Мирзоян М. В.
Система контроля качества знаний студентов гуманитарных специальностей..._
ШНГОГИШИЕ ИНУКИ
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ
ДИСЦИПЛИНАМ
М. В. Мирзоян
SYSTEM OF KNOWLEDGE QUALITY CONTROL OF HUMANITARIAN SPECIALTIES STUDENTS IN MATHEMATICAL DISCIPLINES
Mirzoyan M. V.
The article is devoted to the problems of education quality management, the control of humanitarian students' academic progress while studying mathematical disciplines with the use of test technologies by means of computers and specialized software.
Статья посвящена вопросам управления качеством образования, контролю успеваемости студентов гуманитарных специальностей при изучении математических дисциплин с использованием тестовых технологий средствами компьютерной техники и специализированного программного обеспечения.
Нлючевые слова: математические дисциплины, тестовые технологии, контроль знаний, профессиональные компетенции.
УДК 372.851:378.146
Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием.
Интерес к европейскому опыту образовательных систем имел как политические, так и исторические корни. Российские университеты в момент своего зарождения в середине XVIII века создавались по «образу и подобию» своих европейских собратьев, имевших более длительную историю, в связи с чем, корнями, структурой содержанием деятельности и современными тенденциями развития своих ведущих университетов, отечественная вузовская система весьма близка к европейской университетской традиции. Интерес к современному опыту европейских университетов с апелляцией к единым историческим корням, усиливался и процессами политическими. Изменение принципов внешней политики России, стремление российского государства войти в европейское политическое, экономическое и культурное пространство в качестве полноценного и равноправного партнера, заставляло критические воспринимать и
63/2009 *
_Вестник Ставропольского государственного университета
адаптировать опыт Европы. В весьма значительной степени эти процессы катализировались и экономическими причинами: в связи с переходом России к рыночной экономике актуальным стал вопрос коммерциализации профессиональной подготовки кадров как для страны, так и для зарубежных государств. Перед российской высшей школой стала задача занять достойное место на международном рынке образовательных услуг [7].
Очевидно, что удовлетворение приведенных выше требований невозможно без эффективно действующей системы контроля над качеством знаний студентов, профессиональным уровнем преподавателей и организацией учебного процесса. Именно поэтому создание внутри-вузовской системы управления качеством подготовки специалистов рассматривается как одно из определяющих направлений совершенствования образовательной деятельности. Особое внимание уделяется формированию контрольных процедур, разработке методов оценки качества образования для различного типа образовательных программ и видов образовательных учреждений (6).
Одним из ключевых аспектов в деятельности вузов является обеспечение качества подготовки специалистов.
Задача качественной оценки знаний прежде всего зависит от ответа на вопрос: что такое знание? Моделирование образования идеального студента, знающего предмет, помогает подобрать соответствующий материал для контроля. Наиболее распространенные причины невалид-ности контроля - списывание, подсказка, репетиторское «натаскивание», снисходительность, чрезмерная требовательность, применение какого-либо метода при отсутствии надлежащих условий. В таких случаях результаты контроля неадекватны поставленным задачам. В целях повышения валидности педагогического контроля применяются экспертные оценки контрольного материала для приведения в соответствие требований учебной программы и концепции знания. Концепция знания может зависеть от статуса вуза, контингента обучаемых. Соответственно должен варьироваться и контрольный материал (4).
При переходе вузов на кредитно-модульную систему обучения резко увеличивается количество контрольных мероприятий. Увеличивается и нагрузка на преподавателей, что может привести к снижению качества контроля успеваемости. Выходом из создавшейся ситуации является применение для контроля успеваемости тестовых технологий с использованием компьютерной техники и специализированного программного обеспечения. Препятствием для широкого использования этих технологий является недостаточная готовность значительной части преподавателей к использованию тестовых технологий, а также недостаточный уровень владения компьютерной техникой. Разрабатываются пособия для преподавателей и соответствующие программы повышения квалификации, методики текущего контроля успеваемости с помощью комплектов заданий в тестовой форме и программная оболочка, позволяющая с минимальными затратами времени осуществлять контрольные мероприятия.
Таким образом, управление (по целям и результатам) качеством образования при изучении предметов профессиональной подготовки предполагает организацию образовательного процесса, направленного на достижение вполне определенных результатов образования, причем цели (результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития, т. е. должны быть оптимальны для конкретного студента. Поставленные цели позволяют сформулировать критерии оценивания, позволяющие соотносить реальное овладение учебным материалом с желаемым.
