Научная статья на тему 'Система источников российского избирательного права'

Система источников российского избирательного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4552
520
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА / ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА / СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РФ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / РЕШЕНИЯ ИЗБИРКОМОВ И СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ / ELECTION LAW / PRINCIPLES OF ELECTION LAW / ELECTION LAW SOURCES / SYSTEM OF ELECTION LAW SOURCES / ELECTION LEGISLATION / GENERALLY ACCEPTED PRINCIPLES AND NORMS OF INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL TREATIES OF THE RUSSIAN FEDERATION / LAWS AND REGULATIONS / DECISIONS OF ELECTION COMMITTEE AND JUDICIAL BODY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедева Наталья Викторовна, Огурцов Алексей Юрьевич

В статье проведен комплексный теоретико-правовой анализ системы источников российского избирательного права. Представлена авторская модель системы источников избирательного права, учитывающая юридическую силу источников и территориальный признак. Сделан вывод о том, что именно от качества всей системы источников избирательного права, как и права в целом, зависит укрепление законности в стране, что является важным условием для формирования в России демократического правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of Russian election law sources

The article provides the comprehensive theoretical and legal analysis of the system of the Russian election law sources. The author presents the original pattern of the system of the Russian election law sources taking into account the legal force of sources and the territorial division. The author concludes that strengthening of legality in Russia depends on the quality of the whole system of the election law sources as well as on the law in general. It is an essential condition for formation of the constitutional democracy in Russia.

Текст научной работы на тему «Система источников российского избирательного права»

УДК 342.8(470 + 571)

Лебедева Наталья Викторовна

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Сочинского государственного университета

Огурцов Алексей Юрьевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Сочинского государственного университета

СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Lebedeva Natalia Viktorovna

PhD in Law, Assistant Professor, Constitutional and Administrative Law Department,

Sochi State University

Ogurtsov Aleksey Yurievich

PhD in Law, Assistant Professor, Constitutional and Administrative Law Department,

Sochi State University

THE SYSTEM OF RUSSIAN ELECTION LAW SOURCES

Аннотация:

В статье проведен комплексный теоретико-право-вой анализ системы источников российского избирательного права. Представлена авторская модель системы источников избирательного права, учитывающая юридическую силу источников и территориальный признак. Сделан вывод о том, что именно от качества всей системы источников избирательного права, как и права в целом, зависит укрепление законности в стране, что является важным условием для формирования в России демократического правового государства.

Ключевые слова:

избирательное право, принципы избирательного права, источники избирательного права, система источников избирательного права, избирательное законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, нормативные правовые акты, решения избиркомов и судебных органов.

Summary:

The article provides the comprehensive theoretical and legal analysis of the system of the Russian election law sources. The author presents the original pattern of the system of the Russian election law sources taking into account the legal force of sources and the territorial division. The author concludes that strengthening of legality in Russia depends on the quality of the whole system of the election law sources as well as on the law in general. It is an essential condition for formation of the constitutional democracy in Russia.

Keywords:

election law, principles of election law, election law sources, system of election law sources, election legislation, generally accepted principles and norms of international law, international treaties of the Russian Federation, laws and regulations, decisions of election committee and judicial body.

В современных условиях становления и развития России как демократического государства особая роль в формировании его органов отводится избирательному праву, которое, по мнению ряда ученых, является подотраслью конституционного права, претендующей на статус самостоятельной отрасли российского права [1]. В таком понимании, согласно точке зрения М.В. Баглая, избирательное право представляет собой систему юридических норм, регулирующих порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления [2, с. 406].

Избирательное право представляет собой одну из наиболее интенсивно меняющихся подотраслей конституционного права, что обусловлено прежде всего нестабильностью политической системы РФ. В силу демократических преобразований, происходящих в российском обществе, избирательное право, складывающееся в современной России, приобрело достаточно сложную систему источников. Вопрос об источниках избирательного права, определении их понятия, сущности, содержания, места и роли в системе российского права был и остается дискуссионным в конституционном праве РФ [3], а также зарубежных стран [4].

