Научная статья на тему 'ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ УЗБЕКИСТАНА: ИСТОРИЯ, СЕГОДНЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ УЗБЕКИСТАНА: ИСТОРИЯ, СЕГОДНЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
983
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ СРЕДНЕЙ АЗИИ / ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / ВОЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ УЗБЕКИСТАНА / ПЕРСПЕКТИВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Раматов Жуманиёз Султонович, Юлдашев Бахтиёр Эргашевич

В данной стате на основе архивных документов и текущих материалов анализируется история развития железных дорог Узбекистана, его состояние в настоящее время, а также перспективы в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Раматов Жуманиёз Султонович, Юлдашев Бахтиёр Эргашевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAILWAYS OF UZBEKISTAN: HISTORY, TODAY, PROSPECTS

Based on archival documents and current materials, this article analyzes the history of the development of railways in Uzbekistan, his current condition, as well as future prospects

Текст научной работы на тему «ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ УЗБЕКИСТАНА: ИСТОРИЯ, СЕГОДНЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

Транспорт Шёлкового Пути

№1-2, 2019

RAILWAYS OF UZBEKISTAN: HISTORY, TODAY, PROSPECTS

Ramatov Jumaniyoz Sultonovich - DSc, professor

Yuldoshev Baxtiyor Ergashevich - Candidate of Historical Sciences, dosent

Tashkent Railway Engineers Institute

1, Adilkhojaev Str., Tashkent, Uzbekistan, 700167,

Tel. +998998484595

E-mail: [email protected]

Abstract. Based on archival documents and current materials, this article analyzes the history of the development of railways in Uzbekistan, his current condition, as well as future prospects

Keywords: Central Asian railways, politics, economics, military strategy, problems in the railway system, Uzbekistan railways, perspective.

УЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙУЛЛАРИ: ТАРИХИ, БУГУНИ, ИСТЩБОЛИ.

Раматов Жуманиёз Султонович - ф.ф.д., профессор Юлдашев Бахтиёр Эргашевич - т.ф.н., доцент Тошкент темир йул мухандислари институти 700167, Узбекистон, Тошкент, Одилхужаев куч., 1 Тел.+998998484595 E-mail: [email protected]

Аннотация: Ушбу маколада архив хужжатлари хамда амалдаги манбалар асосида Узбекистон темир йул йулларининг тарихи бугуни ва истикболи тахлил килинган.

Калит сузлар: Урта Осий темир йули, сиёсат, иктисодиёт, харбий-стратегия, темир йул тизимидаги муаммолар, Узбекистон темир йуллари, истикбол.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ УЗБЕКИСТАНА: ИСТОРИЯ, СЕГОДНЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Раматов Жуманиёз Султонович - д.ф.н., профессор Юлдашев Бахтиёр Эргашевич - к.и.н., доцент Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта 700167, Узбекистан, Ташкент, ул. Адылхаджаева, 1

Аннотация: В данной статье на основе архивных документов и текущих материалов анализируется история развития железных дорог Узбекистана, его состояние в настоящее время, а также перспективы в будущем.

Ключевые слова: железные дороги Средней Азии, политика, экономика, военная стратегия, проблемы в системе железнодорожного транспорта, железные дороги Узбекистана, перспектива.

На протяжении веков земля Узбекистана, расположенная на перекрестке пути международной торговли и связи, имеет удобный транспортно-коммуникационный и транзитный потенциал с точки зрения налаживания международных связей. Как признает международное сообщество, Великий Шелковый Путь, который связывает Восток и Запад проходит именно через территорию нашей страны, это дает возможность для регулярного осуществления межкультурных отношений и партнёрских связей различных цивилизаций в регионах.

