Научная статья на тему 'СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМНОГО И РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ'

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМНОГО И РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные закупки / контрактная система / механизм закупок / бюджет / экономность / результативность государственных закупок / public procurement / contract system / procurement mechanism / budget / economy / efficiency of public procurement

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. В. Шмелёва

Аннотация: системный характер государственных закупок необходимо рассматривать как важнейшее и обязательное условие их результативности. Однако несогласованность содержащихся в законодательстве о государственных закупках положений делает механизм госзакупок недостаточно эффективным и объективно снижает потенциал последовательного развития сферы государственных закупок. Цель статьи – проанализировать особенности действующей системы государственных закупок и выявить проблемные аспекты ее функционирования. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучных методов (формально-юридический, сравнительно-правовой). Формально-юридический метод позволил раскрыть особенности контрактной системы, а диалектический выявить проблемные моменты. В результате проведенного исследования автор пришел к выводу, что действующим законодательством установлены работающие методики планирования и проведения закупок, однако они не всегда правильно используются заказчиками. Поэтому усиление контроля в первую очередь за этапом планирования закупки позволит сократить риски неэффективного расходования бюджетных средств. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-01100140 А «Внедрение современных гражданско-правовых механизмов в сферу государственных закупок как системы мер обеспечения эффективного и результативного использования бюджетных средств, а также создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере», 2020–2022 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М. В. Шмелёва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public procurement system as a mechanism for ensuring economical and efficient use of budget funds

the systematic nature of public procurement should be considered as the most important and mandatory condition for its effectiveness. However, the inconsistency of the provisions contained in the legislation on public procurement makes the mechanism of public procurement not sufficiently effective and objectively reduces the potential for consistent development of the sphere of public procurement. The purpose of the article is to analyze the features of the current public procurement system and identify problematic aspects of its functioning. The implementation of the tasks set was achieved using General scientific (dialectical, analysis, synthesis) and private scientific methods (formal-legal, comparativelegal). The formal-legal method allowed us to reveal the features of the contract system, and the dialectical method allowed us to identify problematic points. As a result of the study, the author came to the conclusion that the current legislation establishes working methods for planning and conducting purchases, but they are not always correctly used by customers. Therefore, strengthening control primarily over the procurement planning stage will reduce the risks of inefficient spending of budget funds.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМНОГО И РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ»

3. Суханов, Е.А. Сравнительное корпоративное право: монография / Е.А. Суханов. - М.: Статут, 2016. - 456 с.

4. Имыкшенова, Е.А. Хозяйственное партнерство и инвестиционное товарищество - новые для России формы привлечения иностранного капитала: налоговые и правовые аспекты / Е.А. Имыкшенова // Закон. - 2012.

- № 4. - С. 137-147.

5. Цыбуленко, З.И. Нормы гражданского законодательства России: состояние и совершенствование / З. И. Цыбуленко // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2015. - № 3. - С. 11-21.

6. Синицын, С. А. Либерализация статуса хозяйственных партнерств: потребности бизнеса, ожидания и оценка прогнозируемых результатов / 5 С.А. Синицын // Предпринимательское право. - 2018. - № 3. - С. 42-47. д

7. Самойлов, И. А. Хозяйственное партнерство как лидер развития кор- | рупционных рисков в корпоративном законодательстве / И. А. Самойлов 3 // Журнал предпринимательского и корпоративного права. - 2017. - № 1.

- С. 24-27.

