Научная статья на тему 'Система кураторства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках постинтернатного сопровождения во время их обучения в техникуме'

Система кураторства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках постинтернатного сопровождения во время их обучения в техникуме Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
145
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система кураторства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках постинтернатного сопровождения во время их обучения в техникуме»

ния, на предприятия позволяют определиться с выбором образовательного учреждения, узнать об условиях обучения, востребованности профессии на рынке труда, реальной заработной плате, условиях труда.

Для того чтобы снизить процент отчисленных из ПОУ, специалисты центра ПВ и ПС проводят диагностическую работу, позволяющую собрать и структурировать информацию о способностях, склонностях выпускников, формах и причинах асоциального поведения, препятствующих успешной социализации и профессиональному самоопределению. Анализ проблематики социального, жилищного, бытового, правового характера ведется через беседы с администрацией, социальными педагогами, специалистами учреждений профобразования, самими выпускниками в ходе социального патроната, осуществляется дистанционный контроль успеваемости.

Специалисты центра ПВ и ПС за 2017— 2019 годы провели 67 выездов в образовательные учреждения Кемеровской области и их общежития. Это позволило решить ряд возникших у выпускников проблем, провести консуль-

тации на местах, вникнуть в решение вопросов по защите интересов выпускников.

Разработаны и реализуются совместные планы по постинтернатному сопровождению с профессиональными образовательными учреждениями, где обучаются выпускники детского дома. Специалисты центра ПВ и ПС участвуют в работе совета профилактики ПОУ. Это также позволяет в некоторых случаях скорректировать профессиональный выбор и, предупредив отчисление из ПОУ, ограничиться переводом на другую специальность. Методические площадки по различной тематике, регулярно организуемые специалистами центра ПВ и ПС для более тесного взаимодействия со специалистами профобразования, позволяют решать в том числе и задачи коррекции профессионального выбора наших выпускников.

Число выпускников, прошедших коррекцию профессионального самоопределения, из общего числа сопровождаемых (151 человек) за 2015-2019 гг. составило 35 человек. Со всеми проведена соответствующая работа, они находятся в поле зрения специалистов, 5 человек требуют постоянного педагогического внимания и профилактических мер поддержки.

система кураторства для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей,

в рамках постинтернатного сопровождения во время их обучения в техникуме

О. Ю. Кашутчик, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Губернаторского техникума народных промыслов н. В. Егорова, социальный педагог

Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, как система осуществляемых на основе межведомственного взаимодействия мероприятий по сопровождению выпускников детских домов для их успешной социальной адаптации и самореализации, а также минимизация потенциальной возможности их асоциального поведения и негативного воздействия асоциального окружения, а с другой — деятельность постинтернатных педагогов (кураторов), обеспечивающих сопровождение образовательных отношений, трудоустройства, получения жилья и так далее, осуществляемая на основе соглашения о постинтернатном сопровождении [1].

О. Ю. Кашутчик н. В. Егорова

Под термином «сопровождение» следует понимать комплекс действий представителей государственных и общественных струк-

«ОБРАЗОВАнИЕ. карьера. общество» № 4 (63) 2019

47

тур, направленных на социализацию выпускников [4].

Вступление выпускника интернатного учреждения в социум — это переход от пассивного пребывания на государственном обеспечении и привычки полагаться на помощь окружающих к самостоятельному обеспечению себя за счет своего труда, от жизни в среде «своих» к самостоятельному проживанию в обществе с ориентацией на закон, гражданские права и обязанности, определенной заданности жизни в профессиональном образовательном учреждении к необходимости делать выбор и нести за него персональную ответственность [2].

Этот переход — сильнейший стресс для подростка, выросшего в условиях довольно замкнутой системы учреждения интернатного типа. Если вступление во взрослую самостоятельную жизнь будет осуществляться плавно, то оно будет менее болезненным для воспитанников. Для решения этой проблемы в Кемеровской области разработан комплекс мер по постинтернатному сопровождению данной категории лиц, а с 2018 года ряд учреждений, в том числе Губернаторский техникум народных промыслов, приобрели статус базовой образовательной организации по развитию системы кураторства над выпускниками организаций для детей-сирот с признаками дезадаптации в период их обучения в профессиональных образовательных организациях (ПОО).

Постинтернатное сопровождение предполагает мобилизацию имеющихся ресурсов, межведомственное взаимодействие всех служб с профессиональной образовательной организацией для успешной социализации и адаптации выпускников учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3, с. 15].