На сегодняшний день железнодорожный транспорт занимает особое место в транспортно-коммуникационной системе. Данная отрасль является самой крупной естественной монополией в нашей стране, ее эффективная деятельность оказывает значительное влияние на все экономические реформы, осуществляемые в нашем государстве. "В настоящее время, - отмечает Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, -тот факт, что на сегодняшний день в стране железнодорожным транспортом перевозится свыше 60 процентов грузов и более 75 процентов пассажиров, свидетельствует о том, какую важную роль играет данная сфера в развитии экономики" [1]. Построение независимой и целостной системы железнодорожных транспортных коммуникаций в прошедший период, который надежно и эффективно связывает все регионы страны, обеспечивает доступ к международным транспортным сетям, без сомнения, это было нашим величайшим историческим достижением. Это не произошло само по себе. Чтобы почувствовать, ощутить это глубже, при объективной оценке значения и роли железнодорожного транспорта и делая соответствующие выводы, важное значение имеет изучение истории его строительства и места в экономически-социальной жизни общества.

История прокладывания железных дорог в Узбекистане начинается со второй половины XIX века. После захвата царской Россией узбекских ханств и создания Туркестанской генерал-губернии (1867 г.) начался процесс адаптации богатств страны к интересам России. Но отсутствие удобной и недорогой (доступной) транспортной связи, соединяющей Туркестанский край с центральными регионами России, препятствовало

11_Ж. Раматов, Б. Юлдашев

реализации предполагаемой политики. Поэтому Россия, чувствующая потребность в торгово-промышленной области, т.е. в новых торговых рынках и источниках сырья, особенно в хлопке, начала широкую пропагандистскую работу по развитию транспортной связи, соединяющей центральные регионы империи с Средней Азией. Вопрос соединения Туркестанского края с центральными регионами России посредством железной дороги обсуждался более 25 лет и в период с 1854 по 1880 год Российскому правительству было представлено более 40 проектов [2]. По решению Российского правительства в целях выбора более оптимального проекта, предложенных в 1877-1878 годы и их изучения несколько раз были организованы научные экспедиции. Научная экспедиция пришла к выводу, что направление Оренбург-Ташкент "... по сравнению с другими направлениями удобна во всех отношениях, имеет множество преимуществ, с точки зрения важности имеет существенное значение" и целесообразно будет строить железную дорогу именно в этом направлении [3]. Однако Российское правительство с учетом политической ситуации на российско-афганской границе* приняла решение "...немедленно приступить к строительству военной базы, для этого организовать перевоз верблюдов, лошадей и других необходимых резервов с помощью дековилькой колеи железной дороги" в Михайловском заливе Каспийского моря. И таким образом было принято решение о строительстве Закаспийской военной железной дороги [4].

В 1881-1888 годы Закаспийская военная железная дорога, соединяющая Россию с Туркестаном, была построена и запущена. К 1898 году общая протяженность Закаспийской железной дороги достигла 1579 верст. Данная линия 1 января 1899 года была объединена с направлениями Самарканд-Андижан (с Ташкентской веткой) и Марв-Кушка, и получила название Среднеазиатская железная дорога [5]. Но, отсутствие прямой (непосредственной) железнодорожной связи между Средней Азией и Россией, в определенной степени препятствовало развитию взаимных торговых отношений между Туркестанским краем и Россией. Именно поэтому накануне завершения строительства Закаспийской железной дороги обсуждается вопрос соединения Туркестан с центральными регионами России с самым коротким непрерывным железнодорожным путем Оренбург-Ташкент. После утверждения строительства железной дороги 4 апреля 1890 года со стороны императора России, на ветке Оренбург-Ташкент весной 1901 года приступили к строительству железной дороги Оренбург-Казалинск, и 9 октября 1901 года железной дороги Ташкент-Казалинск. 1 января 1906 года Оренбург-Ташкентская магистраль длиной 1736 верст (1 верста - равна 1,0668 км.) была полностью завершена и введена в эксплуатацию [6].

Подъем российской промышленности, особенно растущий спрос на хлопковую промышленность в текстильной промышленности России в 1909-1914 годах дало толчок к практической реализации проекта Ферганской железной дороги.

