Научная статья на тему 'Система кураторских занятий в формировании аксиологических доминант межкультурного общения у бакалавров менеджмента'

Система кураторских занятий в формировании аксиологических доминант межкультурного общения у бакалавров менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ДОМИНАНТЫ / АКСИОЛОГИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / КУРАТОР / VALUES / VALUE DOMINANTS / AXIOLOGY / INTERCULTURAL COMMUNICATION / CURATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Светлана Александровна

В статье рассматриваются идеи формирования аксиологических приоритетов в сфере коммуникации в образовательном процессе вуза. Испытуемыми являются студенты бакалавры менеджмента. Автор делает акцент на формирование таких ценностных доминант межкультурного общения как традиции, толерантность, доверие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Curator training system in formation of management bachelors’ axiological intercultural communication dominants

The article deals with ideas of formation of axiological dominants in intercultural communication sphere in higher professional education. The members of the experiment are management bachelors. The author stresses on forming such axiological intercultural communication dominants as traditions, tolerance, and confidence.

Текст научной работы на тему «Система кураторских занятий в формировании аксиологических доминант межкультурного общения у бакалавров менеджмента»

УДК 378.096 ББК 74.58я73

Медведева Светлана Александровна

аспирант

кафедра общей и профессиональной педагогики Брянский государственный университет г. Брянск Medvedeva Svetlana Aleksandrovna Post-graduate Chair of General and Professional Pedagogy Bryansk State University Bryansk sve0611@yandex.ru

Система кураторских занятий в формировании аксиологических доминант межкультурного общения у бакалавров менеджмента Curator training system in formation of management bachelors’ axiological intercultural communication dominants

В статье рассматриваются идеи формирования аксиологических приоритетов в сфере коммуникации в образовательном процессе вуза. Испытуемыми являются студенты - бакалавры менеджмента. Автор делает акцент на формирование таких ценностных доминант межкультурного общения как традиции, толерантность, доверие.

The article deals with ideas of formation of axiological dominants in intercultural communication sphere in higher professional education. The members of the experiment are management bachelors. The author stresses on forming such axiologi-cal intercultural communication dominants as traditions, tolerance, and confidence.

Ключевые слова: ценности, ценностные доминанты, аксиология, меж-культурное общение, куратор.

Key words: values, value dominants, axiology, intercultural communication, curator.

В современных условиях стратегическим направлением формирования менеджера как профессионала выступает побуждение студентов экономических вузов к целенаправленному вхождению в систему ценностей как универсальных социокультурных ориентаций. В этом случае используется личностноразвивающая стратегия, которая не замыкается узкопрагматичными рамками

формирования первичного опыта профессионально-экономической деятельности, а направлена на преобразование внутренних механизмов, определяющих социально-профессиональную активность личности менеджера.

Необходимость владения ценностями межкультурного общения является одним из важнейших принципов будущей профессиональной деятельности выпускников экономических факультетов высших учебных заведений. Исследуя особенности мировоззрения, жизненной позиции, ценностных ориентаций и идеалов студентов, мы разработали систему педагогических мероприятий по формированию ценностных ориентаций, необходимых для продуктивного меж-культурного общения.

В процессе подготовительного этапа был осуществлен анализ философской, социологической, социально-психологической, психологопедагогической литературы по исследуемой проблеме, что позволило разработать исходные теоретические позиции, выбрать направление исследования, методы его проведения и средства обеспечения. Одним из центральных звеньев предстоящего эксперимента являлась разработка и внедрение в учебновоспитательный процесс комплекса кураторских часов аксиологической направленности. В них на содержательном и технологическом уровне представлены темы, усиливающие осмысление определенных ценностных позиций (традиции, толерантность, искусство ведения переговоров и др.), и технологическое решение (тренинг, диалог, метод анализа конкретных ситуаций и др.), направленное на осознание необходимости формирования аксиологических приоритетов в общении.

В процессе работы с комплексом кураторских занятий «Ценности межкультурного общения» было выяснено, что ценностные ориентации - это объект рассмотрения философии, социологии и психологии. В философии ценность является существенным свойством объекта, сущностью и условием его бытия. С точки зрения социологии, ценности составляют определяющий элемент культуры, являясь общепринятыми убеждениями относительно целей, ко-

торые человек считает истинными и к которым он должен стремиться. Психологи считают, что, формируясь в сознании, ценности постигаются в ходе освоения культуры.

В рамках кураторских часов работа над ценностной проблематикой проводилась с самого начала курса обучения студентов. Известно, что куратор сегодня - педагог-профессионал, организующий через разнообразные виды воспитывающей деятельности систему отношений в учебной группе, создающий условия для творческого самовыражения каждого студента, сохранения его уникальности, раскрытия потенциальных способностей и осуществляющий индивидуальный корректив разностороннего развития каждой личности [1].

