ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
М. А. Морданов
УДК: 348.242.2 DOI: 10.24411/2071-6435-2020-10059
Система контроллинга как основа эффективного управления рисками деятельности отечественных авиакомпаний
Автор характеризует значимость организации и эффективность функционирования системы контроллинга в коммерческих предприятиях. В статье представлен анализ понятия «контроллинг», определено его место в системе управления предприятием и вьгделеньг ключевые особенности системы. Обоснована роль риск-контроллинга в системе управления предприятиями авиационной отрасли. В исследовании применялся авторский подход к разработке элементов системы риск-контроллинга авиакомпаний.
Ключевые слова: риск-контроллинг, управление рисками, безопасность полетов, авиакомпания, финансово-хозяйственная деятельность, авиационные происшествия.
Введение
Улучшение экономического состояния транспортной отрасли Российской Федерации в сфере гражданской авиации — важнейшая задача для формирования стабильного высококонкурентного внутреннего рынка воздушных перевозок, повышения инвестиционной и деловой привлекательности авиапредприятий.
Условия деятельности российских авиакомпаний, в том числе вызванные распространением коронавирусной инфекции (СОУГО-19) и, как следствие, ограничением авиасообщения с другими странами и дополнительными расходами предприятий авиационной отрасли, обусловливают высокие риски их стабильного функционирования. Кроме того, нестабильная экономическая ситуация, вызванная внешнеэкономическими факторами финансового характера в виде санкций, а также угрозой экономического кризиса из-за стремительной девальвации российского рубля и резкого снижения цен на нефть, определяют высокий приоритет организации эффективной системы контроллинга деятельности авиакомпаний.
Основной раздел
Исследование проводилось поэтапно. На первой стадии был проведен анализ внешних условий деятельности авиакомпаний и сформулированы предпосылки к организации на современных предприятиях авиационной отрасли системы контроллинга.
© М. А. Морданов, 2020
Функционирование компаний авиационной отрасли тесно связано с воздействием различных факторов риска, определяемых как отраслевой спецификой, так и развитием российской и мировой экономики в целом. Ведение хозяйственной деятельности авиакомпаний сопряжено с повышенным уровнем риска, связанным со здоровьем и жизнью пассажиров и работников авиационной отрасли, значительными потенциальными расходами и риском потери деловой репутации в случае авиационных происшествий. Российские авиакомпании в своей деятельности подвергаются совокупному влиянию различных рисков макро- и микросреды. К основным можно отнести финансовые, эксплуатационные, риски изменения спроса в странах и регионах присутствия, топливные, кадровые, валютные и инфляционные риски.
На сегодняшний день большое значение в деятельности авиакомпаний уделяется новому негативному условию, связанному с глобальной пандемией. Данный неблагоприятный фактор уже привел к огромным убыткам предприятий авиационной отрасли, а в дальнейшем, несомненно, способствует реализации всех вышеназванных рисков. В будущем он, вероятнее всего, будет тщательно изучен, проанализирован, систематизирован и выделен в отдельную группу рисков.
Одной из мер Правительства Российской Федерации, ограничивающих распространение коронавируса, стало временное прекращение международного воздушного авиасообщения. Эксперты консалтинговой компании Bain & Company определили, что закрытие сообщения из-за пандемии коронавируса для российских авиакомпаний в 2020 году приведет к сокращению их прямой выручки до 360 млрд рублей.
Эксперт авиационной практики консалтинговой компании Сергей Зайцев отмечает, что международные направления, как правило, являются прибыльными и способствуют покрытию убытков, которые авиакомпании несут на внутренних линиях. К примеру, выручка крупнейшей авиакомпании России ПАО «Аэрофлот» от международных перевозок в 2019 году составила 322,4 млрд рублей или 57,87% от общей выручки компании от регулярных пассажирских перевозок. Почти половина этой суммы (145,9 млрд рублей) — совокупный доход от полетов в Европу и обратно [17].
