УДК 336.714(045) Т.И. Головастова
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА
Рассматривается система государственных гарантий для иностранных инвесторов. Ключевые слова: иностранные инвестиции, государственные гарантии.
Создание комплекса гарантий в совокупности с реально работающим механизмом их реализации является важнейшей задачей для инвестиционного климата в любой стране. Осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой со свойственной им политической и экономической нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случае изменения законодательства он может быть лишен ожидаемых финансовых результатов. Это, наряду с некоммерческими рисками, введением жестких валютных ограничений страной-реципиентом инвестиций, может быть приравнено к так называемым ползучим видам принудительного изъятия иностранной собственности.
Таким образом, в интересах государства можно создать комплекс гарантий, механизм их реализации, а также благоприятную политическую ситуацию. Только совокупность данных факторов может способствовать вовлечению в экономику страны долгосрочных иностранных инвестиций.
Огромное значение в определении государственных гарантий иностранным инвесторам играют международные договоры. Широкое распространение получила Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985гГосударственные гарантии иностранным инвесторам в действующем законодательстве РФ поставлены на первое место. Как отмечают исследователи, действующий закон смело можно было бы назвать «О государственных гарантиях иностранным инвесторам», так как фактически половина статей Закона «Об иностранных инвестициях...» посвящена именно гарантиям. Закон «Об иностранных инвестициях.» регулирует не все виды иностранных инвестиций. Поэтому вопрос о предоставлении гарантий по другим видам инвестиций, не входящим в предмет регулирования данного Закона, должен решаться в соответствии с международными договорами.
Согласно п.1 ст.5 Закона «Об иностранных инвестициях.» иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
В число государственных гарантий иностранным инвесторам входят:
- гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;
- гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации;
- гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
- гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
- гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации;
- гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;
- гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
- гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;
- гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
- гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
- гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество;
- иные гарантии.
Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст.5 Закона).
Рассматриваемая гарантия включает также право на защиту своих интересов в суде, в том числе иностранные инвесторы вправе защищать свои экономические интересы в качестве третьих лиц в деле, рассматриваемом арбитражным судом Российской Федерации. Данная гарантия подразумевает и гарантию возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Акцентируем внимание на том, что Российская Федерации является участником Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.). Таким образом, инвестиционные споры могут быть рассмотрены в порядке, установленном названной Конвенцией в арбит-
ражном суде при Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (создан при Международном банке реконструкции и развития).
В рамках СНГ действует еще одна конвенция - Конвенция о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.). В ст.11 названной Конвенции закреплено, что споры по осуществлению инвестиций в рамках настоящей Конвенции рассматриваются судами или арбитражными судами стран - участников споров, Экономическим судом Содружества Независимых Государств и/или иными международными судами или международными арбитражными судами.
Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации (ст.6 Закона)
Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Анализ международных соглашений РФ с зарубежными государствами показывает, что, как правило, в число форм инвестиций включены:
а) движимое и недвижимое имущество, а также соответствующие ему имущественные права;
б) акции, вклады и другие формы участия в предприятиях или компаниях;
в) права требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, связанных с капиталовложениями;
г) авторские права, права на промышленную собственность (такие как изобретения, товарные знаки и знаки обслуживания, промышленные образцы и модели), технологию и ноу-хау;
д) права на осуществление экономической деятельности, включая коммерческую деятельность, предоставляемые на основе закона или договора, в частности, касающиеся разведки, разработки, добычи и эксплуатации природных ресурсов.
Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст.7 Закона)
Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст.12 Закона)
Иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирова-
ния и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанных имущества и информации за пределы Российской Федерации.
Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст.8 Закона)
Как закреплено в Конвенции о защите прав инвестора, инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством Сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, и Основным законом (Конституцией) страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации.
При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.
Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст.9 Закона)
Принцип защиты от ужесточения национального законодательства -сохранение правового режима в случае неблагоприятного изменения законодательства. В юридической литературе данный принцип также называют «стабилизационной оговоркой». Запрет на введение изменений, ухудшающих оговоренные условия поступления иностранных инвестиций, получил даже особое наименование - «дедушкина оговорка». Она устанавливалась, как правило, на срок от 3 до 5, реже до 7-10 лет.
