Научная статья на тему 'СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
481
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / VPN / ЦЕНЗУРА / FACEBOOK / WECHAT / ВЕЛИКИЙ БРАНДМАУЭР / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ / СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вильданов Р. Р., Кутушева Э. Н.

В статье говорится о системе государственного регулирования Интернета в КНР. Авторы указывают, что Интернет в Китае сложен из-за централизованного контроля и множества правил. Для работы в Китае требуется знать массу тонкостей местной интернет-специфики. Не менее важно понимание соответствующих законов, регулирующих использование устройств, программного обеспечения и сетей. Отмечается, что наш мир оцифрован, и почти все, что мы делаем, опирается на Интернет: звонки, тексты, чтение онлайн-новостей, просмотр прямых трансляций. Интернет произвел революцию в области коммуникаций и перевернул наше существование «с ног на голову». Следовательно, для развивающейся страны не нужно запрещать используемые во всем мире приложения и социальные сети, поскольку это влияет на развитие КНР и её отношения с миром (так, например, публикация и просмотр онлайн-материалов на материковом Китае пострадали из-за интернет-цензуры). Также делается вывод, что цензура в медиа стала необходимой мерой. Интернет полон опасностей, исходящих как изнутри страны, так и из-за границы. Цензура была введена для того, чтобы защитить граждан от вредной информации. Коммунистическая партия Китая взяла в свои руки решение вопросов создания удобного для правительства режима фильтрации информации в Интернете. Вместе с этим в статье указывается, что с ноября 2005 г. в КНР принята Государственная стратегия развития информатизации на 2006-2020 гг. Здесь была задана новая стратегия развития технологий. Правительство решило, что стоит использовать Интернет в работе народных хозяйств, чтобы модернизировать экономическую структуру, сделать её работу более эффективной. Делается вывод, что сфера Интернета находится под контролем правительства КНР и Коммунистической партии Китая. Это помогает, с одной стороны, сохранить авторитет и легитимность однопартийного правительства, а с другой, позволяет массам выразить собственные интересы и мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF STATE REGULATION OF THE INTERNET IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

The article deals with the system of state regulation of the Internet in the PRC. The authors point out that the Internet in China is complex due to centralized control and many rules. To work in China, you need to know a lot of subtleties of the local Internet specifics. Equally important is an understanding of the relevant laws governing the use of devices, software and networks. It is noted that our world is digitalized, and almost everything we do relies on the Internet: calls, texts, reading online news, watching live broadcasts. The Internet has revolutionized communications and turned our existence upside down. Therefore, it is unnecessary for a developing country to ban applications and social media used around the world, as this affects the development of the PRC and its relationship with the world (for example, the publication and viewing of online materials in mainland China has suffered due to Internet censorship). It also concludes that media censorship has become a necessary measure. The Internet is full of dangers, both from within the country and from abroad. Censorship was introduced in order to protect citizens from harmful information. The Chinese Communist Party has taken charge of creating a government-friendly Internet filtering regime. At the same time, the article indicates that since November 2005, the PRC has adopted the State Strategy for the Development of Informatization for 2006-2020. Here a new technology development strategy was set. The government decided that it is worth using the Internet in the work of national economies in order to modernize the economic structure and make it more efficient. It is concluded that the Internet sphere is under the control of the PRC government and the Chinese Communist Party. This helps, on the one hand, to maintain the authority and legitimacy of the one-party government, and on the other hand, allows the masses to express their own interests and opinions.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

Вильданов Р.Р.

Vildanov R.R.

кандидат политических наук, доцент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Региональное развитие

Кутушева Э.Н.

Kutusheva Е.N.

студент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение»,

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 351.751.5:004.77(510)

DOI: 10.17122/2541-8904-2021-3-37-115-122

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В статье говорится о системе государственного регулирования Интернета в КНР. Авторы указывают, что Интернет в Китае сложен из-за централизованного контроля и множества правил. Для работы в Китае требуется знать массу тонкостей местной интернет-специфики. Не менее важно понимание соответствующих законов, регулирующих использование устройств, программного обеспечения и сетей.