Кроме того, комплекс мероприятий, сдерживающих распространение ко-ронавирусной инфекции, способствует возникновению дополнительных затрат авиакомпаний: сокращение внутренних рейсов, уменьшение пассажиропотока, дополнительные издержки на дезинфекцию воздушных судов и содержание персонала в случае отмены или переноса рейсов, увеличение аэропортовых сборов. Важный негативный фактор деятельности компаний —растущие расходы предприятий из-за ослабления курса рубля в виде курсовой разницы, возникающей при платежах в иностранной валюте.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что частично снизить влияние представленных выше негативных факторов на деятельность авиакомпаний могла бы организация эффективной системы контроллинга. Необходимость организации на современных предприятиях авиационной отрасли системы контроллинга
определена рядом следующих взаимосвязанных причин:
— дополнительные требования к системе управления авиакомпанией, определенные нестабильностью внешней среды и сопутствующими условиями рыночной экономики;
— направленность анализа и контроля на будущие события, условия функционирования и риски деятельности предприятий авиационной отрасли, сейчас акцент все больше смещается на прогнозирование потенциальных и вероятностных событий, рисков;
— потребность в постоянном изучении изменений, происходящих во внешней и внутренней среде организации;
— высокое значение организации системы управления рисками, внутреннего контроля и экономической безопасности для эффективного обеспечения функционирования авиакомпании и недопущения неблагоприятных событий или минимизации потерь;
— необходимость построения механизма управления организационной системой предприятия в силу ее усложнения в современных условиях ведения деятельности [15].
Данная система помогает управлять возможными и существующими рисками, а также получать оперативную информацию о текущем финансовом положении компании авиационной отрасли.
Второй этап исследования представлен понятийным анализом, определением ключевых составляющих системы контроллинга на современном этапе ведения деятельности коммерческими организациями.
В существующих реалиях развития экономики отсутствует однозначная интерпретация понятия «контроллинг», несмотря на ряд исследований в данном направлении. При этом большинство отечественных и зарубежных исследователей, руководителей предприятий сходятся во мнении, что «контроллинг» — это новая концепция управления, обусловленная практикой современного менеджмента [5]. Различные трактовки понятия «контроллинг», которое раскрывается как система, функция, инструмент, концепция, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Определение понятия «контроллинг» различными авторами
Ключевой термин Содержание Авторы
Система Единая система управления процессом достижения целей и результатов деятельности предприятия Э. А. (омонко, Т. Ф. Тарасова
Система регулирования затрат и результатов деятельности предприятия, помогающая достигать его цели и получать максимальную прибыль при заданных условиях С. Г. Фалько
Функция Сервисная функция менеджмента, обеспечивающая технологию управления, то есть правильность использования того или иного инструмента и предоставления его менеджменту для обсуждения М. Романова, И. [усеева
Функция поддержки руководства по координации всех подсистем менеджмента П. Хорват
Инструмент Управленческий инструмент, выходящий за рамки одной функции и поддерживающий внутрифирменное управление и процесс принятия решений целенаправленным подбором и обработкой информации П. Прайсслер
Концепция Концепция системного управления и способ мышления менеджеров, в основе которых лежит стремление обеспечить долгосрочное эффективное функционирование организации А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак.
Примечание: составлено автором по [7; 9] Можно резюмировать, что контроллинг представляет собой целеориентиро-ванную систему управления комплексом элементов по планированию, управлению, анализу и контролю деятельности компании. Он обеспечивает организацию и координацию функциональных областей и структурных подразделений предприятия для достижения конечных целей и результатов.
Как отмечалось ранее, система контроллинга направлена в значительной степени на исследование будущих фактов хозяйственной жизни и условий функционирования, поэтому под ней можно понимать управление будущими хозяйственными операциями и условиями для организации долгосрочного функционирования предприятия и всех его структурных подразделений [15].
В современных рыночных отношениях контроллинг как направление экономической деятельности предприятия любой организационно-правовой формы не имеет четких и однозначных границ. Существующие исследования отечественных и зарубежных авторов в данном направлении подтверждают отсутствие сформированной методической базы контроллинга. В настоящее время контроллинг не получил достаточно широкого и повсеместного распространения в российских компаниях, поэтому практически отсутствует анализ опыта внедрения данной системы на отечественных предприятиях малого и среднего бизнеса. В то же время можно говорить о наличии единичных вариантов функционирования служб контроллинга в крупных компаниях [3].
