Научная статья на тему 'Система культурных ценностей в развитии современного общества'

Система культурных ценностей в развитии современного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
кризис культуры / смена ценностей / культурные ценности / трансформация ценностей / развитие общества / духовная безопасность / преодоление культурного кризиса / cultural crisis / change of values / cultural values / transformation of values / development of society / spiritual security / overcoming the cultural crisis

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Беликова Е.К.

Кризис ценностей служит маркером очередного этапа развития общества, поскольку именно релятивизация высших смыслов и традиций, вступающих в противоречие с актуальными потребностями в самореализации, приводит к замене (зачастую революционной) устаревшей, «закоснелой» формы на новую, а также к зарождению новаций в недрах обновляющейся культуры. Объектом исследования является кризис культуры как процесс смены ценностей. Цель исследования состоит в выяснении степени воздействия факторов, определяемых как цивилизационные, на слом культурных ценностей, ведущий к кризису. Методы исследования. Культурфилософский подход предполагает возможность отследить трансформацию культурных ценностей, утрату ими глобального значения, обретение иных смыслов, как реакцию на изменение условий бытия. В работе над материалом применялись общелогические, теоретические и эмпирические методы исследования. Научная новизна исследования. Показано ключевое значение консолидирующих ценностей для развития современной культуры, обоснована роль гражданственности и духовной безопасности в преодолении кризиса и нивелирования воздействия процесса эволюции цивилизации на культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of cultural values in the development of modern society

The crisis of values serves as a marker of the next stage in the development of society, since it is the relativization of higher meanings and traditions that conflict with the current needs for self-realization that leads to the replacement (often revolutionary) of an outdated, “obstinate” form with a new one, as well as to the emergence of innovations in the depths of a renewed culture. The object of the study is the crisis of culture as a process of changing values. The purpose of the study is to determine the degree of influence of factors defined as civilizational on the destruction of cultural values, leading to a crisis. Research methods. The cultural-philosophical approach assumes the ability to track the transformation of cultural values, their loss of global significance, and the acquisition of other meanings as a reaction to changing conditions of life. In working on the material, general logical, theoretical and empirical research methods were used. Scientific novelty of the research. The key importance of consolidating values for the development of modern culture is shown, the role of citizenship and spiritual security in overcoming the crisis and leveling the impact of the process of evolution of civilization on culture is substantiated.

Текст научной работы на тему «Система культурных ценностей в развитии современного общества»

Беликова Е.К.

Кандидат культурологии, доцент, Московский Государственный Университета имени М.В. Ломоносова.

Система культурных ценностей в развитии современного общества*

Аннотация. Кризис ценностей служит маркером очередного этапа развития общества, поскольку именно релятивизация высших смыслов и традиций, вступающих в противоречие с актуальными потребностями в самореализации, приводит к замене (зачастую революционной) устаревшей, «закоснелой» формы на новую, а также к зарождению новаций в недрах обновляющейся культуры. Объектом исследования является кризис культуры как процесс смены ценностей. Цель исследования состоит в выяснении степени воздействия факторов, определяемых как цивилизационные, на слом культурных ценностей, ведущий к кризису. Методы исследования. Культурфилософский подход предполагает возможность отследить трансформацию культурных ценностей, утрату ими глобального значения, обретение иных смыслов, как реакцию на изменение условий бытия. В работе над материалом применялись общелогические, теоретические и эмпирические методы исследования. Научная новизна исследования. Показано ключевое значение консолидирующих ценностей для развития современной культуры, обоснована роль гражданственности и духовной безопасности в преодолении кризиса и нивелирования воздействия процесса эволюции цивилизации на культуру.

Ключевые слова: кризис культуры, смена ценностей, культурные ценности, трансформация ценностей, развитие общества, духовная безопасность, преодоление культурного кризиса.

Belikova E.K.

Candidate of Cultural Studies, Associate Professor, Moscow State University.

System of cultural values in the development of modern society

Abstract. The crisis of values serves as a marker of the next stage in the development of society, since it is the relativization of higher meanings and traditions that conflict with the current needs for self-realization that leads to the replacement (often revolutionary) of an outdated, "obstinate" form with a new one, as well as to the emergence of innovations in the depths of a renewed culture. The object of the study is the crisis of culture as a process of changing values. The purpose of the study is to determine the degree of influence of factors defined as civilizational on the destruction of cultural values, leading to a crisis. Research methods. The cultural-philosophical approach assumes the ability to track the transformation of cultural values, their loss of global significance, and the acquisition of other meanings as a reaction to changing conditions of life. In working on the material, general logical, theoretical and empirical research methods were used. Scientific novelty of the research. The key importance of consolidating values for the development of modern culture is shown, the role of citizenship and spiritual security in overcoming the crisis and leveling the impact of the process of evolution of civilization on culture is substantiated.