Отмечается, что наш мир оцифрован, и почти все, что мы делаем, опирается на Интернет: звонки, тексты, чтение онлайн-новостей, просмотр прямых трансляций. Интернет произвел революцию в области коммуникаций и перевернул наше существование «с ног на голову». Следовательно, для развивающейся страны не нужно запрещать используемые во всем мире приложения и социальные сети, поскольку это влияет на развитие КНР и её отношения с миром (так, например, публикация и просмотр онлайн-материалов на материковом Китае пострадали из-за интернет-цензуры).

Также делается вывод, что цензура в медиа стала необходимой мерой. Интернет полон опасностей, исходящих как изнутри страны, так и из-за границы. Цензура была введена для того, чтобы защитить граждан от вредной информации. Коммунистическая партия Китая взяла в свои руки решение вопросов создания удобного для правительства режима фильтрации информации в Интернете.

Вместе с этим в статье указывается, что с ноября 2005 г. в КНР принята Государственная стратегия развития информатизации на 2006-2020 гг. Здесь была задана новая стратегия развития технологий. Правительство решило, что стоит использовать Интернет в работе народных хозяйств, чтобы модернизировать экономическую структуру, сделать её работу более эффективной.

Делается вывод, что сфера Интернета находится под контролем правительства КНР и Коммунистической партии Китая. Это помогает, с одной стороны, сохранить авторитет и легитимность однопартийного правительства, а с другой, позволяет массам выразить собственные интересы и мнения.

Ключевые слова: Китай, Интернет, социальные сети, VPN, цензура, Facebook, WeChat, Великий брандмауэр, Коммунистическая партия Китая, СМИ.

Regional development

THE SYSTEM OF STATE REGULATION OF THE INTERNET IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

The article deals with the system of state regulation of the Internet in the PRC. The authors point out that the Internet in China is complex due to centralized control and many rules. To work in China, you need to know a lot of subtleties of the local Internet specifics. Equally important is an understanding of the relevant laws governing the use of devices, software and networks.

It is noted that our world is digitalized, and almost everything we do relies on the Internet: calls, texts, reading online news, watching live broadcasts. The Internet has revolutionized communications and turned our existence upside down. Therefore, it is unnecessary for a developing country to ban applications and social media used around the world, as this affects the development of the PRC and its relationship with the world (for example, the publication and viewing of online materials in mainland China has suffered due to Internet censorship).

It also concludes that media censorship has become a necessary measure. The Internet is full of dangers, both from within the country and from abroad. Censorship was introduced in order to protect citizens from harmful information. The Chinese Communist Party has taken charge of creating a government-friendly Internet filtering regime.

At the same time, the article indicates that since November 2005, the PRC has adopted the State Strategy for the Development of Informatization for 2006-2020. Here a new technology development strategy was set. The government decided that it is worth using the Internet in the work of national economies in order to modernize the economic structure and make it more efficient.

It is concluded that the Internet sphere is under the control of the PRC government and the Chinese Communist Party. This helps, on the one hand, to maintain the authority and legitimacy of the one-party government, and on the other hand, allows the masses to express their own interests and opinions.

Key words: China, Internet, social media, VPN, censorship, Facebook, WeChat, The Great Firewall, Chinese Communist Party, media.

Приобщение конкретного человека к Интернету влияет на жизнь как отдельных людей, так и на всю социальную структуру. Наделение возможностью беспрепятственно выражать мнения, узнавать самые свежие и достоверные новости является ключом к изменению на всех уровнях общества [7].

Интернет в Китайской Народной Республике - это особая, не вписывающаяся в рамки привычного понимания данного термина материя, вызывающая неподдельный интерес ученых и не имеющая аналогов в мире. Ее специфика определяется крайне высокой степенью вмешательства и административного контроля над частной информационной жизнью интернет-пользователей в КНР, моделированием иллюзии плюрализма мнений и высокой степенью демократии Сети за рубежом, созданием надзорных полицейских образований по всей стране, основной целью которых является контроль за публикациями и выходом в Сеть пользовате-

лей. Для работы в материковом Китае требуется знать массу тонкостей местной интернет-специфики. Не менее важно понимание соответствующих законов, регулирующих использование устройств, программного обеспечения и сетей.

20 сентября 1987 г. — день, когда в КНР появился Интернет. Тогда в Пекинском институте физики и высоких энергий профессор Цянь Тяньбай в рамках проекта CANET (Chinese Academic Network) отправил первое электронное письмо из материкового Китая. Поначалу КНР в отношении Интернета и технологий придерживалась политики заимствования: достижения развитых западных стран были адаптированы к специфике страны.

