Научная статья на тему 'Система формирования умений предупреждать и преодолевать коммуника тивные промахи и неудачи на уроках русского языка и развития речи (из опыта работы)'

Система формирования умений предупреждать и преодолевать коммуника тивные промахи и неудачи на уроках русского языка и развития речи (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
594
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОМАХИ И НЕУДАЧИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Паймурзина Татьяна Георгиевна

В статье рассматриваются варианты программ обучения школьников приемам предупреждения и преодоления коммуникативных промахов и неудач в непосредственном общении (в рамках уроков русского языка и развития речи). Это позволит сформировать умения успешного, бесконфликтного, эффективного общения у учащихся средней и старшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система формирования умений предупреждать и преодолевать коммуника тивные промахи и неудачи на уроках русского языка и развития речи (из опыта работы)»

РАЗДЕЛ V

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 38.007

Паймурзина Татьяна Георгиевна

Аспирант кафедры теории и методики обучения русскому языку Кузбасской государственной педагогической академии, учитель русского языка и литературы, заместитель директора МОУ «СОШ№ 14», pajmitrzina@mail.ru, Новокузнецк

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ И ПРЕОДОЛЕВАТЬ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОМАХИ И НЕУДАЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Paymurzina Tatyana Georgievna

post-graduate student of the chair of theory and Methods of teaching Russian of the Kuzbass State Pedagogical Academy, teacher of the Russian language and literature, Headmaster of a secondary school, pajmurzina@,mail. ru, Novokuznetsk

FORMATION OF SKILLS OF PREVENTION AND OVERCOMING COMMUNICATIVE FAILURES AND BLUNDERS AT LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH DEVELOPMENT (FROM TEACHER’S EXPERIENCE)

Речевое пространство современных школьников заполнено агрессией, которая является результатом негативных коммуникативных интенций. Они, в свою очередь, связаны с отсутствием сформированной готовности к анализу и учету причин и последствий коммуникативных промахов и неудач. Речевая среда, в которой формируется коммуникативная культура современного школьника, зачастую исключает требования к совершенной речи. И результатом того, что дети не знают, как правильно, а, главное, успешно общаться, является использование тех ситуаций, которые демонстрируют агрессивное, негативное отношение к собеседнику. Одним из выходов здесь является включение в школьное коммуникативное образование специальных знаний, основанных на понятиях «эффективное, успешное общение» - «коммуникативный промах», «коммуникативная неудача» и др., приемах их предупреждения и преодоления и специальных типах заданий.

Вслед за И. А. Стерниным, М. Р Савовой, О. С. Иссерс, эффективным («успешным») мы можем назвать такой диалог, когда реализуются цели одного или обоих участников коммуникации [1, с. 20], возникает благоприятный эмоциональный климат вследствие преодоления различного рода ба-

рьеров, а также создаются условия для максимального раскрытия личности каждого [2, с. 32]. “Достижение прогнозируемого результата является критерием успеха любой коммуникации, в том числе и речевой” [3, с. 289].

Различение коммуникативных промахов и неудач базируется на факторе достижения интенции говорящим и того перлокутивного эффекта, который возникает у адресата в диалоге. Опираясь на лингвопрагматические исследования таких ученых, как Б, Ю. Городецкий, Б. А. Гудман, О. Н, Ермакова, Е, А. Земская, М. Н. Смирнова, И. А. Стернин, Е. К. Теплякова мы определяем коммуникативную неудачу как отрицательный результат общения, недостижение говорящим собственной интенции; возникший в процессе общения незапланированный негативный эмоциональный эффект (О. Н. Ермакова, Е, А. Земская), стратегия речевого поведения, приводящая к конфронтации. Коммуникативные промахи - частная реализация коммуникативной неудачи, при которой речевое произведение выполняет свою интенцию, и контакт, между собеседниками в целом не нарушается (Б, Ю. Городецкий, Б. А. Гудман, Т. А. Ладыженская): «Коммуникативные помехи, шероховатости, промахи лишь замедляют процесс достижения результата (из-за сбивчивости, непоследовательности изложения, растянутости, многословия... и т. д.), но не препятствуют этому» [4, с. 20]. Как показывает анализ речевого материала (образцов из реального общения детей и фрагментов художественных произведений о подростках) коммуникативные промахи и неудачи имеют ряд причин возникновения: вербальные (собственно-лексические), структурно-синтаксические, паралингвистическис и пр. Поясним на примере.

