Научная статья на тему 'Система государственно-общественного управления профессиональным самоопределением обучающихся'

Система государственно-общественного управления профессиональным самоопределением обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КОМПОНЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЭТАПЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / COMPONENTS OF STATE AND PUBLIC MANAGEMENT / STAGES OF STATE AND PUBLIC MANAGEMENT / REGIONAL FEATURES / MODEL OF STATE AND PUBLIC MANAGEMENT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомова Елена Алексеевна

В статье рассматриваются особенности государственно-общественного управления профессиональным самоопределением обучающихся в Кемеровской области. Автор представляет научные основы теории и региональную модель государственно-общественного управления профессиональным самоопределением обучающихся; обосновывает необходимость формирования готовности педагогического сообщества к реализации мероприятий по профессиональному самоопределению в Кемеровской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PUBLIC MANAGEMENT SYSTEM OF STUDENTS'' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

The article depicts the peculiarities of state and public management of students’ professional self-determination in Kemerovo region. The author represents scientific bases of the theory and regional model of state and public management of students’ professional self-determination; proves the need for development of readiness of pedagogical community for realization of professional self-determination activities in Kemerovo region.

Текст научной работы на тему «Система государственно-общественного управления профессиональным самоопределением обучающихся»

МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И РЫНОК ТРУДА» (Г. НОВОКУЗНЕЦК, 27-28 СЕНТЯБРЯ 2016 Г.)

PROCEEDINGS OF ALL-RUSSIAN RESEARCH AND PRACTICE CONFERENCE WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION ON STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND LABOR MARKET (NOVOKUZNETSK, 27-28 SEPTEMBER, 2016)

УДК/UDC 37.048.4 Е. А. Пахомова

E. Pahomova

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

STATE PUBLIC MANAGEMENT SYSTEM OF STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

В статье рассматриваются особенности государственно-общественного управления профессиональным самоопределением обучающихся в Кемеровской области. Автор представляет научные основы теории и региональную модель государственно-общественного управления профессиональным самоопределением обучающихся; обосновывает необходимость формирования готовности педагогического сообщества к реализации мероприятий по профессиональному самоопределению в Кемеровской области.

The article depicts the peculiarities of state and public management of students' professional self-determination in Kemerovo region. The author represents scientific bases of the theory and regional model of state and public management of students' professional self-determination; proves the need for development of readiness of pedagogical community for realization

of professional self-determination activities in Kemerovo region.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, компоненты государственно-общественного управления, этапы государственно-общественного управления, региональные особенности, модель государственно-общественного управления профессио нальным самоопределением.

Keywords: professional self-determination, components of state and public management, stages of state and public management, regional features, model of state and public management of professional self-determination.

Развитие общественной составляющей в настоящее время является общей тенденцией развития общества, позволяет учитывать общественные запросы по социализации и трудоустройству молодежи, а также позво-

ляет привлекать дополнительные ресурсы как в образовательные организации, так и в органы управления и соответствующие учреждения.

Под государственно-общественным управлением будем понимать управленческую деятельность, осуществляемую государственными структурами и структурами гражданского общества — добровольно сформировавшимися объединениями, ассоциациями и организациями граждан, проводящими общественную политику в области профессионального самоопределения на основе демократических процедур самоуправления и соуправления. Причем эти объединения создаются по желанию самих граждан, свободны от правительственного контроля и могут на него воздействовать. При этом под общественностью мы понимаем организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчиненные органам управления образованием, к которым относятся: объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения; ассоциации педагогов-исследователей и выпускников; структуры, обеспечивающие систему образования определенными ресурсами за счет внебюджетных источников (попечительские советы, проектные группы, исследовательские лаборатории, временные научно-исследовательские коллективы и др.), которые могут быть как постоянными (ассоциации, союзы, советы, некоммерческие партнеры), так и временными (собрания, совещания, конференции).