Было решено, что Интернет — удобный инструмент, орудие работы и помощник в науке, а не способ бесполезно проводить время. Власти КНР посчитали, что Интернет полезен, поэтому началась кампания по уве-

личению доступа граждан к сети. Безграничный доступ к информации, полезной для нации, поможет в развитии всего государства. С развитием Интернета появятся новые рабочие места, повысится уровень жизни, новые поколения смогут учиться в новых условиях, а значит, нация станет прогрессивной. Все это поможет КНР завоевать новые высоты, стать самостоятельной сильной державой. Затем уже был взят курс на создание собственных технологий, продуктов, технологических парков, институтов, промышленных зон и воспитание высокоразвитых кадров.

В ноябре 2005 г. в КНР принята Государственная стратегия развития информатизации на 2006-2020 гг., в которой была задана новая стратегия развития технологий. Правительство решило, что стоит использовать Интернет в работе народных хозяйств, чтобы модернизировать экономическую структуру, сделать её работу более эффективной.

Были выделены отрасли, в работу которых нужно было в срочном порядке внедрять Интернет. С его помощью было решено повысить качество медицины и образовательной структуры. Образование должно было стать массовым, а Интернет мог в этом помочь. С внедрением Интернета в медицину можно было упростить оказание помощи больным, находящимся в отдаленных регионах, с помощью дистанционного диагностирования. В сфере образования, помимо помощи в исследованиях и упрощении поиска информации, Интернет позволял выделить новое решение — дистанционное обучение. Таким образом можно было обеспечить хотя бы средним образованием большинство населения КНР.

Помимо медицины и образования под сферу влияния Интернета попал экономический сектор, а именно банкинг. Научные исследования, развитие бизнеса также оказались под влиянием. Без внимания не осталась и политическая отрасль: было решено начать работу электронного правительства.

Для расширения сферы работы и влияния Интернета нужно было провести новые сети

Региональное развитие

по всей стране, подключая как крупные, так и маленькие города, и деревни. Правительство озадачилось этой проблемой, и уже к 2009 г. подключиться к Интернету имели возможность 95 % городов и поселков и 92,5 % отдаленных деревень.

Вместе с этим выросло и число интернет-провайдеров. С 1995 г. правительство КНР позволило предоставлять услуги коммерческим провайдерам. Сейчас в стране работают такие крупные провайдеры, как China Telecom, China Mobile и China Unicom.

Из-за большой численности населения в КНР местные пользователи являются одной из самых многочисленных групп в мировом Интернете. Местная зона Интернета является рекордсменом по количеству зарегистрированных пользователей.

Руководство КНР озадачилось тем, что Интернет продолжал набирать популярность. С одной стороны, он размывает границы между странами, что было не совсем полезно для государства с коммунистическим режимом. С другой стороны, нужно было внедрять новые технологии, позволять этой сфере развиваться, чтобы двигаться вперёд. Партия не хотела терять контроль над данной ситуацией. Оппозиционные настроения могли нарушать порядок и безопасность в стране.

Но вместе с этим новые технологии существенно улучшили многие сферы общественной жизни. Например, государственные институты КНР стали работать эффективнее. Однако доступ к различного рода информации, содержащей нежелательные материалы, отсутствие правильной стратегии регулирования и система виртуальной демократии создавали опасность для властей. Свободное функционирование Интернета могло повлиять на умы граждан. Это уже было опасно для легитимности компартии Китая. Созданный коллективным Западом образ КНР сильно влиял на настроения внутри страны. Нельзя было оставлять ситуацию без контроля.

Соответственно, правительство достаточно долго решало, какую позицию по отношению к Интернету оно может занять. В итоге в 1996 г. КПК решила заняться разви-

Regional development

тием Интернета и технологий стране [8]. Поскольку онлайн-активизм бросает вызов государству, оно реагировало на него корректировкой и совершенствованием своих институтов и методов контроля. В истории отношения китайского правительства к Интернету можно выделить три этапа.

Первый этап (с 1994 по 1999 гг.) - регулирование сетевой безопасности, предоставление интернет-услуг и институциональное регулирование.

