сборки иномарок в России, что позволило бы открывать производства, не дожидаясь переориентации и адаптации российских производителей. А также появление новых игроков на рынке стало бы стимулом для российских производителей к повышению качества и снижению издержек.
4. Создание правовой базы гарантий инвестиций, а также налоговых льгот учитывая нестабильную политическую и экономическую ситуацию в России. Гарантии инвестиций смогли бы привлечь в нашу страну не только автопроизводителей, но также и производителей комплектующих.
С. 01. ЛАаксименко
Система государственного прогнозирования и внешняя торговля
В 90-х годах XX в. на смену централизованному планированию народного хозяйства пришло государственное прогнозирование социально-экономического развития. Переход от планового хозяйства к протезированию основных показателей деятельности государства диктовался требованиями времени: на повестке стояли вопросы выхода из острейшего кризиса, стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям.
Формально проблему несостоятельности централизованного планирования деятельности предприятий обозначил Пленум ЦК КПСС в июне 1987 г.. была утверждена новая концепция реформы системы управления экономикой. Однако только в 1991 г. вышло постановление Совета Министров РСФСР N 34 'Вопросы государственного комитета РСФСР по экономике", в котором формирование социально-экономических прогнозов рассматривалось как задача государственного уровня. Согласно постановлению Государственный комитет РСФСР по экономике был определен центральным органом управления по вопросам прогнозирования и на него были возложены задачи:
— разработки социально-экономических прогнозов функционирования народного хозяйства в республике и важнейших сфер его деятельности, определение приоритетов и пропорций социально-экономического развитая республики и ее регионов;
— регулирования развития экономики, направленное на обеспечение необходимых пропорций социально-экономического развития республики, устранение социальной напряженности на основе создания эффективной системы экономического регулирования рыночных отношений;
— разработки сводных прогнозных балансов: финансового, денежных доходов и расходов населения, валютных поступлегаш и платежей, занятости и трудовых ресурсов, капитальных вложений, материальной сбалансированности экономики республики. Подготовку предложений по устранению выявленных на их основе межотраслевых и региональных диспропорций в развитии народного хозяйства;
— организации разработки всей совокупности методических документов по составлению социально-экономических прогнозов, схем развития и размеще]-гия производительных сил, балансов, формированию целевых
программ;
— проведения прогнозов и анализ динамики цен и тарифов, индексов потребительских цен, осуществление регулирования цен и действенного управления механизмом ценообразования в целях сдерживания инфляции
В 1991 г. задача подготовки общереспубликанского прогноза Социально-экономического развития на 1992 г. была поставлена Советом Мини стров РСФСР перед Государственным комитетом по экономике, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами (постановление от 24.06.1991 г. N 350 "О прогнозировании и экономическом р -гулировании развития народного хозяйства РСФСР в 1992т '). При этом Министерству финансов при формировании проекта республиканского бюджета предписывалось исходить из прогнозных оценок экономического и социального развития республики,
В целях методического, аналитического и информационного обеспечения экономических реформ, прогнозной деятельности, развития предпринимательства и деловой активности, становления рыночных отношений в 1991 г. при Мишгстерстве экономики и финансов Российской Федерации (с 1992 г — при Минэкономики России) был образован Центр экономической конъюнктуры и прогнозирования на базе Главного вы-•шслительного центра бывшего Министерства экономики и прогнозиро-ания СССР (последнее было образовано в соответствии с законом СССР т 01.04.1991 г. и действовало в переходный период).
Ввиду нестабильности экономики в рассматриваемый период с 1994 г. кроме годовых прогнозов социально-экономического развития также разрабатывались прогнозы на квартал (Распоряжение правительства Российской Федерации от 22 04.1994 г. N 535-р), В схеме составления квартальных прогнозов участвовали Государственный комитет по статистике и Министерство финансов Российской Федерации, которые представляли данные за предшествующий квартал (исполнение федерального бюджета, итоги социально-экономического развития) и краткосрочный прогноз макроэкономических показателей на очередной квартал в Министерство экономического развития Российской Федерации (далее — Минэкономики РФ).
Нормативно-методические материалы для разработки среднесрочных
долгосрочных прогнозов, действующие и в настоящее время, были сформированы к 1996 г. (письмо Минэкономики РФ от 25.12.1995 г. >ШМ-133/1-142) и направлены федеральным органам исполнительной настк; и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основополагающим документом, определившим цели и содержание
системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок и периодичность разработки указанных прогнозов и программ, стал принятый 20.07.1995 г. закон Ы115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (далее — Закон).