Как известно, российское законодательство в целом, и избирательное в том числе, строится в целях достижения правовых предписаний Конституции РФ. Правоотношения, связанные с организацией и проведением выборов в органы публичной власти, закреплены в различных источниках избирательного права. Так, в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ установлено, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» [5]. Тем самым Основной закон РФ определяет свободные выборы как главнейший принцип демократического государства.

Под источниками избирательного права РФ следует понимать «правовые акты, которые содержат правовые нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления и регулирующие порядок осуществления этого права» [6, с. 43], иначе говоря, «это формы внешнего выражения его норм» [7, с. 475].

Будучи подотраслью конституционного права, источники избирательного права характеризуются такими же признаками, как и источники отрасли. Как отмечает О.Е. Кутафин, «основными признаками источника конституционного права являются: нормативный характер предписаний; обязательность для исполнения; сила государственного принуждения» [8, с. 19].

Как справедливо отмечают А.А. Безуглов и А.С. Солдатов, в России «фактически уже сложились три относительно самостоятельных - федеральный, субъектов РФ и муниципальный - нормативных массива в области избирательных правоотношений. Завершено их структурирование по различным элементам» [9, с. 43]. Система источников российского избирательного права представлена различными нормативными правовыми актами, включая Конституцию РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, различного вида и уровня нормативные правовые акты, решения органов конституционной юстиции, а также акты ЦИК РФ и избиркомов субъектов РФ, которые образуют в совокупности избирательное законодательство. Источники избирательного права, являясь составной частью системы источников конституционного права и российского права в целом, по мнению О.Е. Кутафина, «характеризуются всеми особенностями, которые свойственны этой системе, -множественностью, строгой иерархией и главенствующей ролью закона» [10, с. 22].

Отнесение общепризнанных норм (принципов) международного права, международных договоров РФ к источникам избирательного права напрямую вытекает из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, предусматривающей положение о том, что они включены в состав правовой системы России. К источникам данного вида следует отнести: Всеобщую декларацию прав человека (1948) [11], Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) [12], Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950) [13], Европейскую хартию местного самоуправления (1985) [14], Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов (1994) [15], Конвенцию СНГ о правах и основных обязанностях человека (1995) [16], Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ (2002) [17], международные договоры, закрепляющие общепризнанные стандарты свободных выборов и устанавливающие обязательства государств предоставлять права и свободы для участия в выборах лицам, которые находятся под их юрисдикцией.

Основным источником российского избирательного права является Конституция РФ, нормы которой выступают в качестве юридической базы для концептуального развития российского законодательства, в том числе и всей системы избирательного законодательства. В Конституции РФ закрепляются республиканская форма правления и принцип народовластия, выступающий в качестве одной из основ конституционного строя РФ (ст. 3). Положения, содержащие избирательные права российских граждан, определены в ст. 32 Конституции РФ, согласно которой граждане РФ наделены правом избирать и быть избранными в органы публичной власти. При этом закрепляется ряд ограничений в осуществлении избирательных прав: не обладают избирательным правом граждане, которые признаны судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

На конституционном уровне определены федеральные государственные органы, которые непосредственно избираются гражданами РФ: Президент РФ (ст. 81), Государственная дума (ст. 95-97), закреплено проведение выборов в муниципальные органы власти (ст. 130). Конституция РФ имеет сугубо формальный и несколько отвлеченный характер, поскольку в ней нет специальной главы об избирательном праве. Нормы, содержащиеся в Основном законе, находят свое закрепление в различных главах: в ст. 3, 32, 81, 97, 130 и др. Как справедливо отмечает М.В. Баг-лай, «общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и в конституционных гарантиях» [18, с. 407]. Конституция РФ ограничивается лишь указанием на активное и пассивное избирательное право (ст. 32), а также на перечень основных принципов «всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании» только по отношению к выборам Президента РФ (ст. 81). По мнению ученых, «недостаточность конституционного регулирования создает серьезные препятствия для совершенствования избирательного законодательства. Решение этих вопросов исключительно средствами избирательного законодательства не всегда является возможным либо допустимым» [19, с. 240]. Таким образом, существует потребность в закреплении в Конституции РФ отдельной главы об избирательном праве (избирательной системе), наличие которой послужит правовым ориентиром для проведения всех видов выборов в России, что позволит избежать нарушений при их организации и проведении.