Дисциплина «Математика» наряду с курсами высшей математики, теории вероятностей и математической статистики, информатики составляет основу современного высшего профессионального образования в области математики. Преподавание данного предмета ведется в соответствии с Государственным образовательным стандартом и примерной программы Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ.
Основой интенсификации образовательного процесса при изучении математических дисциплин безусловно, является принцип профильного (профессионально направленного) преподавания.
Мирзоян М. В.
Система контроля качества знаний студентов гуманитарных специальностей._
Реализация данного принципа обеспечивает не только овладение студентами предусмотренных программой знаний, умений и навыков, но и успешно формирует интерес к определенной профессии, ценностное отношение к ней. Как известно, связь математических и профилирующих дисциплин реализуется на иллюстративном, теоретическом и методологическом уровнях. На первом из них происходит обращение к изученному студентами материалу частных наук для иллюстрации математических понятий, принципов, законов; на втором, более высоком уровне профилирования, демонстрируется значение математики для других наук; на третьем - в процессе преподавания математики рассматриваются методологические проблемы частных наук того или иного профиля с целью формирования у студентов понимания того факта, что математика является универсальным инструментом (общенаучным методом) познания объективного мира.
Профессиональная направленность преподавания обеспечивает активное усвоение, использование и расширение математических знаний, способствует повышению научного уровня, показывает значение и роль математики в общей системе подготовки специалиста любого профиля (8).
Специальные (профессиональные) компетенции (согласно боннской конвенции) выглядят следующим образом.
Бакалавр обязан:
• демонстрировать знание основ и истории своей основной дисциплины;
• ясно и логично излагать полученные базовые знания;
• оценивать новые сведения и интерпретации в контексте этих знаний;
• демонстрировать понимание общей структуры данной дисциплины и взаимосвязи между подчиненными ей дисциплинами;
• демонстрировать понимание и уметь реализовывать методы критического анализа и развития теорий;
• точно реализовывать относящиеся к дисциплине методики и технологии;
• демонстрировать понимание качества исследований, относящихся к дисциплине;
• демонстрировать понимание экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий.
Магистр обязан:
• обладать высоким уровнем знаний в специализированной области конкретной дисциплины. На практике это означает знакомство с новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями;
• уметь практически осмысливать и интерпретировать новейшие явления в теории и на практике; быть достаточно компетентным в методах независимых исследований, уметь интерпретировать результаты на высоком уровне;
• быть в состоянии внести оригинальный, хотя и ограниченный вклад в каноны дисциплины, например, подготовить диссертацию;
• демонстрировать оригинальность и творчество в том, что касается владения дисциплиной;
• обладать развитой компетенцией на профессиональном уровне.
Цель преподавания математики студентам гуманитарных специальностей (в частности специальности «Психология » и «Клиническая психология» - это освоение студентами математического аппарата необходимого для решения задач по обработке и анализу психологических тестов, наблюдений, экспериментов и т. д., данный курс направлен также на развитие навыков логического и алгоритмического мышления, повышения уровня общечеловеческой культуры.
Основные задачи:
1. Обучение основным методам решения математических и психологических задач.
2. Развитие способностей и умений применения математических методов в специальных дисциплинах.
63/2009 *
_Вестник Ставропольского государственного университета
В результате изучения математики студент должен
знать:
- основные понятия теории множеств, математической логики и линейной алгебры;
- основные понятия дифференциального и интегрального исчисления одной переменной;
- основные понятия теории вероятностей и комбинаторики;
- начальные понятия и методы математической статистики;
уметь:
- выполнять операции над множествами, высказываниями, предикатами;
- проводить действия над матрицами и вычислять определители;
- решать системы линейных уравнений;
- вычислять пределы и производные элементарных функций;
- вычислять интегралы от некоторых функций одной переменной;
- вычислять вероятности случайных событий;
- определять характеристики случайных величин;
- проводить первоначальную обработку результатов опытов;
- проводить проверку статистических гипотез;
- находить выборочное уравнение линейной регрессии и вычислять коэффициенты корреляции.
В учебном плане на дисциплину «Математика» отводится 300 часов, из них 72 часа лекционных, 82 часа практических занятий и 146 часов самостоятельной работы студентов, читается в 1-3 семестрах. Итоговые формы контроля - зачеты в 1-2 семестрах, экзамен в 3 семестре, в каждом семестре предусмотрены 2 контрольные работы (3).