Закон трактует государственное прогнозирование как систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.
Согласно Закону разработка государственных прогнозов и концепций социально-экономического развития обеспечивается Правительством Российской Федерации. Формирование системы государственных прогнозов ведется по трем горизонтам: долгосрочному, среднесрочному и краткосрочному. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
В основе прогнозов лежит комплексный анализ демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов. Прогнозы включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. Долгосрочные прогнозы строятся только для макроэкономического уровня в основном для целей разработки экономической стратегии в виде гипотетических сценариев. Сценарии носят альтернативный характер и содержат рекомендации по государственному стратегическому планированию. При построении таких прогнозов основное внимание уделяется исследованию тенденций и факторов мировой экономики с учетом роли и места России в мировом хозяйстве. Такие тенденции и факторы рассматриваются как внешние объективные условия развития экономики Российской Федерации, так как они не управляемы в рамках национальных органов власти. Исходной информацией для таких прогнозов служат аналитические материалы и данные международных статистических организаций, которые появляются в открытой печати с временным лагом в 2-3 года, и поэтому не пригодны для оперативного прогнозирования. Построенные
на основе данных международной статистики долгосрочные прогнозные оценки представляют собой описание предполагаемой траектории развития изучаемого процесса в общем виде. Ориентировочные количественные оценки представляются только для наиболее важных макроэкономических показателей.
На основе прогноза на долгосрочную перспективу Пряжительство Российской Федерации организует разработку концепции социальноэконо-мического развития Российской Федерации, в которой конкретизируются варианты и определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижение указанных пел ей.
В целях обеспечения преемственности социально-экономической политик:! государства данные прогноза и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Среднесрочные прогнозы на макроэкономическом уровне строятся для разработки тактики экономической политики. Они формир; ют-ся на основе комплексных структурных моделей развития основных макроэкономических показателей и содержат количественные прогнозные опенки этих показателей.
В рамках среднесрочного прогнозирования определяются концепция и программа социально-экономического развития Российской Федерации Закон связывает прогнозный цикл с периодичностью выборов Президента Российской Федерации. Концепции развития на среднесрочную перспективу посвящается специальный раздел послания Президента, с которым он обращается к Федеральному собранию после вступления в должность. В концепции отр .жается состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политик7' государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспектив)
Исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации, Правительство разрабатывает программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу — комплексную систему целевых ориентиров и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. В лро1рамме отражаются:
— опенка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономи
ки Российской Федерации;
— концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
— макроэкономическая политика;
— институциональные преобразования
— инвестиционная и структурная политика;
— аграрная политика;
— экологическая политика,
— социальная политик!.;
— региональная экономическая политика.
— внешнеэкономическая политика.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственнук думу.
Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Прогноз на предстоящий год представляется Правительством Российской Федерации Государственной думе одновременно с проектом федерального бюджета.
Краткосрочные прогнозы представляют наибольший интерес для оперативного регулирования экономики. При построен™ таких прогнозов необходимо, помимо тенденций и факторов, определяющих развитие экономики на длительную и среднесрочную перспективу, учитывать также целый ряд объективных и субъективных, системных и внесистемных факторов. К ним следует отнести особенности национального производства и потребления, отраслевую структуру национальной экономики, ее приоритеты, влияние сезонных факторов на производство и потребление, инвестиции в конкретные отрасли экономики, введение новых законодательных актов. В основе краткосрочного прогнозирования должны лежать прогнозные оценки агрегированных индикаторов, полученные на основе моделей, отражающих связи между макроэкономическими индикаторами, отраслями и секторами экономики, уровнем социального развития соотношения мировых и внутренних цен
Результаты государственного прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики государства.
В с зответствии с Постановлениями правительства Российской Федерации от 07.04.2004 г. N 187 "Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации" и от 27.08.2004 г. N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее — МЭРТ РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регу-
лированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического зазвития, таможенного дела, торговли
МЭрТ РФ осуществляет:
а) мониторинг и анализ социально-экономических процессов, разработку годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики;
б4 разрабо^у государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов и региопв ^оесийсхой^ Федерации, муниципальных образований, отраслей I секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, прогнозных расчетов общеэкономических показателей системы национальных счетов.