8. Андреев, В. Организационно-правовая форма хозяйственного партнер-

9. Банк решений арбитражных судов. URL: https://my.arbitr.ru/#index

ства / В. Андреев // Хозяйство и право. - 2012. - № 12. - С. 62-66. s а

■о f

(D 2

з *

(дата обращения: 30.11.2020). 0 ы

S §

g *

§8

3 *

s I

CS JD

3 Й

о а

М.В. Шмелёва, M.V. Shmeleva, ?s

' ' b) (*)

кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Law, Associate Professor, g *

доцент кафедры гражданского права Associate Professor of the Department s I

Саратовской государственной of Civil Law of the Saratov State Law * 3

юридической академии Academy ^ 2

civil2012@mail.ru I s

£ и

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК * |

КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМНОГО | I

И РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 3 |

БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ*

Аннотация: системный характер государственных закупок необходимо рассматривать как важнейшее и обязательное условие их результативности. Однако § несогласованность содержащихся в законодательстве о государственных закупках ® положений делает механизм госзакупок недостаточно эффективным и объективно 6 снижает потенциал последовательного развития сферы государственных закупок. го

о *

83

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-01100140 А «Внедрение современных гражданско-правовых механизмов в сферу государственных закупок как системы мер обеспечения эффективного и результативного использования бюджетных средств, а также создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере», 2020-2022 гг.

Цель статьи - проанализировать особенности действующей системы государственных закупок и выявить проблемные аспекты ее функционирования. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучныхметодов (формально-юридический, сравнительно-правовой). Формально-юридический метод позволил раскрыть особенности контрактной системы, а диалектический выявить проблемные моменты. В результате проведенного исследования автор пришел к выводу, что действующим законодательством установлены работающие методики планирования и проведения закупок, однако они не всегда правильно используются заказчиками. Поэтому усиление контроля в первую очередь за этапом планирования закупки позволит сократить риски неэффективного расходования бюджетных средств.

Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, механизм закупок, бюджет, экономность, результативность государственных закупок.

Public procurement system as a mechanism

;Q for ensuring economical and efficient use

J*> of budget funds

i

Abstract: the systematic nature ofpublic procurement should be considered as the most

^ important and mandatory condition for its effectiveness. However, the inconsistency of the

EQ provisions contained in the legislation on public procurement makes the mechanism of public

§ procurement not sufficiently effective and objectively reduces the potential for consistent

g development of the .sphere of public procurement. The purpo.se of the article is to analyze

C the features of the current public procurement system and identify problematic aspects of

5 its functioning. The implementation of the tasks set was achieved using General scientific

^ (dialectical, analysis, synthesis) and private scientific methods (formal-legal, comparative-

g legal). The formal-legal method allowed us to reveal the features ofthe contract system, and

K the dialectical method allowed us to identify problematic points. As a result of the study, the

§ author came to the conclusion that the current legislation establishes working methods for

0 planning and conducting purchases, but they are not always correctly used by customers. ^ Therefore, strengthening control primarily over the procurement planning stage will reduce

the risks of inefficient spending of budget funds.

Keywords: public procurement, contract system, procurement mechanism, budget, Cq economy, efficiency of public procurement.

1

Реализация целей, задач и функций государства (муници-84 пальных образований) предполагает использование значительного количества финансовых ресурсов. При этом необходимо, чтобы их рас-CV ходование было эффективным. Для этого органы государственной ® (муниципальной) власти совершенствуют, в том числе при помощи ^ правового регулирования, механизмы использования денежных фондов, главным из которых является механизм государственных и муниципальных закупок. В частности, огромным шагом в этом направлении стало введение контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг Федеральным законом от 5 апреля 2014 г. N° 44-ФЗ «О кон-

трактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 8 декабря 2020 г.) [1] (далее - Закон о контрактной системе), который сменил Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 2 июля 2013 г.) [2]. Однако, несмотря на то, что правовое регулирование системы государственных закупок в значительной степени было усовершенствовано, она все еще находится на этапе становления, и ее реализация 0 сопряжена с рядом проблем. 3 Органы государственной власти регулярно проводят работу по вы- § явлению недостатков действующей системы государственных закупок 3 и предпринимают меры по их устранению. Так, Правительством РФ § была принята Концепция повышения эффективности бюджетных рас- 3 ходов в 2019-2024 годах [3] (далее - Концепция), в качестве одного 8 | из направлений которой определяется развитие системы государ- § | ственных и муниципальных закупок. В рамках данной Концепции ^ § установлено, что сформированная в настоящее время в Российской д Федерации контрактная система является прозрачной, имеет четкие | * правила закупок и порядок их отражения в единой информацион- 3 | ной системе в сфере закупок (далее - ЕИС). Отмечается также, что 8 3 имеющиеся механизмы государственных (муниципальных) закупок § & позволяют предупреждать и на ранней стадии пресекать нарушения 5 § в данной сфере. § § Вместе с тем в Концепции говорится, что имеющееся законода- § 3 тельство, регулирующее отношения, возникающие в сфере государ- ^ | ственных и муниципальных закупок, продолжает быть нестабильным § | и не до конца системным. После принятия Закона о контрактной 3 * системе в него было внесено большое количество изменений, это * | позволяет сделать вывод, что в настоящее время действует практи- § |

чески обновленный федеральный закон, регулирующий контрактные 3 3

й о

отношения в сфере государственных и муниципальных закупок. При

этом в действующем правовом регулировании сохраняются пробелы 85

и противоречия, несмотря на все принятые меры по совершенство- ^

ванию законодательства в данной области, что приводит к снижению §

эффективности в расходовании публичных денежных фондов, умень- ё

шению прозрачности закупок, ограничению конкуренции и корруп- §

ционным проявлениям. §

Похожей точки зрения придерживается Счетная палата РФ. Данный контрольный орган в своем отчете о результатах экспер-тно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы

государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2019 год» (далее - Отчет Счетной палаты РФ о результатах экспер-тно-аналитического мероприятия в сфере государственных закупок) указывает, что действующая система закупок не в полной мере способствует обеспечению экономического роста государства. Данный орган определяет сдерживающие факторы повышения эффективности функционирования системы закупок:

■ сложность и нестабильность законодательства о закупках;

■ направленность усилий на совершенствование процедуры проведения закупок, а не на достижение результативности закупок и обеспечение должного качества товаров, работ, услуг;

■ длительность закупочных процедур, позднее заключение государственных контрактов, нарушение условий при их исполнении;

;0 ■ невозможность в настоящее время использовать ЕИС как надежную основу для цифровизации закупок [4]. ^ Решить сложившиеся проблемы в контрактной системе и по-0; высить ее эффективность, по мнению Счетной палаты РФ, можно § следующими способами: закрепить в Законе о контрактной системе § порядок реализации принципа ответственности за эффективность; ¡5 разработать порядок определения начальной (максимальной) цены ^ контрактов (далее - НМЦК), в том числе с учетом отраслевой специфики; совершенствовать ЕИС. § Со всеми предложениями данного государственного органа сле-¡5 дует согласиться. В особенности хотелось бы обратить внимание на предложение об установлении способа оценки реализации прин-^ ципа ответственности за эффективность закупок, т.к. контрактная о- система является механизмом использования публичных финансовых § ресурсов. Посредством нее используются денежные средства для О удовлетворения нужд государства и муниципальных образований. ^ Естественно, от того, как успешно будет работать указанная систе-С ма, зависит как качество удовлетворения названных потребностей, так и экономность использования финансовых ресурсов публичного 86 характера.

Основными принципами государственных и муниципальных СЧ закупок, согласно ст. 6 Закона о контрактной системе, являются: от® крытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере ^ закупок, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

Следует отметить, что законодатель объединяет принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд с принципом эффективности осуществления закупок и понимает под ним достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Как видится, одним из таких результатов является реализация принципа эффективности использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 28 и 34 Бюджетного кодекса РФ [5], под которым понимается следующее:

