Научная статья на тему 'Система информационных взаимодействий в контроллинге на предприятии'

Система информационных взаимодействий в контроллинге на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
информационная система / информационная сеть / контроллинг / принятие управленческих решений / мониторинг / информационные взаимодействия. / information system / information network / controlling / management decision-making / monitoring / information interactions.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачемизов Анзор Русланович, Зарубин Владимир Иванович

В современных условиях с учетом высокой динамичности внешней среды и изменений внутренних процессов неотъемлемым требованием к менеджменту предприятия является наличие в системе управления контролирующего элемента, который давал бы ясное представление о состояние субъекта управления, при этом не оказывая на него (или на любой элемент системы) самостоятельного управляющего воздействия. Цель настоящей публикации состоит в определении содержания требований к системе информационных взаимодействий на предприятии и ее структуры. На пути достижения цели решались задачи выделения особенностей информационных взаимодействий в контексте информационной сети на предприятии в рамках системы контроллинга, определение основных компонентов системы информационных взаимодействий при контроллинге основных бизнес-процессов. В качестве методологической основы исследования исполъзовал-ся системно-модульный подход. Теоретико-методологическая основа исследования сформирована на основе: фундаментальных работ отечественных и зарубежных ученых в области теории управления промышленными предприятиями; теории контроллинга; научных концепций формирования структурно-функциональной модели организационного контроллинга; методах, моделях и алгоритмах учета влияния различных факторов на достижение целей предприятия, принятия управленческих решений на основе мониторинга деятельности предприятий. Результатом проведенных исследований явилась формулировка основных требований к системе информационных взаимодействий и ее основных компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF INFORMATION INTERACTIONS IN ENTERPRISE CONTROLLING

In modern conditions of high dynamics of the external environment and changes in internal processes an integral requirement for enterprise management is the presence of a controlling element in the management system that would give a clear idea of the state of the management entity, without independent control effect on it (or any element of the system). The purpose of the article is to determine the content of the requirements for the system of information interactions at an enterprise and its structure. To achieve the goal, the following tasks have been solved: highlighting the features of information interactions in the context of an information network at an enterprise within the controlling system framework, identifying the main components of the information interaction system while controlling the main business processes. A system-modular approach has been used as a methodological basis of the research. Theoretical and methodological basis of the study has been formed on the basis of fundamental works of domestic and foreign scientists in the field of the theory of management of industrial enterprises; controlling theories; scientific concepts of the formation of the structural-functional model of organizational controlling; methods, models and algorithms for accounting for the influence of various factors on achieving the goals of an enterprise, making managerial decisions based on monitoring the activities of enterprises. Formulation of the basic requirements for a system of information interactions and its main components is the result of the research.

Текст научной работы на тему «Система информационных взаимодействий в контроллинге на предприятии»

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 4(50)

Literature:

1. Agro-industrial integrated formations: state and development prospects: a monograph / Ternovykh K.S. [et al.]. Voronezh: VSAU, 2013. 245 p.

2. Burkovsky P.V. Prerequisites for the development and advantages of agro-industrial integration in the agricultural production of the region (based on materials of the Krasnodar Territory) // Transactions of the Kuban Agrarian University. 2017. No. 64. P. 7-13.

3. Loyko V.l., Efanova N.V. Integrated production systems of the agro-industrial complex // Political Mathematical Network Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University. 2015. No. 113. P. 1001-1012.

4. Shanina E.N. Economic prerequisites and the system of organization of inter-territorial integration of the agri-food sector // Belgorod Economic Bulletin. 2014. No. 2(74). P. 36-43.

УДК 658.01:004 Б01: 10.24411/2072-0920-2019-10427

Хачемизов А.Р., Зарубин В.И.