Эффективно организованная система контроллинга на предприятии, вне зависимости от сферы его деятельности, способствует совершенствованию имеющихся процессов: финансовых, кадровых и технологических — для эффективного ведения хозяйственной деятельности и достижения главной цели функционирования организации в целом. Система контроллинга как основа управления рисками в отечественных авиакомпаниях должна включать в себя комплекс различных систем, направленных на предотвращение и нейтрализацию негативных условий ведения хозяйственной деятельности, в том числе систем внутреннего контроля,
аудита, экономической безопасности.
Следующий этап исследования представляет собой характеристику ключевых аспектов системы контроллинга, основанной на управлении рисками.
Как говорилось ранее, наличие нестабильных экономических условий, неопределенностей в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности авиакомпаний обусловливает необходимость формирования эффективного механизма контроллинга, основанного на управлении событиями, имеющими различные воздействия. Этот механизм получил название риск-контроллинг. Отметим, что риски и система управления ими являются ключевыми и приоритетными аспектами ведения деятельности предприятий авиационной отрасли, которыми невозможно пренебречь.
В настоящее время риск-контроллинг как одно из направлений контроллинга представляет собой систему информационного, методологического и аналитического обеспечения для принятия оперативных управленческих решений в ходе функционирования организации в условиях потенциальных и существующих рисков и экономической нестабильности [8].
Можно выделить следующие ключевые функции риск-контроллинга:
— определение параметров среды и сферы предприятия, подверженных рискам;
— разработка инструментов и методов анализа и оценки неопределенностей;
— разработка методов планирования с учетом фактора неопределенности;
— актуализация системы показателей индикаторами лимитов рисков и индикаторами раннего предупреждения о рисках;
— предложение методов организации производства, уменьшающих риски до приемлемого уровня [2; 6].
Использование механизма риск-контроллинга в авиакомпаниях способствует построению системы анализа влияния условий внешней и внутренней среды, своевременному выявлению потенциальных угроз в целях разработки мероприятий по нейтрализации рисков и минимизации возможных убытков при их реализации. Напомним, что большое значение системы прогнозирования, нейтрализации рисков и минимизации потерь определено особенностями функционирования предприятий авиационной отрасли, имеющими социальное значение и связанными с жизнью и здоровьем значительного числа людей.
Несмотря на высокое значение функционирования системы управления рисками в существующих нестабильных экономических условиях вопросы организации риск-контроллинга на предприятиях авиационной отрасли для повышения безопасности полетов в научной отечественной литературе также освещены недостаточно. Актуальность и огромное значение внедрения системы риск-контроллинга определены результатами анализа современного состояния и существующих проблем развития авиационного транспорта в Российской Федерации.
Следующий этап исследования представляет собой обзор текущего состояния авиационной отрасли как ключевого условия для организации эффективной систе-
мы риск-контроллинга. Обзор проводился на основании данных 2018—2019 годов, поэтому полученные выводы о состоянии отрасли будут скорректированы, как только появятся официальные данные о потерях, вызванных распространением коронавирусной инфекции (СОУГО-19).
Среди прочих наиболее значимых актуальных проблем развития транспортной отрасли России можно выделить недостаточный уровень транспортной безопасности перевозок грузов и пассажиров [13]. Несмотря на предпринимаемые действия со стороны служб авиационной безопасности, Правительства Российской Федерации и Росавиации, количество авиационных происшествий еще достаточно высоко, хотя за последний год наметилось их уменьшение при одновременном росте объемов перевозок.
Так, на протяжении 2018—2019 годов состояние гражданской авиации Российской Федерации характеризуется интенсивным восстановительным ростом отрасли после кризисных явлений 2014—2016 годов.
Итоги 2019 года позволяют говорить об устойчивой положительной динамике объемов воздушных перевозок российскими авиакомпаниями. Согласно отчету Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) за исследуемый период российскими авиакомпаниями было перевезено свыше 128,1 млн пассажиров (прирост по отношению к 2018 году составил 10,3%), в том числе:
— между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ — более 48,8 млн пассажиров (прирост — 21,8%);
— между Россией и странами СНГ — более 6,2 млн пассажиров (снижение — 14,4%);
— внутренние перевозки — более 73 млн пассажиров (прирост — 6,1%) [11].
Согласно обзору гражданской авиации 2019 года, подготовленному консалтинговой компанией То70, в 2019 году в мире произошло 86 авиационных происшествий (снижение на 46% по сравнению с 2018 годом). Фатально закончилось 8 из них (снижение на 38%), число жертв авиационных катастроф в 2019 году сократилось на 52% и составило 257 человек [10].
