Научная статья на тему 'Система формирования ценовой политики предприятия'

Система формирования ценовой политики предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
637
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНА / ЦЕНООБОРАЗОВАНИЕ / PRICING POLICY / PRICE / PRICE FORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуркеев А. С.

В статье исследованы различные подходы к построению системы формирования ценовой политики предприятия, показано влияние типа рынка на систему формирования ценовой политики хозяйствующего субъекта. Дан обзор методов ценообразования на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM PRICING POLICY COMPANIES

The article examines the different approaches to the construction of the pricing policy of the enterprise, shows the influence of the type of market system on the pricing policy of the economic entity. A review of methods of pricing in the enterprise.

Текст научной работы на тему «Система формирования ценовой политики предприятия»

Несмотря на новые поправки, Банк России не становится обладателем права законодательной инициативы. Состав совета директоров насчитывает от 13 до 15 человек. Начинает свою работу комитет финансового надзора, надзорные функции которого выполняют руководители подразделений ЦБ и именно через этот комитет будут реализованы функции ЦБ в сфере рынков финансов.

Согласно закону о ЦБ, целью его денежно-кредитной политики является "зашита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста" [2].

Без внимания не остались акционеры, вкладчики и участники негосударственных пенсионных фондов, так как Банк России получил право защищать законные интересы данных субъектов.

В обязанности Банка России теперь входит разработка и реализация мер по предотвращению конфликтов интересов. Данную политику Банк России должен будет предоставлять на рассмотрение в Национальный банковский совет. В целях предотвращения конфликта интересов ЦБ РФ разделяет полномочия между заместителями Центрального Банка и управляющими самостоятельными структурными подразделениями.

Вместе с этим, увеличивается сфера полномочий НФС, одной из которых является предоставление информации об объеме выдачи кредитов служащим Банка России и о процентных ставках по этим кредитам.

Отменились ограничение по срокам рефинансирования Центрального Банка до 1 года.

Согласно изменениям в документе, ЦБ РФ не имеет права участвовать в капитале «Московская биржа ММВБ-РТС» и «Санкт-Петербургской валютной биржи» с 1 января 2016 года.

Банк России дает оценку оплаты труда кредитной организации в отношении определенных лиц, деятельность которых имеет значимый характер для кредитной организации. Законом предусмотрено, что ЦБ РФ может направить предписание об устранении нарушения в кредитную организацию, к примеру, если выявит несоответствие системы оплаты труда кредитной организации характеру и масштабу совершаемых ею операций, результатам ее деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков.

К системам управления рисками и капиталом применены дополнительные требования. Банк России теперь должен быть осведомлен о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей различных служб.

Пока рано судить о существенной пользе новых полномочий Банка России для экономики страны. Станет ли в дальнейшем мегарегулятор эффективным? Время покажет. Сейчас ясно одно: непрекращающиеся поправки в нормативных актах по банковскому делу будут связаны с рядом непрекращающихся изменений нормативных актов для прочих финансовых организаций. Эффективно было бы издать один-единственный закон, который на пару лет введет полное табу на изменение нормативных актов, причем всех и без исключений - положительный экономический эффект в этом случае был бы гарантирован.

Литература

1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями и дополнениями).

2. Владимир Путин подписал закон о создании мегарегулятора [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2013/07/24/regulator-anons.html

Нуркеев А. С.

Магистрант, Международная Академия Бизнеса СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье исследованы различные подходы к построению системы формирования ценовой политики предприятия, показано влияние типа рынка на систему формирования ценовой политики хозяйствующего субъекта. Дан обзор методов ценообразования на предприятии.

Ключевые слова: ценовая политика, цена, ценооборазование

Nurkeev A. S.

Magistrate, International Academy of Business SYSTEM PRICING POLICY COMPANIES

Abstract

The article examines the different approaches to the construction of the pricing policy of the enterprise, shows the influence of the type of market system on the pricing policy of the economic entity. A review of methods ofpricing in the enterprise.

Keywords: pricing policy, price, price formation

Необходимыми компонентами успешной деятельности любого коммерческого предприятия в условиях конкуренции являются правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная .реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии[1, с. 18].