Key words: cultural crisis, change of values, cultural values, transformation of values, development of society, spiritual security, overcoming the cultural crisis.

* © Беликова Е.К., 2023.

Система культурных ценностей в развитии современного общества

согласно представлениям автора, полученным на основании изучения публикаций, исследующих феномен кризиса современной культуры, возникновение подобных катаклизмов вполне может быть рассмотрено либо как процесс, сопровождающий человечество на всем протяжении его истории, либо как цепь событий, свойственную только современному этапу глобализации [11, с. 52].

Кроме этого, подобный кризис может возникнуть в результате диспропорций в развитии культуры данного общества и цивилизации, когда система ценностей приходит в противоречие с общепризнанными, но уже изменившимися нормами. Также (и это наиболее очевидно) кризис культуры наблюдается в периоды трансформации и расширения спектра ценностей.

соответственно, кризис современной культуры вписывается в следующий понятийный контур: 1) переосмысление традиционных ценностей под влиянием разнонаправленных векторов развития общества, изменения его структуры (в том числе в части трансформации политического строя) и под воздействием факторов научно-технического прогресса); 2) дискредитация определенного спектра основополагающих (например, семейных), неизменных (например, присущих исключительно данной культуре) ценностей, либо трансформация их базового смысла; 3) давление на систему культурных ценностей таких факторов, как религия, гражданское общество, этнические особенности и так далее [9, с. 95].

Поэтому исследование причин, этапов и специфики развития кризиса современной культуры целесообразнее проводить по следующим основным направлениям: 1) оценка уязвимости основополагающих ценностей в эпоху

глобализации, существенно меняющей ценностное отношение человека к миру и к своему месту в нем; 2) фиксация неравномерности и несинхронности преобразований культурных кодов ввиду скачкообразного развития социальных преобразований или взрывной модернизации общества; 3) осмысление влияния на культуру ценностей нового времени, к примеру, такой как информация, которая, пронизывает сегодня все сферы бытия [10, с. 12].

с точки зрения культурфилософии ценностный кризис можно признать таковым в случае, если: 1) он не воспринимается как предопределенная и предсказанная цепь событий (или реакций) в культуре; 2) развитие кризиса синхронизируется с трендом изменений в обществе, которые с большой долей вероятности могут воздействовать на культурные процессы, так как предполагают изменение отношения к сложившейся ценностной системе [1, с. 8].

Культурные ценности замещаются цивилизационными, переходя в плоскость отношений, регулируемых в обществе за счет различных узаконенных понятий, норм и процедур [12, с. 539].

В этой связи следует подробнее рассмотреть основные параметры цивили-зационного фактора в разрезе его влияния на культурные ценности.

1) «центрированные» в пространство современной цивилизации ценности не предполагают какой-либо сопод-чиненности, они дрейфуют в сторону общественных потребностей или экономических аспектов бытия. согласно данным World Values Survey, в начале текущего века ряд ценностей, определяемых, как положительные, направленные на благо, из 1-ой десятки сместились во 2-ю, в то время как другие, связанные с выживанием, постепенно приобретают все большее значение,

занимают более высокие позиции в иерархии. Подобные явления могут осознаваться, как проявления ценностного кризиса, потому что они приобретают динамику именно под влиянием ци-вилизационного фактора. Для культуры же в данной ситуации свойственно стремление продлить существование ценностей на возможно более длительное время.

2) политика в области культуры за счет набора определенных действий (в частности, в области укрепления культурной безопасности) может повлиять на скорость развития ценностного кризиса, однако она, как правило, направляет основные усилия лишь на создание условий для культурной интеграции и формализацию процессов взаимодействия. Цивилизационный фактор в данном случае лишь фиксирует перераспределение ценностей и изменение приоритетов.

В ходе исследования взаимоотношений между культурой и цивилизацией была выявлена еще одна важная особенность, а именно разница их отношения к феномену объединения людей в сообщество с определенными целями (под определенными лозунгами).