На основе приведенных выше данных и оценок экспертов, в 2019 году в среднем на 6 млн рейсов приходилась одна смертельная авиакатастрофа.
Аналогичная динамика числа авиационных происшествий и жертв катастроф наблюдается в Российской Федерации в 2019 году. Согласно докладу Росавиации, в прошлом году в России при перевозке пассажиров и грузов произошло 6 авиационных несчастных случаев (снижение на 68,4% по сравнению с 2018 годом), в том числе две авиационные катастрофы, в которых погибли 43 человека (снижение на 77,8% и 58,7% соответственно) [4].
Несомненно, положительная динамика обусловлена соблюдением значительного числа рекомендаций (свыше 150), опубликованных в приказах Росавиации о реализации мероприятий по безопасности полетов. Тем не менее высокий риск деятельности авиакомпаний не отменяет необходимости проводить мероприятия по организации и повышению эффективности риск-контроллинга.
Напомним, что действенность системы риск-контроллинга организации
авиационной отрасли определяется совокупностью реализуемых условий в рамках организации безопасности пассажирских авиарейсов как главного элемента нейтрализации рисков хозяйственной деятельности компании.
Заключительный этап работы представлен разработкой элементов системы риск-контроллинга с учетом современных реалий деятельности российских авиакомпаний.
Организация системы риск-контроллинга, ключевой функцией которого является управление рисками на предприятиях авиационной отрасли, должна включать в себя ряд взаимосвязанных элементов, представленных на рисунке 1.
Перейдем к раскрытию содержания предлагаемых элементов системы контроллинга авиакомпании, обозначенных на рисунке 1.
Применение инструментов Big Data (англ. «большие данные») и развитие машинного обучения помогает повысить уровень безопасности полетов, технического обслуживания самолетов и изучить клиентские предпочтения для их учета и в конечном счете для роста выручки компаний. Технология анализа больших данных позволяет консолидировать информацию о рейсе и его пассажирах со сведениями о фактической погоде, показаниями бортовых датчиков и данными о других воздушных судах для оптимизации полетного курса и минимизации расходов на топливо [1]. Кроме того, анализ больших данных помогает формировать персонифицированные и актуальные предложения для клиентов на основе их данных: возраста, пола, истории полетов, семейного положения, интересов.
Повышение эффективности работы систем внутреннего контроля и внутреннего аудита направлено на обеспечение максимальной прозрачности, достоверности и экономической эффективности, а также соответствия всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности авиакомпании действующим нормам законодательства и локально-нормативным актам организации.
Ценность конфиденциальной информации заключается в ее неизвестности и отсутствии свободного доступа для третьих лиц. Подобная информация имеет большое значение для развития хозяйственной деятельности предприятия, реализации мероприятий, направленных на повышение выручки, увеличение доли на рынке или оптимизацию расходов. Из-за совершенствования инструментов кибермошенничества и экономического шпионажа защита конфиденциальной информации является важным аспектом организации системы контроллинга и ограждения от внешних угроз.
В силу совершенствования требований законодательства, разработки новых мероприятий, направленных на повышение безопасности полетов, приведение внутрифирменных стандартов в соответствии с нормами законодательства является закономерным процессом. Модернизация применяемых практик и мероприятия для осуществления мониторинга и анализа деятельности, их отражение в локально-нормативных актах способствуют повышению эффективности системы контроллинга.
