УДК: 338.242.4
Abasov R.G. THE SYSTEM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL FOR PROMOTION OF INNOVATION POLICY. A study conducted by the author emphasizes the role of innovation in the development of national economy. Benefits of public-private partnerships in stimulating innovation as a development and proposed forms of government support for public-private partnership projects are identified and structured. As an example, the author proposes a scheme for the implementation of public-private partnership projects.
Key words: innovation, innovation project, public-private partnership, state support, project finance, private capital.
Р.Г. Абасов, аспирант, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»,
г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В исследовании, проведенном авторами, подчеркнута роль инноваций в развитии национальной экономики, выявлены и структурированы преимущества применения проектов государственно-частного партнерства в качестве стимулирования инновационного развития, предложены формы государственной поддержки проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). В качестве примера авторами была предложена схема взаимодействия частного сектора и государства при реализации проектов ГЧП.
Ключевые слова: инновация, инновационный проект, государственно-частное партнерство, государственная поддержка, финансирование проекта, частный капитал.
Модернизация российской экономики, обновление технической и технологической базы производства являются приоритетными задачами страны, обусловленными характером и темпами развития мирового экономического сообщества. При этом переход к инновационной модели экономического роста и формирование нового механизма социального развития требует решения вопроса инвестирования в инновационные проекты.
Масштабное внедрение современных технологий и повышение конкурентоспособности промышленности невозможны без соответствующей инвестиционной, денежно-кредитной политики государства и поддержки финансовых институтов.
В активно развивающейся российской экономике наряду с постоянно возрастающими общественными потребностями все больше проявляется недостаточность возможностей государ-
Рис.1. Схема реализации проектов ГЧП
ственного (бюджетного) финансирования и в то же время имеются крупные инвестиционные проекты, реализация которых вследствие их социальной значимости и масштабности не может быть передана во власть одних только рыночных механизмов. Таковы, например, проекты, касающиеся сфер национальной безопасности, топливной промышленности, поддержания правопорядка, жилищно-коммунального хозяйства, транспортной и энергетической инфраструктуры.
В качестве стратегического направления, способного оказать позитивное влияние на качество экономического роста, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается развитие государственно-частного партнерства (ГЧП).
Суть государственно-частного партнерства в сфере нововведений состоит в согласовании интересов государства и бизнеса, а также в координации их действий при доведении научных результатов до инноваций. В целом государственно-частное партнерство направлено на максимально эффективное использование ресурсов, в том числе финансовых, государственного и частного сектора для реализации инновационных проектов [1].
Как считают авторы государственно-частное партнерство по праву можно назвать действенным инструментом, способным изменить положение дел в области инновационного развития страны. Однако, не смотря на всю привлекательность взаимодействия по схеме ГЧП, данный вид сотрудничества предполагает и определенные трудности. Реализация ГЧП способствует формированию предпосылок взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса, но в то же время создает дополнительные риски в процессе осуществления совместных проектов (усложненный порядок реализации, высокие транзакционные издержки, риски формирования структуры корпоративного управ-
Библиографический список
ления, неоднозначное отношение общественности и политические последствия) [2].
В большинстве случаев финансовые ресурсы, предназначенные для проектов государственно-частного партнерства, мобилизуются одновременно по трем каналам: государственные (муниципальные) субсидии, активы частных акционеров и банковские займы (рис. 1).
В этом смысле итоговая себестоимость проекта ГЧП поддерживается и налогоплательщиками, и пользователями. Распределение итоговой себестоимости между этими группами зависит непосредственно от уровня приватизации рассматриваемого проекта ГЧП.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для реализации инновационных проектов по схеме государственно-частных партнерств, широко используемых в мировой практике, созданы лишь общие условия. Свидетельством тому является наличие множества барьеров и преград, препятствующих активному внедрению схем гЧп в отечественную экономику. К таковым можно отнести недостаточность знаний и компетенций у представителей органов государственной и муниципальной власти и частного сектора, необходимость совершенствования методов долгосрочного целевого планирования инвестиций и бюджетное регулирование ГЧП. Среди главных причин неразвитости контрактных форм ГЧП в российских условиях является отсутствие реального рынка качественных проектов по схеме государственно-частного партнерства, ограничения по привлечению заемных средств, неготовность государства брать на себя риски и ответственность по проектам ГЧП.
Достижение целей использования схем, моделей и инструментов ГЧП для активизации инновационных процессов с целью улучшения экономического потенциала страны и усиления конкурентных преимуществ на мировом рынке невозможно без решения указанных проблем.
1. Романенко, Н.М. Финансирование инновационной деятельности в условиях интеграции науки, образования и бизнеса // Тольятинский государственный университет. - 2011.
2. Официальный сайт Европейского банка реконструкции и развития [Э/р]. - Р/д: http://www.еbrd.org.
Bibliograph
1. Romanenko, N.M. Finansirovanie innovacionnoyj deyateljnosti v usloviyakh integracii nauki, obrazovaniya i biznesa // Toljyatinskiyj gosudarstvennihyj universitet. - 2011.
2. Oficialjnihyj sayjt Evropeyjskogo banka rekonstrukcii i razvitiya [Eh/r]. - R/d: http://www.ebrd.org.
Статья поступила в редакцию 27.05.14
УДК 338 Hinikadze T.A., GornostayevaZh.V. IMPLEMENTATION OF THE MARKETING APPROACH IN PROVIDING PUBLIC SERVICES. In the article marketing approaches in the providing public services are studied. Recommendations for improving the process of formation of marketing relations in the process of public services are updated.
Key words: public services, marketing, cognitive map, marketing standards.
Т.А. Хиникадзе, аспирант, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)
Донского гос. университета, г. Шахты; Ж.В. Горностаева, канд. эконом. наук, проф., зав. каф. «Сервис», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского гос. университета, г. Шахты, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
В статье раскрываются маркетинговые подходы при оказании государственных услуг, актуализированы рекомендации по совершенствованию процесса формирования маркетинговых отношений в процессе оказания госуслуг.
Ключевые слова: государственные услуги, маркетинг, когнитивная карта, стандарты маркетинга.
Использование маркетингового подхода в сфере предоставления государственных услуг (далее под этим термином можно рассматривать услуги не только государственных, но и муниципальных органов, действия которых также выступают как акты органов власти, но меньшего уровня) представляется не менее важным
направлением, чем исследовательская работа, и самостоятельной областью изучения и разработки, поскольку выражается не только улучшение отдельных организационно-технических параметров работы госучреждений, но и является следствием качественной перестройки всей системы государственного управления.