14 июля 1908 года со стороны второго департамента Российского Государственного Совета был утвержден устав железнодорожного акционерного общества Каканд-Наманган. После оплаты требуемого залога со стороны акционерного общества в государственный банк 9 мая 1911 года начались работы по прокладыванию железной дороги по направлению Коканд-Наманган и за год до намеченного срока, то есть 7 июля 1912 года данная ветвь была сдана в эксплуатацию. В 1912-1916 годы также было завершено строительство железных путей по направлениям Учкурган-Хаккулабад протяженностью 60 миль (1 миля равна 0,9 км) и Наманган-Джалалабад протяженностью 99 миль [7].

В начале ХХ века экономическая, политическая, и особенно военно-стратегическая ситуация требует строительство железной дороги на юге и юго-восточной части Бухарского эмирата, а также объединения Среднеазиатской железной дороги с Термезом, который расположен на самой восточной части, на пограничном регионе эмирата. 13 июля 1913 года императором России был утвержден устав Бухарского железнодорожного акционерного общества, после чего в апреле 1914 года началось строительство железных дорог от Кагана до Термеза [8]. 9 февраля 1916 года закончились работы по прокладыванию железнодорожных рельсов от станции Каган до города Термез и в этот день первый военный поезд прибыл в Термез из Новой Бухары [9].

Строительство Среднеазиатской железной дороги, если с одной стороны, открыла возможность развитию промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшению торговых отношений, привела к интенсивности внутренней и внешней торговли в Туркестанском крае, то с другой стороны, стабилизировала военно-стратегическое положение царской России в Туркестане, предоставила российским инвесторам прекрасные возможности для освоения природных ресурсов и богатств края.

В годы советского правительства открытие новых месторождений полезных ископаемых в республике, появление новых городов в этих местах, освоение заповедных и песчаных почв Мирзачульских и Каршинских степей, вызвало необходимость открытия второго «транспортного коридора» из Центральной Азии в центральные регионы России, обеспечения возможности доступа на Поволжье и Кавказкие регионы, а также строительство новых железных дорог для устранения нерациональных длинных и объездных дорог. Поэтому был проложен и сдан в эксплуатацию ряд железнодорожных линий: 1947-1955 годы - линия Чоржоу-Кунграт длиною 627 километров [10], 1959-1962 годы - линия Навои-Учкудук протяженностью 289,2 километров, включающая в себя такие населенные пункты, как Тинчлик, Кармана, Канимех, Каракатта, Кизил кудук и Учкудук [11], 1957 году - линия Сырдарья-Джизак длиною 110 километров [12], 1966-1970 годы - линия Самарканд-Карши длиною 154 километров [13], 1972 году - линия Конграт-Бейнеу длиною 406 километров [14]. Открытие этих железнодорожных линий дала Узбекистану и другим республикам Средней Азии возможность доступа к регионам Поволжья и Кавказа, связала Каракалпакскую АССР, Хорезмскую и Ташаузкую области с административными и промышленными центрами республик Центральной Азии, оказало положительное влияние на развитие цветной металлургии в Узбекистане, сыграла важную роль в удовлетворении спроса на грузовые и пассажирские перевозки, оказало положительное влияние на освоение

Железные дороги Узбекистана: история, сегодня..,

12

земель Мирзачульских, Каршинских и Шерабадских степей, а также способствовало развитию производительных сил в этих регионах.

