Научная статья на тему 'Система химического образования на химико-биологическом факультете Тамбовского госуниверситета им. Г. Р. Державина'

Система химического образования на химико-биологическом факультете Тамбовского госуниверситета им. Г. Р. Державина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система химического образования на химико-биологическом факультете Тамбовского госуниверситета им. Г. Р. Державина»

чих компонентов, воды, минерального остатка и тяжелой органики (табл. I), а также определен углеводородный состав.

Данные углеводородного анализа нефтешлама представлены в таблице 2.

В процессе старения нефтешлама возрастает содержание карбонов, карбоидов, масел и смол тяжелой нефтяной фракции, в результате протекания со временем реакций окисления, полимеризации, поликои-

денсации. Из-за испарения летучих углеводородов и вода увеличивается концентрация железа и серы.

По сравнению с нефтешламами НПЗ, в шламе, образующемся мри хранении топлив, ниже содержание нефтепродуктов, присутствуют продукты глубокого окисления углеводородных компонентов топлива. Поэтому их извлечение и дальнейшее использование дня переработки нецелесообразно и необходимо искать другие способы их утилизации.

СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ТАМБОВСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА © Г.Ф. Давыдова, Е.В. Устинова

На современном этапе образовательные учреждения России активизировали процесс перестройки, который коснулся и химико-биологического факультета Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Переход с педагогического образования на университетское поставил перед педагогическим коллективом новые задачи, прежде всего, связанные с системой подготовки школьников к высшему химическому образованию. Проблема взаимосвязи школьных и вузовских предметов, базы, на которой будег в дальнейшем строип»ся универсигегское образование, является весьма актуальной и далеко еще не решенной.

Одним из направлений формирования химического образования в довузовской подготовке на химико-биологическом факультете являегся организация и проведение занятий на подготовительных курсах. Если до 1995 года курсы работали на базе института, то с 1995 года по инициативе доктора химических наук, профессора Владимира Ильича Вигдоровича курсы приобрели факультетский статус. При этом на курсах стали работать высококвалифицированные специалисты д.х.н. В.И. Вигдорович и к.т.н. Н.В. Шель, чго дало возможность повысит!» качество обучения и вести целенаправленную подготовку на факультет. Для слушателей курсов были изданы ряд методических пособий, сборников задач [ I—4| и программа для подготовки к вступительным экзаменам на химическое отделение, в том числе и уникальное пособие «Методы решения школьных химических задач. Усложненные задачи» [51.

Изучение динамики обучающихся на курсах абитуриентов, а затем поступивших на химикобиологический факультет университета показало, что процент обучаемых в университете с подготовкой на курсах достаточно высок (примерно 40 %), а качество знаний по общей химии бывших слушателей подготовительных курсов очень велико и составляет в среднем 92 процента.

Проведенный нами анализ показал, чго после перехода па университетское образование резко возросло число абитуриентов, поступающих из химических классов. На наш взгляд, это связано с целенаправлен-

ной систематической работой химических классов, организованных преподавателями кафедры неорганической и физической химии доцентом Н.В. Шель и ассистентом А.В. Малииым. С одной стороны, - это веление времени, требующее ранней специализации, а с другой стороны, - попытка уберечь ребят от необходимости обращаться к репетиторам, уравнять их шансы при поступлении в высшие учебные заведения. Работа проводится в 10-11 классах на базе средних школ № 11 и 32 Тамбова. Процент абитуриентов, поступающих на специальность «Химия», достаточно высок (53 %). В процессе подготовки к вступительным экзаменам используются методические рекомендации и программы, составленные и опубликованные Н.В. Шель. Пособие содержит рекомендации и примеры решения расчетных химических задач, что позволит школьнику хорошо подготовиться к вступительным экзаменам и чувствовать себя вполне уверенно. Оно написано лаконичным научным языком, исключает излишнюю нагроможденность материала, доступно для восприятия школьниками. Наряду с этим, приводится перечень задач для самостоятельного решения.

Формирование студенческого коллектива выпускниками химических классов дает свои положительные результаты. В настоящее время бывшие ученики школы № 11 (учитель Н.В. Шель) Н. Ларина и У. Баранова выполняют дипломные работы. Все эти годы они показывали отличные знания и увлеченно занимались научно-исследовательской работой в лаборатории электрохимии и коррозии.