МЭРТ РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе по следующим вопросам:
1) формирование программ и планов социально-экономических реформ;
2) анализ и прогнозирование социально-экономического развития, сводных финансовых балансов по Российской Федерации, субъектам и регионам Российской Федерации, отраслям и секторам национальной
экономики;
3) мониторинг социально-экономических процессов в Российской
Федерации;
4) торгово-экономические отношения с иностранными государстгами:
5) торгово-экономические отношения и экономическая интеграция Российской Федерации с государствами-участниками СНГ;
б) экономические основы формирования Союзного государства:
7) формирование единого экономического пространства,
8) экономические отношения Российской Федерации с иностранными государствами, их союзами и международными организациями;
9) применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров;
10) нетарифное и тарифное регулирование экспорта и импорта товаров, за исключением товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации об экспортном контроле;
11) социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образовании;
12) государственное регулирование в экономике;
13) государственная поддержка экспорта
14) предпринимательская деятельность, в том числе средний и малый
бизнес;
15) таможенно-тарифная политика и таможенное дело, за исключени-
ем определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств и порядка исчисления и сбора налоговых платежей, которые находятся в ведении Министерства финансов Российской Федерации (Постановление правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации",
Государственное прогнозирование базируется на информации, предоставляемой соответствующими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. Ведомства несут ответственность за представление в срок информации по сферам их ведения (в том числе: по денежно-кредитной сфере — Центральный банк Российской Федерации по исполнению бюджета — Министерство финансов Российской Федерации, по таможенной статистике — Федеральная таможенная служба (далее — ФТО по сбору налогов — Федеральная налоговая служба (далее — ФНС)
Порядок и сроки разработки краткосрочного прогноза и параметров прогноза на среднесрочную перспективу в целом по Российской Федерации определяется ежегодно постановлением Правительства Российской Федерации (см. рисунок). При этом сценарный прогноз развития экономической ситуации в стране становится каркасом, на котором основываются расчеты на более низких уровнях
Разработка прогнозов социально-экономического развития России вне зависимости от их временного горизонта должна основываться на следующих методических принципах:
т- научная обоснованность прогнозирования, означающая, что прогнозирование осуществляется на основе проведения комплексных научны исследований, базой для которых являются соответствующие работы, проводимые научными организациями, министерствами и ведомствами;
— единство политики и экономики в государственном прогнозировании, состоящее в том, что целевые прогнозы и программы социально-экономического развития должны отражать и реализовывать экономическую политику Правительства Российской Федерации на соответствующем этапе;
— участие в государственном прогнозировании основных экономических субъектов — федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений предпринимателей, профсоюзов и других:
— взаимодействие всех участников государственного прогнозирования с целью достижения согласованного представления о перспективах развития (интерактивный п ринит );
— последовательное уточнение государственных прогнозов в ходе взаимодействия участников прогнозного процесса (итеративный принцип);
— единство методических подходов и информационного обеспечения всей системы прогнозов, что предполагает возможность перехода от пока-
Рис. Схема взаимодействия органов государственного управления при разработке краткосрочного прогноза социально-экономического тзвития Российской Федерации и параметров прогноза на среднесрочную
перспективу
зателей прогнозов с одним временным горизонтом к показателям прогноза с другим горизонтом. Реализация этого принципа должна обеспечивать также и воспроизводимость результатов прогнозов при использовании единообразной исходной информации и методов прогнозирования;
— системность государственного прогнозирования, предполагающего охват отраслей, секторов, сфер и субъектов хозяйственно-экономической деятельности и территорий, а также различных форм собственности, до-( таточный для целостного представления о социально-экономической ситуации в перспективе и для принятия решений в области экономической, социальной и инновационной политики. Для различного временного горизонта целостное представление достигается согласованными, но различными наборами показателей. С этим принципом неразрывно связан следующий принцш
— сбалансированность номенклатуры и состава прогнозных показателей и временного горизонта прогноза. Для краткосрочного прогноза номенклатура шире, для долгосрочного, соответственно, уже. Состав показателей также отличается. Если для краткосрочного прогноза большое значение имеет финансовый аспект развития экономики, то для долго срочного прогноза основной упор необходимо делать на вещественно-ресурсный аспект;