После обретения независимости стало очевидным, что в железнодорожной системе существует ряд проблем, ожидающих своего решения и которые могут помешать ее дальнейшему функционированию. В частности, после распада СССР, чтобы добраться до морских портов, грузы республики должны были пройти через территорию нескольких стран. "В настоящее время, - отмечает Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, - транспортно-транзитные расходы стран, регионов, не имеющих прямого доступа к морским портам очень высоки, они достигают 70-89% стоимости экспортируемых товаров" [15]. Эта ситуация ограничивает возможности развития экономических связей нашей страны, делает нас зависимыми от стран, по территории которых проходит наш транзитный груз; во-вторых, "в результате введения официальных таможенных и торговых барьеров между бывшими советскими республиками, перевозчики напрасно тратят до 40% времени, отведенного на доставку груза... Все это приводит к снижению конкурентоспособности транспортного сектора во всем регионе" [16]; в-третьих, в связи с отсутствием единой национальной железнодорожной системы, охватывающей регионы и территории Узбекистана железные дороги, ведущие в Ферганскую долину, Сурхандарьинскую область и в республику Каракалпакстан были вынуждены пересекать территорию соседних государств Таджикистан и Туркменистан; в-четвертых, одной из проблем является «физический износ», старение подвижного состава железной дороги (локомотивы и вагоны), отсутствие техники и технологий, дающих возможность предоставление услуг на уровне современных требований.

С первых дней независимости правительство Республики Узбекистан особенное внимание направило вопросам развития и совершенствования железнодорожной системы. В целях удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в грузовых и пассажирских перевозках по железной дороге, в также обеспечения стабильной и безопасной эксплуатации дороги по Указу Президента Республики Узбекистан 7 ноября 1994 года была создана Государственно-акционерная железнодорожная компании «Узбекистон темир йуллари» на базе линейных подразделений, предприятий, организаций и учреждений бывшей Среднеазиатской железной дороги. Указ Президента Республики Узбекистан "О мерах по демонополизации и акционированию железнодорожного транспорта" от 2 марта 2001 года и Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О дальнейшем совершенствовании организации управления государственно-акционерной железнодорожной компании "Узбекистон темир йуллари" от 3 марта 2001 года принятые в целях развития коммуникаций железнодорожного транспорта, широкого привлечения иностранных инвестиций, повышения уровня и качества услуг железнодорожного транспорта дало толчок реформам в сфере железной дороги [17].

В годы независимости для развития коммуникаций и инфраструктуры железнодорожного транспорта было направлено более 8 миллиардов долларов капиталовложений, в том числе 2,6 миллиард долларов иностранных инвестиций [18]. На основе Указа Президента Республики Узбекистан и Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан [19] дали возможность ввода в эксплуатацию новых железных дорог: в конце 2001 года была запущена железнодорожная линия "Навои-Учкудук-Султан Увайстог-Нукус" протяженностью 633 километров, в августе 2007 года 223-километровая линия "Ташгузар-Байсун-Кумкурган", в июне 2016 года введена в эксплуатацию электрифицированная линия "Ангрен-Пап" длиною 123 километра, что способствовало дальнейшему развитию экономического потенциала северных и южных регионов страны, комплексному освоению минеральных ресурсов, нефти, газа, цветного металла, строительных материалов и другие богатые сырьем месторождения, и самое главное, дала возможность созданию новых рабочих мест и трудоустройству тысячи наших соотечественников. Эти дороги стали одним из важнейших шагов на пути к созданию единой и целостной национальной железнодорожной системы в нашей стране.

В годы независимости особое внимание уделялось электрификации железных дорог. За прошедший период были электрифицированы такие железнодорожные линии, как "Ташкент - Ходжикент", "Тукимачи-Ангрен", "Ташкент-Самарканд", "Мараканд-Карши". На стадии электрификации 325 километровый железнодорожный участок "Карши-Термез", и осуществляется второй этап строительства электрифицированной железнодорожной линии "Джизак-Янгиер", имеющий двухстороннее направление. За прошедшие годы было электрифицировано более 1800 километров железной дороги [20]. В результате движения электропоездов появилась возможность снижения затрат на поезд на 20%, повышения в 1,3 раза скорости перевозки пассажиров и груза. Если в 2011 году высокоскоростной электропоезд "Afrosiyob", приобретенный в Испанской компании "Talgo" начал курсировать между городами Ташкент и Самарканд, то уже в августе 2015 года такой же скоростной поезд был запущен по маршруту Ташкент-Карши и 25 августа 2016 года по маршруту Ташкент-Бухара. Следует отметить, что такая техника новейшей модификации эксплуатируется всего в восьми странах мира. Данный поезд способен перевозить 215 пассажиров, проходит путь Ташкент-Самарканд - за 2 часа, Ташкент-Карши - за 2,5 часов и Ташкент-Бухара - за 3 часа 25 минут.