Социальный педагог Губернаторского техникума народных промыслов проанализировал состояние выпускников учреждений интернатного типа за пять лет, и в ходе наблюдения им были выявлены стойкие проявления дезадаптации в период обучения в техникуме:

• неблагоприятные взаимоотношения с приемными родителями или опекунами, вследствие чего подростки зачастую становятся «отказниками» после поступления в ПОО. По наблюдениям специалистов, только 14-20 % приемных родителей и опекунов готовы поддерживать отношения с воспитанниками в период их профессионального обучения и становления;

• опыт пребывания в асоциальной семье, учет в ОПДН до 14-15 лет, нахождение в детском доме/интернате до поступления в ПОО;

• проблемы во взаимоотношениях с приемными родителями, опекунами у воспитанников, по распоряжению органов опеки проживающих раздельно, в общежитии ПОО. Зачастую это приводит к расторжению договора с приемной семьей или отмене передачи в опекунскую семью, что в дальнейшем затрудняет процесс адаптации и социализации, а также пребывание студента в каникулярное время в домашних условиях;

• неурегулированные финансовые вопросы. Как правило, после своего совершеннолетия студенты имеют доступ к своим лицевым счетам, расходуют свои финансовые накопления не по назначению, оказываясь через короткий промежуток времени в финансовой яме;

• выбор ПОО при формировании профессиональных предпочтений до поступления проводился не по личным запросам абитуриента, а по принципу «поступить туда, где имеются вакантные места или шанс пройти по среднему баллу аттестата более высокий». Практически 20-35 %% студентов данной категории отчисляются до получения профессии или специальности, несмотря на постоянное сопровождение и регулярно проводимую работу по формированию представлений о необходимости получения профессионального образования и возможностях его применения и самореализации в будущем;

• прописанная модель непрерывного сопровождения студента из категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, на практике при межведомственном взаимодействии слабо реализуется и ограничивается лишь телефонными звонками со стороны органов опеки и попечительства.

Таким образом, работа по развитию и внедрению в ПОО системы кураторства над данной категорией лиц и закреплению отдельных наставников становится малоэффективной, так как аналитическую и социально-аддап-тационную деятельность по сопровождению данной категории студентов в большей части выполняет социальный педагог учреждения совместно с куратором, педагогом-психологом, административно-управленческим персоналом учреждения, преподавателями и педагогами дополнительного образования. Все участники образовательного процесса заинтересованы в том, чтобы каждый студент овладел профессией или специальностью и реализовал себя как личность, адаптированная к жизни в социуме, независимо от прошлого социального опыта. К сожалению, проблемы с после-

48

«образование. карьера. общество» №4 (63) 2019

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ-СИРОТ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

дующим жизнеустройством после выпуска можно решить только во взаимодействии всех ведомств и структур, работающих с данной категорией студентов, что в настоящее время достаточно проблематично и малореализуемо.

Преодоление проблем комплексного сопровождения лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно посредством совместной работы и распределения зон ответственности между всеми заинтересованными в данном вопросе органами и структурами.

1. Антипина М. А. Программа подготовки выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатное сопровождение // Детский дом. — 2011. — № 40. — С. 25.

2. Ашихминина. Т. И. Межведомственное взаимодействие - важнейшее условие эффективной работы // Социальная педагогика. — 2010. — № 5. — С. 41-44.

3. Бобылева. И. Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений // Социальная педагогика. — 2010. — № 5. — С. 5-22.

4. Вяткина Е. Тюкалова Н., Межведомственное взаимодействие в сопровождении детей-сирот // Социальная педагогика в России. — 2009. — № 5. — С. 63-67.

система кураторства в техникуме: успехи и трудности

Л. Е. Турова, психолог Калтанского многопрофильного техникума

В 2018 году Калтанский многопрофильный техникум был включен в 10 базовых техникумов, где внедряется система кураторства выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках постинтернатного сопровождения за педагогами и мастерами производственного обучения были закреплены первокурсники — выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сложно адаптирующиеся к новым социальным условиям. Перед педагогами-кураторами техникума была поставлена задача успешной адаптации детей-сирот к изменившимся социальным условиям — помочь им привыкнуть к новому месту проживания, новому учебному заведению, социальному окружению и, наконец, к статусу студента. В свою очередь от выпускников требовалась мобильность, готовность взаимодействовать с различными социальными субъектами и системами.

Сложности реализации проекта заключаются в том, что студенты приходят уже сформировавшимися личностями и куратор должен строить свою работу с учетом данного обстоятельства. На педагогов ложится учебная нагрузка, кураторство студенческих групп, дополнительная внеурочная работа, предполагающая не только индивидуальное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот, но и сопровождение выпускников с отклоняющимся поведением, имеющих статус «трудный подросток». Эта работа заключается в адресном отслеживании бытовых условий, в которых живет курируемый

выпускник, его успеваемости, видов досуга.

Педагоги и мастера производственного обучения, за которыми закреплены подростки с девиантным и деликвентным поведением, тесно сотрудничают со службами: КДН при администрации города, ПДН при районном отделении полиции, отделом опеки и попечительства при администрации города, центром помощи семье и детям, здравоохранением. В процессе адресного кураторства ведется работа с психологом, социальным педагогом, педагогом дополнительного образования, старшим воспитателем общежития, так как большая часть ответственности за трудных подростков все-таки возлагается на этих специалистов.

За полгода работы с данной категорией студентов мы обобщили некоторые сложные ситуации, с которыми столкнулись кураторы при индивидуальном сопровождении вновь прибывших студентов-сирот. Самым сложным оказалось наладить связь между трудными подростками и педагогами, воспитателями, старшекурсниками. Неустойчивое психическое состояние таких подростков отразилось в конфронтации их с окружающими, низкой эмпатии, страхах, инфантильности. Подростки проявляли иждивенческие наклонности и нарушали правила проживания в общежитии. Некоторые курируемые сту-

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБщЕСТВО» № 4 (63) 2019

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.