Совершенствование методики системы внутреннего аудита, базирующегося на риске, способствует повышению эффективности деятельности авиакомпаний,
Развитие применения Big Data
Повышение эффективности СВК и СВА
Защита конфеденциальной информации
Совершенствование действующих внутрикорпоративных документов
Совершенствование внутреннего риск-ориентированного аудита
Обеспечение эффективной системы управления предприятием
Реализация антикоррупционных процедур
> Система управления Система безопасности \ рисками полетов
ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА
Внедрение системы воздушных маршалов
Создание реестра авиадебоширов Обновление парка воздушных судов
Регулярные курсы повышения квалификации персонала (для пилотов и бортпроводников)
Контроль реализации ГГ-стратегии
Расширение числа партнеров в рамках соглашения «код-шеринг»
Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Сценарный прогноз результатов деятельности
Разработка мероприятий по оптимизации расходов
Утверждение бюджета и контроль
его исполнения
Рисунок 1. Ключевые элементы системы риск-контроллинга авиакомпаний
Р
г»
§
а Ä
ft
«
о §
0
Si ft
►S-►S-
1
a
I
о
0
1
ft
§
§ §
a ft
L/l
их системы экономической безопасности и управления рисками, в частности их нивелированию. Кроме того, потенциал рассматриваемого вида аудита заключается в организации системы мониторинга в рамках управления ключевыми бизнес-процессами, основой которого является принятие эффективных и оперативных управленческих решений, а также применение процедур, способствующих улучшению деятельности предприятия авиационной отрасли и получению информации, необходимой для оценки рисков и прогнозирования деятельности [6; 16].
Реализация антикоррупционных процедур предусмотрена ст. 13.3. Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, в рамках которой организация любой организационно-правовой формы обязана разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции [14]. Осуществление мероприятий, направленных на профилактику коррупционного поведения лиц, имеющих непосредственное отношение к авиакомпании (работники, руководство, собственники), значительно снижает риск совершения коррупционных деяний, а, следовательно, и риск привлечения компании к административной или уголовной ответственности. Наличие и применение в компании антикоррупционных процедур способствуют формированию ее положительной деловой репутации и бизнес-среды в целом.
Реализация мероприятий, сгруппированных в блоке «анализ финансово-хозяйственной деятельности», направлена на оптимизацию расходов, повышение рентабельности основной деятельности предприятий авиационной отрасли, исполнение и контроль бюджета, а также принятие эффективных оперативных решений. Особо стоит выделить мероприятие «Расширение числа партнеров в рамках соглашения „код-шеринг"».
Код-шеринг представляет собой форму сотрудничества между авиакомпаниями, когда одно направление обслуживается двумя или более перевозчиками. При этом одна из авиакомпаний, которая выполняет роль оператора, непосредственно осуществляет рейс, а иная является маркетинговым партнером, который обеспечивает маркетинговую активность, направленную на продажу авиабилетов [12]. Сегодня практика код-шеринговых соглашений достаточно распространена среди европейских и азиатских авиакомпаний. Для каждого участника характеризуемого сотрудничества предусмотрен ряд преимуществ.
Для авиакомпании-оператора определены следующие положительные стороны код-шеринговых соглашений:
— повышение коэффициента загрузки воздушного судна;
— расширение каналов реализации авиабилетов;
— снижение операционных расходов на проведение рекламной кампании;
— повышение уровня спроса со стороны клиентов в силу снижения стоимости авиабилетов.
Для авиакомпании, которая является маркетинговым партнером, можно обозначить следующие преимущества соглашения:
— расширение маршрутной сети пассажиров;
— удержание клиентов и повышение их числа;
— получение дополнительного комиссионного вознаграждения без использования авиапарка.
Обеспечение высокого уровня безопасности полетов определено осуществлением предлагаемых направлений: внедрение системы воздушных маршалов, создание реестра авиадебоширов, обновление парка воздушных судов, регулярные курсы повышения квалификации персонала и контроль реализации IT-стратегии.
Отметим, что служба воздушных маршалов (специалисты МВД в гражданской одежде) необходима для контроля поведения пассажиров и пресечения нарушений во время полета. Внедрение реестра лиц, воздушная перевозка которых ограничена в связи с правонарушением на воздушном судне (авиадебоширов), также призвано повысить безопасность полетов.
Реализация IT-стратегии и развитие информационных технологий способствуют комплексному информационному развитию авиакомпании, повышению уровня информационной безопасности, внедрению передовых практик европейских и американских авиакомпаний.
Заключение
Развитие эффективной системы риск-контроллинга определяется влиянием условий внешней среды и необходимостью обеспечивать высокий уровень безопасности населения в рамках деятельности авиакомпаний. В данной системе авиационных предприятий отсутствует однозначно определенное содержание элементов. Это обстоятельство требует должного внимания со стороны руководства и собственников компаний для построения эффективной системы отечественной практики. Главная задача — минимизировать неблагоприятные условия среды
Литература
1. Большие данные в авиации: 4 кейса применения Big Data в аэропортах и самолетах // Курсы Big Data, Hadoop, Arenadata, Kafka и Spark. URL: https://www.bigdataschool.ru/bigdata/большие-данные-big-data-в-авиа-ции.Мш1 (дата обращения: 1 октября 2020 года).
