Научная статья на тему 'Система индикаторов управления твердыми коммунальными отходами'

Система индикаторов управления твердыми коммунальными отходами Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
696
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
загрязнение окружающей среды / санитарная очистка / коммунальные отходы / твердые коммунальные отходы / индикативное управление / система индикаторов управления

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ерыгина А. В.

Проблема санитарной очистки городов является одной из самых животрепещущих экологических проблем. Актуальным в современных условиях, сложившихся в г. Санкт-Петербурге с обращением коммунальных отходов, представляется применение индикативного подхода. Индикативное управление позволяет регулировать, анализировать данные по обращению с отходами и принимать управленческие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ерыгина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The city sanitation problem is one of the topical ecological problems. The indicative approach using seems to be relevant, taking into account the current solid waste management in Saint-Petersburg. The indicative management allows to control and analyze waste management data and make managerial decisions.

Текст научной работы на тему «Система индикаторов управления твердыми коммунальными отходами»

А. В. Ерыгина

СИСТЕМА ИНДИКАТОРОВ УПРАВЛЕНИЯ ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

Работа представлена кафедрой менеджмента и маркетинга Санкт-Петербургского

государственного технологического института (Технического университета).

Научный руководитель - доктор экономических наук, доцент А. А. Дороговцева

Проблема санитарной очистки городов является одной из самых животрепещущих экологических проблем. Актуальным в современных условиях, сложившихся в г. Санкт-Петербурге с обращением коммунальных отходов, представляется применение индикативного подхода. Индикативное управление позволяет регулировать, анализировать данные по обращению с отходами и принимать управленческие решения.

The city sanitation problem is one of the topical ecological problems. The indicative approach using seems to be relevant, taking into account the current solid waste management in Saint-Petersburg. The indicative management allows to control and analyze waste management data and make managerial decisions.

За последнее десятилетие во всем мире рост потребления привел к существенному увеличению объемов образования твердых коммунальных отходов (ТКО). Вещества, образующиеся при разложении ТКО, загрязняют атмосферный воздух, дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов, что приводит к загрязнению и заражению открытых водоемов и грунтовых вод. Последствия нерационального обращения в этой сфере исключительно неблагоприятны не только для окружающей среды, но и для развития экономики.

В целях обеспечения надлежащего качества природной среды актуальным становится формирование сферы обращения с твердыми коммунальными отходами таким образом, чтобы обеспечить минимизацию образования отходов и максимальное их вовлечение в хозяйственный оборот. При этом целесообразным является применение индикативного подхода в управлении твердыми коммунальными отходами, возникает потребность в ориентирах на показатели - индикаторы. Индикативный подход при разработке стратегии развития сферы обращения с ТКО позволит предос-

тавить достоверную информацию, регулировать и анализировать данные по всей цепочке «жизни» отходов.

В настоящее время индикативное управление получает все большее признание и применение практически во всех государствах мира. Концепция устойчивого развития и применение индикаторов для системы управления закреплено в международных документах, подписанных в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию: «Декларация по окружающей среде и развитию» и «Повестка дня на XXI век». На основе кон -ференции была создана Комиссия по устойчивому развитию (КУР) ООН, членами которой стали представители разных стран.

Комиссия по устойчивому развитию ООН в 1993 г. призвала установить такие индикаторы, которые давали бы объективную оценку устойчивому развитию и позволяли бы сделать анализ тенденции развития. В 1996 г. КУР ООН согласовала перечень из 134 индикаторов и 125 методологических ведомостей. В испытаниях предложенного набора индикаторов приняли участие 22 страны. На 9-й сессии КУР ООН

7 5

в 2001 г. по результатам были оставлены 48 индикаторов из 134 ранее предложенных и включены дополнительно 11 новых.

Россия, участвовавшая в конференции в Рио-де-Жанейро, подписала принятые на конференции документы, в развитие их приняла ряд документов федерального уровня: в апреле 1996 г. Указом Президента России была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», в мае 1997 г. Правительством РФ принято постановление «О разработке государственной стратегии устой -чивого развития Российской Федерации». Соответствующая работа по обеспечению устойчивого развития проведена на уров-не регионов - субъектов РФ. Так, в Санкт-Петербурге принят 1 декабря 1997 г. «Стратегический план Санкт-Петербурга». В нем определены стратегические направления развития и приняты 14 индикаторов устойчивого развития1.