Анкетирование и анализ работы химических классов даег возможность сделан, вывод о целесообразности развития специализированных классов. Качество знаний студентов, обучавшихся ранее в химических классах, стабильно и составляет в среднем 92,2 %.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что задача формирования довузовской системы химического образования, поставленная доктором химических наук, профессором В.И. Вигдоровичем, решается достаточно успешно, как путем организации подготовительных курсов, так и путем организации химических классов.

ЛИТЕРАТУРА

Вигдорович В.И. 100 задач по химии для поступающих в вузы Части 1, 2, 3. Тамбов: ВХО им. Д.И. Менделеева. 1992. 199 с.

Шаль Н.В. Химия. Часть первая. Экспериментальное учебное пособие. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997.

3. Вигдорович В.И., Щель И.В., Дриняева О А. Методические рекомендации и проірамма для подготовки к вступительным экзаменам на химическое отделение. Тамбов: ТГУ им Г.Р. Державина. 1997.

4. Вигдорович В.П., Шель Н.В., Дриняево О.А. Пособие для поступающих на химические факультеты вузов. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999.

5. Вигдорович В.И. Методы решения школьных химических задач Усложненные задачи. Тамбов, 1995.

СОЗДАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫХ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛОВ

© М.В. Бадмлсннч, Н.С. Иванов, И.П. Конкин

Коллектив лаборатории физики структурных дефектов твердого тела давно занимается изучением различных свойств материалов. Для всестороннего изучения 'П'их свойств используются различные методы. Одним из таких методов является метод люминесцентного анализа.

Как известно, во всех случаях испускание кванта света (фотона) является результатом перехода электрона с одного уровня энергии на другой, более низкий. Свечение можно вызвать, если перевести систему в неравновесное возбужденное состояние. Этот процесс может быть стимулирован возбуждением светом оптического диапазона, нагревом, радиационной обработкой, деформированием кристаллов и другими способами. Дефекты и примеси в кристаллах вызывают появление энергетических уровней внутри запрещенной зоны, которые могут стать центрами свечения. Если центр свечения ионизируется, то происходит рекомбинационная люминесценция, без ионизации - внутрицентровая. Предложенный метод позволяет регистрировать кинетику люминесцентных

процессов в кристаллах, а также определять спектральные характеристики. Эти сведения дают информацию о центрах свечения, структурных дефектах, примесях, об электронной подсистеме в целом, о состоянии поверхности.

Наш коллектив проводил работу но изучению влияния магнитного поля на микротвердость, фото- и электролюминесценцию кристаллов 2^1$, а также ис-следования спектральной зависимости оптического гашения магнитопластического эффекта. Дальнейшие исследования в этих областях требовали создания нового экспериментального комплекса по изучению люминесцентных свойств материалов.

Нами была взята стандартная схема с оптической накачкой, которая была доработана для работы с люминофорами, имеющими низкий квантовый выход. Чтобы упростить управление и повысить качество проводимых экспериментов, экспериментальный комплекс был автоматизирован при помощи компьютера. Это позволило отслеживать слабые изменения люминесцентных свойств в исследуемых материалах.

СПИНОВАЯ ПРИРОДА ЭФФЕКТА ВЛИЯНИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ НА ФОТОПРОВОДИМОСТЬ КРИСТАЛЛОВ См

© Д.В. Лопатин, А.В. Умрихии

Перспективы использования фуллеренов С60 в мик-ро- и наноэлектронике, в химии, медицине стимулируют их исследование в различных областях науки. По целому ряду физико-химических свойств фуллериты близки к органическим полупроводникам. Из литературы известно, что магнитное поле (МП) с индукцией В < 1 Тл эффективно влияет на фотопроводимость органических полупроводников. Надежно установлено, что влияние МП на фототок в органических материалах сво/цггься к изменению спинового состояния про-

межуточных электронно-дырочных пар-предшественников свободных носителей тока.

Цель работы заключалась в создании экспериментальных условий для обнаружения и исследования влияния магнитного ноля на спиновое состояний электронно-дырочных пар и установления роли мульти-плетности этих пар в формировании электрических и оптических свойств монокристаллов фуллерита.

Обнаружено, что МП с индукцией В0 < 1 Тл эффективно влияет на фотопроводимость фуллеритов, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.