В целях повышения уровня и качества транспортных услуг акционерным обществом "Узбекистон темир йуллари" особенное внимание уделяется работам обеспечения и модернизации движущих составов высокоэффективными локомотивами и комфортабельными вагонами. За последние годы было приобретено 49 современных электровозов и 10 пассажирских тепловозов, было модернизировано 120 локомотивов, что указывает на то, что объем работ в этой области все увеличивается [21]. В настоящее время в железнодорожной области функционируют интенсивно развивающиеся, основанные на высоких технологиях такие предприятия, как Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов, Литейно-механический завод, унитарное предприятие «Узтемирйулмаштаъмир», занимающиеся не только ремонтом и модернизацией локомотивов и пассажирских вагонов, которые заложили фундамент развитию вагоноремонтной промышленности страны [22].

13_Ж. Раматов, Б. Юлдашев

В настоящее время перед железнодорожниками Узбекистана поставлены такие задачи, как "на ряду с повышением объема перевозки пассажиров и груза, дальнейшее развитие экономического потенциала регионов, комплексное освоение минеральных ресурсов, подготовка специалистов для отраслевых предприятий, реализация инвестиционных проектов, направленных на удовлетворение постоянно растущего спроса экономических отраслей и населения на угольную продукцию "[22], "дальнейшее развитие транзитного потенциала и увеличение доли транспортного сектора в составе национальных экономик страны... привлечение современных технологий и иностранных инвестиций в транспортную инфраструктуру" [22], в рамках проекта "Восток-Запад" формирование новых транспортных коридоров, начинающихся с Китая, которые проходят через Киргизию и Узбекистан, затем через недавно построенную железнодорожную магистраль Баку-Тбилиси-Карс, выходящую на Южную и Восточную Европу, в страны Ближнего Востока и на морские порта Средиземного моря [23].

Таким образом, железные дороги Средней Азии - как передовая техника и транспортное средство послужили одним из факторов экономического развития Туркестана, все изменения, которые последовали за строительством железной дороги, были осуществлены в колониальных интересах метрополии. Развитие транспортной системы в годы независимости способствовала укреплению территориальной целостности и безопасности нашей страны, глубокое реформирование системы транспортных коммуникаций открыла возможности развития экономики республики и для освоения крупных природных богатств, реализация масштабных проектов, направленных на развитие транспортных коммуникаций в стране влияет на рост внешнеэкономических связей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Узбекистан Республикаси Президента Шавкат Мирзиёевнинг "Узбекистан темир йуллари" акциядорлик жамияти жамоасига табриги // "Халк сузи", 2018 йил, 4 август. [In Uzbek: Greetings from the President of the Republic of Uzbekistan Shavkat Mirziyoev to the team of Uzbekistan Railways].

2. Туркестанские ведомости. Туркестанская железная дорога. 1882, 9 февраль. [In Russian: Turkestan state paper. Turkestan Railway].

3. УзР МДА, И-1 жамгарма, 11-руйхат, 1308-йигма жилд, 5-орка варак. О проведении железной дороги от Оренбурга до Ташкента через Чимкент и до Великой Сибирской железной дороги. [In Russian: On construction of the from Orenburg to Tashkent through Chimkent and to the Great Siberian Railway].

* 1878-1880 йилларда иккинчи инглиз-афгон уруши давом этмокда эди. Муаллиф изохи.

4. Туркестанские ведомости. Памяти Закаспийских железнодорожных батальонов. 1910, 27 июнь. [In Russian: Turkestan state paper. In memory of the Trans-Caspian railway battalions)

5. А.Тогоева. Тошкент-Оренбург темир йули кандай максадларда курилган? "Жамият ва бошкарув", 2006, 84-бет. [In Uzbek: What is the purpose construction of Tashkent-Orenburg railway? "Жамият ва бошарув].

