Государственная поддержка АПК
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ
A.A. КОЛЯДА, аспирант кафедры экономики и управления на предприятии Северо-Кавказский государственный технический университет
Рассмотрены проблемы сельского хозяйства в условиях экономического кризиса, а также система государственной поддержки организаций агропромышленного комплекса и система государственного регулирования АПК в Ставропольском крае с учетом сложившейся ситуации.
Ключевые слова: экономика, государственная поддержка, агропромышленный комплекс, конкурентоспособность, рентабельность, инвестиции, бюджет, антикризисные меры.
Вопрос участия государства в развитии аграр-но-промышленного комплекса региона чрезвычайно актуален как сегодня, так и в перспективе. Мировой экономический кризис «ударил» по всем отраслям производства, не стало исключением и сельское хозяйство — основная статья доходов краевого бюджета. Сельское хозяйство находилось в кризисе с 1998 г. и стало динамично развиваться в последние два года в связи с развитием государственной поддержки. За тот период большинство сельскохозяйственных организаций разорилось, часть пыталась устоять на любых условиях. Сельское хозяйство в условиях экономического кризиса является отраслью, которая при соответствующей поддержке государства имеет реальную возможность сохранить существующую динамику развития и смягчить «удар» по экономике, продовольственной безопасности и социальной сфере в стране и регионе.
Продукция сельскохозяйственной отрасли вышла на третье место в нашей стране по объему экспорта, и потому не считаться с проблемами сельского хозяйства нельзя.
На территории Ставропольского края с 2006 г.
реализуется национальный проект «Развитие АПК». В 2007 г. с учетом федеральных средств из консолидированного бюджета края на развитие села выделено около 3 млрд руб. Средства, выделенные в рамках проекта, были направлены на внедрение передовых технологий в животноводстве и растениеводстве, строительство благоустроенного жилья на селе, развитие фермерских и частных подворий.
Средства краевого и федерального бюджета направлены на приобретение продукции машиностроения и племенного скота на условиях финансового лизинга; возмещение части затрат по страхованию урожая; компенсацию части стоимости электроэнергии, минеральных удобрений и средств защиты растений.
Одним из основных направлений государственной поддержки является субсидирование процентных ставок, которое сделало кредитные ресурсы привлекательными для сельского населения. В рамках национального проектадля сельхозтоваропроизводителей стали доступны инвестиционные кредиты на льготных условиях сроком до 8 лет. В 2007 г. предъявлено к субсидированию в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» кредитных договоров на общую сумму около 3 млрд руб. и, соответственно, предоставлено субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на общую сумму 382,4 млн руб. В результате целенаправленной реализации региональной аграрной политики около 90 % сельскохозяйственных предприятий
Ставропольского края в настоящее время стало рентабельно.
В 2008 г. приоритетный национальный проект «Развитие АПК» преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012гг., которая в 2007 г. была утверждена Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». В Государственную программу вошли все направления национального проекта, а также появились новые разделы: устойчивое развитие территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности продукции; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и природных ресурсов. В свою очередь Законом Ставропольского края от 28.02.2008 № 13-кз принята соответствующая краевая целевая программа «Развитие сельского хозяйства в Ставропольском крае на 2008-2010гг.» (далее — Программа), основными задачами которой являются:
— обеспечение устойчивого развития сельских территорий в крае;
— повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
— повышение конкурентоспособности региональной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства в Ставропольском крае;
— сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов;
— повышение объемов инвестиций в сельское хозяйство;
— создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий;
— улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства в Ставропольском крае;
— обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
— повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края.
Основными мероприятиями реализации Программы являются устойчивое развитие сельских территорий в Ставропольском крае с достижением финансовой устойчивости сельского хозяйства,
создание общих условий функционирования сельского хозяйства, развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства в Ставропольском крае (см. таблицу).
Государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса осуществляется из двух источников средств — федерального и краевого бюджетов, составившая в 2008 г. 3 млрд 755 млн руб. Государственная поддержка на 1 гектар сельхозугодий достигла 660 руб., что выше уровня 2007 г. на43 %.
Из федерального бюджета агропромышленному комплексу края оказана государственная поддержка в сумме 2 млрд 565 млн руб. (197% к уровню прошлого года), что на 38,9 % больше планового финансирования из федерального бюджета, из бюджета Ставропольского края в сумме 1 млрд 190 млн руб. (113 % к уровню прошлого года), что на 47,8% больше планового финансирования из краевого бюджета.
Результатом реализации мероприятий данной Программы должны явиться:
— улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
— увеличение объема производства продукции сельского хозяйства;
— обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
— привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства.