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В КОНТРОЛЛИНГЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Хачемизов Анзор Русланович, преподаватель-исследователь, начальник отдела Акционерное общество «Краснодарпроектстрой», Россия

Зарубин Владимир Иванович, доктор экономических наук, профессор, декан факультета управления, профессор кафедры менеджмента и региональной экономики ФГЪОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Россия Тел.: 8 (8772) 52 18 28

В современных условиях с учетом высокой динамичности внешней среды и изменений внутренних процессов неотъемлемым требованием к менеджменту предприятия является наличие в системе управления контролирующего элемента, который давал бы ясное представление о состояние субъекта управления, при этом не оказывая на него (или на любой элемент системы) самостоятельного управляющего воздействия. Цель настоящей публикации состоит в определении содержания требований к системе информационных взаимодействий на предприятии и ее структуры. На пути достижения цели реилалисъ задачи выделения особенностей информационных взаимодействий в контексте информационной сети на предприятии в рамках системы контроллинга, определение основных компонентов системы информационных взаимодействий при контроллинге основных бизнес-процессов. В качестве методологической основы исследования исполъзовал-

265

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 4(50)

ся системно-модульный подход. Теоретико-методологическая основа исследования сформирована на основе: фундаментальных работ отечественных и зарубежных ученых в области теории управления промыитенными предприятиями; теории контроллинга; научных коицепгпт формирования структурно-функгрюнальной модели организационного контроллинга; методах, моделях и алгоритмах учета влияния различных факторов на достижение ue.ieii предприятия, принятия управленческих решений на основе мониторинга деятельности предприятий. Результатом проведенных исследований явилась формулировка основных требований к системе информационных взаимодействий и ее основных компонентов.

Ключевые слова: информационная система, информационная сеть, контроллинг, принятие управленческих решений, мониторинг, информационные взаимодействия.

| I

Для цитирования: Хачемизов А.Р., Зарубин В.И. / Система информационных взаимодействий в контроллинге на предприятии // Новые технологии. 2019. Вып. 4(50). С. 265-272. DOI: 10.24411/2072-0920-2019-10427.

Khachemizov A.R., Zarubin V.I.

SYSTEM OF INFORMATION INTERACTIONS IN ENTERPRISE

CONTROLLING

Khachemizov Anzor Ruslanovich, a research teacher, department head «Krasnodarproektstroy» JSC, Russia

Zarubin Vladimir Ivanovich, Doctor of Economics, a professor, Dean of the Faculty of Management, a professor of the Department of Management and Regional Economics FSBEI of HE «Maykop State Technological University», Russia Tel.: 8 (8772) 52 18 28

In modern conditions of high dynamics of the external environment and changes in internal processes an integral requirement for enterprise management is the presence of a controlling element in the management system that would give a clear idea of the state of the management entity, without independent control effect on it (or any element of the system). The purpose of the article is to determine the content of the requirements for the system of information interactions at an enterprise and its structure. To achieve the goal, the following tasks have been solved: highlighting the features of information interactions in the context of an information network at an enterprise within the controlling system framework, identifying the main components of the information interaction system while controlling the main business processes. A system-modular approach has been used as a methodological basis of the research. Theoretical and methodological

266

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 4(50)

basis of the study has been formed on the basis of fundamental works of domestic and foreign scientists in the field of the theory of management of industrial enterprises; controlling theories; scientific concepts of the formation of the structural-functional model of organizational controlling; methods, models and algorithms for accounting for the influence of various factors on achieving the goals of an enterprise, making managerial decisions based on monitoring the activities of enterprises. Formulation of the basic requirements for a system of information interactions and its main components is the result of the research.

Key words: information system, information network, controlling, management decision-making, monitoring, information interactions.

For citation: Khachemizov A.R., Zarubin V.I. / System of information interactions in enterprise controlling // Novye Tehnologii. 2019. Issue 4(50). P. 265-272. DOI: 10.24411/2072-0920-2019-10427.

Для качественного осуществления процесса принятия управленческих решений необходимо особое информационное обеспечение, осуществляющее сбор и оценку информации. Такая система позволяет минимизировать производственные издержки и косвенно повысить эффективность деятельности предприятия. Данная система может быть организована на предприятии путем создания информационной сети, которая состоит из многообразия информационных потоков [1].

Создание информационной сети на предприятии позволяет обеспечить качественно новый уровень системы управления на предприятии и позволит избежать дублирования работ. Высокий уровень технического оснащения на предприятии позволяет максимально эффективно использовать информационную базу и своевременно осуществлять с ней любые действия. Такая система наиболее эффективна для крупных предприятий [2].

Созданная информационная сеть характеризуется наличием всех информационных свойств (кратность, точность, своевременность, целесообразность и т.д.). Поступающая информация отражает проблему или наблюдаемый процесс по существу, своевременно и не содержать ошибок [3].