Стабилизационная оговорка закреплена законодателем в ст.9 Закона «Об иностранных инвестициях». Согласно закону оговорка применяется в случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие (увеличивающие):
- размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации),
- размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации),
- размеры взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации),
- размер совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают
режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с нормативным актами на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций.
Такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
Указанные положения распространяются на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, если доля, доли (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации составляют свыше 25 %, а также на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, реализующую приоритетный инвестиционный проект, независимо от доли, долей (вклада) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации.
Неприменение мер, ухудшающих положение иностранного инвестора, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В исключительных случаях при реализации приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. рублей, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство Российской Федерации принимает решение о продлении срока действия стабилизационной оговорки.
Подчеркнем еще раз, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора. Так, например, иностранному инвестору предоставляются льготы в связи с устранением двойного налогообложения согласно вступившим в силу международным договорам Российской Федерации.
Данный принцип также получил свое развитие в некоторых законодательных актах. Так, например, Закон «О соглашениях о разделе продукции» устанавливает, что «на инвестора, кроме того, не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности». В развитие данного положения законодатель закрепляет, что «в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения» (ст.23 Закона «О соглашениях о разделе продукции»).
Таким образом, принцип стабилизационной оговорки, в совокупности с гарантией правовой защиты инвестора, получает свое развитие и трансформируется в отказ государства от судебного иммунитета.
Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11 Закона)
Данная гарантия включает в себя право свободного использования доходов и прибыли для реинвестирования и беспрепятственный перевод их за пределы РФ (после уплаты соответствующих налогов) в связи с ранее осуществленными инвестициями, в том числе:
- доходов от инвестиций в виде прибыли, дивидендов, процентов и иных вознаграждений;
- денежных сумм во исполнение обязательств по договорам и иным сделкам;
- денежных сумм, полученных от ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица, а также в связи с отчуждением инвестируемого имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- компенсаций, предусмотренных при реквизиции или национализации имущества.
Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст.13 Закона) закрепляет право иностранного инвестора приобретать акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14 Закона). В соответствии со ст.14 Закона «Об иностранных инвестициях.» иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей
(вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества. Таким образом, на иностранных инвесторов распространяются общие правила, закрепленные Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. от 27 февраля 2003 г.).
Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст.15 Закона)
Право на приобретение земельных участков, других природных ресурсов, недвижимого имущества реализуется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. При этом необходимо учитывать, что, как это следует из общих положений земельного законодательства РФ, покупателем (как, впрочем, и продавцом) земельного участка несельскохозяйственного назначения могут выступать, иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства (ст.15 ЗК РФ). В апреле 2004 г. Мурманской областной Думой был сделан запрос о конституционности данных положений ЗК РФ. По результатам запроса было принято Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. №8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы». Как указал Конституционный Суд РФ, при предоставлении земли в собственность передается не часть территории государства, а лишь участок земли как объект гражданских прав, что отнюдь не затрагивает территориальную целостность РФ. Между тем необходимо учитывать, что законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, п.3 ст.15 ЗК РФ для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В тех случаях, когда покупателем выступает вышеуказанная категория лиц, объектом продажи не могут выступать отдельные категории земельных участков несельскохозяйственного назначения. При этом ограничение правоспособности данной группы лиц возможно только в законодательном порядке.
Таким образом, все государственные гарантии защиты иностранных инвестиций можно разделить на три группы:
1) гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию;
2) гарантии, закрепляющие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей предпринимательской деятельности;
3) гарантии, касающиеся порядка рассмотрения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.
Поступила в редакцию 10.06.09
T.I. Golovastova, candidate of economics, associate professor
System of state guarantees for foreign investors as a major element of state regulation of the attraction of foreign capital
The article considers the system of state guaranties for foreign investors as an important element of state regulation for attracting foreign capital.
Головастова Татьяна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская,! (корп. 4)