Первые основные политические рамки, связанные с Интернетом, были заложены в «Правилах, касающихся безопасности и защиты компьютерных информационных систем», которые вступили в силу 18 февраля 1994 г., за два месяца до того, как КНР установила полнофункциональное подключение к Интернету. Они определили принципы и институты управления и назначили Министерство общественной безопасности главным ответственным учреждением.

Вторым важным директивным документом стало «Положение о безопасности, защите и управлении компьютерной информационной сетью Интернет», опубликованное Министерством общественной безопасности в декабре 1997 г. Это положение детализирует ответственность интернет-провайдеров в КНР и устанавливает девять видов информации, которые должны быть запрещены в Интернете, включая стандартную информацию и такие пункты, как распространение информации, которая нарушает законы или конституцию. К ним также относятся неоднозначные пункты, такие как распространение слухов и «информации, наносящей ущерб авторитету государственных органов».

Что касается институциональной перестройки, то главным событием на этом этапе стало слияние в 1998 г. Министерства почты и телекоммуникаций и Министерства электронной промышленности в новое Министерство информационной промышленности, которое в соответствии с этой новой схемой является основным регулирующим органом информационной индустрии.

Второй этап (с 2000 по 2002 гг.) характеризовался расширением и совершенствованием контроля над Интернетом. Главным событием стало усиление регулирования информации, ориентированной как на поставщиков интернет-контента, так и на отдельных потребителей, например, в октябре 2000 г. объявили о принятии правил, предусматривающих процедуру лицензирования.

7 ноября 2000 г. Госсовет издал положение о предоставлении новостных услуг в режиме онлайн. Эти правила разрешают официальным СМИ публиковать новости на своих вебсайтах, но вводят ограничения, позволяя официально лицензированным коммерческим веб-сайтам сообщать новости только с официальных новостных каналов. Регулирование информации включает в себя, помимо прочего, фильтрацию и блокировку ключевых слов с помощью технических средств. Технологии также позволяют государственным органам отслеживать авторов сообщений. Это означает расширение форм и практик властной цензуры.

При этом цензура нацелена больше на форму, а не на содержание текстов. КПК часто оговаривает условия, в которых вопросы могут публично обсуждаться. Вместо того чтобы говорить то, что вам вообще запрещено публиковать, партия устанавливает стандарты того, как вы говорите, что вы говорите. Интернет-фильтрация же означает собой продвижение к ограничению как формы, так и содержания. КПК регулярно распространяет среди владельцев веб-сайтов списки запрещенных терминов. То, что это вообще стало возможно, обусловлено возможностями новых интернет-технологий.

Те же технологии, которые позволяют интернет-пользователям высказываться, позволяют государству цензурировать их речи. Власть проявляет себя через коды, но коды разрабатываются и реализуются людьми. Процедура составления и опубликования «черного списка» терминов сама по себе является механизмом контроля веб-бизнеса.

Третий этап (с 2003 г. по настоящее время) знаменует собой расширение регулирования и контроля за Интернетом, разделительной линией здесь стал переход руководства от Цзян Цзэминя к Ху Цзиньтао в конце 2002 г. и начале 2003 г.

Сегодня Коммунистическая партия Китая часто сталкивается со многими проблемами. Сохранение стабильности и безопасности в стране, обеспечение легитимности правительства являются одними из самых важных задач, которые должно решить правительство. С 2009 года правительство постоянно подвергает цензуре иностранные приложения и веб-сайты социальных сетей, такие как You Tube, Google, Facebook, Twitter и т.д. Интернет-цензура делает невозможным доступ к этим социальным сетям и вебсайтам. Чтобы получить доступ в Интернет, приходится найти либо альтернативы, либо надежные технологии, такие как VPN, являющийся онлайн-инструментом, позволяющим создать безопасное соединение с другой сетью через Интернет. Тем не менее, из-за ограничений китайского правительства становится все труднее использовать VPN, и это значительно затрудняет доступ к Интернету за пределами материковой части Китая.

Все это вызывает огромные неудобства для граждан КНР, которые хотят контактировать с внешним миром и узнавать, что происходит за пределами страны. Например, тщательная блокировка Gmail в 2014 году сделала миллионы электронных писем недоступными для китайских пользователей, что привело к огромным проблемам для иностранной торговли, а также для студентов, обучающихся за рубежом.