Наиболее распространенным источником избирательного права России являются федеральные законы, в которых регламентируется избирательный процесс по выборам органов государственной и местной власти, включая все его стадии от назначения выборов до подведения их итогов, определения результатов, а также устанавливаются гарантии избирательных прав

граждан, раскрываются особенности организации избирательных кампаний. Учитывая минимальный объем избирательных норм, содержащихся в Конституции, федеральные законы о выборах являются основными нормативными регуляторами. Говоря о федеральных законах как источнике избирательного права, следует прежде всего назвать такие федеральные законы, как: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (2002) [20], «О выборах Президента РФ» (2003) [21], «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (2014) [22], «О порядке формирования Совета Федерации РФ» (2012) [23], «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в РФ» (1999) [24], «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003) [25], «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (1996) [26]. Принятие последнего связано с восполнением пробелов в законодательстве субъектов РФ о выборах в органы местного самоуправления.

Некоторые аспекты избирательных правоотношений регулируются и иными федеральными законами, в числе которых: «О средствах массовой информации» (1995) [27], «Об общественных объединениях» (1995) [28], «О политических партиях» (2001) [29], «О государственной автоматизированной системе РФ "Выборы"» (2003) [30], Уголовный кодекс РФ (1996) [31], Кодекс РФ об административных правонарушениях (2001) [32] и иные законодательные акты, принимаемые на федеральном уровне, каждый из которых отличается собственным предметом правового регулирования, сферой действия и выполняет присущую ему функцию в организации и проведении выборов.

Среди указанных законов особый статус имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», содержащий фундаментальные положения и стандарты демократических выборов и являющийся по отношению к федеральным и региональным законам о выборах базовым нормативным актом, которому должны строго соответствовать закрепленные в них предписания. Принятие названного закона непосредственно связано с конкретизацией и развитием конституционных положений, восполнением некоторых ее пробелов.

Большой спектр источников избирательного права, которые разъясняют вопросы организации и проведения выборов, имеется и на подзаконном уровне: это акты Президента и Правительства РФ. По мнению А.Е. Постникова, «правовые акты Президента РФ, органов исполнительной власти могут иметь отношение к проведению выборов только в том случае, если их принятие предусмотрено самими избирательными законами либо они сами создают условия для реализации избирательных прав граждан» [33, с. 241]. Так, в качестве примеров нормативно-правового регулирования можно привести Указ Президента РФ от 30 мая 1997 г. «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работников органов прокуратуры РФ и сотрудников Следственного комитета РФ» [34], постановление Правительства РФ от 5 мая 2003 г. «О мерах по содействию избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента РФ» [35]. В подобных актах, содержащих обязательные условия для обеспечения избирательных прав граждан, не определяются сами эти права и не устанавливается порядок проведения выборов.

К источникам избирательного права относятся и судебные решения, прежде всего постановления Конституционного суда РФ, содержащие конституционные права в области активного и пассивного избирательного права и влияющие не только на правотворчество, но и на правоприменительную деятельность в данной сфере. Примером может служить постановление от 15 мая 2014 г. «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в связи с запросом Законодательного собрания Владимирской области» и иные решения [36].