6. Суворов В. А. Историко-экономический очерк развития Туркестана (по материалам железнодорожного строительства в 1880-1917 гг.). Т., Госмздат УзССР, 1962, с.31. [In Russian: Historical and economic outline of the development of Turkestan (based on materials of railway construction in 1880-1917].

7. Ахмеджанова З.К. К истории строительства желеных дорог в Средней Азии (1880-1917 гг.). Ташкент, "Наука", 1965, 49-56 -бетлар [In Russian: (1965) On the history of the construction of rail roads in Central Asia (1880-1917). Tashkent, Sceince.].

8. Ковалев П.А., Рахматов М. Страницы строительства Бухарской железной дороги в 1914-1916 годах. Труды Среднеазиатского Государственного Университета им. В.И.Ленина. Материалы к вопросу прогрессивного значения присоединения Средней Азии к России. Новая серия, выпуск 142. Исторические науки, книга 30, Т., Издательтво САГУ, 1958, C. 96-97. [In Russian: (1958) Work on the construction of the Bukhara railway in 1914-1916. Proceedings of the Central Asian State University. V.I. Lenin. Materials on the issue of the progressive significance of the accession of Central Asia to Russia].

9. Ахмедов Х., Туманов Г.А., Снежка Г.Т. Формирование и развитие транспортной системы Туркменистана..Ашхабад, "Туркменистан", 1989. С.108-109. [In Russian: (1989) Formation and development of the transport system of Turkmenistan].

10. Линии Навои-Учкудук - первую категория.// "Темирйулчи", 2001, 12 январь. [In Russian: (2001) Navoi-Uchkuduk lines - first category].

11. Рустамов Б.,Садовников В. Стальных путей связующая нить. Т. "Мехнат", 1988, С.123. [In Russian: (1988) Steel Path Binder Thread].

12. Абдурахмонов Э.,Туйчиев А. Жанубий сархадларда (Узбекистан жанубий вилоятлари темир йул тарихи). Т., "Узбекистан", 1999, 92-94 бетлар. [In Uzbek: (1999) On the southern frontier (railroad history of the southern regions of Uzbekistan)].

13. Рустамов Б.,Садовников В.Стальных путе связующая нить. Т.,"Мехнат", 1988, C.143 [In Russian: (1988) Steel Path Binder Thread].

14. "Марказий Осиё халкаро транспорт йулаклари тизимида: стратегик истикболлар ва фойдаланилмаган имкониятлар" халкаро конференция иштирокчиларига. (Узбекистан Республикаси Президента кутлови) //"Халк сузи", 2018 йил 21 сентябрь.( To the participants of the international conference "Central Asia on the international transport corridor system: strategic perspectives and untapped opportunities". [In Uzbek: (2018) Greetings from the President of the Republic of Uzbekistan].

Железные дороги Узбекистана: история. сегодня..,

14

15. ""Узбекистон темир йyллaри" Давлат-Акционерлик темир йул компаниясини тузиш тyFрисидa"ги Узбекистон Республикаси Президентининг 1994 йил 7 ноябрдаги фармони.//"Темирйулчи", 1994, 12 ноябрь, Узбекистон Республикас Президентининг 2001 йил 2 мартдаги "Темир йул транспортини монополиядан чикариш ва акциялаштириш чора-тадбирлари тугрисида"ги фармони, Узбекисмтон Республикаси Вазирлар Мадкамасининг карори. "Узбекистон темир йуллари" Давлат-Акциядорлик компаниясини бошкаришни ташкил этишни такомиллаштириш тугрисида" // "Темирйулчи", 2001, 16 март. In Uzbek: (2001) Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "On Establishment of the State Joint-Stock Railway Company" Uzbekiston Temir Yollari "on November 7, 1994. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan. About improvement of management of the state joint-stock company "Uzbekiston temir yullari"].

