Научная статья на тему 'СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА'

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВОЙ РЫНОК / РОССИЙСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко А. В.

В статье рассматривает система государственного регулирования российского страхований, основные тенденции в системе российского страхового рынка и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА»

Глущенко А.В. студент 4 курса

факультет «Государственное и муниципальное управление»

Россия, г. Ростов-на-Дону СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА

Аннотация: В статье рассматривает система государственного регулирования российского страхований, основные тенденции в системе российского страхового рынка и перспективы развития.

Ключевые слова: страховой рынок, российское страхование, государственное регулирование.

Эффективное функционирование страхового рынка в Российской Федерации зависит от достаточно развитой правовой базы страховой деятельности. Правовое регулирование страховой деятельности основывается на общем и специальном законодательстве.

Общее законодательство охватывает правовые нормы, регулирующие деятельность всех субъектов права. К ним относятся Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, законы и правовые акты, имеющие статус кодекса. Нормы общего законодательства создают условия для формирования специального страхового законодательства.

Специальное страховое законодательство регулирует страховые отношения и включает Указы Президента Российской Федерации, федеральные законы, нормативные акты Правительства РФ, министерств и ведомств по страховой деятельности. 84

С 1 сентября 2013 года и по настоящий момент страховой надзор в Российской Федерации осуществляется департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ.

Основные функции надзорного органа:

• совершенствование страхового законодательства, правил стандартизации, методик и других документов, регулирующих рынок страховых услуг в РФ;

• надзор за соблюдением требований законодательства участниками страхового рынка;

• расчет тарифных ставок по видам страхования, а также контроль за тарифной политикой страховых организаций;

• координация профобъединений страховщиков;

• контроль субъектов страхового рынка по части предупреждения их банкротства и восстановления платежеспособности.

Функции надзора за страховыми компаниями в Российской Федерации: 85

1. Разработка и внедрение проектов, регламентирующих

84 Ахвледиани, Ю. Тамбиева "Страхование" 2012 г. С- 25

85 Голышева Е.Е., Сперанский С.Н., Тиомиров С.В. Факторы развития страового рынка: региональный аспект. //Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2016. - №1. - С. 16-21.

нормативно-правовые акты в страховой сфере;

2. Опубликование официальных разъяснений, пояснений и комментариев нормативно-правовых актов, касающихся сферы страхования;

3. Контролирование соблюдения законности в области страховой деятельности;

4. Создание и применение санкций к участникам ранка страхования, которые нарушили законодательство, регулирующее страховую сферу;

5. Методологическое руководство ведомств, министерств, органов исполнительной власти в сфере страхования;

6. Проведение государственной политики в сфере страхования;

7. Профессиональная аккредитация и лицензирование участников рынка страховых услуг;

8. Международное представление интересов Российской Федерации, касающихся сферы страхования;

9. Защита социальных рисков посредством обязательных видов страхования;

10. Контроль за инвестиционной деятельностью, платежеспособностью и тарифной политикой страховых организаций.

В части регулирования страхового рынка после перехода к мегарегулированию произошли кардинальные изменения. Безусловно, строгость и качество надзора повысились. существенно жестче стали меры к нарушителям нормативов и ключевых требований к участникам рынка.

Необходимые меры - переход страховых организаций на новые план счетов бухгалтерского учета и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, электронного документооборота, и внедрение отраслевых стандартов бухгалтерского учета, основанных на Международных стандартах финансовой отчетности, а также внедрение единого унифицированного формата предоставления отчетности XBRL ужесточение регулирования качества активов и введение института спецдепозитария; введение обязательных актуарных заключений и системы внутреннего контроля, внедрение бюро страховых историй и многие другие регулятивные и организационные новации конечно же двигают рынок вперед и в будущем снизят уровень системных рисков, повысят прозрачность и финансовую устойчивость.