Таким образом становится очевидным, что современное состояние культуры можно охарактеризовать, как ценностный кризис. В первую очередь это демонстрируют консолидирующие ценности, на которые возложена функция ядра культуры, на протяжении веков обеспечивающего наследование базовых традиций, норм и канонов бытия последующими поколениями [3, с. 42].

На современном этапе развития человеческой цивилизации, основной характеристикой которого является глобализация, запустившая процессы интеграции на уровне экономики, политики, культуры и т.д., то есть боль-

шинства процессов, характерных для человеческого бытия практически во всех странах мира, именно консолидирующие ценности оказались наиболее подходящим для «центрации» объектом. Причем траектории культурной и цивилизационной «центрация» различны: первая исповедует принцип духовной безопасности и соразмерности особенностям культурной политики, а вторая пытается использовать их для «работы» с проявлениями признаков социального негатива и кризисных явлений в социуме [5, с. 13].

семь раундов исследования общественного мнения, проведенных World Values Survey в период с тысяча девятьсот восемьдесят первого по две тысячи двадцатый год в девяносто семи странах мира, где проживает порядка девяноста процентов населения Земли, а также данные European Social Survey за первые двадцать лет текущего столетия позволили сформировать методику выявления границ ценностного кризиса культуры, происходящего под влиянием цивилизационного фактора [2, с. 178].

на первом этапе происходит выяснение базовых смыслов бытия, которые претерпевали существенные изменения в течение достаточно продолжительного периода. В этом перечне ожидаемо оказались как раз консолидирующие ценности. Второй этап посвящен выявлению способов, траекторий и эволюции консолидирующих ценностей в процессе «центрации», а третий - идентификации ценностного кризиса как следствия изменения положения ценностей в сфере культуры [8, с. 6].

В материалах World Values Survey содержится описание методов выявления критериев степени и траектории воздействия цивилизационного фактора на «центрацию», позволяющих уверенно говорить о его определяющей роли

в этом процессе: 1) фиксация сдвига в структуре базовых ценностей на фоне воздействия кардинальных процессов техногенного или иного характера, закладывающих потенциальный переход к иному (отличному от прежнего) устойчивому состоянию; 2) существенный, отчетливо фиксируемый сбой в традиционном процессе межпоколен-ческой коммуникации, связанном с передачей культурного кода [7, с. 232].

Автор статьи пришел к выводу, что под «центрацией» принято понимать процесс трансфера базовых, ключевых культурных ценностей, в течение длительного времени определявших траекторию развития человеческого общества за счет объединения вокруг них значительного количества индивидуумов, в сферу цивилизации (в том числе и за счет утраты ими консолидирующей функции). Причем переход этот не является закономерным или предопределенным, он становится возможным и необходимым под действием объективно сложившихся условий и изменившихся параметров функционирования общества, которому необходимо установление общих законов и правил в области политики, экономики и законов общежития.

Вместе с тем невозможно не заметить того факта, что все описанные выше процессы определяются, как сопровождающие кризис ценностей, то есть имеют определенную коннотацию. Приверженцы сохранения базовых культурных ценностей считают, что необходимо выработать механизмы защиты от возможных угроз, лежащих в сфере духовности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Они пытаются добиться сохранения консолидирующей роли культуры, в том числе и в вопросах преемственность базовых ценностей,

определяя свою деятельность, как стремление к обеспечению духовной безопасности. [6, с. 65].

Третьей задачей духовной безопасности является поддержание традиционных форматов связи поколений, обеспечение их устойчивости и прочности.

В результате именно духовная безопасность берет на себя роль гранта «центрации» ценностей в рамках культурного пространства, а не в сфере цивилизации. Таким образом, за счет снижения влияния цивилизационного фактора, становится возможным противостояние кризисным явлениям.

Данные Всемирного обзора ценностей, Европейского социального исследования и ряда других институций указывают на негативное влияние установок, присущих западной цивилизации, на развитие кризиса культуры. В то же время включение в стратегию национальной безопасности концепта духовной безопасности является эффективным способом противодействия развитию кризиса [13].

Для России, с ее мультикультурно-стью, духовная безопасность является важнейшим условием устойчивого развития, сохранения консолидирующей функции культуры и сдерживания ценностного кризиса. Особую роль играет признание первостепенной значимости гражданских ценностей и духовных традиций мультинационального общежития [4, с. 98].

Духовная безопасность как часть политики государства в области сохранения базовых ценностей и духовных скреп (семейных ценностей, единства, межпоколенческих связей и т.п.) обеспечивает как минимум ремиссию ценностного кризиса современной культуры, а также установление некого равновесия между цивилизацией и культурой.