Индикаторы устойчивости - это количественные и качественные характеристи-ки критериев устойчивого развития. Критерии устойчивого развития - стратегические направления практической деятельности для осуществления принятых принципов устойчивого развития. Каждый критерий может быть оценен по совокупности характеризующих его индикаторов. Индикаторы используются для измерения, мониторинга и контроля достижения целей устойчивого развития. Они могут выступать в качестве информационной основы для оценки эффективности проводимой экологической и социально-экономической политики и являться инструментом поддержки процессов планирования и принятия решений в сфере обеспечения устойчивого развития. От других элементов числовой информации индикаторы отличаются тем, что являются элементом процесса управления2:

• используются для обоснования принимаемого решения посредством количественной оценки и упрощения;

• помогают интерпретировать изменения;

• позволяют выявлять недостатки в природопользовании;

• облегчают доступ к информации для разных категорий пользователей;

• облегчают обмен научно-технической информацией.

Являясь инструментом для поддержки решений и планирования, индикаторы также могут выполнять важную коммуникативную функцию. Индикаторы состояния окружающей среды информируют общественность и привлекают внимание к определенным экологическим угрозам.

Разбивают индикаторы на три категории и с учетом их целевой направленности:

• движущей силы, характеризующей человеческую деятельность, процессы и характеристики, которые влияют на устойчивое развитие;

• состояния, характеризующего текущее состояние различных аспектов устойчивого развития;

• реагирования, позволяющего осуществлять политический или какой-либо другой способ реагирования для изменения текущего состояния.

Анализ многочисленных публикаций по вопросам обоснования и выбора индикаторов устойчивого развития показывает, что в мире уже предложены проекты индикаторов для систем разных масштабов: глобального, регионального, национального, локального, однако остается недостаточно ясным формирование систем показателей устойчивого развития для отдельных отраслей, для комплексного рассмотрения отдельной проблемы и путей ее решения.

Примером этому является проблема благоустройства крупных городов, и в частности управление твердыми коммунальными отходами. Использование системы индикаторов в управлении ТКО для Санкт-Петербурга позволит оценивать изменения данной проблемы и рассматривать пути улучшения ситуации. Из принятых 14 индикаторов устойчивого развития Санкт-Петербурга лишь один касается сферы отходов - индикатор № 13 «Образование

Система индикаторов управления твердыми коммунальными отходами

твердых бытовых отходов и уровень их механизированной переработки»3. Этот индикатор недостаточен для комплексного представления состояния системы обращения с ТКО.

Сфера обращения с ТКО включает в себя четыре этапа: сбор, транспортировку, сортировку ТКО и переработку извлеченных вторичных ресурсов, обезвреживание (захоронение, сжигание, переработку). Для

представления полной информации были бы полезны индикаторы каждой стадии и анализ дополнительных составляющих (образование, управление).

Система индикаторов устойчивого развития сферы обращения с ТКО в целом разрабатывалась для Санкт-Петербурга с учетом существующей ситуации в области обращения с отходами и представлена в табл. 1.

Таблица 1

Система индикаторов устойчивого развития сферы обращения с твердыми коммунальными отходами в Санкт-Петербурге

Уровни индикаторов Индикаторы - движущая сила Индикаторы текущего состояния Индикаторы реагирования

А Б В

Образование ТКО 1 Рост образования ТКО, % Удельный вес 1 м ТКО кг/м3 Износ контейнерного хозяйства, %

2 Удельное образование ТКО, т/чел. Динамика морфологического состава, % Удельное образование ТКО с 1 площади, т/км2

Сбор ТКО 3 Количество мусоровозов, шт. Доля ТКО, собираемая в сменных контейнерах, % Норматив средств за сбор и транспортировку ТКО, руб. с человека в месяц

Транспортировка ТКО 4 Количество мусоро-перегрузочных станций (МПС), шт. Доля ТКО, проходящая через МПС,% Стоимостьсбора и транспортировки 1 т, руб.