При разработке региональной системы государственно-общественного управления профессиональным самоопределением мы опирались на основные теоретические положения, связанные с профессиональным самоопределением и профессиональной ориентацией, а также на необходимость решения актуальной проблемы включения в процессы управления профессиональным самоопределением обучающихся не только государственных и муниципальных структур, но и компонентов государственно-общественного управления. Поиск наиболее эффективного варианта государственно-общественного управления профессиональным самоопределением осуществлялся на основе изучения различных подходов к выбору моделей и процессу моделирования в целом, научно обоснованного предвидения будущего состояния всей комплексной региональной модели, ее основных

компонентов, а также появления вариативных структур разноуровневых моделей профессионального самоопределения и основных закономерностей управления в целом. Система государственно-общественного управления профессиональным самоопределением включает в себя следующие компоненты: концептуальный, содержательный, деятельностный, результативный (рис. 1).

Концептуальный компонент системы рассматривает государственно-общественное управление профессиональным самоопределением как эффективный механизм создания условий для практического обоснования планируемых и проводимых мероприятий.

В содержательном компоненте обозначены нормативно-правовые основы участия органов управления, организаций и учреждений, занимающихся вопросами профессионального самоопределения в ходе отбора, планирования и проведения мероприятий.

Субъекты государственно-общественного управления профессиональным самоопределением молодежи включены в две группы:

— государственную — государственные и муниципальные органы власти, руководители общеобразовательных организаций и учреждений системы образования, занятости и др.;

— общественную — работники организаций.

Деятельностный компонент включает три блока:

— процессуальный, определяющий этап-ность и последовательность организации государственно-общественного управления профессиональным самоопределением в регионе;

— организационный, в котором описываются условия включения государственно-общественного управления профессиональным самоопределением в процесс социализации молодежи в современных социально-экономических условиях;

— методический, раскрывающий формы и методы, наиболее характерные для компонентов системы, полномочия и права органов управления, организаций и учреждений.

Выделены этапы: аналитический, экс-пертно-оценочный, целевой, проектировочный, деятельностный, мониторинговый.

К условиям включения государственно-общественного управления профессиональным самоопределением в процесс социализации молодежи нами были отнесены внешние

Концептуальный компонент

Субъекты

Принципы организации ГОУПС

Содержательный компонент

Нормативно-правовые основы применения ГОУПС

С

с

Государственные *

Общественные

> >

Субъекты ГОУПС

Деятельность по обеспечению функционирования объектов инфраструктуры ПСМ

Принципы ГОУПС как основа проектирования деятельности работников 00 и др.

Содействие совершенствованию деятельности и развитию организаций образования по реализации ПСМ

Деятельностный компонент

Процессуальный блок

Этапы

Т=

9-

I

Организационный блок

Условия

Резул ьтати вн ы й компонент

Критерии оценки эффективности государственно-общественного управления профессиональным самоопределением

Показатели оценки эффективности государственно-общественного управления профессиональным самоопределением в реализации практических мероприятий

Рис. 1. Компоненты системы государственно-общественного управления профессиональным самоопределением

(информационное и материальное обеспечение деятельности) и внутренние условия (готовность, мотивация, заинтересованность).

Результативный компонент характеризует возможность включения органов государственно-общественного управления в процедуры экспертизы деятельности образовательных организаций и иных учреждений муниципального и регионального уровня по проведению мероприятий профессионального самоопределения молодежи. В основе данной оценки лежит идея о согласованном взаимодействии основных участников данного процесса — обучающихся, педагогической общественности, представителей власти и работодателей. Общественная экспертиза рассматривается как процедура, обеспечивающая соответствие требований, предъявляемых к результативности планируемых мероприятий, социальным ожиданиям и интересам личности и общества.

Значимость, которую мы вкладывали в разработку и реализацию государственно-общественного управления профессиональным самоопределением в Кемеровской области, основывается на инновационных процессах, присущих современной системе образования. Концептуальный компонент системы рассматривает государственно-общественное управление профессиональным самоопределением как эффективный механизм создания условий реализации последовательной социальной молодежной политики, с одной стороны, обеспечение рынка труда кадрами требуемой квалификации — с другой. Содержательную основу системы государственно-общественного управления профессиональным самоопределением составляет совокупность организационных моделей профессионального самоопределения обучающихся, взаимодействующих друг с другом.

Сущность данного взаимодействия — согласованная и системная деятельность субъектов государственно-общественного управления профессиональным самоопределением и всех компонентов соответствующей региональной инфраструктуры.

