеобразный барьер психологической защиты от негативных эмоций пациентов, тем самым снижают уровень способности к эмпатии, что позволяет предотвратить наступление синдрома эмоционального выгорания. Если же персонал скорой медицинской помощи не придерживается некой психологической отстранённости от чужих отрицательных эмоций, то помимо собственного ухудшения здоровья будет происходить стойкое снижение результативности работы.
Под системой личностных детерминант эмоционального выгорания сотрудников скорой медицинской помощи будут рассмотрены такие переменные, как самооценка стрессоустойчивости, мотивация к успеху и уровень групповой сплочённости.
Самооценка стрессоустойчивости - оценка человеком такого свойства личности, которое включает в себя эмоциональный, волевой и структурный компоненты, обеспечивающие оптимальное достижение цели без вреда для здоровья человека [2, с. 71].
В отечественной психологической литературе самооценке уделено большое внимание. Различными авторами самооценка интерпретируется по - разному: как личностное образование, которое принимает в регуляции поведения человека и его деятельности непосредственное участие, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, отражающий своеобразие внутреннего мира личности и формирующийся при её активном участии. Слово "самооценка" происходит от латинского "aestimare", означающего оценивание, которое человек делает в отношении чьей-либо значимости [3, с. 79].
Индекс групповой сплочённости - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое. А.В. Петровский и В.В. Шпалинский понимают групповую сплочённость как ценностно - ориентационное единство группы, под которым понимается сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью. Наиболее полно подход к групповой сплочённости был разработан А.В. Петровским, который связал процесс групповой сплоченности с формированием различных уровней ее структуры.
Они выделили:
1. Уровень совпадения эмоциональных привязанностей, на котором представлены непосредственные эмоциональные взаимоотношения индивидов в группе (т. е. уже рассмотренный эмоциональный аспект).
2. Уровень совпадения ценностных ориентации, обусловленных процессом совместной деятельности (обозначенный автором как "ценностно - ориентационное единство"). Отношения индивидов на этом уровне строятся не столько на основе привязанностей или антипатий, сколько на основе сходства ценностных ориентации.
Уровень полной включённости в совместную деятельность (обозначенный автором как "ядро" групповой структуры). На этом уровне индивиды разделяют цели групповой деятельности, и мотивы их поведения связаны с принятием ценностей более общего и высокого уровня, связанных с общим отношением к миру, человеку, труду.
Мотивация к успеху - это стремление человека к достижению высоких результатов в деятельности. Человек, стремящийся достичь успеха, высоких результатов в деятельности, обладает сильной мотивацией достижения. Для одних достижение успехов в деятельности более важно, для других - менее.
Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы) [1, с. 183].
Цель исследования: выявление взаимосвязей внутри личностных детерминант (мотивации к успеху, самооценки стрессоустойчивости и индекса групповой сплочённости), а также их корреляции с синдромом эмоционального выгорания. Гипотезы:
1. Существует взаимосвязь между самооценкой стрессоустойчивости, мотивации к успеху и уровнем групповой сплочённости.
2. Чем выше мотивация к успеху, самооценка стрессоустойчивости и индекс групповой сплочённости, тем меньше вероятность возникновения эмоционального выгорания в профессиональной деятельности у сотрудников скорой медицинской помощи.
3. При высоких показателях самооценки стрессоустойчивости и мотивации к успеху, но при низких показателях уровня групповой сплочённости будут наблюдаться высокие показатели эмоционального выгорания.
Участие в исследованиях приняли сотрудники скорой медицинской помощи ГБУЗ МО г. Химки в количестве 30 человек, имеющие стаж профессиональной деятельности от 2 до 25 лет. В исследованиях применялся метод тестирования, где опрашиваемым предлагалось предоставить однозначный ответ в форме «да» или «нет» на следующие методики: "Диагностика уровня эмоционального выгорания" В.В. Бойко, "Индекс групповой сплочённости" Сишора, "Диагностика личности на мотивацию к успеху" Т. Элерса и тест "Самооценка стрессоустойчивости" С. Коухена и Г. Виллиансона.
Эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи между синдромом эмоционального выгорания и системой личностных детерминант сотрудников скорой медицинской помощи в профессиональной деятельности (самооценка стрессоустойчивости, индекс групповой сплочённости и мотивация к успеху) показало следующее: существует прямая, умеренная и достоверная взаимосвязь между переменными мотивация к успеху и индекс групповой сплочённости. Чем выше уровень мотивации к успеху, тем выше индекс групповой сплочённости. Таким образом, сильное стремление сотрудников скорой медицинской помощи успешно выполнять свои профессиональные обязанности напрямую связано с высоким индексом групповой сплочённости в коллективе. Была выявлена прямая, слабая и достоверная взаимосвязь между переменными
самооценка стрессоустойчивости и эмоциональное выгорание. Чем выше уровень самооценки стрессоустойчивости, тем выше уровень эмоционального выгорания. Чем сильнее сотрудник скорой медицинской помощи оценивает свою способность противостоять стрессам, считая себя человеком, который может всё вынести и пережить, тем выше уровень его эмоционального выгорания, так как
слишком большая уверенность в своих силах при встрече со стрессовой ситуацией зачастую влечёт затрачивание психофизической и эмоциональной энергии, что впоследствии приводит к увеличению уровня эмоционального выгорания. При анализе уровня мотивации к
успеху у сотрудников скорой медицинской помощи необходимо отметить то, что большинство сотрудников скорой медицинской помощи имеют средний уровень мотивации к успеху - 50%, умеренно - высокий уровень присущ 30% сотрудников и слишком высокий уровень мотивации к успеху наблюдается у 20%.
Полученные данные говорят о том, что люди, работающие на станции скорой медицинской помощи, вообще не имеют низкого уровня мотивации к успеху, что объясняется сложностью профессии во всех её аспектах. Сотрудники скорой медицинской помощи имеют устойчивое стремление выполнять успешно и добросовестно свои профессиональные обязанности, и функции.
Анализируя результаты индекса групповой сплочённости необходимо отметить, что большинство сотрудников скорой медицинской помощи высоко оценивают групповую сплочённость в коллективе - 60%, индекс выше среднего соответствует 23% респондентов, средний индекс равен 14%, а индекс ниже среднего - 3%.
Полученные данные говорят о том, что большинство сотрудников скорой медицинской помощи оценивают групповую сплочённость в коллективе как высокую (это подразумевает наличие устойчивых, благоприятных отношений в коллективе, взаимовыручки и готовности прийти на помощь друг к другу при возникновении ситуаций различной сложности в профессиональной деятельности).
Остальные сотрудники скорой медицинской помощи оценивают индекс групповой сплочённости как выше среднего, средний и ниже среднего. Такая вариативность характеризуется тем, что не везде и всегда сотрудники скорой медицинской помощи работают в команде. Например, врач работает один, не прибегая к помощи фельдшера или здесь может играть значительную роль большая текучесть кадров. Возможно, поэтому у многих сотрудников скорой медицинской помощи наблюдаются полученные результаты индекса групповой сплочённости. Также может сложиться ситуация, в которой коллектив ещё находится на стадии формирования или один из сотрудников станции скорой медицинской помощи является новеньким и только включается в коллектив.
Результаты, полученные при изучении самооценки стрессоустойчивости, говорят о том, что лишь 7% сотрудников скорой медицинской помощи имеют высокий уровень самооценки стрессоустойчивости. Именно эту когорту и составляют те сотрудники, наиболее подверженные эмоциональному выгоранию. Средний уровень самооценки стрессоустойчивости принадлежит 70% сотрудников скорой медицинской помощи и именно он является оптимальным для работы в данном учреждении. Низкий уровень наблюдается у 23% опрашиваемых, и этот процентный показатель является значительным с негативной точки зрения. Ведь люди, не способные противостоять стрессам и стрессорам не смогут нормально работать на станции скорой медицинской помощи.