Рецикпинг 5 Выделение вторичного сырья из ТКО, % Доля рецикпируемых отходов, по фракциям, % Количество центров сбора вторсырья, шт.

Обезвреживание ТКО (захоронение, переработка) 6 Доля захороненных ТКО, % Соотношение ликвидированных свалок к накопленным, % Доля ТКО, переработанная и размещенная в городе, %

7 Доля перерабатываемых ТКО, % Количество газов, выделяемых от ТКО, захороненных на полигонах, м3 Установленный тариф за переработку 1 м3 ТКО, руб.

8 Доля получения компоста, % Количество тяжелых металлов, выделяемых от ТКО, захороненных на полигонах, кг Установленный тариф за размещение 1 м3ТКО на полигоне, руб.

Управление ТКО 9 Соотношение мероприятий в сфере ТКО к природоохранным мероприятиями, % Мероприятия по селективному сбору ТКО, шт. Инвестиции городского правительства в управление отходами, РУб.

Возможно использование предложенной системы для анализа развития, изменений, мониторинга и контроля достижения целей в других городах с учетом местных особенностей сферы обращения с ТКО. Для городов с мусоросжигающими заводами возможно дополнение системы индикаторами:

• доля сжигаемых ТКО, %;

• количество энергии, полученной при сжигании ТКО, кВт*ч;

• количество вредных выбросов, образующихся при сжигании ТКО.

Система индикаторов, представленная в табл. 1, позволяет рассматривать все аспекты обращения с отходами, изменения, происходящие на каждой стадии «жизни» отходов. Для уровней образование и обез-

вреживание характерно наибольшее количество индикаторов в связи со значимостью этих процессов в обращении с ТКО. Деление индикаторов на группы А, Б, В позволяет сгруппировать их с учетом целевой направленности. Все индикаторы до-

полняют друг друга и предоставляют полную информацию по сфере ТКО.

На основании разработанной системы был произведен расчет отдельных индикаторов для Санкт-Петербурга, значения индикаторов представлены в табл. 2.

Таблица 2

Индикаторы устойчивого развития сферы обращения с ТКО в Санкт-Петербурге

Индикатор 2001 2002 2003 2004 2005

1А Рост образования твердых коммунальных отходов, % 9,5 15,2 22,6 7,7 10,1

6А Доля захороненных ТКО, % 69,6 69,8 73,8 74,3 77,5

7А Доля перерабатываемых ТКО и получения компоста, % 30,4 30,2 26,2 24,4 22,5

8А Доля получения компоста, % 9,6 9,0 8,2 7,0 8,1

Из рассчитанных индикаторов видно, что объем образования ТКО в городе с каж-дым годом увеличивается, но темпы роста варьируются.

Индикатор - доля захороненных ТКО имеет тенденцию к увеличению. Все большая доля ТКО размещается на полигонах, а это ведет к увеличению эмиссии этана с полигонов и количества выделяемых тяжелых металлов.

Предложенная система индикаторов может стать составляющей системы управления ТКО. Данные индикаторов и их динамика могут использоваться в качестве источника информирования населения и использоваться в работе различными комитетами и предприятиями. Необ-

ходимым может являться разработка систем индикаторов развития для заводов и предприятий, работающих в сфере обращения ТКО, для эффективности их управления.

Накопление и сопоставление полученной информации приведет к созданию единой базы данных. Эти показатели непосредственно повлияют на политику города в отношении качества окружающей среды, здравоохранения и помогут направлять бюджетные средства в наиболее проблем -ные ниши. В результате внедрения показателей в городе повысится понимание общественностью проблем, связанных с обращением ТКО, и необходимости устойчивого развития.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Голубев Д. А., Сорокин Н. Д. Концепция устойчивого развития и Местная повестка дня на XXI век. СПб.: Союз художников, 2003. С. 59.

2 Гранберг А. Г. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. М.: Экономика, 2002, С. 36.

3 Голубее Д. А., Сорокин Н. Д. Указ. соч. С. 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.