в ходе бюджетного процесса его участники должны исходить из не- о

обходимости достижения заданных результатов с использованием ¡5

наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения |

наилучшего результата с использованием определенного бюджетом 3

объема средств (результативности). Таким образом, эффективность &

расходования публичных денежных фондов не сводится только к эко- о

номии денежных средств, не менее важен результат потраченных 8 |

финансовых ресурсов, то есть качество удовлетворения потребностей -о |

государства и муниципальных образований. Полагаем, принцип от- § а

ветственности за результативность обеспечения государственных 0

и муниципальных нужд и эффективность осуществления закупок | §

необходимо более детально изложить в Законе о контрактной системе, § |

закрепив в нем положения, направленные как на экономность рас- 8 з

ходования публичных денежных фондов, так и на результативность § &

(качество) оказания государственных и муниципальных услуг. В связи 5 §

с этим интересны данные опроса, проведенного Институтом анализа | §

предприятий и рынков Высшей школы экономики. По итогам 2019 г. § 3

данным учебным заведением был проведен опрос заказчиков и по- ^ |

ставщиков, имеющих достаточный опыт участия в государственных 0 |

и муниципальных закупках, по оценке значимости критериев эффек- 3 *

тивности закупок. По результатам опроса большая часть принявших § |

в нем участие субъектов считают, что эффективность реализации 0 |

ь ъ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственных и муниципальных закупок сводится к их качеству ^ § (так полагают 81 % заказчиков и 69 % поставщиков); определенная

доля опрошенных субъектов пришла к выводу, что эффективность 87

закупок зависит от исполнения контракта в установленный срок ^

(так считают 55 % заказчиков и 42 % поставщиков). Стоит отметить, ь

что высокую конкуренцию и снижение цены в ходе закупки по- б

считала существенными лишь небольшая доля опрошенных: 17 % §

заказчиков (для обоих индикаторов) и соответственно 10 % и 4 % §' поставщиков [6].

Для реализации указанных принципов контрактной системы постоянно совершенствуется вся система государственных закупок -

от планирования до контроля за осуществлением закупок, в том числе при помощи совершенствования гражданско-правовых механизмов.

Так, при планировании закупок заказчикам необходимо реали-зовывать ряд мер, направленных на эффективность осуществления расходования публичных денежных фондов, в том числе при помощи гражданско-правовых механизмов.

Например, заказчикам необходимо определять потребности (нужды) из тех целей, задач и функций, которые стоят перед субъектом, использующим публичные денежные фонды (обоснованность закупки). Достаточно часто даже на этапе планирования закупок встречаются нарушения законодательства, связанные с нарушением порядка планирования (например, нарушение сроков составления плана закупок; нарушение требований к содержанию плана закупок; ;0 включение в план закупок необоснованной позиции; нарушение требований к форме и содержанию планов-графиков, в том числе от-^ сутствие количества закупаемого товара; установление чрезмерных 0; требований к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и др.) [7]. § А ведь еще на этапе планирования расходов денежных фондов госу-§ дарства (муниципальных образований) заказчик может предотвратить ¡5 (предупредить) обозначенные нарушения, соблюсти финансовую дисциплину. Для этого в законодательстве предусмотрены все необ-^ ходимые механизмы, в том числе гражданско-правового характера, § применение которых позволяет объективно установить реальную, отвечающую рынку, начальную (максимальную) цену контракта.

Так, ст. 22 Закона о контрактной системе определяет пять мето-^ дов установления указанной цены, которые могут применяться как о- по отдельности, так и в совокупности. Приказом Минэкономразвития ^^ России от 2 октября 2013 г. № 567 [8] утверждены методики при-О менения методов определения начальной (максимальной) цены ^ контракта, цены контракта, заключаемого с единственным по-С ставщиком (подрядчиком, исполнителем). Кроме того, перечень методов не является исчерпывающим. Заказчик имеет возможность 88 применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого СЧ с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за® казчик обязан включить обоснование невозможности применения ^ указанных методов. Таким образом, можно сделать вывод, что на законодательном уровне имеются все необходимые для заказчика механизмы для определения НМЦК, при помощи которых можно достичь эффективности в дальнейшем осуществлении закупок и расходовании публичных денежных фондов. Однако, даже не-

смотря на достаточное правовое регулирование в данной области, заказчики, как в приведенных примерах, очень часто совершают нарушения на данном этапе. Совершение данных нарушений также подтверждается Федеральным казначейством. По итогам проведения контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в первом полугодии 2020 г. Казначейство России подготовило обзор недостатков и нарушений, выявленных в ходе осуществления контрольных мероприятий в сфере бюджетных правоотношений [9].