Однако стоит заметить, что в условиях непростой макроэкономической ситуации, стагнации страхового рынка и постоянного роста уровня убыточности быстрая и одновременная имплементация столь большого числа нововведений зачастую драматически ухудшает финансовый результат, так как приводит к значительному росту издержек, а также к ускоренным изменениям в организации процессов, что чревато сбоями и ошибками внедрения.

ВСС призывает и дальше развивать коммуникации с регулятором, поддерживать конструктивный диалог, совместными усилиями развивать

рынок и повышать финансовую устойчивость его участников, но учитывая экономическую ситуацию давать и антикризисные отсрочки и послабления по введению наиболее масштабных новаций и более жестких требований к страховщикам.

Особенно важно отметить, что важные инициативы ВСС, направленные в частности в Банк России - в том числе предложения по антикризисным мерам для страхового рынка - были реализованы и обеспечили поддержку отрасли (в частности, временная отмена переоценки рыночных активов и повышение тарифов по ОСАГО, что позволило избежать коллапса системы обязательного страхование автогражданской ответственности). 86

Ощутимым результатом взаимодействия с органами власти стала разработка законопроекта о саморегулируемых организациях на финансовом рынке. В настоящее время в финальную стадию вступает процесс создания единой СРО, так называемого «союза союзов» в страховании. Консолидация рынка позволит оперативнее решать как проблемы отрасли, так и обеспечивать выполнение регулятивных задач.

Ключевая задача развития рынка - повышение качества услуг и активная работа с потребителями страховых услуг и жалобами граждан. В этой части уже есть результаты по линии работы омбудсмена. Мы видим совместную задачу по дальнейшему повышению доверия граждан и бизнеса к страхованию, в том числе и в части большей прозрачности и стандартизаций договорных условий, политики осуществления выплат и контроле в рамках СРО.

Кроме того, очень оперативно, и главное, без привлечения государственных инвестиций начало работать Бюро Страховых Историй. Потенциал повышения эффективности работы страховщиков, снижения уровня мошенничества в результате работы БСИ огромен. Это высвободит непроизводительные издержки и потери и сможет снизить убыточность на рынке без повышения тарифов в основных видах страхования.

Нельзя не отметить важнейшие новации на рынке автострахования -электронный полис и единую методику оценки. Это революционные изменения, которые были внедрены в 2015 году, и их позитивное влияние на работу всей системы мы уже видим.

Вопрос ближайших нескольких лет - это завершение процесса гармонизации страхового законодательства стран Евразийского экономического союза. ЦБ РФ, ВСС, представители Евразийской экономической комиссии совместно осуществляют меры по реализации интеграционных процессов.

В СМИ ведется разъяснительная кампания о необходимости страхования и отказа от иждивенческой позиции, в частности, приводились

86 Золотарева В.П. Роль страхования в ускорении инвестиционных процессов пореформенной России // Российское предпринимательство. — 2016. — Том 17. — № 7. — с. 919-930.

данные о несопоставимо низкой цене страхового полиса при высоких гарантиях получения существенной компенсации при стихийных бедствиях.

Другой широкой темой, которая потребовала проведения разъяснительной и информационной кампании в СМИ, стал кризис на рынке туроператоров, который возник летом 2014 года. Кроме того, оперативных комментариев представителей союза требовали проблемные ситуации, связанные со страхованием выезжающих за рубеж граждан. После появления проблем на туристическом рынке страховщики выступили с законодательными инициативами об отмене страхования в качестве гарантии для туроператоров и поправки, совершенствующие нормы о выезжающих за рубеж гражданах.

Несмотря на усилия, предпринимаемые игроками рынка и регулятором, по-прежнему много вызовов. В ближайшем будущем в том числе необходимо совершенствование требований к надежности страховщиков в социально значимых видах страхования, законодательное закрепление продуктов unit-linked, принятие эффективных мер против страхового мошенничества, создание и совершенствование процедуры санации, банкротства, введения временной администрации и передачи портфеля. 87

Предстоят огромная законотворческая работа (в отношении страхования жилья, медицинского страхования, агрострахования и т.д.), разработка стандартных правил, продолжение действий по повышению финансовой грамотности и созданию благоприятного имиджа страхования и страховщиков.