Не будем забывать, что современный мир оцифрован, и почти всё, что мы делаем, опирается на Интернет: звонки, тексты, чтение онлайн-новостей, просмотр прямых трансляций. Интернет произвел революцию в области коммуникаций и перевернул наше существование «с ног на голову» [6]. Для такой бурно развивающейся страны, как КНР, было бы неправильно запрещать используемые во всем мире приложения и социальные сети, поскольку это влияет на развитие мате-

Региональное развитие

рикового Китая и его отношения с миром. Правительства по всему миру изо всех сил пытаются выяснить, как бороться с вредоносной информацией в Интернете. КНР, конечно же, не является исключением, поэтому китайское правительство контролирует интернет-соединения в стране, а это означает, что многие из популярных и широко используемых социальных сетей и веб-сайтов западного мира не могут использоваться в материковом Китае. Хотя восточный и западный мир неразрывно переплетены, всемирный внешний Интернет все еще находится под ограничениями.

По мнению властей КНР, цензура медиа стала необходимой мерой, поскольку Интернет, по их мнению, полон опасностей, исходящих как изнутри страны, так и из-за границы. Цензура была введена для того, чтобы защитить граждан от вредной информации. Коммунистическая партия Китая взяла в свои руки решение вопросов создания удобного для правительства режима фильтрации информации в Интернете.

Поэтому КНР часто занимает лидирующие места в рейтингах ущемления свободы слова в Интернете. Так, материковый Китай занял 176-е место в мировом рейтинге «Репортеры без границ», оценивающем свободу СМИ. Средства массовой информации КНР работают под контролем партии для того, чтобы контролировать политическую информацию. СМИ и провайдерам Интернета часто приходят инструкции от руководства, в которых указываются принципы и условия цензурирования. Этим занимается Отдел пропаганды КПК и Правительственное бюро по делам Интернета [5].

Цензура в КНР считается одной из самых жестких. Она касается политической информации в сети: оппозиционные партии, мнения, обсуждение прав человека. Чувствительной информацией также считаются обсуждения и контент, касающиеся вопросов свободы слова, национальных меньшинств, идеологии и религии [3]. Публикация и просмотр онлайн-материалов в материковом Китае уже пострадали из-за интернет-цензуры.

Regional development

Примером такой цензуры является Великий брандмауэр, или файрвол (The Great Firewall, по аналогии с Великой китайской стеной), - это цифровая граница, которая отделяет КНР от остального мира [1]. Он обременен целым рядом фильтров. Великий брандмауэр замедляет интернет-трафик, когда пользователь выходит за пределы так называемого китайского Интернета. Так китайское правительство проводит цензуру иностранных сайтов и социальных сетей, имеющих доступ к китайскому Интернету. Facebook, например, заблокирован в КНР, поэтому люди используют WeChat в качестве альтернативы [2]. Файрвол может контролировать и блокировать доступ к этим вебсайтам и информации, которую власти считают проблематичной. Таким образом, можно сказать, что Великий брандмауэр - это инструмент ограничения внешнего контента.

Созданная правительством КНР система контроля работает эффективно, во всяком случае, так может показаться на первый взгляд. Для среднестатистического пользователя все алгоритмы работают так, как они были задуманы [9]. Однако есть множество способов обойти появившиеся ограничения (например, посредством анонимайзеров) и получать доступ к заблокированной правительством КНР информации. Помимо этого, система регулирования Интернета имеет бреши, возникшие ввиду различных технических особенностей Интернета, из-за которых становится невозможным установить полный контроль над национальным сегментом глобальной сети. Пользователи соцсетей и микроблогов нашли выход из сложившейся ситуации. Зная специфику работы новых алгоритмов и правил, они научились обходить систему, обсуждая интересные темы в завуалированной форме.

Если ранее правительство контролировало Интернет через формальные институты, правила и практики государства, то сейчас управление относится как к формальным, так и к неформальным институтам, правилам и практике как государственных, так и негосударственных субъектов.

Управление Интернетом осуществляется в следующих условиях:

• признание большого влияния Интернета и других новых средств массовой информации на общественное мнение;

• административный контроль и управление;

• профессиональная самодисциплина, которая укрепляет построение интернет-пропаганды и формирует позитивное мнение в Интернете о властях КНР.