References

[1] Akimova M.K. Factors in the formation of citizenship among Russian youth / M.K. Akimova, S. V. Persiyantseva // Trends in the development of science and education. 2021. № 73-8. P. 6-10.

[2] Voropaeva E.V. Spiritual security of the individual and society as an object of national security strategy // Proceedings of the Belgorod Orthodox Theological Seminary (with a missionary orientation). 2018. № 7. P. 178.

[3] Grevtseva G.Ya. Citizenship as a cultural value in

the process of personal socialization // Bulletin of Culture and Arts. 2020. № 4 (64). pp. 39-48.

[4] Gruzdeva V.V. Anthropological approach to the study of the dynamics of civilization and culture / V.V. Gruzdeva, G.V. Gruzdev // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology.

2020. Vol. 9. № 4 (33). P. 96-100.

[5] Inglehart R., Welzel K. Modernization, cultural change and democracy: The sequence of human development. M.: 2011. P. 13.

[6] Isachenko N.N. Cultural project as one of the strategies for preventing the crisis of humanism // Society: philosophy, history, culture. 2022. № 12 (104). P. 64-67.

[7] Kovaleva M.V. On the issue of the crisis of the sys-

tem of cultural value // Scientific bulletins of the Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Right. 2019. Volume 44. № 2. P. 230-233.

[8] Koprivitsa Ch.D. The possibility of constituting civilization/culture as a collective sociohistorical actor // Scientific result. Social and humanities studies. 2019. Vol. 5. № 1. P. 6.

[9] Kutyrev V.A. The clash of cultures with civilization as the cause and basis of international terrorism // Century of Globalization. 2009. № 2. P. 95.

[10] Lapin N.I. The originality of cultures of civilizations is the property and resource of every person and all of humanity // Questions of Philosophy. 2020. № 10. P. 5-16.

[11] Maykova N.O. Spiritual and moral development of personality as a factor in the security of human existence / N.O. Maykova, A.I. Maikov // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Philosophical Sciences. 2019. № 2. P. 47-54.

[12] Maslova T.F. Consolidating values as the basis of sociocultural integration of modern society // Russia: trends and development prospects. M.: 2016. P. 539.

[13] European Social Survey. // World Values Survey. // URL: https://www.worldvaluessurvey. org/wvs.jsp

Список литературы

[1] Акимова М.К. Факторы формирования гражданственности у российской молодежи / М.К. Акимова, С В. Персиянцева // Тенденции развития науки и образования.

2021. № 73-8. С. 6-10.

[2] Воропаева Е.В. Духовная безопасность лично-

сти и общества как объект стратегии национальной безопасности // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2018. № 7. С. 178.

[3] Гревцева Г.Я. Гражданственность как ценность культуры в процессе социализации личности // Вестник культуры и искусств. 2020. № 4 (64). С. 39-48.

[4] Груздева В.В. Антропологический подход к ис-

следованию динамики цивилизации и культуры / В.В. Груздева, Г.В. Груздев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Том 9. № 4 (33). С. 96-100.

[5] Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, куль-

турные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: 2011. С. 13.

[6] Исаченко H.H. Культурный проект как одна из

стратегий предупреждения кризиса гуманизма // Общество: философия, история, культура. 2022. № 12 (104). С. 64-67.

[7] Ковалева М.В. К вопросу о кризисе системы культурной ценности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право.

2019. Том 44. № 2. С. 230-233.

[8] Копривица Ч.Д. Возможность конституирова-

ния цивилизации/культуры как коллективного социоисторического актора // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2019. Т. 5. № 1. С. 6.

[9] Кутырёв В.А. Столкновение культур с цивилизацией как причина и почва международного терроризма // Век глобализации. 2009. № 2. С. 95.

[10] Лапин Н.И. Своеобразие культур цивилизаций - достояние и ресурс каждого человека и всего человечества // Вопросы философии.

2020. № 10. С. 5-16.

[11] Майкова Н.О. Духовно-нравственное развитие личности как фактор безопасности существования человека / Н.О. Майкова, А.И. Майков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: философские науки. 2019. № 2. С. 47-54.

[12] Маслова Т.Ф. Консолидирующие ценности как основа социокультурной интеграции современного общества // Россия: тенденции и перспективы развития. М.: 2016. С. 539.

[13] European Social Survey. // World Values Survey. // URL: https://www.worldvaluessurvey. org/wvs.jsp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.