Что касается прецедентной силы решений Верховного суда РФ, то она по-прежнему не является общепризнанной. Однако в качестве источника избирательного права следует признать следующие постановления: 1) «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», в котором Пленум дает разъяснения процедурных правил прямого применения Конституции РФ при рассмотрении конкретных судебных дел [37]; 2) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», в котором Пленум не только дает разъяснения, связанные с обеспечением «правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия», но и легально определяет общепризнанные принципы и нормы международного права [38]; 3) «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в котором Пленум с целью формирования единообразной судебной практики дает разъяснения по вопросам, возникающим у судебных органов при рассмотрении указанных категорий дел [39].

Дискуссионным в юридической литературе является вопрос об отнесении актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК РФ) к числу источников избирательного права. К нормативным актам избирательных комиссий, выступающим в качестве источников избирательного права, следует отнести инструкции и ряд иных правовых актов, принимаемых ЦИК РФ и избиркомами субъектов РФ на основе федеральных и региональных законов. Так, в ч. 13 ст. 21 закона «Об основных гарантиях...» установлено, что в пределах своих полномочий ЦИК РФ наделяется правом принимать соответствующие инструкции по вопросам, предусматривающим единообразное применение данного закона, которые обязательны для исполнения. В качестве примера можно назвать постановление ЦИК РФ от 15 июня 2011 г. «О Порядке проведения жеребьевки по распределению между зарегистрированными кандидатами и политическими партиями, выдвинувшими зарегистрированных кандидатов, печатной площади для публикации предвыборных агитационных материалов в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях при проведении выборов Президента РФ в 2012 г.» [40].

Следует отметить, что правовые акты ЦИК РФ не совсем вписываются в систему российского законодательства, поэтому этот проблемный вопрос требует дальнейшего научного исследования. В связи с вышеизложенным необходимо определить место правовых актов ЦИК РФ в системе законодательства РФ и наделить ее правом принимать нормативные акты по вопросам применения законодательных норм о референдуме и выборах, которые должны быть обязательными для исполнения на всей территории РФ.

На региональном уровне в качестве источников избирательного права выступают конституции, уставы и законы субъектов РФ, акты глав субъектов РФ и иных органов исполнительной власти, акты избиркомов субъектов РФ, решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

В учредительные документы некоторых субъектов РФ включена отдельная глава об избирательном праве (избирательной системе), которая в общей форме содержит положения избирательной системы и принципы организации и проведения выборов в рамках территории субъекта РФ. При этом система законов в области избирательного права конкретного субъекта РФ зачастую представлена законами о выборах высшего должностного лица и органа законодательной власти субъекта РФ, о выборах главы и депутатов представительного органа муниципального образования.

Как известно, избирательное законодательство на федеральном уровне не кодифицировано. Однако кодификация избирательного законодательства получила определенное распространение на уровне субъектов РФ, более чем в десяти субъектах РФ приняты избирательные кодексы (например, в Москве, Свердловской области, Хабаровском крае и др.) [41]. На наш взгляд, опыт такой кодификации нуждается в глубоком изучении для того, чтобы распространить его на федеральный уровень, использовать в законодательной практике других субъектов РФ и на местном уровне.

К числу источников избирательного права на местном уровне относятся нормативные акты местного самоуправления, которые могут содержать избирательные процедуры на основе федеральных и региональных законодательных актов. Так, с учетом Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в учредительных актах муниципальных образований - уставах должно содержаться указание на структуру и процесс формирования органов местной власти. Учитывая, что указанные требования к содержанию устава являются обязательными, этот правовой акт приобретает ключевое значение в определении не только типа избирательной системы, но и сроков «полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также оснований и порядка прекращения полномочий указанных органов и лиц».

Что касается правового регулирования непосредственно избирательных процедур, это не является вопросом ведения муниципальных образований, поскольку порядок организации и проведения выборов на местном уровне регламентируется законами субъектов РФ. Но в отсутствие законов субъектов РФ, закрепляющих порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, указанные выборы проводятся с учетом положений об их проведении, принимаемых представительными органами местного самоуправления в соответствии с указанным законом.