К основным задачам, решаемым системой государственно-общественного управления профессиональным самоопределением обучающихся, нами были отнесены:

— формирование нормативно-правовой основы участия субъектов государственно-общественного управления профессиональным самоопределением молодежи в выработке,

подготовке прогнозов и составлении заданий на подготовку кадров для определенных групп профессий (в соответствии с кластерной перестройкой экономики региона);

— определение и реализация механизмов участия субъектов государственно-общественного управления в создании условий, обеспечивающих эффективную разработку и реализацию программ профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;

— определение критериев и показателей эффективности субъектов государственно-общественного управления в реализации региональной политики в области профессионального самоопределения молодежи.

Выделяются следующие принципы организации государственно-общественного управления профессиональным самоопределением:

— принцип открытости — предполагает необходимость активных партнерских связей между различными социальными институтами, работодателями, общеобразовательными и профессиональными организациями, органами управления на муниципальном и региональном уровне и государственными ведомствами, другими учреждениями инфраструктурной компоненты и общественностью. В данном контексте принцип открытости предполагает независимую и беспристрастную оценку эффективности как проводимых мероприятий, так и деятельности специализированных учреждений и образовательных организаций, формирование конкурентоспособности организаций профессионального образования, предоставление гражданам (обучающимся) регулярной открытой информации о вакансиях, направлениях подготовки и последующем трудоустройстве. Причем смысл открытости состоит не только в вовлеченности общественности в процесс профессионального самоопределения молодежи и мероприятия профессиональной ориентации, но и в формировании ответственности всех участников за результаты: обеспечение регионального рынка труда необходимыми кадрами и успешная социализация молодежи.

— Принцип публичности — позволяет выстроить взаимодействие образовательной организации с потенциальными работодателями и общественностью, что обеспечивает широкое участие и представителей отраслей экономики, и образовательного сообщества, и граждан в управлении и реализации мероприятий

профессионального самоопределения, а также контроль за их результатами. Данный принцип предполагает публичное представление информации о деятельности образовательных организаций, учреждений службы занятости и других элементов инфраструктурной компоненты и о результатах мероприятий по профессиональному самоопределению обучающихся. Соблюдение принципа публичности предусматривает наличие определенных прав, обязанностей и ответственности каждой из сторон, участвующих в профессиональном самоопределении: представителей общеобразовательных организаций, организаций профессионального образования, представителей органов управления, обучающихся и их родителей, работников служб и учреждений занятости, взаимодействующих ведомств.

При проектировании и внедрении модели государственно-общественного управления нам потребовалось определить круг полномочий и ответственности представителей государственных и общественных составляющих в решении задач профессионального самоопределения. Выявление и разграничение полномочий субъектов государственно-общественного управления дало возможность определить пространство их активности в обеспечении результативности мероприятий профессионального самоопределения обучающихся. Значимость такой работы основывалось на том, что в ходе предварительного исследования и общей практикой проведения профориентационных мероприятий было установлено, что активность и инициативность деятельности различных субъектов государственно-общественного управления профессионального самоопределения находятся в прямой зависимости от понимая того, какими полномочиями они обладают в процедурах планирования, организации и контроля мероприятий и какую при этом несут ответственность.

Соответственно, актуальной задачей становится формирование готовности педагогического сообщества (работников общеобразовательных организаций в первую очередь) к более активной и продуманной работе с работодателями и представителями предприятий кластерной экономики региона, мотивации на активный контакт с потенциальными заказчиками кадров и потребителями образовательных услуг, заинтересованными в последующем трудоустройстве. Также требует решения целый комплекс задач — акти-

визация субъектной позиции общественности в сфере формирования социального (экономического) заказа на подготовку необходимого количества кадров требуемой квалификации; организация целенаправленной работы по подготовке представителей общественных, государственных и муниципальных учреждений к продуктивной деятельности по реализации своих полномочий на профессиональное самоопределение обучающихся; расширение практики реального участия общественных организаций в принятии и исполнении решений по реализации мероприятий профессионального самоопределения.

Сущность государственной составляющей управления заключается в финансировании и обеспечении развития материально-технической базы сферы образования, использовании ресурсов для решения задач совершенствования мероприятий профессионального самоопределения. Однако необходимо отметить имеющийся авторитаризм управленческой позиции и бюрократизм в принятии и исполнении решений, административный нажим и давление на общественную инициативу, стремление ограничить роль и снизить ее значение, использование только государственного ресурса при определении и проведении большинства мероприятий.