Одними из самых частых являются нарушения в сфере опреде- о ления начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), в частности связанные с включением в планы закупок без обоснования | цены. При применении иного метода начальной (максимальной) цены 33 контракта по ч. 12 ст. 22 Закона о контрактной системе отсутствовало обоснование применения иного метода, имело место нарушение по- о рядка применения метода определения цены, в частности использова- 8 | ние информации, не признаваемой публичной офертой в соответствии о | с требованиями гражданского законодательства, и др. § а

Кроме того, Счетной палатой РФ в ходе проверок выявляется зна- 0 чительное количество нарушений и недостатков именно при определе- | § нии НМЦК. Так, согласно данным ранее указанного Отчета Счетной § | палаты РФ о результатах экспертно-аналитического мероприятия 8 3 в сфере государственных закупок, в 2019 г. доля таких нарушений со- §а ставила около 45 % от суммы выявленных нарушений в сфере закупок. 5 §

По мнению Общероссийской общественной организации малого | § и среднего предпринимательства «ОПОРА России» система форми- § 3 рования НМЦК остается несовершенной и непрозрачной, и для ее совершенствования необходимы электронные сервисы, интегрирую- 0 | щие и анализирующие актуальную в реальном времени информацию 3 * о ценах с учетом региональных и сезонных особенностей [10]. § |

Стоит согласиться с мнением указанной общественной органи- 0 3

ь ъ

зации, поскольку в совокупности с низким уровнем конкуренции ^ § необоснованное определение заказчиками НМЦК генерирует значимые риски осуществления неэффективной закупки и коррупционные 89 риски, что свидетельствует о необходимости скорейшего создания ^ действенной системы ценообразования в закупках, в том числе с уче- ь том отраслевой специфики и с применением цифровых технологий. ё

Для реализации принципа эффективности расходования публич- §

ных денежных фондов на этапе планирования закупок необходимо §' также соблюдать требования по нормированию, под которым понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг)

и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая, соответственно, территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ). На законодательном уровне установлены правила определения нормативных затрат на обеспечение функций органов государственной власти [11]. Однако Федеральное казначейство отметило следующий недостаток: федеральными органами государственной власти отдельные индивидуальные и (или) коллективные нормативы количества закупаемых товаров не разрабатывались и не утверждались [12].

Для эффективного использования денежных фондов государства образований немаловажное значение имеют организационные ^ проблемы в контрактной службе. Часто нарушения в сфере госу-0; дарственных и муниципальных закупок происходят не только из-за § злоупотребления полномочиями определенными субъектами и не § только из-за коррупционных проявлений, но и оттого, что сотруд-^ ники, работающие в данной области и ответственные за проведение закупок, не обладают достаточными знаниями и навыками в данной 55 области, нарушают принцип профессионализма заказчика, указанный § в ст. 6 и 9 Федерального закона № 44-ФЗ. Например, нарушения касаются отсутствия необходимого образования, нарушения правил образования комиссии по осуществлению закупок, нераспределения ^ обязанностей между членами контрактной службы и др. [7]. В то же о- время следует отметить, что для реализации указанного принципа § имеется ряд рекомендаций органов государственной власти [13, О 14], организовано достаточно большое количество образователь-^ ных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку С кадров в сфере закупок, имеется большое количество разъясняющих материалов в сети «Интернет», в том числе в ЕИС, на электронных 90 площадках и др.