Информация должна обладать необходимым уровнем актуальности, определенной целевой ориентацией, предоставляться по мере необходимости и не быть затратной. Каналы передачи информации отличаются соответствующим уровнем конфиденциальности, а за каждым исполнителем закреплена индивидуальная ответственность.

Информационная сеть любого предприятия может быть описана определенными параметрами:

- строгой структурированностью;

267

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 4(50)

- очередностью поступления информационных потоков;

- формами представления;

- фиксированным объемом;

- содержать перечень источников;

- обладать динамикой [4].

Как правило, данная информационная система адаптируется под уже имеющуюся на предприятии, а информационные потоки соответствующим образом максимально эффективно распределены. Разработка и преобразование информационной сети базируется на кропотливой оценке производственных и финансовых возможностей предприятия.

Основным инструментом информационной системы предприятия является система информационного документооборота (СУЭД). Такая система на предприятии структурно и функционально адаптируется под уже имеющуюся информационную систему предприятия, не создавая помех к дальнейшему ее преобразованию [4].

Зачастую, основным блоком имеющейся информации пользуется руководство высшего и среднего уровня, имеющее все необходимые навыки к ее анализу. Поэтому информация предоставляется в четко регламентируемой форме и содержит краткие аналитические выдержки [5]. Это будет способствовать грамотному и качественному информационному анализу и позволит максимально эффективно использовать все имеющееся возможности предприятия.

На современном этапе, существующие информационные системы представлены в виде информационных блоков, отражающих специфику многообразия бизнес-процессов на предприятии. Вся информация подразделяется на отдельные категории и представляет их количественные характеристики [6]. Такое представление позволяет максимально удобно использовать весь информационный массив для эффективной реализации процесса принятия управленческих решений.

В свою очередь, следует учесть и тот факт, что контроллеров обычно интересуют многоаспектные запросы, требующие предоставления большого многообразия количественной и качественной информации для масштабной аналитической работы. Нельзя игнорировать момент наложения множественных ограничений на предоставление запрашиваемой информации. Такие ограничений, как правило, налагаются на определенный временной период, при этом время поступления запроса не учитывается. При таких условиях представляется возможным проанализировать текущую ситуацию, но нельзя получить объективный конечный результат. В такой ситуации наиболее эффективным методом является предварительный аналитический прогноз - моделирование [7]. Современный информаци-

268

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 4(50)

онный рынок предлагает целое многообразие программных продуктом, обладающих подобным функционалом.

На сегодняшний день, наибольшую популярность получили информационные системы поддержки принятия решений. Данные системы обладают большими возможностями и позволяют:

- обеспечить сбор всей необходимой информации, необходимой для эффективного управления предприятием, автоматизированным, повышая коммуникативный уровень;

- обеспечить непрерывный мониторинг и фильтрацию всех информационных потоков на предприятии с целью их дальнейшей модификации;

- обеспечить своевременный доступ к любому информационному блоку;

- обеспечить одновременный доступ к информации множества пользователей [8].

Разработка и внедрение на предприятии подобной информационной системы потребует ощутимых затрат и займет продолжительный временной период, при этом облегчит работу руководству и повысит производственную эффективность.

Высокий уровень управления предприятием напрямую зависит от использования возможностей контроллинга. Зачастую руководство крупных предприятий сталкивается с проблемой анализа больших объемом предоставляемой информации [9]. Это ограничивает возможность определить информационную приоритетность. Поэтому грамотное использование управленцем информационной системы позволяет избежать такой проблемы.

При рациональном и умелом использовании информационных систем на предприятии можно использовать избирательный подход получения информации по отдельным, интересующим менеджера, вопросам. Такой подход позволяет проводить аналитическую работу в рамках определенного должностного функционала, что упрощает процесс разработки управленческих решений.

Основная функция использования информационной системы на предприятии состоит в обеспечении необходимой информацией структурных подразделений. Важнейшим инструментарием для реализации этой функции являются информационные сервисы. Выбор конкретной разновидности информационного сервиса зависит от специфической направленности предприятия, его оснащенности, профессионализма персонала, стратегической направленности и многого другого.

В современной информационной системе предприятия можно выделить следующие основные модули:

- финансово-экономический;

- трудовой;

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 4(50)

- логистический;

- производственный;

- маркетинговый.