Наиболее существенное торможение произошло в страховании имущества предприятий, заемщиков и КАСКО. Вслед за сокращением темпов роста ухудшились финансовые результаты. Сегодня наибольшие проблемы выделяются в автостраховании. Рентабельность собственных средств представителей страхового рынка снизилась до минимального значения за предшествующие 5 лет — до 6,1 %. Страховые компании приняли определенные меры для увеличения тарифов КАСКО и санации портфелей. Тем не менее, бизнес автострахования остался убыточным. Наиболее остро для рынка страхования в 2013 году встал вопрос увеличения тарифов ОСАГО. Из движущей силы ОСАГО преобразовалось в главный источник проблем страховых компаний:

• в течение 11 лет размеры страховых тарифов не изменялись;

• инфляция никак не учитывалась;

• в расчет не брались структурные изменения автомобильного парка, увеличение цен на автозапчасти, рост стоимости ремонта и другое.

Первая причина, пожалуй, самая главная. Несмотря на изменения экономики, государство не поднимало государственный тариф. Убыточность

87 Масленников О.В. Влияние урбанизации на страховую деятельность / О.В. Масленников //Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2014.- №4 (40) - С.100-103.

росла и автострахование потянуло вниз вслед за собой общие показатели.

Кроме того, сейчас обостряются взаимоотношения страховщиков со своими клиентами. Первой причиной этому стало регулирование данной сферы Законом о правах потребителей. Сложности обусловлены и тем, что нынче страховщики обязаны урегулировать убытки в течение 20 дней. Однако, это довольно сложно, особенно в случае проявления мошеннических деяний. К примеру, в европейских странах для этого дается 60 дней, то есть в 3 раза больше.

Оценивая в целом страховой рынок, стоит отметить положительный факт появления его регулятора в лице Центрального Банка. Данный подход имеет видимые преимущества — ЦБ видит весь финансовый рынок, а не только отдельные секторы. Сами страховщики отметили данное событие своей удачей при вхождении в 2015 год вместе с мощным регулятором.

Для всех 2014 год оказался очень трудным. Несмотря на то, что рынок добился реформы ОСАГО, он претерпел множество отрицательных событий:

• рост убыточности в автостраховании;

• негативное развитие судебной практики;

• увеличение мошенничества.

В кризисную стадию перешло и автоКАСКО. Рентабельность бизнеса рухнула вместе с падением рубля. Одновременно страховой рынок утрачивал силы на:

• снижении в ряде отраслей программ страхования;

• спаде платежеспособного спроса.

• Возможные перспективы защиты на перестраховочном рынке сразу же перекрывались санкционными ограничениями.

В текущем году ожидается в общем углубление кризиса на рынке страхования. Многие его представители уже в конце 2014 года стали сокращать персонал, серьезно сокращать бюджеты, экономить на всем, чем возможно. По оценкам экспертов, рост рынка в случае ухода страны в стагнацию составит не более 5-10 %. Некоторые предвещают и еще меньше. Среди главных сил выделяют:

• корректировку по ОСАГО;

• рост и развитие страхования жизни и КАСКО.

Вследствие сокращения медицинских бюджетов, возможно подрастет и медицинское страхование. При этом предполагается, что добровольное медицинское страхование и страхование жизни увеличатся значительнее КАСКО и ОСАГО, тормозящиеся снижением спроса на автотранспорт, обусловленного, в свою очередь, резким ростом цен. Как отмечается аналитиками, негативные тренды в нашей экономике окажут пагубное влияние на корпоративный сектор. Некоторые представители страхового рынка видят более позитивное будущее, чем рыночные тенденции. Однако, вероятнее всего, это опасные и глубокие заблуждения. Ведь страхование —

это производная от макроэкономики. О неутешительной ситуации свидетельствуют прогнозы по производственному сектору, продажам на автомобильном и туристическом рынках.