Таким образом, при рассмотрении вопросов применения механизму мов гражданско-правового регулирования установлено, что Законом ® о контрактной системе определены работающие методики осущест-^ вления планирования закупок, и поэтому формальное соблюдение требований законодательства в данной сфере поможет предупредить совершение правонарушений в процессе подготовки к осуществлению государственной (муниципальной) закупки и, как следствие, сократить риски неэффективного расходования бюджетных средств.

Список литературы:

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федеральный закон от 5 апреля 2014 г. № 44-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 14, ст. 1652.

2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30, ч. 1, ст. 3105 (Утратил силу).

3. Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах : распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 6, ст. 542. з

4. Отчет Счетной палаты Российской Федерации о результатах экспер- § тно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государ- 32 ственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2019 год» О // https://ach.gov.ru/upload/iblock/fea/fea86920fc7f4c8b39262ce74beb32d8.pdf §

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г.

№ 145-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. § £с Федерации. 1998. № 31, ст. 3823. § &

6. Результаты опроса, проведенного Институтом анализа предприятий & 2 и рынков ВШЭ в рамках проекта фундаментальных исследований «Поведение § | экономических агентов на рынках государственных закупок и развитие пред- § & приятий в переходных экономиках» (письмо от 14 апреля 2020 г. № А -3231). § §

7. Обзор нарушений законодательства о контрактной системе в сфере | <о закупок, выявленных Министерством финансов Нижегородской области § -с по результатам проведенных в 2019 году контрольных мероприятий. ЦКЬ: § 3 http://mf.nnov.ru/files/budget/Gos_kontrol/Info_i_analit_material/2020/OBZOR_ - о ZAKUPKI_2019.pdf

ф

С 2<

§ 5

¡0 С1

а

о о

3 §

91

8. Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов ^ т определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, 3 -заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - § : приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 // Доступ ^ § из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». .о §

9. О направлении обобщенной информации по результатам контрольных 3 § мероприятий : письмо Казначейства России от 30 октября 2020 г. № 07-0405/21-22278 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Письмо Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» от 10 февраля 2020 г. № 190. иКЬ: https://opora.ru/about/publichnye-materialy/ (дата обращения: 12.03.2020).

11. О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государствен- 0 ными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных § в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной

6

и

i

о g

Os

oa о

GQ

S

ü с

Os §

о

CQ

S

92

о

«V

энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и подведомственных им организаций» : постановление Правительства РФ от 20 октября 2014 г. № 1084 (в ред. от 24 ноября 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 43, ст. 5919.

12. О направлении обобщенной информации по результатам контрольных мероприятий : письмо Казначейства России от 30 октября 2020 г. № 07-04-05/21-22278 (п. 6.2.1) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. О направлении методических рекомендаций : письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12 марта 2015 г. // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. О необходимости проведения профессиональной переподготовки или повышения квалификации в сфере закупок : письмо Минобрнауки России от 18 апреля 2016 г. № 03-348 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

И. В. Шестерякова,

доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой национальной безопасности, профессор кафедры теории и истории международных отношений Московского государственного лингвистического университета

И.А. Шестеряков,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой международного права, профессор кафедры гражданского права и процесса Международного юридического института

I.V. Shesteryakova,

Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department ofNational Security, Professor of the Department of Theory and History of International Relations, Moscow State Linguistic University

I.A. Shesteryakov,

PhD, Associate Professor, Head of the Department ofInternational Law, Professor of the Department of Civil Law and Procedure, International Law Institute

ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Аннотация: в статье рассматриваются изменения трудового законодательства в России и зарубежных странах, обусловленные пандемией коронавируса. Авторы уделяют внимание поправкам, которые коснулись установления возможностей дистанционной работы и правил ее введения. В статье обращается внимание на то, что дистанционная работа позволяет сохранить жизнь и здоровье работников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.