— непрерывность прогнозирования и скользящий характер прогнозов, обеспечивающий в каждом временном периоде достаточный горизонт для принятия обоснованных решений в области экономической политики'
— сочетание поискового (на основе исследования существующих тенденций и факторов) и целевого подходов к прогнозированию, что создает условия для обоснованного и реалистичного выбора целей и путей их достижения, определения направлений реализации задач, стоящих перед го сударством и обществом, в том числе с использованием программ различ ного уровня;
— вариантность прогнозов, что является необходимым условием для обеспечения реализации предыдущего принципа
Непременным элементом системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, являют ся прогнозы внешней торговли. Динамика объема и структуры экспорта, импорта, внешнеторговых цен оказывают непосредственное влияние на отраслевые и территориальные пропорции, объемы внутреннего валового продукта, доходы федерального и регионального бюджетов, поступление таможенных платежей, рентабельность предприятий, уровень розничных цен, реальные доходы населения. Прогнозирование внешней торговли осуществляют МЭРТ РФ, ФТС, которая находится в ведении МЭРТ РФ, и другие государственные органы, а также привлекаемые ими научно-исследовательские организации
Полномочия ФТС в рассматриваемой сфере действия определены Постановлением правительства Российской Федерации от 21.08.2004 г. N 429
"О Федеральной таможенной службе". Подготовку прогнозной информации о перспективах развитие внешней торговли Российской Федерации осуществляет Управление таможенной статистики и анализа ФТС России (далее — УТСА). Приказом ФТС от 19.10.2004 Г. N 171 "Об утверждении Положения об Управлении таможенной Статиспжй и анализа" к основным задачам УТСА отнесены:
— организация подготовки данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации для ежемесячной Я [формации < тенденциях развития внешней торговли, также для офйЦЕг л! ых публикаций
— обеспечение информацией о таможенной статистике внешней торговли и специальной таможенной статистике Федерально] Ь соб пли Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также международных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федераций и законода-тельство\ Российской Федералии (в соответствии со ст. 26 Таможенного кодекса Российской Феде^: щии).
К функциям УТСА относятся подготовка аналитических материалов о тенденциях развития внешней торговли, а также о торгово-экономических связях со странами СНГ и странами дальнего зарубежье ос ^.ществле-нис анализа последствий воздействия принимаемых мер по регулироза-нию ВЭД; совместная подготовка проекта плана и прогнозны? токазате-лей деятельности ФТС, а также отчета об их исполнении для представления руководителем ФТС Министру экономического развития и торговли Российской Федерации. Также УТСА подготавливает аналитические обзоры по региональной таможенной статистике субъектов Российской Федерации и оказывает методическую и практическую помощь региональным таможенным органам по вопросам получения прогнозных оценок изменений в динамике и структуре внешней торговли.
Задачи, решаемые на основании данных таможенной статистики внешней торговли, определены Методологией, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 24.12.2003 г. N 1524 "Об утверждении Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации" и введенной в действие с "1 01.2004 г. К ним отнесены;
— содействие развитию ВЭД, расширению внешнеторговых связей;
— анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков Российской Федерации в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации;
— разраЬотка внешнеторговой политики Российской Федерации;
— информационное обеспечение органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации данным:! таможенной статистики внешней торговли (далее — внешнеторговые данные) для принятия ими
Ученые записки Санкт-Иетепбургского филиала РЩ^А._
решений в оЬ састи таможенной политики Российской Федерации и государственного регулирования внешней торговли Российской Федерации в пределах компетенции;
— представление данных таможенной статистики внешней торговли для контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей;
— представление внешнеторговыг данных для разработки платежного Ьаланса Российской Федерации;
— подготовка исходных данных для прогнозирования макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и платежного баланса Российской Федерации;
— представление внешнеторговых данных для анализа мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования ВЭД.
Система прогнозирования внешней торговли, как и система государст -венного прогнозирования, включает три горизонта: долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный. Достоверность и надежность прогнозов за висит от используемой методологии прогнозирования, учета всего много образия факторов, определяющих структуру экспорта и импорта, уровни и соотношения внешнеторговых цен, меняющуюся конъюнктуру миро вых и внутренних рынков.