На любом предприятии многочисленные информационные потоки перед принятием решения проходят множество стадий, представленных на рисунке 1.

Первая и основная стадия заключается в непрерывном мониторинге процессов. После осуществляется сбор, обработка и анализ информации. Далее аналитики подготавливают необходимую информацию и передают ее на уровень разработки решений. На последней стадии осуществляется принятие решения.

Рис. 1. Структурно-функциональная схема процесса информационных взаимодействий

На сегодняшний день наиболее перспективным направлением развития современной информационной системы является полная ее адаптация под существующую систему контроллинга на предприятии. Использование системы контроллинга позволяет получить наиболее полную информацию о состоянии дел и определить наиболее перспективные стратегические направления его развития. Именно в этом заключается принципиальное отличие информационной системы контроллинга.

Современные системы обеспечения руководства информационным массивом можно адаптировать под любую информационную систему, при наличии

270

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 4(50)

должного уровня автоматизации. Информационных систем на предприятии может использоваться несколько одновременно [10]. Это позволит наиболее эффективно влиять на протекающие бизнес-процессы.

Таким образом, применение специальных информационных систем в контроллинге обеспечивает процессы разработки решений своевременной и релевантной информацией о состоянии организационных и технологических подсистем, повышает качество решений, способствует повышению экономической эффективности. Кроме того, решение задач управления значительно упрощается при использовании автоматизированных систем с обращающейся в них информацией о бизнес-процессах в реальном времени.

Литература:

1. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. 495 с.

2. Нечеухина Н.С. Информационное обеспечение бизнес-анализа для управленческих решений // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. №1. С. 122-127.

3. Карманова В.А., Круссер Н.Г. Роль контроллинга в совершенствовании корпоративного управления // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского госуниверситета. 2006. №1.

4. Пыткин А.Н. Теория и методология взаимосвязи стратегического и оперативного контроллинга. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2009. 162 с.

5. Коптелов А., Крохин В. Информационные системы в контроллинге биз-нес-процессов // BYTE/ Россия. 2005. №10.

6. Пыткин А.Н., Нечеухина Н.С. Методологические основы совершенствования учета в системе контроллинга промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2010. №3. С. 11-16.

7. Экономическая информатика. Введение в экономический анализ информационных систем. М.: Инфра-М, 2005. 960 с.

8. Койшебаева Ж.С. Механизм реализации стратегического управления предприятия // Евразийский Научный Журнал. 2015. №12.

9. Губайдуллин А.Р. О принципах организации систем в методологии исследования правовой системы общества // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2015. Т. 157, №6. С. 21-32.

10. Лихтарев Л.Ю. Контроллинг как объект исследования // Экономические исследования. 2011. №2. С. 55-58.

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 4(50)

Literature:

1. Gitelman L.D. Transformative management. Yekaterinburg: Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 1998. 495 p.

2. Necheukhina N.S. Information support for business analysis for management decisions // Bulletin of the Ural State Economic University. 2009. No. 1. P. 122-127.

3. Karmanova V.A., Krussser N.G. The role of controlling in improving enterprise management // Enterprise management and innovative development of the economy of the North: Bulletin of the Research Center for Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2006. No. 1.

4. Pytkin A.N. Theory and methodology of the relationship of strategic and operational controlling. Yekaterinburg: Institute of Economics, The Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2009. 162 p.

5. Koptelov A., Krokhin V. Information systems in controlling business processes // BYTE / Russia. 2005. No. 10.

6. Pytkin A.N., Necheukhina N.S. Methodological basis for improving accounting in the controlling system of an industrial enterprise // Economic analysis: theory and practice. 2010. No. 3. P. 11-16.

7. Economic informatics. Introduction to the economic analysis of information systems. M.: Infra-M, 2005. 960 p.

8. Koyshebaeva J.S. The mechanism for implementing the strategic management of an enterprise // Eurasian Scientific Journal. 2015. No. 12.

9. Gubaidullin A.R. On the principles of the organization of systems in the methodology of researching the legal system of society // Scientific notes of Kazan University. Humanitarian sciences. 2015.Vol. 157, No. 6. P. 21-32.

10. Likhtarev L.Yu. Controlling as a research object // Economic research. 2011. No 2. P. 55-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.