Научная статья на тему 'СИСТЕМА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФИНАНСОВОГО ПОЛИТИКА "ЎЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙЎЛЛАРИ"'

СИСТЕМА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФИНАНСОВОГО ПОЛИТИКА "ЎЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙЎЛЛАРИ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / СТРАТЕГИЯ / ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ / ГРУЗООБОРОТ / ПАССАЖИРООБОРОТ / ИНВЕСТИЦИИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ / RAILWAY TRANSPORT / STRATEGY / FIXED ASSETS / CARGO TURNOVER / PASSENGER TURNOVER / INVESTMENTS / RAILWAY LINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буртабаева А.Б., Сайдабаров М.С.

В данной статье освещено система финансовых отношений и финансового политика «ўзбекистон темир йўллари».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF FINANCIAL RELATIONS AND FINANCIAL POLICY "UZBEKISTON TEMIR YULLARI"

This article presents the system of financial relations and monetary policy "Uzbekiston Temir Yullari".

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФИНАНСОВОГО ПОЛИТИКА "ЎЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙЎЛЛАРИ"»

UDK 330

Буртабаева А.Б.

Сайдабаров М. С.

Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта

СИСТЕМА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФИНАНСОВОГО ПОЛИТИКА «УЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙУЛЛАРИ»

Аннотация: В данной статье освещено система финансовых отношений и финансового политика «узбекистон темир йуллари».

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, стратегия, основные фонды, грузооборот, пассажирооборот, инвестиции, железнодорожные линии.

Burtabayeva A. B.

Saydabarov M.S.

Tashkent Institute of Railway

Engineers ashkent

THE SYSTEM OF FINANCIAL RELATIONS AND FINANCIAL POLICY

"UZBEKISTON TEMIR YULLARI"

Annotation: This article presents the system of financial relations and monetary policy "Uzbekiston Temir Yullari".

Key words: railway transport, strategy, fixed assets, cargo turnover, passenger turnover, investments, railway lines.

Важнейшим инструментом экономической политики и регулирования рыночных отношений выступают финансы. Они стимулируют или, наоборот, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий и фирм, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке.

Взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, составляют финансовую систему страны.

Финансовая система- это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов. К основные направлениям ФП Узбекистана в условиях роста финансовых ресурсов можно отнести следующее:

- устойчивый профицит бюджета или сохранение сбалансированности бюджета;

- снижение государственного долга;

- стабилизация национальной валюты и снижение темпов инфляции;

- развитие банковского сектора, в первую очередь, в части совершенствования законодательной базы функционирования банковской системы;

- продолжение налоговой реформы и реформы межбюджетных.

По итогам ФП проводимой РУз в 2019 года рост валового внутреннего продукта (ВВП) составил 5,5% против прогноза 5,4%.

Темп прироста ВВП превзошел достигнутое значение данного показателя в 2018 году (5,1%). Рост ВВП обеспечивался в основном:

- ростом промышленности на 6,4% (прогноз — 5,2%);

- строительства 11,8% (8,4%);

- услуг на 6,1% (6,3%).

Влияние проводимых реформ можно наблюдать, в том числе и транспортной инфраструктуры. Ориентированных на повышениия производительности специалистов, сокращении издержек производственной деятельности, обеспечение безопасности движения поездов, повышение качества оказываемых услуг, а также внедрение рыночных механизмов в перевозочный процесс.

На сегодняшний день оптимально сформированная и реализуемая транспортная политика, а также стратегия развития АО «Узбекистон темир йуллари», разработанная с учетом потребностей государства и потребителей, дает возможность заключения международных соглашений в сфере железнодорожного транспорта, ориентированная на привлечение инвестиций в данную отрасль и соответственно в экономику государства, которая непосредственно будет играть одну из основополагающих ролей при обеспечении устойчивой социально-экономической политики государства на перспективу. Эффективность результатов проводимой ФП АО «Узбекистон темир йуллари» свидетельствуют данные диаграммы (диаграмма 1)

Перевозка грузов

80000.0 70000.0 60000.0 50000.0 40000.0 30000.0 20000.0 10000.0 0.0

Диаграмма 1. Объем перевозки грузов АО «Узбекистон темир йуллари» за 2018-2019 гг.

70,565.7 68,950.2

50824.252239.9

[ЗНАЧЕНИЕ]

17,735.2

Отправлено Перевезено Грузооборот,

грузов, млн. тонн грузов, млн.тонн млрд. т-км

19 мес 2018 г

19 мес 2019г

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан №-3507 от 03.02.2018г. по АО «Узбекистан темир йуллари» предусмотрена реализация 15 инвестиционных и инфраструктурных проектов с освоением на сумму 324,17 млн. долларов

За 2019 год поездами АО "Узбекистон темир йуллари" было перевезено 50,5 млн.тонн груза, в пункты назначения доставлены 15,8 млн. пассажиров.