Пример 1

«Раньше, при старой учительнице, Толик и Цыпа вроде даже дружили, играли в шайбу на отцовской площадке, и Толик давал Цыпе свой шлем...

А разругались они очень просто. Играли в шайбу и Толик Цыпе забросил гол. Тот заорал, что неправильно1, хотя все ребята говорили, что все было законно.

- Ну и что? - крикнул тогда Цыпа. - Я гол не считаю.

— Как это? -удивился Толик.

— А так это! - злился Цыпа.

- Ну почему?

- Потому! - Он помолчал и спросил вдруг: - У тебя отец кто?

Толик не понял.

— Ну, военное звание у него есть?

- Сержант, — ответил Толик, ничего не подозревая.

— Твой отец сержант, а мой полковник. Вот потому.

Толик ни звука тогда не сказал. Снял с Цыпы свой шлем и ушел домой.

Кончилась их дружба» (А, Лиханов. День твоего рождения).

В данном примере речевое поведение Цыпы нельзя назвать удачным, поскольку мальчик, используя агрессивную интонацию {«заорал», «злился»)

1В приведенном примере жирным шрифтом выделены фразы, свидетельствующие о возникновении коммуникативной неудачи з приведенной речевой ситуации

и сравнивая военные звания отцов, обижает собеседника, в результате чего рушится дружба товарищей. Как видим, причиной неудачи в диалоге стал неправильный тон общения, оскорбительные для собеседника слова (нарушен вербальный и ритмико-интонационный компонент высказывания).

Анализ двухсот образцов, взятых из реальной коммуникативной практики школьников, и более трехсот фрагментов произведений художественной литературы, содержащих промах или неудачу говорящих, помог определить основные причины (при отсутствии универсальной типологии) возникновения неудач в общении подростков, что в значительной степени должно способствовать разработке методической системы формирования умений школьников предупреждать и преодолевать проблемы в общении.

Наш опыт работы свидетельствует о том, что сведения о коммуникативных промахах и неудачах и способах их преодоления, типах заданий пропедевтического характера могут включаться как в традиционный курс русского языка и развития речи, так и уроков риторики. Предлагаем возможные варианты обучения.

Таблица 1

«Коммуникативные причины промахов и неудач в общении подростков»

Причина возникновения неудачи (или промаха) в общении подростков Форма выражения

ПРИЧИНЫ 1. Нарушение выбора вербального компонента высказывания (языковых средств, жанровой формы) — Оценочное высказывание негативного характера (реплика, отзыв, ложное сообщение, негативная характеристика действий другого человека, оскорбление, угроза, грубое требование, грубое возражение, насмешка) и др.; — Нарушение этикетно-речевых нормам поведения (пр., посещение общественно-значимого мероприятия, урок и пр,), — Невнимание к правилам вежливого общения (к формулам речевого этикета, в частности)

2. Нарушение несловесных норм речевого поведения Пантомимика: эмоционально-экспрессивные жесты, выражающие агрессию (презрение, отсутствие интереса) по отношению к собеседнику;

Ритмико-интонационное оформление высказывания: (интонации гнева, приказа, повышенный, менторский, назидательный, презрительный тон и пр.), неоправданный темп речи.

Неверное восприятие сообщения, связанное как с адресантом, так и с адресатом речи, в результате чего говорящий не может «правильно смоделировать смысловое поле» собеседника, т.е, правильно понять степень информированности о ситуации общения в целом, о референциональной отнесенности предмета речи и пр.

РЕЗУЛЬТАТ ОБЩЕНИЯ

Вариант 1 {лингвистический) — формирование готовности к предупреждению коммуникативных промахов и неудач на уроках русского языка при изучении тем «Прямая речь» и «Диалог» с помощью следующих аналитических заданий, при этом логика выполнения заданий определяется замыслом урока.

Задание № 1

Прочитайте текст упражнения2 выразительно по ролям. Найдите среди предложений такие, где слова произносятся грубой, неподобающей ситуации. интонацией, или салю высказывание является обидным для собеседника?