Общественная составляющая управления имеет свои преимущества, которые заключаются в независимости действий органов самоуправления и соуправления, участии общественности (обучающихся, родителей, советов, работодателей) в организации мероприятий профессионального самоопределения, где решения принимаются в процессе открытых и публичных обсуждений, учитывается мнение меньшинства, поощряется инициатива. К функциям общественных органов управления относятся: включение общественности в процесс разработки, принятия и реализации решений на всех уровнях управления профессиональным самоопределением; обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства, прав обучающегося и его родителей (законных представителей), педагогов; создание условий доступности образования и всей необходимой информации о трудоустройстве и перечне профессий; внесение предложений относительно правового статуса общественных органов управления процедурами (мероприятиями профессионального самоопределения обучающихся); привлечение и использование

Рис. 2. Модель государственно-общественного управления профессиональным самоопределением

финансовых и материальных ресурсов; проведение экспертизы профориентационных проектов и их результатов.

Внедрение новых подходов на основе модели позволит формировать в государственно-общественном управлении профессиональным самоопределением новые, более демократические партисипативные от-

ношения, согласованные действия между государством и представителями гражданского общества в области профессионального самообразования и образования в целом, а также собственно управленческие аспекты этих взаимодействий.

Ценностно-целевой установкой государственно-общественного управления профес-

сиональным самоопределением выступает удовлетворение существующих и формирование новых актуальных образовательных запросов и потребностей представителей территориальных сообществ (и обучающихся, и взрослой молодежи) в процессе личностного самоопределения.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач: корректировка миссии образовательной организации и сети взаимодействия в региональном (муниципальном) образовательном пространстве; создание системы информационно-образовательных ресурсов и компонентов, обеспечивающих проведение мероприятий; корпоративное управление качеством взаимодействия с компонентами системы государственно-общественного управления профессиональным самоопределением; внедрение инновационных проектов (профессиональных и индивидуальных образовательных программ, создание условий для саморазвития и самореализации всех участников процесса взаимодействия и т. п.).

Формирование структур государственно-общественного управления на уровне образовательного учреждения, муниципалитета, региона, как показывает существующий опыт, позволяет: обеспечить реализацию государственной политики в области образования (в части профессионального самоопределения молодежи) с учетом потребностей местного сообщества; формировать систему общественного контроля за состоянием системы профориентации, за реализацией программы ее развития; соблюдать законные права и интересы обучающихся, родителей и педагогических работников; решить противоречие между интересами личности и интересами экономической сферы развития региона.

Государственные и общественные институты — возможные участники государственно-общественного управления:

— органы исполнительной и законодательной власти, отдельные представители власти;

— органы муниципальной власти и институты общественного самоуправления;

— учреждения культуры и спорта;

— некоммерческие общественные организации и непартийные социальные движения; профессиональные сообщества и вузы;

— социально-молодежные и общественные фонды;

— представители малого и среднего бизнеса;

— служба занятости;

— средства массовой информации;

— правоохранительные органы, отделы социальной защиты.

Продуктивность государственно-общественного управления зависит от реализации следующих принципов его организации:

— независимость и паритетность органов государственного и общественного управления в вопросах профессионального самоопределения молодежи;

— законность, предполагающая неукоснительное соблюдение законодательства;

— целевая направленность деятельности субъектов государственно-общественного управления профессиональным самоопределением на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества, представителей рынка труда;

— свобода самодеятельности, означающая возможность каждого субъекта управления свободно выбирать методы и средства осуществления деятельности в области профессионального самоопределения и управления ее мероприятиями;

— согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между государственными и общественными органами управления профессиональным самоопределением молодежи на каждом ее уровне и этапе развития;

— оперативное разрешение конфликтов и противоречий между государственными и общественными органами управления профессиональным самоопределением на каждом уровне модели сопровождения профессионального самоопределения через общепринятые согласительные механизмы и процедуры.

К основным признакам общественно-государственного управления образованием можно отнести: совместную управленческую деятельность государственных и негосударственных структур по руководству образовательными проектами; процедуру принятия решения государственным (муниципальным) органом управления образованием, предусматривающую обязательное согласование проекта решения с представителями общественности; делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определенных групп общественности: планирование, контроль, оценка результата деятельности (общественная экспертиза, аттестация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.