2. Гришунин С. В., Муханова Н. В., Сулоева С. Б. Разработка концепции риск-контроллинга для промышленного предприятия // Организатор производства. 2018. Т. 26. С. 45-56. URL: http://org-proizvodstva.ru/ wp-content/up1oads/2018/04/2018—1-Секция-4.-С.-45—56-Управление-предприятием.pdf (дата обращения: 1 октября 2020 года).
3. Демидов А. Ю, Иванов О. Б., Мовчан С. Н. России необходима национальная системы стандартов внутреннего аудита // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2015. № 1. С. 20-32.
4. Доклад «Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2019 году, основных задачах на 2020 год и среднесрочную перспективу» // Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиа-ция). URL: https://www.favt.rU/pub1ic/materia1s//4/8/5/e/6/485e6242eb6c 0715674d4db8ba549ed5.pdf (дата обращения: 1 октября 2020 года).
5. Егорушкина Т. Н., Панферова Е. В. и др. Значение контроллинга в системе управления предприятием на современном этапе информационного развития общества // Концепт. 2015. Т. 5. С. 71—75. URL: http://e-koncept.ru/2015/65302.htm. (дата обращения: 1 октября 2020 года).
6. Иванов О. Б. Риск-ориентированная модель внутреннего контроля и аудита // Железнодорожный транспорт. 2015. № 8. С. 44—51
7. Кот А. Д. Сущность контроллинга и особенности его применения на предприятиях магистрального транспорта газа // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 1. С. 3—4. URL: https://new.znanium.com/ catalog/product/471257 (дата обращения: 1 октября 2020 года).
8. Матушевская Е. А., Алексеева Л. А. Риск-контроллинг и его роль в управлении организацией // Таврический научный обозреватель. 2017. № 5 (22). С. 83-85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/risk-kontrolling-i-ego-rol-v-upravlenii-organizatsiey (дата обращения: 1 октября 2020 года).
9. Нагуманова Р. В., Сабирова А. И. Контроллинг как современный метод управления субъектами различных сфер деятельности. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. 82 с.
10. Названо число жертв авиакатастроф в 2019 году // Ассоциации «Безопасность туризма». URL: https://www.tourismsafety.ru/news_one_3226. html (дата обращения: 1 октября 2020 года).
11. Основные производственные показатели гражданской авиации // Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). URL: https://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-osnovnye-proizvodstvennye-pokazateli-ga (дата обращения: 1 октября 2020 года).
12. Партнеры по код-шеринг соглашениям // Авиакомпания «Аэрофлот». URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/ new/45557.html (дата обращения: 1 октября 2020 года).
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р (редакция от 12 мая 2018 года) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
14. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ (редакция от 16 декабря 2019 года) «О противодействии коррупции» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
15. Чувашлова М. В. Внедрение контроллинга в систему управления предприятием авиационной промышленности: монография. М: Издательский дом Академия Естествознания, 2013. 316 с.
16. Шарапова И. С., Юга И. П., Кваско М. А. Концепция риск-ориентированного аудита // Молодой ученый. 2017. № 10. С. 292-296. URL: https://moluch.ru/archive/144/40397/ (дата обращения: 1 октября 2020 года).
17. Эксперты предупредили о потере авиакомпаниями 360 млрд рублей из-за вируса // РБК. URL: https://www.rbc.ru/business/17/03/2020/5e6f46bf
9a794768acd7f0d8 (дата обращения: 1 октября 2020 года).
References
1. Big data in aviation: 4 cases of Big Data application in airports and planes // courses Big Data, Hadoop, Arenadata, Kafka and Spark. URL: https://www. bigdataschool.ru/bigdata/большие-данные-big-data-в-авиации.html (accessed: 1 October, 2020) (in Russian).
2. Grishunin S. V., Mukhanova N. V., Suloeva, S. B. Development of the concept of risk-controlling for an industrial enterprise. Organizator proizvodstva [Production organizer], 2018, vol. 26, pp. 45-56. URL: http://org-proiz-vodstva.ru/wp-content/uploads/2018/04/2018-1-Ce^ra-4.-C.-45-56-Управление-предприятием.pdf (accessed: 1 October, 2020) (in Russian).