Задание № 2. Риторический анализ графического образца3 сопоставления негативной и положительной модели поведения и эвристическая беседа по следующим вопросам: кто из собеседников общается правильно? Выделите в тексте одним цветом «правильные» фразы и характеристику интонации, с которой произносятся эти фразы, другим, цветом - высказывания грубые, недопустимые.

Подумайте, нарушение каких норм общения допускает мальчик? Каше рекомендации вы дадите ему?

Пример ситуации для анализа:

«— Илюша, - тихо обратилась к ученику воспитатель Людмила Ивановна. (Илья поступил в школу-интернат с весьма нелестными характеристиками).

- Чего ещё? - грубо отреагировал мальчик.

-Илюша, - спокойно повторила учительница, как будто не заме/пив грубость, -у меня к тебе личная просьба.

-Ну? - грубо и в том же тоне, подчеркивающем недоступность, ответил Илья.

- Помоги мне, пожалуйста, донести до дома три пачки тетрадей ваших контрольных работ. А то на улице скользко, и я боюсь упасть.

Видя его колебания, она добавила:

~ Я недалеко живу, у тебя это много времени не займет.

'- Ладно, — пробурчал Илья. И они пошли» (М. Поташник, Б. Вульфов «Педагогические ситуации»).

Задание № 3. Риторический анализ видеообразца (например, сцена знакомства Лены Бессольцевой с классом из к/ф «Чучело»), сопоставление его с графическим, и эвристическая беседа с целью анализа вербального (и невербального) поведения героев сюжета для определения, нарушение каких параметров общения приводит собеседников к неудаче в полилоге, а также решение риторической задачи для определения возможного варианта успешного общения в ситуации, проанализированной в видеообразце.

Условия риторической задачи: Представьте, что к вам в класс пришла новенькая ученица, с которой вам. хочется познакомиться. Как вы обра-

г В качестве образцов для подобных упражнений могут выступать фрагменты художественных произведений о подростках (В. Железникова, А. Лиханова, Ю. Яковлева и др.)

:| Образцами для анализа могут быть ситуации, приведенные в книге М. М. Поташника и Б. 3. Вульфова «Педагогические ситуации»

224

титесъ к девочке? Как будет звучать ваш голос? Каким тоном вы будете говорить? Какую информацию о себе и о классе сообщите?

При изучении темы «Сложное предложение» уместно будет включить задания аналитико-конструктивного и конструктивного характера, например:

Задание № 4. Решение риторической задачи на основе видеообразца4 (цель: определение функций интонации в общении; оценка комплекса вербальных и невербальных средств общения с позиции вежливо - невежливо -грубо; инсценирование ситуации для корректировки негативного образца).

Задание № 5. Риторическая игра; парная работа - моделирование речевого поведения в заданных учителем ситуациях, итоговое слово учителя по результатам соревнования и другие задания.

Сценарий риторической игры: Инструктирующее слово учителя: я предлагаю вам сыграть в игру. Проверим, хорошо ли вы усвоили правила хорошего общения? Разделимся на пары! Далее ~ необходимо выбрать справедливое и неподкупное жюри. Будет справедливо, если игру оценят самые-самые общительные аз нас .,.(3 человека). Каждой паре на подготовку отводится 4 минуты. После - каждая пара будет выходить к жюри и разыгрывать диалог в соответствии с условиями, указанными на карточке с заданием. Жюри необходимо оценить, успешным ли является общение, уместные ли жесты, интонацию, слова подбирают говорящие для выражения своих мыслей, соблюдают ли нормы речевого этикета и пр. Итак, начинаем!

Вариант 1. Объясни библиотекарю, почему тебе не удалось вовремя сдать книги. Постарайся убедить сотрудника библиотеки в том, что такого больше не повторится.

Вариант 2, На классном часе идет распределение обязанностей актива класса. Тебе очень хочется занять пост старосты класса (руководителя сектора творчества, спорта или др.). Убеди педагога и класс в том, что именно ты достоит занимать эту должность...