Кураторство - незаменимая и, при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое воздействие на их мировоззрение и поведение [2, с. 7]. Не случайно поэтому, согласно разработанному нами циклу, каждое из занятий сопровождается специальной инструкцией для педагога-куратора, например: организуйте работу, стимулируя интерес студентов к проблеме, помните о разных вариантах подачи информации, при организации практических упражнений опирайтесь на индивидуальные особенности студентов, создайте положительный эмоциональный фон занятия, учитывайте уровень активности каждого и т.д.

Каждый из кураторских часов начинается с предъявления информационного модуля и осмысления его содержания в процессе обсуждения темы и ответов на предложенные проверочные вопросы.

Неким подведением итогов является выделение доминанты занятия, после чего куратор предлагает группе задания, упражнения и тематические игры. Завершается кураторский час упражнением на рефлексию, которое может проводиться в системе вопрос-ответ, например:

♦♦♦ Что вы чувствовали и почему?

^ Что произвело на вас наибольшее впечатление?

♦♦♦ Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что ме-

шало?

♦♦♦ Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

♦♦♦ Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

♦♦♦ Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участни-

ков группы?

♦♦♦ Как вы оцениваете свои действия и действия группы?

♦♦♦ Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели сво-

его поведения?

Вариантом проведения упражнения на рефлексию могут служить модели предложенных фраз, которые нужно продолжить, например: Сегодня на занятии я выяснил..понял...; осознал...; чувствовал себя...; задумался о ...; проанализировал...; сделал выводы о. .

На первом кураторском часе мы предложили студентам для рассмотрения тему «Ценности». Работая с этой темой, преподаватель-куратор закладывает базу для дальнейших занятий и рассказывает о многообразии ценностей, их значимости для человека, приводит понятия материальных и духовных ценностей, говорит о ценностно-ориентационной структуре каждого общества, самобытности культуры.

В качестве заданий на этом кураторском часе студенты составляли

• список ценностей внутреннего мира человека, ценностей, бытующих в мире природы и в социальном мире;

• список качеств/черт характера, которыми на их взгляд должен обладать человек.

Приведем некоторые мнения: «Наиболее важны для человека такие ценности как друзья, семья, любовь, профессиональное совершенствование, рост мастерства, интересная работа, материальное благополучие, карьерный рост;

важно все, что улучшает качество жизни. Необходимые черты характера: доброта, коммуникабельность, чувство юмора».

Поскольку на начальном этапе студенты еще мало знакомы друг с другом, во время проведения тематических игр преподавателю-куратору необходимо наблюдать за поведением обучающихся: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие роли себе выбирает. В процессе исследования нами была использована игра «Карета».

Цель данной игры - построить карету из присутствующих студентов. Предложенный «строительный материал»: крыша, двери, сиденья, седоки, лошади, кучер. Необходимо отметить, что набор предметов не случаен. С точки зрения психологов, каждая выбранная «роль» говорит об определенных качествах человека:

крыша - люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;

двери - люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);

сиденья - люди не очень активные, спокойные;

седоки - те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;

лошади - трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;

кучер - лидер, умеющий вести за собой.

Если студент выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, он также имеет лидерские качества, но не хочет (не умеет) их проявлять, готов больше к обеспечению тыла (либо это так называемый «серый кардинал»).

После того как карета была построена, куратор попросил студентов сесть в круг, для обсуждения игры, объясняя значение тех «ролей», которые были выбраны. Данная игра помогла студентам ближе познакомиться, лучше понять

характер друг друга, оценить свои и чужие потенциальные лидерские, организаторские качества.

Для того же первого занятия мы предложили упражнение «Обмен мнениями», которое проводилось в целях знакомства с мировоззренческими установками членов студенческой группы, выявляло и корректировало сложившиеся ценности и стереотипы. Суть упражнения состоит в следующем: аудитория делится на три части - зона «ДА», зона «НЕТ» и зона «ZERO». После прочтения ведущим заранее заготовленных утверждений и 30-секундного обдумывания, участники переходят либо в зону согласия - «ДА», либо в зону несогласия -«НЕТ», либо в зону сомнения - «ZERO», после чего ведущий задает вопрос о причинах выбора той или иной точки зрения, просит аргументировать, обращаясь поочередно к представителям разных позиций.

На нашем кураторском занятии данное упражнение было встречено студентами с большим энтузиазмом, поскольку куратор предложил следующую актуальную тему: «Следует ли отвечать грубостью на грубость?». Результаты представлены в таблице.

Таблица - Мнения испытуемых при ответе на вопрос «Следует ли отвечать грубостью на грубость?»