3. Demidov A. Yu., Ivanov O. B., Movchan S. N. Russia needs a national system of internal audit standards. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2015, no. 1, pp. 20-32.
4. Report "On the results of the work of the Federal air transport Agency in 2019, the main tasks for 2020 and the medium-Term perspective". Federal 'noe agent-stvo vozdushnogo transporta (Rosaviaciya) [Federal air transport Agency (Ro-saviatsia)]. URL: https://www.favt.ru/public/materials//4/8/5/e/6/485e6242 eb6c0715674d4db8ba549ed5.pdf (accessed: 1 October, 2020) (in Russian).
5. Egorushkina T. N., Panferova E. V. et al. The value of controlling in the enterprise management system at the present stage of information development of society. Kontcept [Concept], 2015, vol. 5, pp. 71-75. URL: http://e-koncept. ru/2015/65302.htm. (accessed: 1 October, 2020) (in Russian).
6. Ivanov O. B. Risk-oriented model of internal control and audit. Zheleznodoro-zhnyi transport [Railway transport], 2015, no. 8, pp. 44-51 (in Russian).
7. Kot A. D. Entity controlling, and especially its application at the enterprises of pipeline transport of gas. Internet-zhurnal "Naukovedenie" [Internet-journal "Science of Science"], 2014, no. 1, p. 3-4. URL: https://new.znanium.com/ catalog/product/471257 (accessed: 1 October, 2020) (in Russian).
8. Matushevskaya E. A., Alekseeva L. A. Risk-controlling and its role in organization management. Tavricheskiy nauchnyy obozrevatel' [Tavrida's scientific observer], 2017, no. 5(22), pp. 83-85. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/risk-kontrolling-i-ego-rol-v-upravlenii-organizatsiey (accessed: 1 October, 2020) (in Russian).
9. Nagumanova R. V., Sabirova A. I. Kontrolling kak sovremennyy metod uprav-leniyasub"ektamirazlichnyh sferdeyatel'nosti [Controlling as a modern method of managing subjects of various fields of activity], Kazan: Kazan University publishing house, 2016, p. 82 (in Russian).
10. Named the number of victims of plane crashes in 2019. Associacii "Bezopasnost' turizma" [Association "Safety of tourism"]. URL: https://www.tourismsafety. ru/news_one_3226.html (accessed: 1 October, 2020) (in Russian).
11. Main production indicators of civil aviation. Federal 'noe agentstvo vozdushnogo
transporta (Rosaviaciya) [Federal air transport Agency (Rosaviatsia)]. URL: https://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-osnovnye-proizvod-stvennye-pokazateli-ga (accessed: 1 October, 2020) (in Russian).
12. Partners in code-sharing agreements. Aviakompaniya «Aeroflot» [Airline "Aeroflot"]. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/ new/45557. html (accessed: 1 October, 2020) (in Russian).
13. The government of the Russian Federation from 22 November, 2008. No. 1734-R (edition of 12 May, 2018) "About Transport strategy of the Russian Federation". Reference legal system "Consultant Plus" (in Russian).
14. Federal law of 25 December, 2008. No. 273-FZ (edition of 16 December 2019) "On combating corruption". Reference legal system "Consultant Plus" (in Russian).
15. Chuvashlova M. V. Vnedrenie kontrollinga v sistemu upravleniya predpriyatiem aviacionnoypromyshlennosti: monografiya [Introduction of controlling into the system of enterprise management of aviation industry: monograph], Moscow: Publishing House Academy of Natural Sciences, 2013, p. 316 (In Russian).
16. Sharapova I. S, Yuga I. P., Kvasco M. A. The concept of risk-based audit. Molodoy uchyonyi [Young scientist], 2017, no. 10, pp. 292—296. URL: https://moluch.ru/archive/144/40397/ (accessed: 1 October, 2020) (in Russian).
17. Experts warned about the loss of airlines 360 billion rubles due to the virus. RBK [RBC]. URL: https://www.rbc.ru/business/17/03/2020/5e6f46bf9a794 768acd7f0d8 (accessed: 1 October, 2020) (in Russian).