Первый год реализации Госпрограммы развития села завершился. Он был отмечен многими достижениями в агропромышленном комплексе края. Объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств за 2008 г. достиг 82,6 млрд руб., что в сопоставимой оценке почти на 16% больше, чем в 2007 г. (за 2007 г. прирост продукции составил около 4 %). При этом производство продукции растениеводства увеличилось на 21 %, животноводства — на 4%. В сельхозорганизациях
Планируемые объемы финансирования Программы «Развитие сельского хозяйства в Ставропольском крае на 2008—2010гг.», млн руб.
Источники финансирования Всего 2008 г. 2009 г. 2010г.
Федеральный бюджет 5 465,9 1 846,4 1 827,6 1 782,9
Краевой бюджет 2 397,5 805,0 808,0 784,5
Внебюджетные источники 3 935,1 1 289,6 1 316,5 1 329,0
Общий объем финансирования 11 789,5 3 941,0 3 952,1 3 896,4
производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 21%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах — на 22%. Ведется строительство трех молочных комплексов на 2400 коров, завершается строительство двух свиноводческих комплексов на 2400 и 10тыс. свиней.
Большое внимание уделяется осуществлению мероприятий по достижению финансовой устойчивости села. Увеличился объем кредитов, предоставленных сельхозпредприятиям, крестьянским фермерским хозяйствам, потребительским кооперативам и личным подсобным хозяйствам. Привлечено по краткосрочным кредитам 5,7 млрд руб., по инвестиционным кредитам — 6,9 млрд руб.
Однако еще не решены вопросы продовольственной безопасности, создания перерабатывающего комплекса и рынков сбыта.
Особое внимание необходимо уделить зерновой интервенции — скупке зерна государством по приемлемой для производителя цене для создания конкурентного спроса на рынке. Государство поздно стало осуществлять интервенции в 2008 г. В этот период были получены рекордные урожаи зерна. Задержка государственных интервенций привела к резкому снижению закупочных цен на пшеницу. В результате сотни предприятий стали неплатежеспособными, так как не имели времени на погашение долгов. В этот период ни одной пролонгации кредита не было оформлено. Сельскохозяйственные организации были вынуждены согласиться на те низкие цены, которые предлагали трейдеры. С декабря 2008 г. субсидий по процентам за банковские кредиты сельскохозяйственные организации не получали.
Сокращение расходов на производство сможет вывести сельское хозяйство из системного кризиса.
Без достаточной государственной поддержки страдает животноводство. С 1998 г. сельскохозяйственные организации животноводство содержат за счет растениеводства, неся колоссальные убытки. Куда девать племенное поголовье, которое селекционеры выводили специально для условий нашего региона, — не известно, поэтому крестьяне всячески пытаются поддержать данную отрасль и надеются, что государство поймет стратегическую важность собственного мясомолочного производства, которое обеспечит продовольственную безопасность.
Массовый отток инвестиций — это проблема, с которой в сегодняшний кризис сталкивается сельское хозяйство. До 90 % инвесторов отказались от своих планов вкладывать деньги в сельское хо-
зяйство. Отсюда не только сворачивание планов на развитие перерабатывающей отрасли, но и сокращение самого производства сельхозпродукции. В крае остро стоит проблема по переработке и продаже готовой продукции. В этом направлении трудностей в крае много. Валовой продукт сельскохозяйственной отрасли Ставрополья (речь идет о готовом к употреблению продовольствии) на порядок меньше, чем у соседей — Краснодарского края и Ростовской области. Кроме того, в крае слабее развита сеть розничной торговли продуктами питания, которые в основном реализуются через базары и рынки. Причем большей частью произведены они в других регионах, а товары местных хозяйств играют в основном локальную роль. В крае единицы крупных сельхозпредприятий, которые специализируются на овощеводстве или свиноводстве, используют современную технологию, прогрессивные методы генетики и селекции, упаковочные мощности и склады холодного хранения. В целях обеспечения благоприятных условий для инвестиций в сельхозпроизводство нужно стремиться к внедрению инновационных технологий и качественно готовить кадры. Банкам необходимо стремиться к снижению процентных ставок по кредитам, выдаваемым аграриям. Несмотря на негативные последствия кризиса, работникам агропромышленного комплекса края при поддержке со стороны властей необходимо принять меры для динамичного развития отрасли. Хочется надеяться, что в обозримом будущем на Ставрополье повысится экономическая эффективность сельскохозяйственного производства, улучшится инвестиционная привлекательность АПК региона, а бизнес-проекты на территории края будут реали-зовываться на основе прозрачности.