Да Нет

Чтобы пресечь грубость Это проявление глупости

В случае преднамеренной грубости Если последовало извинение

Если грубит сверстник Чтобы не распалять обидчика

Нельзя давать себя в обиду Если обидчик старше по возрасту, положению

Нужно отвечать тем же Это некрасиво выглядит

Чтобы поставить обидчика на место Чтобы показать свое превосходство, ум

Нельзя пасовать Игнорировать, чтобы разозлить оппонента

Чтобы потом не считать себя виноватым

Чтобы негатив не вернулся бумерангом

Интересно, что в процессе высказывания точек зрения возникли оживленные споры, после которых некоторые участники дискуссии изменили свое мнение на противоположное. Следует отметить, что визуализация посредством перехода в разные зоны значительно оживила дискуссию. Куратор держал нейтралитет, не защищал и не оправдывал ни одну из позиций, но задавал вопросы, ставящие их под сомнение для стимулирования дискуссии. Итог - конструктивный обмен мнениями, способствующий большему взаимопониманию внутри коллектива.

На последующих кураторских часах мы рассматривали разделы «Традиции», «Толерантность», «Доверие», «Вербальное и невербальное общение», «Стили общения», «Разрешение конфликтов», «Искусство ведения переговоров». Каждую тему сопровождали многочисленные практические задания, упражнения, игры, диагностические методики, тесты, описанные в разработанном нами учебно-методическом пособии.

Например, при работе над темой «Толерантность», рассмотрев пирамиду ненависти (стереотипы - предрассудки - дискриминация - насилие), испытуемые приводили в качестве видов нетерпимости отрицательное отношение прохожих к цыганам, основанное на стереотипе «если цыган, значит - вор», приведшее к дискриминации (нежеланию пассажиров ехать с ними в одном маршрутном такси), а позднее, как следствию, высадке цыган из транспорта (проявление насилия).

В процессе изучения темы «Традиции», с оживлением было встречено упражнение, основанное на разыгрывании ситуаций приветствия людей разных стран:

- потереться носами (Новая Зеландия);

- пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Ве-

ликобритания);

- крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

- показать язык (Тибет);

- очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Герма-

ния);

- обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

После данного упражнения студенты высказались о том, что, несмотря на кажущуюся простоту выполняемых действий, им было трудно их проделать, поскольку многие действия казались им глупыми и смешными, а также неуместными и нетипичными для ситуации приветствия. В итоге, испытуемые пришли к выводу о том, что люди из других стран, возможно, сочли бы ритуал приветствия в России также неуместным и неприемлемым для себя, что говорит о том, что в мире нет единых общечеловеческих норм и правил, они существуют лишь в культурно обусловленном варианте. Необходимо понять контекст поведения партнера по общению, увидеть ситуацию его глазами, представить, как работает его восприятие.

На наш взгляд, работа над данными разделами помогла студентам осознать необходимость формирования аксиологических приоритетов в общении, научиться адекватно вести себя в разных коммуникативных ситуациях.

Результатом проведения цикла предложенных кураторских часов стало выделение испытуемыми в ранг ценностных доминант межкультурного общения таких категорий, как Традиции, Доверие, Толерантность. Об этом свидетельствуют такие высказывания студентов, как: «Современный менеджер должен всегда быть позитивно настроенным по отношению к собеседнику, уметь интеллигентно себя вести; для эффективного общения с представителем другой страны необходимо знать культуру этой страны, быть вежливым; руководитель должен быть дипломатичным, приветливым, прислушиваться к мнению своего

коллеги, но и свое мнение корректно отстаивать; нужно уметь уважать своих оппонентов».

Проведение кураторских часов с включением различных упражнений, игр, дидактических методик и тестов помогло усилить эмоциональную составляющую, что, в свою очередь, способствовало более глубокому проникновению в эмотивный пласт ценностных ориентаций и стимулировало детализацию аксиологического пространства. Кроме того, произошли качественные изменения в организации воспитательной работы, поскольку темы ориентированы на развитие внутреннего мира личности. Рассматриваемая тематика повлияла на активность студентов в направлении ценностного освоения коммуникативной сферы.

Библиографический список

1. Воронина, Э. А. Роль куратора учебной группы в повышении эффективности адаптации студентов-первокурсников [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2011/Pedagogica/2_

2. Методические рекомендации по организации работы куратора

студенческой академической группы [Электронный ресурс] / Саратовский государственный университет. - 2005. - 14 с. - Режим доступа:

www.sgu.ru/files/nodes/23095/metodichka kurator.doc

Bibliography

1. Voronina, E. F. The role of the curator in effectiveness of the first-year students’ adaptation [Electronic Resource] / Access Mode: http://www.rusnauka.com/6 PNI 2011/Pedagogica/2

2. Methodical recommendations of the work organization for the academic group curator [Electronic Resource] / Saratov State University. - 2005. - 14 p. - Access Mode: www.sgu.ru/files/nodes/23095/metodichka_kurator.doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.