На основе анализа представленных в науке конституционного права видов и систем источников избирательного права предлагаем авторскую, на наш взгляд оптимальную, модель системы источников избирательного права, расположенных в порядке их иерархии по юридической силе и территориальному признаку:

1. Конституция РФ.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

3. Решения Конституционного суда РФ с нормативным содержанием.

4. Подзаконные нормативные акты, регулирующие различные сферы избирательно-правовых отношений.

5. Постановления палат Федерального собрания РФ нормативного характера.

6. Конституции (уставы) субъектов РФ.

7. Отдельные акты субъектов РФ: законы субъектов РФ (избирательные кодексы), акты, принимаемые высшими должностными лицами субъектов РФ, регламенты региональных парламентов, регулирующие избирательно-правовые отношения.

8. Отдельные акты органов местного самоуправления: решения, принимаемые должностными лицами, представительным органом и иными предусмотренными уставом органами на местном уровне, регулирующие сферу избирательных правоотношений.

Полагаем, что представленная модель отличается многообразием и наполнена новым содержанием. Целостность и стабильность предложенной модели источников избирательного права должна положительным образом сказаться на развитии как избирательного, так и всего российского права в целом.

Таким образом, на современном этапе в России сложилась целостная система источников избирательного права на федеральном, региональном и местном уровнях, которая представлена общефедеральной Конституцией, конституциями (уставами) субъектов, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, нормативными актами различного вида и уровня, решениями органов конституционной юстиции, в целом составляющими законодательство в области избирательных правоотношений.

Система источников избирательного права имеет большое значение для укрепления законности в России. Именно от качества всей системы источников избирательного права, как и права в целом, зависит в том числе прочность законности в стране, что является важным условием для формирования в России демократического правового государства.

Ссылки:

1. Выдрин И.В. Избирательное право РФ : крат. курс лекций. М., 2008. С. 5 ; Избирательное право и избирательный процесс в РФ / отв. ред. А.В. Иванченко. М., 1999. С. 2 ; Конституционное право России : учебник / отв. ред. А.Н. Ко-котов, М.И. Кукушкин. М., 2008. С. 463.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. М., 2007. 784 с.

3. Избирательное право : учебник / под ред. В.О. Лучина. М., 2008.

4. Green R. Rethinking transparency in U.S. elections // Ohio State Law Journal. 2014. Vol. 75, no. 4. P. 779-828 ; Stepha-nopoulos N. Teaching election law // Election Law Journal. 2014. Vol. 13, no. 4. P. 447-472.

5. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. законами РФ о поправках к Конституции РФ // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

6. Безуглов А.А., Солдатов А.С. Конституционное право России : учебник. В 3 т. Т. 1. М., 2001. С. 43.

7. Конституционное право России : учебник. С. 475.

8. Кутафин О.Е. Источники конституционного права. М., 2002. С. 19.

9. Безуглов А.А., Солдатов А.С. Указ. соч. С. 43.

10. Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 22.

11. Всеобщая декларация прав человека от 10 дек. 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека : сб. док. М., 1990.

12. Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

13. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 нояб. 1950 г. // Российская газета. 1995. 5 апр.

14. Европейская хартия местного самоуправления от 15 окт. 1985 г. // Бюллетень международных договоров. 1998. № 11.

15. Декларация о критериях свободных и справедливых выборов от 26 марта 1994 г. // Материалы конференций Межпарламентского союза. 1996-1999. М., 2001. С. 147-150.

16. Конвенция СНГ о правах и основных обязанностях человека от 26 мая 1995 г. // Российская газета. 1995. 23 июня.

17. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ от 7 окт. 2002 г. // СЗ РФ. 2005. № 48. Ст. 4971.

18. Баглай М.В. Указ. соч. С. 407.