Современный российский страховой рынок находится в худшей ситуации, характеризующейся:

• резким сокращением темпов прироста страховых взносов;

• драматическим ростом убыточности;

• достижением минимального значения за последние 5 лет рентабельности собственных средств страховщиков;

• постоянным откладыванием решения таких жизненно значимых для рынка страхования вопросов, как увеличение тарифов по ОСАГО в автостраховании и введение налоговых льгот в страховании жизни граждан.

Проблемы отсутствия стимулирования страхования жизни, включая отсутствие льгот в налогообложении, предусмотренные стратегией развития страховой деятельности88, все еще не решены. Российская экономика все еще никак не может начать использовать возможность страхования жизни в качестве источника «длинных денег». Все еще не реализованы, предусмотренные дорожной картой стратегии, важнейшие для рынка меры:

• включение представителей страхового рынка в пенсионную систему страны;

• выравнивание налогообложения с Негосударственным Пенсионным Фондом по корпоративным пенсиям;

• введение для физических лиц налоговых льгот.

Отсутствие желания некоторых государственных структур в России решать насущные проблемы рынка страхования деструктивно.

В свою очередь, любые вопросы касательно развития отдельных сегментов данного рынка необходимо решать параллельно. Иначе долгосрочная стагнация не минуема.

Таким образом, сегодня российский рынок страхования только частично выполняет свою социально-экономическую функцию. Эта отрасль обеспечивает юридические лица и граждан лишь основной защитой от возможных рисков. Она не является серьезным элементом развития финансового сектора страны, не играет существенной роли в андеррайтинге медицинских рисков и в финансовом обеспечении по старости граждан.

Одновременно с этим в некоторых сегментах серьезно искажена конкурентная среда высокой зависимостью в продажах от посредников и преобладанием андеррайтинга на основе денежных потоков. Страхователями выплачиваются премии, значительно превышающие по размеру те, что выплачиваются в иных странах, страховые компании несут

88 «Расходы населения России в условиях санкций и девальвации рубля» (Материалы XXII международной научно-практической конференции, 2-3 апреля 2015 г., Москва).

убытки, а посредники получают всю прибыль.

Таким образом, в виду того, что сложившаяся на рынке страхования в России ситуация только прогрессирует, без проведения реформы регулирования не обойтись.

Использованные источники:

1. Ахвледиани, Ю. Тамбиева "Страхование" 2012 г.

2. Голышева Е.Е., Сперанский С.Н., Тиомиров С.В. Факторы развития страового рынка: региональный аспект. //Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2016. - №1.

3. Золотарева В.П. Роль страхования в ускорении инвестиционных процессов пореформенной России // Российское предпринимательство. — 2016. — Том 17. — № 7.

4. Масленников О.В. Влияние урбанизации на страховую деятельность / О.В. Масленников //Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2014.- №4 (40) .

УДК 336.027

Глущенко Е.А. студент 4 курса факультет «Финансы и Кредит»

Неронова А.В. студент 4 курса факультет «Финансы и Кредит» Бондарчук О.П., к.э.н. научный руководитель, доцент кафедра «Денежного обращения и кредита» Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина Россия, г. Краснодар НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА Статья посвящена вопросам управления денежными потоками хозяйствующего субъекта, рассмотрены проблемы ликвидности ресурсов организации, рассмотрена модель Баумоля - Тобина, разработаны мероприятия по повышению эффективности управления денежными потоками.

Ключевые слова: денежные потоки, ликвидность, активы, обязательства.

Article is devoted to questions of management of cash flows of an accounting entity, problems of liquidity of resources of the organization are considered, Baumol's model - Tobin is considered, actions for increase in effective management of cash flows are developed.

Keywords: cash flows, liquidity, assets, liabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.