Критерии оиенки для учителя; Речевое поведение участников эксперимента оценивается по следующим критериям:

1. Уместность выбора языковых и паралингвисти ческих средств общения для достижения поставленной цели (слово, интонация, мимика и жесты);

2. Соблюдение норм речевого этикета (использование вежливых слов типа «Пожалуйста», «Спасибо» и пр., а также вежливой интонации и жестикуляции);

3. Разнообразие использования языковых и неязыковых средств общения;

4. Результативность состоявшегося общения (для обоих участников диалога);

Вариант 2 (риторический). На уроках риторики при изучении тем «Что такое коммуникативная помеха», «Коммуникативные неудачи», «Причины ком-

4 Образцом для обучения может служить фрагмент художественного фильма «Доживем до понедельника» (реж. С. Ростоцкий), сцена ссоры Кости Батищева, Лены Черкасовой и Гены Шестопалова возле школьного спортивного зала.

муникативных ошибок» мы включаем ряд пропедевтических заданий, способствующих формированию умений предупреждать и преодолевать промахи и неудачи в общении, тем самым углубляя содержание учебника по риторике.

Задание № 1. Риторический анализ видеофрагмента и обобщающая эвристическая беседа, Ведущее слово учителя: Просмотрите фрагмент киножурнала «Ералаш». Оцените речевое поведение Кубышкина с точки зрения речевого этикета. Примерные вопросы к риторическому анализу:

1, Какова коммуникативная задача Кубышкина? Можно ли оценить речевое поведение мальчика как удачное? 2. Какие словесные и несловесные средства, отражающие отношение говорящего к собеседникам, использует мальчик? О чем говорят нам эти риторические сигналы? 3.Обратите внимание на интонацию, которую использует Кубышкин в разговоре с собеседниками. Какое значение в достижении поставленной речевой цели имеют ритмико-интонационные средства выразительности общения? После просмотра финала видеообразца: Можно ли теперь говорить о коммуникативной удаче Кубышкина? Промах или неудачу терпит хулиган? Почему это происходит?

Примерное содержание беседы:

Анализируя данный видеоматериал, учащиеся приходят к выводу, что перед Кубышкиным стояла задача получить прощение у тех, кого он. обидел. Ученики говорят, что он наверняка не раз «делал пакости» учителю Марии Ивановне, плохо учился; «опрокидывал ведра», пачкал пол, досаждая уборщице; бил и обзывал одноклассницу. Безусловно, Кубышкин достигает поставленной цели, а значит, его речевое поведение можно оценить как успешное. Этому в немалой степени способствует использование как вербальных, так и невербальных средств общения; этикетные формулы («хотел прощенья попросить», «простите меня», «пожалуйста», «извините»), признание в любви («я тебя очень люблю»), обращается к зрителям, как бы прося прощения у всех («не поминайте лихом»). Среди невербальных средств общения, которые использует Кубышкин, можно выделить следующие; пантомимические («смущенно улыбается», «почесывает и опускает голову», «чешет нос», «машет рукой») и ритмико-интонационные (извиняющийся тон, говорит «твердо», с «отчаянием» просит прощения у зрителей). Интонация, ритм речи (где-то замедленный), тональность высказываний (говорит тихо, не крича) Кубышкина свидетельствуют о том, что говорящий заинтересован в том, чтобы достичь поставленной цели (то есть добиться прощения у обиженных им людей)).

Просмотрев финальную сцену видеоролика, ученики приходят к выводу, что все контакты Кубышкина с собеседниками закончились коммуникативной неудачей, потому что на самом делемальчик только притворялся раскаявшимся в своих проступках.. Неудача героя объясняется нарушением одного из правил общения: говори правду, чтобы тебе верили.

Задание № 2. Риторический анализ видеофрагмента3. Инструктирующее слово учителя: посмотрите фрагмент художественного филъ-

5 В качестве образца может использоваться фрагмент художественного фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.», сцена знакомства Сергея и Лаврентия.

ма о подростках , обратите внимание на комплекс невербальных средств общения (интонацию, пантомимику), который используют герои фильма. Вопросы для анализа: 1. Проанализируйте речевое и неречевое поведение Сергея. Какие несловесные средства общения он использует и зачем?