19. Постников А.Е. Законодательство о выборах, референдумах и отзыве // Конституционное законодательство в России / под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999. С. 240.

20. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ : федер. закон от 12 июня 2002 г. : ред. от 26 дек. 2016 г. // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 2253.

21. О выборах Президента РФ : федер. закон от 10 янв. 2003 г. : ред. от 13 июля 2015 г. // Там же. 2003. № 2. Ст. 171.

22. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ : федер. закон от 22 февр. 2014 г. : ред. от 28 дек. 2016 г. // Там же. 2014. № 8. Ст. 740.

23. О порядке формирования Совета Федерации РФ : федер. закон от 3 дек. 2012 г. : ред. от 3 июля 2016 г. // Там же. 2012. № 50 (ч. 4). Ст. 6952.

24. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ : федер. закон от 6 окт. 1999 г. : ред. от 28 дек. 2016 г. // Там же. 1999. № 42. Ст. 5005.

25. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ : федер. закон от 6 окт. 2003 г. : ред. от 28 дек. 2016 г. // Там же. 2003. № 40. Ст. 3822.

26. Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления : федер. закон от 26 нояб. 1996 г. : ред. от 4 июня 2014 г. // Там же. 1996. № 49. Ст. 5497.

27. О средствах массовой информации : федер. закон от 13 янв. 1995 г. : ред. от 3 июля 2016 г. // Российская газета. 1992. 8 февр.

28. Об общественных объединениях : федер. закон от 19 мая 1995 г. : ред. от 2 июня 2016 г. // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

29. О политических партиях : федер. закон от 11 июля 2001 г. : ред. от 19 дек. 2016 г. // Там же. 2001. № 29. Ст. 2950.

30. О государственной автоматизированной системе РФ «Выборы» : федер. закон от 10 янв. 2003 г. : ред. от 12 марта 2014 г. // Там же. 2003. № 2. Ст. 172.

31. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. : ред. от 7 февр. 2017 г. // Там же. 1996. № 25. Ст. 2954.

32. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. : ред. от 7 февр. 2017 г. // Там же. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

33. Постников А.Е. Указ. соч. С. 241.

34. Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работников органов прокуратуры РФ и сотрудников Следственного комитета РФ : указ Президента РФ от 30 мая 1997 г. : ред. от 7 дек. 2016 г. // СЗ РФ. 1997. № 22. Ст. 2572.

35. О мерах по содействию избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента РФ : постановление Правительства РФ от 5 мая 2003 г. // Там же. 2003. № 2. Ст. 190.

36. По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в связи с запросом Законодательного собрания Владимирской области : постановление Конституционного суда РФ от 15 мая 2014 г. № 11-П // Вестник Конституционного суда РФ. 2014. № 4.

37. О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия : постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 окт. 1995 г. № 8 // Российская газета. 1995. 28 дек.

38. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ : постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 окт. 2003 г. № 5 // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 2003. № 12.

39. О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ : постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 марта 2011 г. № 5 : ред. от 9 февр. 2012 г. // Там же. 2011. № 6.

40. О Порядке проведения жеребьевки по распределению между зарегистрированными кандидатами и политическими партиями, выдвинувшими зарегистрированных кандидатов, печатной площади для публикации предвыборных агитационных материалов в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях при проведении выборов Президента РФ в 2012 г. : постановление ЦИК РФ от 15 июня 2011 г. № 15/176-6 // Вестник ЦИК РФ. 2011. № 9.

41. Избирательный кодекс города Москвы от 6 июля 2005 г. // Ведомости Московской городской думы. 2005. № 8. Ст. 166 ; Избирательный кодекс Свердловской области от 29 апр. 2003 г. // Областная газета. 2003. 30 апр. № 9394 ; Избирательный кодекс Хабаровского края от 26 нояб. 2003 г. // Собрание законодательства Хабаровского края. 2004. 10 янв. № 12 (17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.