20,000.0 15,000.0 10,000.0 5,000.0 0.0

Перевозка пассажиров

17,539.4 1741 17,887.0 17ПЧ7П 17,41_

Пассажирооборот, Отправлено Перевезено

млн. пасс-км пассажиров, млн. пассажиров, млн.

чел. чел.

9 мес 2018 г

9 мес 2019г

Диаграмма 2. Объем перевозки пассажиров АО «Узбекистон темир йуллари» за 2018-2019 гг.

Обеспечение занятости является важнейшим приоритетом социальной политики Республики Узбекистан. В последние годы произошли масштабные и глубокие структурные преобразования как в экономике, так и в сфере занятости. АО «Узбекистон темир йуллари» также уделяет внимание и социальным вопросам. Это можно наблюдать в нижеприведенной диаграмме

Социальные вопрсы 54505?80-5

6000.000 5000.000 4000.000 3000.000 2000.000 1000.000 0.000

85.278

_3830

88.939 999

Общее количество Созданы новые сотрудников, тыс. рабочие места человек

Доход, млрд. сум

9 мес 2018 г

9 мес 2019г

Диаграмма 4. Социальные показатели АО «Узбекистон темир йуллари" за 2018-2019 гг.

На сегодняшний день по направлению Ташкент-Андижан-Ташкент в день курсируют две пары подвижного состава, а по направлению Андижан-Бухара-Андижан поезда следуют дважды в неделю. Кроме того, по новой дороге в сутки ездят 17 грузовых составов.

Ещё одно важное событие произошло в отчётный период. На железнодорожном участке Самарканд-Бухара была построена 140-километровая новая железная дорога, реабилитированы и электрифицированы имеющиеся пути. Также по направлению Ташкент-Бухара-Ташкент было налажено движение высокоскоростного поезда «Afrosiyob». Все эти работы требуют контроля, учета и эффективного использования товарно-материальных ценностей. Общую длину железнодорожных путей можно наблюдать на следующей диаграмме (диаграмме 3)

Диаграмма 3. Общая протяженность длины пути АО «Узбекистон темир йуллари»

6000.000 5000.000 4000.000 3000.000 2000.000 1000.000 0.000

Социальные вопрсы 54505?80.

85.278

88.939

3830

Н999

Общее количество Созданы новые Доход, млрд. сум сотрудников, тыс. рабочие места человек

19 мес 2018 г

19 мес 2019г

Диаграмма 4. Социальные показатели АО «Узбекистон темир йуллари" за 2018-2019 гг.

Финансовый механизм является важной составной частью ФП, при помощи которой происходит осуществление всей деятельности АО "Узбекистон темир йуллари" в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Управление финансами представляет собой процесс, который организуют и которым руководят руководство АО "Узбекистон темир йуллари"в соответствии с законодательством:

- Законы , Кодексы, указы Президента РУз которое регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливает взаимоотношения всех хозяйствующих субъектов, утверждает финансовое законодательство;

- Олий Мажлис и кабинет министров готовит проект государственного бюджета, выступает как центр оперативного и текущего управления финансами и включает в свой состав многие министерства и ведомства, на которые возложены обязанности и ответственности по направлениям развития экономики;

- Счетная палата РУз контролирует расходование и целевое назначение федеральных денежных средств;

- Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство в финансовой сфере деятельности АО "Узбекистон темир йуллари"; ведет контроль за финансово хозяйственной деятельностью;

- Министерство экономики РУз является руководящим органом в выработке стратегии экономического развития;

- Налоговый комитет является контролирующим органом во взаимоотношениях АО "Узбекистон темир йуллари" с государством;

Подводя итоги, можно отметить, что ФП Узбекистана была целенаправленной, скоординированной. Об этом свидетельствует сокращение внешнего долга, сохранение профицита бюджета, рост ВВП .

На сегодняшний день проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития как государственного масштаба, так и всех отраслей экономики в том числе АО «Узбекистон темир йуллари".

Из выше сказанных можно сделать следующие выводы целью Стратегии АО «Узбекистон темир йуллари» развития является формирование и продолжение развития железнодорожной отрасли, как неотъемлемой части экономики Республики Узбекистан, увеличение траспортно-транзитного потенциала страны, создание новых рабочих мест, повышение уровня локализации продукции, ведение скоординированной политики в области транспорта и технического регулирования, а также обеспечение безопасности и повышения уровня комфортабельности и надежности движения поездов, повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта.

Использованные источники:

1. Указ Президента Республики Узбекистан "О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан" от 07.02.2017 г №-УП-4947

2. Указ Президента от 2 сентября 2017 года «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики»

3. Данные Госкомстатистики Узбекистана за 2018-2019 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.