К основным тенденциям и факторам развития мировой и российской внешней торговли, которые необходимо учитывать при разработке долго срочных прогнозов и стратегии внешнеторговой политики, следует от нести:
— опережаюшее развитие внешней торговли по сравнению с темпами роста национальной экономики, особенно в условиях ускоряющейся глобализации;
■ - повышение в мировой торговле доли высокотехнологичных готовых изделий при падении доли топливно-сырьевых товаров и продовольствия (для России характерна противоположная тенденция);
— развитые страны и сконцентрированные в них транснациональные корпорации (далее — ТНК) присваивают подавляющую часть мировой технологической квазиренты и значительную часть природной ренты, что является следствием глобализации. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, включая Россию, занимают незначительную часть мирового экспорта;
— в динамике мировой внешней торговли и мировых цен наблюдаются периодические колебания, особенно под воздействием среднесрочных и долгосрочных (Кондратьевских) циклов. Включение России в мировую экономику способствует более отчетливому проявлению цикличности динамики внешней торговли;
— на динамику и труктуру экспорта и импорта Российской Федерации оказывают воздействие геоэкономические факторы: интеграционные
эасширение границ Европейского Союза) и дезинтеграционные (в рамках СНГ); монополизация рынков ТНК, усиливающими свое влияние в ряде сегментов российской экономики; перспективы вступления России о ьсемирную торговую организацию, в которой определяющую роль играют развитые страны;
— динамику мировых и внешнеторговых цен определяют как экономические (фаза экономического цикла, интенсивность инфляции, структурные сдвиги), та1' и внеэкономические (эйбарго. военные конфликты и др.. факторы. ^ 1 М ■ М
Эта информация может быть Случена из международных и национальных статистических источников
При разработке долгосрочных прогнозов методы статистического анализа и моделирования используются ограниченно, а в большей мере применяются методы логического анализа и экспертные оЦенКй
При построении среднесрочных прогнозов следует учитывать все долгосрочные факторы и тенденции, но к тому же необходима количественная конкретизация прогнозных значений основных агрегированных to-казателей. В качестве экзогенных перемен ых в модели необходимо использовать информацию о динамике мировых цен на основные товары Национального экспорта и импорта. В качестве эндогенных переменных можно рассматривать показатели национального производства и потребления платежеспособного спроса населения.
Большинство перечисленных факторов количественно измеримо и могут использоваться для построения эконометрических моделей с использованием методов статистического оценивания. Эконометрические модели тозволяют оценить влияние экзогенных факторов и внутрисистемных заимосвязей макроэкономических индикаторов, а главное, отражают механизм их взаимодействия, что позволяет использовать такие модели для поиска дгравляющих воздействий. Для данного горизонта разрабатываются несколько прогнозов с учетом альтернативных сценарие! эазвйгил, реализующих разные вариант! экономической политики. Долгосрочные н среднесрочные 1рогнозы : нешней торговл: рг рабатываются только на макроуровне.
При краткосрочном прогнозировании на первый план выступает такая проблема, как особенности ра зития региональной внешней торговли. В показателях деятельности per юнальных таможенных управлений (да-л;с — РТУ) отражаются различия в структуре и динамике внешней торговли различных регионов России. Это связано как со спецификой отраслей структуры региона, уровнем его связей с внешним рынком, так и с проводимой региональными органами экономической политикой, стимулированием ЗЭД. В действующей в настоящее Ьрсмя системе прогнозиро-~ания внешней торговли реализована идеология построения "сверху-вниз", как наиболее точно отвечающая принципу функционирования экономики, когда именно общая макроэкономическая ситуация оказыва-
ет определяющее злияние на состояние основных агрегатов платежного баланса страны, а через них и на динамику экспорта и импорта отдельных товарных групп. Ча федеральном и региональном уровнях прогнозы формируются на год и поквартально.
Принятая система прогнозных расчетов включает пять уровней. На первом уровне прогноз экономики с годовым шагом осуществляется с помощью межотраслевой макроэкономической модели экономики России RIM. Исходными данными для него являются планируемые параметры экономической политики и конъюнктуры рынка, предоставляемые МЭРТ РФ. Полученные годовые прогнозные динамические ряды далее используются для получения квартальных, экзогенных по отношению к модели внешней торговли, переменных. Для этого годовые показатели трансформируются с помошью интерполяционной модели, основанной на использовании полиномов и рядов сезонности.
На третьем этапе, используя полученные на предыдушем шаге квартальные прогнозные динамические ряды, в модели FTM ФТС прогнозируются показатели по экспорту — импорту по товарным группам и товарам в целом по Российской Федерации. Следующий этап реализуется в модели FTM РТУ: рассчитываются показатели экспорта-импорта по укрупненным товарным группам и конкретным товарам в разрезе РТУ при этом объясняющими переменивши выступают агрегаты, рассчитанные на предыдущем уровне. В результате формируется база данных квартальных прогнозных динамических рядов внешней торговли по РТУ. Заключительный этап — согласование результатов расчетов, полученных непосредственно по Российской Федерации (по товарам и товарным группам) и полученных суммированием по РТУ.