Принимаемые ценовые решения могут иметь долговременные последствия. Поэтому, в соответствии с практикой работы на рынке разрабатывается ценовая политика, которая впоследствии служит инструментом для руководства по достижению поставленных целей. Ценовая политика является лишь частью маркетинговой политики предприятия, которая должна быть направлена на «...оказание оптимального влияния на потребителя для обеспечения максимального потребления при оптимальной цене и получения в результате этого максимальной долгосрочной прибыли» [2, с. 21].

Основную задачу ценообразования можно сформулировать как установление цены на таком уровне, который, учитывая собственные издержки производства, существующую конкуренцию, потребительский спрос и другие факторы рыночного взаимодействия, создавал бы условия для максимизации прибыли на длительную перспективу.

Политика ценообразования - это общие принципы, которых придерживаются в сфере установления цен на свою продукцию и услуги.

Разработка и осуществление ценовой политики предполагает: • ориентацию на единую маркетинговую стратегию предприятия;

- выработку основных направлений ценовой политики в зависимости от целей и стратегии;

- соблюдение принципов ценообразования;

- выбор метода ценообразования;

Проведение глобальной политики ценообразования предполагает, что руководство фирмы разрабатывает методологические принципы построения цен, определяет их структуру и уровень. Глобальная политика цен обычно разрабатывается на длительный период в рамках стратегического плана развития предприятия и пересматривается под влиянием условий, складывающихся на рынке применительно к каждому конкретному товару.

Стратегия ценообразования - набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике.

Формирование цены начинается с определения ценовой стратегии, которая может быть активной или пассивной. При пассивном ценообразовании предприятие ориентируется на уровень цен, используемых предприятием - лидером рынка.

38

К пассивным стратегиям ценообразования можно отнести следующие:

- стратегия согласования цен - цены устанавливаются, ориентируясь на отраслевые цены;

- стратегия ведущей цены — цены отличаются на определенную сумму или процентную ставку от цены лидера рынка;

- кооперативные стратегии цен определяются совместными действиями продавцов при установлении цены. Данный способ противоречит принципам конкуренции и по этому запрещен в системах с регулируемой рыночной экономикой.

Наиболее разумный подход - активное ценообразование, когда через управление ценами достигается нужная величина объема продаж и соответствующая ей величина средних затрат, что в итоге позволяет достичь желаемого уровня прибыльности операций и устойчивого финансового положения. Активное ценообразование - установление цен в рамках общей маркетинговой стратегии, которой в этот момент придерживается предприятие.

Основными типами маркетинговых стратегий являются: проникновение на рынок, расширение рынка, сегментация рынка, разработка нового продукта или модификация уже существующего для удовлетворения особых запросов покупателей.

Применительно к перечисленным типам маркетинговых стратегий различают следующие виды ценовых стратегий:

- стратегия проникновения состоит в установлении низких цен с целью продвижения товара на рынок с дальнейшим повышением цены;

- стратегия высоких цен выбирается в том случае, когда рост цен не влияет на количество реализуемых товаров и отсутствует опасность конкуренции;

- стратегия постепенного снижения цены - товар становится доступным все более широкому кругу покупателей;

- стратегия максимальной цены - это возможно, например, при высоком уровне качества товара, для которого цена является признаком исключительности. Кроме того, стратегия максимальной цены может просуществовать долгое время при наличии защитных прав (патентов);

- стратегия пронизывания. - в данном случае стремятся получить доход, устанавливая низкую цену, но существенно, тем самым, расширяя объем сбыта;

- стратегия низкой цены создает барьер для внедрения на рынок новых конкурентов.

Относится ли процесс принятия управленческих решений по ценам к стратегическому или тактическому (оперативному) управлению - является спорным вопросом.

Различия между стратегическим и тактическим управлением, по мнению автора, определяются тремя существенными обстоятельствами:

- стратегическое управление связано с решениями на долгосрочную перспективу, например, управление инвестиционным проектом;

- стратегическое управление занимается определением общих целей деятельности и выбором средств для осуществления;

- стратегическое управление отличается «масштабностью», оно формирует концепцию будущего развития предприятия.