В практику организации различных видов (предварительного, текущего, тематического и итогового) контроля усвоения предмета широко вводится тестирование, основанное на базовом уровне знаний, умений, навыков и ключевых компетентностях студентов по математической логике, которое позволяет качественно и эффективно измерить уровень и структуру подготовленности испытуемых. При составлении тестовых заданий учитываются требования: цель, краткость, технологичность, логическая форма высказывания, определённость места для ответов, одинаковость правил оценки ответов, одинаковость инструкции для всех испытуемых, адекватность инструкции форме и содержанию задания и др.
Итоговые тесты с целью диагностики уровня сформированности знаний и умений студентов по изученной теме: «Применение производной к исследованию функции» предлагают следующие задания.
Задание 1
Дифференцируемая функция не убывает в некотором промежутке, если её производная ... в этом промежутке.
Задание 2
Производная дифференцируемой функции ... в некотором промежутке, если функция возрастает в этом промежутке.
Задание 3
Дифференцируемая функция убывает в некотором промежутке, если её производная ... в этом промежутке.
Задание 4
Производная дифференцируемой функции ... в некотором промежутке, если функция убывает в этом промежутке.
Задание 5
Дифференцируемая функция ... в некотором промежутке, если её производная неотрицательна в этом промежутке.
Мирзоян М. В.
Система контроля качества знаний студентов гуманитарных специальностей._
Задание 6
Точка х0 называется точкой ... , если для всех х достаточно близко к х0 : /(х0)> /(х). Задание 7
Точка х0 называется точкой ... , если для всех X достаточно близко к х0 : /(х0)< /(х). Задание 8
Точки минимума и максимума называются точками ... Задание 9
Необходимое условие существования экстремума функции:
• Если х0 - точка экстремума и существует / '(х0), то / '(х0 )= 0.
• Если / '(х0 )= 0, то х0 - точка экстремума.
• Если х0 - точка экстремума, то / '(х0) = 0.
• Если / '(х0 )= 0, и при переходе через х0 / '(х) меняет знак, то х0 - точка экстремума.
• Если / '(х0 )= 0, и при переходе через х0 /(х) меняет знак, то х0 - точка экстремума. Задание 10
Внутренняя точка области определения, в которой производная функции равна 0 или не существует, называется ... точкой. Задание 11
Первое достаточное условие экстремума функции:
• Если при переходе через критическую точку х0 производная функции меняет знак, то х0 - точка экстремума.
• Если х0 - точка экстремума, то производная функции в этой точке равна 0.
• Если / '(х)= 0, то х0 - точка экстремума.
• Если при переходе через критическую точку х0 функция меняет свой знак, то х0 -точка экстремума.
• Если функция / (х) имеет в точке х0 и некоторой её окрестности непрерывные первую и вторую производные, причём / '(х0) = 0, _/"(х0) ^ 0 , то х0 - точка экстремума.
При проверке подсчитывается количество верных ответов, отмеченных студентом, и правильных ответов на вопросы теста: 80% правильно выполненных студентом заданий свидетельствует об усвоении им программного материала по теме.
Использование тестовых технологий позволяет эффективно обеспечивать контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений по предмету, способствуют своевременному выявлению недостатков в усвоении программного материала и организации кор-рекционной работы. Однако не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования, например, знание фактов, умения конкретизировать свой ответ примерами, связно, логически и доказательно выражать свои мысли и др. Тестирование должно обязательно сочетаться с другими формами и методами контроля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов В. С. Форма тестовых заданий: Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. - М., 2005. - 156 с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. -2002. - № 6 - С. 10-40.
3. Бреслер Г. Р. Математика (специальность Психология, Клиническая психология): Программа. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. - 10 с.
63/2009
Вестник Ставропольского государственного университета
4. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. - 512 с. - (Высшее образование).
5. Шамова Т. И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. - М., 2002. - 384 с.
6. http://www.reos.ru/REOS/giep/blgnJrial.nsf/html/BOLONSKIIPROCESSIKACHESTVOOBRAZOVANIYA
7. http://ru-ects. csu. ru/ru/node/11
8. http://www. conf.mfua. ru/2005/tesis/6_4. doc
Об авторе
Мирзоян Марине Вагановна, Ставропольский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей алгебры и геометрии. Сфера научных интересов - использование инновационных технологий в преподавании математических дисциплин. [email protected].