Все модели внешней торговли представляют собой совокупность регрессионных уравнений, увязывающих динамику экспорта и импорта с показателями развития российской экономики, а также динамикой мировых цен на ключевые ресурсы. Экзогенными переменными для моделей экспорта-импорта федерального уровня (модель FTM ФТС) являются параметры развития отраслей и характеристики внешней торговли, полученные из отраслевой модели R.1M. Наиболее часто используются такие отраслевые показатели, как оборот розничной торговли в текущих ценах, суммарные экспорт и импорт в текущих ценах, суммарные доходы в экономике в текущих ценах, экспортные цены на нефть, газ и нефтепродукты, суммарные потоки выпусков отраслей в текущих ценах, физические объемы выпуска товаров отечественной промышленности (все показатели в долларах США).
Экзогенными переменными для моделей РТУ являются как упомянуты^ выше параметры развития отраслей и характеристики, полученные из модели RIM, так и характеристики экспорта и импорта по укрупненным товарным группам, полученные из моделей внешней торговли более высокого уровня.
Динамика экспорта и импорта товарных групп в разрезе РТУ и товарная структура региональной внешней торговли носят неустойчивый характер. Это не может быть объяснено ни общеэкономическими факторами акими, как производство и потребление, ни колебаниями мирового рынке, ни сезонностью. Неустойчивость обусловлена, по-видимому, случайными субъективными факторами, которые не поддаются учету в причинно-следственных моделях. Поэтому применение моделей множественной регрессии на уровне РТУ в рамках вышеописанной системы протезирования не дает возможности формирования детального кратко-сточного прогноза. В этом случае моделирование внешней торговли может быть проведено на основе исследования ее структуры, проведенного по оазным аспектам (в разрезе качественных признаков), с последующим обобщением полученных оценок в результирующей модели. -
Как известно, внешнеторговые потоки развиваются под влиянием как внешних, так и внутренних факторов, которые приводят к структурным сдвигам, являющимся отражением глубоких качественных изменений экономических процессов. Применительно к таможенной статистике представляет интерес исследование изменений товарной и географической структуры внешней торговли с точки зрения отражения их влияния на эффективность внешней торговли и на объемы таможенных платежей. При решении этой задачи следует исходить из того что любые структурные изменения обусловлены, в конечном счете, неравномерностью развития отдельных структурных элементов: увеличивается удельный вес тех из них, которым присущ более быстрый рост по сравнению с другими. Так, если в импорте быстрее растет торговля с развивающимися странами» то это приводит к относительному сокращению таможенных платежей. Поэтому при прогнозировании внешней торговли важно не только оценивать объемы потоков в целом, но и их отдельных структурных элементов. Структура внешней торговли может рассматриваться в разных разре-эше пг странам, по товарам, по участникам ВЭД и т.д. Однако построение сложных группировок с последующим моделированием развития каждого тгруктурного элемента приводит к большой размерности задачи моделирования. Кроме того, ввиду слабой агрегированности показателей точность оценок будет чрезвычайно низкой. Поэтому целесообразно осуществлять моделирование развития для структурных элементов, полученных
- основе простых группировок по укрупненным группам: отдельно по " ппам товаров и группам стран, а затем совокупные оценки для объемов
экспорт и импорта в целом обобщать с учетом их точности, адекватности «возможности дополнить друг друга полезной информацией. В целом такой подход реализуется в рамках разработки комплексной статистической модели прогнозирования внешней торговли далее — ;МП). Данная модель является перспективной и может применяться составлении прогноза развития внешней торговли отдельного регио-
- КСМП обеспечивает анализ и прогнозирование всех основных харак-
теристик региональной внешней торговли, а также отражает основные тенденции развития как внешней торговли в целом, так и по каждому выделенному структурному элементу с учетом их взаимодействия между собой. Поэтому при построении такой модели необходимо учитывать харак тер развития каждого их показателей внешней торговли в разрезе принятых группировок,
Основной целью построения КСМП является реализация комплексного юдхода к моделированию и прогнозированию внешней торговли, который подразумевает одновременный учет в модели не только общих закономерностей развития экспорта, импорта и внешнеторгового оборота, но и всех наблюдаемых закономерностей развития этих показателей по всем группам товаров и по всем группам стран — торговых партнеров.