Таким образом, эта структура охватывает строительство, правовые акты, этическую самодисциплину, технические инструменты и активность дискурсивного производства новой комплексной системы управления, которые применяются не только в Интернете, но и для регулирования общества материкового Китая в целом.

Что касается контроля Интернета, то эта программа реализуется в рамках ряда новых инициатив. Например, в мае 2003 г. Министерство культуры издало Временное положение из двадцати семи статей, касающееся управления предметами искусства, созданными или распространяемыми через Интернет, такими как аудиовизуальные продукты и игры. 25 сентября 2005 г. было издано новое «Положение о новостных службах», которое заменило собой «временное положение», изданное на 7 ноября 2000 г. Новое положение добавило две дополнительные категории запрещенной информации, в результате чего общее число пунктов запрета увеличилось с девяти до одиннадцати. Эти новые дополнения предназначены для контроля над использованием Интернета для гражданской организации и мобилизации, что является важной частью онлайн-актив-ности.

Также были начаты официальные кампании по продвижению корпоративной социальной ответственности, профессиональных кодексов поведения и самодисциплины в отношении этичного использования Интернета.

В 2004 г. вышел первый номер государственного журнала Wangluo ^иапЬо, пропа-

гандировавший социальную ответственность интернет-СМИ.

На 10 июня 2004 г. китайское общество Internet, организованное правительством НПО, открыло веб-сайт, где граждане могут сообщать о «незаконной и аморальной информации». Это было попыткой государственных органов мобилизовать широкую общественность на мониторинг информации в Интернете.

Акцент на формирование позитивного общественного мнения в Интернете также находит свое отражение в некоторых новых политических инициативах. С одной стороны, предпринимаются усилия по расширению влияния местных новостных организаций. Им разрешено передавать свои собственные новости, перепечатывать новости из других организаций и предоставлять информационные услуги с использованием BBS и текстовых сообщений. Это знаменует собой новый шаг в усилиях государства по включению Интернета в нормативную базу средств массовой информации.

Трактовка Интернета как нового средства массовой информации позволяет государству распространить контроль над СМИ на Интернет. В этом контексте понятие новых медиа приобретает иные коннотации, чем в других странах. С точки зрения государства, акцент делается не столько на новизне, сколько на популярности Интернета, потому что если это СМИ, то подразумевается, что его руководство должно следовать строгой политике Китая в области СМИ. С другой стороны, в 2004 г. был введен новый механизм «интернет-комментаторов» (wangluopinglunyuan), призванный направлять и влиять на формирование онлайн-общественного мнения.

Нанятые в качестве добровольцев или оплачиваемого персонала, эти комментаторы

Список литературы

1. Ball D. China's Cyber Warfare Capabilities. Security Challenges [Electronic Version] // - 2011. URL: http://www. securitychallenges.org.au/ArticlePages/ vol7no2Ball (дата обращения: 05.02.2021).

Региональное развитие

непосредственно вмешиваются в онлайн-дискуссии, написав ответы на сообщения и присоединившись к дебатам. Их миссия, однако, состоит не в том, чтобы поощрять критические дебаты, а скорее в том, чтобы тайно менять направление дебатов в соответствии с принципами, установленными отделами пропаганды партии. Они входят в систему с анонимными идентификаторами пользователей, как и любой другой пользователь Интернета. Из-за своей обманчивой роли эти интернет-комментаторы уже создали себе дурную славу. По слухам, государственные органы платят интернет-комментатору 50 центов (в юанях) за каждое сообщение, размещенное им на онлайн-форуме. Поэтому нанятые интернет-комментаторы получили уничижительное прозвище «партия пятидесяти центов» (У Мао дан) [4].

Таким образом, отличительные особенности государственного регулирования Интернета правительством и Коммунистической партией в Китайской Народной Республике заключаются в следующем:

- установление доминирующей роли подконтрольных КПК СМИ, а также институциональный контроль над незаконной и вредной информацией;

- пользователи используют Интернет как удобную платформу для обсуждений политики в стране;

- предотвращение коллективных движений, способных нарушить спокойствие и безопасность в стране.