Анализируя полученные результаты методики В.В. Бойко "Эмоциональное выгорание", необходимо описать каждую из трёх шкал. Шкала "Напряжение": 90% сотрудников скорой медицинской помощи имеют сложившиеся симптомы эмоционального выгорания. Это объясняется сложностью работы и ответственностью, которую несёт за собой каждый сотрудник за жизнь пациента. Также немаловажную роль играет стаж работы. У 10% сотрудников скорой медицинской помощи симптомы эмоционального выгорания ещё не сложились. Это может быть обусловлено тем, что сотрудники недавно пришли на работу. Таким образом, к стадии формирования стресса "Напряжение" относится доминирующее число симптомов эмоционального выгорания. На данной стадии приглушаются эмоции, исчезает острота чувств и переживаний. Человек проявляет апатичное отношение ко всему окружающему, любимая работа перестаёт его радовать, возникает недовольство собой и даже чувство собственной бесполезности, отсутствия выхода.
Шкала "Резистенция": у 13% сотрудников скорой медицинской помощи фаза развития стресса не сформирована, у 44% она находится в стадии формирования и у 43% сотрудников скорой медицинской помощи фаза развития стресса сформировалась. Сформированное развитие фазы стресса характеризуется тем, что люди, с которыми работает сотрудник скорой медицинской помощи начинают его раздражать, особенно пациенты. Человек начинает пренебрежительно относиться к ним,
а затем почти ненавидеть. При этом "выгорающий" человек сам не может понять причину нарастающей в нем волны раздражения.
В фазе резистенции возможности для работы в предлагаемом режиме исчерпываются, и психика человека начинает бессознательно менять режим, удаляя факторы, ставшие стрессогенными: сочувствие, эмпатию, сопереживание людям, - и, желательно, самих людей тоже: чем дальше люди -тем спокойнее.
Шкала "Истощение": у 37% сотрудников скорой медицинской помощи наблюдается несформированная фаза стресса, у 33% фаза стресса находится в стадии формирования и у 30% стресс уже сформирован и перешёл в фазу эмоционального выгорания. Данная шкала характеризуется возникновением утраты профессиональных ценностей и здоровья.
В этой фазе ресурсы психики полностью исчерпаны, происходит соматизация. Велика вероятность инфарктов, инсультов, и т.п. По результатам проведённого исследования можно сделать вывод, гипотеза 1 подтвердилась полностью, гипотезы 2 и 3 частично. Сотрудникам станции скорой медицинской помощи присущ высокий уровень мотивации к успеху в профессиональной деятельности, у них ярко выражен индекс групповой сплочённости. Наблюдается достаточно тесная взаимосвязь между этими переменными, а это значит, что чем выше уровень мотивации к успеху у сотрудников скорой медицинской помощи, тем больше индекс групповой сплочённости.
Проведённое исследование также показало, что чем выше сотрудник скорой медицинской помощи оценивает свою способность противостоять стрессу, тем выше вероятность возникновения у него синдрома эмоционального выгорания.
Список литературы
1. Занюк С. С. Психология мотивации /С.С. Занюк/. - К.: Эльга - Н; Ника-Центр-2002. - 352 с.
2. Караванов Г. В. Индивидуально-психологические особенности личности врача-хирурга. -Львов: Вища Школа, 1974. - 84 с.
3. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. — М.: ВЛАДОС, Ч. 1. Основы психологии: 10 класс, 2003. - 224 с.
УДК 373.1
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Кошкина Н.А.1, Половникова Е.Н.,2 Беспятых О.Ю.,3 2017
1 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Киров
2Вятский государственный университет, студентка 4 курса факультета Физической
культуры и спорта, Киров
3Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент кафедры
медико-биологических дисциплин, Киров
Аннотация: формирование способов безопасного поведения является непрерывным процессом, который происходит в течение всей жизни человека. Особое значение в этом процессе принадлежит школе, так как во время обучения в ней закладываются основы здоровья и личности человека. Поэтому формирование личности безопасного типа является актуальной задачей современной школы. Целью работы является формирование личности безопасного типа на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Для успешного достижения цели нами разрабатывается проект по формированию личности безопасного типа у учащихся 5-классов для внедрения в одной из школ Кировской области. Проект предполагает выработку определённых навыков и умений, которые позволяют строить своё поведение таким образом, чтобы уменьшался уровень исходящих от индивидуума опасностей, а также происходила их профилактика в окружающем человека мире Ключевые слова: личность безопасного типа, школьники, проект