При построении КСМП должны быть выполнены следующие условия:
— в качестве рабочей базы моделирования основных наблюдаемых закономерностей развития исследуемого объекта и его составляющих используются модели разных классов;
— отбор лучшей модели для каждого структурного элемента осуществ ляется исходя из характеристик ее качества или исходя из содержательного предварительного анализа;
— совокупные оценки экспорта, импорта и других показателей внешней торговли получаются посредством суммирования оценок по струк -турным элементам^
— обобщение совокупных оценок осуществляется с учетом точности и адекватности отражении ими изменения исследуемого показателя в це лом - ,
Последовательное построения комплексной модели прогнозирования основных объемных показателей внешней торговли, а именно экспорта, импорта и внешнеторгового оборота можно представить в виде алгоритма, который состоит из следующих этапов.
1) предварительный анализ: выбор базы прогноза, интервала между наблюдениями; подготовка статистической сводки о стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с разбивкой по направлению перемещения товара, по товарным группам в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД, по странам — торговым партнерам; выделение группировок по товарным группам и группам стран; построение временных рядов; проверка соответствия временных рядов требованиям объективности, сопоставимости, полноты, однородности, устойчивости расчет основных динамических характеристик; тестирование временных рядов на стационарность; проведение логического и экономического анализа исследуемого процесса;
2) разработка частных прогнозов импорта, экспорта и внешнеторгового оборота как в целом, так и по всем группам товаров и по всем группам стран; выбор из числа построенных лучших частных моделей с точки зрения адекватности и точности. При выборе лучшей частной модели учиты-
*аются не только формальные статистические характеристики, но и интерпретируемость их линии развития с содержательной точки зрения. В случае несовпадения резул >татов выбора по статистическому и содержательному критериям предпочтение отдается последнему;
3) вычисление суммарных объемов экспорта и импорта на основе частных прогнозов экспорта и импорта по группам товаров и группам стран
4) вычисление обобщенных прогнозных оценок экспорта и импорта на снове суммарных объемов экспорта и импорта по группам стран и груп-
говаров и частных прогнозов экспорта и импорта в целом. Для агрегированных показателей экспорта, импорта и внешнеторгового оборота опенки могут быть получены несколькими способами: по лучшей из частных моделей^ отражающей динамику этого показателя в целом, без учета динамики его структурных составляющи ; и, кроме того, посредством ширования оценок по структурным элементам в разрезе всех рассмат-риг*\емых группировок. Естественно, эти оценки ¡удут различаться между юй, поэтому возникает проблема либо, выбора между ними, либо их «пения. Выбор лучшей модели может привести к потере и..формации, отгорая содержится в других моделях. Поэтому в целях повышения I н-рмативности результирующей модели представляется целесообразны!' дополнение лучшей частной модели другими моделями. Следовательно, I '«лючительным этапом построения комплексной модели прогнозирова-яолжно быть обобщение оценок, полученных для агрегированных показателей по разным моделям,
} ¡ычисление суммарного объема внешнеторгового оборота на основе ¡шенных объемов экспорта и импорта: _
вычисление обобщенного прогноза внешнеторгового оборота на снс_е суммарного и частного прогнозов внешнеторгового оборота.
В обобщающую модель на завершающем этапе построение КСМП & сдиняются лучшие частные модели, включая экспертные оценки, ощение оценок, полученных по различным моделям, позволяет уве-гибкость обобщающей модели и, следовательно, ее адаптацион-возможности
За последние годы экономико-математические методы синтеза, комбинирования моделей получили значительное развитие как за рубежом, и у нас в стране. Этой проблеме посвящены работы отечественных у гных Э. Б. Ершова Ю. П. Лукащина, В. А. Половникова, А. А. Френкг-ч зар"бежных эконометристов П. Ньюболда, К. Гренджера, Дж Бек-С. Макридакиса. Опыт практических исследований свидетельствует о крспективности направления, связанного с формированием комплекс-опенок на основе объединения частных прогнозов. Результаты, полуденные разными методами, зачастую носят дополнительный характер, мшсыг^я лишь определенную сторону явления, поэтому их совместное кпользсзание может способствовать более полному, точному моделированию экономических явлений и процессов.