Поскольку различие между понятиями «долговременное» и «кратковременное», общие и конкретные цели, масштаб и уровень

управления являются достаточно условными, то и различия между стратегическим и оперативным управлением обладают определенной степенью условности.

Считая, что разработку ценовой политики предприятия в системе маркетинга можно отнести к сфере стратегического управления, принятие ценового решения финансовым менеджером на уже выпускаемые предприятием партии товаров будем относить к вопросам оперативного управления.

Тенденции развития рыночных отношений и элементы конкурентной борьбы на рынке газовых услуг приводят к пониманию того, что существенное влияние на политику ценообразования оказывает тип рынка, на котором работает предприятие.

Поэтому на первом этапе необходимо определить тип рынка, на котором действует большинство предприятий газовой промышленности. С этой целью были проанализированы отличительные особенности, характер ценообразования и потоки товаров на разных типах рынков.

Анализ литературы [3] показал, что различают следующие типы рынков:

- рынок «чистой» конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции;

- «олигополистический» рынок;

- рынок «чистой» монополии.

Характеристика ценообразования в зависимости от типа рынка приведена в таблица 1.

Таблица 1 - Характеристика ценообразования в зависимости от типа рынка.

Типы рынков Количество продавцов Потоки товаров Характер ценообразования Диапазон принятия цен

Рынок «чистой» конкуренции Множество продавцов взаимозаменяемых или аналогичных товаров Свободны, равномерны, не зависят от отдельного продавца Свободное, конкурентное. Пример: рынок продовольственных товаров. Верхний уровень цены определяется спросом. Цт<Цконкур

Рынок монополистической конкуренции Множество, но с преобладанием товаров, отличающихся вариантами использования, качеством, торговой маркой. То же, но с частичным ограничением Конкурентное ценообразование. Влияние продавцов на уровень цен возрастает. Пример: рынок товаров текстильной и легкой промышленности. Имеются возможности для гибкого регулирования цен в диапазоне Цмин<Цт< Цконкур Цконкур Ф const

Олигополистический рынок Небольшое количество продавцов, чувствительных к маркетинговой стратегии друг друга. Находятся под влиянием нескольких доминирующих продавцов. Обусловлено взаимной зависимостью немногих конкурирующих фирм. Пример: автомобилестроение, авиация и др. Рыночная цена определяется ценой ведущего продавца Цт<Цв.прод Или Цт>Цв.прод

Рынок «чистой» монополии Один или несколько продавцов Поток товаров монополизирован Монополизированное ценообразование. Пример: регулируемые тарифы на энергосистемы. Рыночная цена определяется государственной политикой ценообразования Цт.у<Црег

39

Однако на практике не существует ни «чистой» конкуренции, ни «чистой» монополии, равно, как и других типов рынков в идеальной форме. Реальный бизнес осуществляется на смешанных типах рынков, когда на рынке «чистой» конкуренции явно присутствует дифференциация товаров, а на рынке «чистой» монополии может осуществляться жесткая ценовая война между несколькими лидирующими конкурентами. Поэтому характеристика типов рынка и примеры, приведенные в таблице 1. являются достаточно условными, однако они позволяют осуществить первоначальный подход к выявлению «своего» типа рынка для каждого отдельного предприятия и определить характер ценообразования на данном типе рынка.

Конкурентный рынок («чистой» конкуренции и монополистической конкуренции) характеризуется тем, что установление цены на товар зависит от структуры рынка, т.е. от числа и типа предприятий, работающих на рынке. Цены на таком рынке формируются в результате совместных действий хорошо информированных продавцов. Отличительной особенностью предприятий, работающих на таких рынках, является то, что они не стремятся сохранять постоянную зависимость между своими ценами и издержками производства. В этом случае имеются возможности для гибкого регулирования цен в диапазоне

Цмин <Цт < Цконкур.

Цконкур^ const,

где Цт - рыночная цена отдельного продавца товара;

Цмин - минимальная цена, определяемая издержками конкретного продавца;

Цконкур- конкурентная цена, сложившаяся на данном типе рынка. При этом, конкурентная цена не является постоянной величиной, она меняется в широком диапазоне при растущем и падающем спросе на товар, а также вследствие инфляционных изменений.