2. Оцените его коммуникативное поведение с точки зрения речевого этикета. Вежливо ли так общаться? 3. Как вы оцените поведение Лаврентия в этой ситуации? 4. Определите, кто из героев менее успешен в данном случае и о промахе или неудаче можно говорить, опираясь на данный фрагмент.

Задание № 3, Составление памятки «Правила успешного общения»6.

ПАМЯТКА

«Правила успешного общения»

1. Преэк'де чем начать общение, по выражению моего лица собеседник должен понять, что я доброжелателен, уверен в себе и рад беседе с этим человеком.

2. Всегда необходимо продумывать, с какой интонацией я произнесу ту или иную фразу. Говорить нужно достаточно громко, чтобы быть услышанным, следить за своей дикцией.

3. Для того чтобы меня всегда правильно понимали, я должен четко и ясно излагать свои мысли;

4. В диалоге я должен быть внимательным к словам собеседника, не отвлекаться, следить за ходом его мыслей.

5. Невозможно быть успешным, если не дружишь с речевым этикетом. Помни! Вежливые слова, учтивая интонация, демонстрация расположения к собеседнику - это важнейшее условие достижения коммуникативной удачи!

6. Учитывай все компоненты речевой ситуации: кто твой собеседник, в какой обстановке происходит общение, с какой целью вы беседуете.

Данные задания, с одной стороны, позволяют углубить знания о том, как успешно и эффективно общаться в значимых речевых ситуациях (этому способствуют аналитические задания), а с другой стороны, формируют готовность к предупреждению и преодолению коммуникативных промахов и неудач (в процессе выполнения аналитико-конструктивных продуктивных заданий). И все же преимущество в обоих предложенных вариантах обучения должно быть в пользу риторических задач и риторических игр, которые позволят моделировать речевое поведение в конкретной ситуации, помогут формированию умений успешного общения.

Библиографический список

1. Стернин, И. А. Введение в речевое воздействие [Текст] / И. А. Стернин -Воронеж: Истоки, 2001. - 138 с.

‘Содержание памятки может быть дополнено.

2. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова /под ред. Н. А. Ипполитовой. - М.: Проспект, 2008.-448 с.

3. Иссерс, О. С. Коммуникативный успех, как прогнозируемая категория [Текст] /

О. С. Иссерс // Культурно-речевая ситуация в современной России /’ Под ред.

Н. А. Купиной. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. - С. 287-298.

4. Ладыженская, Т. А. Коммуникативные неудачи [Текст]: Т. А. Ладыженская // Риторика: 8 класс: Учебн. пособие для общеобразовательной школы.-Ч. 1. - Москва, 1998.-С. 17-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 371.215

Сидоров Сергей Владимирович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института, serwsi@yandex.ru, Шадринск

УЧЁТ СПЕЦИФИКИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ЕЁ РАЗВИТИЯ

Sidorov Sergey Vladimirovich

Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor, Chair of Pedagogic and Psychology Shadrinsk State Pedagogical institute, E-mail: serwsi@yandex.ru, Shadrinsk

ACCOUNTING FOR SPECIFIC RURAL SCHOOLS IN DEVELOPING A STRATEGY FOR ITS DEVELOPMENT

В современной педагогической науке сельская школа рассматривается как феномен, обусловленный особенностями общественных отношений в сельской местности, жизненного уклада и производственной деятельности на селе [1; 3]. В научных публикациях последнего десятилетия отмечается своеобразие системы воспитывающих отношений, сложившихся в сельских школах России, её уникальности в мировом образовательном пространстве (Е. В Бондаревская, В. Г. Бочарова, В. Г. Быкова, С. И. Григорьев, М. П. Гурьянова, А. И. Субетто, В. К. Шаповалов, А. М, Цирульников и др.).

Сравнивая состояние общего образования в городе и селе, можно выделить ряд особенностей управления современной сельской школой.

1. Малочисленность педагогического коллектива позволяет полней и глубже осуществлять основные функции внутришкольного управления. С другой стороны, в количественно небольшом педагогическом коллективе, как правило, тесней связи между людьми; при этом каждый индивид может существенно повлиять на характер отношений. Кроме того, значимость каждого педагога в сельской школе усиливается из-за нехватки педагогических кадров. Таким образом, управление, упрощаясь в количественном 228

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.