Это помогает, с одной стороны, сохранить авторитет и легитимность однопартийного правительства, а с другой, позволяет массам выразить собственные интересы и мнения. Правительство следит за обсуждениями важных событий в Интернете с целью сохранения безопасности в Сети и обществе.

2. Bei J. How Chinese journalists use Weibo microblogging for investigative reporting. University of Oxford. [Electronic Version] // -2013. URL: https://www.researchgate.net/ publication/341822822_Going_Offline_Social_ Media Source Verification and Chinese

Regional development

Investigative_Journalism_During_Information_ Overload#read (дата обращения: 05.02.2021).

3. Global Internet filtering map. [Electronic Version] // - 2014. URL: http://map.opennet. net/filtering-pol.html (дата обращения: 08.02.2021).

4. Yang G. The Power of the Internet in China: Citizen Activism Online. Columbia University Press. - 2009. 320 p.

5. Yuanyuan Huang. Analysis of Internet censorship in mainland China (The Great Firewall). [Electronic Version] - 2019. URL: https ://www.theseus .fi/bitstream/ handle/ 10024/266180/Yuanyuan_Huang. pdf?sequence=2&isAllowed=y (дата обращения: 08.02.2021).

6. Вильданов Р.Р. Интернет в современной российской политике // Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы: сборник научных трудов. -Ульяновск: Ульяновский гос. техн. ун-т, 2012.

- С. 37-44.

7. Вильданов Р.Р. Интернет как средство коммуникации в политике // Наука, образование, молодежь в современном мире: материалы международной научно-методической конференции. - М.: Российский гос. ун-т нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, 2016. - С. 102-107.

8. Ибрагимова Г. Стратегия КНР в области управления интернетом и обеспечения информационной безопасности [Электронный ресурс] - 2016. URL: http:// www. pircenter. org/media/content/ files/10/13559074100.pdf

9. Лексютина Я.В. Политика китайского руководства в вопросах контроля и регулирования Интернета // Общество и государство в Китае. 2015. № 1. [Электронный ресурс] //

- 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ politika-kitayskogo-rukovodstva-v-voprosah-kontrolya-i-regulirovaniya-interneta (дата обращения: 07.02.2021).

References

1. Ball D. China's Cyber Warfare Capabilities. Security Challenges [Electronic Version] // - 2011. URL: http://www.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

securitychallenges.org.au/ArticlePages/ vol7no2Ball (дата обращения: 05.02.2021).

2. Bei J. How Chinese journalists use Weibo microblogging for investigative reporting. University of Oxford. [Electronic Version] -2013. URL: https://www.researchgate.net/ publication/341822822_Going_Offline_Social_ Media_Source_Verification_and_Chinese_ Investigative_Journalism_During_Information_ Overload#read(дата обращения: 05.02.2021).

3. Global Internet filtering map [Electronic Version] - 2014. URL: http://map.opennet. net/ filtering-pol.html (дата обращения: 08.02.2021).

4. Yang G. The Power of the Internet in China: Citizen Activism Online. Columbia University Press. - 2009. 320 p.

5. Yuanyuan Huang. Analysis of Internet censorship in mainland China (The Great Firewall). [Electronic Version] // - 2019. URL: http s : / /www. the se us. fi/bitstream/ handle/10024/266180/Yuanyuan_Huang. pdf?sequence=2&isAllowed=y (дата обращения: 08.02.2021).

6. Vildanov R.R. The Internet in modern Russian politics // Civil society in Russia: state, trends, prospects: collection of scientific papers. Ulyanovsk State Technical University, 2012. - P. 37-44.

7. Vildanov R.R. The Internet as a means of communication in politics // Science, education, youth in the modern world: materials of the international scientific and methodological conference. Russian State University of Oil and Gas (National Research University) named after I.M. Gubkina, 2016. - Р. 102-107.

8. Ibragimova G. Strategy of the PRC in the field of Internet governance and information security. [Electronic resource] - 2016. URL: http://www.pircenter.org/media/content/ files/10/13559074100.pdf

9. Leksyutina Ya.V. The policy of the Chinese leadership in the control and regulation of the Internet // Society and state in China. 2015. No. 1. [Electronic resource] - 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-kitayskogo-rukovodstva-v-voprosah-kontrolya-i-regulirovaniya-interneta (date of access: 07.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.