Данной характеристике в большей мере соответствует рынок товаров текстильной и легкой промышленности.

Методология ценообразования включает такой элемент, как выбор метода ценообразования.

Анализ литературы и практики установления цен предприятиями показывает, что существует несколько основных методов ценообразования [3, с. 4]. Среди них методы, основанные на издержках, именуемые в отечественной практике «затратными», методы, ориентированные на спрос, параметрические методы ценообразования, связывающие цену с показателями конкурентоспособности.

Практика современных предприятий опирается, в основном, на затратный метод ценообразования, подчиняясь традиционным подходам, сложившимся еще в советский период и многократно проверенным в условиях директивной экономики.

Данный метод имеет определенные преимущества, так как позволяет не только обеспечить безубыточность выпускаемой продукции, но и запланировать определенный уровень текущей прибыли на основе нормативов рентабельности. Основным недостатком данного метода является неверная начальная предпосылка о том, что вся продукция, выпущенная предприятием, будет реализована.

Идеология затратного ценообразования явилась одной из основных причин несостоятельности товаров текстильной и легкой промышленности перед натиском импортных, далеко не всегда качественных товаров, но поддерживаемых широкой рекламной компанией.

Ценностное ценообразование - определение цены на основе полезности товара для покупателя - позволяет избежать основного недостатка затратного ценообразования: установления слишком высоких цен на «слабых» рынках, т.е. рынках с ухудшающейся конъюнктурой или слишком низких цен на «сильных» рынках, т.е. рынках с растущим спросом.

Таким образом, анализ методов ценообразования позволяет автору прийти к следующим выводам:

- основным недостатком существующих методик ценообразования является отсутствие системного подхода в оценке количественного и качественного влияния всех определяющих факторов. В тоже время, влияние различных внешних и внутренних факторов неоднозначно;

- отдельно ни факторы рыночного спроса, ни затраты предприятия не могут быть единственными критериями ценообразования;

- большую ценность представляют методы ценообразования, основанные на использовании математического аппарата, которые позволяют учитывать влияние большого числа факторов, сократить сроки разработки решений, прогнозировать последствия принимаемых решений.

- эффективный подход к ценообразованию состоит в сочетании ценностной и затратной концепции ценообразования.

Литература

1. Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. - М.: КНОРУС, 2007. - 176 с.

2. Борзунова Н.В. Формирование ценовой стратегии фирмы в рыночных условиях: научный доклад // Научная сессия ТУСУР-2009: Материалы докладов Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 12-15 мая 2009 г.: В пяти частях. - Ч. 5. - Томск: Спектр, 2009. - С. 18-19.

3. Васин Ю.В., Лаврентьев Л.Г., Самсонов А.В. Эффективные программы лояльности. Как привлечь и удержать клиентов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 152 с.

Лапин А.Е.1 Погодина Е.А.2

'Доктор экономических наук, Ульяновский государственный университет 2Кандидат экономических наук, Ульяновский государственный университет ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЯХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье рассмотрена группировка муниципальных образований Ульяновской области по типу динамики численности населения, которая позволяет расставить приоритеты осуществления тех или иных мероприятий демографической политики для каждой группы муниципальных образований.

Ключевые слова: демографическая политика, численность населения, муниципальные образования

Lapin A.E.1 PogodiM E.A.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'Doctor of economic Sciences, Ulyanovsk state University 2Kandidat of economic Sciences, Ulyanovsk state University

PRIORITY DIRECTIONS OF REALIZATION OF DEMOGRAPHIC POLICY IN THE MUNICIPALITIES OF THE

ULYANOVSK REGION

Abstract

The article considers the grouping of municipalities of the Ulyanovsk oblast on the type of the dynamics ofpopulation, which allows you to prioritize the implementation of various measures of demographic policy for each group of municipalities.

Keywords: demographic policy, population, municipal formation

В Ульяновской области, как и в других регионах Российской Федерации в последнее время большое внимание уделяется решению демографических проблем. Начиная с 2007 г. правительством области реализовывались мероприятия по поддержке семьи, стимулированию рождаемости, сокращению смертности, регулированию миграции. Но, несмотря на все предпринимаемые

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.