16. Узбекистон Республикаси Президента Шавкат Мирзиёевнинг "Узбекистон темир йуллари" акциядорлик жамияти жамоасига табриги // "Халк сузи", 2018 йил, 4 август. [In Uzbek: (2018) Greetings from the President of the Republic of Uzbekistan Shavkat Mirziyoev to the team of Uzbekistan Railways].)

17. Узбекистон Республикаси Вазирлар Мадкамасининг 1993 йил 6 августдаги "Навоий-Учкудук-Султонуздок-Нукус темир йулини кайта куриш ва унинг янги линиясини куриш масалалари тугрисида"ги карори // WWW Lex. Uz. Узбекистон Республикаси Вазирлар Мадкамасининг 1995 йил 17 августдаги 'Тузор-Бойсун-Кумкургон (кизил октябрь) янги темир йул линиясини лойигалаштириш ва куриш масалалари тугрисида"ги карори // "Темирйулчи", 1995, 26 август. Узбекистон Республикаси Вазирлар Мадкамасининг 2003 йил 24 январдаги "Тошгузар-Бойсун-Кумкургон янги темир йул линияси курилишини жадаллаштириш тугрисида"ги карори // "Темирйулчи", 2003 йил, 31 январь. Узбекистон Республикаси Вазирлар Мадкамасининг 2004 йил 21 октябрдаги "Тошгузар-Бойсун-Кумкургон янги темир йул курилишини жадаллаштиришга доир кушимча чора-тадбирлар тугрисида"ги карори // "Темирйулчи", 2004 йил, 28 октябрь.( Decree of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan dated August 6, 1993 "Navoi-Uchkuduk-Sultonuzdag-Nukus Railway Rebuilding and Construction of the Owing Line" // WWW Lex. Dist. The resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan "About projecting of the railway line Guzor-Baysun-Kumkurgan (Red October) on August 17, 1995" About repair and construction of the railway line // "Temiryulchi", 1995, August 26. The resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan "About modernization of the railway line Toshguzar-Baysun-Kumkurgan on January 24, 2003" / "Temirulul", January 31, 2003. [In Uzbek: Decree of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan dated on 21 October 2004 "On additional measures to accelerate the construction of the Toshguzar-Baysun-Qusqurgan railroad" // "Temiruluchi", October 28, 2004].

18. "Узбекистон темир йуллари" акциядорлик жамияти жамоасига табриги // "Халк сузи", 2018 йил, 4 август. [In Uzbek: Congratulations to the team of Uzbekistan Railways].

19. "Узбекистон темир йуллари" акциядорлик жамияти жамоасига // Шавкат Мирзиёев. Халкимизнинг розилиги бизнинг фаолиятимизга берилган энг олий бадодир. 2-жилд, Т., "Узбекистон", 2018, 431-бет. [In Uzbek: To the team of Uzbekiston railways// Shavkat Mirziyoev. The consent of our people is the highest value given to our work. Volume 2].

20. "Узбекистон темир йуллари" давлат акциядорлик жамияти жамоасига // "Темирйулчи", 2014, 13 ноябрь. [In Uzbek: To the team of Uzbekistan Railways].

21. "Узбекистон темир йуллари" акциядорлик жамияти жамоасига табриги // "Халк сузи", 2018 йил, 4 август. [In Uzbek: Congratulations to the team of Uzbekistan Railways].

22. "Марказий Осиё халкаро транспорт йулаклари тизимида: стратегик истикболлар ва фойдаланилмаган имкониятлар" халкаро конференция иштирокчиларига. (Узбекистон Республикаси Президента кутлови) //"Халк сузи", 2018 йил 21 сентябрь. [In Uzbek: To the participants of the international conference "Central Asia on the international transport corridor system: strategic perspectives and untapped opportunities" (Greetings from the President of the Republic of Uzbekistan)].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.