Антикризисные меры, принятые государством, будут способствовать выздоровлению сельского хозяйства. В течение года будет создана государственная Зерновая компания, которая полностью возьмет под контроль рынок зерна, обеспечивая сельскохозяйственным товаропроизводителям «хорошие» цены на пшеницу. Планируется, что государственные закупки составят не менее четверти производимой пшеницы, что приведет к повышению цены и у трейдеров. Предусмотрены и особые программы инвестирования в животноводство. Горючее является одной из основных статей затрат в сельском хозяйстве, поэтому этот вопрос будет решаться следующим образом: в посевную и в уборочную страду для сельхозпроизводителей цены на ГСМ будут снижены почти на треть от их
рыночного уровня, разница будет компенсироваться за счет государственной компании «Роснефть», которая уполномочена снабжать сельское хозяйство дешевым дизтопливом.
Начиная с 2009г., в качестве антикризисных мер поддержки сельхозтоваропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) будет производиться субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным на срок до 1 г. для производства мяса крупного рогатого скота и молока в размере 100 % ставки рефинансирования ЦБ РФ за счет средств федерального бюджета и 3 % сверх ставки рефинансирования ЦБ РФ за счет средств краевого бюджета. Указанная норма распространяется и в отношении инвестиционных кредитов, полученных на приобретение сельскохозяйственной техники, а также на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) крупного рогатого скота. В случае пролонгации кредитных договоров, заключенных после 01.01.2007, возмещение части затрат на уплату процентов будет производиться на срок, не превышающий 6 мес.
В 2009 г. компенсация части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений будет производиться при условии заключения договора страхования со страховой организацией, включенной в перечень Минсельхоза России. Указанная норма не распространяется на договора страхования озимых культур прошлого года.
По инициативе губернатора Ставропольского края впервые с 2009 г. введена новая форма государственной поддержки личных подсобных хозяйств, производящих молоко. Возмещению подлежит часть затрат за молоко, реализованное юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся переработкой молока, зарегистрированным и расположенным на территории Ставропольского края. Планируется внести изменения в Земельный кодекс, которые коснутся упрощения процедуры регистрации земельных участков и получения кредитов под залог земли.
Устойчивое развитие АПК
Система государственного регулирования АПК в регионе
На взгляд автора, система государственного регулирования АПК в Ставропольском крае с учетом сложившейся ситуации на селе должна строиться по следующей схеме (см рисунок).
Основной упор в государственном регулировании АПК в Ставропольском крае необходимо сделать на техническое оснащение производства, при этом осуществлять его с учетом развития ресурсосберегающих технологий. Здесь же необходимо учитывать и вопрос кадровой политики. При внедрении новой техники и технологий производства необходимо обратить внимание на кадровый потенциал и профессиональные способности персонала. Именно налаживание этого направления — возрождение существующих и строительство новых перерабатывающих предприятий, будет залогом поступательного и эффективного развития всех отраслей сельского хозяйства, в том числе и рынка сельскохозяйственной продукции. Об этом говорят
и неудачи, связанные с реализацией проекта по развитию свиноводства, когда переизбыток мяса привел к понижению цен на него и, как следствие, к огромным убыткам производителей. Таких результатов можно было бы избежать при наличии перерабатывающих организаций и отлаженной системы сбыта готовой продукции. Реализация товаров, производимых на селе по доступным для населения ценам, без участия в процессе многочисленных посредников между производителями и потребителями — это еще одна из проблем, которую государство пока не решает. Если не будет грамотной системы регулирования рынка со стороны государства, российское сельское хозяйство просто перестанет существовать. Так же государственное регулирование должно быть направлено на повышение плодородия почвы. В крае в настоящее время нет программы по повышению плодородия почвы. В этом направлении необходимо продумать целый комплекс мер, который будет включать не только государственную поддержку, но и установит ответственность самих землепользователей за сохранность плодородия земель.
Только при комплексном развитии всех этих направлений совершенствования деятельности АПК региона можно будет достичь поставленных перед программой «Развитие сельского хозяйства в Ставропольском крае на 2008-2010гг.» целей.
Список литературы
1. Доржиева И.Ц., Тимофеев В. И. Особенности государственной поддержки сельского хозяйства России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 3.
2. Корчагин Ю. А. Региональная финансовая поли-тикаи экономика. Ростов н/Д.: Феникс. 2006.
3. Кушлин В. И. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: Изд-во РАГС. 2003.
4. Лёжин Н.М. Региональный опыт реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 4.
5. Минаков И. А., Сабетова Л. А., Куликов Н.И. Экономика сельскохозяйственного предприятия. М.: Колос С. 2003.